Руководства, Инструкции, Бланки

инструкции по охране труда в здравоохранении img-1

инструкции по охране труда в здравоохранении

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по охране объекта системы здравоохранения

Инструкция по охране объекта системы здравоохранения

Согласовано: Главный врач (Руководитель)

Утверждаю: Директор ЧОП «ООООО»

ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны объекта здравоохранения

Настоящая Инструкция устанавливает единые требования по обеспечению безопасности лечебно профилактических учреждений (больниц, поликлиник, аптек, складов медицинского имущества, НИИ и т.п.) путем формирования комплексной системы обеспечения безопасности и охраны объектов, территорий; персонала и материальных ценностей.

Охрана медицинских учреждений представляет собой систему организационно-правовых мер, направленных на обеспечение нормального функционирования объекта здравоохранения.

Охрана предприятия осуществляется на основе Договора на оказание охранных услуг с юридическим лицом, имеющим право заниматься охранной деятельностью или созданием собственной службы внутреннего контроля и режима.

поставить под надежную защиту ведущие отношения объекта здравоохранения как внутри него, так и в сфере его деятельности;

предупредить любые посягательства на объект охраны, его интересы в сфере выполняемых задач;

пресечь начавшееся посягательство на объект здравоохранения, его интересы, приостановить либо вовсе исключить причинение охраняемому объекту, его интересам морального, материального, физического и иного ущерба.

Формулировка "цели" требует выделения "ведущих отношений" внутри объекта здравоохранения и в сфере его деятельности. То есть речь идет о таких видовых связях, без которых невозможно само существование объекта здравоохранения, его нормальная жизнь и деятельность, а также его совершенствование. "Ведущие отношения" необходимо искать в характере деятельности объекта здравоохранения, в особенностях его, функциональных подразделений, территорий, персонала и материальных ценностей, подлежащих охране.

а) стационарные объекты: здания; сооружения; коммуникации; средства и ресурсы;

территория; места хранения оборудования, расходного имущества, денежных средств, средства связи и др.;

б) подвижные объекты: транспортные средства; специальные фургоны и прицепы с оборудованием, информация; персонал; грузы; маршруты передвижения; деловые встречи; бизнес мероприятия; денежные средства, архивы и др.

II. Задачи охраны

1. Контроль объекта, закрытой территории и территории ограниченного доступа (в масштабах медицинского или фармакологического предприятия с целью обнаружения возможных опасных ситуаций (могущих дестабилизировать нормальную его работу, привести к повреждению, разрушению либо уничтожению его объектов и находящихся на них материальных ценностей, вызвать угрозу жизни и здоровью персонала и больных, находящихся для лечения либо оказания помощи) и принятие по ним своевременных адекватных решений.

2. Осуществление пропускного режима посетителей, транспортных средств и грузов на контролируемую территорию с целью установления личности и учета посетителей, ввоза вывоза материальных ценностей, предотвращения несанкционированного их перемещения, а также фиксацию следов скрытых и открытых попыток хищения имущества с охраняемой территории.

3. Обеспечение конфиденциальности в деятельности объекта здравоохранения, его филиалов и проводимых мероприятий предотвращения несанкционированной передачи служебной информации за пределы охраняемого объекта, закрытой территории и территории ограниченного доступа.

4. Сопровождение материальных ценностей ценных бумаг и персонала предприятия с целью предотвращения причинения вреда либо потери их в период транспортировки.

5. Защита объекта, закрытой территории и территорий ограниченного доступа, материальных ценностей, ценных бумаг и персонала предприятия от насильственных действий, терроризма, захвате заложников и вооруженных нападений со стороны преступных элементов.

6. Систематический анализ состояния охраняемых объектов, закрытых территорий и территорий ограниченного доступа с целью выработки рекомендаций руководству предприятия здравоохранения (аптеки) о необходимости совершенствования системы безопасности и охраны.

III. Распределение полномочий в сфере охраны объекта здравоохранения

В организации и осуществлении охраны объекта здравоохранения, как правило, участвуют два юридических лица "Заказчик" и исполнитель". Взаимные их права и обязанности определяются Договором сторон на оказание охранных услуг. Названным Договором закрепляется принцип равенства прав и обязанностей сторон.

Вместе с тем настоящая Инструкция исходит из того, что руководство охранного предприятия ("Исполнитель") представляет собой особую сторону договорных отношений в охранной сфере и обладает особыми полномочиями.

Действующее законодательство на этот счет не дает каких-либо ориентиров. В то же время практика осуществления охранной деятельности свидетельствует о необходимости официального признания особых полномочий (для добросовестного исполнения договорных обязательств) Руководителя охранного предприятия. Исполнитель охранных услуг вправе применять специальные средства и оружие для реализации договорных обязательств. Такое право, несомненно, относится к разряду особых полномочий.

Поэтому при распределении полномочий в сфере охраны между Заказчиком и Исполнителем в Инструкции по организации охраны предприятия правомерно сформулировать (особые) полномочия руководителя охранного предприятия.

Должностные лица службы охраны действуют в строгом соответствии с требованиями Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» и других нормативных актов (изданных в установленном порядке) регламентирующих охранную деятельность на конкретных объектах и территориях предпринимательской деятельности.

Общие обязанности лиц службы охраны объекта здравоохранения

Лица службы охраны обретают соответствующий статус с момента издания приказа о назначении на соответствующую должность в охранном предприятии и приказа о закреплении за данным объектом здравоохранения.

Каждый сотрудник службы охраны обязан:

знать организацию и содержание деятельности охранного предприятия;

знать свои должностные обязанности и права, а также обязанности и права на ступень выше занимаемой должности;

строго следовать требованиям, предъявляемым к охранникам, хранить в тайне информацию об объекте здравоохранения, больных и персонале, ставшую им известной при выполнении охранных функций;

в совершенстве владеть техническими средствами охраны, служебным оружием и специальными средствами.

постоянно совершенствовать свою специальную и физическую подготовку;

быть дисциплинированным, уметь владеть собой в сложных ситуациях, правильно и быстро принимать решение действовать самостоятельно, инициативно, смело и решительно, быть чутким и отзывчивым к людям;

владеть общей обстановкой в регионе и в окружении охраняемого объекта;

владеть базовыми приемами первой медицинской помощи;

знать места нахождения местных правоохранительных органов, других охранных структур и поддерживать с ними деловые отношения.

Руководитель службы охраны

Является высшим должностным лицом по вопросам охраны объекта здравоохранения, подчиняется, как правило, руководителю объекта здравоохранения либо его заместителю. Осуществляет общее руководство в сфере охраны и непосредственное руководство деятельностью охранников на объектах Заказчика.

Совместно с Заказчиком определяет объекты предприятия, закрытые территории, территории ограниченного доступа, подлежащие охране.

Разрабатывает единую систему мер охраны объекта здравоохранения и нормативные акты, регламентирующие ее осуществление в соответствии с задачами охраны.

Совместно с Заказчиком координирует деятельность охранных структур и структур объекта здравоохранения на конкретных направлениях деятельности.

Санкционирует проведение отдельных охранных мероприятий на объектах.

