Руководства, Инструкции, Бланки

образец акта проверки бухгалтерских документов img-1

образец акта проверки бухгалтерских документов

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как проверить правильность оформления первичных документов по строительно-монтажным работам

Как проверить правильность оформления первичных документов по строительно-монтажным работам

Каждый "шаг" в организации должен быть подтвержден отдельным первичным документом. А поскольку бизнесу всегда сопутствуют разнообразные операции, то приходится часто сталкиваться с различными формами "первички". Например, выступая заказчиком строительно-монтажных работ, бухгалтер получит от подрядчика формы N N КС-2, КС-3 и КС-6а. Принимая и подписывая такие документы, необходимо проверить правильность их оформления, иначе, если обнаружатся ошибки, возможны малоприятные налоговые споры.

Одна из основных аксиом бухгалтерского и налогового учета гласит: "Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами " (ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Федеральный закон N 129-ФЗ). То есть "шаг вправо, шаг влево" необходимо зафиксировать первичным документом.

При этом следует использовать документы, составленные по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Только если унифицированные формы для конкретной операции не предусмотрены, можно использовать разработанные самостоятельно, но содержащие обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ).

Итак, для строительно-монтажных работ предусмотрены типовые формы КС (КС-2, КС-3, КС-6, КС-6а, КС-8, КС-9, КС-10, КС-11, КС-14, КС-17, КС-18, утв. Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100). Естественно, при масштабном строительстве используются большинство данных форм, но прокомментировать правила применения и заполнения их всех детально невозможно (краткое описание унифицированных форм КС приведено в таблице). Поэтому рассмотрим основные формы, с которыми может столкнуться любая организация, выступая заказчиком строительно-монтажных работ, например таких, как монтаж металлоконструкций, установка сантехнического оборудования, озеленение и благоустройство территорий.

Акт о приемке
выполненных работ

Свидетельствует о
приемке выполненных
подрядных строительно-
монтажных работ
производственного,
жилищного, гражданского
и других назначений

Является обязательным
первичным документом
для целей ведения
бухгалтерского учета

Справка о
стоимости
выполненных работ
и затрат

Предназначена для
расчетов между
сторонами за
выполненные подрядные
работы

Является обязательным
первичным документом
для целей ведения
бухгалтерского учета

Взаимосвязь основных форм

Основной "первичкой" для строительно-монтажных работ являются формы N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" и N КС-6а "Журнал учета выполненных работ". Данные документы обязательны к составлению при любых строительно-монтажных операциях, то есть именно их в первую очередь получит заказчик от исполнителя.

Акт выполненных работ (форма N КС-2) служит для приемки подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Он составляется на основании данных журнала учета выполненных работ (форма N КС-6а). При этом сам служит основанием для оформления справки о стоимости работ (форма N КС-3), которая применяется для расчетов с заказчиком.

Итак, получив такой пакет документов, бухгалтер должен провести контрольные мероприятия: убедиться в том, что формы соответствуют требованиям законодательства, проверить правильность заполнения реквизитов, а также точность переноса данных из одной формы в другую.

"Измененная" типовая форма

Для удобства использования организация вправе слегка "подкорректировать" унифицированные формы документации. Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации (утв. Постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. N 20) предусмотрено, что в типовые формы (кроме форм по учету кассовых операций) можно добавить дополнительные реквизиты. Но удаление реквизитов из унифицированных форм не допускается, реквизиты их нужно оставить без изменения (включая код, номер формы, наименование документа и т.д.). Кроме того, типовые формы могут быть изменены в части расширения и сужения граф и строк.

Во время выполнения работ.

Исполнитель в течение всего времени выполнения строительно-монтажных работ ведет журнал учета выполненных работ (форма N КС-6а). Журнал формируется по каждому объекту строительства на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому конструктивному элементу или виду работ. В данном документе накапливается информация об этапах, количестве, стоимости работ. На основе собранных данных по завершении подрядных работ формируется акт приемки выполненных работ (форма N КС-2).

