Руководства, Инструкции, Бланки

как играть на варгане инструкции видео img-1

как играть на варгане инструкции видео

Категория: Инструкции

Описание

Как научиться играть на варгане

Совет 1: Как научиться играть на варгане

Попробуйте задеть язычок варгана просто пальцем, не прижимая инструмент ко рту. Вы услышите, что звучит он очень тихо. Своего резонатора у него нет. Эту функцию выполняет ротовая полость. Научившись управлять ее объемом, вы научитесь и менять высоту звука инструмента. Большинство инструментов этого типа издают всего один звук. Но умелое использование обертонов позволяет применять варган даже в качестве солирующего инструмента.

Научитесь держать варган. Взять его можно в любую руку. Обычно музыканты держат инструмент не в той руке, которая является ведущей. У инструмента есть изогнутое основание, его нужно взять средним и указательным пальцами. При этом дуга основания должна находиться с внешней стороны ладони. Большой палец поставьте в точку крепления язычка. Постарайтесь освободить руку и расположить пальцы так, чтобы они не мешали колебаниям язычка.

Прижмите варган к зубам его основанием. Зубы необходимо разомкнуть, Расстояние между челюстями должно быть таким, чтобы язычок инструмента мог свободно двигаться. Проследите, чтобы кончик язычка находился посередине рта. Зафиксируйте губами положение инструмента. Некоторые музыканты прижимают варган не к зубам, а к губам. Это тоже распространенный способ игры, но звук получается тише.

Научитесь извлекать звук. Одной рукой крепко держите инструмент, а указательным пальцем другой - ударяйте по язычку. Способов для этого существует несколько. Освойте прямой удар, то есть движение указательного пальца по направлению к себе. Движения ваши должны быть короткими, резкими, но не особенно сильными. Научитесь извлекать звук и обратным движением, то есть от себя. Чередуйте приемы.

Выберите наиболее подходящую позу. Опустите локоть. Все пальцы, кроме указательного, сожмите в кулак. Указательный - поднимите вверх и слегка напрягите. Ударяйте подушечкой пальца по кончику язычка. Когда это получится, попробуйте играть ребром пальца. При этом сгибаются и разгибаются не суставы пальца, а запястье. Палец выполняет роль медиатора.

Существуют и другие способы звукоизвлечения. Лучше всего освоить их все, это даст возможность лучше использовать художественные возможности инструмента. Один из вариантов позволяет приподнять локоть до уровня плеча. Кисть при этом будет находиться чуть выше инструмента. Пальцы, как и в первом случае, собраны. Кисть вращается, а удар наносится ребром указательного пальца.

Из варгана можно извлекать звуки и круговым движением локтевого сустава. Изначально локоть при этом должен быть опущен, как в первом случае. Пальцы не сжимаются в кулак, а складываются "лодочкой". По язычку ударяет большой палец, который слегка отведен в сторону.

Научитесь извлекать звуки всеми пальцами по очереди. Приподнимите локоть до уровня плеча. Расслабьте кисть и поместите ее чуть выше инструмент, чтобы большой палец находился на уровне виска. В отличие от предыдущих способов, движутся именно пальцы, а не кисть и не локоть.

Меняйте положение губ. Попробуйте расположить их так, как при произнесении разных гласных звуков. Послушайте, что у вас получится. Поэкспериментируйте, расслабляя и напрягая глотку.

Очень многое зависит и от положения языка. Придвинув кончик языка к зубам и уменьшив таким образом объем ротовой полости, вы извлечете сравнительно высокий звук. Если вы отодвинете кончик языка подальше, звук станет более низким.

Научитесь управлять громкостью. Наиболее громкий звук получается при максимальной амплитуде колебаний. Она же, в свою очередь, зависит от силы удара. Научитесь также прерывать звучание. Иногда это необходимо сделать до того, как язычок остановится. Чтобы прервать звук, достаточно отодвинуть варган от зубов или губ. Можно остановить язычок пальцем или резко выдохнуть.

Совет 2: Как играть на варгане

Перед тем, как учиться играть на варгане. нужно научиться правильно его держать. Вот самый оптимальный способ: кладите округлую часть варгана на средний и указательный палец. Большим пальцем крепко фиксируйте инструмент в месте крепления его язычка. Этот способ хорошо подходит для держания большинства варганов. Научившись держать варган правильно, можно приступать к обучению игре на нем.

Совет для новичков: убедитесь, что пути язычка ничто не препятствует, прежде чем по нему ударить. Нажмите пальцем на язычок, попробуйте его завести за зубы, а потом обратно. Язычок должен двигаться свободно. Удары по нему должны быть отрывистыми и непродолжительными. При прямом ударе язычок задевается пальцем при его движении к себе, а при обратном – от себя.

