Руководства, Инструкции, Бланки

речь на защиту выпускной квалификационной работы образец img-1

речь на защиту выпускной квалификационной работы образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Защита выпускной квалификационной работы (рекомендации)

Защита выпускной квалификационной работы (рекомендации)

Приведённые ниже рекомендации адресованы студентам, готовящемся к защите ВКР — выпускных квалификационных работ (дипломных работ, бакалаврских и магистерских диссертаций).

Этапы выполнения работы

Выпускная работа — это научное исследование в миниатюре. Результат ВКР не обязан быть значительным научным достижением; тем не менее, автор должен продемонтрировать способность провести своё исследование самостоятельно и добросовестно, от постановки задачи до написания отчёта.

Ознакомление с проблемой, чтение литературы

ВКР должна иметь вводный раздел, в котором обосновывается актуальность решаемой задачи, анализируются недостатки существующих подходов и вкратце описываются основные идеи предлагаемого подхода.

В нашей области желательно, чтобы ВКР имела теоретический раздел, включающий формулировки и обоснования новых технических решений, желательно, с примерами, облегчающими понимание абстрактных результатов.

Предполагается проведение вычислительных экспериментов (компьютерного моделирования) или, при возможности, экспериментов с исследуемым объектом. В работе должны быть описаны условия, результаты и интерпретации всех экспериментов. Детали программной реализации, тестирования и отладки приводить не принято.

Оформление текста работы и презентации

Проверяется умение будущего дипломированного специалиста изложить результаты своей работы как в форме письменного отчёта, так и в форме короткого устного доклада.

Расхожие заблуждения

Студенты часто по неопытности полагают, что «большие дяди» заставляют их играть в бессмысленные формально-бюрократические игры. Однако общепринятые формальные требования к оформлению ВКР имеют вполне логичные объяснения, которые легко понять.

Зачем нужны формальности?

Зачем писать аннотацию, введение, заключение, список литературы, если основная задача и так уже успешно решена? Ответ простой: это забота о читателе. Все научные статьи и большинство технических отчётов пишутся по такой схеме. Она минимизирует затраты времени читателя, позволяет понять работу сначала на уровне «общих идей», затем, при необходимости, на уровне деталей. Студент, оканчивающий технический вуз или университет, должен владеть этим жанром. Это необходимая часть профессии. Следование этой традиционной схеме здорово упорядочивает мышление, помогает и самому осмыслить результаты, и научиться рассказывать о них коллегам.

Еще одно расхожее заблуждение: «зачем стараться, если всё равно никто читать не будет». Неправда. Если хорошо написано, то читать будут. Вообще, хорошая квалификационная работа выполняет одновременно две функции: во-первых, это необходимое условие окончания высшего учебного заведения; во-вторых это отчёт о научной работе, который будет кому-то интересен. Так вот, у плохой работы вторая функция «отваливается». Хорошо написанная ВКР может послужить стартовой площадкой для продолжния исследований или для написания настоящей научной статьи.

Зачем нужны все эти мелочи?

На первый взгляд, главное — решить поставленную задачу. Однако не менее важно суметь донести свои результаты до других людей. Без этого не было бы развития науки и технологий. По неопытности мы сначала не осознаём, насколько неверно нас может понять другой человек, если мы случайно употребим не тот термин, не там поставим запятую, перепутаем букву в формуле, не надпишем оси на графике. Поэтому аккуратность оформления ВКР и безупречность речи на защите очень важны. Проверка орфографии, знание русской пунктуации и полиграфических традиций (см., например, краткий мануал по LaTeX'у ) также обязательны и входят в понятие «добросовестно сделанной работы».

Отзыв и рецензия

После того, как текст работы готов, пишется отзыв научного руководителя и рецензия. Де-факто рецензента выбирает научный руководитель. Согласно правилам это не может быть сотрудник той же кафедры (кроме бакалаврских ВКР). Отзыв и рецензия должны быть подписаны за две недели до защиты.