Утверждает состав команды охранников, их экипировку и порядок их действий.

Контролирует несение службы охранными структурами на объектах.

По согласованию с Заказчиком вносит изменения в порядок охраны предприятия, обязательные для исполнения всеми лицами на охраняемых объектах, закрытых территориях и территориях ограниченного доступа.

Истребует у заказчика информацию, необходимую для организации (совершенствования) системы охраны объекта здравоохранения.

Осуществляет взаимодействие охраны объекта здравоохранения с другими охранными структурами а также правоохранительными органами.

Обеспечивает высокий уровень законности и профессионализма в деятельности охранных структур.

Обеспечивает конфиденциальность в деятельности объекта здравоохранения, защиту информации, проведение соответствующих режимных мероприятий в помещениях объекта здравоохранения и на его территории.

Организует взаимодействие с правоохранительными органами и другими структурами.

Осуществляет подбор, обучение и воспитание сотрудников охраны в соответствии с требованиями законодательства в сфере охраной деятельности.

Перечисленные полномочия Исполнителя не умаляют роли руководства охраняемого объекта здравоохранения. Они вызваны спецификой охранной деятельности и высокой ответственностью Исполнителя за нормальное функционирование охраняемого объекта здравоохранения и благополучие его персонала в условиях повседневной деятельности и при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного (техногенного характера.

Оперативный дежурный назначается из числа частных охранников охранного предприятия, имеющих опыт руководства вооруженными группами людей. Оперативный дежурный руководит службой суточного наряда на основе приказа руководителя охранного предприятия.

Оперативный дежурный обязан знать:

общие обязанности лиц службы охраны;

руководство, организационную структуру и мест расположения охраняемого предприятия;

особенности обстановки в регионе и в окружении охраняемого предприятия;

организацию охраны на предприятии и задачи охранных структур на конкретных объектах;

обязанности и права должностных лиц служб охраны;

режим охраны объектов предприятия, его закрытых территорий и территорий ограниченного доступа;

порядок передачи информации с объектов предприятия;

порядок пропуска посетителей, транспортных средств и материальных ценностей;

порядок оснащения личного состава охраны специальными средствами и огнестрельным оружием;

порядок задержания лиц, посягающих на охраняемые, объекты, территории, персонал и материальные средства предприятия;

порядок личной охраны руководства предприятия;

порядок действий личного состава охраны при обороне объектов, пожаре и других чрезвычайных ситуациях;

правовые основания и условия применения специальных средств и оружия для защиты предприятия и персонала от насильственных действий;

Оперативный дежурный должен уметь:

оценивать возникающую на объектах охраны обстановку, правильно и быстро принимать решения;

мобилизовать личный состав охраны, резерв и дополнительные средства и руководить ими в нештатной ситуации;

решительно действовать в чрезвычайных ситуациях, организовать вооруженную защиту предприятия,

спасение людей, имущества и материальных ценностей, а также взаимодействие со службами экстренной помощи и правоохранительными органами;

документировать обстоятельства, факты, события, содержащие следы скрытых и открытых противоправных действий, обнаруженных в процессе службына охраняемых объектах, закрытых территориях и территориях ограниченного доступа.

Оперативный дежурный руководит службой охраны через старших смены (дежурных) суточного наряда на отдельных объектах.

Передача объектов под охрану очередному дежурному осуществляется в форме письменного рапорта на имя руководите службы охраны предприятия и личного доклада ему в момент сдачи дежурства.

Старший смены охраны

Старший смены охраны назначается из числа наиболее подготовленных охранников и обязан знать общие обязанности лиц службы охраны.

Старшему смены охраны должны быть присущи: хорошая физическая подготовка, представительность, специальные навыки в сфере охраной деятельности предприятия, способность прогнозировать и предвидеть развитие ситуации, самообладание, решительность, хладнокровие, мгновенная реакция к противодействию, умение оказывать психологическое воздействие и первую медицинскую помощь и др.

Старший смены охраны подчиняется непосредственно руководителю службы охраны.

Старший смены суточного наряда (дежурный по объекту)

Старший смены охраны (дежурный по объекту) непосредственно подчиняется оперативному дежурному и руководству охраны объекта здравоохранения.

Старший смены обязан:

знать свои непосредственные обязанности и общие обязанности службы охраны, охраняемый

объект,особенности несения службы на нем, Инструкцию .по организации охраны объекта, Положение о пропускном режиме на объекте, другие нормативные документы по вопросам охраны;

принимать по описи служебную документацию, имеющиеся оружие, специальные средства и другое имущество;

назначать сотрудников для несения службы

на постах охраны, инструктировать личный состав перед заступлением на дежурство, проводить занятия по специальной и физической подготовке;

осуществлять руководство нарядом по охране объекта, орган и завывать несение службы сотрудниками на конкретных постах, контролировать выполнение ими функциональных обязанностей, проверять соблюдение пропускного режима, мер противопожарной безопасности, готовность личного состава к действиям по боевой и пожарной тревогам;

доводить до личного состава обстановку, складывающуюся

на объекте и вокруг него распоряжения, руководства, касающиеся организации охраны объекта;

принимать необходимые меры к поддержанию в рабочем

состоянии технических средств охраны;

в случае возникновения на объекте или в непосредственной близости от него чрезвычайной ситуации высылать на место происшествия усиление (группу быстрого реагирования) и действовать в соответствии с имеющимися нормативными документами;

Отвечает за охрану вверенного поста и выполнение служебных обязанностей по вопросам охраны в соответствии с требованиями законов, правовых актов и нормативных документов.

знать свои непосредственные обязанности и общие обязанности лиц службы охраны;

при заступлении на пост быть опрятно одетым, иметь (согласно табелю поста) заряженное исправное оружие и готовые к действию специальные средства, принять постовое имущество, проверить работоспособность средств связи и сигнализации;

при несении службы вести непрерывное наблюдение на участке поста, немедленно докладывать старшему смены о всех фактах, заслуживающих внимания с точки зрения охраны, а также нарушениях установленного режима и общественного порядка, действовать по его указанию в соответствии с Инструкцией по организации охраны объекта;

знать условия и порядок применения оружия и специальных средств. регламентированные Законом. обязанности при перевозке и сопровождении специальных (особо ценных) грузов;

точно исполнять Положение о пропускном режиме на охраняемом объекте, тщательно проверять документы у всех лиц при входе (выходе);

не отвлекаться от выполнения служебных обязанностей, не оставлять пост до окончания смены или снятия поста;

контролировать проведение работ в районе поста, звать характер этих работ, время их начала и окончания;

допускать к вскрытию опечатанных помещений уполномоченных на то лиц только по указанию старшего смены охраны (дежурного по объекту);

требовать служащих объекта и посетителей соблюдения мер противопожарной безопасности в районе поста, уметь пользоваться находящимися на посту средствами пожаротушения;

допускать к проверке службы на посту лиц, которым охранник подчинен по службе, а также лиц, имеющих предписание для проверки службы;

взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов, личным составом других охранных структур по указанию руководства охраны;

знать функциональные обязанности во ступень выше занимаемой должности.

