Категория: Инструкции
Морские ГК предназначены для определения плоскости истинного меридиана. Гирокомпасы используют для:
удержания судна на заданном курсе;
выполнения маневра курсом;
визуального пеленгования навигационных ориентиров;
стабилизации относительно истинного меридиана некоторых судовых антенн, изображения на экране РЛС;
Общие характеристики гирокомпасов.
Принцип действия гирокомпаса основан на свойствах гироскопа сохранять направление в пространстве при отсутствии внешних сил и изменять это направление, или прецессировать, под воздействием внешних сил. В качестве внешней силы, сообщающей гироскопу свойства компаса, т. е. заставляющей его непрерывно процессировать вслед за плоскостью географического меридиана, используется сила тяжести (в маятниковых гирокомпасах) или управляющий момент, вырабатываемый с помощью индикатора горизонта (в гирокомпасах с косвенным управлением).
По конструкции чувствительного элемента (ЧЭ) гирокомпасы бывают одногироскопные и двухгироскопные. На судах транспортного и промыслового флота СССР наибольшее применение получили двухгироскопные гирокомпасы типов «Курс», «Амур».
За счёт маятниковости ЧЭ под действием суточного вращения Земли возникает направляющий момент, приводящий чувствительный элемент в плоскость истинного меридиана. Масляный успокоитель уменьшает погрешность от качки. Способ подвеса ЧЭ – жидкостно-электромагнитный. Система принудительного охлаждения – жидкостная.
Со второй половины 70- х годов на суда начали устанавливать двух-режимные одногироскопные гирокомпасы с электромагнитным управлением типа «Вега». По сравнению с ГК «Курс-4» «Вега» имеет небольшие габариты, два режима работы, в нём используется астатический гироскоп, схема коррекции, исключающая скоростную и широтную погрешности ЧЭ, жидкостно-торсионный подвес, дающий возможность налагать на ЧЭ управляющие и корректирующие моменты. Отсутствует система принудительного охлаждения.
Особенность гирокомпасов с косвенным управлением - возможность их использования в режиме гироазимута, т. е. корректируемого гироскопа направления. Это качество особенно ценно при маневрировании в течение не слишком продолжительных промежутков времени.
Для повышения точности при маневрировании в некоторых гирокомпасных системах производится автоматическое регулирование параметров. Такие гирокомпасы часто называются апериодическими .
Гирокомпасы разделяются также по способу гашения (демпфирования) колебаний (ЧЭ). В применяемых на судах морского флота маятниковых гирокомпасах этот эффект достигается с помощью гидравлического маятника, помещённого внутри ЧЭ, а в гирокомпасах с косвенным управлением - с помощью дополнительного управляющего момента, вырабатываемого по сигналам, поступающим от индикатора горизонта.
Эксплуатация маятниковых гирокомпасов .
Эксплуатация гирокомпаса на судне включает навигационное использование и техническое обслуживание гирокомпаса и работающих от него приборов.
Навигационное использование гирокомпаса определяется его назначением. Техническое обслуживание складывается из следующих видов работ:
уход за работающим гирокомпасом и наблюдение за его техническим состоянием;
проверка и регулировка;
обнаружение и устранение неисправностей;
мелкий и профилактический ремонт.
Техническое обслуживание гирокомпаса производится в соответствии с эксплуатационной документацией, придаваемой к его комплекту, и Правилами технической эксплуатации электронавигационных и радионавигационных приборов.
Важнейшей характеристикой исправной работы гирокомпаса является постоянство его поправки, которая в судовых условиях должна определяться как можно чаще любым доступным способом как на ходу, так и на стоянке.
Наименее надежным узлом маятникового гирокомпаса является система охлаждения. При плавании в тропических районах с температурами забортной воды выше 26—28° надлежащий тепловой режим работы гирокомпаса часто не обеспечивается. Поэтому при длительном плавании судов в тропиках необходимо забортную воду, подводимую к прибору 12М, предварительно охлаждать в судовой рефрижераторной установке. Допускается также повышение рабочей температуры поддерживающей жидкости до 44-48° при условии увеличения плотности жидкости добавлением 100-140 см 3 глицерина.
