Руководства, Инструкции, Бланки

руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся img-1

руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся

Категория: Руководства

Описание

Персональный сайт Цыбиковой Нимасу Данзановны

Программа руководства исследовательской и проектной деятельностью учащихся

В связи с внедрением в образовательный процесс программы социализации учащихся, основное внимание учителя должно быть направлено на расширение проектной деятельности. Формирование ключевых компетенций у учащихся через исследовательскую и проектную работу является приоритетным направлением в профессиональной деятельности учителя. Успех ученика в исследовании или проектной деятельности в большей мере определен грамотным руководством научно-исследовательской работой со стороны учителя.

Руководитель исследовательской работы должен стремиться научить каждого ученика:

определять цель проектной и исследовательской работы;

-уметь выделять основные задачи по реализации поставленной цели в исследовательской работе;

-уметь определять гипотезу в проекте;

-уметь определять идеи и способы решения поставленных задач;

-уметь прогнозировать результаты проекта (ожидаемые положительные результаты, возможные потери, негативные последствия, компенсационные меры по их устранению) и предложить критерии их оценки; -уметь определить допустимые сроки исполнения проекта;

-уметь работать с литературой, выделять главное;

-грамотно использовать в своей работе материалы сайтов Internet;

- соблюдать права охраны программ и данных, соблюдать авторские права;

- знать правила оформления научной работы;

- уметь грамотно оформить работу;

-уметь подготовить доклад для выступлений на различных конференциях;

-грамотно, кратко и четко высказывать свои мысли, уметь отвечать на вопросы и аргументировать ответы; O уметь подготовить тезисы для публикаций по результатам работы;

Основная цель руководства исследовательской работой учащегося – стремление передать знания, ценности, прогрессивный опыт творческой и исследовательской деятельности каждому ученику.

При этом учитель должен выполнить для себя задачи:

- Осуществлять руководство с достаточными полномочиями на принятие решений, способность действовать энергично и целеустремленно.

- Определять и четко формулировать цель и задачи.

- Обучать ученика, работающего над исследовательской работой;

- Постоянно корректировать ход реализации практической и теоретической частей работы (планирование, согласование, информация и обучение).

-Постоянно контролировать полученные результаты: систематически оценивать ход реализации проекта.

Для формирования одной из основных компетенций, а именно информационной компетенции необходимо сформировать у учащегося: Умение работать с учебной литературой:

-переписывать в тетрадь определения, правила схемы;

-выделять главное, сокращать текст до нескольких строк не искажая смысл;

-разбивать текст на несколько частей;

-составлять план, тезисы;

- находить в тексте необходимую информацию;

- делать сообщения. Умение переводить визуальную информацию в вербальную и наоборот:

- графически и схематически представлять прочитанную информацию;

- читать и пояснять схемы и графики;

- использовать таблицы, схемы и графики для систематизации материала.

Умение критически мыслить:

-дополнять неполную информацию;

-находить ошибки в той или иной информации.

Умение воспринимать информацию из разных источников:

- подбирать заметки из разных источников, использовать средства глобальной сети Интернет;

- сравнивать изложение одних и тех же вопросов различных источников;

-уметь выявлять общее и находить различие;

-уметь работать со справочной литературой.

Вся работа над проектом разбивается на четыре этапа: диагностический, прогностический, организационный и практический.

План руководства исследовательской и проектной деятельностью

№ этапа Этап Содержание этапа № учебной недели


1 Диагностический этап. Выявление проблемы 1-2
2 Прогностический этап Разработка программы 3

Определение целей, задач, гипотезы 4
3 Организационный этап Создания плана реферата 5
Изучение литературы 6-8
4 Практический этап

Работа над практической частью

Определение целей и задач практической части.

Разработка сценария проекта 9-10
Работа над практической частью Решение практических задач 11-18
Работа над теоретической частью Работа над введением 19
Работа над теоретической частью Работа над содержательной частью.

Создание технической документации и инструкций для пользователя. 20-21
Работа над теоретической частью Работа над заключением 22
Подготовка доклада 23-24
Предзащита реферата 25
Защита реферата26
Доработка замечаний, подготовка к внешней экспертизе 27
Прохождение внешней экспертизы 28-31
Доработка работы по результатам внешней экспертизы 32-35

Программа предусматривает помимо проведения индивидуальных занятий чтение установочных лекций, проведение практических занятий, самостоятельных поисковых работ, самостоятельное создание учащимися проектов и защита этих проектов перед аудиторией. Особое место в данном курсе отводится практической и самостоятельной работе учащимися за компьютером. Программа реализуется за счет вариативного компонента, согласно с выбором учащегося, в 9-11 классах из расчета 1 час в неделю.

