Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция для работников охраны по пожарной безопасности img-1

инструкция для работников охраны по пожарной безопасности

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по пожарной безопасности для работников службы охраны

1. Область применения

1.1 Настоящая инструкция распространяется на работников службы охраны.

1.2. Устанавливает требования по обеспечению пожарной безопасности объекта, который охраняется.

2. Обязанности относительно контроля за соблюдением противопожарного режима, осмотра помещений и территории

2.1. Заступая на дежурство, охранники обязаны:

- убедиться в наличии всех ключей, пеналов, документации охранников;

- проверить работоспособность автоматической пожарной и охранной сигнализации, о чем сделать запись в специальном журнале;

- проверить противопожарный режим помещения охранников;

- ознакомиться с рапортом охранников, которые сменяются, и наметить мероприятия по устранению выявленных в вечернее и ночное время противопожарных и других нарушений и недостатков.

2.2. На протяжении дежурства охранник должен постоянно осуществлять контроль за противопожарным и режимным состоянием помещений и территории.

2.3. Выявленные недостатки и те, о которых известили работники объекта, должны немедленно (по возможности) устраняться путем сообщения об этом специалистам электротехнической, сантехнической, транспортной служб.

2.4. При проверке противопожарного режима помещений, холлов и коридоров охранник должен:

- убедиться в наличии первичных средств пожаротушения - огнетушителей, пожарных щитов;

- проверить целостность пломб на ящиках внутренних пожарных кранов;

- знать и уметь проверить работу приемно-контрольных приборов и станций УПС и КОПС;

- осмотреть состояние путей эвакуации, запасных выходов, извещателей автоматической пожарной сигнализации, оповещателей о пожаре и кнопок извещения о пожаре с ручным запуском и включения насосов-повысителей;

2.5. При проверке противопожарного режима территории охранник обязан;

- осмотреть состояние пожарных щитов, пожарных водохранилищ (ПВ), пожарных гидрантов (ПГ), подъездов к ним и наличие указателей ПГ и ПВ;

- убедиться, свободен ли въезд в арку на территорию охраняемого объекта;

- в вечернее и ночное время проверить состояние освещения территории.

2.6. Проверки должны осуществляться одним охранником с интервалом не реже 4 часов;

2.7. Нарушения и недостатки, которые не удалось устранить при проверке, отражаются в рапорте при приеме-сдаче дежурства.

2.8. В случае срабатывания системы автоматической пожарной сигнализации необходимо немедленно сообщить об этом пожарной охране:

- начальнику ДПД объекта по телефону _____;

- прибыть на место, откуда поступил сигнал тревоги.

Если срабатывание было ошибочным, необходимо дать отбой пожарной охране.

2.9. В том случае, если сигнал поступил из помещения, к которому доступ охранников запрещен, необходимо действовать согласно требованиям другой специальной инструкции.

2.10. Охранники должны уметь пользоваться всеми первичными средствами пожаротушения, которые есть на охраняемом объекте.

Обучение способам тушения условного пожара охранники должны проходить при приеме на работу.

2.11. При вынужденной эвакуации людей и материальных ценностей при возникновении пожара или аварии охранники должны:

- расстопорить вертушку на проходной;

- при необходимости открыть запасные ворота и направить туда людей;

- при необходимости участвовать в проведении эвакуации материальных ценностей.

3. Порядок действий в случае возникновения пожара

3.1 В случае возникновения пожара охранники обязаны:

- известить по тел. 01 Государственную пожарную охрану,

- по телефону ______ ДПД и соответствующих должностных лиц объекта;

- принять меры по тушению пожара с использованием первичных средств пожаротушения;

- выключить при необходимости токоприемники и вентиляцию;

- организовать спасение людей (эвакуацию), вывести за пределы опасной зоны всех работников, не связанных с ликвидацией пожара;

- обеспечить соблюдение техники безопасности работниками, которые принимают участие в тушении пожара;

- организовать взаимодействие с аварийными службами;

3.2. Один охранник должен встречать прибывающие подразделения пожарной охраны и кратчайшим путем направлять их на место пожара.

3.3. До прибытия руководства предприятия охранник не должен оставлять место пожара и, по возможности, оказывать консультативную помощь руководителю тушения пожара относительно местонахождения того или иного оборудования, запасных выходов, выходов на чердак и т. п.

Другие статьи

Инструкция сотруднику охраны по пожарной безопасности

Инструкция и памятка сотруднику охраны
Инструкция сотруднику охраны по пожарной безопасности

1. Сотрудник охраны, несущий службу по охране образовательного учреждения, обязан:

- знать и выполнять “Противопожарные правила для школ, школ-интернатов и детских учреждений”;

- знать расположение входов и выходов из здания, а также их состояние;

- знать местонахождение первичных средств пожаротушения и связи, уметь ими пользоваться;

- знать порядок действий обслуживающего персонала по эвакуации обучающихся и тушению пожара;

- осуществлять постоянный контроль за соблюдением обучающимися и персоналом противопожарного режима в районе поста и на маршрутах обхода здания и территории.