Также нужно оговориться, что для точного попадания по движущемуся язычку с нужной силой потребуется некоторая практика. Наиболее высокий темп игры, а также сложный ритмический рисунок можно получить лишь при чередовании прямых и обратных ударов.

А теперь поговорим о наиболее распространенных и продуктивных способах извлечения звука. Локоть должен быть опущен. Направьте указательный палец вверх и немного напрягите. Остальные пальцы подберите в кулак. Совершайте удары по язычку подушечкой либо ребром указательного пальца, сгибая и разгибая кисть в запястье. Такой способ универсален и позволяет играть с любой динамикой и в любом темпе.

Следующий способ: локоть должен находиться на уровне плеч либо чуть выше. Подберите все пальцы в кулак кроме указательного. Совершайте удары по язычку ребром указательного пальца, вращая кистью в запястье. Так же как и предыдущий, этот способ позволяет вам играть в разном темпе.

Опустите локоть, сложите пальцы «лодочкой» и будто бы накройте язычок инструмента. Отведите большой палец немного в сторону. Совершайте удары по язычку серединой отведенного большого пальца, сгибая и разгибая руку в локте. Этот способ используется в основном при размеренной и неспешной игре.

И последний способ: локоть поднимите на уровень плеч или немного выше. Расслабьте кисть и расположите ее чуть выше варгана так, чтобы она свободно над ним нависала. Большой палец расположите напротив виска. Совершайте удары по язычку инструмента, сгибая поочередно безымянный, средний и указательный пальцы. Кисть во время игры должна оставаться неподвижной. Когда требуется извлекать парные и тройные звуки, используется в основном именно этот способ.

Варган не должен самостоятельно смещаться во время исполнения музыкального произведения. То есть его необходимо прижимать достаточно сильно. При этом вы должны контролировать колебания.

Язычок не должен ударять по зубам. Это само по себе неприятно. Кроме того, звук получается некрасивым, дребезжащим или чересчур глухим.

Следите, чтобы язычок не касался основания варгана. Чтобы это обеспечить, пальцы должны двигаться в плоскости язычка.

Как сделать деревянный футляр-сову для варгана своими руками

Другие статьи

Самоучитель игры на варгане

Самоучитель игры на варгане Как держать варган

Вначале научимся правильно держать варган. Любой профессионал скажет, как важно уверенно и удобно располагать инструмент в руке. Для этого есть много способов. Самый оптимальный способ заключается в следующем. Положите округлую часть инструмента на указательный и средний палец. Затем по возможности крепко зафиксируйте большим пальцем в месте крепления язычка, поскольку он должен двигаться при игре без препятствий, и ни к чему не прикасаться. Такой способ держать варган подходит практически любым дуговым варганам.

Положение варгана при игре


Варган звучит, когда его располагают возле рта и приводят в движение его язычок. При игре основание варгана необходимо прижать к зубам или к губам. Челюсти размыкаются таким образом, чтобы между ними оказалось достаточно пространства для свободного движения язычка варгана. Кончик язычка варгана при этом должен оказаться примерно посередине рта. Именно в этом положении можно получить наиболее чистый и открытый звук.
Ротовая полость – это своеобразный резонатор, служащий для усиления звука. В игре на варгане участвует все – ротовая полость, язык и даже дыхание. При правильном «использовании» этих составляющих с помощью варгана можно наиграть практически любое музыкальное произведение. И это будет не дилетантское подражание игре профессионалов. Напротив, варган способен воспроизводить не только основные звуки, но и призвуки, дополняющие основной тон инструмента особым оттенком, тембром.
Прижмите варган к зубам и отведите язычок, а затем отпустите. Это поможет вам услышать его голос. Попытайтесь извлечь как можно больше разнообразных звуков.
Если вы подвигаете языком и затем прижмете его к небу, то вы услышите, как изменяется структура звука. Вы хотите играть громко? Для этого необходимо прижать варган к зубам, и вот уже его звучание наиболее громкое и длительное. Губы при этом должны слегка обхватывать варган, дополнительно фиксируя его в этом положении. Вас не устраивает эта громкость? Давайте научимся извлекать тихие звуки! Надо прижать варган к губам, и вы услышите его мягкое звучание. Причем чем меньше напряжены губы, тем звук будет тише и короче. Не бойтесь экспериментировать! Нет предела в совершенствовании техники игры, нет границ в использовании всевозможных приёмов и звучных обертонов!
Сила, с которой прижимается инструмент должна быть выбрана такой, чтобы не чувствовать напряжения ни в руке, ни на губах. В то же время инструмент должен быть жестко зафиксирован, чтобы самопроизвольно не смещался при игре. Следуя этим простым правилам, можно наслаждаться игрой на варгане в течение многих часов и, что немаловажно, без какого-либо вреда для здоровья.
Важно знать, что в первые дни знакомства с варганом возможны непривычные ощущения от его вибраций после долгой игры, которые, впрочем, через некоторое время исчезнут сами собой. Беспокоиться из-за них не стоит.