IV. Система охраны

Система охраны организуется и осуществляется по двум направлениям и включает:

меры, обеспечивающие нормальное функционирование объекта здравоохранения

меры активной защиты (обороны) объекта здравоохранения в особых условиях или при проведении специальных мероприятий.

Меры, обеспечивающие устойчивое функционирование объекта здравоохранения

(меры предупреждения чрезвычайных ситуаций)

Меры предупреждения устанавливаются и осуществляются в местах (на направлениях) вероятного возникновения опасных для объекта здравоохранения ситуаций.

Посредством этих мер реализуется функция предупреждения опасных ситуаций на охраняемых объектах, закрытых территориях и территориям ограниченного доступа.

Эти меры включают:

а) правовые меры:

- заключение договора с охранным предприятием по оказанию охранных услуг;

- издание приказов по вопросу охраны предприятия;

- разработка и утверждение нормативных документов по вопросам организации и осуществления охраны (Инструкция патрульной службе. Инструкция постовой службе, Инструкция службе сопровождения;

- Инструкция по службе КПП,

- Инструкция по применению технических средств охраны.

- Инструкции по применению специальных средств,

- Инструкция по применению оружия;

приобретение специальных средств, оружия и боеприпасов в установленном порядке;

б) физические меры:

- несение постовой службы,

в) технические мери:

- механические системы, препятствующие проникновению на охраняемые объекты и территории;

- радиоэлектронные системы видеонаблюдения, охранно-пожарной сигнализации;

- технические системы защиты информации,

г) режимные меры:

порядок приема посетителей на предприятии и его территории;

порядок пропуска персонала, больных, их родственников на охраняемые объекты в часы посещений, закрытые территории и территории ограниченного доступа;

порядок пропуска транспортных средств и материальных ценностей на охраняемые объекты и его территории;

порядок передачи информации (носителей информации) с охраняемых объектов и территорий;

порядок вскрытия и закрытия рабочих кабинетов, складов, хранилищ, закрытых территория и территорий, ограниченного доступа;

порядок пропуска (допуска) служб экстренного вызова на охраняемые объекты, закрытые территории и территории ограниченного доступа;

д.) организационно-распорядительные меры:

приемо-передача предприятия под охрану;

проведение распорядительных инструктажей с личным составом частной охраны и персоналом охраняемого предприятия:

экипировка команды охранников по установленным нормам и в соответствии с решаемыми задачами;

обеспечение охранной структуры транспортными средствами;

проведение учебно-тренировочных занятий по плану руководства охраны;

контроль за выполнением служебных обязанностей частными охранниками.

Меры активной защиты (обороны) объекта здравоохранения

(меры пресечения чрезвычайных ситуаций)

Меры активной защиты (обороны) применяются с возникновением (при наличии) опасности охраняемому объекту, закрытой территории и территории ограниченного доступа. Имеют своей целью приостановить развитие опасной ситуации в охраняемой зоне и предотвратить наступление ущерба предприятию, пресечь преступные посягательства, сохранить следы преступления и задержать лиц, к ним причастных.

Применение средств защиты должно быть адекватным характеру посягательств и соответствовать установленному законом порядку.

Названные меры включают:

а) физическое противодействие: применение физической силы сотрудниками охраны или специальной службой;

б) техническое противодействие: применение механических препятствий;

применение средств пожаротушения (брандспойтов); применение звуковой сигнализация; использование светового эффекта;

в) противодействие с помощью специальных средств: применение защитных жилетов; применение защитных шлемов; применение палки резиновой (пластиковой); применение наручников;

г) применение огнестрельного оружия: использование служебных пистолетов ; использование (применение) гладкоствольных ружей;

д) привлечение сил и средств правоохранительных органов: органов внутренних дел; следственных органов; органов прокуратуры; органов безопасности; налоговой инспекции; судебных органов;

Порядок приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств и оружия, нормы положенности оружия и боеприпасов для частной охранной деятельности, а также распоряжения оружием определены органами внутренних дел.

Для охраны объекта здравоохранения могут привлекаться другие силы и средства, если они не запрещены действующим законодательством.

Другие статьи

Охрана труда в здравоохранении

Охрана труда в здравоохранении Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Социальное, экономическое и правовое значение охраны труда. Анализ основных принципов государственной политики в области охраны труда. Охрана труда женщин, выполняющих функцию материнства. Гарантии и допустимые нагрузки для несовершеннолетних работниц.

презентация [260,7 K], добавлен 14.03.2015

Понятия организации охраны труда в образовательных учреждениях. Инструктаж учащихся и работников образовательных учреждений по охране труда. Организация охраны труда в различных типах образовательных учреждениях на примере общеобразовательной организации.

курсовая работа [63,7 K], добавлен 10.02.2016

Нормативно-правовые акты и законодательные документы, регламентирующие охрану труда. Органы, несущие ответственость за соблюдение безопасности на производстве, обязанности работников. Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

презентация [801,0 K], добавлен 05.10.2011

Особенности охраны труда женщин и дополнительные гарантии, предусмотренные трудовым кодексом РФ. Трудовые льготы для беременных женщин и матерям малолетних детей. Правовые основы охраны труда работников в возрасте до 18 лет и инвалидов в организации.

курсовая работа [35,5 K], добавлен 07.12.2010

Охрана труда в дошкольном оздоровительном учреждении и основные документы, регламентирующие соблюдение требований охраны труда. Главные требования к зданию и территории, приемам и организации работы. Контроль соблюдения требований охраны труда в ДОУ.

курсовая работа [50,5 K], добавлен 12.01.2014

Общественные дискуссии о системе охрана труда. Действующая в Великобритании система уведомлений для обязательного исполнения. Социально-экономические последствия влияния неблагоприятных условий труда. Опыт Финляндии в организации системы охраны труда.

курсовая работа [38,2 K], добавлен 11.03.2011

Понятие, значение и нормативные требования охраны труда. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда. Обеспечение прав работников на охрану труда. Предупреждения профессиональных заболеваний на работах с вредными условиями труда.

контрольная работа [35,9 K], добавлен 30.07.2010

Организация охраны труда работников, ее нормативное обеспечение и регулирование государством. Несчастные случаи на производстве. Правила особой охраны труда женщин и лиц с семейными обязанностями, а также молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью.

контрольная работа [27,0 K], добавлен 11.06.2014

Правовые и нормативные основы безопасности труда. Социально-экономическое значение и источники финансирования охраны труда. Организация безопасности труда на предприятиях. Охрана труда как важнейший элемент конкурентноспособности предприятия.

курсовая работа [44,3 K], добавлен 11.12.2006

Реализация конституционного права на охрану труда на предприятиях, в учреждениях, организациях с любой формой собственности. Государственне управление и общественный контроль по обеспечению охраны труда. Служба охраны труда на производстве и ее функции.

реферат [22,3 K], добавлен 14.03.2009

1.3 Охрана труда в учреждениях здравоохранения

Глава 2. Экономические гарантии

2.1 Оплата труда по ЕТС

2.2 Дополнительная заработная плата

2.3 Вознаграждения, премирование, поощрения

Глава 3. Социальные гарантии

3.1 Социальная защита и ее основные направления в сфере труда

3.2 Социальные гарантии для медицинских работников

Список используемой литературы

охрана труд оплата здравоохранение

Труд-это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы».