Как результат исследовательской работы была создана страничка на сайте школы и персональном сайте, разработаны компьютерные презентации по всем исследованым темам. которые используются на уроках.

Цыбикова Нимасу Данзановна

Другие статьи

Руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся

Дополнительное профессиональное образование
педагогических работников города Москвы Региональный реестр дополнительных профессиональных программ
Руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся

Организатор: ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

В процессе обучения Вы научитесь организовывать работу в парах и группах для совместного учебного проектирования; разрабатывать проект исследования совместно с обучающимися в соответствии требованиями ФГОС; использовать прямые и косвенные методы управления проектно-исследовательской деятельностью.

Для кого этот курс:

учителя биологии, педагог-библиотекарь, педагог-организатор, старший вожатый, учителя географии, педагог дополнительного образования, воспитатель доу, учитель естествознания, учитель изобразительного искусства, преподаватели искусства, руководители творческих объединений, учитель информатики и икт, учителя иностранных языков, учитель-дефектолог, учитель-логопед, учитель математики, учитель музыки, музыкальный руководитель, учителя мировой художественной культуры, учителя начальных классов, преподаватель-организатор обж, учитель обществознания (включая экономику и право), педагог-психолог, работник системы среднего профессионального образования, руководитель образовательной организации, заместитель руководителя, учитель русского языка и литературы, секретарь учебной части, учитель технологии, учитель физики, учитель физической культуры, учитель химии, учителя экологии, работник организации дпо, учитель истории, методист, учитель природоведения, тьютор, социальный педагог, иные работники образовательных организаций

Шевченко Н.И. канд. пед. наук, доцент

Адрес и место обучения:

ГАОУ ВО МГПУ
ГБОУ ВО МГПУ
ГБОУ ВО МГПУ

Статья на тему: Проектно-исследовательская деятельность как одна из эффективных форм повышения профессиональной компетентности обучающихся

Статья на тему:
Проектно-исследовательская деятельность как одна из эффективных форм повышения профессиональной компетентности обучающихся

Основной стратегией производственного обучения является личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность обучающегося, учет его способностей, возможностей, склонностей и потребностей. Это предполагается реализовывать на основе дифференциации и индивидуализации обучения. Современные образовательные технологии позволяют сделать это наиболее результативно и продуктивно.

Среди эффективных форм работы с обучающимися – организация их индивидуальной и самостоятельной работы, привлечение к проектно-исследовательской деятельности.

Современная государственная образовательная политика ориентирует педагогов на новый результат их деятельности. В Концепции модернизации российского образования указано, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозировать по возможности их последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Каждый педагог, обучающий подростков избранной профессии, желает максимально развить их профессиональные компетенции, привить им самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, пробудить творческое начало, а значит поддерживать интерес к будущей профессии. Такие выпускники будут востребованы и конкурентноспособны на рынке труда, готовы к эффективной профессиональной деятельности, способны решительно действовать в различных ситуациях и эффективно решать производственные проблемы, а значит, не будут считать, что ошиблись в выборе профессии. Развитию творческого потенциала обучающихся способствует грамотно организованная внеурочная деятельность на основе компетентностного подхода с привлечением актуальных педагогических технологий.

Основной стратегией производственного обучения является личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность обучающегося, учет его способностей, возможностей, склонностей и потребностей. Это предполагается реализовывать на основе дифференциации и индивидуализации обучения. Современные образовательные технологии позволяют сделать это наиболее результативно и продуктивно.

Среди эффективных форм работы с обучающимися – организация их индивидуальной и самостоятельной работы, привлечение к проектно-исследовательской деятельности.

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Метод проектов – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС НПО определяет как результат освоения основной профессиональной образовательной программы. Внеурочная творческая деятельность должна быть организована таким образом, чтобы теоретические знания, полученные при изучении специальных дисциплин, находили осмысленное применение в ходе реализации проекта, что способствует углублению профессиональной подготовки обучающихся, расширяет их культурологический кругозор, сокращает сроки адаптации к условиям производства, формирует творческое отношение к труду.

Организация проектно-исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. Проектно-исследовательская деятельность — процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование профессиональной компетенции.

Исследовательская деятельность обучающихся при подготовке проектных работ становится формой создания в образовательном учреждении позитивной атмосферы сотрудничества, партнёрства педагогов и обучающихся, изменяя традиционные образовательные формы. В данном случае проектный метод обучения рассматривается как дидактическая система реализации компетентностного образования, так как он всегда предполагает решение какой-то проблемы, в процессе которой обучающиеся применяют полученные ими знания и умения на учебной и производственной практике.

Обучающийся (или группа обучающихся) под руководством мастера производственного обучения выполняет и сследовательскую работу, представляющую собой самостоятельно проведенное исследование, раскрывающее не только приобретённые знания по проблематике исследования, но и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.

Задачами проектно-исследовательской работы являются:

развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;

проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;

проведение самостоятельного исследования во время производственной практики по выбранной проблематике;

демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;

привитие интереса к научной деятельности.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта.

Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, созданию замысла. В процессе поиска необходимой информации обучающиеся используют материалы, полученные на учебной и производственной практике, ресурсы Интернета, изучают материалы периодических изданий, специальную и справочную литературу, используют данные диагностики по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, чертежи, инструкционно-технологические карты), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок.

Главная цель третьего этапа – защита проектной работы, аргументированный анализ полученных результатов. Участники проекта делают сообщение о проделанной работе (в виде компьютерной презентации), а педагог руководит процедурой защиты проекта.

Являясь руководителем проектно-исследовательской деятельности обучающихся, не могу не отметить, что выполнение данной работы требует наличия у обучающихся не только высокого уровня мотивации, сформированности учебно-познавательных компетенций, но и подразумевает уверенное владение ими информационными технологиями.

Существует единый алгоритм, отражающий этапы работы над исследуемой проблемой во всех областях знаний. Использование ИКТ является необходимым условием практически на всех этапах:

  • выбор проблемы;
  • сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблематике;
  • анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
  • разработка концепции и планирование исследования;
  • подбор методов и методик осуществления исследования;
  • проведение исследования;
  • обработка полученных данных;
  • письменное оформление материала в виде целостного текста;
  • представление работы на рецензирование;
  • представление к защите и защита работы.

Выбор проблемы исследования зависит от интересов и склонностей обучающихся, может осуществляться по рекомендации научного руководителя. Использование сети Интернет значительно расширяет возможную проблематику исследований.

Для редактирования, обработки и представления полученных результатов обучающиеся работают с текстовыми и графическими редакторами, готовят презентации проектно-исследовательских работ с помощью фото и видеороликов, создают продукт проектной работы: статью, рекомендации, электронные и печатные пособия, буклеты и т. д.

Научный руководитель знакомит обучающихся со структурными компонентами научно-исследовательской работы и общими требованиями к её оформлению, оформлению цитат и ссылок, таблиц, иллюстраций, приложений и библиографического списка, требованиями к тезисам, что требует высокой информационной грамотности педагога.

Педагог формирует коммуникативную культуру воспитанников, указывая им как на необходимость соблюдения авторских прав, так и на внедрение свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях.

Организуя и координируя исследовательскую работу обучающихся, необходимо учить их правильно использовать сервисы сети Интернет, обращая внимание на содержание и структуру сайтов, источник информации, так как довольно часто в сети Интернет можно найти материалы, в которых присутствуют грамматические, лексические и орфографические ошибки или материал, содержащий некорректную информацию. Роль педагога – научить обучающихся критически подходить к оценке материала и правильно использовать Интернет-ресурсы. При выборе Интернет-ресурсов необходимо отбирать такой материал, который бы способствовал воспитанию личности обучающихся, выработке активной жизненной позиции, привитию общечеловеческих ценностей, любви к Родине и ближнему.

В ходе исследовательской работы обучающиеся обращаются к различным информационным ресурсам: электронным энциклопедиям, мультимедиа программам, поисковым системам сети Интернет. Самостоятельный поиск необходимой информации помогает развивать у обучающихся целый ряд компетенций, формировать универсальные учебные действия.

Занятие проектно-исследовательской работой способствует повышению мотивации и развитию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, что в полной мере отвечает задаче современного образования – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

В настоящее время можно сказать, что проектно-исследовательская деятельность обучающихся занимает одно из ведущих мест в учебно-воспитательном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

развитие творческих способностей обучающихся и выработка у них исследовательских навыков;

формирование аналитического и критического мышления обучающихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

повышение самооценки обучающихся благодаря достижению поставленной цели;

выявление одарённых обучающихся и обеспечение реализации их творческого потенциала.

На протяжении ряда лет вовлекаю обучающихся в проектно-исследовательскую работу. Положительным результатом считаю призовые места, занимаемые моими воспитанниками на научно-практических конференциях в техникуме, выступление на областной научно-практической конференции, повышение мотивации обучающихся.

Организация проектно-исследовательской деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий позволяет:

в полной мере учитывать индивидуальные образовательные возможности, потребности, интересы обучающихся,

научить обучающихся планированию и организации собственной познавательной деятельности,

овладеть навыками работы с основным программным обеспечением, необходимым современному пользователю ПК;

раскрывает творческий потенциал обучающихся,

способствует развитию и формированию их информационно-коммуникационной компетентности.

Если за время обучения в техникуме обучающиеся получат исследовательские навыки, научатся ориентироваться в потоке информации, анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы, то они, в силу более высокого образовательного уровня, будут ответственно относиться к собственному образованию и самообразованию, смогут легче адаптироваться в дальнейшей самостоятельной жизни, реализоваться в профессиональной деятельности.

Используя проектирование как метод развития творческих способностей, обучающиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать творческие решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность. Работа по методу проектов эффективна и актуальна в связи с важностью повышения творческого потенциала обучающихся, развития общих и профессиональных компетенций определённых ФГОС НПО, которая позволит выпускникам успешно реализовать себя в будущей профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Главная - Дополнительное образование, воспитание детей и молодежи Воронежской области

Об участии делегации Воронежской области в декабрьской образовательной смене по направлению «Математика» в образовательном центре «Сириус»

С 1 по 24 декабря в г. Сочи в образовательном центре «Сириус» проходила образовательная смена по направлению «Математика» (далее – Смена). В ней приняла участие делегация Воронежской области - 26 учащихся 7-х – 8-х классов образовательных учреждений г.о.г. Воронеж.

Программа Смены включала в себя образовательную программу по направлению «Математика», общеобразовательную, обширную культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную программы.

Организационно-методическое сопровождение осуществлял Областной центр развития дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи.

Об итогах проведения областного Фестиваля актива юннатского движения

В Сити-парк «Град» в рамках Второго форума одаренных детей Воронежской области состоялся областной фестиваль актива юннатского движения (далее – Фестиваль), в котором приняли участие 170 учащихся и 50 педагогов из 32 муниципальных районов, городских округов Воронежской области и г. Воронеж.

О завершении Второго регионального форума одаренных детей

В концертном зале Event-hall Сити-парка «Град» прошел Второй региональный форум одаренных детей (далее – Форум).

Ежегодная церемония награждения талантливых детей и молодежи была организована по инициативе губернатора Воронежской области Алексея Гордеева и при поддержке благотворительного Рождественского фонда, женсовета Гражданского собрания «Лидер».

О проведении областного фестиваля актива юннатского движения в рамках IIФорума одаренных детей Воронежской области

16 декабря 2016 года в рамках II форума одаренных детей Воронежской области состоится областной фестиваль актива юннатского движения (далее – Фестиваль).
В программе фестиваля: награждение по итогам областных мероприятий естественнонаучной направленности, посещение Воронежского океанариума.
Начало мероприятий в 10.30 по адресу: г. Воронеж, ул. Парковая, д. 3, Сити-парк Град, 2 этаж (холл большого концертного зала Event-hall).

Страница 1 из 67

Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся

"Давыдовская гимназия" Орехово-Зуевского муниципального района Московской области

о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихсяМАОУ «Давыдовская гимназия»

1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации Основной образовательной программы МАОУ «Давыдовская гимназия» на основе ФГОС НОО и ООО.

1.2. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса.

1.3. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения.

1.4. Включение школьников в учебно-исследовательскую и проектную деятельность - один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в начальной, основной и старшей школе.

1.5. В организации и обеспечении проектной и учебно-исследовательской деятельности участвуют все педагогические структуры гимназии.

2. Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности

2.1. Направленность не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

2.2. Возможность реализовать потребности учащихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

2.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

3. Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности

Цели определяются как их личностными, так и социальными мотивами:

3.1. Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.

3.2. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

3.3. Приобретение коммуникативных умений, работая в группах.

3.4. Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

3.5. Развитие системного мышления.

3.6. Вовлечение учащихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность.

3.7. Ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности.

3.8. Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.

3.9. Поддержка мотивации в обучении.

3.10. Реализация потенциала личности.

4. Задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности

4.1. Воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества).

4.2. Формирование склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умений и навыков проведения экспериментов.

4.3. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.

4.4. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы.

4.5. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации.

4.6. Формирование единого школьного научного общества учащихся со своими традициями.

4.7. Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства.

5. Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности

5.1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи.

5.2. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов;

5.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от обучающихся компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации.

6. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности