Руководства, Инструкции, Бланки

руководство для учителя аоо назарбаев интеллектуальные школы 2012 img-1

руководство для учителя аоо назарбаев интеллектуальные школы 2012

Категория: Руководства

Описание

Доклад - Новые подходы в преподавании и обучении

Доклад "Новые подходы в преподавании и обучении"

09.06.2015 4256 0 Есмагамбетова Кымбатгуль Тебрановна

«Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания
непременно дадут добрые всходы…»
Леонардо да Винчи

В настоящее время в Казахстане идёт становление новой системы образования, которое ставит своей целью ориентирование на вхождение в мировое образовательное пространство. В Государственной программе развития образования на 2011–2020 годы особое внимание уделено повышению статуса педагога. Одним из наиболее ярких примеров в вопросе повышения статуса педагога является начатое в республике коренное преобразование системы повышения квалификации учителей.
Проблема получения качественного образования всегда была и будет актуальной. От того, какое образование получит человек, зависит дальнейшая его жизнь. В XXI веке для учащегося недостаточно одного аттестата зрелости, в котором отражены все предметы, изученные им за годы обучения в стенах родной школы. Ему необходимо научиться мыслить критически, по новому подходить к решению проблем, быть любознательным и творчески мыслящим, обладающим логикой мышления, готовым к сотрудничеству, способным к самовершенствованию и самореализации. Он должен стать профессионалом своего дела, востребованным в любой современной сфере деятельности человека.
Поэтому задача школы – уделить пристальное внимание к проблемам воспитания, готовить подрастающее поколение согласно требованиям времени. Настало время стать учителем новой формата, образца. Научить ребёнка учиться – вот основная задача современного учителя. Пришло время пересмотреть свои подходы к обучению. Моя задача, как педагога, состоит не в передаче готовых знаний, а в вовлечении учащихся в учебный процесс, развитию у них умению обучаться. Я хочу научить своих учеников ставить перед собой цель и задачи обучения, научить их исследовать проблему, консультировать друг друга, учиться вырaбaтывaть свою точку зрения и отстаивать собственное мнение, вырaжaть свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружaющим.
Уже при планировании серии последовательных уроков я поняла, что модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» тесно переплетается с остальными модулями Программы. Вследствие этого, я приняла решение тщательно изучить данный модуль и применить его в серии последовательных уроков.
Несмотря на то, что идеи, рассматриваемые во всех семи модулях, по сути, являются новыми подходами в преподавании и обучении, лишь «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучаться» позиционированы в Программе в статусе новых подходов (Руководство для учителя, стр.116)
В моей практике преподавания, а также для моих учащихся, оказалась новой работа на флипчартах, деление на группы и групповая работа. Анализируя традиционное проведение уроков, я заметила, что у учащихся наблюдается тенденция к снижению мотивации к учебной деятельности. Поэтому я поставила цель: повысить мотивацию учащихся к обучению через внедрение модулей Программы, и особенно через новые подходы в преподавании и обучении.
Благодаря тому, что уроки были проведены в разнообразной форме и были использованы различные методы, я старалась вызвать интерес учащихся к предмету, и повысила уровень мотивации к учебному процессу. В течение всех последующих уроков я проводила проверочную работу по пройденному материалу в виде игровых форм работы. В игру включились всем классом, а главное, что данный метод работы заинтересовал учащихся с низкой степенью обучаемости. Примером этого является С.Н. который раньше во время уроков старался молча отсиживаться и никогда не подключался к процессу обучения. Теперь же он начал с каждым днём всё больше принимать участие в работе и решении разнообразных задач урока.