2. Сотрудник охраны, несущий службу по охране образовательного учреждения, должен иметь в своем распоряжении:

- электрический переносной фонарь;

- средства оповещения обучающихся, учителей и обслуживающего персонала в случае пожара;

- пронумерованные ключи от всех дверей эвакуационных выходов;

- средство связи с пожарной охраной (телефон);

- перечень номеров телефонов: пожарной охраны, инженерных и аварийных служб, руководителей школы;

- журнал с текущей информацией о наличии ключей от закрытых кабинетов, классов, лабораторий.

3. При обнаружении пожара в школе сотрудник охраны, несущий службу по охране образовательного учреждения, обязан:

- сообщить о происходящем в пожарную охрану по телефону “01”, указав адрес объекта;

- доложить руководству школы о пожаре;

- до прибытия пожарных подразделений организовать эвакуацию школьников в безопасное место и принять меры по тушению пожара первичными средствами (огнетушителями, ПК);

- организовать встречу пожарных подразделений и действовать по указанию руководителя тушения пожара.
Памятка сотруднику охраны о мерах по антитеррористической безопасности и защите школьников

В целях обеспечения антитеррористической безопасности сотрудник охраны обязан выполнять следующие действия:

1) разрешать посетителям вход в здание школы только по предъявлении ими документа, удостоверяющего личность;

2) осуществлять регистрацию прибывшего в журнале учета посетителей (см. приложение 1), в котором указываются Ф.И.О. номер документа, удостоверяющего личность, время прибытия и время убытия посетителя;

3) следить за тем, чтобы в период проведения школьных занятий входные двери школы, у которых находится пост охраны, были закрыты, а входные двери, где нет постоянной охраны, а также запасные входы были опечатаны;

4) в вечернее и ночное время обходить здание школы с внешней стороны, проверяя целостность стекол на окнах, состояние решеток, входных дверей, о чем делать запись в журнале;

5) в случае вынужденной эвакуации из здания обеспечить организованный выход обучающихся и персонала школы через основные и запасные двери согласно плану эвакуации. Принять меры по организации охраны имущества образовательного учреждения. О факте эвакуации незамедлительно сообщить оперативному дежурному частного охранного предприятия и в милицию. Далее действовать по указанию старшего оперативного начальника;

6) при обнаружении подозрительных предметов (пакета, коробки, сумки и др.) оградить их, немедленно сообщив об этом в правоохранительные органы и оперативному дежурному, принять меры по недопущению к данным предметам посторонних лиц и школьников;

7) не допускать стоянки постороннего транспорта у здания образовательного учреждения и прилегающей к нему территории. Следить за тем, чтобы входные ворота были закрытыми. О всех случаях стоянки бесхозного транспорта сообщать в правоохранительные органы;

8) при появлении у здания и нахождения длительное время посторонних лиц, сообщить в правоохранительные органы и усилить пропускной режим.

Журнал учета посетителей

В этот журнал записываются все прибывающие в школу лица, которые не являются сотрудниками образовательного учреждения.

Лекция по пожарно- техническому минимуму для сотрудников, осуществляющих круглосуточную охрану учреждений

Лекция по пожарно- техническому минимуму для сотрудников, осуществляющих круглосуточную охрану учреждений. Тема Требования пожарной безопасности к зданиям и помещениям

Лекция по пожарно- техническому минимуму для сотрудников, осуществляющих круглосуточную охрану учреждений.


Тема 1. Требования пожарной безопасности к зданиям и помещениям.

- Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, ППБ 01-03.

ППБ 01-03 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.


- Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально- технических училищ, школ- интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений, ППБ 101-89.


1. ППБ 101-89 устанавливают требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов (в том числе школ-интернатов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских домов, детских дошкольных учреждений (детских садов, детских яслей-садов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских внешкольных учреждений (учебно-производственных комбинатов, дворцов и домов пионеров и школьников, юношеских клубов, домов художественного воспитания детей, станций юных техников и юных натуралистов и т.п.), детских музыкальных, художественных и хореографических школ и детско-юношеских спортивных школ (далее - детских учреждений) независимо от их ведомственной принадлежности.

2. Руководители, учителя, обслуживающий персонал и другие работники образовательных учреждений (далее - работники образовательных учреждений), а также учащиеся обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара.

3. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители - директор.

4. Содержание зданий и помещений.

4.1. Все образовательные учреждения перед началом учебного года должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются представители Государственного пожарного надзора.

4.2. В многоэтажных зданиях образовательных учреждений классы детей младших возрастов следует размещать не выше второго этажа.

4.3. Вместимость помещений должна соответствовать установленным нормам.

