Категория: Инструкции
по охране труда при разгрузочно-погрузочных работах
1. Общие положения
1.1. Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться, как правило, механизированным способом согласно требованиям настоящей инструкции.
1.2. Площадки для погрузочных и разгрузочных работ должны быть спланированы и иметь уклон не более 5 градусов.
1.3. В зимнее время года погрузочно-разгрузочные площадки необходимо регулярно очищать от снега и льда, а также посыпать от снега и льда, песком, золой или шлаком. Запрещается производить работы на захламленных площадках.
1.4. Площадка погрузочно-разгрузочных работ должна быть достаточной для обеспечения безопасных радиусов поворота, установки и свободного разъезда транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов.
1.5. Погрузочно-разгрузочные операции с пылевидными материалами (цемент, известь, гипс и др.) необходимо выполнять механизированным способом.
1.6. Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 2 м и перемещении их на расстояние более 25 м.
1.7. Грузоподъемные машины, грузозахватные устройства, средства контейнеризации и пакетирования, применяемые при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, должны удовлетворять требованиям государственных стандартов.
1.8. Стеклянная тара должна содержаться в плетеных корзинах или деревянных ящиках и переложена соломой или стружкой, на тачках, тележках носилках и других приспособлениях должны быть оборудованы гнезда по размеру стеклянной тары
1.9. Погрузку и разгрузку длинномерных материалов необходимо производить с помощью специальных грузоподъемных приспособлений листового материала - специальными струбцинами.
1.10. Погрузка и разгрузка газовых и кислородных баллонов грузоподъемными механизмами без специальных контейнеров запрещается. Одновременное размещение на транспорте газовых и кислородных баллонов, а также кислородных баллонов и бочек с маслами и другими горючими жидкостями не допускается.
^ 2. Техника безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ вручную
2.1. К погрузочно-разгрузочным работам (т.е. в качестве грузчиков, транспортных рабочих) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинскую комиссию и прошедшие инструктаж по технике безопасности. К погрузочно-разгрузочным работам с применением грузоподъемных механизмов допускаются лица, аттестованные квалификационной комиссией в качестве стропальщика (такелажника) и имеющие удостоверение установленной формы.
2.2. Предельная норма переноски грузов вручную при ровной горизонтальной поверхности (на расстоянии до 25 м) на одного человека не должна превышать: для мужчин старше 18 лет - 50 кг.
2.3. Для женщин установлены нижеследующие нормы поднятия и перемещения тяжестей.
Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) не выше 10 кг.
Подъем и перенесение тяжестей постоянно в течение рабочей смены не выше 7 кг.
2.4. Все грузы делятся на три категории:
I - массой (одного места) менее 80 кг, а также сыпучие, мелкоштучные, перевозимые навалом и т.п.;
II - массой 80-500 кг.;
III - массой более 500 кг.
Грузы I категории от склада до места погрузки или от места разгрузки до склада при расстояниях менее 25 м можно перемещать вручную.
Грузы II и III категории перемещают только с использованием средств механизации (автопогрузчиков, кранов, конвейеров и т. д.).
2.5. Подъем груза на высоту до 2 м разрешается по исправным инвентарным сходням, сходни при этом не должны прогибаться.
2.6. При укладке грузов в кузов автомобиля требуется соблюдать следующие правила:
- при погрузке навалом груз не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными) и должен располагаться равномерно по всей площади кузова;
- штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязать исправными пеньковыми и хлопчатобумажными веревками, пользоваться проволокой и стальными канатами для этих целей не разрешается;
- высота груза не должна превышать высоту проездов (под эстакадами и другими сооружениями), встречающимися на пути следования и быть не более 3,8 м от поверхности дороги до высшей точки груза;
- ящичный, бочковой и другой штучный груз должен быть уложен плотно, без промежутков, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между грузами следует вставлять деревянные прокладки и распорки, бочки с жидким грузом, должны быть установлены пробкой вверх, каждый ряд должен укладываться на прокладки из досок, крайние ряды должны подклиниваться, в качестве клиньев необходимо применять деревянные доски и брусья;
- стеклянную тару с жидкостями необходимо грузить и устанавливать в вертикальном положении пробкой вверх;
- каждый груз в отдельности должен быть хорошо укреплен и кузове, чтобы во время движения, остановок и поворотом не мог перемещаться и опрокидываться;
- не разрешается устанавливать груз в стеклянной таре друг к другу, если стеклянная тара не установлена в прочном ящике или каркасе.