Объединяя детей в группы, я давала им задания в игровой форме. Например, все дети с удовольствием играли в игру «Третий лишний», где в каждой строчке задания надо было удалить один лишний элемент. По окончанию урока во время рефлексии учащиеся с низким уровнем обучаемости написали, что игра вызвала у них затруднения, но, несмотря на это, они все справились с заданием. Во время урока закрепления пройденного материала я провела игру «Знатоки», в которой учащиеся не только развивали логическое мышление, но и вспомнили весь пройденный материал.
Используя интерактивные игры, применила один из приёмов критического мышления, в ходе которого учащиеся обсуждали алгоритм решения задания, анализировали и успешно делали выводы. Данная дискуссия способствовала развитию диалога.
Я согласна с моделью обучения Л. Выготского, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Ученики легче обучаются, когда имеют возможность общаться. И как показывают результаты научных исследований, «диалог занимает центральное место на уроке (Программа, стр.60)
Научить учащихся вести диалог, умению общаться друг с другом – одна из основных задач моей работы. Найти решение данной проблемы можно с помощью поиска такой методики обучения диалогической речи, при которой желаемые результаты достигались бы, а процесс обучения стал бы посильным, интересным и увлекательным для всех детей. Прежде всего, я хотела увидеть на уроках все стороны диалога, то есть его сильные и слабые стороны, барьеры и пути их преодоления. И в процессе проведения уроков мне необходимо было вовлекать учеников в диалог, но уметь при этом вести его. Я учила детей поддерживать собеседника, задавать нужные вопросы, обращать внимание на сложность и в то же время уместность вопросов. И, конечно же, давала возможность учащимся не только высказаться, но и предоставлять аргументы, подтверждения своих высказываний и мыслей.
И для меня, и для моих учеников диалог являлся средством деятельности: для учителя – средством обучающей деятельности, для ученика – учебной.
Совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:
позволяет ученикам выражать своё понимание темы;
помогает им осознать, что у людей могут быть разные идеи;
содействует аргументированию ученикам своих идей;
помогает учителю понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения. (Руководство для учителя, стр. 155).
Для этого на своих уроках я использовала различные виды бесед. Например, после актуализации знаний дети сами определяли тему урока, опираясь на предложенные им творческие задания. На уроке, в процессе выполнения заданий, все были активными, и была дана возможность скованным ученикам раскрыться, они могли не стесняясь, задавать друг другу вопросы, на которые затруднялись ответить. Поиск ответов производили вместе, сообща в команде и через исследовательскую беседу. В работе по созданию коллажа происходил диалог «ученик-ученик», который позволил находить совместные решения. Защищали проект представители групп - спикеры. Затем, обговорив критерии оценивания, дети смогли оценить работу каждого члена группы. И в этом задании лидером оказался С.Н. взявший инициативу оценивания в свои руки. Он прокомментировал работу каждого учащегося своей мини-группы, спрашивая при этом мнение остальных. Беседуя и анализируя, дети совместными усилиями смогли оценить работу друг друга.
На мой взгляд, именно модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» может помочь достичь эффективности беседы. В серии последовательных уроков я применяла работу на флипчарте, во время которой учащиеся в группах самостоятельно разрабатывали цели, темы уроков, делали выводы, отстаивали свою точку зрения.
Ведь если детям предоставляется возможность, они способны брать на себя ответственность за собственное обучение. Наблюдая за тем, как группы учащихся выполняли задания на флипчартах, я акцентировала своё внимание на двух учениках - это С.Н. и Б.А. так как С.Н. является менее успешным учащимся, но очень общительным, а Б.А. умная, но немного замкнутая в себе девочка. Я заметила что, работая в группе, эти учащиеся стали раскрываться с другой стороны. С.Н. постоянно выдвигал очень интересные идеи, с которыми соглашалась вся группа, а Б.А. свободно вступала в беседу и даже выступила в роли спикера. Наблюдая за С.Н. я сделала выводы, что у этого ребёнка действительно есть стимул к изучению русского языка. На первом же уроке он проявил желание выступить в роли спикера, и я поддержала его в этом. В течение всего выступления я направляла и поддерживала его одобряющим словом. На последнем уроке - уроке закрепления я решила дать учащимся общее задание – разработка коллажа, во время которого они должны были разработать общий проект по всем пройденным темам. И именно на этом этапе я увидела результат деятельности своей практики. Дети все дружно принялись за разработку коллажа, во время которой С.Н. распределил каждому определённую работу. Смотря на С.Н. я увидела результат групповой работы. Ребёнок смог саморегулироваться и проявить свои лидерские качества. Было видно, что он не чувствовал себя отстранённым от учебного процесса.