4.4. В помещениях, связанных с пребыванием детей, ковры, паласы, ковровые дорожки и т.п. должны быть жестко прикреплены к полу.

4.5. Здания образовательных учреждений должны быть оборудованы средствами оповещения людей о пожаре. Для оповещения людей о пожаре могут быть использованы внутренняя телефонная и радиотрансляционная сети, специально смонтированные сети вещания, звонки и другие звуковые сигналы.

4.6. Наружные пожарные лестницы должны содержаться в исправном состоянии. Допускается нижнюю часть наружных вертикальных пожарных лестниц закрывать легко снимаемыми щитами на высоту не более 2,5 м от уровня земли.

4.7. В зданиях образовательных учреждений проживание обслуживающего персонала и других лиц не допускается.

4.8. Размещение аккумуляторных, хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, баллонов с горючими газами и кислородом, целлулоида и других легковоспламеняющихся материалов в зданиях, связанных с пребыванием детей, а также в подвальных и цокольных помещениях не допускается.

4.9. В зданиях образовательного учреждения запрещается:

а) производить перепланировку помещений с отступлением от требований строительных норм и правил;

б) использовать для отделки стен и потолков путей эвакуации (рекреаций, лестничных клеток, фойе, вестибюлей, коридоров и т.п.) горючие материалы;

в) устанавливать решетки, жалюзи и подобные им несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства на окнах помещений, связанных с пребыванием людей, лестничных клеток, коридоров, холлов и вестибюлей;

г) снимать дверные полотна в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками;

д) забивать двери эвакуационных выходов;

е) применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства;

ж) использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, газовые плиты и т.п. для приготовления пищи и трудового обучения (за исключением специально оборудованных помещений);

з) устанавливать зеркала и устраивать ложные двери на путях эвакуации;

и) проводить огневые, электрогазосварочные и другие виды пожароопасных работ в зданиях при наличии в их помещениях людей;

к) обертывать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами;

л) применять для освещения свечи, керосиновые лампы и фонари;

м) производить уборку помещений, очистку деталей и оборудования с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

н) производить отогревание труб систем отопления, водоснабжения, канализация и т.п. с применением открытого огня. Для этих целей следует применять горячую воду, пар или нагретый песок;

о) хранить на рабочих местах и в шкафах, а также оставлять в карманах спецодежды использованные обтирочные материалы;

п) оставлять без присмотра включенные в сеть счетные и пишущие машинки, радиоприемники, телевизоры и другие электроприборы.

4.10. Одежду и обувь следует сушить в специально выделенных для этой цели помещениях или шкафах, выполненных из негорючих материалов, с обогревом радиаторами водяного отопления.

4.11. Пользование утюгами разрешается только в специально отведенных помещениях под наблюдением работника образовательного учреждения. Использование помещений для других целей, в том числе для хранения белья, не допускается. Глажение разрешается только утюгами с исправными терморегуляторами и световыми индикаторами включения. Утюги должны устанавливаться на подставках из огнеупорных материалов.

4.12. Все здания и помещения образовательного учреждения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения

4.13. Перед началом отопительного сезона приборы отопления, а перед началом учебного года системы вентиляции и кондиционирования воздуха и кухонные очаги должны быть тщательно проверены и отремонтированы, а обслуживающий их персонал должен пройти противопожарный инструктаж.


Противопожарный инструктаж проводится с целью доведения до работников образовательных учреждений основных требований пожарной безопасности,

средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.

Противопожарный инструктаж проводится руководителем учреждения или лицом ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом руководителя организации.

О проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на:

1. Вводный противопожарный инструктаж проводится:

-со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы в профессии (должности);

-с сезонными работниками;

-с командированными в организацию работниками;

-с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику;

-с иными категориями работников (граждан) по решению руководителя.

Вводный противопожарный инструктаж проводится по программе и инструкции вводного противопожарного инструктажа.

2. Первичный противопожарный инструктаж проводится непосредственно

на рабочем месте:

-со всеми вновь принятыми на работу;

-с переводимыми из одного подразделения данной организации в другое;

-с работниками, выполняющими новую для них работу;

-с командированными в организацию работниками;

-с сезонными работниками.

Первичный противопожарный инструктаж проводится по программе и инструкции первичного противопожарного инструктажа.

Первичный противопожарный инструктаж можно проводит с каждым работником индивидуально, а можно и группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места.

Все работники работающие в зданиях с массовым пребыванием людей свыше 50 человек должны практически показать умение действовать при пожаре и использовать первичные средства пожаротушения.

3. Повторный противопожарный инструктаж проводится со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не реже одного раза в год, проводится в соответствии с графиком проведения занятий; проводится индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места по программе первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте.

4. Внеплановый противопожарный инструктаж проводится:

-при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности;

- изменении других факторов, влияющих на противопожарное состояние объекта;

-при нарушении работниками организации требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару;

-для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников организации;

-при перерывах в работе, более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются дополнительные требования пожарной безопасности);

-при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших на аналогичных производствах;

-при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности.

