Категория: Бланки/Образцы
Необходимость в паспортизации отходов возникает у многих предприятий. Их требуют, как государственные службы, так и службы по вывозу отходов, при заключении договоров аренды помещений, и даже офисные учреждения должны пройти согласование паспорта отхода, чтобы не возникло проблем при проверке контролирующими органами.
*Акция действует для следующих регионов: Санкт-Петербург и Ленинградская обл. и Республика Крым
Можно ли избежать срочного оформления паспорта отхода? Как без проблем получить паспорт на ТБО и опасные отходы? Данная статья разрешит все вопросы, связанные с разработкой паспорта опасного отхода.
Сегодня любое предприятие может быть серьезно оштрафовано, не имея должным образом оформленного документа на отходы производства и потребления. Природоохранные органы согласно Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» могут наложить штрафные санкции на организацию, в размере до 250 тыс. рублей и требовать до 90 дней приостановки деятельности.
Отходы делятся на две группы:
1. Отходы производства - отходы которые образуются в ходе деятельности компаний, производств.
2. Отходы потребления - такие отходы образуются в ходе жизнедеятельности человека.
Комментарий нашего эксперта в области охраны окружающей среды
Кому необходимо разрабатывать паспорт отхода?
Паспорт на отходы разрабатываются практически для каждого юридического лица и индивидуального предпринимателя. Наиболее часто встречающиеся заявки - это паспорт отхода на люминесцентные лампы и офисные отходы (паспорт отхода на тбо). Такие паспорта отходов больше распространены для обычных офисов. Так же часто приходят заявки паспортов отходов для строительного мусора от разборки зданий или в ходе строительства новых объектов. Так же разрабатываются паспорта на пищевые отходы для Ресторанов, Кафе, Бистро. Медицинские компании заказывают паспорт опасного отхода на медицинские отходы, например стоматологии, ЛПУ и т.д. Для транспортных компаний разрабатывается и согласовывается паспорт опасного отхода на аккумуляторы, масла автомобильные отработанные, покрышки, паспорт отхода на фильтры масляные. Из этого следует, что паспорта отходов имеет обширный список применения. Для каждой организации отдельно рассчитываются и подбираются паспорта отходов.
Так ли необходимо срочно оформлять паспорт на отходы потребления?
Безусловно, можно не торопиться, но лишь до первой проверки Росприроднадзором. Среди руководителей крупных заводов уже есть наказанные.
Для компаний вывозящие свой мусор без соответствующих документов были применены штрафные санкции до 250 тыс. Подобные издержки могут подорвать авторитет компании и ее финансовое состояние. При этом надо понимать, что самостоятельное прохождение бюрократических процедур отнимет много времени и сил.
Срок действия паспорта опасного отхода
Паспорт отхода действует в течении всего существования юридической фирмы, если вы меняете название, или регистрируете новую организацию - Вам придется заново разрабатывать паспорта отходов.
Каждый руководитель стремится к эффективной деятельности предприятия, без опасности наказания за несоблюдение норм и правил, к сокращению бюрократической волокиты. В случае отсутствия паспорта опасного отхода следует поспешить с его оформлением. А для минимизации временных затрат, воспользоваться услугами специалистов по оформлению паспорта в соответствии с классом опасности отходов.
Стоит заметить, что документация требуется не только на особо опасные отходы, но и отходы офисных помещений. Особое внимание уделяется к паспортам на люминесцентные лампы, медицинские отходы и отходы с ярко выраженным химическим составом (нефть, бензин, масла). Независимо от вида деятельности такими паспортами должны обладать большинство предприятий.
Согласно Закону каждый вид отходов требует отдельного паспорта, который определяет степень загрязнения данным предприятием окружающей среды. Транспортировка и последующая утилизация отходов запрещены без наличия Паспорта опасного отхода.
Класс опасности (от I до V - по степени уменьшения вреда для экологии) присваивается после исследования в аккредитованной лаборатории. На основании этого Росприроднадзор выписывает паспорт отхода с указанием класса, состава и классификации отхода, с отметкой рекомендации по утилизации.
