Категория: Бланки/Образцы
Соблюдение формы процессуального документа - необходимое условие
обеспечения прав личности
Вышедшая в 2002 г. в издательстве "Юридический дом "Юстицинформ" книга "Комментарий к формам документов Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" получила признание у практических работников органов дознания, следствия, прокуратуры и суда и стала для них первейшим подспорьем в работе.
Надо сказать, подобный комментарий в истории как советского, так и нынешнего российского уголовно-процессуального права был сделан впервые. Необходимость в его написании состояла в том, что практика требовала разъяснений, а затем и формирования собственной методики использования новой для нее и совершенно незнакомой ситуации, связанной с применением приложений к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (далее - УПК РФ). Ведь эти приложения стали общеобязательными после вступления УПК РФ в силу (с 1 июля 2002 г.).
За исключением некоторых положений впервые в виде приложений к УПК РФ формы процессуальных документов, составляемых лицами, оформляющими поступление официальных заявлений о совершенных преступлениях, а также о проводимых досудебных и судебных действиях органами дознания, дознавателями, следователями, прокурорами, судьями и другими лицами - участниками уголовного судопроизводства, были законодательно установлены наравне с самими процессуальными нормами.
Принятие законодателем приложений к УПК РФ - это новелла в уголовном процессе, несущая в себе не только формальную, но и смысловую нагрузку. Притом новелла не менее нужная, чем сами нормы процессуального закона. Следует заметить, что ранее (по Уголовно-процессуальному кодексу 1961 г.) процесс составления актов дознания, следствия и судебного разбирательства был неупорядочен, порой не соответствовал самому закону, отсутствовали единообразные формы многих процессуальных документов, а деятельность лиц, в производстве которых находились конкретные уголовные дела, основывалась на различных "образцах процессуальных актов", издаваемых произвольно и зачастую с серьезными изъянами по форме и содержанию.
В таких процессуальных документах нередко терялась суть полученных доказательств, более того, сами документы часто утрачивали свое доказательственное значение. Однако суды во многих случаях во избежание угрозы массового "развала" уголовных дел вынуждены были в конечном итоге признавать их за доказательственные, что снижало авторитет судебных решений (приговоров, определений). Вместе с тем все это нередко приводило к судебным ошибкам или серьезным коллизиям, возникавшим как между сторонами обвинения и защиты, так и между стороной защиты и судом или стороной обвинения и судом.
В силу неотрегулированности в законе порядка составления тех или иных процессуальных документов в период действия УПК РСФСР получили распространение многие документы, составляемые наиболее часто представителями органов дознания и лицами, производящими оперативно-розыскные мероприятия, которые даже не были предусмотрены уголовно-процессуальным законом. Это так называемые явки с повинной, получаемые от лиц, уже задержанных по подозрению в совершении преступлений; акты изъятий документов и вещей, объяснительные записки, протоколы выходов на место, рапорты дежурных милиционеров, акты опросов населения и т.п. Мало того, подобные документы стали активно использоваться и судами при вынесении судебных решений.
При сложившейся практике выполнение требований ч. 3 ст. 69 УПК РСФСР ("доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания обстоятельств по уголовному делу") во многих случаях носило достаточно субъективный характер, а ходатайства адвокатов, подозреваемых или обвиняемых об исключении подобных "доказательств" оставались без внимания.
При этом суды, как правило, обосновывали свою позицию тем, что отступления от норм уголовно-процессуального закона в период проведения предварительного следствия или дознания каких-либо существенных нарушений, влияющих на выяснение объективных обстоятельств дела и доказанность вины обвиняемого, не повлекли. Сейчас положение дел постепенно меняется.