Основы извлечения звука


Совет новичкам - перед тем как ударить по язычку, следует убедиться в том, что на его пути нет никаких препятствий. Для этого нажмите на язычок пальцем и попробуйте завести его за зубы и обратно - он должен двигаться свободно в обоих направлениях. Язычок варгана приводят в движение, ударяя по нем пальцем второй руки. Удары должны быть непродолжительными и отрывистыми. Удар бывает прямым и обратным. В первом случае палец задевает язычок при движении к себе, а во втором - палец задевает язычок при движении от себя.
Сразу следует оговориться, что требуется определенное время для того, чтобы научиться точно и с нужной силой попадать по уже движущемуся язычку, сохраняя громкость и динамику звука. Но это стоит затраченных усилий! Попеременное сочетание обоих ударов позволяет воспроизвести игру с высоким темпом или сложным ритмическим рисунком.
Давайте поговорим теперь о наиболее продуктивных способах извлечения звука.

Способ первый: Локоть опущен. Указательный палец направлен вверх, и слегка напряжен. Остальные пальцы подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются подушечкой или ребром указательного пальца путём сгибания и разгибания кисти в запястье. Этот способ универсален и позволяет играть в любом темпе, с любой динамикой.

Способ второй: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть свободно нависает над варганом. Все пальцы, кроме указательного подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются ребром указательного пальца путём вращения кисти в запястье. Этот способ, так же как и первый, позволяет играть в разнообразном темпе.

Способ третий: Локоть опущен. Пальцы сложены "лодочкой" и будто бы накрывают язычок варгана, большой палец немного отведен в сторону. Удары по язычку совершаются серединой большого пальца путём сгибания и разгибания руки в локте. Этот способ удобен для неспешной, размеренной игры.

Способ четвертый: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть в расслабленном состоянии и находится немного выше варгана, свободно нависает над ним. Большой палец находится напротив виска. Удары по язычку совершаются путём поочерёдного сгибания двух или трёх пальцев: безымянного, среднего и указательного. Кисть при игре остаётся неподвижной. Этот способ используют тогда, когда нужно извлекать звуки парами или тройками.

Новичкам следует особенно внимательно следить за тем, чтобы удары по язычку производились строго в плоскости его движения, иначе язычок будет издавать неприятный звук, похожий на металлический лязг.
Все описанные способы хороши и удобны в определенных ситуациях. Чередуя их во время игры, можно изобразить своеобразный танец играющей руки. В мастерском исполнении это фантастическое зрелище.

Изменение звука


Чем динамичней темп исполняемого произведения, тем чаще требуется наносить удары по язычку варгана, так как любое изменение объема ротовой полости и органов дыхания отражается на исполняемом произведении только при колеблющемся язычке варгана.
Интересно, что звуки при игре похожи на буквы русского алфавита. Джавайте проведем заодно урок русского языка! Итак, самые простые звуки при игре на варгане получаются, когда ротовая полость исполнителя находится в положении как при произношении гласных букв: "А", "И", "О", "У", "Ы", "Э".
Некоторые буквы играют особую роль в музыкальном исполнении. Например, буква «У». Надо заметить, что объём ротовой полости так же влияет на высоту звука. Когда ротовая полость находится в положении произношения буквы "У" - издаваемый звук максимально низкий.
Но это не единственная буква, произношение которой надо знать для игры на варгане. Вам это кажется удивительным? Тогда продолжим! Положение языка так же отражается на воспроизводимом звуке. При расположении языка, которое характерно произношению согласных букв: "К", "Л", "Н", "Р", "Т" тембр звучания инструмента становится выше, соответствуя произнесённой букве.
Если прижать к вибрирующему язычку палец, тем самым уменьшая колеблющуюся часть язычка, то звук получится выше, но глуше и станет менее продолжительным.
При игре на варгане не существует нотных правил или твёрдо определённых позиций для тех или иных звуков. Все зависит от частоты колеблющейся части язычка, и устройства речевого аппарата исполнителя.