Некоторые преподаватели просят студентов самостоятельно написать отзыв, а иногда и рецензию тоже. Так порождается ещё одно студенческое заблуждение: «тут у них сплошной подлог и профанация». На самом деле — ничего подобного! Во-первых, студент учится писать отзывы, что весьма полезно и в будущем может ему же и пригодиться. Во-вторых, руководителю интересно узнать, что студент думает о собственной работе, и сумеет ли он подобрать для этого нужные слова. Умение адекватно похвалить и поругать самого себя является признаком зрелости. В-третьих, написанный студентом текст всё равно вычитывается и правится. Обычно приходится изменять половину формулировок. Наконец, экономится немного времени руководителя, а это очень ценный ресурс.

Отзыв научного руководителя

Цель этого документа — сказать то, что студент не скажет сам на защите. Во-первых, откуда взялась такая постановка задачи, и какое место она занимает в науке. Во-вторых, чем эта задача была сложна, и какой из результатов студента является наиболее весомым. В-третьих, какими личными качествами отличился студент в процессе выполнения работы. Если студент сделал существенно больше чем требовалось, успел поучаствовать в научных конференциях или проектах, об этом необходимо упомянуть. Это уже повод для рекомендации в аспирантуру. Последняя фраза подводит итог, например, так: «Работа удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям, и заслуживает оценки отлично, а Фамилия И. О. — рекомендации в аспирантуру».

Цель этого документа — дать независимую экспертную оценку работы. Во-первых, рецензент должен продемонстрировать, что он работу читал. Поэтому краткому изложению работы посвящается от половины страницы до страницы текста. Во-вторых, он должен аргументированно выразить свое мнение о работе: отметить достоинства, указать на недостатки. В конце формулируется вывод.

Характеристика в аспирантуру

Этот документ похож на отзыв, но в нем меньше говорится о научной задаче, которую решал студент в своей выпускной работе, и больше говорится о качествах самого студента. Отмечается способность к самостоятельным исследованиям и решению достаточно сложных научных задач. Упоминаются публикации, участие в проектах и конференциях.

Подготовка выступления

К моменту подготовки выступления краткое изложение работы уже должно содержаться во введении. Это упрощает подготовку доклада. Рекомендуется записать текст выступления дословно и попробовать проговорить его вслух с секундомером. Скорее всего, с первого раза не удастся уложиться в отведенные 5–7 минут.

Столь жёсткие рамки порождают ещё одно расхожее студенческое заблуждение: «вся защита — это профанация, и наши работы никому не нужны». Это не так, и сложившаяся практика на самом деле разумна и рациональна. Защита — это не место для научных дискуссий. Здесь проверяется квалификация выпускаемого специалиста, которая становится ясна членам комиссии в течение нескольких первых минут доклада. Предполагается, что подробный разбор работы уже произошёл ранее на научном семинаре, который организуется научным руководителем, и на который могут приглашаться заинтересованные коллеги.

Отсюда, кстати, следует вывод: работа должна быть полностью завершена хотя бы за пару недель до защиты, чтобы успеть провести последний перед защитой семинар и учесть сделанные коллегами замечания. Студенты, в спешке доделывающие существенные части работы в последние дни перед защитой, сами лишают себя содержательной дискуссии.

Предзащита обычно проводится за две недели до защиты, и также в формате 5–7 минут. Это тоже не научный семинар, а всего лишь репетиция защиты.

Секрет успешного краткого выступления в том, что за отведённые 5–7 минут можно успеть рассказать только постановку задачи и основные результаты. По объему это одна страница печатного текста или чуть больше. На защите не следует вдаваться в технические подробности. Основная задача выступления — убедить комиссию, что решённая задача актуальна и достаточно сложна, и что автор квалифицированно выполнил исследование, предложив новое решение или улучшив ранее известные решения.