Принятые законодателем приложения к Уголовно-процессуальному кодексу РФ были призваны положить конец использованию при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном рассмотрении уголовных дел непроцессуальных документов или документов, составленных с нарушением закона. При этом необходимо учитывать, что процессуальные бланки документов дознания, следствия и суда, на которые распространяются требования закона о соблюдении процессуальной формы их составления, по смыслу Уголовно-процессуального кодекса не исчерпывались только теми, что были предусмотрены приложениями к Кодексу.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) бланки тех процессуальных документов, которые были упомянуты в тексте Кодекса, но не вошли в приложения, должны были разрабатываться: для досудебного производства - Генеральной прокуратурой РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями на производство предварительного расследования (такие в 2000 г. были разработаны и приказом N 15 Генеральной прокуратурой РФ направлены на места для исполнения); для судебного производства - Верховным Судом РФ (таковые не разрабатывались).
Поэтому процессуальные документы - как те, что были закреплены в приложениях к УПК РФ, так и те, что упомянуты в соответствующих нормах Кодекса, но не вошли в приложения, - должны были отвечать обязательным формальным атрибутам. Только для первых из них эти атрибуты устанавливались законом, а для вторых - разрабатывались в особом порядке, предусмотренном ч. 2. ст. 13 Вводного закона. Поэтому после вступления УПК РФ в силу доказательства, закрепленные в документах, не соответствовавших установленным для них формам, в силу ч. 3 п. 2 ст. 75 УПК РФ должны были признаваться недопустимыми согласно правилам оценки доказательств, предусмотренным п. 2-4 ст. 88, ст. 234 и 235 Кодекса.
Однако с тех пор в практике уголовного судопроизводства произошли значительные перемены. Федеральными законами РФ в 2002-2003 гг. как в сам УПК РФ, так и в приложения к нему были внесены значительные коррективы. А Федеральным законом РФ от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (п. 103) приложения к УПК РФ вообще были исключены из Кодекса. Поэтому повторение издания вышеназванного комментария сегодня по ряду объективных причин уже не вызывается необходимостью, но это нисколько не может поколебать роли и значения в уголовном процессе формы составляемого в досудебной и судебной практике процессуального документа. Более того, эти роль и значение неизмеримо возрастают, о чем свидетельствует то, что форме процессуального документа в существенно измененном УПК РФ теперь посвящена отдельная часть Кодекса (Часть шестая. Бланки процессуальных документов), отдельный раздел (Раздел XIX. Применение бланков процессуальных документов. Порядок применения бланков процессуальных документов) и целая глава (Глава 57. Перечень бланков процессуальных документов).
Так, согласно ст. 474 УПК процессуальные действия и решения оформляются на бланках процессуальных документов, предусмотренных гл. 57 Кодекса. Процессуальные документы могут быть выполнены типографским, электронным или иным способом. Если бланки процессуальных документов, выполненные типографским, электронным или иным способом отсутствуют, они могут быть написаны от руки.
При использовании бланка процессуального документа допускаются изменение наименования должности лица, осуществляющего процессуальное действие либо принимающего процессуальное решение, а также внесение в него дополнительных граф, строк, ссылок на статьи Кодекса, если этого требует содержание процессуального действия или решения и если это не противоречит требованиям УПК. В бланке процессуального документа, выполненном электронным способом или написанном от руки, подстрочный текст не является обязательным.
Таким образом, новой редакцией УПК серьезно подправлена прежняя практика, согласно которой в приложения к УПК не допускалось произвольного внесения изменений, новых записей и дописок.
В статье 475 УПК также предусматривается, что при отсутствии требуемого процессуального документа в перечне бланков процессуальных документов, предусмотренном гл. 57, указанный документ составляется должностным лицом с соблюдением структуры аналогичного бланка и требований Кодекса, регламентирующих осуществление соответствующего процессуального действия либо принятие соответствующего процессуального решения.
Это тоже новелла по сравнению с первой редакцией Кодекса.
В приведенных нормах, таким образом, отражены стремления и практических работников, непосредственно применяющих закон, и правозащитных организаций, и надзирающих за исполнением закона инстанций к упорядочению процессуальных действий и их соотнесению с законом.