Журнал содержит, как правило, три листа: титульный лист и два листа табличного вида. Таблицы содержат 46 граф и предназначены для отражения сведений о выполненных работах по месяцам. Информация первых пяти граф, которая переносится в форму N КС-2, это:

- графа 1 - "Номер по порядку";

- графа 2 - "Номер позиции по смете";

- графа 3 - "Наименование работ";

- графа 4 - "Номер единичной расценки";

- графа 5 - "Единица измерения".

Следующие графы 6 - 8 ("Цена за единицу", "Количество работ по смете", "Сметная стоимость") заполняются согласно смете, а графы 9 - 46 ("Количество", "Стоимость", "Стоимость фактически выполненных работ с начала строительства") содержат информацию о количестве и стоимости работ за календарный год помесячно нарастающим итогом с начала строительства.

Работа выполнена

На основании данных журнала (форма N КС-6а) по завершении строительно-монтажных работ составляется акт выполненных работ (форма N КС-2). Подписи уполномоченных лиц обеих сторон свидетельствуют, что подрядчик выполнил строительно-монтажные работы, а заказчик не имеет к ним претензий. Но форма N КС-2 не только документ, подтверждающий факт приемки работ заказчиком, но и документ, содержащий детальную информацию об объемах работ, выполненных за отчетный период.

Форма N КС-2 состоит из титульного листа, включающего:

- название, адрес и телефон инвестора, заказчика (генподрядчика) и подрядчика (субподрядчика);

- наименование и адрес стройки;

- дату и номер договора строительного подряда;

- дату и номер акта, а также отчетный период, за который он составлен;

- сметную (договорную) стоимость в соответствии с договором подряда.

Следующий лист (таблица) содержит графы:

- графа 1 - "Номер по порядку";

- графа 2 - "Номер позиции по смете";

- графа 3 - "Наименование работ";

- графа 4 - "Номер единичной расценки";

- графа 5 - "Единица измерения";

- графа 6 - "Количество выполненных работ";

- графа 7 - "Цена за единицу";

- графа 8 - "Стоимость выполненных работ".

В конце таблицы указываются итоговые данные по графам 6 и 8 (количество и стоимость выполненных работ). При этом важно заметить, что суммы в форме N КС-2 указываются без учета НДС.

Цена важна

От того, каким способом определена стоимость работ по договору, будет зависеть правильность заполнения формы N КС-2. Согласно п. 4 ст. 709 Гражданского кодекса цена работы (смета) может быть приблизительной, если стоимость подрядных работ рассчитывается путем возмещения заказчиком фактических затрат, плюс прибыль подрядчика, или твердой, когда стоимость работ, установленная при заключении договора, остается неизменной в течение всего срока его действия.

Если цена договора подряда является приблизительной (открытой), то форма N КС-2 составляется в общем порядке, то есть все реквизиты подлежат заполнению. Но когда цена договора является твердой (фиксированной), некоторые графы заполнить невозможно.

Поскольку цена работ по каждой позиции отдельно согласована и заранее утверждена, то в таких графах, как "Номер единичной расценки" (гр. 4) и "Цена за единицу" (гр. 7), должны ставиться прочерки (Письмо Росстата от 31 мая 2005 г. N 01-02-9/381). Остальные реквизиты должны быть полностью заполнены. Кроме того, не допускается заполнение графы 6 "Количество выполненных работ" в процентах.

Графы, которые не должны заполняться в форме N КС-2 ("Номер единичной расценки", "Цена за единицу"), дублируются и в форме N КС-6а. Официальных разъяснений чиновников по вопросам заполнения указанных граф в форме N КС-6а не публиковалось, поэтому следует придерживаться общих правил: наличие незаполненных реквизитов в унифицированных формах не допускается.

Надо рассчитаться!

Расчет за работу производится на основании формы N КС-3, которая содержит расшифровку физических объемов, представляемых подрядчиком заказчику в течение определенного периода. Титульный лист данной формы повторяет N КС-2, а табличная часть включает графы:

- графа 1 - "Номер по порядку";

- графа 2 - "Наименование пусковых комплексов, этапов, объектов, видов выполненных работ, оборудования, затрат";

- графа 3 - "Код";

- графа 4 - "Стоимость выполненных работ и затрат с начала проведения работ";

- графа 5 - "Стоимость выполненных работ и затрат с начала года";

- графа 6 - "Стоимость выполненных работ и затрат, в том числе за отчетный период".