Эксплуатация гирокомпасов с косвенным управлением .
Принцип действия гироазимуткомпаса «Beга». Гироазимуткомпас (ГАК) «Вега» является двухрежимным гироскопическим курсоуказателем, обеспечивающим в режиме гирокомпаса (ГК) определение курса относительно географического меридиана, а в режиме гироазимута (ГА) - угла отклонения от заданного направления.
Чувствительным элементом «Веги» является одногироскопная гиросфера, которая с помощью горизонтальных и вертикальных торсионов, перпендикулярных главной оси гиросферы, подвешена в корпусе трехстепенного поплавкового гироблока ТПГ-6. Гироблок заполнен поддерживающей жидкостью с плотностью около 2 г/см 3. в которой гиросфсра находится в состоянии нейтральной плавучести. Центр масс гиросферы совпадает с ее геометрическим центром, т. е. гиросфера не имеет маятниковости.
Одним из основных элементов схемы управления является индикатор горизонта (ИГ) - небольшой физический маятник с индукционным съемом сигнала, задемпфированный вязкой жидкостью.
При отключении сигнала индикатора горизонта (ИГ) от входа усилителя горизонтной следящей системы «Вега» работает в режиме гироазимута (гироскопа направления). В этом режиме прибор не имеет компасных свойств, гиросфера лишь сохраняет в течение некоторого времени приданное ей азимутальное направление, постепенно отклоняясь от него под действием нескомпенсированных вредных моментов и из-за ошибок системы коррекции. Этот режим, преимуществом которого является практически полное отсутствие влияния инерционных сил, применяется в основном в высоких широтах и при большой скорости движения судна при маневрировании, а также при периодических проверках и регулировке прибора.
Погрешность дистанционной передачи курса ±0,1°. Время ускоренного приведения в известный меридиан не более 30 мин, время прихода в меридиан без ускоренного приведения не более 6 ч. В прибор необходимо вводить информацию о широте (вручную) и о скорости (автоматически или вручную). «Вега» сопрягается с лагом ИЭЛ-2М, имеющим трансляционный прибор 119А или 119Э с датчиком типа ЛВТ-5 или иным датчиком, запитываемым от ГАК и вырабатывающим сигнал скорости крутизной около 0,2 В/уз.
Рекомендации по эксплуатации. Наиболее достоверную оценку исправности ГАК дает регулярная проверка поправки в режиме ГК, которую определяют по разности между истинными и компасными пеленгами береговых ориентиров (створов) или небесных светил (чаще всего—Солнца). Средняя погрешность определения поправки по створам ±0,5°, по небесным светилам ±0,7°.
Светила рекомендуется пеленговать в моменты, когда их высота не превышает 30°. При пеленговании необходимо особо тщательно горизонтировать пеленгатор по его штатному уровню. Для расчета истинного пеленга (азимута) светил гринвичское время момента пеленгования необходимо фиксировать с погрешностью ±5 с. На стоянке поправку рекомендуется определять перед выходом в море, а во время рейса — ежедневно при движении судна прямым курсом с постоянной скоростью (не ранее чем через 2 ч после маневра). Не разрешается устранять поправку разворотом корпуса прибора ВГ-1А или с помощью рукоятки «ПОПР» во избежание нарушения регулировки прибора.
1. Общие сведения о гирокомпасе «МЕРИДИАН»
Гирокомпас "Меридиан" совместно разработан и производится английской компанией Эс Джи Браун и Пермской приборостроительной компанией и выпускается в двух модификациях.
Гирокомпасы МРД ? МРД-07 (регистрационный номер ПИКВ 461524004 ? 461524004- 07) предназначены для эксплуатации на российских судах, а гирокомпасы МРД-08 ? МРД-15 – предназначены на экспорт. Руководство по эксплуатации для этих гирокомпасов на английском языке.
Гирокомпас "Меридиан" предназначен для оснащения судов морского и речного флота.