Вместе с тем, несмотря на некоторую "свободу" в составлении процессуального документа, бланки УПК РФ, исходя из смысла и не допускающего двузначности толкования закона, продолжают нести в себе серьезную правовую нагрузку как обязательные, четко установленные элементы уголовного процесса.
Таким образом, можно дать cледующее определение бланкам процессуальных документов:
"Бланки - приложения к ст. 476-477 УПК РФ представляют собой документы, законодательно закрепляющие в целях единообразного применения правовых норм в процессе уголовного судопроизводства установленную обязательную форму и процессуальный порядок документирования собранных по делу доказательств, а также иных обстоятельств, имеющих значение для дела и установленных в результате проводимых досудебных и судебных действий, на основании которых уполномоченными законом лицами составляются конкретные процессуальные документы по уголовному делу".
Подобное определение бланков УПК основано на том, что установленные законом бланки являются обязательной формой, которой обязаны руководствоваться дознаватели, органы дознания, следователи, прокуроры и судьи при составлении ими конкретных процессуальных документов, а также на том, что разрешенное законом изменение формы бланка допускается лишь в строго оговоренных случаях, а именно: в случае необходимости изменения наименования должности лица, осуществляющего процессуальное действие либо принимающего процессуальное решение, а также в случае внесения в него дополнительных граф, строк, ссылок на статьи Кодекса, если этого требует содержание процессуального действия или решения и если это не противоречит требованиям УПК. Подобное "совершенствование" установленной формы бланка не предполагает существенного отступления от нормы и является способом предоставления практическим работникам некоторой свободы деятельности при возникновении указанных выше ситуаций.
Принятие на законодательном уровне новых бланков УПК РФ свидетельствует не просто о логической завершенности всего процессуального закона в отличие от УПК РСФСР (таковая констатировалась уже при принятии законодателем приложений к УПК РФ, ибо наряду с регламентацией содержательной части уголовного судопроизводства появилась регламентация и формальная). Содержание и форма составили единый органичный элемент законодательного отображения требований ко всему уголовному процессу. В соответствии с ч. 1 ст. 13. Вводного закона приложения к Уголовно-процессуальному кодексу, введенные в действие с 1 июля 2002 г. т.е. одновременно с самим Кодексом, завершили процесс объединения формы и содержания. Нынешнее же нововведение - принятие законоположения о бланках процессуальных документов - привело уголовно-процессуальный закон к еще большей завершенности, а сами бланки стали не просто приложениями к закону, как это было в первом варианте УПК, а его непосредственной составной частью, конкретными нормами права (ст. 476 и 477 УПК).
Теперь в юридической переписке, документальном изложении дела и официальной лексике по конкретным вопросам того или иного уголовного дела юридически грамотно будет писать и говорить, например, так: "Согласно материалам (л.д.____) протокол явки с повинной гр-на _________ составлен с грубыми нарушениями приложения N 3 к ст. 476 УПК РФ. В частности, в нем не отражено _____________, искажено _______ и т.д. что свидетельствует о нарушении требований ч. 1 ст. 474 УПК РФ, обязывающей процессуальные действия и решения оформлять на бланках процессуальных документов, предусмотренных гл. 57 УПК РФ, а не в произвольном порядке. При таких обстоятельствах данный документ следует признать недопустимым доказательством".
Такое отношение к бланкам процессуальных документов еще раз подчеркивает единство основного процессуального содержания и процессуальной формы.
Столь своеобразные законотворческие новеллы (принятие сначала приложений к УПК, а затем скрупулезная регламентация бланков процессуальных документов) обусловлены следующими обстоятельствами.
Дело в том, что УПК РСФСР был принят еще в 1961 г. т.е. при совершенно другой социально-экономической формации и иных социальных и правовых ориентирах законодателя. В соответствии со ст. 2 УПК РСФСР задачами уголовного судопроизводства, наряду с быстрым и полным раскрытием преступлений, изобличением виновных и обеспечением правильного применения закона (что, впрочем, присуще процессуальному законодательству многих стран), были также укрепление социалистической законности и существовавшего правопорядка, который, как известно, основной упор делал на защиту интересов государства.