А. Маршалл подчеркивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда».

Подчеркивание тягостной принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 часов в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и искусством до 18 века могли заниматься преимущественно аристократы, священнослужители, дети купцов и т.п.

С середины 19 в. классовое разделение труда начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во многих странах мира. В результате роста производительности и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества. Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отраслевом и профессиональном аспектах.

Изменилась и структура населения. Если в прошлом веке более 2/3 населения составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает 1/3. Преобладающая часть населения развитых стран -- это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т.д. Именно те, кто занят преимущественно творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран. Результаты творческой деятельности зависят от способности к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и охраны труда, социальных и экономических гарантий и т.д. [9]

Одним из непременных и главнейших условий повышения эффективности и качества труда в любой сфере является осознанное, основанное на личном интересе активное участие в ней (деятельности) каждого работника независимо от его профессионального статуса. Для повышения эффективности и качества производственной деятельности работники организаций должны быть социально и экономически защищены как на государственном уровне, так и на уровне организаций. На государственном уровне главным остается защита от снижения жизненного уровня трудящихся и от безработицы, а в конкретной организации -- это забота об условиях и содержании труда, организации и системе оплаты труда работников. Организация заинтересована в максимальном проявлении трудового потенциала работников, это одно из основных условий ее эффективного функционирования, и в идеале должна всячески способствовать выполнению этого условия. Однако в реальности существует слишком много обстоятельств, препятствующих полноценной реализации полезных качеств работников, а значит и повышению эффективности и качества труда.

Идущие в России глубокие социально-экономические преобразования, направленные на утверждение рыночной экономики, делают проблему обеспечения эффективной социальной и экономической защиты (гарантий) граждан вообще и работников организаций в частности, чрезвычайно актуальной. Мы не будем говорить о социальной защите и социальных гарантиях для всего населения в современной России, рассмотрим лишь социально-экономические гарантии для медицинских работников и охрану труда в учреждениях здравоохранения.

Здравоохранение, являясь составной частью нематериальной сферы, оказывает прямое влияние на те процессы, которые происходят в воспроизводственной сфере. Государство должно быть заинтересовано в осуществлении социально-экономической защите и охране труда медицинских работников. В конечном итоге от того как удовлетворены потребности работников здравоохранения зависит эффективность их трудовой деятельности, от которой зависит здоровье всего населения, что в итоге влияет на социально-экономическое развитие страны в целом.

Система здравоохранения сегодня -- это более трех миллионов работающих, тысячи лечебно-профилактических, аптечных, санитарно-эпидемиологических учреждений, десятки научно-исследовательских институтов, центров, высших и средних учебных заведений, в которых эксплуатируется различное оборудование, коммуникации, электроустановки, котельные, лифты, водопроводно-канализационное хозяйство, технологическое оборудование пищеблоков и прачечных, автотранспорт, сосуды, работающие под давлением, разнообразная медицинская техника; применяются ядовитые вещества и агрессивные жидкости.

Во вредных и неблагоприятных условиях труда (инфекционные, психиатрические, онкологические учреждения и отделения; радиологическая, рентгеновская, физиотерапевтическая, патологоанатомическая лабораторная службы; операционные, стерилизационные, отделения гиперболистической оксигинации и др.) заняты сотни тысяч работников здравоохранения.

Ежегодно в учреждениях отрасли происходят несчастные случаи, связанные с производством, при которых получают травмы различной степени тяжести более 6 тыс. человек и около 60 человек погибают.

В последние годы в отрасли отмечается рост профессиональной заболеваемости, она выросла со 138 случаев в 1992 г. До 263 в 1996 г.В основном это заболевания туберкулезом, сывороточным гепатитом, бронхиальной астмой.

Среди основных причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости необученность руководителей и персонала по вопросам безопасности, неблагоприятные условия труда, связанные с неудовлетворительным состоянием материально-технической базы, и слабый контроль со стороны администрации за соблюдением персоналом охраны труда и производственной санитарии. Отрицательно влияет на состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости отсутствие современной базы отраслевых нормативно-отраслевых документов по охране труда [15].

В настоящее время положение усугубляется низким уровнем финансирования здравоохранения, что не позволяет осуществлять мероприятия по охране труда, проводить экспертизу условий труда, обеспечивать предусмотренные законодательством льготы и компенсации. Низкий уровень финансирования здравоохранения также отрицательно сказывается на ее экономическую сторону.

Сложность проблемы социально-экономической защиты и охраны труда в России определяется:

Тяжелой экономической ситуацией в стране в условиях стагнации (инфляция, сопровождающаяся застоем или падением производства) экономики государственный бюджет не выдерживает социальных нагрузок;

Глубокой дифференциацией денежных доходов населения, поляризация общества;

Медленной и трудной адаптацией населения к новым экономическим условиям;

Сохранением старых организационно-экономических отношений, методов и форм управления социально-экономического процесса.

Таким образом, в условиях спада производства возможности осуществления крупномасштабного комплекса социально-экономических гарантий вообще и работников здравоохранения, в частности, крайне ограничены.

Цель данной работы показать, насколько проблема обеспечения эффективной социально-экономической защиты (гарантий) медицинских работников и охраны труда в учреждениях здравоохранения чрезвычайно актуальна в настоящее время. Достичь названной цели предполагается через решение следующих задач:

Рассмотреть правовые аспекты охраны труда и охраны труда в области здравоохранения.

Показать экономические проблемы в здравоохранении.

Рассмотреть экономические гарантии для медицинских работников.

Проанализировать основные направления социальной защиты в сфере труда.

Обсудить социальные гарантии для медицинских работников

Структура работы включает в себя правовую, социальную и экономические части.

Глава 1. Теоретические аспекты охраны труда

1.1 Значение охраны труда

В настоящее время в регионах активно формируется система государственного управления охраной труда. На предприятиях, в учреждениях, организациях предпринимаются меры к созданию здоровых и безопасных условий труда. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагаются на администрацию предприятий, учреждений, организаций. Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников.

Трудовые коллективы планируют комплексную работу по улучшению условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий и контролируют выполнение этих планов.

В широком значении охрана труда -- это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, реабилитационные и иные мероприятия. Это широкое значение охраны труда как обеспечение безопасных и здоровых условий труда всеми средствами, т.е. правовыми, экономическими, медицинскими, организационно-техническими и другими закреплено в ст.1 Закона РФ от 6 августа 1993 г. «Основы законодательства РФ об охране труда».

Охрана труда нужна везде, где трудится человек, включая учебный, военный труд в исправительных учреждениях. Лишь охрана труда как система обеспечения безопасности жизни, способна обеспечить здоровые и безопасные условия труда.

Охрана труда понимается и как один из основных принципов трудового права -- принцип обеспечения охраны труда, а также и как субъективное право работника на охрану труда, т.е. его возможность иметь безопасные и здоровые условия труда, требовать их обеспечение администрацией, работодателем.