Ведь как написано в Руководстве для учителя, решение многих проблем урока, таких как активизация познавательной и творческой деятельности школьников, можно найти, используя модуль «Обучение тому, как учиться», который тесно взаимосвязан с процессом «саморегулирования». В процессе «саморегуляции» ученики развивают способность к пониманию, контролю и отслеживанию опыта обучения посредством метапознания (Руководство для учителя, стр. 148,149).
Технология диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основной особенностью этой технологии является то, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся моего класса в процессе самостоятельной исследовательской деятельности добывали их самостоятельно. Лучше усваивается тот материал, который нашли сами и выразили по - своему. Я лишь направляла эту деятельность и в завершении подводила итог. На моих уроках ученики больше думали, чаще говорили, активнее формируя мышление и речь. Они учились отстаивать собственную позицию, проявляли инициативу и в результате вырабатывали характер.
Также в планировании четырёх последовательных уроков я использовала метод коллективного способа обучения. Данный метод дал возможность каждому ученику развиваться определённым темпом в зависимости от способностей и потребностей, при этом он становится субъектом образовательного процесса. При использовании этого метода весь учебный процесс строился как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходил обмен мнениями, разворачивались дискуссии. На начальных этапах урока предложила детям объединиться в группы, используя для этого различные формы. Так как для учащихся это являлось новым, они поначалу не понимали сути этого этапа, но после первого же урока с увлечением, в игровой форме, делились на группы. Особенно им понравилось деление в виде «названия фруктов». По их улыбающимся лицам было видно, что использование такого подхода им очень нравится. Также мной был применён метод деления «Собери пазлы», благодаря такому делению перед началом урока у детей начинает работать познавательная активность. Уровень эмоционально - психологического состояния детей повышался при выполнении таких моментов во время деления на группы и результат виден в течение всего урока.
Я стала замечать, какие «плоды» приносит работа в группе. Многие дети, привыкшие отсиживаться в тени, приняли активное участие в работе. К детям приходит постепенно понимание значимости работы в группе, как единого целого. Пересмотрев ошибки прошлых уроков, где активны были лишь сильные учащиеся, я в критериях успешности акцентировала внимание детей на активное участие абсолютно всех членов группы. При работе это было заметно: скромный мальчик С.Д. принял участие в защите постера, З.К. вырезал и наклеивал картинки на постер, А.К. помогал в составлении предложений с глаголами нужного времени, Л.О. и М.Р. с радостью помогали оформлять постер: рисовали, писали и участвовали в обсуждении. Хорошо прослеживалась помощь внутри группы. Активно плодотворно работать полезно всем. Сильный старался помочь слабому. Его мотив – положительная оценка группы в целом. Слабый - реально пытался разобраться в теме. Его мотив - не упасть в грязь лицом и не подвести группу. Таким образом, идет взаимообучение. Такие учащиеся, как С.А. Г.Е. Н.А. Г.В. Р.А. охотно помогают ребятам с низким уровнем обучаемости – Ш.Я. В.Г. З.К. П.А. А.Н.
На всех своих уроках я наблюдала за работой групп: как происходило распределение обязанностей, насколько активно дети включались в работу, как они вступали между собой в диалог и контактировали друг с другом. Наблюдая за работой ребят во время всех последующих уроков, я обратила внимание на то, что в какую бы группу не попали С.Н. и Б.А. они брали роль лидера на себя и распределяли обязанности в своей группе. На данном этапе работы интересно наблюдать за тем, как детям удаётся организовать совместную деятельность. Поначалу мне показалось, что все участники групп просто подчинялись более сильному ученику, но потом я заметила, что они принимали активное участие в групповом обсуждении и настойчиво отстаивали свою точку зрения.
На уроках с использованием новых форм и методов обучения все учащиеся чувствовали себя свободно, и это позволяло им работать на более высоком уровне. Они самостоятельно оформляли работы, в игровой форме справлялись со всеми заданиями.
Я думаю, что внедряя в уроки модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» учащиеся повышают свой уровень самообразованности. Данный модуль ставит задачу перед учителем привить учащимся стремление к познанию нового и научить их к самостоятельной деятельности. Как утверждал Брюс Ли: «Учитель не открывает истины, он — проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель — лишь катализатор»
Анализ уроков показал, что препятствием к обучению является недостаточный словарный запас, часть учащихся не могут выразить своё мнение, мысли, но, несмотря на это, я старалась вовлечь в диалог всех учащихся и научить их слушать друг друга и училась слушать их сама.
Проследив и оценив проделанную работу, я сделала вывод по каждому этапу проведенных мною уроков и поставила перед собой следующие задачи:
? привлекать каждого ученика в учебный процесс через применение диалогического обучения на уроках;
? включать в планы уроков таблицы с вопросами «высокого» и «низкого» порядка, развивающие мышление, речь, словарный запас детей;
? включать разные формы оценивания для развития способностей учащихся.
Я также могу говорить и о крупных планах и перспективах моей педагогической деятельности, которые важны и необходимы как для меня, так и для моих учащихся:
• развивать приёмы саморегуляции, что является основополагающим в успешной и эффективной учебной деятельности;
• мне, как учителю, отходить от авторитарного стиля ведения урока и приближаться к статусу консультирующего и направляющего работу детей взрослого товарища;
• эффективнее и результативнее внедрять в повседневную практику работы семь модулей Программы;
• продолжить наблюдение за так называемыми «слабыми», «средними» и «сильными» учениками моего класса с целью выработки рекомендаций для повышения их саморегуляции, самооценки, самоуважения.
Я думаю, что современное обучение детей должно быть естественным и доступным. Применяя в работе данные приёмы и методы, я старалась создать на уроке благоприятную атмосферу сотрудничества, укрепить уверенность учащихся в себе, их самооценку, развивать логическое мышление и познавательную активность.
И закончить хотелось бы словами Василия Осиповича Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