Кроме этого компаса Пермская приборостроительная компания выпускает гирокомпас «Меридиан Сервейер», который является более точным и рекомендуется для применения на быстроходных, малотоннажных и гидрографических судах.
Гирокомпасы «Меридиан» относятся к классу двухрежимных одногироскопных корректируемых гирокомпасов с вращающимся жидкостно-торсионным подвесом гироскопа и косвенным (электромагнитным) управлением.
Рабочий диапазон широт от 80° N до 80° S при скорости судна до 90 узлов.
Гирокомпас выдает информацию о курсе судна и угловой скорости его поворота в пределах ± 30 °/с.
Указанные компасы соответствуют требованиям следующих стандартов: ИМО А 424(XI), ИМО 821 (19) BS EN 60945, BS EN ISO 8728-1997, BS 6217-1981, маркировке СЕ, Директиве по электромагнитной совместимости и Директиве по морскому оборудованию 96/98/ЕС.
1.1. Назначение гирокомпаса
Гирокомпас используется для оснащения судов морского и речного флота автономно или в составе навигационных комплексов. Благодаря малым размерам, малой потребляемой мощности, является наилучшим для применения в навигации на малотоннажных, в том числе на высокоскоростных судах.
Гирокомпас надёжно функционирует при плавании в широтах до 80° при скорости до 90 уз в условиях воздействия:
- пониженной температуры окружающей среды до минус 15°С (для пеленгаторных репитеров, пелорусов и пеленгаторов до минус 40 °С);
- повышенной температуры окружающей среды до 55 °С;
- синусоидальной вибрации в диапазоне частот от 2 до 100 Гц с ускорением до 7 м/с;
- бортовой качки с амплитудой (20 ± 2)° и периодом от 6 до 15 с;
- килевой качки с амплитудой (10 ± 1)° и периодом от 6 до 15 с;
- рысканья с амплитудой (5 ± 1)° и периодом от 6 до 15 с;
- наклона с максимальным углом 45°;
- колебаний напряжения судовой сети переменного тока в пределах (220 ± 22) В частотой (50 ± 3) Гц и напряжения постоянного тока в пределах от 19,2 до 31,2 В.
В этих условиях гирокомпас обеспечивает:
- определение курса относительно истинного меридиана;
- дистанционную передачу о курсе судна аналоговым и цифровым приемникам;
- дистанционную передачу информации об угловой скорости поворота судна потребителю;
- автоматический приём сигналов скорости и широты от спутниковой навигационной системы (GPS);
- автоматический приём сигналов скорости от лага в виде последовательности 100, 200, или 400 импульсов на милю или в стандарте IEC 1162-1;
- ручной ввод скорости и широты;
- дистанционное управление и контроль с единого пульта оператора;
- возможность сопряжения с электрорадионавигационным оборудованием, в том числе с радиопеленгатором, радиолокационными станциями, авторулевым, навигационными комплексами.
1.2. Основные технические характеристики гирокомпаса
Время готовности гирокомпаса при нормальных условиях его эксплуатации, на неподвижном судне и при любом начальном отклонении от меридиана с момента его включения до выдачи курса потребителям в режиме ГК с погрешностью определения курса не более ± 1 °, должно быть не более 45 мин.
а) Точность курсоуказания гирокомпаса в зависимости от условий плавания характеризуется предельными погрешностями, приведенными в таблице 1.
Нумерация также облегчает ссылки на части руководства, например, при общении пользователя со службой поддержки. Основные положения учебного пособия сопровождаются большим количеством рисунков, схем и таблиц. Учебное пособие предназначено для подготовки курсантов дневного и заочного обучения по специальности "Судовождение на морских путях".
В справочнике представлены сведения, необходимые для грамотной н надежной технической эксплуатации судов морского, речного и рыбопромыслового флота. Дан анализ точности функционирования гирокомпасов на судах в различных условиях плавания. Таким образом учебное пособие дает возможность повысить уровень знаний как в теоретическом, так и в конструктивно-практическом применении гирокомпасов на судах морского флота.
