Руководства, Инструкции, Бланки

образец договора об оценке транспортного средства img-1

образец договора об оценке транспортного средства

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния, Р (Рекомендации) от 10 декабря 1998 года №03112194-0376-98,

Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния МЕТОДИКА оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния

Министерство транспорта Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Департамента
автомобильного транспорта
Министерства транспорта
Российской Федерации
Г.П.Николаев
10 декабря 1998 года

МЕТОДИКА
оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния


В настоящем документе установлены общие положения, принципы и методы, на основе которых рекомендуется проводить оценку остаточной стоимости транспортных средств. Описана единая методическая основа проведения работ по оценке остаточной стоимости, которая позволяет обеспечить точность, доказательность и объективность результатов оценки. Документ предназначен в качестве инструктивно-методического издания для работы и подготовки (переподготовки) экспертов по оценке остаточной стоимости транспортных средств.

1. Общие положения

1.1. Настоящая методика устанавливает общие положения, принципы и методы, на основе которых рекомендуется проводить оценку остаточной стоимости транспортных средств при купле-продаже, в том числе аукционной, при наследовании, дарении, залоге, лизинге, в процессе приватизации, при сделках с транспортными средствами, находящимися в собственности государства, при оформлении транспортных средств в качестве вклада в уставной капитал предприятия, при выделении вклада участника общества (акционера) при выходе из общества, при реорганизации и ликвидации общества, при страховании, при заключении брачных контрактов, разделе имущества (транспортных средств) в судебном порядке, при заключении договоров мены и бартерных сделках с транспортными средствами, при конфискации, списании и утилизации транспортных средств, а также для других целей оценки.

1.2. Документ регламентирует проведение работ по оценке остаточной стоимости транспортных средств на единой методической основе, что обеспечивает достоверность, точность, воспроизводимость, доказательность и объективность результатов оценки и создает необходимые условия для защиты прав потребителей услуг по оценке транспортных средств в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

1.3. Методика предусматривает проведение расчетов остаточной стоимости транспортного средства с учетом износа, уровня безотказности и долговечности, замены базовых агрегатов, переоборудования, разукомплектации, эксплуатационных дефектов. Методика регламентирует как проведение расчетов по оценке остаточной стоимости транспортных средств, так и сбор и обработку информации, необходимой для проведения указанных расчетов.

1.4. Результаты, получаемые при использовании данной методики, действительны для условий конкретных товарных рынков транспортных средств, запасных частей к ним, материалов для ремонта, услуг по ремонту транспортных средств на территории Российской Федерации (место оценки транспортного средства). Границы товарных рынков указанных видов продукции и услуг определяются в соответствии с документом [12]. Методика содержит достаточное количество справочных материалов, позволяющих провести оценку остаточной стоимости транспортных средств для условий Российской Федерации. Кроме того, в документе содержатся необходимые данные по эксплуатации транспортных средств за рубежом.

1.5. Документ разработан с учетом требований законодательства Российской Федерации на основе результатов научных исследований, обработки большого объема статистических данных по рынкам транспортных средств в Российской Федерации, анализа действующей нормативной и методической документации по вопросам эксплуатации транспортных средств, анализа практического опыта оценки транспортных средств, а также на основе анализа зарубежного опыта в сфере оценки транспортных средств.

1.6. Документ предназначен для использования экспертами по оценке при определении остаточной стоимости транспортных средств, при подготовке и переподготовке экспертов по оценке транспортных средств, а также в качестве нормативного документа "Системы добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта (СЕРТОЦАТ", [23]) на соответствие требованиям которого проводится сертификация услуг по оценке автотранспортных средств.

1.7. В случаях, когда рекомендации методики носят качественный характер или допускают принятие решений в определенном диапазоне, окончательное решение принимается экспертом по оценке транспортных средств.

2. Определение применяемых терминов


Оценочная деятельность - деятельность, направленная на установление рыночной или иной стоимости в отношении транспортного средства.

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В состав транспортных средств входят механические транспортные средства, прицепы, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Механическое транспортное средство - приводимое в движение двигателем транспортное средство, кроме мопеда. В состав механических транспортных средств входят автотранспортные средства, мототранспортные средства, троллейбусы, трамваи, тракторы, самоходные машины.

Автотранспортное средство - механическое транспортное средство, имеющее массу в снаряженном состоянии более 400 кг. Подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные. В состав пассажирских автотранспортных средств входят легковые автомобили и автобусы. К грузовым автотранспортным средствам относятся грузовые автомобили, в том числе специализированные. К специальным автотранспортным средствам относятся автомобили со специальным оборудованием, предназначенным для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ.

Легковой автомобиль - автотранспортное средство предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее не более 8 мест для сидения, не считая места водителя.

Автобус - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя.

Грузовой автомобиль - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки грузов. Грузовые автомобили подразделяются на бортовые автомобили, в том числе с прицепом (бортовой тягач), автомобильные тягачи с полуприцепом (седельный тягач), самосвалы и специализированные автомобили.

Специализированный автомобиль - грузовой автомобиль, в том числе с прицепом (прицепами) или полуприцепом, предназначенный для перевозки определенных видов грузов и оборудованный для этого специальным кузовом и (или) приспособлениями. К специализированным относятся автомобили с фургонами (общего назначения, изотермические, рефрижераторы, для хлеба, для мебели, для одежды, для животных и т.п.) или цистернами (для жидких и сыпучих грузов), контейнеровозы, автомобили со сменными (съемными) кузовами, автомобили, оборудованные для перевозки длинномерных грузов, тяжеловозы, панелевозы, блоковозы, фермовозы, плитовозы, балковозы, сантехкабиновозы, автомобили, оборудованные для перевозки строительных смесей и растворов, автомобилевозы и т.д.

Специальный автомобиль - автомобиль, предназначенный для выполнения специальных функций (в основном в стационарных условиях) с использованием специального оборудования для выполнения указанных функций. К ним относятся пожарные автомобили, автокраны, автобетоносмесители, коммунальные машины и т.д.

Прицеп (полуприцеп) - транспортное средство без двигателя, используемое в сцепке с механическим транспортным средством.

Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом и без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

Мопед - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см(3) и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/час. К мопеду приравниваются велосипеды с двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Внедорожное транспортное средство - транспортное средство, предназначенное в основном для использования на дорогах, не имеющих покрытия, в условиях бездорожья.

Дорожно-строительная техника - транспортные средства, предназначенные для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. В состав дорожно-строительной техники входят экскаваторы, погрузчики фронтальные, скреперы, автогрейдеры, бульдозеры, асфальтоукладчики, дорожные катки, маркировочные машины, фрезы дорожные и т.д.

Рыночная стоимость - наиболее вероятная цена, по которой транспортное средство может быть отчуждено на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда:

- одна из сторон сделки не обязана отчуждать транспортное средство, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

- стороны сделки хорошо осведомлены о транспортном средстве как предмете сделки и действуют в своих интересах;

- транспортное средство представлено на открытый рынок в форме публичной оферты. Публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется;

- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за транспортное средство и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей либо стороны не было;

- платеж за транспортное средство выражен в денежной форме.

Рыночная стоимость на первичном рынке - рыночная стоимость транспортных средств, которые впервые предлагаются к продаже.

Рыночная стоимость на вторичном рынке - рыночная стоимость транспортных средств, прошедших государственную регистрацию и предлагаемых к продаже (подержанных транспортных средств).

Остаточная стоимость - стоимость транспортного средства на дату оценки в месте оценки с учетом износа, технического состояния, а также других факторов, оказывающих влияние на стоимость транспортного средства.

Относительная остаточная стоимость - отношение остаточной стоимости транспортного средства к стоимости нового аналогичного транспортного средства на дату оценки в месте оценки.

Остаточная восстановительная стоимость - стоимость транспортных средств после переоценки с учетом начисленного износа. Числящаяся по бухгалтерскому учету сумма износа подлежит индексации с коэффициентом пересчета, равному индексу изменения стоимости транспортных средств при ее пересчете в восстановительную стоимость. Остаточная восстановительная стоимость представляет собой разницу между новой восстановительной стоимостью и проиндексированной суммой износа.

Стоимость ремонта (восстановления) - стоимость устранения отказов, неисправностей и эксплуатационных дефектов транспортных средств, включающая в себя трудовые и материальные затраты, накладные расходы, налоги и другие обязательные платежи, а также прибыль.

Утилизационная стоимость - стоимость выработавших свой ресурс и списываемых транспортных средств, а также транспортных средств, не подлежащих восстановлению после полученных повреждений в результате аварии, стихийного бедствия и других внешних причин. Утилизационная стоимость транспортного средства включает в себя стоимость всех его агрегатов, узлов, систем и деталей, как достигших предельного состояния вследствие полного износа или повреждения и реализуемых по цене металлолома, так и еще годных для использования, в том числе после ремонта или восстановления.

Скраповая стоимость - стоимость выработавших свой ресурс и списываемых транспортных средств, а также транспортных средств, не подлежащих восстановлению после полученных повреждений в результате аварии, стихийного бедствия и других внешних причин, при условии, что все агрегаты, узлы и детали транспортного средства подлежат переработке в металлолом.

Дата оценки - дата, на которую определяется остаточная стоимость.

Место оценки - точное географическое наименование места, находящегося в границах конкретных товарных рынков транспортных средств, запасных частей к ним, материалов для ремонта и услуг по ремонту транспортных средств на территории Российской Федерации, для условий которых проводится оценка остаточной стоимости транспортного средства. Определяется заказчиком проведения оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Предельное состояние - состояние транспортного средства, при котором невозможна его дальнейшая эксплуатация по конструктивным, техническим, экономическим критериям или критериями безопасности, которые устанавливаются нормативно-технической документацией.

Износ (в оценочной деятельности) - относительная потеря стоимости транспортного средства в процессе эксплуатации из-за физического и морального износа.

Физический износ - относительная потеря стоимости транспортного средства из-за изменения его технического состояния в процессе эксплуатации, приводящего к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик транспортного средства. Основными причинами физического износа транспортных средств являются изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия, изменение физико-химических свойств конструктивных материалов.

Моральный износ - относительная потеря стоимости транспортного средства из-за снижения его полезности для осведомленного покупателя под влиянием факторов, к которым относятся достижения научно-технического прогресса в автомобилестроении, ограничения, накладываемые государственным регулированием на производство, импорт, товарные рынки и эксплуатацию транспортных средств, окончание производства транспортных средств, прекращение производства запасных частей к ним и т.д.

Заказчики (потребители услуг) - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические и физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение воспользоваться услугами по оценке транспортных средств.

Оценщик (исполнитель услуг) - юридическое лицо (предприятие, организация, учреждение и т.д.) или гражданин-предприниматель (зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), оказывающие услуги по оценке транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Эксперт по оценке - физическое лицо, имеющее документы в соответствии с законодательством Российской Федерации о получении им профессиональных знаний в области оценки транспортных средств и непосредственно выполняющее работы по оценке транспортного средства.

Услуга по оценке - комплекс работ, выполняемых оценщиком (исполнителем услуг) по удовлетворению потребности заказчика в знании рыночной или иной стоимости в отношении транспортного средства.

Отчет об оценке - документ, содержащий обоснованное и доказательное изложение результатов оценки транспортного средства в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Является предметом договора между заказчиком и оценщиком транспортных средств.

3. Оценка остаточной стоимости 3.1. Общие методические принципы


где - остаточная стоимость неразукомплектованного транспортного средства в работоспособном состоянии, на котором не производилась замена агрегатов и переоборудование, а также отсутствуют неисправности и эксплуатационные дефекты, на дату оценки в месте оценки, тыс.руб.;

n - число агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, замененных на аналогичные, на дату оценки, ед.;

- стоимость нового i -го агрегата (узла, системы, механизма) базовой комплектации, установленного при замене аналогичного агрегата, на дату оценки в месте оценки, тыс.руб.;

- физический износ транспортного средства на дату оценки, %;

- физический износ i -го агрегата (узла, системы, механизма) базовой комплектации, установленного при замене аналогичного агрегата, на дату оценки, %;

w - общее количество агрегатов (узлов, систем, элементов) базовой комплектации, отсутствующих на транспортном средстве на дату оценки в результате его разукомплектации (кроме замененных при переоборудовании);

- стоимость нового l -го агрегата (узла, системы, элемента) базовой комплектации, отсутствующего на транспортном средстве в результате его разукомплектации (кроме замененных при переоборудовании), на дату оценки в месте оценки, тыс.руб.;

- затраты на установку l -го агрегата (узла, системы, элемента) базовой комплектации, отсутствующего на транспортном средстве в результате его разукомплектации, на дату оценки в месте оценки, тыс.руб.;

S - количество оборудования, дополнительно установленного при переоборудовании транспортного средства взамен агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, на дату оценки, ед.;

- стоимость нового t -го оборудования, дополнительно установленного при переоборудовании транспортного средства взамен агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, на дату оценки в месте оценки, тыс.руб.;

- затраты на переоборудование транспортного средства при замене агрегата (узла, системы, механизма) базовой комплектации на дополнительно установленное t -e оборудование, на дату оценки в месте оценки, тыс.руб.;

- физический износ t -гo оборудования, дополнительно установленного при переоборудовании транспортного средства взамен агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, на дату оценки, %;

- стоимость нового агрегата (узла, системы, механизма) базовой комплектации, который заменен при переоборудовании транспортного средства на t -е оборудование, на дату оценки в месте оценки, тыс.руб.;

- моральный износ транспортного средства на дату оценки, %;

m - количество оборудования, дополнительного установленного при переоборудовании транспортного средства без замены агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, на дату оценки, ед.;

- стоимость нового j -го оборудования, дополнительно установленного при переоборудовании транспортного средства без замены агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, включая затраты на установку, на дату оценки в месте оценки, тыс.руб.;

- физический износ j -го оборудования, дополнительно установленного при переоборудовании транспортного средства без замены агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, на дату оценки, %;

- стоимость устранения отказов, неисправностей и эксплуатационных дефектов на дату оценки в месте оценки,

3.2.2. Определение остаточной стоимости неразукомплектованного транспортного средства в работоспособном состоянии, у которого не производились замена агрегатов и переоборудование, а также отсутствуют неисправности и эксплуатационные дефекты, проводится рыночным методом (методом сравнительных продаж) и расчетными методами.

3.2.2.1. Рыночный метод (метод сравнительных продаж) основывается на определении статистическим выборочным методом рыночной стоимости транспортного средства данной марки, аналогичного возраста и пробега на вторичном рынке транспортных средств на дату оценки в месте оценки. В качестве исходной информации для определения рыночной стоимости могут быть использованы данные торгующих организаций (автомагазинов, дилеров, автосалонов, автоцентров и т.д.), осуществляющих продажу транспортных средств в соответствии с требованиями документа [7], периодических и справочных изданий, органов государственной статистики и т.д.

Расчет при использовании рыночного метода проводится по формуле:


где - стоимость нового транспортного средства базовой комплектации на дату оценки в месте оценки, тыс.руб.

3.2.2.2.1. Оценка стоимости нового транспортного средства базовой комплектации может проводиться прямыми и косвенными методами.

3.2.2.2.1.1. В качестве прямого метода при оценке стоимости нового транспортного средства базовой комплектации используется рыночный метод, который основывается на определении статистическим выборочным методом рыночной стоимости нового транспортного средства данной марки на первичном рынке транспортных средств на дату оценки в месте оценки. В качестве исходной информации при определении рыночной стоимости могут быть использованы данные торгующих организаций (автомагазинов, дилеров, автосалонов, автоцентров и т.д.), осуществляющих продажу транспортных средств в соответствии с требованиями документа [7], периодических и справочных изданий, органов государственной статистики и т.д. Расчет стоимости и оценка однородности выборки проводятся соответственно по формулам (3) и (4) аналогично расчету . Примеры определения стоимости нового транспортного средства базовой комплектации рыночным методом на дату оценки приведены в приложении 1 .

3.2.2.2.1.2. Определение стоимости нового транспортного средства базовой комплектации косвенными методами проводится в следующих случаях:

а) транспортное средство на дату оценки выпускается, но данные о его рыночной стоимости на первичном рынке отсутствуют;

б) транспортное средство на дату оценки снято с производства;

в) дата оценки остаточной стоимости транспортного средства не совпадает с датой проведения оценки (составления отчета об оценке).

В случае а) оценка стоимости нового транспортного средства базовой комплектации осуществляется косвенным методом "стоимость/мощность", в соответствии с которым расчет стоимости проводится по формуле:


где - известная стоимость нового транспортного средства, которое является аналогом оцениваемого транспортного средства, на дату оценки в месте оценки, тыс.руб.;

, - значения функциональной или конструктивно-технической характеристики X. зависящей от вида транспортного средства, соответственно оцениваемого транспортного средства и аналога оцениваемого транспортного средства;

Y - показатель степени, значение которого зависит от вида транспортного средства.

В приложении 2 приведены значения и характеристики параметров формулы (6) для расчета стоимости различных видов транспортных средств косвенным методом, а также примеры расчета по указанной формуле.

В случае б) стоимость нового транспортного средства базовой комплектации , снятого на дату оценки с производства, рассчитывается путем приведения его стоимости к стоимости новых транспортных средств аналогичного типа, выпускаемых на дату оценки, по формуле:


где - коэффициент приведения стоимости нового транспортного средства, снятого с производства на дату оценки, к стоимости нового транспортного средства, выпускаемого на дату оценки;

- стоимость нового транспортного средства на дату оценки в месте оценки, выпускаемого на дату оценки, тыс.руб.

Коэффициенты приведения стоимости новых транспортных средств, снятых с производства на дату оценки, к стоимости новых транспортных средств, выпускаемых на дату оценки, приведены в приложении 3 .

В случае в) расчет стоимости нового транспортного средства базовой комплектации на дату, отличную от даты проведения оценки, проводится на основе индексного метода по формуле:

где - стоимость нового транспортного средства на базисную дату в месте оценки, тыс.руб.;

- значение стоимостного индекса транспортного средства на дату оценки;

Индексы изменения цен для наиболее массовых моделей грузовых и легковых автомобилей, а также автобусов приведены в приложении 4. В качестве базисной даты при расчете стоимостных индексов транспортных средств принят 1990 год или дата начала производства (для транспортных средств, выпуск которых начат после 1990 года). Метод индексов может применяться также для прогнозирования изменения цен на транспортные средства.

3.2.2.2.2. Расчет физического износа транспортного средства проводится следующими способами:

- методом расчета физического износа с контролем технического состояния;

- нормативным методом с корректированием;

- расчетным методом с учетом возраста и пробега с начала эксплуатации;

- методом амортизационных начислений.

Метод расчета физического износа с контролем технического состояния целесообразно применять, если у оценщика есть возможность проведения инструментального контроля (диагностики) технического состояния транспортного средства, для которого нормативно-технической документацией установлен норматив пробега (срока службы) до списания.

Нормативный метод с корректированием целесообразно применять при оценке физического износа транспортных средств, для которых нормативно-технической документацией установлены нормативы пробега (срока службы) до списания и имеется информация о факторах, влияющих на нормативный пробег (срок службы).

Расчетный метод с учетом возраста и пробега с начала эксплуатации целесообразно применять для оценки физического износа транспортных средств, по которым нормативно-технической документацией не установлены нормативы пробега (срока службы) до списания.

Метод амортизационных начислений целесообразно применять в отдельных случаях для оценки физического износа транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам.

3.2.2.2.2.1. Метод расчета физического износа с контролем технического состояния является наиболее точным и обоснованным. Если нормативно-технической документацией для транспортного средства установлен нормативный пробег до списания (капитального ремонта), то расчет физического износа проводится по формуле:


где - эффективный возраст транспортного средства на дату оценки, лет (моточасов);

- нормативный срок службы до списания (капитального ремонта) транспортного средства, лет (моточасов).

Значения эффективного пробега (возраста) на дату оценки определяются по результатам инструментального контроля (диагностики) технического состояния транспортного средства. При инструментальном контроле определяются фактические значения диагностических параметров по основным агрегатам и узлам транспортного средства, которые сравниваются с начальными и предельно допустимыми значениями указанных параметров. По результатам их комплексной оценки определяется уровень фактического технического состояния транспортного средства и соответствующее указанному уровню значение пробега (возраста), которое принимается в качестве эффективного пробега (возраста). При инструментальном контроле транспортное средство также проверяется на соответствие требованиям безопасности дорожного движения. Результаты контроля (диагностики) фиксируются в диагностической карте, которая должна быть приведена в приложении к отчету об оценке. Рекомендации по проведению инструментального контроля (диагностики) технического состояния транспортных средств, значения диагностических параметров, а также требования к техническому состоянию транспортных средств, приведены в нормативных документах [18, 19].

Значения нормативных пробегов до списания (капитального ремонта) автотранспортных средств приведены в приложении 5 .

3.2.2.2.2.2. Расчет физического износа транспортного средства, для которого нормативно-технической документацией установлен нормативный пробег до списания (капитального ремонта), нормативным методом с корректированием проводится по формуле:


где - фактический пробег с начала эксплуатации транспортного средства на дату оценки, тыс.км.

Расчет физического износа транспортного средства, для которого нормативно-технической документацией установлен нормативный срок службы до списания (капитального ремонта), нормативным методом с корректированием проводится по формуле:


где - фактический возраст (срок службы) транспортного средства на дату оценки, лет (моточасов);

- коэффициент корректирования нормативного пробега (нормативного срока службы) до списания в зависимости от условий эксплуатации;

- коэффициент корректирования нормативного пробега (нормативного срока службы) до списания в зависимости от модификации транспортного средства и организации его работы;

- коэффициент корректирования нормативного пробега (нормативного срока службы) до списания в зависимости от природно-климатических условий.

Фактический пробег транспортного средства с начала эксплуатации на дату оценки определяется по спидометру. Если спидометровое оборудование неисправно или его состояние не соответствует требованиям нормативного документа [20], фактический пробег с начала эксплуатации определяется расчетным путем.

Для легковых автомобилей отечественного производства (Россия и СССР), эксплуатировавшихся только в Российской Федерации, фактический пробег с начала эксплуатации принимается на основе данных приложения 6 (табл. П 6.1) .

Пробег с начала эксплуатации легковых автомобилей импортного производства, эксплуатировавшихся только в Российской Федерации, принимается на основе данных приложения 6 (. Для легковых автомобилей-такси отечественного и импортного производства среднегодовой пробег принимается равным 90 тыс.км.

Расчет пробега с начала эксплуатации легковых автомобилей, частично эксплуатировавшихся за рубежом, проводится на основе данных приложения 6 (табл. П 6.1. П 6.2. П 6.3 и по формуле:


где - продолжительность эксплуатации легкового автомобиля за рубежом, лет;

- среднегодовой пробег легкового автомобиля за рубежом для i- го года эксплуатации определяется по данным приложения 6 (табл. П 6.3 или. тыс.км;

- возраст легкового автомобиля на дату оценки, лет;

- среднегодовой пробег легкового автомобиля в Российской Федерации для i -го года эксплуатации определяется по данным приложения 6 (табл. П 6.1 или .

Для отечественных грузовых автомобилей и грузовых автомобилей импортного производства, эксплуатировавшихся только в Российской Федерации, фактический пробег с начала эксплуатации рассчитывается по формуле:


где - продолжительность эксплуатации грузового отечественного или импортного автомобиля в Российской Федерации на дату оценки, лет;

m - количество видов перевозок, на которых использовался грузовой отечественный или импортный автомобиль в Российской Федерации;

- среднегодовой пробег грузового отечественного или импортного автомобиля для j- го вида перевозок в Российской Федерации, тыс.км;

- доля пробега грузового отечественного или импортного автомобиля для j- го вида перевозок, %.

Среднегодовой пробег грузового отечественного автомобиля для j -го вида перевозок определяется по данным табл. П 6.4. Для грузового автомобиля импортного производства среднегодовой пробег также определяется в соответствии с данными табл. П 6.4 на основе выбора отечественного аналога грузового автомобиля. Доля пробега грузового отечественного или импортного автомобиля для j- го вида перевозок определяется на основе данных, указанных в справке, представляемой и заверяемой заказчиком услуг по оценке.

Для грузовых автомобилей, эксплуатировавшихся частично за рубежом, фактический пробег с начала эксплуатации рассчитывается по формуле:


где - продолжительность эксплуатации грузового автомобиля за рубежом, лет;

d - количество видов перевозок, на которых использовался грузовой автомобиль за рубежом;

- среднегодовой пробег грузового автомобиля за рубежом для l -го вида перевозок, тыс.км;

- доля пробега грузового автомобиля для l- го вида перевозок за рубежом.

Среднегодовой пробег грузового автомобиля для l- го вида перевозок в Германии определяется по данным табл. П 6.5. Доля пробега грузового автомобиля для l- го вида перевозок в Германии определяется на основе данных, указанных в справке, представляемой и заверяемой заказчиком услуг по оценке. Среднегодовой пробег грузового автомобиля для других стран без учета вида перевозок определяется по данным табл. П 6.7 .

Для отечественных автобусов и автобусов импортного производства, эксплуатировавшихся только в Российской Федерации, фактический пробег с начала эксплуатации рассчитывается по формуле:


где - продолжительность эксплуатации отечественного или импортного автобусов в Российской Федерации на дату оценки, лет;

h - количество видов перевозок, на которых использовался отечественный или импортный автобус в Российской Федерации;

- среднегодовой пробег отечественного или импортного автобуса для f- го вида перевозок в Российской Федерации, тыс.км;

- доля пробега отечественного или импортного автобуса для f- го вида перевозок, %.

Среднегодовой пробег отечественного или импортного автобуса для f- го вида перевозок в Российской Федерации определяется по данным табл. П 6.6. Доля пробега отечественного или импортного автобуса для f- го вида перевозок определяется на основе данных, указанных в справке, представляемой и заверяемой заказчиком услуг по оценке. Среднегодовой пробег маршрутных микроавтобусов и троллейбусов принимается равным 50 тыс.км.

Для автобусов, эксплуатировавшихся частично за рубежом, фактический пробег с начала эксплуатации рассчитывается по формуле:


где - продолжительность эксплуатации автобуса за рубежом, лет;

X - количество видов перевозок, на которых использовался автобус за рубежом;

- среднегодовой пробег автобуса за рубежом для g -гo вида перевозок, тыс.км;

- доля пробега автобуса для g- того вида перевозок за рубежом.

Среднегодовой пробег автобуса для g -гo вида перевозок в Германии принимается равным: для городских и пригородных перевозок - 65 тыс.км, для туристических перевозок - 95 тыс.км, для междугородних перевозок - 135 тыс.км. Доля пробега автобуса для g- гo вида перевозок определяется на основе данных, указанных в справке, представляемой и заверяемой заказчиком услуг по оценке. Среднегодовой пробег автобуса для других стран без учета вида перевозок определяется по данным табл. П 6.7 .

При определении фактического пробега с начала эксплуатации специальных транспортных средств рассчитывается дополнительная составляющая пробега, учитывающая работу их двигателя для привода в действие специального навесного оборудования в стационарных условиях. Указанная составляющая прибавляется к пробегу, определенному по спидометру, и рассчитывается по формуле:


где - фактическая наработка двигателя специального транспортного средства при его работе в стационарных условиях для приведения в действие специального оборудования на дату оценки, моточасы;

- коэффициент приведения наработки двигателя в стационарных условиях к пробегу транспортного средства, км/моточас.

Наработка двигателя специального транспортного средства, используемого в стационарных условиях для привода в действие специальной техники или оборудования, на дату оценки определяется по счетчику моточасов или на основании справки, представляемой и заверяемой заказчиком услуг по оценке транспортного средства. Значения коэффициентов приведения наработки двигателя в стационарных условиях к пробегу для специальных транспортных средств представлены в табл. 1. Фактическое значение пробега с начала эксплуатации специального транспортного средства, у которого измерение фактической наработки конструктивно предусмотрено только в моточасах, может быть рассчитано по формуле (18) через фактическое значение наработки. При расчете фактического пробега с начала эксплуатации мототранспортных средств их среднегодовой пробег в Российской Федерации принимается равным 10 тыс.км. В общем случае, учитывающем частичную эксплуатацию мототранспортного средства за рубежом, пробег мототранспортного средства с начала эксплуатации рассчитывается по формуле:


где - продолжительность эксплуатации мототранспортного средства за рубежом, лет;

- среднегодовой пробег мототранспортного средства за рубежом, тыс.км;

- продолжительность эксплуатации мототранспортного средства в Российской Федерации, лет.

Таблица 1. Коэффициенты приведения наработки двигателя в стационарных условиях к пробегу специального транспортного средства

Тип транспортного средства

Грузовые автомобили и автобусы

Гусеничные машины, специальные колесные шасси и тягачи


Среднегодовой пробег мототранспортного средства за рубежом определяется по данным табл. П 6.7. Возраст транспортного средства на дату оценки определяется по регистрационным документам. В приложении 6 приведены примеры расчета фактического пробега с начала эксплуатации для различных видов транспортных средств.

Величина коэффициентов , и установлена положением [17]. Коэффициент , имеет следующие значения: для первой категории условий эксплуатации - 1,0; для второй - 0,9; третьей - 0,8; четвертой - 0,7; пятой - 0,6. Категория условий эксплуатации определяется в соответствии с классификацией условий эксплуатации, приведенной в приложении 7. в зависимости от характеристики дорожного покрытия, рельефа местности и условий движения транспортных средств.

Коэффициент имеет следующие значения: базовый автомобиль - 1,00; седельный тягач - 0,95; автомобиль с одним прицепом - 0,90; автомобиль с двумя прицепами или автомобиль-самосвал при работе на плечах ездки свыше 5 км - 0,85; автомобиль-самосвал с одним прицепом или при работе на коротких плечах ездки (до 5 км) - 0,80; автомобили-самосвалы с двумя прицепами - 0,75.

Коэффициент имеет следующие значения для районов с различным видом климата: умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный - 1,1; умеренный - 1,0; жаркий сухой, очень жаркий сухой, умеренно холодный - 0,9; холодный - 0,8; очень холодный - 0,7. Для районов с высокой агрессивностью окружающей среды по отношению к автомобилям (в основном побережье морей и океанов), а также при постоянном использовании автомобилей при перевозке химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию деталей, значение коэффициента снижается на 10%. Районирование территории России по климатическому признаку приведено в приложении

3.2.2.2.2.3. Расчет физического износа с учетом возраста и пробега транспортного средства с начала эксплуатации проводится по формуле:


где е - основание натуральных логарифмов (2,73);

- функция, зависящая от возраста и фактического пробега транспортного средства с начала эксплуатации.

Вид функции для различных видов транспортных средств определяется в соответствии с табл. 2 и 5.

В приложении 9 приведена таблица, позволяющая проводить расчеты физического износа транспортного средства для различных значений по формуле (20) без средств вычислительной техники; здесь также приведены примеры расчета физического износа транспортного средства данным методом.

При определении по формуле (20) физического износа транспортных средств, используемых в автошколах для подготовки водителей, рассчитанное значение увеличивается на 20%.

Определение физического износа дорожно-строительной техники производится в зависимости от возраста в соответствии с данными табл.3. Физический износ гусеничных тракторов устанавливается равным 12% в год, колесных тракторов - 10% в год независимо от пробега. Физический износ прицепов для легковых автомобилей и жилых автомобилей (типа автомобиль-дача) устанавливается равным 8% в год независимо от пробега.

Таблица 2. Параметрическое описание функции W, зависящей от фактического возраста и фактического пробега с начала эксплуатации. для различных видов транспортных средств на товарных рынках Российской Федерации


Параметрическое описание функции W, зависящей от фактического возраста и фактического пробега с начала эксплуатации , для различных видов транспортных средств на товарных рынках Российской Федерации

Корпус насоса коробки отбора мощности


Фактическая высота рисунка протектора для каждой шины определяется как среднее арифметическое значение измерений в 4-6 точках средней части беговой дорожки протектора при помощи глубиномера или штангенциркуля.

Минимально допустимая высота рисунка протектора шины по условиям безопасности дорожного движения составляет для легковых автомобилей - 1,6 мм; для грузовых - 1 мм; для автобусов - 2 мм; для мотоциклов и мопедов - 0,8 мм. Для прицепов устанавливаются нормы минимально допустимой высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств - тягачей.

В приложении 12 приведена таблица с результатами расчета первой составляющей правой части формулы (24) в зависимости от фактической высоты рисунка протектора для различных значений высоты рисунка протектора новой шины.

Дополнительный износ шины , обусловленный наличием повреждений и дефектов, для различных видов дефектов и повреждений имеет следующие значения:

- выкрошивания, сколы, трещины на протекторе или трещины боковины без обнажения - 10%;

- местный износ (пятнистость) протектора - 15%.

Расчет дополнительного износа шины, обусловленного сроком ее эксплуатации, проводится по формуле:

Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния

Другие статьи