1. Руководство для учителя, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
2. Интернет ресурсы http://www.dslib.net/teoria-vospitania/gorbich.html
3. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.

?мж омж,де?гейлік папкі

?мж ,омжлар,де?гейлік папкілер,видеосаба?тар ?дебиеттен,тренерлерге 100 caбак жоспары бар

Продам КМЖ планы по информатике

Продам планы по информатике для всех классов (5-11 русские). планы сделаны по новой методике и га.

Продам ксп по физической культуре 1 класс обновленка.

Продам ксп и ссп для 4 класса по математике, русскому языку и литературному чтению. учебник Алматы.

Стенды на заказ

Делаю стенды на заказ для учителей. очень дешево и гарантию даю что вам понравится. Уже много хор.

100 cаба?. де?гейлік папкі,?мж,омж!

тренерлерге арнал?ан 100 cаба?, де?гейлік папкі,?мжлар, ?дебиеттен видео саба?тар бар!

Другие статьи

Коучинг - Развитие талантливых и одарённых учеников - 2 уровень - Каталог файлов - Сайт учителей Тайыншинского района, прош

Разработка коучинг-сессии на тему (20.10.2015)
«Развитие талантливых и одарённых учеников»

№ Тема занятия «ТАЛАНТЛИВЫЕ И ОДАРЕННЫЕ УЧЕНИКИ»
1 Ссылка L2W2D5_8
2 Общие цели познакомиться с целями, основными понятиями талантливые и одаренные учащиеся. нацелить на работу на практике с группой учащихся АВ.
3 Ожидаемые результаты узнают о различных приемах технологии критическое обучение, целенаправленное применение различных технологии в процессе обучения.
4 Результаты обучения Понимание сути условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников. Понимание того, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников. Умение планировать для талантливых и одаренных учеников трудные групповые задания, при выполнении которых учащиеся проявляют свой потенциал.
Выявить различные навыки, которые помогут использовать учителю во время работы с детьми разных способностей при выполнении совместных заданий.
5 Ключевые идеи Потребности талантливых и одаренных учеников можно удовлетворить посредством создания коллаборативной среды.
Совместная групповая работа может быть использована для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.
Задания высокой сложности и интенсивности могут быть применены для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.
6 Задания Сертифицированные учителя прочли заранее «Руководство для учителя»
7 Подход, основанный на совместной работе Работа в группах
Обсуждение в парах подходов, которые в большей степени развивают одаренных и талантливых учеников
8 Материалы и оборудование Мультимедийное оборудование, компьтер, доска, проектор, презентация; ватман для групп, маркеры, клей, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, салфетки, шары-пазлы для выбора заданий, листочки с буквами Т О Г для деления на группы; фотоаппарат, видеоролик.
9 Дополнительное чтение 1. www.cpm.kz, «Руководство для учителя», 3-е издание, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
2. www.cpm.kz, Раздаточные материалы. Вторая неделя, 3-е издание, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.

ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия Время
90 минут Действия коуча и действия участников коучинга
Приветствие 2 мин. Слушают, настраиваются на работу
Психологический настрой «Смайлы»
Разминка.
(Налаживание эмоционального настроя, знакомство) 10 мин.

Игра «Салфетки».
Я прошу Вас взять то количество салфеток, которое вы считаете для вас достаточным или необходимым. (Участники берут салфетки).
Объяснение задания.
По количеству взятых салфеток, прошу Вас поделиться информацией о себе, именно такой информацией, которой группа по вашему мнению не владеет.
Деление на группы 2 мин.

Коуч пускает по кругу листочки, на которых написаны буквы Т О Г
Объединившись по группам, садятся.
Коуч задает вопрос: « Что вы подразумеваете под буквой. ».
Выдает таблички с названием групп: талантливые, одарённые, гениальные.
Вызов
Просмотр видеоролика «Вот ты какой талантливый ребёнок».
После просмотра коуч задает вопрос: «Как Вы считаете, о чем просмотренный материал?»
Информация к размышлению.

Формулирование темы занятия 4 мин. - Как бы Вы сформулировали тему нашего занятия?
Формулируют тему занятия
«Дерево предсказаний»
- Как вы думаете, что сегодня мы будем делать на занятии и что бы вы хотели получить от занятия?
Мозговой штурм
Незаконченное предложение 4 мин.

- Талант – это …
- Способным и талантливым ученикам в учебе …
- Одаренным быть легко, потому что…
- Гениальными становятся ученики, если…
Спикер группы отвечает на вопрос.

Рефлексия 3 мин.

Из ваших слов можно сформулировать вывод словами Артура Шопенгауэра: «Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок».
Теоретический материал 8 мин. Презентация (различные определения талантливые и одаренные ученики, цель работы)
Анкетирование 5 мин Анализ анкет по 5 классу
Рефлексия 2 мин. Метод «Две звезды, одно предложение» относительно работы другой группы.
Разминка 3 мин.

Прием «Скрепка»
Придумайте и запишите ваши предложение в качестве чего и где можно применить данный предмет.
Группы работают. Затем озвучивают в порядке убывания, т.е. не повторяют те предложения, которые уже поступали.
Рефлексия 2 мин. Где вы можете это применить?
На каком этапе урока?
Можно ли давать подобные задания талантливым и одаренным ученикам?

3 мин. «Копилка»
Какие стратегии можно применять на уроке с талантливыми и одарёнными учениками?
Работа на при мение критического мышлеия 13 мин.

Предлагает объединиться в две группы для дальнейшей работы.
Задание. Создайте модель.
1 группа – талантливого, одаренного ученика
2 группа – неталантливого, неспособного ученика.
Наблюдаю за работой групп.
Защита проектов 6 мин. Группы представляют свои проекты.
Наблюдаю, слушаю защиту проектов.
Рефлексия 2 мин. - Опишите, что это было?
- Какие способности может развить учитель у ученика?
- Сделайте вывод по работе в группе.
Работа в группах 5 мин.

Коуч меняет созданные постеры-плакаты групп.
Задание группам.
Превратите талантливого ученика в неуспешного, а неталантливого в одаренного, способного.
Рефлексия 3 мин.

- Над чем вы задумались, работая над новым заданием?
- К каким выводам вы пришли?
- Какова роль в развитии способностей.
- Для развития каких навыков вы бы применили такие задания?
Работа в группах

Покажи в действии.
Задание. Сложите пазл и выполните задание. Инсценируйте, покажите понтамимой данное выражение. На подготовку 2 минуты
Представление выражений.
Другие группы подбирают ответы.
Наблюдаю за реализацией данного задания. Фиксирую, кто правильно и быстрее других находит правильные ответы.
Рефлексия
3 мин. Метод «Две звезды, одно предложение» относительно работы другой группы.
- Охарактеризуйте вашу деятельность на занятии.
Участники обмениваются мнениями как прошло занятие, что еще они хотели бы узнать.

Эмоциональный, психологический настрой Звучит приятная музыка. Коллеги обмениваются впечатлениями от состоявшегосся взаимодействия.
«Смайлы»
Фотографирование.

- Способным и талантливым ученикам в учебе …

- Одаренным быть легко, потому что…

- Гениальными становятся ученики, если…

- Способным и талантливым ученикам в учебе …

- Одаренным быть легко, потому что…

- Гениальными становятся ученики, если…

Групповая форма работы

Групповая форма работы

Групповая форма работы как средство активизации учебного процесса

Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Групповые формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству.

Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.

Чтобы осуществлять эффективное взаимодействие учеников в группе, надо целенаправленно формировать учебные группы, внимательно подбирать командиров (консультантов), способных планировать работу, налаживать контакты учащихся. Учитель должен учить школьников сотрудничать при разборе учебного материала, выполнении заданий, решении проблемных задач.

Один из примеров проблемных (нестандартных) заданий для работы в группах, которые я использую.

Чтобы заинтересовать детей в самом начале урока, я использую прием «Удивляй» - универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать главное.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Активная форма работы в группах дает хорошие результаты. Чтобы быть точными при выполнении задания, все дети увлеченно читают и неоднократно перечитывают текст, разрабатывают планы, кто и за что отвечает в группах, результаты работы оцениваются самими учащимися во время урока.

На уроках русского языка групповой метод незаменим при подготовке к ВОУД и ЕНТ. Работая над выделением проблем текста, разные группы обозначают разные проблемы и работают по принципу, какая проблема в тексте мне ближе. Каждый из участников высказывает свое видение проблемы, все версии рассматриваются, и принимается решение, какую формулировку считать можно наиболее удачной. В таком же режиме прослушиваются комментарии по тексту, вырабатывается общее решение, что можно исключить, а что добавить в комментарии. Подбор аргументов

– наиболее ответственный момент, и здесь учащиеся сами решают, какие произведения взять для аргументирования. В процессе живого общения и взаимодействия снимается напряжение у тех, кто чувствует себя неуверенно. Итог такой работы гораздо продуктивнее, чем работа в одиночку или по указке учителя. Учащиеся развивают не только коммуникативно-познавательные компетенции, но и снимают психологический дискомфорт.

Работа в группах на уроках русского языка приводит к более внимательному и бережному отношению к языку, слову, произведениям словесности, приучает учащихся более точно выражать свою мысль, развивает коммуникативные компетенции, служит мощным стимулом для развития способностей учеников .

Такая организация работы чрезвычайно эффективна и современна, отвечает потребностям и учащихся, и преподавателей. Активные формы и методы групповой работы - умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему .

Приемы активизации групповой формы работы:

Прием “Корзина” идей, понятий, имен

Прием составления маркировочной таблицы “ЗХУ”

Прием “Мозговой штурм”

Прием “Лекция со стопами”

Прием “Составление кластера”.
Групповая форма работы:

способствует вовлечению каждого ученика в процесс активного обучения;

пробуждает интерес к активной практической деятельности в процессе, овладения учебным материалом, стимулирует мыслительную активность, творческую деятельность;

нацеливает учащихся на самостоятельное овладение знаниями и умениями;

развивает субъективную активность, умение правильно вести диалог, слушать своего оппонента, высказывать свою точку зрения, соглашаться с чужим мнением;

формирует у учащихся умение принимать свои, не зависящие от учителя, самостоятельные решения.

