Руководства, Инструкции, Бланки

декларація на отримання соціальної допомоги бланк img-1

декларація на отримання соціальної допомоги бланк

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Декларація про доходи - бланк (2016, 2017)

Декларація про доходи - бланк

1) Додаток Ф1 РОЗРАХУНОК пoдатку на доходи фізичних oсіб при отриманні дoходів у формі заробітної плaти від двох і більше пoдаткових агентів;

2) Додаток Ф2 РОЗРАХУНОК податкових зoбов'язань з податку нa доходи фізичних осіб тa військового збору з дoходів, отриманих від опeрацій з інвестиційними активами;

3) Дoдаток Ф3 РОЗРАХУНОК податкових зoбов'язань з податку нa доходи фізичних осіб тa військового збору, з дoходів, отриманих з джерел зa межами України;

4) Додаток Ф4 РOЗРАХУНОК податкових зобов'язaнь з податку на дoходи фізичних осіб та вiйськового збору з доходів, oтриманих самозайнятою особою.


Пoпередня форма декларації - ТУТ. Бланки додатків пoпередньої форми:

1) Додаток 01 - Інформація про особy, уповноважену на заповнення декларації - Скачать .

2) Додаток 02 - Розрахунок податкових зобов'язань від продажу нерухомості, вiд надання в оренду нерухомості, від отримання майна по спадку або в дарунок - Скачать .

3) Додaтoк 03 - Розрахунок податкових зобов'язань вiд операцiй з інвестиційними активами - Скачать .

4) Додаток 04 - Розрахунок податкових зобов'язань від іноземних доходів - Скачaть .

5) Дoдатoк 05 - Розрахунок податкових зобов'язань підприємця - Скaчать .

6) Дoдaток 06 - Витрати у складі податкової знижки - Cкачать .

7) Додaтoк 07 - Для тих, що отримували доходи зa основновним місцем робoти і зa сумісництвом - Скачать .

Ще сторінки за темою "Декларація про доходи - бланк":

Другие статьи

ВОЗВРАТНАЯ И БЕЗВОЗВРАТНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ ФИЗЛИЦАМ

ВОЗВРАТНАЯ И БЕЗВОЗВРАТНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ ФИЗЛИЦАМ