Объем и содержание внепланового противопожарного инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

5. Целевой противопожарный инструктаж проводится:

-при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью (сварочные и другие огневые работы);

-при производстве огневых работ во взрывоопасных производствах;

-при проведении экскурсий в организации;

-при организации массовых мероприятий с обучающимися;

-при подготовке в организации мероприятий с массовым пребыванием людей (заседания коллегии, собрания, конференции, совещания и т.п.), с числом участников более 50 человек.

Все инструктажи по пожарной безопасности завершается проверкой приобретенных работником знаний и навыков пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, знаний правил эвакуации, помощи пострадавшим.


Противопожарный режим – по определению ФЗ «О пожарной безопасности» от 18 ноября 1994 г. «правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров».


Эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей через эвакуационные выходы из данного помещения без учета применяемых в нем средств пожаротушения и противодымной защиты.

Выходы являются эвакуационными, если они ведут:

а) из помещений первого этажа наружу:

  • непосредственно;

  • через коридор;

  • через вестибюль (фойе);

  • через лестничную клетку.

б) из помещений любого этажа, кроме первого:

  • непосредственно в лестничную клетку;

  • в коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку.

Число эвакуационных выходов с этажа должно быть не менее двух, если на нем располагается помещение, которое должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.

Число эвакуационных выходов из здания должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания.


В коридорах, на лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов должны иметься предписывающие и указательные знаки безопасности.

Эвакуационные проходы, выходы и лестницы не должны загромождаться какими-либо предметами и оборудованием.

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
Двери лестничных клеток должны иметь уплотнения в притворах и быть оборудованы устройствами для самозакрывания, которые должны постоянно находиться в исправном состоянии. В период пребывания людей в зданиях двери эвакуационных выходов допускается запирать только изнутри с помощью легко открывающихся (без ключей) запоров (задвижек, крючков и т.д.).


В зданиях запрещается:

  • снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;

  • загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери и выходы на наружные эвакуационные лестницы.


План эвакуации - заранее разработанный план (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации (по п. 3.14 ГОСТ Р 12.2.143-2002).

Руководитель образовательного учреждения так же обязан обеспечить разработку и утверждение плана эвакуации.

Согласно Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 (п. 16) в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.

о порядке действий персонала по обеспечению

безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре.


  1. Общие требования пожарной безопасности.


  1. Настоящая инструкция о порядке действий персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожа­ре (далее — Инструкция) разработана для ОУ №__ (далее — Учреждения) в соответствии с п. 15, 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, противопожарным режимом Учреждения.

  2. Инструкция является дополнением к схематическим планам эвакуации работников и воспитанников при пожаре в Учреждении.

  3. Инструкция предназначена для организации безопасной и быстрой эвакуации работников и воспитанников из здания Учреждения в случае пожара.

  4. Практические тренировки по эвакуации работников и воспитанников в случае пожара поданной инструкции проводятся не реже двух раз в год.

  1. Порядок эвакуации при пожаре.


  1. При возникновении пожара немедленно сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть, администрации Учреждения.

  2. Выключить приточно-вытяжную вентиляцию.

  3. Немедленно оповестить работников и учащихся о пожаре с помощью установленной системы оповещения.

  4. Открыть все эвакуационные выходы из здания.

  5. Быстро, без паники и суеты эвакуировать учащихся и работников из здания согласно плану эвакуации, не допуская встреч­ных и пересекающихся потоков людей.

  1. Покидая помещение, отключить все электроприборы, выклю­чить свет, плотно закрыть за собой двери, окна и форточки во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения.

  2. Организовать сбор эвакуированных в специально установленном месте ___.

  3. Проверить отсутствие учащихся и работников во всех помещениях здания и наличие по спискам в месте сбора.

  4. Администрации организовать встречу работников пожарной охраны и проводить их к месту пожара.

2.10. До приезда работников пожарной охраны членам добровольной пожарной дружины организовать тушение пожара первичными средствами пожаротушения.

3. Обязанности работников при пожаре.

3.1. При проведении эвакуации работники Учреждения обязаны:

- с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации работников и учащихся, в безопасную зону в кратчайший срок;

- исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью воспитателям и другим работникам Учреждения нельзя оставлять воспитанников без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;

- эвакуацию учащихся следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угро­жает опасность распространения огня и продуктов горения. Учащихся младшего возраста следует эвакуировать в первую очередь;

- тщательно проверять все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне учащихся, спрятавшихся под столами, в шкафах или других местах;

- выставлять посты безопасности на входах в здание, чтобы ис­ключить возможность возвращения учащихся и работников в здание, где возник пожар;

- при тушении необходимо в первую очередь обеспечить благо­приятные условия для безопасной эвакуации учащихся;

- запрещается открывать окна и двери, а также разбивать стекла во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения.
Покидая помещение или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.