Другие статьи

Защита выпускной квалификационной работы - Лекциопедия

Защита выпускной квалификационной работы

Не менее чем за 3-4 дня до даты защиты студенту предоставляется возможность ознакомления с внешней рецензией для подготовки ответов на приведенные в них замечания.

Защита выпускной квалификационной работы носит публичный характер. Начинается она с доклада студента (10-12 минут), сопровождающегося демонстрацией наглядного материала с использованием при необходимости соответствующих технических средств (мультимедийные, видео презентации).

В докладе студент освещает актуальность и значимость темы, цель и задачи, объект и предмет работы; раскрывает сущность проблемы и свой вклад в ее решение, характеризует итоги проведенной работы.

Порядок обсуждения выпускной квалификационной работы предусматривает:

- ответы студента на вопросы членов государственной комиссии и других лиц, присутствующих на защите;

- выступления научного руководителя защищаемой выпускной квалификационной работы и рецензента (либо оглашается текст рецензии).

В заключении студенту вновь предоставляется слово для ответа на замечания.

На защите присутствие научного руководителя и особенно рецензента крайне желательно. Для этого кафедра заблаговременно извещает того и другого о дате защиты выпускной квалификационной работы, но и сам соискатель должен позаботиться о присутствии этих столь значимых для него лиц.

Во время защиты после выступления дипломника и ответа на вопросы аттестационной комиссии выступает рецензент (в случае его отсутствия текст рецензии зачитывается председателем ГАК (или одним из членов комиссии) полностью или лишь в критической части (это определяется самим председателем). После этого дипломник отвечает на замечания рецензента. На этом защита как таковая завершается.

Решение об оценке выпускной квалификационной работы принимается на закрытом заседании государственной комиссии путем голосования и оформляется протоколом заседания. Результаты защиты оглашаются публично.

9.1. Защитная речь, как ее готовить и как выступать на защите

Текст выступления на защите нужно написать заранее и хорошо выучить (отрепетировать), тем более, что время для выступления отводится очень небольшое - до 10 мин.

Старайтесь именно говорить (рассказывать), а не читать заранее подготовленный текст. Когда защищающийся только читает этот текст выступления, не отрываясь от него, это не вызывает положительных эмоций у членов комиссии. Кроме того, очень важно знать, что когда выступление «зашкаливает» по времени, это оценивается комиссией очень невысоко: защищающийся должен уметь говорить кратко, но ярко и убедительно.

Было бы очень полезно и, прямо скажем, выигрышно, если на защите были бы представлены выполненные на ватмане схемы, диаграммы, таблицы, соответствующие содержанию выпускной квалификационной работы.

Какова структура текста выступления? Обычно выступление содержит в себе такие логико-смысловые блоки:

Вступление (актуальность темы выпускного квалификационного исследования; цели и задачи работы; методологическая и источниковая база проведенного анализа).

Основная часть (последовательное раскрытие содержания основных частей (глав, разделов) исследования. При этом важно иметь в виду. что переход от одной части к другой должен логически и содержательно обусловлен (нужно построить логический «мостик» между частями).

Заключительная часть (подведение итогов проведенного выпускного квалификационного исследования). Здесь кратко формулируются результаты анализа и показывается научная и практическая перспектива разработки данной темы (проблематики).

Еще несколько небольших, но важных советов по выступлению. Начинать свое выступление было бы уместно так:

«Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии! Уважаемый председатель комиссии! Уважаемые присутствующие!

Вашему вниманию предлагается выпускное исследование на тему «. ». Выбор темы настоящего исследования был обусловлен главным образом следующими обстоятельствами. » и т.д.

Заключать выступление рекомендуется так:

«. Таковы основные положения и выводы представленного уважаемой государственной аттестационной комиссии выпускного квалификационного исследования. Благодарю за внимание!»