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Г.8. Административные правонарушения в области природоохранного нормирования
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических правил
Несоблюдение экологических и сан-эпидемиологических требований при сборе, транспортировании, накоплении, использовании, обезвреживании, размещении и другом обращении с отходами производства и потребления или другими опасными веществами - (в ред. ФЗ от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 т. до 2-х т. руб.;
на должностных лиц - от 10 т. до 30 т.руб.;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 т. до 50 т. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток;
на юридических лиц - от 100 т. до 250 т. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
(в ред. ФЗ от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ)
Н
Опасными считаются отходы с I по IV класс, а на представляющие малую опасность бытовые отходы (V класс) паспорт не нужен, но придется подтверждать принадлежность отходов к данному классу путем биотестирования.
Паспорт на медицинские отходы и любые другие оформляется единовременно и бессрочно. Обращение в ООО «Городская Экологическая Компания» позволяет свести к минимуму участие заказчика в оформлении документации.
За время своей деятельности в сфере оформления паспортов отходов ООО «Городская Экологическая Компания» зарекомендовала себя надежной в быстром решении экологического сопровождения любой сложности.
Смета на разработку паспорта опасного отхода
1. Стоимость разработка паспорта опасного отхода от - 1 800 руб.
- сбор исходных данных
- расчет класса опасности отхода
- разработка паспорт опасного отхода
- получение номерка в Росприроднадзоре
2. Проведение лабораторных исследований от - 2 000 руб.
- Составление компонентного состава отхода
- Составление исходных данных
3. Согласование паспорта опасного отхода - бесплатно
Перечень сведений и документов для разработки паспортов опасных отходов
Новая форма паспорта опасного отхода
Варианты заказа услуги: Вариант ЭкономПаспортизация отходов — одна из самых злободневных проблем, которую приходится решать каждому предприятию. При составлении такого простого документа, как паспорт опасного отхода, возникает немало вопросов, требующих специальных разъяснений.
Федеральным законом от 24.11.1994 № 49-ФЗ Россия ратифицировала Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. В развитие этой конвенции принята резолюция Организации экономического сотрудничества и развития «О трансграничном перемещении опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации». Эти документы предусматривают существование национального нормативного и правового обеспечения регулирования ряда важнейших вопросов, касающихся обращения с отходами, в частности вопросов определения степени опасности и паспортизации отходов.
Ниже перечислены нормативные акты, регламентирующие паспортизацию отходов, и даны пояснения к ним.
Требование составления паспорта опасного отхода содержится в ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Паспорт опасного отхода составляется на основании данных о составе и свойствах отходов, а также оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство России.
Во исполнение постановления Правительства РФ № 818 от 26.10.2000 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» МПР России издало приказ № 479 от 06.06.2001 «О реализации постановления Правительства РФ от 26.10.2000 №818».
В межгосударственном стандарте ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» сказано следующее:
Содержание и порядок заполнения паспорта опасности отходов установлены ГОСТ 30774-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования» (этот межгосударственный стандарт не распространяется на радиоактивные отходы). Ответственность за полноту и достоверность данных, представленных в паспорте, а также за мероприятия по безопасному хранению и применению опасных отходов несет руководитель предприятия, на территории которого находятся отходы.
В соответствии с ГОСТ 30774-2001 паспорт опасности отходов должен включать следующие обязательные разделы:
Паспорт подписывает руководитель предприятия. По мере поступления дополнительной или новой информации, повышающей полноту и достоверность данных, включенных в обязательные разделы, документ подлежит обновлению и перерегистрации. При любой обработке полученной партии отходов, включая смешение ее с другими материалами, грузополучатель обязан в случае транспортирования за пределы своего предприятия оформить и зарегистрировать новый паспорт на данную партию (часть партии) отходов.
Приказом МПР России от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» утверждена форма документа и инструкция по ее заполнению.
Паспорт опасного отхода составляется на отходы 1-4-го классов опасности для окружающей природной среды (ОПС), обладающие опасными свойствами (токсичность, пожаро- и взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней). Форма паспорта заполняется отдельно на каждый вид отходов.
Код и наименование отхода указываются по федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному приказом МПР России от 30.07.2003 № 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов"».
Опасные свойства отхода устанавливаются согласно Базельской конвенции и (или) требованиям соответствующих ГОСТов:
Далее приведены практические рекомендации и пояснения к заполнению паспорта опасного отхода.
1. Согласование паспорта опасного отхода.
В соответствии с приказом МПР России от 02.12.2002 № 785 паспорт опасного отхода должен быть согласован с территориальным органом министерства по соответствующему субъекту Российской Федерации. Согласно ГОСТ 30774-2001 достоверность заполнения паспорта юридически оформляет при его регистрации орган, определяемый федеральным законодательством, либо орган региональной или местной власти, на территории которого расположены или на территорию которого ввозили соответствующие отходы. В настоящее время работу по паспортизации опасных отходов проводит Ростехнадзор (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401). Поэтому паспорт опасного отхода должен согласовываться с территориальными органами Ростехнадзора.
2. Отходы, подлежащие паспортизации.
Согласно вышеупомянутому приказу МПР России паспорт опасного отхода составляется на отходы 1 -4-го классов опасности. Во введении к ГОСТ 30774-2001 сказано, что «опасные отходы могут быть отнесены к опасным только после определения вида и степени их опасности, т.е. тогда, когда они паспортизованы. Таким образом, паспортизация опасных отходов подразумевает паспортизацию всех отходов».
Остается непонятным, для каких отходов нужен паспорт: всех без исключений или только обладающих опасными свойствами. Также не разрешен вопрос о количестве классов опасности. В Критериях отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (утв. приказом МПР России от 15.06.2001 № 511) класс опасности устанавливается по степени возможного вредного воздействия на ОПС при непосредственном или опосредованном воздействии. В этом документе все отходы подразделяются на 5 классов.
Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления СП 2.1.7.1386-03 (утв. постановлением Гл. сан. врача РФ от 16.06.2003 г. № 144) устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека. В этом нормативном акте отходы по степени воздействия на ОПС разделяются на 4 класса. Таким образом, деление на классы опасности в упомянутых документах осуществляется по разным критериям - экологическим в Критериях и токсикологическим в СП 2.1.7.1386-03. Причем ни в одном нормативном документе не определено соотношение между экологическими и токсикологическими нормами.
Наиболее целесообразной представляется позиция МПР России: все отходы подразделяются на 5 классов опасности, а паспорт составляется на отходы 1-4-го классов, указанные в ФККО и обладающие опасными свойствами.
Если исходить из требовании МПР России, то паспорт опасного отхода необходим только для отходов, указанных в ФККО, последняя тринадцатая цифра кода которых имеет значения от 1 до 4, а одиннадцатая и двенадцатая - от 1 до 22.
3. Свойства отходов.
Тринадцатизначный код в ФККО определяет вид отходов, характеризует их общие классификационные признаки и несет в себе следующую информацию:
В соответствии с приказом МПР РФ № 786 одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций:
0 - данные не установлены;
1 - токсичность (т);
2 - взрывоопасность (в);
3 - пожароопасность (п);
4 - высокая реакционная способность (р);
5 - содержание возбудителей инфекционных болезней (и);
6 - токсичность и взрывоопасность (т+в);
7 - токсичность и пожароопасность (т+п);
8 - токсичность и высокая реакционная способность (т+р);
9 - взрывоопасность и пожароопасность (в+п);
10 - взрывоопасность и высокая реакционная способность (в+р);
11 - взрывоопасность и содержание возбудителей инфекционных болезней (в+и);
12 - пожароопасность и высокая реакционная способность (п+р);
13 - пожароопасность и содержание возбудителей инфекционных болезней (п+и);
14 - высокая реакционная способность и содержание возбудителей инфекционных болезней (р+и);
15 - токсичность, взрывоопасность и пожароопасность (т+в+п);
16 - токсичность, взрывоопасность и высокая реакционная способность (т+в+р);
17 - токсичность, пожароопасность и высокая реакционная способность (т+п+р);
18 - взрывоопасность, пожароопасность и высокая реакционная способность (в+п+р);
19 - взрывоопасность, пожароопасность и содержание возбудителей инфекционных болезней (в+п+и);
20 - пожароопасность, высокая реакционная способность и содержание возбудителей инфекционных болезней (п+р+и);
21 - токсичность, взрывоопасность, пожароопасность и высокая реакционная способность (т+в+п+р);
22 - взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность и содержание возбудителей инфекционных болезней (в+п+р+и);
99 - опасные свойства отсутствуют.
Девятая и десятая цифры в ФККО используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы отхода: 0 - данные не установлены; 1 - твердый; 2 - жидкий; 3 - пастообразный; 4 - шлам; 5 - гель, коллоид; 6 - эмульсия; 7 - суспензия; 8 - сыпучий; 9 - гранулят; 10 - порошкообразный; 11 - пылеобразный; 12 - волокно; 13 - готовое изделие, потерявшее потребительские свойства; 99 - иное.
Причем информация об агрегатном состоянии отхода, содержащаяся в паспорте опасного отхода, должна полностью совпадать с аналогичной информацией, указанной в ФККО (девятая и десятая цифры в коде отхода).
4. Состав отхода.
В соответствии с приказом МПР России № 785 «компонентный состав отхода указывается на основании протокола результатов анализов, выполненных лабораторией, аккредитованной на проведение количественных химических анализов. Для отходов, представленных товарами (продукцией), утратившими свои потребительские свойства, указываются сведения о компонентном составе исходного товара (продукции) согласно техническим условиям и др.».
В упомянутом выше ГОСТ 30774-2001 содержится следующее требование: «информация, необходимая для составления паспорта, должна быть получена из компетентных источников или в результате испытаний (тестов), проводимых в соответствии с требованиями действующей нормативной документации (НД). Состав отходов определяют методами физического, физико-химического, химического анализа или на основании состава первичного сырья, из которого образовались отходы, и технологических режимов, которым подвергалось это сырье».
Практика показывает, что отходы бывают специфическими, характерными для данного конкретного предприятия (например, химические отходы), а также общими для многих организаций (например, отработанные ртутные лампы или свинцовые аккумуляторы). Было бы целесообразным выделить такие неизменяемые отходы в особую группу и составить для них единую форму паспорта опасного отхода. Это приведет к значительному упрощению системы паспортизации как для предприятий, которые сегодня вынуждены либо проводить дорогостоящие анализы, либо искать информацию о компонентном составе отхода, так и для согласующих паспорт инспекций.
К таким характерным видам отходов, состав которых изменяется мало, можно отнести следующие:
В таблице представлена основная информация, необходимая для заполнения паспорта таких отходов.
В качестве примера приведен паспорт опасного отхода для ртутных ламп Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН (г. Москва).
5. Срок действия паспорта опасного отхода.
В соответствии с ГОСТ 30774-2001 паспорт опасности отходов считают утратившим силу по истечении одного календарного года с момента регистрации при неизменности технологического регламента процесса, при котором образовались данные отходы. В приказе МПР России № 785 ни слова не сказано о сроках действия этого документа.
Для неизменных отходов (например, отработанных ртутных ламп, свинцовых аккумуляторов и т.д.) было бы логично привести срок действия паспорта опасности отхода в соответствие с действием проекта нормативов образования отходов предприятия и лимитов на их размещение, т.е. согласовывать паспорт вместе с проектом один раз на 5 лет.
Кроме проблем с определением количества классов отходов и категории отходов, подлежащих паспортизации, есть и другие нерешенные вопросы при составлении паспорта опасности отхода, например:
Для отходов 1-3-го классов опасности, направляемых на вторичную переработку или обезвреживание, от производителя в обязательном порядке требуется проведение химического анализа. Это требование вполне разумно: не всякое сырье можно переработать на конкретном предприятии по заданной технологии на имеющемся оборудовании. Но, как правило, организации, перерабатывающие отходы, проводят химический анализ состава сырья сами. В этом случае составление паспорта предприятием носит формальный характер.
В заключение необходимо отметить, что требование обязательной паспортизации всех отходов не является обоснованным, оно создает значительные трудности для предприятий, не решая при этом проблем с отходами. В целях упрощения системы паспортизации целесообразно создать единую форму паспорта опасного отхода для некоторых мало изменяемых по составу отходов, имеющихся практически на каждом предприятии.
Согласно постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 Ростехнадзор самостоятельно принимает нормативные правовые акты, в частности связанные с паспортизацией отходов. Формирование в этой организации единой точки зрения по вопросам системы паспортизации отходов и количества классов опасности отходов значительно облегчит работу предприятий - собственников отходов, а в конечном итоге упростит проведение контрольно-надзорной деятельности в данном направлении и самой Федеральной службе.
Информация для заполнения паспорта опасного отхода для некоторых мало изменяемых видов отходов
Наименование по ФККО