Руководства, Инструкции, Бланки

что в изобразительной деятельности принято считать образцом img-1

что в изобразительной деятельности принято считать образцом

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Изобразительная деятельность- как средство развития творческих способностей дошкольников

Автор: Шарова Валентина Дмитриевна Обновлено: 11.02.2015 16:34 10.02.2015 12:39

Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Шарова Валентина Дмитриевна,
воспитатель МБДОУ детского сада № 365 г.о. Самара

Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Реализация учебной программы художественно – эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Систематизирующим методом в художественно – эстетической деятельности является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительного, декоративного и конструктивного. Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения. Изобразительная деятельность это познавательная деятельность ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте. Еще Аристотель отмечал, что занятия изобразительной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - А.Я Каменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия художественной деятельностью создают основу для всестороннего развития ребенка. Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческих способностей детей.

Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи:

• формирование у детей алгоритма деятельности (на примере изобразительной деятельности);

• развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;

• формирование и совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта;

• развитие эмоциональной сферы.

Все формы организации изобразительной деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий. Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

Для изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия:

• организация предметно-развивающей среды;

• создание ситуации успеха;

• сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;

• выстраивание на занятии игрового сюжета;

• создание ситуации творческого поиска;

• стимулирование детского творчества занимательным содержанием;

• применение разнообразных художественных материалов и техник;

• наличие творческих заданий;

• проведение наблюдений перед рисованием с натуры;

• интеграция различных видов искусства;

• обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.

В работе по изобразительной деятельности используются следующие методы и приемы:

Наглядный метод - использование натуры, показ репродукций картин, образцов наглядных пособий, отдельных предметов; показ различных приемов изображения; детских работ в конце занятия, при их оценке.

Словесный метод – беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель метода - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.

Игровой метод - для детей дошкольного возраста большее место в воспитании и обучении занимает игра. Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к выполнению задачи, облегчают работу мышления и воображения.

Метод стимулирования занимательным содержанием — это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Метод позволяет создать атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути активизации творчества обучающихся через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.

Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций.

Метод создания ситуации творческого поиска. Метод предполагает наличие задания, содержащего творческий компонент, для решения которого ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в рисовании не применяемые. Наибольший творческий потенциал содержат рисунки, выполняемые по воображению.

Технологические приемы, используемые в работе – это технологии, позволяющие сочетать различные материалы в одной творческой работе (акварель, гуашь, пастель, маркеры, цветные мелки, пластилин и глина, крупа, нитки, ткань, мех, кожа и др.). Варианты объединения материалов могут быть самые разнообразные. Важно показать детям не эталон правильного изображения предметов, а разнообразие возможностей в трактовке образов.

В результате выполнения подобных заданий ребенок воспринимает взрослого не как контролера, который будет проверять правильность выполнения рисунка, а как помощника в достижении желаемого результата. Новые технологические приемы работы позволяют развить фантазию ребенка, создать в его воображении более яркие образы, развить инициативу, эмоционально – волевую среду, позволяющую смело воплощать собственные замыслы.

Таким образом, хочется сказать, что для организации изобразительной деятельности в ДОУ необходимо выполнение специальных условий, использование разнообразных методов и приемов и форм работы.

Другие статьи

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников

Художественно — эстетическое развитие играет огромную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Именно здесь решается целый ряд задач духовного и эстетического развития личности. Важное место среди этих задач отводиться формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства цвета, формы, композиций и т. д.), художественно — творческих способностей, художественного вкуса при помощи развития эстетических чувств). Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего детей мира. Развитие эстетического восприятия начинает формироваться у детей в дошкольном возрасте с помощью родителей, педагогов. Педагогам и родителям предстоит научить ребенка видеть предметы, объекты природы во всем многообразии.

Одним из ярких и часто определяющих признаков предметов и явлений является цвет. Цвета имеют свойства по-разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоций и чувства. С давних пор цвет считался одним из важных свойств и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди заметили, что цвет может не только радовать человека, но вызывать тревогу, раздражение, чувство грусти или тоски. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие наоборот раздражают. Другими словами цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие.