Финансовая помощь может быть предоставлена как на возвратной, так и на безвозвратной основе.
Возвратная финансовая помощь. по сути, является беспроцентным займом. На практике, как правило, с целью получения беспроцентного займа физическое лицо (работник или не работник) обращается к администрации предприятия с заявлением, в котором указывается желаемая сумма займа и срок, на который он предоставляется. Администрация предприятия, в свою очередь, на основании заявления работника должна принять решение о предоставлении займа работнику или об отказе в его выдаче. Вместе с тем договоренность о предоставлении займа может быть достигнута и путем устных переговоров.
В случае принятия положительного для физического лица решения, между ним и предприятием заключается договор займа. Такой договор является гражданско-правовым и отношения, возникающие по нему, регулируются нормами ГКУ.
Согласно ст. 1046 ГКУ по договору займа одна сторона (заимодатель) передает в собственность другой стороне (заемщику) денежные средства или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется вернуть заимодателю такую же сумму денежных средств (сумму займа) или такое же количество вещей того же рода и того же качества.
Договор займа между физическим лицом и субъектом хозяйствования заключается в письменной форме. Отметим, что заключение договора в устной форме допускается между физическими лицами, когда сумма займа не превышает 170 грн.
В договоре обязательно указываются: предмет договора и сумма займа, срок и порядок возврата займа, ответственность за нарушение договора, способы обеспечения обязательств по договору. Кроме того, обязательно нужно указать, что заем, предоставляемый физическому лицу, является беспроцентным. Иначе у проверяющих органов будут все основания признать договор займа платным, т. е. таким, по которому необходимо уплачивать проценты. При этом размер процентов будет определяться исходя из учетной ставки НБУ (ч. 1 ст. 1048 ГКУ).
Что касается суммы займа, то она действующим законодательством не ограничена. Поэтому заем может быть выдан физическому лицу в любой сумме.
Как приложение к договору может быть составлен график погашения заемщиком полученного им денежного займа.
Нотариальное заверение договора займа не обязательно, но возможно по желанию сторон. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег физическому лицу и с этого же момента договор вступает в силу (ч. 2 ст. 631 ГКУ, ч. 2 ст. 1046).
Заем предоставляется на возвратной основе и на определенный в договоре срок. Возврат денежного займа физическим лицом производится путем отчислений из заработной платы заемщика (возможно, если это работник), путем внесения в кассу или зачисления на текущий счет заимодателя (такой способ погашения подходит как для работника, так и для неработника предприятия).
Отметим, что в случае погашения займа, выданного работнику, путем отчислений из зарплаты, ограничения, установленные ст. 128 КЗоТ для удержаний из заработной платы, не применяются. В соответствии со ст. 25 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР запрещается каким-либо способом ограничивать работника свободно распоряжаться своей заработной платой, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Предусмотренные в КЗоТ случаи, когда применяется ограничение размера отчислений из заработной платы работника, являются гарантией прав работника. Во всех других случаях работник волен сам распоряжаться своей заработной платой. Вместе с тем, если условиями договора не предусмотрено, что заем погашается путем отчислений из заработной платы, и нет соответствующего заявления от работника, в случае непогашения работником займа работодатель не вправе производить отчисления из его заработной платы в счет погашения беспроцентного займа.
Безвозвратная финансовая помощь для целей ГКУ является подарком, если она не имеет целевого характера, или пожертвованием, если она имеет целевой характер.
Согласно ч. 1 ст. 717 ГКУ по договору дарения одна сторона (даритель) передает или обязуется передать в будущем второй стороне (одариваемому) безвозмездно имущество (подарок) в собственность. В рассматриваемом случае предметом договора дарения будут денежные средства.
В соответствии с ч. 5 ст. 719 ГКУ договор дарения валютных ценностей (денежных средств, в том числе валюты Украины) на сумму, которая превышает пятидесятикратный размер не облагаемого налогом минимума доходов граждан (850 грн.), заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
В соответствии с ч. 3 ст. 729 ГКУ к договору о пожертвовании применяются положения о договоре дарения, если иное не установлено законом.
Отметим, что в случае, когда за предоставлением финансовой помощи обращается работник, следует учитывать нормы КЗоТ и положения коллективного договора. Согласно ст. 91 КЗоТ предприятия, учреждения, организации в пределах своих полномочий и за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социальные льготы работникам, в том числе предоставлять материальную помощь. Если финансовая помощь предоставляется работнику на основании коллективного договора, то такую помощь следует рассматривать как материальную, предоставленную в рамках трудовых отношений. В данной ситуации нормы ГКУ применяться не будут.

Вопросы налогообложения и учета.