1.Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г.

2.Задания для выполнения в период практики в школе. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г.

3.Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Третий (базовый) уровень. www.cpm.kz

4. Методы активного обучения и преподавания для основного уровня.

5. Дьяченко В.К. Развивающее обучение и развитие личности // Школьные технологии, 1997.

6. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М. 1991.

7. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Т. 2. / Под общ. ред. Л.И. Семиной. М. Бонфи, 2002.

Групповая форма работы как средство активизации учебного процесса

Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Групповые формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству.

Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.

Чтобы осуществлять эффективное взаимодействие учеников в группе, надо целенаправленно формировать учебные группы, внимательно подбирать командиров (консультантов), способных планировать работу, налаживать контакты учащихся. Учитель должен учить школьников сотрудничать при разборе учебного материала, выполнении заданий, решении проблемных задач.

Один из примеров проблемных (нестандартных) заданий для работы в группах, которые я использую.

Чтобы заинтересовать детей в самом начале урока, я использую прием «Удивляй» - универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать главное.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Активная форма работы в группах дает хорошие результаты. Чтобы быть точными при выполнении задания, все дети увлеченно читают и неоднократно перечитывают текст, разрабатывают планы, кто и за что отвечает в группах, результаты работы оцениваются самими учащимися во время урока.

На уроках русского языка групповой метод незаменим при подготовке к ВОУД и ЕНТ. Работая над выделением проблем текста, разные группы обозначают разные проблемы и работают по принципу, какая проблема в тексте мне ближе. Каждый из участников высказывает свое видение проблемы, все версии рассматриваются, и принимается решение, какую формулировку считать можно наиболее удачной. В таком же режиме прослушиваются комментарии по тексту, вырабатывается общее решение, что можно исключить, а что добавить в комментарии. Подбор аргументов

–наиболее ответственный момент, и здесь учащиеся сами решают, какие произведения взять для аргументирования. В процессе живого общения и взаимодействия снимается напряжение у тех, кто чувствует себя неуверенно. Итог такой работы гораздо продуктивнее, чем работа в одиночку или по указке учителя. Учащиеся развивают не только коммуникативно-познавательные компетенции, но и снимают психологический дискомфорт.

Работа в группах на уроках русского языка приводит к более внимательному и бережному отношению к языку, слову, произведениям словесности, приучает учащихся более точно выражать свою мысль, развивает коммуникативные компетенции, служит мощным стимулом для развития способностей учеников.

Такая организация работы чрезвычайно эффективна и современна, отвечает потребностям и учащихся, и преподавателей. Активные формы и методы групповой работы - умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Приемы активизации групповой формы работы:

Прием “Корзина” идей, понятий, имен

Прием составления маркировочной таблицы “ЗХУ”

Прием “Мозговой штурм”

Прием “Лекция со стопами”

Прием “Составление кластера”.
Групповая форма работы:

способствует вовлечению каждого ученика в процесс активного обучения;

пробуждает интерес к активной практической деятельности в процессе, овладения учебным материалом, стимулирует мыслительную активность, творческую деятельность;

нацеливает учащихся на самостоятельное овладение знаниями и умениями;

развивает субъективную активность, умение правильно вести диалог, слушать своего оппонента, высказывать свою точку зрения, соглашаться с чужим мнением;

формирует у учащихся умение принимать свои, не зависящие от учителя, самостоятельные решения.

1.Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г.

2.Задания для выполнения в период практики в школе. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г.

3.Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Третий (базовый) уровень. www.cpm.kz

4. Методы активного обучения и преподавания для основного уровня.

5.Дьяченко В.К. Развивающее обучение и развитие личности // Школьные технологии, 1997.

6.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М. 1991.

7. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Т. 2. / Под общ. ред. Л.И. Семиной. М. Бонфи, 2002.

Учитель русского языка и литературы