Одним из первых, кто начал изучать воздействие цвета на человека, был И. Гете. Фундаментальным в теории цвета явился его труд «К учению о цвете», содержащий анализ основных цветовых оттенков.

На протяжении веков люди по-разному воспринимали и чувствовали цвета. Ученые предполагают, что древние люди не видели всех цветов, которые видим мы. Известно, например, что палитра древнегреческих живописцев состояла только из четырех красок: красной, охры, черной и белой. Постепенно палитра становилась богаче, но они еще долго продолжали путать зеленый и синий цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различать позднее.

Немецкий ученый Вильгельм Бецольд в свое время высказал мысль о том, что необходимо рассматривать понятие «цвет» с трех разных сторон: физиологической, физической, мыслительной. Эта же мысль подчеркивается и Д. И. Хмельницким и в более позднем исследовании Р. И. Ивенсом.

Меняющиеся в ходе историй предметный, эмоциональный, эстетический опыт людей часто бывает скрыт и сложен. Красоту красок, их сочетание, художники, как правило, находят интуитивно, чаще всего не умея объяснить свои выбор.

Так у каждого человека и у каждого ребенка есть свои любимые цвета, которые он чаще всего использует.

В силу этого в изобразительном искусстве дошкольников цвет становится самым важным и выразительным средством маленького художника.

Окружающий мир поражает нас своим многообразием природных явлений и изменчивостью цветов. Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, которое окружает нас и использовать цвета в своем творчестве, необходимо систематически и последовательно знакомить детей с цветом. Формировать у них умение самим создавать необходимые им цвета и оттенки. Конечно, сформировать в полном объеме у детей дошкольного возраста чувство цвета не возможно, но заложить основы, от которых в дальнейшем ребенок будет отталкиваться, необходимо и можно.

Необходимо детям давать возможность самостоятельно выбирать из многообразия цветного спектра, создавать новые оттенки и сочетания. Цветом дети иногда компенсируют недостаток графических умений. Пытаясь изображать то, что он видит и помнит, ребёнок, конечно, будет обращаться к цвету. И чем внимательнее будет он наблюдать мир, чем свободнее будет его восприятие от цветовых стереотипов, тем труднее будет ему удовлетворяться примитивной раскраской в своих рисунках, поэтому надо научить ребёнка пользоваться палитрой, смешивать краски и получать практически бесконечное количество оттенков. Некоторым известным художникам на всю жизнь запомнилось, какое восхищение вызывала у них в детстве красота красок, их смешение. Но далеко не все дети овладевают смешением красок самостоятельно. Задача педагогов помочь детям изучить и полюбить это разнообразие цветов и оттенков

Без обучения, детьми могут быть освоены только часто встречающиеся цвета: красный, желтый, синий, черный, белый, зеленый и др. Вследствие небольшого опыта особую трудность для детей представляет то, что не все предметы и их цвета соответствуют представлениям о них детей.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок может владеть действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Глаза детей приучаются сначала к более простым, а затем и более сложным цветовым сочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветовые сочетания другим, определяя для себя «красиво» или «не красиво», «нравится», «не нравится».

Считая проблему художественного восприятия цвета наиболее существенной в изобразительной деятельности, Е. А. Флерина отмечала, что дети любят цвет, он доставляет им «эстетическое наслаждение». Рисуя, маленький ребенок, не столько занят окрашиванием предмета в цвет, который отражает предмет, а выбирает тот цвет, который ему наиболее близок. Малыш имеет представления о желтых и красных цветах но, не знает оранжевого цвета. Дети склонны оранжевые предметы воспринимать как красные или желтые. Дети младшего дошкольного возраста с большим трудом подмечают разные сходства оттенков между собой. Цветовому решению в детских рисунках большое внимание уделяла Н. П. Сакулина, отмечая, что ребенок младшего дошкольного возраста различает достаточное количество цветов, но он затрудняется в словесном обозначений их. В образной форме вполне возможно знакомить детей дошкольного возраста с «теплыми» и «холодными» цветами. В результате проведенных исследований было установлено, что цветовое восприятие развивается у детей значительно раньше, чем умение передавать изображение в рисунке. Н. П. Сакулина видела проблемы при цветовом изображении предметов в недостаточной культуре детского восприятия, которая формируется в излишней цветовой насыщенности. Дети часто дают цветам другие названия. В тоже время они иногда и отказываются от названия цветов. Они могут найти цвет к предложенному образцу, но в словаре детей отсутствуют слова обозначающие названия цветов.