Графы 4 и 5 заполняются нарастающим итогом. По графе 6 в конце таблицы подсчитываются итоговые данные, которые отражаются, обратите внимание, с учетом НДС.

Данная справка подтверждает задолженность заказчика за выполненные подрядчиком и принятые объемы работ.

Внимание! Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ - в рублях (п. 1 ст. 8 Федерального закона N 129-ФЗ). Таким образом, если стоимость строительно-монтажных работ определена в иностранной валюте, данные форм N N КС-2, КС-3, КС-6а все равно заполняются в российских рублях. Заполнение указанных форм в иностранной валюте является нарушением требований законодательства РФ, предъявляемых к первичным учетным документам (Письмо Минфина России от 12 января 2007 г. N 03-03-04/1/866).

Кто не рискует. тот не платит штрафы

Правильно оформленные первичные документы - это половина успеха любой налоговой проверки. Организацию, не позаботившуюся о наличии необходимых учетных документов, ждут суровые налоговые санкции.

Отсутствие "первички" контролеры часто рассматривают как грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, что влечет наложение штрафа в размере 5000 руб. (ст. 120 НК РФ). Кроме того, по данному обстоятельству проверяющие вправе привлечь "безответственных" должностных лиц к административной ответственности и взыскать штраф в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.11 КоАП РФ).

В отношении налога на прибыль отсутствие или несоответствующее оформление первичных документов не дает права организации учесть затраты, так как основное условие признания расходов - документальное подтверждение - в данном случае не соблюдено (п. 1 ст. 252 НК РФ). При проверке расходы на строительно-монтажные работы, не подтвержденные формами N N КС-2, КС-3 и КС-6а, будут "сняты".

"Пострадает" и НДС. Вычетам подлежат только суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет указанных товаров при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ). Поставить на учет приобретенный товар организация может только на основании первичного документа, оформленного в соответствии с законодательством. Нет документа - невозможно поставить на учет - нет права на налоговый вычет.

Таким образом, корректное оформление "первички" по строительно-монтажным работам позволит избежать претензий со стороны налоговой инспекции.

Другие статьи

Образец акта проверки бухгалтерских документов

3. Виды бухгалтерских документов

Бухгалтерские документы классифицируются по следующим признакам:

I )По назначению:

1)распорядительные – содержат приказ на совершение хозяйственной операции (например: приказ, платежное поручение). Эти документы не подтверждают факт осуществления хозяйственной операции. Поэтому они не служат основанием для учётных записей;

2)исполнительные – подтверждают факт совершения операции (например, акт на оприходование приплода животных). Эти документы служат основанием для отражения хозяйственных операций в учёте;

3)документы бухгалтерского исполнения – составляются работниками бухгалтерии. Эти документы составляют когда для отражения факта хозяйственной жизни нет других документов (например, ведомость начисления амортизации, справка бухгалтерии);

4)комбинированные – одновременно выполняют функции первых трёх (например, расходный кассовый ордер).

II ) По порядку составления:

1)первичные – составляется в момент совершения операции или сразу после нее (например, расходный кассовый ордер);

2)сводные – составляются на основании первичных документов (например, кассовая книга).

III ) По способу отражения хозяйственных операций:

1)разовые – используются один раз для отражения отдельной или нескольких одновременно совершаемых операций (например, требование-накладная);

2)накопительные – составляются за определённый период времени для отражения однородных повторяющихся операций, которые записываются по мере их совершения(например, лимитно-заборные карты). Следует отметить, что накопительные документы отличаются от сводных тем, что сводный документ составляется на основании первичных документов, является их сводкой, а накопительный представляет собой первичный документ, составленный постепенно, путем накапливания операций

IV) По месту составления:

1)внутренние – составляются на предприятии для отражения внутренних операций (например, требование-накладная);

2)внешние – заполняются за пределами предприятия и поступают в оформленном виде (например, накладная на отпуск материалов на сторону, товарно-транспортная накладная).