Всесторонняя охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение. Социальное значение охраны труда в том, что она:

Охраняет жизнь и здоровье работника от возможных производственных вредностей.

Направлена на сохранение его работоспособности и трудового долголетия.

Способствует его культурно-техническому росту, т.к. лишь не чрезмерно усталый от работы работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развиваться, заниматься спортом, развивать личность. Охрана труда способствует гуманизации труда.

Экономическое значение охраны труда в том, что она:

Способствует росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики.

Способствует экономии фонда социального страхования и сокращению потерь рабочего времени, т.к. при хорошей охране труда меньше производственный травматизм, профессиональные заболевания, а следовательно меньше больничных листов и возмещения ущерба за вред и меньше потерь рабочего времени из-за болезни работников.

Правовое значение охраны труда в том, что:

Она способствует работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции и психофизиологических особенностей организма подростков и трудоспособности инвалидов.

Правовой статус гражданина включает основное его право на охрану труда и юридические статусные гарантии этого права не только в процессе его трудовой деятельности, но и для лиц, требующих особой заботы, уже при приеме их на работу. Так, нельзя принимать женщин, подростков на противопоказанные для них по медицинским основаниям работы.

Вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива и профкома с администрацией, работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, республиканском и региональном уровнях.

Охрана труда является важнейшим элементом правоотношения работника с работодателем, по которому работодатель обязан обеспечить охрану труда на рабочем месте работника [1].

Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:

На рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;

На возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей.

На получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от вредных или опасных производственных факторов;

На отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

На обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованием законодательных и иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодателя;

На обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

На профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановке деятельности или закрытия предприятия, цеха, участка, либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;

На проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте;

На обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также в профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда;

На участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда.

Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем.

Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда запрещается. [2]

1.2 Правовые аспекты охраны труда

Охрана труда как система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности включает в себя целый комплекс мероприятий, имеющих твердое юридическое обеспечение. К числу таких мероприятий относятся социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и некоторые другие.

Право каждого гражданина на охрану здоровья и на здоровые, безопасные условия труда закреплено в ст.37, 42 Конституции РФ.

Законодательством России об охране труда, помимо соответствующих норм Конституции, состоит из принятых в августе 1993 г. Основ законодательства РФ об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и других нормативных актов.

Пожалуй, ни одна сторона трудовой деятельности человека не регламентирована у нас так детально, как охрана труда. Перечислим только некоторые ведомственные нормативные акты, издаваемые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. «О государственных нормативных требованиях по охране труда в РФ».

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда;

Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда;

Межотраслевые организационно-методические положения, указания, рекомендации;

Правила по охране труда отраслевые;

Правила по охране труда межотраслевые;

Типовые отраслевые инструкции по охране труда;

Отраслевые организационно-методические положения, указания, рекомендации;

Санитарные правила и нормы;

Правила безопасности и др.

На основании этих документов предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия, инструкции по охране труда и технике безопасности.

Обязанности по охране труда имеются у обеих сторон трудового договора. Обязанности работодателя по созданию здоровых и безопасных условий труда закрепляются в положении (уставах) о предприятии, в коллективных договорах, правилах внутреннего трудового распорядка. На работника возлагаются обязанности по соблюдению норм, правил и инструкций по охране труда, применению коллективных и индивидуальных средств защиты.

В отраслевых министерствах и ведомствах, объединениях предприятий создаются службы охраны труда. В случае необходимости такие службы могут создаваться на предприятиях или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе. Из представителей администрации предприятия и работников на паритетной основе создается совместный комитет или комиссия по охране труда, которые организуют сотрудничество в этой для каждого области.

Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возложены на работодателя.

Закон гарантирует работнику право на отказ без каких-либо последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности.

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда, несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством (ст.149 КЗоТ).

Перечисленные законы и нормативные акты призваны по сути своей предотвратить причинение вреда работнику при выполнении им трудовой функции.

1.3 Охрана труда в учреждениях здравоохранения

Состояние охраны труда, уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников системы здравоохранения РФ являются серьезной социально-экономической проблемой отрасли, непосредственно влияющей на оказание медицинской помощи населению страны.

На работающих в учреждениях здравоохранения влияют те же факторы, что и в любой другой отрасли промышленности -- заболеваемость, условия и характер труда и т.д. Однако на медицинский персонал больше чем в других отраслях, влияют особенности профессиональной деятельности.

Труд медицинских работников сложно сравнивать с трудом других специалистов. Медики испытывают большую интеллектуальную нагрузку, несут ответственность за жизнь и здоровье других людей, ежедневно вступают контакт с большим разнообразием человеческих характеров, эта профессия требует срочного принятия решений, самодисциплины, умение сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, высокой стрессо- и помехоустойчивости. Нередко лечебно-диагностические, реанимационные мероприятия, оперативные вмешательства проводятся в ночное время, что значительно утяжеляет труд медицинского персонала.

Научно-технический прогресс, приведший к повышению технической оснащенности лечебных учреждений, внедрению более совершенных технических процессов, оборудования, инструментария, применению новых лекарственных препаратов и освоению новых методов диагностики и лечения, ставит перед медициной труда новые проблемы, требующие скорейшего решения.

Некоторые группы медицинских работников в процессе профессиональной деятельности могут подвергаться воздействию многих факторов, опасных для здоровья. Среди физических факторов, которые могут существенно повлиять на состояние здоровья медицинского персонала, одно из первых мест занимает ионизирующее излучение. В нашей стране десятки тысяч медицинских работников профессионально связаны с воздействием этого фактора.

Ныне выпущены законодательные документы, в которых установлены дозы и уровни ионизирующих излучений, безопасные для здоровья работников. Однако взаимное проникновение медицинских наук привело к тому, что в последнее время в диагностических и лечебных манипуляциях под контролем рентгеновского излучения наряду с рентгенологами принимают участие хирурги, анестезиологи, травматологи, реаниматологи и средний медицинский персонал. Уровни облучения на рабочих местах этих специалистов, а также дозы рентгеновского излучения получаемые ими, в отдельных случаях превышают дозы, получаемые рентгенологами и лаборантами.

Большое распространение в медицине получили приборы и оборудование, генерирующие неионизирующие излучения и ультразвук. Они широко применяются в физиотерапевтической практике, хирургии и офтальмологии при использовании лазеров, в процессе ультразвуковой диагностики у пациентов хирургических, гинекологических и акушерских отделений.

Шум как профессионально значимый фактор довольно редко встречается в работе медицинского персонала. Исключение составляет персонал стоматологических учреждений.

Труд многих медицинских работников связан с напряжением зрения, поэтому соблюдение требований к освещению рабочих помещений и рабочих мест персонала является важным элементом рациональной организации труда. Соотношение общего и местного освещения играет большую роль в предупреждении утомления и исключения расстройств зрения, связанных с излишне ярким светом. Использование в качестве дополнительного освещения волоконной оптики приводит к возникновению проблем, связанных с нестабильностью работы оборудования и возможностью преобразования света в тепло непосредственно в освещаемых тканях.

Важное значение для состояния здоровья медицинских работников имеет координирование положения туловища, головы, рук, ног исполнителя относительно орудий и предметов труда, т.е. рабочая поза. Хотя для большинства работников здравоохранения основными рабочими позами являются позы стоя и сидя, отдельные элементы деятельности требуют вынужденных поз в виде наклонов и сгибания туловища. Так в вынужденной позе осуществляют лечебно-диагностический процесс стоматологи и оториноларингологи на поликлиническом приеме, оперирующие хирурги, акушеры-гинекологи, реаниматологи, врачи палат интенсивной терапии.

Контакт персонала с потенциально опасными химическими веществами, используемыми в учреждениях здравоохранения, может также представлять опасность для здоровья. Среди этих веществ наиболее важную роль играют ингаляционные анестетики, которые могут присутствовать в воздухе не только операционных, но и помещений для вводного наркоза, реанимационных палат, родовых залов и кабинетов хирургической стоматологии.

Наконец, к вредным факторам медицинской профессии можно отнести и возможность несчастных случаев при нападении психически больных, пациентов наркологических стационаров. Бывают несчастные случаи в результате падения в операционной и больничных палатах.

Совершенно очевидно, что контакт медицинского персонала с указанными профессиональными факторами отражается на здоровье и влияет на состояние основных физиологических функций организма.

Одной из особенностей профессиональной деятельности медицинских работников многих специальностей является контакт с инфицированными пациентами. Так, туберкулез как заболевание, характерное для медицинских работников противотуберкулезных учреждений, описан во многих странах.

Важной стороной охраны труда в здравоохранении остаются условия труда и быта женщин, составляющих около 80% работников отрасли. Труд женщин в ряде медицинских профессий может привести к нарушениям менструального цикла, течения и исходов беременности, изменению репродуктивной функции, нарушению здоровья потомства. [17]

Работники здравоохранения составляют специфическую профессиональную группу, нуждающуюся в постоянном влиянии. Его объектами должны быть внешняя среда, рабочее место и здоровье персонала.

Таким образом, в стране еще не создан экономический и правовой механизм, побуждающий работодателей принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Более того, действующая система экономических и правовых отношений в области охраны труда не только противостоит негативным тенденциям, но и сама их воспроизводит, что является главным признаком кризиса, источником социальной напряженности. Это выражается прежде всего в действующей сегодня системе «льгот и компенсаций» за работу во вредных условиях труда, которая позволяет государству и работодателям экономить на охране труда, создавать мотивационные установки, побуждающие работников рисковать своей жизнью и здоровьем ради достижения элементарного жизненного уровня.

Важнейшими органическими пороками существующей системы социальной защиты работников от профессиональных рисков являются:

- отсутствие рыночных отношений (и механизмов) по поводу компенсации ущерба здоровью и утраты трудоспособности на производстве (основную долю экономической нагрузки за профессиональный риск продолжает нести общество);

- отсутствие научно-обоснованных медико-биологических методов и правовых норм по оценке уровней профессиональных рисков в различных производствах и отраслях экономики;

- деформация общественного сознания по поводу льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, которым отдается предпочтение по сравнению с сохранением здоровья.

Глава 2. Социальные гарантии

2.1 Социальная защита и ее основные направления в сфере труда

Рыночная система хозяйствования меняет не только экономическую политику управления хозяйством, но и требования к рабочей силе формирует новую политику хозяйственной мотивации. Процесс перехода к новым ценностям в жизни общества идет не совсем гладко. Постоянно дает о себе знать острое противоречие между необходимостью проведения жесткой экономической политики, раскрепощения рыночных механизмов и недостаточным запасом прочности социальной защиты людей.

Социальная защита -- необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Концепция социальной защиты возникла в конце XIX - начале XX в. и в широком общесоциологическом смысле соответствующий термин впервые появился в США в 30-х годах и постепенно распространился в западной социологии для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.п.

Сама система социальной защиты в широком смысле -- это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования:

- трудоспособным гражданам -- за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;

- социально уязвим слоем -- за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума [8]

В XX веке, когда традиционное капиталистическое общество фактически трансформировалось в новую социально-экономическую систему и социально ориентированное рыночное хозяйство, на Западе сложились мощные системы социальной защиты, охватывающие как общество в целом, так и в частности, здравоохранение. К настоящему времени на Западе имеется несколько моделей систем социальной защиты граждан: американская, европейская, японская, в рамках которых имеются свои разновидности. Им присущи некоторые общие черты и наряду с этим специфические, национальные.

Идущие в России глубокие социально экономические преобразования, направленные на утверждение рыночной экономики, делают проблему обеспечения эффективной социальной защиты граждан вообще и работников здравоохранения, в частности, чрезвычайно актуальной.

Таким образом, социальная защита -- это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для трудящихся условия, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни.

Минздравом России за последние годы, принято ряд мер по социальной защите работающих в учреждениях здравоохранения.

Получил право на льготную пенсию по Спискам № 1 и № 2 медицинский персонал отделений рентгено-ударноволнового дистанционного дробления камней.

Получил право на льготную пенсию по Списку № 2:

- врачи, средний и младший медицинский персонал гематологических учреждений (подразделений), занятых лечением химиопрепаратами, опухолей системы крови;

- средний и младший медицинский персонал, обслуживающий больных в психиатрических, соматопсихиатрических отделениях и кабинетах многопрофильных ЛПУ;

Восстановлено право на льготное пенсионное обеспечение работников клиник научно-исследовательских и образовательных учреждений здравоохранения, не имеющих статуса «юридического лица».

Получили право на дополнительную 20% надбавку к окладу, сокращенный рабочий день (36-часовая рабочая неделя), ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней работники организаций здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ инфицированных.

Установлен дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики.

Установлен удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 55 календарных дней педагогическому персоналу учебных подразделений учреждений здравоохранения. Подавляющее большинство организаций здравоохранения испытывают огромные трудности в связи с недофинансированием.

В таких условиях трудно проводить мероприятия по аттестации рабочих мест и улучшению условий труда, обеспечению работающих спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами, выезжать на места для контроля и оказания практической помощи [24].

Рассмотрим социальную защиту в более узкой форме -- как систему социально-экономических гарантий для граждан и, в частности, для медицинских работников.

2.2 Социальные гарантии для медицинских работников

Любая социальная защита строится на социальных гарантиях, которые зафиксированы законодательством и представляют собой определенную систему. Гарантии должны:

-регулировать рынок рабочей силы через смягчение возникающих противоречий между ее спросом и предложениями;

-содействовать полной занятости всех трудоспособных членов общества (никто не должен против своей воли оставаться без работы);

-рассчитываться на все категории нетрудоспособного населения, особо выделяя при этом нуждающихся.

Система гарантий должна учитываться структуру населения конкретного региона, которая по трудовому потенциалу может быть разделена на следующие группы:

-пригодных для работы в современных условиях;

-тех, кто может быть использован лишь после соответствующей профессиональной подготовки;

-кто может работать, но при создании подходящих условий труда;

-кто вообще не может работать;

-кто не стремится работать. [8].