Беспроцентный займ
Денежные средства, выданные физическому лицу по договору займа (беспроцентного),соответствуют понятию возвратной финансовой помощи.
Судите сами. Согласно п.п. 14.1.257 НКУ возвратная финансовая помощь — сумма средств, которая поступила плательщику налога в пользование по договору, не предусматривающему начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользование такими средствами, и является обязательной к возврату.
Таким образом, если в договоре займа указано, что заем является беспроцентным и подлежит возврату в определенные сроки, есть все основания считать такой заем для целей налогообложения возвратной финансовой помощью.
В налоговом учете предприятия-заимодателя операции по предоставлению и возврату беспроцентного займа физическому лицу не отражаются. То есть при выплате займа не возникает расходов, при его возврате — доходов (абз. 3 п.п. 135.5.5 НКУ).
В соответствии с п.п. 165.1.31 НКУ основная сумма возвратной финансовой помощи, полученная плательщиком налога, не включается в общий месячный налогооблагаемый доход налогоплательщика.
Следовательно, в период действия срока договора займа, заключенного согласно требованиям ГКУ, выплаченная по такому договору сумма не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ).
Единым социальным взносом (далее — ЕСВ) сумма выданного займа не облагается (независимо от того, работнику или неработнику он выдан), поскольку данная выплата не входит в фонд оплаты труда согласно п. 3.28 Инструкции № 5 и не является базой для начисления ЕСВ в соответствии с п. 13 раздела I Перечня № 1170.
Следует обратить внимание еще на один важный момент. В соответствии с п.п. 4.3.7 Инструкции № 21-5 погашение займа путем удержаний из заработной платы работника приравнивается к фактическому получению (перечислению) средств на оплату труда. При этом плательщики ЕСВ обязаны уплачивать ЕСВ в части начислений при каждой выплате заработной платы одновременно с получением (перечислением) указанных сумм. То есть в день погашения займа путем удержаний из зарплаты работодатель обязан уплатить ЕСВ в части начислений.
В связи с этим рекомендуем в договоре займа указать, что погашение займа осуществляется в день выплаты заработной платы. В противном случае в день осуществления хозяйственной операции по удержанию части заработной платы в счет погашения займа (а это, как правило, последний день календарного месяца) предприятию необходимо будет уплатить авансовые платежи по ЕСВ.
В случае если работник, которому предоставлен заем, увольняется, то порядок погашения займа зависит от условий договора. Если согласно условиям договора займа работник обязан погасить в полном объеме оставшуюся часть задолженности, он при увольнении вносит соответствующую сумму денежных средств в кассу предприятия или перечисляет ее на текущий счет предприятия. Если же договор займа не содержит условия, обязывающего работника вернуть непогашенную часть займа при увольнении, такой работник обязан продолжать погашать задолженность по займу в соответствии с графиком платежей, установленным договором. Но независимо от того, как будет погашаться заем в случае увольнения работника, в данном случае налогооблагаемый доход у такого работника не возникает.
Сумма задолженности включается в налогооблагаемый доход физического лица только в случае, если предприятие простит долг заемщику или истечет срок исковой давности по такой задолженности. Рассмотрим каждую из возможных ситуаций.
Прощение займа. Сразу отметим, что сумма прощенного долга по договору займа не включается в состав расходов предприятия, поскольку такие расходы не связаны с хозяйственной деятельностью налогоплательщика.
Относительно обложения прощенной суммы займа НДФЛ отметим следующее. В соответствии с п.п. «д» п.п. 164.2.17 НКУ суммы долга налогоплательщика, аннулированные кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой банкротства, до окончания срока исковой давности, включаются в состав общего месячного налогооблагаемого дохода физического лица как доход в виде дополнительного блага. При этом в случае если кредитор уведомляет налогоплательщика-должника об аннулировании долга и включает сумму долга в Налоговый расчет по форме № 1ДФ по итогам квартала, в котором был аннулирован долг, то должник самостоятельно уплачивает НДФЛ с такого дохода и отражает его в годовой налоговой декларации. Согласно п.п. 49.18.4 НКУ такая декларация подается до 1 мая года, следующего за отчетным. Сумму налогового обязательства, указанного в декларации, физическое лицо обязано уплатить до 1 августа года, следующего за отчетным (п. 179.7 НКУ).
Сумма долга подлежит налогообложению по ставкам, установленным НКУ.
Получается, предприятие не обязано удерживать с суммы долга НДФЛ при выполнении им двух условий :
должник (заемщик) предупрежден об аннулировании долга. Целесообразно, чтобы предупреждение было сделано в письменной форме;
сумма долга отражена в Налоговом расчете по форме № 1ДФ за квартал, в котором принято решение об аннулировании долга.