При направлении внимания детей на цветовое разнообразие предметов и явлений и необходимость передачи этого в рисунках, дети овладевают умением расширять цветовую гамму, например высветлять цвета и получать новые более светлые оттенки.

В возрасте 5 лет дети, как правило, уже хорошо знают разнообразные цвета и оттенки предметов и явлений природы и начинают окрашивать их соответственно действительному цвету. Для маленьких детей часто не имеет значение, каков действительный цвет предметов. Он может использовать «неподражательную» гамму красок, которая для него в данный момент наиболее привлекательна. Говоря о предпочтениях детьми того или иного цвета, стоит отметить еще такую особенность цветового восприятия, как любование красочностью. Красочность сама по себе доставляет им непосредственное удовольствие. Для этого дети старшего дошкольного возраста должны иметь разнообразную сенсорную подготовку. Необходимо также учить детей эстетически воспринимать произведения народного искусства, обращая их внимание на цветовое решение образов.

Особенно доступен пониманию детей цветовой строй народного декоративно-прикладного искусства. Восприятие произведений народного искусства способствует развитию чувства цвета, формированию художественного вкуса.

Кроме занятий с детьми необходимо проводить экскурсии и прогулки в природу. Природа — великий художник. Многие поколения художников учатся у нее. Цвет в природе существует не сам по себе, он тесно связан с изменениями в природе, что очень важно показать и рассказать детям, как цвета тесно связаны и воздействуют друг на друга.

Систематическое знакомство детей с искусством помогает детям лучше увидеть действительность. Наблюдения жизни помогает понять произведения искусства, их цветовое решение, колорит. Успех воспитателя зависит от того, как он спланирует работу с детьми, какие вопросы подготовит к тому или иному занятию. Большое значение имеет предварительная работа с детьми. Большое значение в работе с детьми имеет слово воспитателя и речь самих детей. Важно, чтобы ребенок не только видел цвет, но и слышал от воспитателя обозначения его. Следует чаще пользоваться сравнениями, так в памяти они вызывают знакомый образ, тем самым ребенку легче будет запомнить тот или иной цвет.

Изобразительная деятельность не может осуществляться без наличия разнообразия материала: литературы, произведений искусства, дидактических игр, а также пособий по цвету. Большую роль играют в развитие цвета народные и дидактические игрушки. Педагогическую ценность представляют собой токарные игрушки: пирамидки, матрешки, вкладные мисочки вкладыши и др. Они служат основным дидактическим материалом для знакомства детей с цветом. Народная игрушка характерна неудержимой яркостью или благородной сдержанностью в цветовом решении. Большое значение имеет также включение дидактических игр в образовательную деятельность. К этому педагог должен хорошо быть подготовлен. Дети оперируют имеющимися знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребенок получает новые знания о том или ином цвете. Важнейшим условием является также среда, которая окружает ребенка. Необходимо научить его видеть красоту окружающей жизни, и прежде всего в быту: красивое оформление групповой комнаты, приятную по цвету одежду, детей и педагогов. А ведь, к сожалению, хороший вкус имеют не все родители, они не придают значения подбору по цвету одежды ребенка.