И ещё. На каждый вопрос члена госкомиссии следует произносить: «Спасибо за вопрос! (очень интересный вопрос и т.п.)». Если член комиссии, задавший вопрос, известен дипломнику, то нужно так: «Спасибо, Иван Федорович, за вопрос (варианты: интересный, важный, трудный и т.п. вопрос)» или «Спасибо, Анна Константиновна, за замечание. Здесь действительно я допустил ошибку (недоглядел, упустил из виду и т.д.)». Только здесь важно не «переборщить» в плане интонаций, мимики, жестикуляции, поскольку такой перебор может вызвать ненужное оживление и даже столь неуместный на такой процедуре защиты выпускной квалификационной работы смех.

Целесообразно при подготовке к защите письменно набросать для себя перечень возможных вопросов со стороны членов госкомиссии и постараться как бы заранее ответить на них.

Исключительно большое значение имеет хорошее владение терминологией (понятийным аппаратом) темы своего выпускного квалификационного исследования, а также знание определенной статистики, конкретных примеров, фактов по теме, причем самых «свежих».

Нужно иметь в виду еще следующее. По окончании собственно защитного процесса председатель обращается, как правило, к дипломнику с просьбой выступить с заключительным словом. Этот этап защиты состоит в том, что дипломник обычно обращается со словами благодарности к комиссии, научному руководителю и рецензенту, присутствующим за оказанную помощь, содействие, за то, что его выслушали и т.п. Помимо этого, дипломник имеет возможность что-то добавить от себя (но не по существу работы, так как собственно защита ужезавершена) по поводу своих дальнейших шагов на ниве науки, педагогики, своей профессиональной деятельности и т.д. Другими словами, заключительное слово используется для своего рода завершающего «мазка» на той картине, на которой изображены личность выпускника и его уровень профессиональной подготовки, и он хотел бы, чтобы эта картина произвела благоприятное впечатление на комиссию, как по своему содержанию, так и по форме.

9.2. После защиты

Выпускная квалификационная работа, представляемая экзаменационной комиссии, остается затем на факультете (в учебно-методическом кабинете) и хранится в течение установленного существующими правилами времени. Причем это должен быть первый экземпляр. Поэтому дипломник должен изготовить как минимум два экземпляра работы; второй экземпляр является рабочим для дипломника, им он может пользоваться во время защиты. Кроме того, на кафедру обязательно представляется полная итоговая электронная версия выпускной квалификационной работы. Такое требование связано с тем, что на кафедре формируется банк электронных версий дипломных работ. Этот банк является составной частью создаваемой на факультете электронной научной и учебно-методической литературы.

1. ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.

2. ГОСТ 2.105-95. Общие требования к текстовым документам.

3. ГОСТ 7-32-91. Система стандартов о информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

4. Гендина Н.И. Колкова Н.И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Стандарты высшего учебного заведения: В 3 ч. Кемерово, 1998.

5. Методические рекомендации по подготовке научной и учебной литературы к печати. Сост. В.Т. Бакиров, С.И. Калинкина, Е.Д. Колегова и др. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999

6. Научные работы: Методика подготовки и оформления /Сост. И.Н. Кузнецов. Мн. Амалфея, 1998.

7. Эхо Ю. Письменные работы в ВУЗАХ. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, ВКР- 2-е изд. М-: Изд-во «ВЕСТНИК», 1997.

Приложение 1. Образец заявления об утверждении темы

выпускной квалификационной работы

Приложение 5. Образец оформления библиографического списка

1.1. Архивный источник

В описании указываются: Архив. Фонд. Опись. Дело. Лист дела. Название документа. Дата.

1.1.1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.601. Оп.2. Д.31. Л.31. Телеграмма Уральского областного совета Представителю ВЦИК Я. Свердлову. 29 апреля 1918 г.

1.2.Нормативно-правовые акты, правовые документы

1.2.1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г. 20 декабря 1971 г. 1 января 1990 г. 6 ноября 1990 г. 11 мая 1994 г.) //Ведомости Верховного Совета СССР, 1987, N 45, ст. 747; Российская юстиция, 1995, N 4, стр. 49.

1.2.2. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г.) //Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М.,1990.

1.2.3. О выборах Президента Российской Федерации (с изм. и доп. от 21 марта 2002 г.): Федеральный закон от 31 декабря 1999 г- N 228-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2000 г. (часть И), N 1, ст. 11.

1.2.4. О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 6 июля 1995 г. № 673 //Собрание законодательства Российской Федерации от 10 июля 1995 г, N28, ст. 2642.

1.3. Материалы судебной практики

2.1. Научные труды одного и более авторов

2.1.1. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. / Пер. с исп. М. Весь мир, 1997. – 704 с.

2.1.2. Хепкин С.М. Испания после диктатуры: Социально-политические проблемы перехода к демократии. М. Наука, 1993. – 200 с.

2.1.3. Монархи Европы: Судьбы династий /Ред.-сост. Н.В. Попов. М.; Республика, 1996. – 623 с.

2.1.3. История нового времени /Виппер Р.Ю. Реверсов И.П. Трачевский А.С. М. Республика, 1995. – 496 с.

2.1.4. КоковцевВ.Н. Из моего прошлого: Воспоминания 1903-1919 гг. В 2т. М.1993. Т.1. С. 189-190.

2.1.5. Вопросы теории государства и права: Личность, право, правовая система. Межвуз. научн. сб. (вып.8). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. – 192 с.

2.2. Диссертации и авторефераты диссертаций

2.2.1. Ягофаров Д.А. Правовая активность личности в профилактике правонарушений: сущность, особенности, стимулирование: Дисс. канд. юрид. наук. М.,1991. – 245 с.

2.2.2. Колотов Н.Г. Принятие решения как стадия процесса применения норм права: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Свердловск, 1980. – 21 с.

2.3.1. Лещиловская И.И. Исторические корни югославского конфликта // Вопросы истории. 1994. №5. С. 40-56.

2.3.2 Гусаров Ю.А. Европейская безопасность в начале 90-х гг. //Внешняя политика и безопасность европейских государств: Проблемно-тематический сборник. / Актуальные проблемы Европы- Вып.4. М. ИНИОН РАН, 1994. С.9-30.

2.3.3. Юсин М. Боснийскую квартиру, кажется; поделили //Известия. 1995. - 22 ноября.

2.3.4. Сычев С. Идеалист и прагматик //Московские новости. 1997. №40. С.8-9.

2.4. Учебная и учебно-методическая литература

2.4.1. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов: в 2 т. – 3-е изд. перераб. И доп. – Т. II: Современная эпоха / Отв. Ред. д.ю.н. проф. Н.А. Крашенинникова. – М. Норма, 2005. – 816 с.

2.5. Справочная и энциклопедическая литература

2.6. Ресурсы сети Интернет

Выступления на защите

Выступления на защите

Порядок разработки и защиты выпускной квалификационной работы полностью изложен в настоящих Методических рекомендациях к выполнению и защите выпускной квалификационной работы.

Особое внимание следует обратить на выступление на защите выпускной квалификационной работы как заключительного этапа Государственной итоговой аттестации. Длительность выступления– максимум 5-7 минут. Старайтесь не читать, а говорить.

Рекомендации по выступлению:

- Обоснование выбора темы, ее актуальность и практическая значимость;

- Степень разработанности данной проблемы в научной литературе и краткий перечень проанализированной;

- Цели, которые Вы ставили перед собой, приступая к исследованию;

- Максимально краткая характеристика структуры и содержания работы (по главам и параграфам), а также основных источников (в том числе упомянуть практику работы конкретной организации);

- Выводы, к которым Вы пришли, исследовав проблему;

- Практические рекомендации, которые можно сформулировать по итогам исследования и внедрить в практику;

- Ответы на замечания, высказанные в рецензии на Вашу работу.