Мы обсудим социальные гарантии для медицинских работников, занятых в учреждениях здравоохранения г. Улан-Удэ

1. Гарантии при заключении коллективного договора

Согласно Закону коллективный договор -- правовой акт, регулирующий трудовые социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работником в учреждении. Коллективный договор имеет определенный срок действия, устанавливаемый по соглашению сторон, который может составлять от одного до трех лет (ст. 7 КЗоТ).

Избежать возникновения коллективных трудовых споров в учреждениях можно, если при принятии правовых решений обеспечиваются учет и согласование интересов и потребностей всех участников трудовых отношений.

Наилучшим образом выявление интересов и потребностей сторон, поиск и выработка взаимоприемлемых решений достигаются путем переговоров между ними и заключения договоров и соглашений. В современных условиях заключение коллективных договоров становится жизненной необходимостью, так как законы по вопросам трудового законодательства и охраны труда, принимаемые на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации, предусматривают лишь социально необходимый (минимальный) уровень прав и гарантий работников, а более детальное регулирование трудовых отношений переносится на уровень учреждений и осуществляется с помощью коллективных договоров.

Решающая роль в создании системы договорного регулирования трудовых отношений принадлежит закону РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Он дает возможность перейти к договорному регулированию многих важных вопросов, обеспечивает для работников и работодателей необходимую степень свободы в определении основных условий труда в учреждении, повышении уровня социальных гарантий и льгот. [24].

Практика работы показывает, что в учреждениях здравоохранения, несмотря на ограниченные возможности, связанные с бюджетным финансированием, через коллективные договоры могут быть решены вопросы увеличения продолжительности дополнительных отпусков за работу во вредных и неблагоприятных условиях труда, обеспечения специальной и санитарной одеждой и обувью дополнительно к установленным нормам, организации горячего питания персонала, оборудования санитарно-бытовых помещений, включая тренажерные залы и комнаты психологической разгрузки.

2. Гарантии при заключении трудового договора

Трудовой договор есть соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу, по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон (ст. 15 КЗоТ).

Известно, что в здравоохранении трудятся специалисты с высшим и средним специальным базовым образованием различных специальностей. На 1 января 1997 г. в медицинской отрасли работало 1154056 работников, причем за последние два года средний прирост численности работающих в отрасли составил 2,3% в год. Из общего числа работающих специалисты с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием составляют 2098542 работника (или 66,5%), в том числе врачей -- 600214, средних медицинских работников -- 1474708.

Проблема сегодняшнего дня в здравоохранении состоит в продолжающемся оттоке специалистов из бюджетных учреждений: в страховые компании, хозрасчетные и частные медицинские учреждения. Определенная часть медицинских работников трудоустраивается в организациях немедицинского профиля, коммерческих или полукоммерческих. Службами занятости населения ежегодно регистрируются 0,15-0,2% работников здравоохранения, получающих пособие по безработице. [25].

Из сказанного следует, что в здравоохранении рынок труда характеризуется достаточно активным движением кадров (прием на работу, увольнение с работы, безработица). Следовательно, вопросы найма и увольнения среди работников отрасли сегодня весьма актуальны, и в этой связи трудовой договор является одной из гарантий при приеме на работу и увольнении.

Трудовой договор является основной правовой формой реализации конституционного принципа свободы труда (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Свобода труда означает, что исключительное право распоряжаться своими способностями к труду принадлежит непосредственно самим гражданам. Используя это право, гражданин может самостоятельно выбирать тот или иной род деятельности и занятий. Одной из гарантий его свободного выбора является запрет принудительного труда, под которым понимается всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, работа, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (ст. 2 Конвенции МОТ о принудительном и обязательном труде 19 30 № 29). Вместе с тем, по общепринятым международным стандартам не считается принудительным трудом, во-первых, военная служба, во-вторых, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств, в-третьих, работа на основании вступившего в законную силу приговора суда и выполняемая под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законности при исполнении судебных приговоров. Содержание трудового договора (контракта) составляет совокупность его условий, которые подразделяются на необходимые и дополнительные.

К первым без достижения соглашения, по которым трудовой договор не может считаться заключенным, относятся соглашения: о месте работы; о выполнении работы по определенной специальности, квалификации или должности; об условиях оплаты труда; о виде трудового договора (срочного или заключаемого на неопределенный срок).

Ко вторым относятся все иные условия трудового договора «которые выработаны сторонами». [2].

Трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации организации (ст. 18 КЗоТ).

Трудовой договор (контракт), заключенный в письменной форме, -- это акт индивидуально-договорного характера, который должен отражать условия труда данного работника. При этом особое внимание следует обратить на его обязательные условия (п. 3 Комментария к ст. 15 КЗоТ), которые необходимо зафиксировать в трудовом договоре.

Прежде всего, максимально четко должны быть обозначены стороны договора -- работодатель и работник. В качестве работодателя в здравоохранении выступают медицинские учреждения. В качестве работников -- граждане, достигшие 15 лет (в исключительных случаях -- 14 лет); учащиеся, достигшие 14 лет, -- в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. Организация может делегировать право приема и увольнения работников своим филиалом, отделение

Ям и другим обособленным структурным подразделениям, что должно быть отражено в их уставах (положениях). Если такого делегирования нет, то всем работникам необходимо заключать трудовой договор (контракт) непосредственно с руководителем организации.

Местом работы является конкретное учреждение здравоохранения, которое заключает трудовой договор (контракт) с работником. В договоре целесообразно указывать не только учреждение в целом, но и структурное подразделение (отделение), куда принимается работник, что позволит конкретизировать его права и обязанности. Трудовая функция -- это работа по одной или нескольким профессиям (должностям) соответствующей квалификации. Указывая в договоре профессию (должность) работника, следует учитывать их наименования, содержащиеся в едином тарифно-квалификационном справочнике, поскольку с этим в ряде случаев связаны существенные для работника правовые последствия в области оплаты, льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда, пенсионного обеспечения.

При приеме на работу стороны могут договориться о совмещении профессий (должностей), то есть о выполнении работником наряду со своей основной работой дополнительной работы по другой профессии (должности). Тогда в трудовой договор вносится соответствующая запись о работе по совмещаемой профессии (должности), а также о порядке и условиях совмещения.

В трудовом договоре (контракте) целесообразно конкретизировать обязанности работника в соответствии с той профессией (должностью), на которую он принят.

В отношении должностных лиц фиксируется круг их функций, прав и обязанностей. Четкое определение и закрепление в трудовом договоре (контракте) обязанностей работника вносит необходимую определенность в отношения сторон, позволяет предотвратить многие конфликтные ситуации.

Поскольку законодательство предусматривает возможность заключения разных видов трудовых договоров (контрактов), нужно указать, заключается ли он на неопределенный срок, на определенный срок не более пяти лет, на время выполнения определенной работы (ст. 17 КЗоТ).

Помимо вида трудового договора в индивидуальном контракте нужно зафиксировать дату начала работы и при заключении срочного договора -- дату ее окончания, которые определяются по соглашению сторон. [2].

Содержание трудового договора не сводится только к обязательствам работника. В соответствии со ст. 15 КЗоТ им корреспондируют обязательства работодателя выплачивать заработную плату и работнику обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Как осуществляется регулирование оплаты труда в учреждениях здравоохранения отражено в главе «Экономические гарантии». Обязательства работодателей по трудовым договорам (контрактам) вытекают из требований, установленных КЗоТ. Так, администрация учреждений здравоохранения обязана правильно организовать труд работников, создавать условия для роста производительности труда, внимательно относится к нуждам и запросам работников, улучшать условия их труда и быта.

Она обязана обеспечить нормальные условия работы для выполнения работником его трудовых обязанностей.

Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям законодательных и иных актов об охране труда.

3. Гарантии при приеме на работу

Трудовым законодательством запрещается необоснованный отказ в приеме на работу. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимущество при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается.

Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и ограничения при приеме на работу, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями либо обусловлены особо заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной правовой защите (ст. 16 КЗоТ).

По общему правилу обоснованным является отказ в приеме на работу по деловым качествам граждан, претендующих на ее получение, в соответствии с требованиями законодательства о труде.

В случаях, предусмотренных законодательством, работодатель не вправе заключить трудовой договор. Так, не могут быть приняты на работу лица, не достигшие определенного возраста (ст. 173 КЗоТ), женщины на работы, включенные в список тяжелых и работ с вредными условиями труда, где их труд запрещен (ст. 60 КЗоТ).

Запрещается отказывать в приеме на работу женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (ст. 170 КЗоТ). Отказ в приеме на работу женщины по мотивам беременности или имеющей детей в возрасте до трех лет влечет за собой уголовную ответственность по ст. 145 УК РФ.

Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается министерством здравоохранения РФ -- также сертификат специалиста и лицензию. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку.

Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ. Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ. Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ.

Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. [2].

4. Рабочее время и время отдыха

Минздравом России на основании разъяснения Минтруда России от 24.11.98 г. № 3 « О норме рабочего времени и порядке определения часовой тарифной ставки из установленной месячной тарифной ставки в 1999 г. », утвержденной постановлением Минтруда России от 24.11.98 г. № 45 сообщил, что норма рабочего времени на определенные периоды времени (месяц, год) исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями -- в субботу и воскресенье, независимо от того, по какому режиму работает учреждение (пяти-, шестидневная рабочая неделя или пятидневная рабочая неделя с одной или двумя рабочими субботами и т.д.). Норма рабочего времени рассчитывается, для того чтобы работники независимо от режима работы учреждения отрабатывали одинаковое число часов за учетный период.

В учреждениях здравоохранения приняты различные виды рабочего времени:

нормальное рабочее время -- нормальная рабочая неделя - 40 ч;

сокращенный рабочий день -- сокращенная рабочая неделя в связи с нервно-психическим напряжением в труде - 38,5 ч, 30,0 ч;

сокращенная рабочая неделя в связи с вредными условиями труда - 36 ч, 30 ч, 24 ч;

сокращенное рабочее время для подростков - 36 ч, 24 ч.

Исходя из продолжительности рабочего дня, который устанавливается по шестидневной рабочей неделе, исчисляется продолжительностью ежедневной работы (смены) при пятидневной рабочей неделе:

при 40-часовой рабочей неделе - 8 ч (40 ч. 5), в предпраздничные дни - 7 ч, так как при нормальной продолжительности рабочей недели число часов, получаемых в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на 5, накануне праздничных дней сокращается на 1 час (ст. 47 КЗоТ РФ);

38,5-часовой рабочей неделе - 7,.7 ч;

36-часовой рабочей неделе - 7,2 ч;

33-часовой рабочей неделе - 6,6 ч;

30-часовой рабочей неделе - 6 ч;

24-часовой рабочей неделе - 4,8 ч.

При продолжительности рабочей недели менее 40 ч число часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на 5, накануне праздничных дней не сокращается (ст. 47 КЗоТ РФ).

В связи с нервно-психическим напряжением в труде и вредными условиями труда медицинский персонал учреждений здравоохранения имеет сокращенную продолжительность рабочего времени, которая установлена для значительной части врачебного персонала приказом по Наркомздраву СССР от 12.12.40 № 584.

Врачам амбулаторно-поликлинических учреждений, за исключением врачей, занятых исключительно амбулаторным приемом больных, установлен 6,5-часовой рабочий день (38,5 часов в неделю). Врачам амбулаторно-поликлинических учреждений в те дни, когда они ведут исключительно прием больных, устанавливается 5,5-часовой рабочий день. Заведующему амбулаторно-поликлинического отделения установлен 6,5-часовой рабочий день, независимо от того, введена его ставка в счет 0,5 ставки врача или целой ставки врача, т.к. заведующий поликлиническим отделением не может вести исключительно амбулаторный прием больных. Он должен выполнять еще и административную работу.

Для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Конкретная продолжительность рабочего дня определяется Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22. Сокращенный рабочий день согласно указанной в Списке продолжительности устанавливается работникам в те дни, когда они заняты работой во вредных условиях труда не менее половины своего рабочего времени.

Если заведующий рентгеновским отделением не менее половины своего рабочего времени занят рентгенодиагностикой, то ему устанавливается рабочий день той же продолжительности, что и врачу-рентгенологу. Это же положение относится и к заведующему патологоанатомическим отделением. [20].

В соответствующих случаях продолжительность ежедневной работы, в том числе время начала и окончания ежедневной работы и перерыва для отдыха и приема пищи определяется графиками сменности, утвержденными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом с соблюдением установленной продолжительности рабочего времени за неделю или другой учетный период. В соответствии со ст. 28 Основ законодательства РФ о труде в учреждениях здравоохранения на работах, связанных с оказанием медицинской помощи населению, как правило, применяется помесячный учет рабочего времени. Продолжительность ежедневной работы при этом режиме определяется графиками сменности. В учреждениях здравоохранения продолжительность ночной работы уравнивается с дневной.

В учреждениях здравоохранения разрешается работа до 12 часов в смену. Назначение работника на работу в течение двух смен подряд запрещается. Графики сменности доводятся до сведения работника, как правило, не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. По решению трудового коллектива разрешается устанавливать продолжительность рабочей смены до 24 часов (кроме водителей санитарного автотранспорта). В каждом конкретном случае вопрос об установлении тому или иному работнику продолжительность рабочей смены до 24 часов должен решаться только с согласия работника и профкома учреждения здравоохранения. Работники чередуются по сменам равномерно. [7].

Специфика выполняемых трудовых функций некоторыми категориями работников (административный, управленческий, технический, хозяйственный и другой персонал) не всегда позволяет ограничить их деятельность рамками рабочего времени. Для таких работников вводится ненормированный рабочий день. Однако это не означает, что рабочее время этих работников вовсе не нормируется. По продолжительности их рабочий день не может быть меньше, чем он предусмотрен для данной должности, профессии. Эти работники обязаны соблюдать режим рабочего времени, установленный в учреждении, вовремя приходить на работу, соблюдать трудовую дисциплину, на общих основаниях пользоваться выходными и праздничными днями.