Если предприятие прощает долг неработнику, то вопроса с ЕВС не возникает. Чего не скажешь о ситуации, когда долг простили работнику предприятия.
Согласно п.п. 4.3.5 Инструкции № 21-5 для целей начисления ЕСВ при определении видов выплат, которые включаются в фонд оплаты труда, следует руководствоваться Инструкцией № 5. В указанном документе прощенный по договору займа долг не указан ни в числе выплат, которые включаются в фонд оплаты труда, ни в числе тех, которые в него не входят. Не указан такой вид дохода и Перечне № 1170. Вместе с тем в письме от 11.04.2005 г. № 9/2-2-9/116 Госкомстат разъяснил, что заем или его часть, которая по решению руководства предприятия не подлежит возврату работником, включается в фонд оплаты труда в составе прочих поощрительных и компенсационных выплат как выплаты, имеющие индивидуальный характер. В связи с наличием таких разъяснений есть вероятность, что Пенсионный фонд будет настаивать на обложении ЕСВ прощенной суммы долга.
Если предприятие принимает решение о прощении работнику долга по выданному займу, минимизировать налоговую нагрузку можно следующим образом. На сумму части займа, которую работник не будет погашать, работнику может быть предоставлена нецелевая благотворительная помощь по семейным обстоятельствам.
Безвозвратная финансовая помощь
Если финансовая помощь предоставляется физическому лицу на безвозвратной основе, то для целей налогообложения она подпадает под определение безвозвратной финансовой помощи, которое дано в п.п. 14.1.257 НКУ. При этом не играет роли, на каком основании была предоставлена финансовая помощь: согласно договору дарения, договору пожертвования, то ли без заключения таких договоров, т. е. на основании приказа (распоряжения) руководителя предприятия, к которому физическое лицо обратилось с заявлением о предоставлении помощи.
В расходы сумму безвозвратной финансовой помощи включить нельзя, поскольку отсутствует связь с хозяйственной деятельностью.
Для целей раздела IV НКУ, которым установлен порядок налогообложения доходов физических лиц, безвозвратная финансовая помощь является доходом в виде дополнительного блага (п.п. «ґ» п.п. 164.2.17 НКУ). Как указывалось выше, доход в виде дополнительного блага облагается НДФЛ по ставкам, установленным п. 167.1 НКУ.
Налоговым агентом в данном случае является предприятие, предоставившее безвозвратную финансовую помощь.
Если безвозвратная финансовая помощь предоставляется неработнику предприятия, то ЕСВ она однозначно не облагается.
В случае, когда безвозвратная финансовая помощь предоставляется работнику предприятия, то для невключения суммы такой помощи в базу начисления ЕСВ работник в заявлении должен указать, что просит о предоставлении материальной помощи в связи с семейными обстоятельствами, или на оплату лечения, или на оздоровление детей. Соответствующая формулировка должна быть в приказе (распоряжении) руководителя с указанием, что помощь имеет разовый характер.
При наличии таких формулировок в заявлении работника и в приказе (распоряжении) руководителя, и при условии, что помощь предоставляется отдельным работникам, материальную помощь можно не облагать ЕСВ, поскольку она не входит в фонд оплаты труда согласно п. 3.31 Инструкции № 5.
Как видим, если помощь будет предоставлена физическому лицу как безвозвратная финансовая, то она полностью попадет под обложение налогом на доходы физических лиц. Вместе с тем, следует иметь в виду, что нормами раздела IV НКУ предусмотрено освобождение от налогообложения отдельных видов материальной помощи, которые предоставляются физическим лицам с соблюдением определенных условий.
Так, уже упоминалась возможность предоставления физическим лицам нецелевой благотворительной помощи. Любой плательщик налога имеет право на необлагаемую нецелевую благотворительную помощь, в том числе материальную, если выполняются следующие два условия:
— она предоставляется юридическим или физическим лицом, являющимся резидентом Украины. т. е. может быть предоставлена как работодателем, так и неработодателем физического лица;
— сумма такой необлагаемой помощи совокупно за год не превышает предельного размера дохода, установленного абзацем первым п.п. 169.4.1 НКУ.
Обращаем внимание, что в заявлении физическое лицо должно указать, что он просит предоставить именно нецелевую благотворительную помощь (например, в связи с семейными обстоятельствами). Соответственная формулировка должна быть и в приказе руководителя, что будет основанием для необложения помощи при соблюдении вышеперечисленных условий.
Если размер предоставляемой помощи превышает установленный предел. то сумма помощи, превышающая такой предел, облагается НДФЛ по ставкам, предусмотренным п. 167.1 НКУ. Для целей обложения НДФЛ сумма нецелевой материальной помощи не является заработной платой.
Как необлагаемая, так и облагаемая часть нецелевой благотворительной помощи не будет облагаться ЕСВ.
Таким образом, порядок налогообложения финансовой помощи зависит от того, каким образом будет оформлено ее предоставление физическому лицу. Все возможные варианты перед вами, остается выбрать, какой из них будет наиболее приемлемым.

Если вам нужна консультация по финансовой помощи физическим лицам, просто позвоните нам по телефонам:

Тел: +38 (057) 720-08-03

Тел: +38 (067) 570-25-05

Тел: +38 (096) 804-33-61

Comments are closed.

Свежие записи Контактная информация

61166 г. Харьков
ул. Коломенская, 15

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организа

Декларации Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций

Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года

вновь подтверждая. что, согласно Уставу Организации Объединенных Наций. поддержание международного мира и безопасности и развитие дружественных отношений и сотрудничества между государствами входят в число основных целей Организации Объединенных Наций,

напоминая. что народы Организации Объединенных Наций преисполнены решимости проявлять терпимость и жить сообща друг с другом в условиях мира, как добрые соседи,

имея в виду все значение поддержания и укрепления международного мира, основанного на свободе, равенстве, справедливости и уважении основных прав человека, а также развития дружественных отношений между государствами, независимо от их политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития,

имея в виду также первостепенное значение Устава Организации Объединенных Наций для установления правовых норм в отношениях между государствами,

считая. что добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, и добросовестное выполнение в соответствии с Уставом обязательств, взятых государствами, имеют важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности, для достижения других целей Организации Объединенных Наций,

отмечая. что крупные политические, экономические и социальные перемены и научный прогресс, которые произошли в мире со времени принятия Устава, повышают значение этих принципов и необходимость их более эффективного применения в деятельности государств, где бы она ни осуществлялась,

ссылаясь на установленный принцип, согласно которому космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения суверенитета над ними, ни путем их использования или оккупации, ни любыми другими средствами, и имея в виду, что в Организации Объединенных Наций рассматривается вопрос об установлении других соответствующих положений, вдохновляемых подобными же соображениями,

будучи убеждена в том. что строгое соблюдение государствами обязательства не вмешиваться в дела любого другого государства является существенно важным условием для обеспечения того, чтобы нации жили сообща друг с другом в условиях мира, поскольку практика вмешательства в какой бы то ни было форме не только представляет собой нарушение духа и буквы Устава, но также ведет к созданию ситуаций, которые ставят под угрозу международный мир и безопасность,

напоминая об обязанности государств воздерживаться в своих международных отношениях от военной, политической, экономической или какой-либо другой формы давления, направленного против политической независимости или территориальной целостности любого государства,

считая существенно важным, чтобы все государства в своих международных отношениях воздерживались от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций,

считая в равной степени существенно важным, чтобы все государства решали свои международные споры мирными средствами в соответствии с Уставом,

вновь подтверждая в соответствии с Уставом основополагающее значение суверенного равенства и подчеркивая, что цели Организации Объединенных Наций могут быть достигнуты лишь в том случае, если государства пользуются суверенным равенством и полностью соблюдают в своих международных отношениях требования этого принципа,

будучи убеждена в том. что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является крупным препятствием на пути установления международного мира и безопасности,

будучи убеждена в том. что принцип равноправия и самоопределения народов является существенным вкладом в современное международные право и что его эффективное применение имеет первостепенное значение для содействия развитию дружественных отношений между государствами, основанных на уважении принципа суверенного равенства,

будучи убеждена поэтому в том. что любая попытка, направленная на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности государства или страны или их политической независимости, несовместима с целями и принципами Устава,

рассматривая положения Устава как единое целое и учитывая роль соответствующих резолюций, принятых компетентными органами Организации Объединенных Наций и касающихся содержания настоящих принципов,

считая. что прогрессивное развитие и кодификация следующих принципов:

a ) принципа, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций,

b ) принципа, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость,

c ) обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства,

d ) обязанности государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом,

e ) принципа равноправия и самоопределения народов,

f ) принципа суверенного равенства государств,

g ) принципа, согласно которому государства добросовестно выполняют обязательства, принятые ими в соответствии с Уставом;

будут способствовать осуществлению целей Организации Объединенных Наций, с тем чтобы обеспечить их более эффективное применение в рамках международного сообщества,

рассмотрев принципы международного права, касающиеся дружественных отношений и сотрудничества между государствами,

1. торжественно провозглашает следующие принципы:

Принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций

Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава Организации Объединенных Наций; они никогда не должны применяться в качестве средства урегулирования международных проблем.

Агрессивная война составляет преступление против мира, за которое предусматривается ответственность в соответствии с международным правом.

В соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн.

Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров, и вопросов, касающихся государственных границ.

Равным образом каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий, таких как линии перемирия, установленных или соответствующих международному соглашению, стороной которого является данное государство или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании. Ничто в вышесказанном не должно истолковываться как наносящее ущерб позициям заинтересованных сторон в отношении статуса и последствий установления таких линий, согласно их особым режимам, или как нарушающее их временный характер.

Государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы.

Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится в изложении принципа равноправия и самоопределения, их права на самоопределение, свободу и независимость.

Каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Каждое государство обязано воздерживаться от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах своей территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда акты, упоминаемые в настоящем пункте, связаны с угрозой силой или ее применением.

Территория государства не может быть объектом военной оккупации, являющейся результатом применения силы в нарушение положений Устава. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными. Ничто в вышесказанном не должно истолковываться как затрагивающее:

a ) положения Устава или любое международное соглашение, заключенное до принятия Устава и имеющее юридическую силу в соответствии с международным правом, или

b ) полномочия Совета Безопасности в соответствии с Уставом.

Все государства должны добросовестно вести переговоры с целью скорейшего заключения универсального договора о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем и стремиться к принятию соответствующих мер, направленных на ослабление международной напряженности и укрепление доверия между государствами.

Все государства должны на основе общепризнанных принципов и норм международного права добросовестно выполнять свои обязательства в отношении поддержания международного мира и безопасности и стремиться к тому, чтобы сделать более эффективной систему безопасности Организации Объединенных Наций, основывающуюся на Уставе.

Ничто в вышеизложенных пунктах не должно истолковываться как расширяющее или ограничивающее каким-либо образом масштабы действия положений Устава, затрагивающих случаи, при которых применение силы является законным.

Принцип, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость

Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

Государства должны в соответствии с этим стремиться к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям, или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках такого урегулирования стороны должны приходить к согласию в отношении таких мирных средств, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.

Стороны в споре обязаны в случае, если они не достигнут разрешения спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, продолжать стремиться к урегулированию спора путем других согласованных между ними мирных средств.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут обострить положение настолько, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и должны действовать в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций.

Международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, свободно согласованную между государствами в отношении существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства.

Ничто в предыдущих пунктах не затрагивает и не умаляет значения соответствующих положений Устава, в частности тех, которые относятся к мирному разрешению международных споров.

Принцип, касающийся обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого другого государства

Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела любого другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать подрывную, террористическую или вооруженную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, равно как и способствовать ей, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Применение силы, имеющее целью лишить народы их национальной самобытности, является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.

Каждое государство обладает неотъемлемым правом выбирать себе политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.

Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как затрагивающее положения Устава, касающиеся поддержания международного мира и безопасности.

Обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом

Государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, основанной на таких различиях.

a ) государства сотрудничают с другими государствами в деле поддержания международного мира и безопасности;

b ) государства сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости;

c ) государства осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;

d ) государства — члены Организации Объединенных Наций обязаны в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций принимать совместные и индивидуальные меры, предусмотренные соответствующими положениями Устава.

Государства сотрудничают в экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники и содействуют прогрессу в мире в области культуры и образования. Государства должны сотрудничать в деле оказания содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Принцип равноправия и самоопределения народов

В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе Организации Объединенных Наций, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь Организации Объединенных Наций в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа, с тем чтобы:

a ) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами и

b ) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека, и противоречит Уставу Организации Объединенных Наций.

Каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, в изложении настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава.

Территория колонии или другой несамоуправляющейся территории имеет, согласно Уставу, статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею; такой отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своего права на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности в соответствии с его целями и принципами.

Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории.

Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны.

Принцип суверенного равенства государств

Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

В частности, понятие «суверенное равенство» включает следующие элементы:

a ) государства юридически равны;

b ) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

c ) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

d ) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

e ) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

f ) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом

Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с международными соглашениями, имеющими силу согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В том случае, когда обязательства, вытекающие из международных соглашений, противоречат обязательствам членов Организации Объединенных Наций по Уставу Организации Объединенных Наций, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

Общие положения

при истолковании и применении изложенных выше принципов последние являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в свете других принципов.

Ничто в настоящей Декларации не должно истолковываться как наносящее ущерб каким-либо образом положениям Устава или правам и обязанностям государств-членов по Уставу, или правам народов по Уставу с учетом изложения этих прав в настоящей Декларации.

3. заявляет далее, что

принципы Устава, воплощенные в настоящей Декларации, представляют собой основные принципы международного права, и поэтому призывает все государства руководствоваться этими принципами в своей международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе строгого соблюдения этих принципов.