Демократизация российского общества привела в действие международные нормы о правах человека, к которым присоединилась и Россия, заставила переосмыслить приоритеты государственной экономической и особенно социальной политики, в которой интересы личности стали определяться выше интересов государства. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. А в силу ст. 18 Конституции права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Поэтому при принятии нового Уголовно-процессуального кодекса необходимо было пересмотреть ранее существовавшие приоритеты. В Кодексе появилось больше норм, направленных на защиту не столько государственных интересов, сколько интересов и прав граждан - участников уголовного судопроизводства.
С учетом требований Конституции РФ и Европейской конвенции о правах человека и гражданина в Кодексе, наряду с конкретными нормами о порядке проведения тех или иных процессуальных действий, детально разработаны юридические формы закрепления этих действий на бумажных носителях - протоколах следственных и судебных действий, постановлениях и других документах, составляемых дознавателями, следователями, прокурорами, судьями и иными лицами, бланки которых строго предусмотрены законом.
В связи с этим процессуальному оформлению документов уголовного судопроизводства придано то же значение, что и фактическому установлению доказательств по уголовному делу.
Таким образом, в российском законодательстве появился совершенно новый способ законодательного регламентирования, который заключается в принятии законодателем обязательных для исполнения бланков процессуальных форм документов.
Такие бланки по своему значению становятся вровень с нормами самого закона, регламентирующими порядок производства досудебных и судебных действий по уголовному делу, а также с теми досудебными и судебными действиями, которые находят в них (документах) свое процессуальное отражение. Юридическая сила бланков процессуальных документов обеспечивается следующими обстоятельствами.
Во-первых, диалектическим единством формы и содержания соответствующих процессуальных действий, предусмотренных конкретными нормами УПК РФ и приложениями к нему. Иными словами, бланки составлены не сами по себе, как образцы процессуальных актов, а как органичное и единое целое с уголовно-процессуальными нормами. Это не "рекомендательная литература" для следователей, прокуроров и судей и даже не какие-то "факультативные" ведомственные правила, а общеобязательные, установленные законом требования наряду и вместе с основными правовыми нормами Уголовно-процессуального кодекса.
Во-вторых, установленным законом порядком, согласно которому при отсутствии требуемого процессуального документа в перечне бланков процессуальных документов данный документ составляется должностным лицом с соблюдением структуры аналогичного бланка и соответствующих требований Кодекса, регламентирующих осуществление процессуального действия либо принятие процессуального решения.
В-третьих, установленным запретом изменения граф документов, формы которых предусмотрены приложениями, помимо тех, которые специально оговорены в самом законе (см. выше, ст. 474 УПК РФ).
Подробная регламентация составления процессуальных документов досудебного и судебного производства наряду с нормами закона, непосредственно регламентирующими обеспечение процессуальных прав граждан, призвана опосредованными (формальными) способами повлиять на защиту интересов личности в процессе производства по уголовному делу.
Любое нарушение установленного бланками процессуальных документов порядка закрепления действий досудебного и судебного производства должно расцениваться как нарушение прав гражданина (потерпевшего, гражданского истца, подозреваемого, обвиняемого, а также свидетелей и иных лиц - участников уголовного судопроизводства в части, их касающейся).
Это означает, что составление процессуальных документов приобретает значительно большее значение, чем это было в период производства по уголовным делам по УПК РСФСР. В свою очередь, это налагает на дознавателей, следователей, прокуроров, судей и других участников уголовного судопроизводства, причастных к составлению процессуальных документов, контролю за ходом расследования уголовных дел и надзору за законностью при уголовном судопроизводстве, высокую ответственность, требует от них глубоких знаний нового уголовно-процессуального закона и надлежащей принципиальности в собственных оценках.
Вышедший ранее в издательстве "Комментарий к формам документов Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" как раз и явился тем важным подспорьем, которое помогало понимать и реализовывать на практике названные законодательные установления.