^ Тема 2. Технические средства пожаротушения.


- Первичные средства пожаротушения.


Первичные средства пожаротушения - это устройства, инструменты и материалы, предназначенные для локализации и (или) ликвидации загорания на начальной стадии (огнетушители, вода, песок, кошма, асбестовое полотно, ведро, лопата и др.).

образовательные учреждения должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения независимо от оборудования зданий пожарными кранами.

Места расположения первичных средств пожаротушения должны указываться в планах эвакуации.

Ручные огнетушители должны размещаться:

- путем навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя;

- путем установки в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами, в специальные тумбы или на пожарные стенды.

Огнетушители должны устанавливаться таким образом, чтобы был виден имеющийся на его корпусе текст инструкции по использованию. Конструкции и внешнее оформление тумб и шкафов для размещения огнетушителей должны позволять визуально определить тип установленных в них огнетушителей.

Огнетушители должны размещаться в легко доступных местах, где исключено повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.

При размещении огнетушителей не должны ухудшаться условия эвакуации людей.

Огнетушители, размещаемые вне помещений или в неотапливаемых помещениях, подлежат съему на холодный период. В этих случаях на пожарных стендах должна быть информация о местах их расположения.

На период перезарядки и технического обслуживания огнетушителей, связанного с их ремонтом, взамен должны быть установлены огнетушители из резервного фонда.

При эксплуатации и техническом обслуживании огнетушителей следует руководствоваться требованиями, изложенными в паспортах заводов-изготовителей и утвержденными в установленном порядке регламентами технического обслуживания огнетушителей каждого типа.

Использование первичных средств пожаротушения для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожаров, запрещается.

- Классификация огнетушителей.

Огнетушители делятся на переносные (массой до 20 кг) и передвижные (массой не менее 20, но не более 400 кг). Передвижные огнетушители могут иметь одну или несколько емкостей для зарядки огнетушащего вещества (ОТВ), смонтированных на тележке.

По виду применяемого ОТВ огнетушители подразделяют на:

  1. водные (ОВ);

  2. пенные, которые, в свою очередь, делятся на:

– воздушно-пенные (ОВП); – химические пенные (ОХП)

  1. порошковые (ОП);

  2. газовые, которые подразделяются на:

– углекислотные (ОУ); – хладоновые (ОХ)

  1. комбинированные.

В образовтельных учреждения используют пенные и углекислотные огнетушители.


Предназначен для тушения загораний и небольших пожаров твердых материалов и горючих жидкостей. Представляет собой стальной сварной баллон, горловина которого закрыта крышкой с запорным устройством. Заряд огнетушителя состоит из кислотной и щелочной части. Дальность подачи струи 6-8 метров. Для приведения огнетушителя в действие нужно поднести его к месту загорания, повернуть рукоятку клапана на 180 градусов до отказа, перевернуть огнетушитель вверх днищем и направить струю пены на очаг возгорания. В случае отсутствия струи пены после откидывания рукоятки и переворачивания огнетушителя немедленно прочистить спрыск (отверстие, через которое выходит струя пены).
Тушить пенными огнетушителями категорически запрещается: электрическую проводку, оборудование, находящееся под напряжением, и другие энергоустановки.


Предназначены для тушения небольших начальных загораний различных веществ и материалов, за исключением веществ, горение которых происходит без доступа воздуха (целлулоид, пироксилин, термит и др.). Огнетушители представляют собой стальные баллоны, в горловины которых ввернуты латунные вентили с сифонными трубками, маховички вентилей должны быть опломбированы. Для тушения пожара огнетушитель следует поднести к очагу горения, направить раструб-снегообразователь на очаг пожара и отвернуть до отказа вентиль вращения маховичка против часовой стрелки. Во время работы огнетушителя не рекомендуется держать баллон в горизонтальном положении в связи с тем, что такое положение баллона затрудняет выход из него углекислоты через сифонную трубку.
Не размещать огнетушители вблизи отопительных приборов и на солнцепеке.


Под противопожарным понимается такое водоснабжение, которое кроме удовлетворения хозяйственно-питьевых и производственных нужд полностью обеспечивает подачу воды в любое время суток в количестве, необходимом для тушения пожара, как снаружи, так и внутри здания.

Системы противопожарного водоснабжения бывают естественными и искусственными. К естественным источникам противопожарного водоснабжения относятся водоемы, пруды, реки, озера, моря, имеющие благоустроенные подъезды для забора воды пожарными насосами. К искусственным источникам противопожарного водоснабжения относятся водопровод, а также сеть пожарных водоемов и резервуаров.

Противопожарное водоснабжение может быть осуществлено от водопровода, объединенного с хозяйственно-питьевым и производственным водопроводом, или от самостоятельного противопожарного водопровода, если объединение его с водопроводом другого назначения экономически нецелесообразно. Противопожарные водопроводы в зависимости от расположения подразделяют на наружные и внутренние, а по величине напора — на водопроводы низкого и высокого давления.

В водопроводе низкого давления напор, необходимый для тушения пожара, создается передвижными пожарными насосами (пожарными автоцистернами, автонасосами или мотопомпами), подающими воду от гидрантов к месту пожара. Свободный напор воды в сети водопровода низкого давления при пожаротушении должен обеспечить подачу струи из пожарного ствола на расстояние не менее 10 м.

В противопожарном водопроводе высокого давления необходимый напор для тушения пожара из гидрантов создается стационарными пожарными насосами (только на время пожара), входящими в состав постоянных водопроводных сооружений и устанавливаемыми в зданиях насосных станций или в отдельных помещениях. Насосы включают не позднее 5 мин после сообщения о пожаре, при этом они создают необходимый напор воды для тушения пожара, прокладка рукавных линий осуществляется от колонок, устанавливаемых на пожарные гидранты.

Наружные водопроводные сети разделяют на кольцевые и разветвленные (или тупиковые). При кольцевой схеме трубы образуют замкнутую систему, благодаря чему вода по трубам может циркулировать во всех направлениях. В кольцевых водопроводных сетях можно выключать аварийные участки трубопроводов без прекращения подачи воды в последующие участки и, кроме того, в них ослабляется действие гидравлического удара.

Внутренний противопожарный водопровод предназначен для тушения местных очагов горения в начале его возникновения до прибытия пожарной части. Он состоит из водопроводных сетей с системой стояков, на которых устанавливают внутренние пожарные краны. Стояки прокладывают в общедоступных местах, как правило, в лестничных клетках или вблизи них. Сеть внутреннего противопожарного водопровода в зданиях, как правило, должна быть замкнутой, т. е. кольцевой, получающей питание от наружной водопроводной сети.

Пожарные краны, как правило, устанавливают только в отапливаемых помещениях на высоте 1,35 м от пола. Если пожарные краны устанавливают в зданиях и помещениях, в которых не исключена возможность их замерзания, подводка воды к кранам должна быть осуществлена в утепленном месте. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть помещенными в шкафы, которые пломбируются. В шкафу должен находиться рычаг для облегчения открытия крана. На дверце шкафа пожарного крана должны быть указаны:

- буквенный индекс ПК;

- порядковый номер пожарного крана и номер телефона ближайшей пожарной части.

Пожарные краны размещают с таким расчетом, чтобы обеспечить соприкосновение струй от двух смежных кранов в наиболее высокой и наиболее отдаленной точке здания.

Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку. Также необходимо проводить проверку их работоспособности не реже двух раз в год (весной и осенью). О результатах технического обслуживания и проверок составляются акты.


- Автоматическая установка пожаротушения.


Автоматическая установка пожаротушения – установка пожаротушения, автоматически срабатывающая при превышении контролируемым фактором (факторами) пожара установленных пороговых значений в защищаемой зоне.

    1. Автоматические установки пожаротушения следует проектировать с учетом нормативных документов, действующих в этой области, а также строительных особенностей защищаемых зданий, помещений и сооружений, возможности и условий применения огнетушащих веществ исходя из характера технологического процесса производства.

    2. Автоматические установки пожаротушения должны выполнять одновременно и функции автоматической пожарной сигнализации.

    3. Тип установки пожаротушения, способ тушения, огнетушащее вещество определяются организацией-проектировщиком с учетом пожарной опасности и физико-химических свойств производимых, хранимых и применяемых веществ и материалов, а также особенностей защищаемого оборудования.

    4. При срабатывании установки пожаротушения должна быть предусмотрена подача сигнала на отключение технологического оборудования в защищаемом помещении в соответствии с технологическим регламентом или требованиями настоящих норм.

    5. У автоматической установки пожаротушения, выделяют три основные функции:

- обнаружение (Установка пожарной сигнализации);

- оповещение (Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах);

- тушение (Установка пожаротушения).
    1. ^
Типы установок пожаротушения Установка водяного пожаротушения;
Установки водяного пожаротушения распространены наиболее часто. Они применяются для защиты объектов различного назначения: гостиниц, торговых центров, помещений гидроэлектростанций, современных высотных зданий и других объектов.

  • Установка пенного пожаротушения;

Пенные установки пожаротушения используются преимущественно для тушения легко воспламеняющихся жидкостей и горючих жидкостей в резервуарах, горючих веществ и нефтепродуктов, расположенных как внутри зданий, так и вне их.
  • ^ Установка пожаротушения тонкораспыленной водой;

В настоящее время к тонкораспыленной воде (ТРВ) относят струи капель с диаметром менее 0,1 мм. В ряде случаев ТРВ может успешно обеспечить пожарную безопасность тех объектов, которые защищались установками хладонового или углекислотного пожаротушения.
Принцип действия оросителей ТРВ заключается в равномерном распылении воды по защищаемой площади и объему путем создания тонкодисперсионного потока. Это позволяет использовать оросители данных установок для защиты библиотек, фондохранилищ и других объектов, где ущерб от пролива воды, наносимый традиционными установками, не менее значителен, чем ущерб от пожара.
Основной механизм тушения тонкораспыленной водой заключается в охлаждении горючего за счет высокой удельной теплоемкости, разбавления паров горючего водяным паром. ТРВ способна эффективно охлаждать химическую зону реакции, т.е. пламя.
  • ^ Установка газового пожаротушения;


Установки газового пожаротушения применяются для ликвидации пожаров электрооборудования.
При этом установки не должны применяться для тушения пожаров:

- химических веществ и их смесей, полимерных материалов, склонных к тлению и горению без доступа воздуха;

- гидридов металлов и пирофорных веществ;

- порошков металлов (натрий, калий, магний, титан и др.).
  • ^
Установка порошкового пожаротушения;


Установки порошкового пожаротушения применяются для локализации и ликвидации пожаров электрооборудования (электроустановок под напряжением).
Установки могут применяться для локализации или тушения пожара на защищаемой площади, локального тушения на части площади или объема, тушения всего защищаемого объема.
Они могут использоваться в помещениях с массовым пребыванием людей (театры, торговые комплексы и др.).
Установки порошкового пожаротушения не обеспечивают полного прекращения горения и не должны применяться для тушения пожаров:

- горючих материалов, склонных к самовозгоранию и тлению внутри объема вещества (древесные опилки, хлопок, травяная мука и др.);

- химических веществ и их смесей, пирофорных и полимерных материалов, склонных к тлению и горению без доступа воздуха.
  • ^
Установка аэрозольного пожаротушения;


Установки аэрозольного пожаротушения применяются в помещениях горючих материалов, в количествах, тушение пожара которых может быть осуществлено штатными ручными средствами. Допускается применение установок для защиты кабельных сооружений (полуэтажи, коллекторы, шахты) объемом до 3000 м 3 и высотой не более 10 м при условии отсутствия в электросетях защищаемого сооружения устройств автоматического повторного включения.
Применение установок для тушения пожаров в помещениях с кабелями, электроустановками и электрооборудованием, находящимися под напряжением, допускается при условии, если значение напряжения не превышает предельно допустимого, указанного в технической документации на конкретный тип генератора огнетушащего аэрозоля (ГОА).


- Автоматические установки пожарной сигнализации.


Установка пожарной сигнализации – совокупность технических средств для обнаружения пожара, обработки, представления в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и/или выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и технические устройства.

1. Администрация детского учреждения должна обеспечить работоспособность и надежную эксплуатацию пожарной автоматики в соответствии с требованиями Типовых правил технического содержания установок пожарной автоматики. Техническое обслуживание установок пожарной автоматики должно проводиться в соответствии с Инструкцией по организации и проведению работ по регламентированному техническому обслуживанию установок пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.

Учреждение, не имеющее возможности собственными силами осуществлять техническое обслуживание установок и содержать обслуживающий персонал, обязано заключить соответствующие договоры на обслуживание спринклерных, дренчерных и других установок автоматического пожаротушения, а также установок пожарной сигнализации со специализированными организациями Минприбора СССР.

2. При производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту специализированной организацией контроль за качеством их выполнения осуществляет должностное лицо детского учреждения, ответственное за эксплуатацию установок.

3. Установки пожарной автоматики должны эксплуатироваться в автоматическом режиме и круглосуточно находиться в работоспособном состоянии.

4. В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, проведение которых связано с отключением установок, администрация детского учреждения обязана обеспечить пожарную безопасность защищаемых установками помещений и поставить в известность пожарную охрану.

5. Количество автоматических пожарных извещателей определяется необходимостью обнаружения загораний по всей контролируемой площади помещений, Если установка пожарной сигнализации предназначена для управления автоматическими установками пожаротушения, дымоудаления и оповещения о пожаре, каждую точку защищаемой поверхности необходимо контролировать не менее чем двумя автоматическими пожарными извещателями.

  1. Виды пожарных извещателей:

  • Дымовые пожарные извещатели;

Площадь, контролируемая одним дымовым пожарным извещателем от 55 до 85 м 2 в зависимости от высоты установки извещателя, максимальное расстояние между извещателями 9,0 м. и максимальное расстояние между извещателем и стеной 4,5 м. В помещениях шириной до 3 м расстояние между извещателями допускается увеличить до 15 м.

  • Тепловые пожарные извещатели;

Площадь, контролируемая одним тепловым пожарным извещателем от 25 до 15 м 2 в зависимости от высоты установки извещателя, а также максимальное расстояние между извещателями 5,0 м. и максимальное расстояние между извещателем и стеной 2,0 м. Температура срабатывания извещателей должна быть не менее чем на 20?С выше максимальной допустимой температуры в помещении.