Примечание. Текст выступления должен быть максимально приближен к тексту выпускной квалификационной работы, поэтому основу выступления составляют, как правило, Введение, план и Заключение. Также практически полностью используются выводы, сделанные в конце каждой главы. В выступлении могут быть использованы только те графики, диаграммы и схемы, которые приведены в выпускной квалификационной работе. Использование в выступлении данных, не использованных в работе, недопустимо .

Образец оформления последнего листа выпускной

Выпускная квалификационная работа выполнена мной самостоятельно. Использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

Отпечатано в ___________________ экземплярах.

Список литературы и использованных источников

состоит из ______________________ наименований.

Один экземпляр ВКР и электронный вариант сдан на кафедру.

ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Защита работы происходит на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), которая состоит из председателя, заместителя председателя, членов комиссии и технического секретаря. ГЭК – выявление подготовленности студента к профессиональной деятельности и принятие решения о выдаче студенту бакалаврского диплома менеджера государственного образца.

На заседаниях ГЭК желательно присутствие руководителей выпускной квалификационной работы. На процедуру защиты должны быть представлены следующие документы. выпускная квалификационная работа бакалавра, мультимедийная презентация (слайды в формате ppt, pptx либо в графических редакторах), внешняя рецензия, письменный отзыв руководителя, зачетная книжка студента.

Успешная защита основана на хорошо подготовленном докладе. В нем следует отметить: что сделано лично студентом; чем он руководствовался при исследовании темы; что является предметом изучения; какие методы использованы при изучении рассматриваемой проблемы; какие новые результаты достигнуты в ходе исследования и каковы основные выводы. Конкретное содержание доклада определяется студентом совместно с научным руководителем. Краткий доклад (в пределах 5…7 минут) должен быть подготовлен письменно, но выступать на защите следует, не зачитывая текст.

Таким образом, доклад по ВКР должен содержать следующие пункты:

1) обращение к председателю и членам ГЭК («Уважаемый председатель и члены аттестационной комиссии!»);

2) актуальность темы (коротко и аргументировано);

3) цель и задачи ВКР;

4) краткая характеристика объекта исследования с указанием текущего положения и выявленных проблем;

5) разработанные предложения, результаты проведённых расчётов с прогнозной оценкой их эффективности и значимости для объекта исследования;

6) основные выводы и рекомендации, личностный вклад докладчика в их разработку. Доклад завершается фразой – «доклад окончен, спасибо за внимание».

В ходе выступления на защите студенту рекомендуется обращать внимание на стилистику, культуру речи, логичность и последовательность излагаемого материала. Целесообразно предварительно самостоятельно провести хронометраж выступления. На защите необходимо быть готовым ответить на вопросы о собственных предложениях, разработанных по тематике ВКР.

Мультимедийная презентация распечатывается на листах формата А4 альбомной ориентации в 3-4 экземплярах – для членов аттестационной комиссии а также демонстрируется на экране по ходу выступления. Слайды и выступление на защите должны логично дополнять друг друга.

Вопросы могут относиться к теме ВКР, к специальному курсу по управлению, который имеет отношение к работе. По докладу и ответам на вопросы комиссия судит о широте кругозора студента, его эрудиции, умении публично выступать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

На процедуре защиты допускается присутствие студентов младших курсов. Вход и выход из зала заседания ГЭК возможен только в перерывах между заседаниями. Хождение и разговоры по залу в период защиты категорически запрещены. Форма одежды присутствующих – праздничная.

Результаты защиты ВКР определяются на закрытом заседании АК по окончании защит, оценками по четырехбалльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) простым большинством голосов членов ГЭК. При равном числе голосов решающим является голос председателя.

Студент, не защитивший ВКР, отчисляется из АНО ВПО «РАП» и получает справку об обучении установленного образца. Студент имеет право быть допущенным до защиты повторно, но не ранее следующего (в новом учебном году) заседания ГЭК.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

mydocx.ru - 2015-2016 year. (0.012 sec.)