Документ входит в состав Большинство руководств пользователя помимо текстовых описаний содержит изображения. Учебное пособие подготовлено в соответствии с учебной программой курса «Электронавигационные приборы» мореходного колледжа технического флота Одесской национальной морской академии. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы (ГОСТ 34) РД 50-34. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДОКУМЕНТОВ (ЕСКД) определяет документ «Руководство по эксплуатации» и другие документы: (ЕСПД) определяет документы «Руководство оператора», «Руководство по техническому обслуживанию» и их структуру: ГОСТ 19.
Руководство пользователя — Википедия Руководство пользователя (англ. user guide или user manual), руководство по эксплуатации, руководство оператора — документ, назначение которого.
Приведены необходимые сведения о системе управления безопасностью и действиях экипажа в различных аварийных ситуациях; использовании судовых спасательных средств и организации поисково-спасательной операции. Учебное пособие подготовлено в соответствии с учебной программой курса «Электронавигационные приборы» мореходного колледжа технического флота Одесской национальной морской академии. Нумерация также облегчает ссылки на части руководства, например, при общении пользователя со службой поддержки.
Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы (ГОСТ 34) РД 50-34. Предназначено для курсантов и студентов судоводительских факультетов морских учебных заведений. В учебном пособии освещены вопросы основы теории гироскопа; теория и принцип работы гирокомпасов с автономным и корректируемым чувствительными элементами.
Документ входит в состав Большинство руководств пользователя помимо текстовых описаний содержит изображения. В справочнике представлены сведения, необходимые для грамотной н надежной технической эксплуатации судов морского, речного и рыбопромыслового флота. Автор выражает признательность экипажам судов и сотрудникам греческой судоходной компании SAMOSSTEAMSHIP Co и лично капитану Коробкину Виктору Васильевичу за оказанную помощь в сборе материала. Используется стиль и язык, доступный предполагаемой аудитории, использование Аннотацию, в которой приводится краткое изложение содержимого документа и его назначение Введение, содержащее ссылки на связанные документы и информацию о том, как лучше всего использовать данное руководство Главы, описывающие, как использовать, по крайней мере, наиболее важные функции системы Все главы и пункты, а также рисунки и таблицы, как правило, нумеруются, с тем, чтобы на них можно было сослаться внутри документа или из другого документа.
Описание устройства приборов комплекта гирокомпаса 1Г40. 78 7.2. Перевод гирокомпаса 1Г40 из походного положения в рабочее и.
Чувствительным элементом тяжелого гироскопа является маятниковыйгироскоп. На сегодняшний день на вооружении подразделений артиллерии состоятгирокомпасы 1г9, 1г11, 1г17, 1г25, 1г25-1, 1г40, 1г47 и др. Артиллерийские гирокомпасы 8глава 1.
Артиллерийские гирокомпасы широко используются для определенияистинных азимутов ориентирных направлений гироскопическим способом. Гирокомпасы решают следующие важнейшие задачи артиллерии обнаружение объектов противника и определение их координат ориентирование орудий и топогеодезическая привязка (определениекоординат) огневой позиции и наблюдательных пунктов. Иногда минуту делят не на 60 частей (секунды), а на 10 частей, которыепредставляют собой десятые доли минуты (0,16).
В зависимости от вида подвеса гироскоп может иметь различныестепени свободы. Режимы работы гирокомпаса 1г40. Работа с гирокомпасом при низких и высоких температурах. Гироскоп артиллерийский гирокомпас представляет собой гироскопическийприбор, предназначенный для определения истинных азимутовориентирных направлений гироскопическим способом.
Артиллерийское вооружение. Гирокомпасы 1Г25-1, 1Г40, 1Г47
В методических указаниях рассмотрены классификация, назначение, тактико-технические характеристики и комплектность гирокомпасов 1Г25-1, 1Г40.
Гирокомпас 1Г25 - План-конспекты занятий и рефераты
Гирокомпас 1Г40 – предназначен для определения азимута нормали контрольному элементу гироблока, связанного конструктивно с базовой осью.
1Г40
Иногда минуту делят не на 60 частей (секунды), а на 10 частей, которыепредставляют собой десятые доли минуты (0,16). На практике в качестве единицы плоского угла применяют градус. На сегодняшний день на вооружении подразделений артиллерии состоятгирокомпасы 1г9, 1г11, 1г17, 1г25, 1г25-1, 1г40, 1г47 и др.
Указания по вводу комплекта гирокомпаса в эксплуатацию. Д l. (1. Д расстояние от наблюдателя до цели.
Учебное пособие подробно рассматривает артиллерийские гирокомпасы, их назначение, классификацию, устройство, принцип действия, тактико-технические характеристики, обслуживание и работу с ними, а также основные положения из теории гироскопов. Деление в один градус делится на 60 минут, а деление в однуминуту на 60 секунд. Описание устройства приборов комплекта гирокомпаса 1г25. Период колебания зависит от первоначального согласования плоскостимеридиана и широты местности c t 2.
группа 1Г40 (1640 и 1М640) | ВКонтакте
метрологи групп 1640 и 1М640 (в прошлом 1Г40)
На судне гирокомпас устанавливают в хорошо защищенных от проникновения воды, угольной пыли, копоти и дыма помещениях. Желательно, чтобы гирокомпас находился возможно ближе к центру тяжести и в диаметральной плоскости судна. Допускается смещение от центра тяжести в нос или корму не более чем на 30—40 м, смещение от диаметральной плоскости — не более 3—4 м. Основной прибор 1М должен быть установлен так, чтобы курсовая черта его была параллельна диаметральной плоскости судна.
Для обеспечения нормального теплового режима гирокомпаса гиропост должен быть оборудован подводом воды из пожарной и санитарной магистрали к змеевику помпы (прибор 12М) с расчетом циркуляции по этому змеевику забортной воды со скоростью 90 л в 1 ч в умеренном климате и 180 л в 1 ч в тропиках.
Перед пуском гирокомпаса надо проверить наличие предохранителей в приборе 4Д и в разветвительных коробках; отключить мотор помпы охлаждения снятием предохранителей 15, 16 и 17 в приборе 4Д. Затем проверить готовность основного прибора к пуску. Особое внимание следует обращать на количество поддерживающей жидкости в резервуаре. Выключатель следящей системы в приборе 9Б ставят в положение «Выключено», проверяют уровень дистиллированной воды в помпе и в случае необходимости долить до красной риски водомерного стекла.
В штурманском приборе проверяют наличие чернил и бумаги в курсографе. Все репитеры согласовывают с прибором 1М.
Пуск гирокомпаса осуществляется включением однофазного тока в приборе 4Д, а затем включением в том же приборе выключателя судовой сети трехфазного тока. После пуска необходимо проверить соответствие пусковых и рабочих токов в линиях гиромоторов и следящей системы, включить следящую систему, проверить работу корректора и механизма дистанционного управления корректором. После достижения температуры поддерживающей жидкости 37°С поставить в приборе 4Д в гнездо предохранитель 73. Убедившись, что ревун дает сигнал при температурах 37 и 41С, вставить предохранители 15, 16 и 17 в цепи двигателя помпы. Через 3—4 ч после запуска проверить положение чувствительного элемента по высоте. После прихода гирокомпаса в меридиан определить его поправку.
Для остановки гирокомпаса нужно:
выключатель следящей системы поставить в положение «Выключено»;
снять питание трехфазного переменного тока судовой сети; после остановки ротора генератора снять питание однофазного тока.
Точность и устойчивость гирокомпаса в меридиане проверяют путем сличений его показаний с магнитным компасом, а также путем определения поправки гирокомпаса.
Обслуживание прибора находится в ведении четвертого помощника капитана или специального квалифицированного специалиста.
Технический уход за гирокомпасом в рейсе предусматривает ежедневное наблюдение за температурой поддерживающей жидкости, положением гиросферы по высоте и показаниями контрольных и измерительных приборов. Ремонт производится с разрешения капитана.