Громкость и длительность звука


Громкость и длительность звучания варгана зависят как от силы удара по язычку, так и от манеры удерживания инструмента. Мы уже говорили об этом чуть выше, но нелишне повторить. Когда язычок варгана движется с большой амплитудой, сам инструмент прижат к зубам - звук громкий. Когда губы приоткрыты и не касаются варгана, приложенного к зубам, или язычок варгана движется с минимальной амплитудой - звук тихий. Когда варган плотно прижат к зубам, колебания язычка длятся дольше, и достигается максимальная длительность звучания. Прижимая варган к губам, и плотно зажимая язычок пальцем в месте его крепления с инструментом, добиваются уменьшения длительности звучания.

Вы видите, как разнообразны способы исполнения на варгане! Но это еще не все. Расскажем теперь о том, как резко прекратить игру на варгане. Это не так-то легко, как кажется на первый взгляд и требует не меньшей сноровки, чем сама игра.
Чтобы заставить резко замолчать варган, требуется сначала удалить его от зубов, придерживая его губами, и только затем удалить варган от рта, либо коснуться язычка пальцем руки, удерживающей инструмент.
Более продолжительные, красивые и громкие звуки можно получить, используя дыхание ртом и направляя губами воздух между основанием и язычком варгана. Так возможно максимально усиливать или ослаблять колебания язычка. Яркий звук получается на резком вдохе, резкий же выдох останавливает колебания язычка.
На разных варганах и у людей с разными дыхательными и физическими способностями эффекты от использования дыхания могут проявляться по-разному.
Людям с большим объёмом лёгких можно вообще управлять звуком, всего лишь удерживая варган одной рукой возле рта. Дыхание при помощи носа используется музыкантами, когда нужно быстро набрать воздуха в легкие для исполнения очередного музыкального фрагмента без изменений в звуке. Резкий вдох ртом исказит мелодию, тогда как носовой вдох никак на неё не повлияет

Заключение


Мы подробно представили всю информацию, касающуюся варгана и методике игры на нем и немного рассказали о том как научится петь в домашних условиях. Однако нам хотелось бы дать несколько дружеских советов, которые, на наш взгляд, будут не лишними не только для новичков, но и для профессионалов, желающих достичь максимального мастерства во владении варганом.
Самое важное – постараться довести технику извлечения и изменения звука до автоматизма. Это позволит вам полностью погрузиться в мир неповторимых звуков, не отвлекаясь на такие мелочи, как технические приёмы.
Необходимо следить за недопустимостью посторонних призвуков во время игры. Любое механическое движение должно совершаться вами беззвучно. Так, язычок при движении не должен задевать основания варгана. То же самое касается движений, которые вы производите при помощи органов дыхания и речи.
Забудьте о любом физического напряжения во время игры. Для вас важна именно игра, здесь и сейчас, а остальные проблемы, как любят порой говорить психологи, подождут. Поза для игры должна быть удобной. Варган нужно комфортно располагать в руке, пальцы не должны уставать. Именно физический комфорт позволит ощутить комфорт моральный. Это правило является залогом глубокого эмоционального погружения в музыку, когда ничто не будет отвлекать вас во время игры.
Старайтесь по возможности играть на качественных инструментах. Конечно, некоторые варганы могут недешево стоить, но, поверьте, вы не пожалеете. Не стоит экономить на качестве! Всем известна простая истина - каким бы опытом не обладал исполнитель, многое зависит и от инструмента, на котором он играет, поскольку на высококлассном инструменте с безупречным звучанием и широким диапазоном обертонов можно играть гораздо более разнообразную музыку, поражающую слушателей своей чистотой, сравнимой только с утренней росой.
И напоследок позволим себе дать самый важный совет. Вкладывайте в музыку свои мысли и переживания, живите ею, ищите звук, близкий вам по настроению, экспериментируйте с ритмами дыхания и ударов по язычку. Каждый музыкант со временем обретает свою неповторимую манеру игры, которая так привлекает его поклонников. Каждый варган обретает своё особенное звучание в руках у мастера. Дерзайте и удача вам обязательно улыбнется!

Этническая Музыка - Видеоуроки

Видеоуроки. Как играть на варгане

Видеоуроки игры на варгане.