2.7. При отсутствии грузоподъемных механизмов разрешается относительно тяжелые штучные материалы (весом от 50 до 100 кг) перемещать методом кантовки с помощью специальных ломов (монтировок) и других приспособлений. Этим методом нельзя пользоваться на поверхности средств подмащивания, на обслуживающих площадках технологических аппаратов и в других местах, во избежание разрушения их. Рельсы, балки и другие подобные грузы следует переносить с помощью специальных захватов.
2.8. Погрузочно-разгрузочные работы с катучими грузами, как правило, необходимо выполнять механизированным способом, в исключительных случаях их разрешается выполнять с помощью наклонных плоскостей или слег. При этом удерживают груз пеньковыми или хлопчатобумажными канатами с противоположной стороны. Рабочие должны находиться сбоку поднимаемого и опускаемого груза. Количество удерживающих канат должно быть не менее двух.
2.9. При перемещении баллонов со сжатыми, сжиженными и растворенными газами, а также материалов в стеклянной таре необходимо принимать меры по предотвращению толчков и ударов, падения, повреждения и загрязнения. Перевозить их необходимо в рессорном транспорте.
2.10. Запрещается переносить и перевозить баллоны с кислородом совместно с жирами и маслами, а также горючими и легковоспламеняющимися жидкостями, баллонами с горючими газами. Разрешается доставка 2-х баллонов (одного кислородного и одного баллона с горючим газом) на специально оборудованных тележках.
2.11. Перемещать баллоны к месту погрузки или от места выгрузки разрешается только на специальных тележках (носилках), конструкция которых должна предохранять баллоны от ударов, баллоны должны укладываться в специальном гнезде.
2.12. Укладывать баллоны при перевозке необходимо в горизонтальном положении с прокладками между баллонами. В качестве прокладки применяются резиновые или веревочные кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на каждый баллон), а также деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов. Все баллоны во время перевозки должны укладываться вентилями в одну сторону с навернутыми колпаками.
При перевозке баллонов в жаркое время их необходимо защищать от нагрева солнца.
2.13. При перекатывании бочек, рулонов, барабанов и т.п. рабочий должен находиться за перемещаемым грузом и не допускать, чтобы он катился быстрее нормального шагового движения рабочего.
2.14. При переносе длинномерных материалов на плечах несколькими рабочими следует подбирать рабочих примерно одного роста. Поднимать и спускать груз плавно и одновременно по команде. Переносить такие грузы рабочие должны либо только на правом, либо только на левом плече. При сбрасывании груза рабочие, несущие груз, должны находиться по одну сторону от него.
2.15. При разгрузке барабанов с кабелем, канатом или проводом нельзя сбрасывать их с платформы или из кузова автомобиля на землю. Сгружаемые вручную барабаны необходимо удерживать оттяжками с помощью лебедок или других приспособлений, установленных с противоположной стороны транспортного средства.
2.16. Наклонные плоскости или слеги, по которым опускается груз, должны быть достаточно прочны и иметь приспособления, предохраняющие их от соскальзывания и раскатывания.
Запрещается находиться кому-либо впереди скатываемого по наклонной плоскости груза.
2.17. При погрузке, выгрузке и перемещении тяжеловесных грузов необходимо соблюдать следующие условия:
- на мягком грунте и неровной поверхности на пути перемещения груза должны укладываться доски, брусья или шпалы;
- для катков следует применять прочный, ровный и круглый материал достаточной длины;
- для подведения катков под груз следует пользоваться ломами или реечными домкратами;
- при перемещении груза по наклонной плоскости вниз необходимо применять задерживающие приспособления, чтобы груз не катился и не скользил под действием собственного веса;
- во время движения груза остерегаться вытолкнутых из-под него катков (при случайном срыве груза);
- катки следует укладывать правильно и во время передвижения груза следить, чтобы они не поворачивались под углом по окончании направления движения груза.
Запрещается направлять каток ногами, направлять его следу ломом.
2.18. Кантовать тяжеловесные грузы, подводить под них стропы необходимо с помощью специальных ломов или реечных домкратов.
Применять, для этого случайные предметы, бруски или обрезки труб и т.п. запрещается.
2.19. Переноска бутылей с кислотами, щелочами и другими веществами в корзинах разрешается только после предварительной проверки прочности ручек и дна корзины.
2.20. Переносить бутылки с кислотой и щелочью ни спине, плече и перед собой запрещается.