Ребенка следует постепенно умело вводить в мир гармоний цвета. Следует им объяснять какие цвета подходят друг к другу, а какие не совместимы между собой. Очень важно посоветовать какие лоскутки взять для кукольных платьев, прежде чем шить им наряд. Стремление одевать красиво своих кукол может служить для этой цели. Ведь сочетания цветов, например в одежде, может воспитывать вкус или безвкусицу.

Очень большое значение имеет эстетически оформленная среда, в которой большую часть времени проводит ребенок. Каждый предмет должен иметь определенное цветовое значение. Целесообразно использовать в оформлении керамику, изделия декоративно — прикладного искусства, которые дополняют цветовую гамму данного интерьера. Кроме всего перечисленного необходимо чтобы присутствовали и детские работы по изобразительному искусству и декоративно — прикладному творчеству. Особенно интересно и ярко выглядят те рисунки, в которых отчетливо проявилось внимание педагога к этой проблеме. Так же и родителям стоит обращать особое внимание на интерьер детской комнаты, в которой ребенок проводит время. Только при всестороннем развитии и внимании со стороны взрослых (педагогов, родителей, родственников), к данной проблеме, можно достигнуть положительных результатов.

1. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М. 1988

2. Дмитриева Н. А. О прекрасном. М. 1983

3. Комарова Т.С, Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. М. Педагогическое общество России, 2005.

Детская изобразительная деятельность в детском саду: виды

Детская изобразительная деятельность в детском саду: виды

January 23, 2015

Детская изобразительная деятельность в детском саду представляет собой неотъемлемый этап в развитии и становлении индивидуальности. Для малышей дошкольного возраста крайне важно обеспечить полноценные занятия, которые принесут неоспоримую пользу. Воспитатели всех групп включают в планирование занятий с детьми обязательные «уроки» по рисованию. Развитие детской изобразительной деятельности невозможно без творчества. Дети любят рисовать. Они отражают в рисунке не только свои представления о мире, но и переживания, которые каждодневно их беспокоят. В данной статье мы рассмотрим виды изобразительного искусства, которые можно включать в занятия с детьми детсадовского возраста и пользу, которую несут эти упражнения.

«Пусть всегда будет солнце!»

Предложите детям изобразить на листе бумаги радость и счастье. Совсем не обязательно при этом проговаривать, что конкретно надо нарисовать. Пусть фантазируют, учатся думать и проявлять свою индивидуальность. Ведь у каждого, в конечном итоге, получится своя радость. Большинство детей при таком задании начинают рисовать лето, яркое желтое солнце, теплый песок или пляж. Изобразительная деятельность в детском саду должна быть направлена на развитие познавательных процессов и стимулировать их скорейшее созревание.

После того как задание будет выполнено детьми, предложите им поделиться своими мыслями с группой. Пусть каждый сможет выразить собственные эмоции. Следует учесть, что если воспитатель дает возможность высказаться одному ребенку, то должен позволить это сделать всем. Нельзя перебивать малыша во время ответа или демонстрировать ему свое невнимательное отношение. Задачи руководства детской изобразительной деятельностью заключаются в том, чтобы способствовать раскрытию творческих способностей ребенка, научить его мыслить нешаблонно, выражать свое собственное видение.

«Праздник у медведя»

С детьми в данном случае рекомендуется проиграть ролевую ситуацию. Представьте, что у Мишки–топтыжки день рождения. Ему исполняется пять лет. Попросите малышей поразмыслить над подарком и предложить свой вариант. Как это сделать? Раздайте малышам по альбомному листу и приготовьте цветные карандаши. Пусть каждый изобразит на бумаге то, что считает лучшим подарком для медведя. По окончании выполнения задания попросите детей поделиться своими мыслями. При этом желательно, чтобы дети находились примерно в одном возрастном диапазоне с медведем, так им будет легче понять интересы и желания «именинника». Это один из самых интересных вариантов того, какой может быть изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа, в которой детям уже исполняется по пять лет, считается самым продуктивным возрастом для того, чтобы научиться понимать нужды других.