V) По экономическому содержанию:

1)материальные – это документы, которыми оформляются операции с имуществом организации, имеющие материально-вещественную форму (например, требование-накладная);

2)денежные - это документы, которыми оформляются операции с денежными средствами (например, расходный кассовый ордер);

3)расчётные – это документы, которыми оформляются расчёты с другими организациями и лицами (например, акт сверки расчетов).

VI ) По способу записи: составленные вручную и с использованием техники.

4.Порядок оформления, приёма, проверки, обработки и хранения документов

Все документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их заполнению.

К заполнению документов предъявляют следующие требования:

1) Документы должны составляться своевременно. Как правило, документы заполняются в момент совершения факта хозяйственной жизни, а если это не возможно, то сразу после его совершения. При реализации товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовых машин допускается составление первичного документа один раз в конце дня на основании кассовых чеков.

2) В документах должны быть заполнены все реквизиты..

3) Документ должен быть заполнен четко, ясно, без помарок шариковой ручкой или автоматизированным путём.

4) Документ принимается к учёту, если он составлен по утвержденным формам.

Поступающие документы в бухгалтерию принимаются и должны быть обязательно подвержены проверке. Документы проверяются:

1)по существу, т.е. устанавливается законность, правильность и целесообразность совершения хозяйственной операции;

2)по форме – проверяется, что для хозяйственной операции был использован правильный бланк;

После проверки документы подвергаются дальнейшей обработке, которая состоит из трёх этапов:

1)таксировка (расценка) – перевод натуральных и трудовых измерителей в денежные;

2)группировка – подбор документов по однородным хозяйственным операциям. Например, документы по движению материалов, кассовые документы. Группировку документов отражают в специальных ведомостях.

3)кантировка – указание в документах бухгалтерских счетов.

После обработки первичные документы, относящиеся к определённому учётному регистру в конце месяца подшиваются в отдельные папки на папке указывается месяц и год. Данные папки в течении года хранятся в бухгалтерии. По завершению отчётного года документы сдаются в архив, где документы хранятся в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учёте» не менее пяти лет. Лицевые счета рабочих, ведомости переоценки и определения износа основных средств хранятся 75 лет, годовые отчеты – постоянно.

Проверка форм бухгалтерской отчетности

Проверка форм бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность государственных (муниципальных) учреждений является объектом пристального внимания как органов государственного (муниципального) финансового контроля, так и органов власти, выполняющих функции учредителя данных учреждений. В статье рассмотрена методика проверки правильности составления форм бухгалтерской отчетности

Автор: Л. Магурина

Заполненные бюджетными и автономными учреждениями формы бухгалтерской отчетности подлежат проверке:

  • работниками органа исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель) в рамках проведения камеральной проверки, при принятии квартальных, годовых форм отчетности в сроки установленные учредителем;
  • в рамках проведения мероприятий внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) контроля, а также ведомственного контроля проводимого учредителем.

О методике правильности составления форм бухгалтерской отчетности мы поговорим в этой статье.

Контрольные мероприятия, проводимые в отношении форм бухгалтерской отчетности схематично, можно отобразить так:

ЦЕЛЬ ПРОВЕРКИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

При проверке форм бухгалтерской отчетности проверяющие обычно ставят перед собой следующие цели:

  • контроль над соблюдением учреждением положений Инструкции № 33н[1];
  • установление полноты составляемой и представляемой учредителю бухгалтерской отчетности;
  • анализ выполнения учреждениями государственных (муниципальных) заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;
  • установление достоверности показателей отраженных в отчетных формах;
  • оценка эффективности и результативности использования средств, выделенных учреждению из бюджета;
  • выявление наличия дебиторской и кредиторской задолженности и анализ причин ее возникновения;
  • выявление фактов неисполнения учреждением мероприятий, реализуемых за счет субсидий, выделенных на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений;
  • выявление наличия неисполненных обязательств у учреждения и анализ причин их возникновения;
  • проведения анализы выявленных нарушений и внесение предложений по их устранению.
ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ВНЕШНЕЙ ПРОВЕРКИ

Подготовка к проведению внешней проверки включает в себя:

  • сбор и изучение законодательных актов РФ, в соответствии с которой проверяемое учреждение выполняет свою финансово-хозяйственную деятельность и ведет бухгалтерский учет совершаемых операций;
  • разработку программы внешней проверки;
  • подготовку рабочего плана внешней проверки, который должен содержать сроки проведения внешней проверки и ответственных исполнителей;
  • направление исполнителей для проведения проверки.
ПРЕДМЕТ ПРОВЕРКИ

Проверка форм отчетности может проводиться в камеральной и (или) выездной формах. Камеральная проверка отчетных форм обычно осуществляется учредителем при принятии у подведомственного учреждения форм, составленных на отчетную дату, в сроки, установленные учредителем. Предметом камеральной проверки являются:

  • представление отчетности не позднее срока, установленного учредителем;
  • соблюдение учреждением при заполнении форм бухгалтерской отчетности требований Инструкции № 33н;
  • соблюдение контрольных соотношений в представленных отчетных формах.

Относительно предмета проведения проверки форм бухгалтерской отчетности в ходе выездной проверки отметим следующее. Проверка бухгалтерской отчетности в ходе данной проверки обычно осуществляется в рамках проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. При такой проверке контролерами запрашиваются:

  • годовые формы бухгалтерской отчетности;
  • главная книга, регистры бухгалтерского учета, первичные учетные и иные документы;
  • план финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
  • учетная политика учреждения;
  • отчет о выполнении государственного (муниципального) задания;
  • отчет о суммах использованных целевых субсидий;
  • сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению.

Предметом проведения выездной проверки являются:

  • соблюдение учреждением правил хранения первичных документов, учетных регистров и других бухгалтерских документов текущего года и за прошлые годы;
  • выполнение главным бухгалтером обязанности по организации бухгалтерского учета и контролю за обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей;
  • соответствие показателей бухгалтерского учета в учетных регистрах на начало года данным за предыдущий год;
  • своевременность составления первичных учетных документов и отражения их в бухгалтерском учете;
  • соответствие итогов остатков по каждой группе аналитических счетов оборотных ведомостей итогам остатков этих субсчетов главной книге и показателям финансовой отчетности;
  • установление достоверности показателей, отраженных в отчетности;
  • выполнение контрольных соотношений между формами отчетности;
  • оформление представленных форм отчетности требованиям Инструкции № 33н;
  • оценка эффективности и результативности использования учреждением средств, выделенных ему в проверяемом периоде из бюджета.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Единой методики осуществления проверки форм отчетности не существует. Ревизоры при наработке опыта в проведении проверок вырабатывают последовательность действий, которыми пользуются, выполняя свою работу. Ниже мы предложим свой вариант последовательности действий, которой можно воспользоваться при проведении проверки и при разработке программ проверок.

I. Изучение устава учреждения и учетной политики учреждения. Из устава контролер узнает свод правил, по которым проверяемое учреждение осуществляет свою деятельность, его структуру, устройство, виды деятельности, отношения с другими лицами и государственными органами, права и обязанности. На основании учетной политики проверяющий делает вывод о способах организации и ведения бухгалтерского учета, используемых учреждением при отражении хозяйственных операций.

II. Анализ показателей форм бухгалтерской отчетности. Ниже на схеме вашему вниманию представлены основные приемы финансового анализа, который могут проводить проверяющие.

В ходе анализа показателей форм бухгалтерской отчетности проверяющий изучает результаты деятельности учреждения, сформированные по итогам отчетных периодов, по которым можно судить:

  • об имущественном положении учреждения;
  • о характере, осуществляемой деятельности;
  • о соотношении средств по их видам в составе активов;
  • о наличии дебиторской и кредиторской задолженности и ее изменении и т. д.

III. Проверку достоверности показателей, отраженных в отчетных формах, представленных для проверки. которая включает в себя несколько этапов:

1. Инвентаризация нефинансовых активов. По итогам проверки устанавливается фактическое количество нефинансовых активов, которое сравнивается с данными бухгалтерского учета, отраженными в отчетных формах (балансе (ф. 0503730), справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, сведениях о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768)). Также осуществляется проверка проведения учреждением обязательной инвентаризации, перед составлением годовых отчетных форм. Как показывают результаты проверки, не все учреждения перед составлением годовых отчетных форм проводят инвентаризацию нефинансовых активов и расчетов с бюджетом, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами и денежных средств, денежных документов. В результате соответствие учетных и фактических данных (наличие, состояние и оценка обязательств) подтверждено не было, достоверность данных бухгалтерского учета не обеспечена.