2.21. С порожней тарой из-под кислот и других химических продуктов обращаться крайне осторожно, так как в ней могут быть остатки кислоты и химпродуктов. Наклонять порожние бутылки запрещается. Запрещается использовать бутылки для кислот и другую химпосуду для хозяйственных нужд, для хранения питьевой воды и т.д.
^ 3. Погрузочно-разгрузочные работы на автомобильном транспорте.
3.1. При открывании бортов автомобиля вначале следует открывать задний, а затем боковые борта.
3.2. При загрузке пылящих грузов в открытые кузова следует накрывать их брезентом, полиэтиленом и т. д. для предохранения от распыления.
3.3. Погрузка, выгрузка и перевозка грузов, превышающих по своей длине на 2 м длину кузова автомобиля (длинномерные грузы) должны осуществляться с соблюдением следующих правил:
- длинномерные грузы должны перевозиться на автомобилях с прицепами-роспусками и полуприцепами;
- выгрузка длинномерных грузов, как правило, должна быть механизирована;
- при отсутствии механизмов необходимо оборудовать для выгрузки прочные покаты, выгрузку в этом случае должны производить не менее двух рабочих.
3.4. Платформы автомобилей, предназначенные для перевозки длинномерных грузов должны быть со съемными или откидными стойками, предохраняющими груз от падения. Стойки должны иметь возможность увязки груза.
3.5. При перевозке длинномерных грузов (трубы, балки и т.п.) длиной свыше 6 м их необходимо надежно крепить к прицепу. При одновременной перевозке длинномерных грузов различной длины более короткие грузы следует располагать сверху.
3.6. Грузить длинномерный груз по диагонали в кузове, оставляя выступающие за боковые габариты автомобиля, запрещается.
3.7. Запрещается грузить пиломатериалы, бревна и другие материалы выше стоек.
3.8. При погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, конструкций, бревен и т.д.) на прицепы-роспуски требуется оставлять зазор между задней стенкой кабины автомобиля и грузом, чтобы прицеп мог свободно поворачиваться по отношению автомобиля, для того, чтобы во время торможения или движения под уклон груз не надвигался на кабину, его нужно располагать на автомобиле выше, чем на прицепе на величину деформации (осадки) рессор от груза.
3.9. При перевозке грузов, превышающих по своим размерам ширину кузова автомобиля, на передних крыльях или буферах должны быть установлены указатели габаритов.
3.10. Во время погрузки контейнеров на автомобиль или снятии их водителю и другим лицам запрещается находиться как в кузове, так и в кабине автомобиля, а также под стрелой и в зоне действия крана. Ходить по крышам контейнеров запрещается.
3.11. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ запрещается:
- выполнять работу на автомобилях и прицепах с неисправными полами, бортами и запорами кузова;
- садиться на борта кузова, кабину или стоять на подножке автомобиля;
- находиться в кузове автомобиля при перевозке длинномерных и негабаритных грузов, баллонов с газами, взрывчатых, пылящих грузов, радиактивных веществ, химикатов и т.д.;
- находиться в кузове автомобиля прицепа или полуприцепа при погрузке грузов механизмами или из бункеров;
- находиться в кузове автомобиля-самосвала.
3.12. Во время движения автомобиля грузчикам запрещается грузить, выгружать или перекладывать груз с места на место, а также пересаживаться.
3.13. Если во время движения будет обнаружено смещение груза, ослабление такелажа или открывание буферов, то об этом следует немедленно сообщить водителю, который должен остановить автомобиль, а неисправность устранить с помощью грузчиков.
3.14. Очищать поднятые кузова автомобилей-самосвалов следует скребками или лопатами с удлиненными рукоятками. Рабочие, производящие очистку, должны находиться на земле.
3.15. Запрещается перевозить длинномерные грузы на автомобилях-самосвалах, в том числе с прицепами.
3.16. Перевозить этилированный бензин совместно с другими грузами, а также находиться при этом людям в кузове автомобиля запрещается.
^ 4. Требования охраны труда при аварийных ситуациях
4.1. При обнаружении загазованности в зоне работ необходимо прекратить работу, вызвать работников газоспасательной службы, сообщить о случившемся администрации и удалиться в безопасное место.
4.2. При обнаружении пожара или загорания необходимо немедленно сообщить администрации, в пожарную часть и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.
4.3. При несчастном случае (травмирование вращающимися и движущимися частями механизмов, термические и химические ожоги, обморожение, падение с высоты, поражение электрическим током) необходимо оказать помощь пострадавшему, вызвать работников скорой медицинской помощи и сообщить о случившемся администрации. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте и состояние оборудования такими, какими они были в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих.