  • Световые пожарные извещатели;

Световые пожарные извещатели следует устанавливать в помещениях на потолке, стенах и других строительных конструкциях зданий и помещений, а также на оборудовании. Каждую точку защищаемой поверхности необходимо контролировать не менее чем двумя автоматическими пожарными извещателями.

  • Ручные пожарные извещатели;

Ручные извещатели следует устанавливать для подачи сигнала о пожаре в установках пожарной сигнализации.

Извещатели устанавливаются как внутри, так и вне зданий на стенах и конструкциях на высоте 1,5 м от уровня пола или земли.

Внутри зданий извещатели следует устанавливать на путях эвакуации (в коридорах, проходах, лестничных клетках и т.д.) и при необходимости — в отдельных помещениях. Расстояние между извещателями должно быть не более 50 м. Извещатали устанавливаются по одному на всех лестничных площадках каждого этажа.

Вне зданий извещатели следует устанавливать на расстоянии не более 150 м один от другого и должны иметь указательные знаки.

Места установки ручных пожарных извещателей должны иметь искусственное освещение.

  1. Дымовые и тепловые пожарные извещатели следует устанавливать, как правило, на потолке.

При невозможности установки извещателей на потолке допускается установка их на стенах, балках, колоннах. Допускается также подвеска извещателей на тросах под покрытиями зданий со световыми, аэрационными, зенитными фонарями. В этих случаях извещатели необходимо размещать на расстоянии не более 300 мм от потолка, включая габариты извещателя.

Дымовые и тепловые пожарные извещатели следует устанавливать в каждом отсеке потолка, ограниченном строительными конструкциями (балками, прогонами, ребрами плит и т.п.), выступающими от потолка на 0,4 м и более.

8. Автоматические пожарные извещатели необходимо применять в соответствии с требованиями технических условий, стандартов и паспортов, с учетом условий среды контролируемых помещений.

9. Автоматические пожарные извещатели одного шлейфа пожарной сигнализации должны контролировать не более пяти смежных или изолированных помещений, расположенных на одном этаже и имеющих выходы в общий коридор (помещение).

10. Количество автоматических пожарных извещателей, включаемых в один шлейф пожарной сигнализации, следует определять технической характеристикой станции пожарной сигнализации.

11. В одном помещении следует устанавливать не менее двух автоматических пожарных извещателей.


Тема 3.Действия при пожарах.


Пожар- неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества государства.

Основные причины пожаров в образовательных учреждениях.

1. нарушение установленного противопожарного режима;

2. неисправность электропроводки;

3. неосторожное обращение с огнем;

4. неисправность электроустановок;

5. нарушение правил пользования инструментами и электронагревательными приборами;

6. детская шалость с огнем.

Основные признаки пожара:

б. запах горения или тления различных материалов;

в. повышение температуры.

В случае возникновения пожара действия работников образовательного учреждения и привлекаемых к тушению пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.
^

- Порядок сообщения о пожаре.

Заметив пожар или загорание, необходимо немедленно организовать оповещение об этом всех находящихся в здании людей, независимо от размеров и места пожара или загорания, равно как и при обнаружении хотя бы малейших признаков горения и немедленно вызвать пожарную охрану по телефону «01» (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию). Очевидно, что быстрота прибытия пожарной помощи, позволит успешнее ликвидировать пожар и быстрее помочь людям, находящимся в опасности.

Сообщения о пожаре, как правило, передаются по телефону. Поэтому каждый человек должен хорошо знать места расположения телефонных аппаратов, особенно тех, которые доступны в любое время суток. Следует помнить, что с помощью сотового телефона можно вызвать помощь даже при отсутствии денег на счете или SIM-карты по номеру «112».


- Действия работника образовательного учреждения,

обнаружившего пожар и его признаки.


а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную часть (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию);

б) задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;

в) известить о пожаре руководителя образовательного учреждения или заменяющего его работника;

г) организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средствами пожаротушения.


- Действие лица замещающего руководителя образовательного учреждения

прибывшего к месту пожара.


а) проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара;

б) осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;

в) организовать проверку наличия детей и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам;

г) выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;

д) проверить включение в работу автоматической (стационарной) системы пожаротушения;

е) удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;

ж) при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;

з) прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;

и) организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара;

к) обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;

л) организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить, при необходимости, их охрану;

м) информировать начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании.


- Действия при проведении эвакуации и тушении пожара.


а) с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;

б) исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью воспитателям, и другим работникам детского учреждения нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;

в) эвакуацию учащихся следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь;

г) тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других местах;

д) выставлять посты безопасности на входах в здание, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар;

е) при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;

ж) воздержаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещения или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.