«Счастливая семья»

Можно предложить детям нарисовать свою семью. При этом нет необходимости ставить четкие рамки, указывать, какое количество людей должно быть изображено на картинке, какие нужно использовать цвета и т.д. Это все не так важно на самом деле. Задать необходимо только один единственный вопрос: «Как ты думаешь, по каким признакам можно понять, что семья счастлива?» Вам тут же будет предложено множество ответов: люди на рисунке улыбаются, идут по улице, взявшись за руки, они все вместе и потому нет повода грустить. Задание становится тем ценнее, чем больше ребятишки будут узнавать себя в нарисованной «семье», смогут зарисовку соотнести с обычной домашней обстановкой.

Детская изобразительная деятельность в детском саду помогает развить у детей чувство сопричастности с миром благополучия и счастья, развить вечные ценности, такие как любовь к ближнему, умение ценить заботу и внимание, необходимость быть нужным.

Любимый сказочный герой

Не секрет, что дети очень любят разные интересные истории. Никто, наверное, не станет оспаривать пользу чтения. Предложите детям изобразить на листе бумаге персонажа, который вызывает у них максимально сильную симпатию и на которого им хотелось бы походить.

По завершении выполнения задания попросите детей прокомментировать свои рисунки: пусть каждый в нескольких фразах попытается объяснить, почему выбрал именно данного героя, чем он примечателен и знаменит, какими чертами характера обладает.

Прилежание и усердие

Изобразительная деятельность в детском саду, несомненно, поможет развить у ребенка чувство ответственности. Замечено, что выполнение одного задания сосредоточенно не менее пятнадцати минут без отрыва стимулирует малыша продолжить работу и не оставлять рисунок незаконченным. Так формируется усидчивость и прилежание. Можете быть уверены в том, что, когда данный ребенок пойдет в школу, ему будет уже значительно легче адаптироваться ко всем тем требованиям, которые она выдвигает.

Неограниченная фантазия

Детская изобразительная деятельность в детском саду всегда сопровождается большим эмоциональным подъемом, который, в свою очередь, оказывает существенное воздействие на формирование познавательных процессов, а также качеств личности.

Позвольте детям проявить фантазию, увидеть мир своими глазами, а потом поделиться впечатлениями. Развитие творческого воображения необходимо для того, чтобы в будущем иметь широкий взгляд на вещи, происходящие события, уметь решать сложности и не опускать руки.

Диагностика проблем

По тому, что именно изображено на рисунке, можно сделать вывод относительно благополучного мировосприятия ребенка. Расположение предметов и людей относительно друг друга покажут воспитателю значение тех или иных факторов для малыша, уровень контакта с ними в реальной жизни.

Так, если на рисунке семьи присутствуют мама с бабушкой, но нет фигуры отца, это может говорить о его отсутствии либо малом участии в жизни ребенка. Детская изобразительная деятельность в детском саду весьма многогранна и порой открывает новый взгляд на привычные вещи.

Арт–терапия

Это психологический термин, обозначающий прорабатывание значимых проблем и трудностей личности посредством прорисовывания предметов, их деталей и различных подробностей. Арт–терапия может выступать как в качестве самостоятельного метода психологического воздействия, так и дополнять его. Что важно при этом? Не отвлекайте ребенка во время рисования. Он может забыть, о чем хотел рассказать с помощью своего рисунка, и тогда значительная составляющая будет потеряна. Не советуйте ему изобразить те или иные предметы или людей. Малыш должен непременно сам выбрать, что ему рисовать. Только тогда терапию можно считать эффективной. Когда рисунок готов, следует воздерживаться от негативных комментариев, иначе в следующий раз ребенок совсем откажется с вами работать.

Таким образом, виды детской изобразительной деятельности более чем многообразны. Рисовать можно все, что душе угодно. Важно другое: ребенок должен чувствовать, что он любим и принимаем тем коллективом, в котором он сейчас находится и может многому здесь научиться. Рисуйте вместе с детьми, отдыхайте душой, тогда и сложности станут решаться быстрее!