4.4. При возникновении аварийной ситуации необходимо отключить машины и механизмы от источников питания.
Заместитель директора по административно-хозяйственной работе
_________________ Давыдов А.В.
Ведущий инженер по охране труда
и технике безопасности
_________________ Маслов Е.А
Приказом Минтруда России от 17 сентября 2014 № 642н утверждены Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов.
Правила обязательны для исполнения работодателями — юридическими и физическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими такие работы, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Контроль за соблюдением правил обеспечивает работодатель. На основе данных правил работодателем разрабатываются инструкции по охране труда, которые утверждаются локальным нормативным актом с учетом мнения профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа.
Согласно правилам к выполнению погрузочно-разгрузочных работ и размещению грузов допускаются работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный медицинский осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. К работам с применением грузоподъемных машин допускаются работники, имеющие удостоверение на право производства работ.
Приказ вступает в силу с 1 июля 2015 года.
Инструкция № 98 по охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
1. Общие требования охраны труда:
1.1. К выполнению погрузочно-разгрузочных работ допускаются рабочие, имеющие профессиональные навыки и рабочие тех профессий, квалификация которых предусматривает выполнение указанных работ.
1.2. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ следует учитывать действия следующих опасных и вредных производственных факторов:
движущиеся машины, механизмы, подвижные части производственного оборудования;
расположение рабочего места на высоте относительно поверхности земли (пола);
перемещаемые материалы и изделия;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
пожароопасность и взрывоопасность материалов, разбавителей, растворителей;
повышенная влажность воздуха;
повышенная или пониженная температура воздуха;
повышенная запыленность воздуха рабочей зоны.
1.3. Для предохранения от воздействия опасных и вредных производственных факторов, работающему, при необходимости, должны быть дополнительно выданы следующие средства защиты:
— костюм х/б, очки защитные, респиратор У2К или «Лепесток», перчатки х/б.
2. Требования охраны труда перед началом работы:
2.1. Проверить исправность приспособлений, в том числе:
трапов и слег для разгрузки автомобилей;
трапов или переходных мостков через траншеи или разрытия, предназначенных для прохода, провоза или переноски грузов;
носилок, тележек для перемещения грузов.
Осмотреть и привести в порядок рабочие места, проход к ним. Камни, доски, другие посторонние предметы, находящиеся на пути передвижения рабочих должны быть убраны; ямы, проемы, колодцы и т. п. должны быть засыпаны, закрыты щитами или ограждены.
Осмотреть площадки для складирования грузов и убедиться, что они имеют достаточное освещение.
3. Требования охраны труда во время работы:
Тяжелые штучные материалы, а также ящики с грузами, следует перемещать при помощи специальных ломов и других приспособлений. При погрузке на тележку необходимо следить, чтобы груз лежал устойчиво.
При погрузке и разгрузке грузов в ящиках, во избежание ранения рук, выступающие гвозди и концы железной обвязки необходимо загибать.
При переноске груза на носилках следует идти в ногу, команду для опускания носилок должен подавать рабочий, идущий сзади.
3.4. Перемещать длинномерные материалы на плечах необходимо группой рабочих примерно одинакового роста и следить, чтобы концы перемещаемых материалов не задевали встречающиеся в пути предметы.
Поднимать и опускать груз следует плавно и одновременно по команде. Переносить грузы рабочие должны либо на правом, либо на левом плече одновременно. Сбрасывать груз возможно только в одну сторону и по команде.
Погрузочно-разгрузочные операции с грузами округлой формы — (бочки и т. п.) следует проводить при помощи специальных слег с удержанием грузов страховочными канатами с противоположной стороны или упоров.
При перекатывании бочек, рулонов, барабанов и т. д. рабочий должен находиться за перемещаемым грузом и не допускать, чтобы груз катился быстрее шага рабочего и катился самопроизвольно.
Погрузочно-разгрузочные работы с пылевидными (цемент, известь, гипс) материалами следует производить в пыленепроницаемой одежде, в защитных очках и респираторе.
Транспортирование кислот, щелочей и т. п. должно осуществляться на приспособленных для этого носилках или тележках, обеспечивающих безопасность работающего.
Стеклянная тара с едкими жидкостями должна находиться в специальных корзинах, без которых транспортирование их не разрешается.
Погрузка и разгрузка едких жидкостей с транспортных средств должны производиться двумя рабочими. При погрузке стеклянной тары в корзинах с едкими жидкостями следует соблюдать следующие требования:
стеклянную тару с жидкостями устанавливать горловинами (пробками) вверх;
каждое место груза о отдельности закреплять в кузове так, чтобы во время движения, остановок и поворотов груз не мог перемещаться в кузове или опрокинуться;
не устанавливать корзины со стеклянной тарой друг на друга(в два ряда) без соответствующих прокладок, предохраняющих нижний ряд от повреждения во время перевозки;
перед переноской бутыли с едкими жидкостями проверить целостность ручки корзины, предварительно приподняв ее над землей (полом) на 2—3 см;
при повреждении тары необходимо вызвать руководителя работ, который обязан указать безопасные способы производства работ.
Переносить бутыли с едкими жидкостями в одиночку на спине, плече и перед собой запрещается.
3.9. При погрузке, выгрузке и транспортировке баллонов с сжатыми или сжиженными газами необходимо соблюдать следующие требования:
- транспортировать баллоны до места погрузки или хранения в специальных контейнерах с прокладками между баллонами, предохраняющими баллоны от соприкосновения, и ударов. Баллоны размещать на тележках только лежа;
при укладке не допускать ударов, толчков;
укрывать баллоны от воздействия солнечных лучей брезентом;
применять резиновые кольца, а при укладке в транспортное средство в горизонтальном положении более чем в один ряд для предохранения от соприкосновения баллонов друг с другом;
транспортировать баллоны только с навинченными колпачками;
предохранять кислородные баллоны от попадания на них масла и соприкосновения с промасленными материалами.
Не выполнять погрузку и разгрузку опасных грузов (емкостей с кислотами, щелочами, баллонов с газами и других при обнаружении несоответствия тары, а также при отсутствии маркировки и предупредительных надписей.
Установка (укладка) грузов на транспортные средства должна обеспечивать устойчивое положение груза при транспортировании и разгрузке.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях:
4.1. При возникновении аварийной ситуации (самопроизвольного раскатывания груза, развал штабелей, смещение груза в автотранспорте, поломка технологической оснастки, подтекание опасных грузов и др.) рабочий должен немедленно прекратить работу и сообщить об этом ответственному производителю работ.
5. Требования охраны труда по окончании работ:
Собрать весь инструмент и технологическую оснастку, приспособления и средства защиты.
Очистить спецодежду, спецобувь, инструменты и средства индивидуальной защиты и убрать на хранение.
Сообщить о всех замеченных неисправностях, неполадках во время работ производителю работ или непосредственному руководителю.
1. К погрузочно-разгрузочным работам допускаются лица не моложе 18 лет, признанные годными к работе медицинской комиссией, прошедшие инструктаж по безопасности труда, обученные по соответствующей программе и имеющие удостоверение на право выполнения этих работ.
2. Вновь поступающие на работу рабочие должны пройти вводный инструктаж по безопасным приемам и методам труда, пользованию защитными средствами и приспособлениями, экологическим требованиям, а также первичный инструктаж на рабочем месте, о чем должны быть сделаны соответствующие записи в журналах с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего.
3. Рабочие, получившие инструктаж и показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются. Они обязаны вновь пройти инструктаж. Знания, полученные при инструктаже, проверяет работник, проводивший инструктаж.
4. Рабочие после прохождения первичного инструктажа на рабочем месте и проверки знаний в течение первых 3-5 смен (в зависимости от стажа, опыта и характера, работы) выполняют работу под наблюдением бригадира или мастера, после чего оформляется допуск их к самостоятельной работе. Допуск к самостоятельной работе фиксируется датой и подписью инструктирующего в журнале регистрации инструктажа.
5. При однообразном характере работы (выполнении тех же видов работ с использованием того же оборудования и материалов, тех же режимов труда и отдыха, того же состава рабочих и т.д.), повторный инструктаж должен проводиться не реже одного раза, в 3 месяца.
6. При изменении правил по охране труда, изменении технологического процесса, оборудования, приспособлений и инструмента, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда, а также нарушении рабочими требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, пожару, взрыву, порче оборудования, а также при перерывах в работе более 30 календарных дней или по требованию органов госнадзора проводится внеплановый инструктаж.
7. О проведении повторного и внепланового инструктажа производится соответствующая запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
При регистрации внепланового инструктажа указывается причина, вызвавшая его проведение.
8. Рабочие должны проходить периодическую проверку знаний безопасных приемов и методов работы не реже одного раза в 12 месяцев, о чем делается соответствующая отметка в удостоверении.
Результаты проверки знаний требований безопасности оформляются протоколом заседания комиссии.
9. При выполнении работ в опасных и особо опасных условиях, а также других несвойственных работ проводится целевой инструктаж и выдается наряд-допуск ( ГОСТ 12.0.004-90).
10. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах ручным способом, обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, а также правила пожарной безопасности, утвержденные на предприятии. Курить разрешается только в специально отведенных местах.
11. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться под руководством ответственного лица, назначенного приказом администрации, который должен следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки и складирования материалов и изделий соответствовал требованиям охраны труда,
12. Подъем и перемещение тяжестей вручную на одного человека:
15 (10*) кг - для женщин старше 18 лет, при чередовании с другой работой (до 2 раз в час);
10 (7*) кг - постоянно в течение рабочей смены.
Предельно допустимые величины динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены:
1750 кгм - с рабочей поверхности;
875 кгм - с пола.
Для мужчин старше 18 лет - до 50 кг, если эта работа носит не постоянный характер, но не более 7000 кгм в смену.
13. Переносить материалы на носилках разрешается на расстояние не более 25 м по ровному пути.
Погрузка и выгрузка грузов массой более 50 кг должны быть механизированы.
В исключительных случаях допускается переноска грузов двумя рабочими массой не более 80 кг.
14. Рабочие, занятые погрузочно-разгрузочными работами, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты: спецодеждой, спецобувью, а в необходимых случаях - очками, респираторами, противогазами и т.п.
15. Рабочее место в зоне производства погрузочно-разгрузочных работ в темное время суток должно иметь достаточное освещение (не менее 10 лк).
16. Площадки для погрузочно-разгрузочных работ должны быть ровными, без выбоин и ухабов, с уклоном не более 5°.
17. На площадке должны быть вывешены таблицы весов грузов, плакаты с изображением безопасных приемов производства погрузочно-разгрузочных работ, указатели "Въезд", "Выезд", "Разворот", скорости и схемы движения транспорта.
18. Складировать разгружаемые материалы разрешается только в мостах, отведенных для этого в проекте производства работ.
19. Рабочим, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, кроме обеденного перерыва предоставляются небольшие перерывы для отдыха, входящие в состав рабочего времени.
Продолжительность и количество этих перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
20. Рабочим, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, запрещается:
- курить и разводить огонь при погрузке или разгрузке горючих, смазочных и взрывоопасных материалов, а также при погрузке и разгрузке тары из-под указанных материалов;
- находиться на месте погрузки или разгрузки в нетрезвом состоянии и в нерабочее время.
21. Рабочие должны уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.
22. На месте работ должны храниться медицинские аптечки, укомплектованные средствами для оказания доврачебной помощи пострадавшим.
23. О замеченных случаях нарушения требований безопасности на рабочем месте, неисправностях оборудования, приспособлений и инструмента рабочий должен сообщить мастеру или бригадиру и не приступать к работе до устранения неисправностей.
24. Рабочие должны соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи и курением необходимо мыть руки с мылом.
Пить воду разрешается только из приспособленных для этого бачков с питьевой водой.
25. Допуск посторонних лиц на рабочие места запрещается.
26. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной типовой Инструкции, рабочие несут ответственность согласно правилам внутреннего трудового распорядка и действующему законодательству.
Требования безопасности перед началом работы27. Перед началом работ рабочие, занятые погрузочно-разгрузочными работами, обязаны:
- в зависимости от характера работы получить средства индивидуальной защиты (очки, респираторы, каски и т.д.);
- надеть средства индивидуальной защиты, застегнуть или завязать рукава спецодежды, убрать волосы под головной убор;
- проверить наличие и исправность погрузочно-разгрузочного инвентаря и инструментов. Запрещается работать неисправным инвентарем и инструментами.
26. Ручной инструмент должен быть прочно насажен на гладко обработанные рукоятки и надежно закреплен; лопаты, кирки, ломы должны быть заточены, боковые поверхности инструментов не должны иметь заусенцев.
29. До начала работ рабочие места и проходы к ним необходимо очистить от посторонних предметов, мусора и грязи; котлованы и ямы, необходимые для производственных целей должны быть ограждены. Скользкие места необходимо посыпать песком или шлаком.
Требования безопасности во время работы30. При подходе автомобиля к месту загрузки (выгрузки) рабочим следует отойти в безопасное место.
31. К загрузке и выгрузке автомобилей приступать только после их полной остановки.
32. Автомобиль, поставленный под загрузку или выгрузку, должен быть заторможен ручным тормозом с включением на уклонах низшей передачи. Под колеса необходимо подложить противооткатные упоры (башмаки).
33. Перед открыванием бортов грузовых автомобилей надо убедиться в безопасном расположении груза в кузове. Открывать борт надо одновременно двум рабочим под контролем водителя, причем находиться нужно сбоку от открываемого борта.
Очищать кузов автомобиля-самосвала от остатков сыпучих, вязких, строительных материалов и т.д. надо скребками или лопатами с длинными рукоятками (не менее 2 м), находясь на земле. Очищать кузов, стоя на бортах, в кузове, на колесах автомобиля, запрещается.
34. При загрузке кузова или прицепа необходимо каждый груз в отдельности хорошо укрепить, штучный груз должен быть уложен плотно, без промежутков, чтобы во время движения, остановок и поворотов груз не мог перемещаться по полу кузова.
При наличии промежутков между грузами следует вставлять прочные деревянные прокладки и распорки.
35. Рабочим, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, запрещается:
- производить погрузку или выгрузку автомобилей или прицепов с неисправными полами, бортами и запорами кузова;
- пользоваться для увязки грузов веревкой с потертыми местами и узлами;
- садиться на борта кузова и в кабину, стоять на подножке автомобиля;
- находиться в кузове автомобиля-самосвала.
36. При погрузке и укладывании грузов в кузов автомобиля надо соблюдать следующие правила:
- при погрузке навалом груз не должен возвышаться над бортом кузова. Располагать груз следует равномерно по всей площади кузова;
- штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова, необходимо увязывать. Пользоваться металлическим канатом и проволокой запрещается;
- высота груза не должна превышать более 4 м от поверхности дороги до высшей точки груза;
- при установке грузов в катучей и бочковой таре в несколько рядов следует накатывать их по слегам. Каждый ряд надо укладывать на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов. Бочки с жидким грузом необходимо устанавливать пробкой вверх.
37. При погрузке и выгрузке длинномерных грузов надо соблюдать следующие требования:
- длинномерные грузы грузить на автомобили с прицепами или полуприцепами;
- выгружать штучные длинномерные грузы (бревна, балки) следует с помощью прочных покатов, багров, веревок не менее чем двум рабочим;
- каждое место длинномерного груза при выгрузке опускается по покатам (слегам) после того, как с покатов будет убран предыдущий груз. Запрещается одновременный спуск нескольких мест длинномерного груза;
- при погрузке грузы длиной более 6 м (трубы, балки и т.д.) необходимо надежно крепить к прицепу;
- если длинномерные грузы имеют разную длину, более короткие следует располагать сверху;
- грузить длинномерный груз по диагонали в кузове, оставляя выступающие за боковые габариты автомобиля концы, и загораживать двери кабины водителя грузом - запрещается;
- при погрузке длинномерных грузов на автомобиль с прицепом следует оставлять достаточное расстояние между задней стенкой кабины автомобиля и грузом для того, чтобы груз не задевал кабину при повороте автопоезда.
38. Длинномерные грузы (доски, подтоварник и т.п.) при погрузке или разгрузке должны переноситься рабочими на одном плече. Поднимать и опускать груз следует по команде. При сбрасывании груза все рабочие должны находиться по одну сторону от него.
39. Погрузка грузов, превышающих по своим размерам ширину кузова автомобиля, должна производиться с соблюдением условий:
- кузов автомобиля не должен иметь бортов, а пол кузова должен быть увеличен в обе стороны в соответствии с шириной груза;
- на передних и задних частях автомобиля должны быть установлены указатели габарита груза;
- если погрузка груза производится на специальные прицепы, то установка указателей габарита также обязательна.
40. Погрузку или выгрузку вручную железобетонных колец следует выполнять со стороны заднего борта автомобиля по прочно установленным покатам при помощи канатов. Запрещается стоять внизу сзади накатываемого (впереди скатываемого) кольца. Кольца в кузове должны быть надежно установлены, чтобы исключить возможность их перемещения (перекатывания) при транспортировке.
41. Ручная погрузка камня в автомобиль должна производиться при одном открытом борте, причем в первую очередь грузят наиболее крупные камни, а после закрытия борта - камни небольших размеров.
42. При разгрузке автомобиля следует выгружать сначала верхние ряды, а затем нижние, не создавая внутри кузова стенку, обрушение которой может вызвать несчастный случай.
43. Кирпич выгружать только по лотку, угол наклона которого не должен превышать 40°, или передачей по цепочке из рук в руки. Погрузка и выгрузка кирпича перекидкой из рук в руки запрещается. Выгрузка кирпича в контейнерах и на поддонах осуществляется с помощью погрузочно-разгрузочных механизмов.
44. При загрузке навалочных грузов вручную расстояние между рабочими должно быть таким, чтобы обеспечивалась безопасность выполнения работ.
45. Погрузка навалочных грузов в автомобиль разрешается только с одной стороны. Запрещается находиться со стороны, противоположной загрузке.
46. При загрузке навалочных грузов в карьере и из штабелей запрещается выборка груза подкопом. Брать навалочные материалы из штабеля необходимо, сохраняя угол естественного откоса,
47. Погрузку и разгрузку пылящих материалов (цемент, известь и др.) следует производить в пыленепроницаемой одежде, в брезентовых рукавицах, респираторе и пылезащитных очках.
48. Если рабочие работают в респираторах непрерывно, то им необходимо давать через каждые 30 минут отдых на 5 минут. Фильтр респиратора следует менять по мере загрязнения, но не реже одного раза в смену. Спецодежду необходимо обеспыливать ежедневно.
49. Перед началом погрузки пылящих грузов в деревянные кузова следует подложить маты или подстилки.
50. При ручной погрузке и выгрузке пылящих материалов рабочие должны располагаться с наветренной стороны.
51. Для уменьшения распыления при погрузке и разгрузке пылящих грузов необходимо использовать тачки, носилки и т.п. Перекидывать пылящие грузы запрещается.
52. Грузить и разгружать навалом известь и другие едкие пылящие вещества надо только механизированным способом.
53. При складировании материалов надо оставлять проходы и проезды между штабелями. Ширина проездов зависит от габаритов транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов, проходы должны иметь ширину не менее 1 м.
54. Разбирать штабель следует сверху вниз уступами. Запрещается выдергивать отдельные материалы из середины штабеля.
55. Расстояние от складируемых материалов до бровок выемок (траншей, котлованов) должно быть не менее 1 м от бровки призмы обрушения или крепления выемки. Запрещается опирать складируемые материалы на заборы.
56. Запрещается многоярусная укладка громоздких грузов неправильной формы, а также грузов в непрочной таре, которая может не выдержать нагрузку верхних рядов.
57. При складировании материалы укладывают следующим образом:
- мелкие изделия (бортовые камни, надолбы, столбы дорожных знаков) - в штабеля высотой не более 1,2 м с прокладкой досок между рядами;
- трубы диаметром до 300 мм - в штабель высотой до 3 м на подкладках и прокладках с концевыми упорами;
- кирпич - в клетки на высоту 1,7 м (двадцать пять рядов на плашку) на ровной поверхности;
- материалы, хранимые в мешках - в штабели высотой не более 1,5 м.
Требования безопасности в аварийных ситуациях58. При грозе, урагане, сильном ветре все работы по погрузке и разгрузке различных грузов следует немедленно прекратить.
59. О травмах, ожогах или других несчастных случаях на производстве, очевидцем которых он был, рабочий должен немедленно сообщить мастеру (бригадиру) и приступить к оказанию доврачебной помощи пострадавшему в соответствии с Типовой инструкцией № 22 ("Сборник типовых инструкций по охране труда для рабочих дорожного хозяйства". Выпуск 1. Москва, 1993 г.).
Если несчастный случай произошел с самим рабочим, он должен немедленно прекратить работу, поставить в известность мастера или попросить сделать это окружающих, по возможности обратиться в ближайший медпункт.
Требования безопасности по окончании работы60. По окончании работы рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, обязаны:
- привести в порядок рабочие места, очистить их от просыпавшихся, пролитых и упавших грузов;
- инструменты и приспособления, которые использовались при работе, вытереть и убрать в отведенное для этого место;
- сообщить мастеру или бригадиру о всех выявленных во время работы недостатках;
- снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, привести их в порядок и убрать в специально отведенное для этого место или сдать кладовщику;
- вымыть лицо и руки с мылом или принять теплый душ.
Центральным комитетом профсоюза
транспорта и дорожного хозяйства
1 ноября 1994 г.
* Данный норматив рекомендован к внедрению до 31.12.98 г. но обязателен с 01.01.99 г.