Сегодня в связи с указанными выше переменами, в том числе и связанными с изменениями самого законодательства, которые внесены Федеральными законами РФ от 29 мая 2002 г. N 58-ФЗ (в ред. от 30 июня 2003 г.), от 24 июля 2002 г. N 98-ФЗ, от 24 июля 2002 г. N 103-ФЗ, от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ, от 31 октября 2002 г. N 133-ФЗ, а также изменениями, внесенными в Кодекс в 2003 г. (см. Федеральные законы РФ от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ, от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ, от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ), потребовалось не только видоизменение Комментария, в котором данные изменения учтены, но и построение его по совершенно другим критериям.
В чем же суть новой концепции настоящего Комментария к бланкам процессуальных документов? Она заключается в следующем.
1. В связи с вышеназванными изменениями необходимо изменить само название Комментария, поскольку в нем будет теперь идти речь не о формах процессуальных документов, являвшихся приложением к прежней редакции УПК РФ, а о бланках процессуальных документов, ныне являющихся уже составной частью самого Кодекса, его конкретными правовыми нормами.
2. В связи с существенным объемом принятых законодателем процессуальных документов - приложений к ст. 476 и 477 УПК (169 в стадии досудебного производства и 63 в стадии судебного производства) уже нет необходимости комментировать эти бланки в одном томе. Из-за большого объема материалов будет не очень удобно пользоваться книгой таким практическим работникам, как следователям и дознавателям.
3. В нынешнем издании Комментария необходимо учесть и некоторые недостатки ранее изданного Комментария приложений к УПК. В частности, для практических работников, применяющих комментируемые бланки, очень важно быстро и оперативно найти изложение предусмотренной законом последовательности и законодательную трактовку проводимого следственного действия, его правовую регламентацию.
Учитывая, что нынешний УПК РФ представляет собой достаточно сложный инструмент для практического применения, что большинство его статей, являясь отсылочными, не дают ответа на сиюминутные вопросы, возникающие при проведении в основном досудебных следственных действий, содержание Комментария должно в максимальной степени компенсировать эту особенность Кодекса и по возможности, соединить в себе отсылочные нормы, относящиеся к конкретному следственному действию, отражаемому в бланке процессуального документа.
Именно по этому принципу и создавался настоящий Комментарий, первая часть которого предназначена для отражения в нем процессуальных документов досудебного производства, а вторая часть - судебного производства.
Вместе с тем настоящий Комментарий построен так, чтобы он представлял интерес не только для практических работников (следователей, дознавателей, прокуроров), но был нужен и для преподавателей вузов, студентов, изучающих уголовный процесс, правозащитников, а также для рядовых граждан, самостоятельно защищающих свои права в тех или иных процессах, связанных с уголовным судопроизводством. Автор постарался довести в нем до внимания читателей не только установления самого уголовно-процессуального закона, но и дать некоторые представления о подзаконных нормативных актах, относящихся к комментируемому документу, обратить внимание на некоторые моменты, где возможно нарушение прав человека, дать некоторые научные трактовки и ссылки на ученых-процессуалистов по комментируемому вопросу.
В Ленинский районный суд г. Самары
от Иванова Ивана Ивановича,
проживающей по адресу:
___________________________________
___________________________________
В производстве Ленинского районного суда г. Самары находится уголовное дело по обвинению меня в совершении преступления, предусмотренного ст. 30 ч.3, ст.291 ч.1 УК РФ.
В соответствии со ст. 314 УПК РФ, обвиняемый вправе заявить о согласии с предъявленным ему обвинением и ходатайствовать о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства по уголовным делам о преступлениях, наказание за которые, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации, не превышает 10 лет лишения свободы.
В соответствии со ст. 315 УПК РФ, обвиняемый вправе заявить ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в связи с согласием с предъявленным обвинением, в момент ознакомления с материалами уголовного дела, о чем делается соответствующая запись в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела в соответствии с частью второй статьи 218 УПК РФ.
Заявление о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства было заявлено мною при ознакомлении с материалами уголовного дела.