2. Выявление соответствия плановых показателей, указанных в плане финансово-хозяйственной деятельности показателям, отраженным в отчетных формах (в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)). Напомним, что в силу норм п. 19 Требований[2] в план финансово-хозяйственной деятельности можно вносить изменения неограниченное количество раз. Показатели плана должны отражать фактические данные по доходам и расходам учреждения, которые отражаются в отчете (ф. 0503737).

3. Проверка подтверждения финансово-хозяйственных операций первичными документами, оформленными с соблюдением требований законодательства РФ и принятых к учету своевременно. Согласно нормам п. 7 Инструкции № 157н[3] основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству РФ правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в п. 7 Инструкции № 157н. Записи в регистры бухгалтерского учета (журналы операций, иные регистры бухгалтерского учета) вносятся по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа – как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов (п. 11 Инструкции № 157н). Ревизор, совершая проверку достоверности показателей отчетных форм, может выборочным методом проверить журналы операций с приложенными к ним первичными учетными документами на предмет:

  • соответствия первичных документов нормам законодательства РФ;
  • своевременности принятия первичных документов к бухгалтерскому учету;
  • правильности формирования журнала операций.

4. Анализ соответствия бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (данные синтетического и аналитического учета должны быть увязаны как между собой, так и с документами, являющимися основанием для осуществления операций).

5. Проверка соблюдения учреждением норм законодательных актов, которые могут повлиять на содержание отчетности (например, норм инструкций № 33н, 157н, 174н[4], Указаний № 65н[5]).

6. Проверка исполнения государственного (муниципального) задания, утвержденного учредителем, выявление причин неисполнения задания учредителя, своевременного возврата остатка сумм субсидий в бюджет в случае неисполнения учреждением государственного задания.

Отметим, что Минфин в своем Письме от 05.02.2016 № 02-01-09/5870 рекомендовал главным распорядителям средств федерального бюджета при определении остатков субсидии на выполнение государственного задания, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), учитывать нормы действовавшего в 2015 году Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671, основываясь на значениях нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) и невыполненного объема государственного задания по каждой государственной услуге (работе).

При этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, вправе в установленном порядке в течение срока выполнения государственного задания при необходимости внести в него изменения, в том числе уточнив показатели, характеризующие объем государственных услуг (выполняемых работ).

Согласно п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 № «О мерах по реализации Федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год» федеральные бюджетные и автономные учреждения до 01.07.2016 обеспечивают возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий на выполнение государственного задания, предоставленных им в 2015 году, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений.

При этом названным постановлением не определен источник средств, за счет которого федеральными бюджетными и автономными учреждениями осуществляется возврат в федеральный бюджет указанных остатков субсидии на выполнение государственного задания.

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 12.04.2016 № 02-01-09/20629, возврат в федеральный бюджет указанных остатков субсидии на выполнение государственного задания можно осуществлять как за счет образовавшихся у федеральных бюджетных и автономных учреждений остатков субсидий на выполнение государственного задания, так и за счет других не запрещенных законом поступлений учреждениям, за исключением средств, предоставленных федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии со ст. 78.2 БК РФ на иные цели.

Необходимо отметить, что согласно законодательству РФ, если государственное задание выполнено (в том числе если достигнуты показатели, установленные в государственном задании, с учетом их возможного отклонения, в пределах которых государственное задание считается выполненным), образовавшиеся в отчетном финансовом году остатки субсидии на выполнение государственного задания могут использоваться учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, утвержденным в установленном порядке.

7. Соответствие форм, представленных учреждением в составе отчетности, формам, установленным Инструкцией № 33н. Иногда в ходе проверки выявляется, что бухгалтеры заполняли и представили учредителю форму без учета внесенных в ее изменений, следовательно, не применявшуюся на момент составления отчетности.

8. Наличие в формах отчетности всех необходимых подписей. Необходимость наличия подписей главного бухгалтера и руководителя учреждения установлена и п. 5 Инструкции № 33н. Формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, также подписываются руководителем финансово-экономической службы (при наличии ее в структуре учреждения).

9. Наличие всех форм отчетности, обязательных для включения в ее состав, и правильность их заполнения. Согласно нормам п. 10 Инструкции № 33н в случае, если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется и в бухгалтерской отчетности за отчетный период не представляется. При наличии числовых данных показатели отчетности должны быть заполнены. Например, в ходе проверки может быть выявлено отсутствие оборотов у учреждения в течение года по счету 0 104 00 000 «Амортизация основных средств» при наличии основных средств. Это говорит о неначислении амортизации в течение года, нарушении методологии учета и искажению показателей отчетности. Или, скажем, в форме 0503769 «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности» и в балансе (ф. 0503730) указывается отсутствие задолженности на конец отчетного периода. Однако по данным главных книг у учреждений имеются остатки по счетам 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 00 000. Акты сверок с контрагентами для проверки не представлены. Иными словами, бухгалтерская отчетность дает недостоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, а также о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Для облегчения работы по соответствию показателей, отраженных в отчетных формах и в главной книге, проверяющие могут разработать и применять в работе аналитические таблицы. Например, такую:

Сравнительная таблица данных главной книги проверяемого учреждения и показателей,

отраженных в отчетности (тыс. руб.)

Счет бухгалтерского учета

10. Проверка согласованности показателей форм отчетности (соблюдение контрольных соотношений). На сайте www.roskazna.ru регулярно размещаются (по мере внесения изменений в Инструкцию № 33н) контрольные соотношения показателей как внутри форм бухгалтерской отчетности, так и между формами бухгалтерской отчетности. Данные контрольные соотношения применяются и разработчиками программных продуктов, используемых для составления отчетных форм. Контролеры могут воспользоваться данными контрольными соотношениями и проверить их соблюдение в формах, представленных для проверки учреждением, в отношении которого ведется проверка.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ

По итогам контрольных действий на объекте контрольного мероприятия оформляется акт, который обычно имеет следующую структуру:

  • основание для проведения контрольного мероприятия;
  • предмет контрольного мероприятия;
  • проверяемый период деятельности объекта контрольного мероприятия;
  • перечень вопросов, которые проверены на данном объекте;
  • срок проведения контрольного мероприятия на объекте;
  • краткая характеристика объекта контрольного мероприятия (при необходимости), объем которой не должен превышать двух-трех страниц печатного текста;
  • результаты контрольных действий по каждому вопросу программы (рабочего плана).

К акту прилагаются перечень законов и иных нормативных правовых актов, исполнение которых проверено в ходе контрольного мероприятия, а также – при необходимости – таблицы, расчеты и иной справочно-цифровой материал, пронумерованный и подписанный составителями.

При выявлении на объекте контрольного мероприятия нарушений и недостатков они отражаются в акте, при этом указываются:

  • наименования, статьи законов и пункты иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
  • виды и суммы выявленных нарушений, при этом суммы указываются раздельно по годам, видам средств (средства бюджетные и средства, полученные от осуществления приносящей доход деятельности), а также видам объектов государственной собственности и формам их использования;
  • причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
  • принятые в период проведения контрольного мероприятия меры по устранению выявленных нарушений и их результаты.

При составлении акта должны соблюдаться:

  • объективность, краткость и ясность при изложении результатов контрольного мероприятия на объекте;
  • четкость формулировок содержания выявленных нарушений и недостатков;
  • логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала;
  • изложение фактических данных только на основе материалов соответствующих документов, проверенных работником, проводящим проверку.

Акт по результатам контрольного мероприятия представляется для ознакомления и подписания руководителю и (или) иному ответственному должностному лицу проверяемого учреждения. В случае несогласия ответственных должностных лиц объектов контрольного мероприятия с фактами, изложенными в акте, им предлагается подписать акт с указанием на наличие замечаний.

В завершение статьи заметим, что грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ). Повторное совершение такого административного правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей или их дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимаются, в частности:

  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

[1] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

[2] Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

[5] Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.