На один удар по язычку хомуса, необходимо улыбнуться сначала правым, затем левым уголком рта. Выполнять на остановке дыхания

Нанеся удар, необходимо улыбнуться правым уголком рта, и совершить вдох-выдох через образовавшуюся щель

В момент удара, улыбаемся правым уголком, в него совершаем вдох, далее следует еще удар, затем улыбаемся левым уголком, и в него совершаем выдох

В момент удара, улыбаемся правым уголком, совершаем в него вдох выдох, затем наносим еще удар, улыбаемся левым уголком, и совершаем в него вдох-выдох

Как один из вариантов изменения звука существует такой прием как горизонтальные движения языка в ротовой полости. Выполняется предельно просто: язык свободно движется вправо-влево, издавая

Вместе с ударом, совершаем средней глубины выдох, затем тут же следует вдох аналогичного объема. Удар-вдох—выдох

Нанеся удар, выдерживаем паузу, и затем следует вдох и выдох. Удар-вдох-выдох

Одновременно с ударом совершаем выдох, затем вдох, следом наносим еще удар, и совершаем выдох. Удар-вдох—выдох—удар-вдох

Нанося удар по язычку, совершаем серию микровыталкиваний воздуха, имитируя смех. Воздух выталкивается животом. Гортань в этот момент расслаблена и не совершает никаких движений

Нанося удар по язычку, совершаем одно выталкивание на чуть большей амплитуде чем в упр.1, и следом совершаем резкиq вдох так, чтобы количество воздуха при выталкивании примерно равнялось количеству воздуха при вдохе. Постепенно увеличиваем темп

На один удар, совершаем три коротких и резких вдоха и выдоха. Вдох и выдох равны по объему. Таким образом, по выполнении упражнения, у нас в легких остается то же количество воздуха что и вначале

Наносим удар по язычку, затем после небольшой паузы совершаем резкий выдох, следом вдох, и тут же выдох. Все движение совершается на один удар. Стараемся уменьшить амплитуду до предела. При этом, вибрация должна уходить как можно ниже в живот. Для этого, необходимо делать вдохи низом живота

Самоучитель игры на варгане или как научиться играть на варгане

KOMUZ - магазин этинических музыкальных инструментов Самоучитель игры на варгане или как научиться играть на варгане

Варган – один из самых древних народных инструментов. Играют на нём, расположив возле рта. Звук возникает во время движения язычка. Ротовая полость во время игры на варгане является своеобразным резонатором, который усиливает звучание ( сам инструмент издает едва слышимый звук).

Во время изменения объём ротовой полости, положения языка, силы дыхания можно менять звучание инструмента, извлекаться различные обертоны ( призвуки, которые добавляют основному тону инструмента разнообразные тембры, оттенки звука).

Игра на варгане может помочь развить навыки импровизации. Несмотря на то, что практически все варганы звучат на одной ноте, можно сыграть на этом инструменте любое пьесу или мелодию ( для этого нужно в совершенстве овладеть техникой обертонов).

Некоторым хватает и 15 минут для того, чтобы научиться игре на варгане, разобраться в принципах звукоизвлечения. Но, как говорится, нет предела совершенства в технике игры, а также в использование различных приёмов и звучания обертонов.

В данной статье вы найдете основные навыки игры, применив которые вы положите хорошее начало в освоении варганом или же просто узнаете что-то новое. В статье описаны следующие пункты:

  • Правильная постановка варгана;
  • Правильное звукоизвлечение при ударе по язычку инструмента;
  • Изменение звука и получение различных обертонов;
  • Особенности дыхания во время игры на варгане;
  • Комбинация разных приёмов игры.

Правильная постановка варгана

Перед непосредственным освоением техникой игры на любом инструменте ( в том числе и на варгане), нужно научиться правильно держать инструмент. Какой рукой вы будете держать варган – несущественно. По обыкновению, если начинающий музыкант правша, то варган держат в левой руке, а если левша – в правой.

На сегодняшний день существует множество видов постановки варгана, но наибольшую популярность из них приобрел всего лишь один.

Варган при постановке держится только кончиками указательного и среднего пальцев в районе сгиба основания варгана таким образом, что скругленное окончание язычка инструмента находилось с внешней стороны ладони. Большим пальцем нужно упираться в основание в месте крепления язычка. Следует поставить пальцы так, чтобы они не мешали движению язычка. Во избежание напряжения руки пальцы обхватывают инструмент мягко, несильно ( будет лучше, если вы их немного округлите). Именно этот вид постановки применим почти что ко всем дуговым варганам.

Положение варгана при игре

Во время игры на варгане инструмент прижимается к зубам или к губам. Челюсти нужно слегка разомкнуть для того, чтобы было расстояние для движения язычка. При этом кончик язычка должен располагаться посередине рта. Только при таком положении варгана получается самый чистый и отчетливый звук.

Если прижать инструмент к зубам, то звук будет громким, ярким и долгим. Контролировать звучание при такой постановке очень легко. Губы во время игры должны несильно обхватывать варган, тем самым обеспечивая дополнительную фиксацию инструмента в таком положении.

В том случае, если вы прижмете варган к губам, то звук будет совершенно другим – приглушенным, мягким и непродолжительным. Если вы играете, поставив варган таким способом, то вам будет полезно знать следующее: чем слабее напряжение губ, тем быстрее будут угасать колебания язычка, соответственно звук будет тихим и коротким. Такую постановку следует применять в том случае, если варган, прижатый к зубам при игре, доставляет некоторые неудобства.

Инструмент стоит прижимать с такой силой, чтобы не появлялось напряжение в руке, на губах или зубах. При этом нужно хорошо фиксировать инструмент, чтобы он не смещался во время игры ( иначе звук будет смазанным, а язычок может сильно ударить по зубам). Если вы будете применять эти несложные правила, то сможете играть на варгане по нескольку часов, не причиняя вреда здоровью.

Если же вы не будете, как следует, обращать внимание на положение варгана во время игры, то, как говорилось выше, язычок будет цеплять и ударять по губам и зубам ( варган при этом будет сильно дребезжать, причиняя тем самым, большие неудобства).

В самом начале освоения варгана вы, скорее всего, будете удивлены непривычными ощущениями вибрации при продолжительной игре. Не беспокойтесь – такие ощущения пройдут со временем.

Правильное звукоизвлечение во время игры на варгане

Перед ударом по язычку стоит заранее убедиться, что на его траектории движения нет никаких препятствий. Проверить это можно таким образом: несильно нажать на язычок и попытаться завести его за зубы, а затем совершить обратное движение. Язычок варгана при правильной фиксации должен свободно двигаться в обе стороны.

Ударить по язычку можно несколькими способами, но главным требованием для них является надежно фиксация инструмента одной рукой. Бить по язычку варгана нужно легко, резко и отрывисто.

Существуют различные виды ударов по язычку. Например, если палец цепляет язычок при движении к себе, то такой удар называется прямым, а если во время движения от себя – обратным. По большому счету звук будет практически одинаковым ( есть также и некоторые исключения).

Если в совершенстве освоить оба вида ударов по язычку варгана, то вы сможете играть произведения в быстром темпе и со сложным ритмическим рисунком. Однако такие навыки нужно долго и аккуратно оттачивать. Самое сложное – это научиться попадать точно по язычку, находящемуся в движении, с нужной силой, с сохранением громкости и динамики звука.

Локоть опущен. Указательный палец нужно слегка напрячь и направить вверх ( все остальные пальцы собраны в кулак). Ударяют по язычку подушечкой или ребром пальца, при этом нужно сгибать и разгибать кисть в запястье. Такой способ звукоизвлечения получил большую популярность в Европе и Америке. Значительным плюсом такого способа является его универсальность – именно при помощи такого приёма можно играть любые произведения в различном темпе и с любой динамикой;

Локоть находится на уровне плечи ( можно немного выше). Кисть расслаблена, расположена чуть выше варганам, при этом, как бы, свободно нависает над инструментом. Все пальцы подобраны в кулак, кроме указательного. Ударяют по язычку ребром указательного пальца за счёт вращения кисти в запястье. Такой способ звукоизвлечения больше всего распространен в Азии. Этот способ игры также универсален.

Локоть расслаблен и опущен. Пальцы образуют « лодочку», накрывая при этом язычок варгана. Большой палец слегка отведен в сторону. По язычку бьют большим пальцем – движение идет от сгибания и разгибания руки в локте. При помощи такого способа можно легко играть медленные, неспешные мелодии. Также таким образом можно спрытать варган в руке или защитить от дождя и снега.

Локоть находится на уровне плечи или немногим выше. Кисть расслаблена и также нависает над варганом. Большой палец располагается напротив виска. Удар по язычку совершается при помощи сгибания 2 или 3 пальцев по очереди — безымянного, среднего и указательного. Кисть должна при этом быть неподвижной. Такой способ применяется в том случае, когда необходимо извлекать сразу пару-тройку звуков при ударе по язычку лишь с одной стороны. При таком способе звукоизвлечения стоит тщательно следить за тем, чтобы удары осуществлялись только в плоскости движения язычка ( в противном случае язычок будет цепляться за основание варгана, издавая противный металлический лязг).

Все вышеперечисленные способы хороши по-своему и удобны лишь в определенных ситуациях. Умело чередуя их во время игры, делать незаметные переходы между способами, варганист может изобразить некий танец танцующей руки. В исполнении профессионала этот приём очень эффектный.

Изменение звука и получение различных обертонов

Начинающим варганистам стоит помнить, что абсолютно любые изменения в дыхании, положении губ и прочих факторов, будут отражаться в том случае, если язычок варгана находиться в движении. Именно поэтому во время игры нужно контролировать тот факт, чтобы вибрация язычка не угасла. Наносить удары по язычку нужно так часто, как требует этого динамика произведения, которое вы играете.

Варган с одним язычком способен звучать только на единственной ноте, которая называется основным тоном инструмента. Менять может лишь тембр звучания – изменения происходят за счёт объёма и форму резонатора ( ротовой полости, положения языка и т.д.). Во время игры в звуке варгана могут появляться, выделяться какие-либо обертоны.

При разном положении ротовой полости ( к примеру, как при произнесении букв « А», „И“, „О“, „У“, „Ы“, „Э“) будет меняться тембр звучания. Такие звуки являются основными и простыми, которые можно получить во время игры. Звуки „Я“, „Ё“, „Ю“, „Е“ будут звучать, как сочетание двух звуков, например, „И-А“ и „И-О“.

Высотность звука определяется объёмом ротовой полости. К примеру, при положении, как при произношении буквы « У», размер резонатора максимальный, и именно поэтому звук будет очень низким ( при положении „И“ — звук максимально высокий).

При удержании глотки в напряженном состоянии и изменении её положения, вы сможете извлечь красивый звук, отличие которого от основного будет заключаться в тембре и сложности использования ( дышать ртом в это время просто невозможно).

Значительные изменения можно также внести при помощи различных положений языка. Если язык находиться максимально близко к зубам, практически касаясь язычка варгана, объём ротовой полости становится меньше, следовательно, тембр инструмента повышается.

При изменении положения языка, как при произношении согласных « К», „Л“, „Н“, „Р“ и „Т“, звук также будет меняться. Для того, чтобы убедиться в этом на практике, сыграйте сочетания „ЛИ-ЛИ“, „ТА-КА-ТА“ и „РА-РА“.

Несмотря на то, что варган звучит только на одном тоне, его можно изменить ( повысить). Для этого вам нужно будет плотно прижать к язычку палец руки, которая держит инструмент. Если в движение будет приводиться меньшая часть язычка, то звук варгана будет выше. Конечно же, есть и минусы такого приёма – звук во время игры становится глухим и коротким.

При помощи варгана вы сможете извлечь не только звуки, подобные буквам в алфавите. Это объясняется особенному устройству речевого аппарата человека – многие, наверное, замечали, что можно произнести одну букву разными способами. Такая возможность существует и при игре на варгане. К плюсам этого инструмента можно отнести отсутствие строго ограниченных позиций для каких-либо звуков – при игре обертоны часто сменяют друг друга. Варган будет звучать при любом положении ротовой полости, языка и глотки. Главное условие — постоянное нахождение язычка в движении.

Громкость и длительность звука

Громкость и долгота звука неразрывно связаны с типом колебаний язычка и зависят от силы удара и постановки инструмента. Чтобы добиться громкого звука, язычок должен двигаться с наибольшей амплитудой, варган прижат к зубам, а губы плотно обхватывают инструмент таким образом, что воздух проходит только между язычком и основанием варгана.

Если вы хотите добиться тихого и спокойного звучания, то нужно слегка приоткрыть губы ( они не должны касаться варгана, приложенного к зубам), а ударять по язычку легко.

Максимальная длительность звука появляется в том случае, когда инструмент плотно прижат к зубам. Именно в таком положении язычок колеблется гораздо дольше в сравнении с постановкой варгана на губах.

Уменьшить протяженность звучания до минимума можно тогда, когда варган прижат к губам, и если палец, который придерживает инструмент, слегка касается язычка на небольшом расстоянии от его места крепления к основанию варгана.

Если по пьесе вам нужно будет сделать паузу раньше, чем язычок перестанет колебаться, можно воспользоваться одним из следующих приёмов:

  • Отодвиньте варган ото рта. Если при игре вы прижимали инструмент к зубам, то для начала нужно отстранить его от зубов, и только потом уже от губ. В противном случае можно задеть зубы вибрирующем основанием варгана. При использовании такого приёма звук пропадает тотчас же;
  • Также можно прикоснуться к язычку варгана пальцем руки, которая удерживает инструмент, или же поставить его на траектории движения язычка. Помимо этого можно использовать язык – в таком случае звук практически сразу затихнет с едва слышимым угасанием.
  • Если вы резко и сильно выдохните, то звук станет громче, а затем быстро утихнет. При использовании такого приёма также наблюдается некоторое угасание звучания.

Существует также ещё один приём изменения громкости и долготы звука – это использование дыхания во время игры.

Дыхание при игре

Научившись умело пользоваться дыханием, вы сможете добиться более долгого и громкого звучания, тем самым украсив и обогатив даже самую простую мелодию. Если вы дышите носом во время игры, то тембр никак не меняется, а при дыхании ртом в звуке будут отражаться любые призвуки и мелочи. При таком виде дыхания звучание инструмента будет меняться, в нём начнут проглядывать бархатистость и объёмность оттенков. Расскажем подробнее о дыхании ртом при игре на варгане.

Максимального эффекта от использования дыхания можно добиться в том случае, если весь воздух варганист направляет в промежуток между основанием и язычком варгана. В зависимости от направления, этот воздушный поток влияет на звучание варгана, усиливая или ослабляя колебания язычка.

Если вы глубоко и резко вдохнете, то звучание варгана станет на время громче и ярче ( равномерный и спокойный вдох сделает звук спокойным и долгим). При резком выдохе язычок останавливается, а во время плавного – появляются новые нотки в тембре. Используя различные типы вдоха и выдоха, можно добиться размеренного движения язычка, а звучание и громкость при этом будут постоянными.

Чтобы использовать технику дыхания во время игры на варгане, нужно иметь большой объём легких и сильные мышцы пресса и диафрагмы. При большом объёме легких вы сможете извлекать громкие и мощные звуки – в некоторых произведениях без таких особенностей не обойтись. Сильные мышцы пресса и диафрагмы позволят вам делать резкие и глубокие вдохи и выдохи ( или серии коротких).

Все вышеперечисленные приёмы использования дыхания на разных варганах проявляются по-разному. Важно также найти оптимальное положение язычка инструмента, а также способность его изгиба.

На тех варганах, язычок которых максимально подогнан к основанию инструмента, при помощи воздуха можно увеличивать или уменьшать амплитуду колебаний, а также приводить его в движение при помощи вдоха ( сильного и резкого). Второй рукой можно не пользоваться вообще, так как управление осуществляется только из-за удержания одной рукой инструмента у рта.

Как было сказано выше, дыханием носом никак не влияет на тембр звучания, но, несмотря на это, профессиональные варганисты также используют этот приём. К примеру, такое дыхание применяется в том случае, если после долгого фрагмента с резким и сильным дыханием, нужно набрать побольше воздуха в легкие так, чтобы изменений в звуке не произошло. Если в такой момент вы наберете воздух ртом, то искажение мелодии будет сильно заметно.

В заключение стоит привести несколько советов для начинающих варганистов для более продуктивного овладения инструментом.

  • Перед разучиванием произведений стоит научиться пользоваться техникой изменения и извлечения звука в совершенстве. В таком случае вы не будете отвлекаться на дыхание во время игры сложных технических приёмов, при этом звук будет протяжным, красивым и с приятным тембром;
  • В звуке не должны быть посторонних призвуков. Именно поэтому нужно следить за тем, чтобы язычок не задевал основание варгана во время движения. Те приёмы, которые воспроизводятся при помощи дыхания и речи, также не должны быть слышимыми ( исключение – если это не предполагается в музыке);
  • Во время игры не должно появляется напряжения в мышцах. Положение тела должно быть удобным. Варган нужно взять в руку так, чтобы со временем пальцы не уставали. Именно от расслабленного состояния тела будет зависеть погружение в музыку – это необходимо для передачи эмоциональной составляющей произведения;
  • Предпочтительней играть на высококачественных инструментах. Каким бы не был уровень музыканта, многое будет зависеть от варгана, на котором он играет. Дорогой и качественный инструмент позволит вам извлекать множество обертонов, которые необходимы при исполнении произведений. Дешевые варганы-сувениры никак не подойдут для обучения и профессиональной игры;
  • Во время исполнения произведений стоит учитывать эмоции и переживания композитора. Конечно же, можно интерпретировать любую пьесу по своему, но никто не запретит вам искать подходящие звуки, экспериментировать с дыханием и ударами по язычку. Ведь любой музыкант со временем приобретает свою манеру исполнения, а каждый варган звучит особенно у любого профессионального варганиста.
  • Импровизируйте. Именно с помощью импровизации можно развить творческую фантазию, отточить приёмы игры ( помимо упражнений), а также сочинять свои мелодии!
Перезвоните мне Быстрый заказ