Я согласен с предъявленным мне обвинением по ст. 30 ч.3, ст.291 ч.1 УК РФ УК РФ. Обвинение мне понятно.
Прошу постановить в отношении меня приговор без проведения судебного разбирательства (в особом порядке).
Я осознаю характер и последствия заявляемого мною ходатайства. Мне разъясно и понятно положение ст. 317 УПК РФ, в соответствии с которой приговор, постановленный в соответствии со статьей 316 УПК РФ, не может быть обжалован в апелляционном и кассационном порядке по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 379 УПК РФ (в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой или апелляционной инстанции).
Настоящее ходатайство заявляю добровольно, после проведения консультаций с защитником – адвокатом Марченко Ю.Г.
_________________________________ Иванов И.И. «Дата»
В соответствии с общими принципами и историческими традициями континентальной (романо-германской) правовой системы любая юрисдикционная деятельность подлежит обязательному документированию. Это положение полностью распространяется и на все отрасли российского процессуального права. В частности, российское уголовно-процессуальное право предусматривает такой порядок производства по уголовным делам, который характеризуется обязательным закреплением любой имеющей значение информации в соответствующем документе.
Документ (от лат. dokumentum) — это материальный объект, в котором с помощью знаков, символов и прочих элементов естественного или искусственного языка зафиксированы сведения о каких-либо фактах.
В настоящее время в зависимости от способов фиксации информации документы подразделяются на письменные и прочие, в том числе: графические (чертежи, рисунки, схемы); фото-, аудио-, кино- и видеодокументы; электронные документы. Однако при таком многообразии в уголовном судопроизводстве основную роль играют все же письменные документы, которые содержат информацию в виде письменной речи. Они могут быть изготовлены рукописным способом или с помощью знакопечатающих устройств: пишущей машинки, принтера, типографского оборудования и пр.
А документы, выполненные иным способом, как правило, носят второстепенный характер и являются приложениями к письменным, придавая им наглядность и увеличивая информативность. Например, к письменному протоколу следственного действия могут быть приложены различные фотоснимки, фонограммы, видеокассеты, различные носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы и т.д. (ч. 8 ст. 166 УПК).
Таким образом, уголовное дело фактически представляет собой совокупность различных документов, в первую очередь письменных, но также и некоторых других. Это могут быть документы, признанные вещественными доказательствами, т.е. те, которые в прошлом служили орудием совершения преступления (например, поддельный проездной билет), сохранили на себе его следы (например, паспорт гражданина РФ со следами подчистки) и т.п. Кроме того, большой информативностью обладают и «иные документы», содержащие сведения о фактах, зафиксированных в их смысловом содержании (дипломы, паспорта товарно-транспортные, банковские и многие другие документы, а также их дубликаты или копии).
Между тем особое значение для уголовного судопроизводства имеют так называемые уголовно-процессуальные документы, составление которых является обязательным юридическим условием для осуществления, предварительного расследования, судебного разбирательства и всех остальных процессуальных процедур. В них находит отражение вся деятельность субъектов уголовной юрисдикции по проведению процессуальных мероприятий, принятию процессуальных решений и выполнению других предписанию закона. Уголовно-процессуальные документы также фиксируют формы свободного волеизъявления или принудительного поведения других участников уголовного судопроизводства (потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, защитника и т.д.).
Для уяснения понятия и сущности уголовно-процессуальных документов представляется целесообразным рассмотреть их отличительные признаки, которые заключаются в следующем.
1. Уголовно-процессуальный документ должен быть прямо предусмотрен Уголовно-процессуальным кодексом. При этом одни документы подлежат строгой законодательной регламентации, включающей их форму и содержание (например, приговор суда, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, кассационная жалоба и пр.), другие не обладают такой степенью формализации и составляются в более свободной форме (например, постановление суда по жалобе на решение следователя, письменное заявление о возбуждении уголовного дела, ходатайство защитника и т.д.).
2. Составление уголовно-процессуального документа допускается только в установленном законом процессуальном порядке. Такой порядок может включать процедуру и сроки составления документа обязанность ознакомления заинтересованных лиц с его содержанием, направления копий документа по адресам и т.п. Например, протокол задержания подозреваемого должен быть составлен в трехчасовой срок с момента доставления лица в соответствующий орган и о задержании уведомляются в письменном виде прокурор, близкие родственники, а при необходимости — иные заинтересованные лица (ст. 92 и % УПК).
3. Возможностью составления уголовно-процессуального документа обладают только участники уголовного судопроизводства. При этом законодатель четко определяет, какие именно участники и в каких именно случаях имеют право составлять те или иные процессуальные документы. Например, правом внесения кассационного представления обладает только прокурор в случае несогласия с приговором или иным судебным решением. Правом составления обвинительного акта наделен только дознаватель, окончивший предварительное расследование в форме дознания.
4. Уголовно-процессуальные документы могут составляться исключительно в процессе производства по конкретному уголовному делу. При этом не будут являться уголовно-процессуальными те документы, которые были составлены в ходе расследования или судебного разбирательства других уголовных дел. Например, приобщенная к материалам дела в отношении ранее судимого лица копия прежнего приговора является не уголовно-процессуальным, а иным документом (ст. 84 УПК).
Таким образом, уголовно-процессуальные документы — это предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом документы участников уголовного судопроизводства, которые составляются ими по конкретному уголовному делу и в установленном законом порядке.
Для каждого этапа уголовно-процессуальной деятельности характерны свои уголовно-процессуальные документы. В стадии возбуждения уголовного дела, например, выносятся постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Предварительное расследование связано с составлением различных протоколов следственных действий, с вынесением постановлений о применении мер пресечения, о привлечении лица в качестве обвиняемого, с составлением обвинительного заключения (акта) и со многими другими документами.
На стадии судебного производства в суде первой инстанции составляются такие процессуальные документы, как протокол судебного заседания, различные судебные постановления (определения) и важнейший процессуальный документ — приговор. Иные этапы уголовного судопроизводства также характеризуются составлением множества различных уголовно-процессуальных документов.
Уголовно-процессуальные документы других участников уголовного судопроизводства составляются в свободной форме, но с учетом требований и реквизитов, предусмотренных соответствующими статьями УПК.
По значимости юридической силы уголовно-процессуальные документы можно разделить на две группы:
Среди всех процессуальных документов наибольшей юридической силой обладают, несомненно, уголовно-процессуальные акты. В этих документах находит свое внешнее выражение государственно-властный характер уголовного судопроизводства. Путем их издания реализуются юрисдикционные полномочия. Они закрепляют принимаемые по делу процессуальные решения, фиксируют проводимые процессуальные мероприятия, обуславливают возникновение, изменение или прекращение уголовно-процессуальных отношений, в том числе переход дела из одной стадии в другую. Поэтому становится очевидным, что исключительным правом издания уголовно-процессуальных актов наделены только органы дознания, дознаватель, следователь, прокуратура и суд.
Таким образом, уголовно-процессуальные акты — это уголовно-процессуальные документы органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, которые обладают государственно-властным юрисдикционным характером и. как правило, обуславливают возникновение, изменение или прекращение уголовно-процессуальных отношений.
По содержанию уголовно-процессуальные акты можно подразделить на две большие группы:
Протоколы — это уголовно-процессуальные акты, фиксирующие ход и результаты следственных действий и иных процессуальных мероприятий. Протоколы используются как в досудебном, так и в судебном производстве. Однако в процессе предварительного расследования каждое действие фиксируется самостоятельным протоколом, а все мероприятия, осуществляемые в ходе судебного разбирательства, — общим. УПК предусматривает множество различных протоколов: принятия устного заявления о преступлении (ч. 3 ст. 141 УПК), осмотра и освидетельствования (ст. 180 УПК), допроса (ст. 190 УПК), ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела (ст. 218 УПК), судебного заседания (ст. 259 УПК) и т.д. Протокол состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
Так, во вводной части протокола указывается:
В описательной части протокола раскрывается содержание процессуального мероприятия в том порядке, в котором оно проводилось. Помимо этого в описательной части фиксируются результаты процессуального действия, а также иные существенные обстоятельства, выявленные при его производстве. Например, в описательной части протокола осмотра места происшествия указываются все обнаруженные следы преступления и иные объекты. В описательной части протокола обыска отмечаются все обнаруженные и изъятые предметы, документы или ценности.
В заключительной части отмечается факт ознакомления с протоколом участвующих лиц, а также их замечания и заявления по существу процессуального действия или фиксации его хода и результатов.
Протокол подписывается всеми участниками процессуального действия. Исключение составляет протокол судебного заседания, который подписывается только председательствующим судьей и секретарем судебного заседания (ч. 6 ст. 259 УПК).
В отличие от протоколов уголовно-процессуальные решения в зависимости от составляющих их субъектов и содержания фиксируются различными актами.
К таким актам-решениям относятся:
Большинство актов-решений состоит из вводной, описательно- мотивировочной и резолютивной частей.
Вводная часть акта-решения содержит:
В описательно-мотивировочной части акта-решения описываются обстоятельства дела, обусловливающие принятие решения, указываются его процессуальные основания и конкретные мотивы. Помимо этого в ней содержится указание на нормы закона, регламентирующие основания и порядок принятия данного решения. Наличие в акте-решении описательно-мотивировочной части позволяет продемонстрировать потенциальным читателям содержание аналитической деятельности, предшествовавшей его вынесению. Посредством описательно-мотивировочной части находят свое внешнее выражение предъявляемые к любому процессуальному решению требования законности и обоснованности (ч. 4 ст. 7 УПК).
Резолютивная часть содержит само уголовно-процессуальное решение, т.е. волеизъявление субъекта уголовной юрисдикции, обусловленное обстоятельствами дела и требованиями уголовно-процессуального законодательства.
Акт-решение подписывается дознавателем, следователем, прокурором или судьей, а в определенных законом случаях — и иными участниками процесса интересы которых он затрагивает. Если процессуальное решение подлежит утверждению (например, прокурором или начальником органа дознания), то на его первом листе в специальной графе-«шапке» должна быть сделана соответствующая резолюция.
К другим уголовно-процессуальным актам относятся все остальные уголовно-процессуальные документы, которые не обладают свойствами уголовно-процессуального акта. Они не связаны с государственно-властным волеизъявлением, не обуславливают возникновение, изменение или прекращение уголовно-процессуальных отношений и могут составляться большим количеством участников уголовного судопроизводства. Другие уголовно-процессуальные документы имеют самую разную правовую природу. Поэтому они могут быть сгруппированы (классифицированы) только в зависимости от составивших их субъектов.
Таким образом, можно выделить две группы других уголовно-процессуальных документов:
Итак, в процессе производства по уголовному делу и дознаватель, следователь, прокурор и судья помимо уголовно-процессуальных актов вправе составлять и другие процессуальные документы. Последние носят публично-правовой характер, поскольку исходят от государственных органов и должностных лиц, но при этом не связаны с их государственно-властным волеизъявлением. Эти документы могут быть адресованы как иным должностным лицам, так и прочим участникам уголовного судопроизводства.
Анализ положений УПК показывает, что к другим уголовно- процессуальным документам дознавателю, следователя, прокурора или судьи относятся:
Правом составления различных уголовно-процессуальных документов в большей или меньшей степени наделены любые участники уголовного судопроизводства. В этих документах находит свое отражение их деятельность по реализации своих прав и исполнению обязанностей; фиксируются формы их свободного волеизъявления или принудительного поведения. Уголовно-процессуальные документы потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, защитника и других участников не имеют государственно-властного характера и поэтому в силу публичного начала уголовного процесса могут быть адресованы только дознавателю, следователю, прокурору или суду.
К документам других участников уголовного судопроизводства относятся: