Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция 269 мчс img-1

инструкция 269 мчс

Категория: Инструкции

Описание

Решение № 12-269

Решение № 12-269/2015 от 16 июня 2015 г. по делу № 12-269/2015

Дело № 12 – 269 / 2015

по жалобе по делу об административном правонарушении

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Тарасовой Е.В. при секретаре Кожевниковой Ю.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Пивоваренная компания «Балтика» на постановление заместителя главного государственного инспектора Ярославской области по пожарному надзору Кучера А.В. НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 3, 4 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность > Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности' target='_blank'>20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Пивоваренная компания «Балтика» (юридический адрес. адрес филиала «Балтика-Ярославль». ОГРН НОМЕР, ИНН НОМЕР),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Ярославской области по пожарному надзору Кучера А.В. НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ООО «Пивоваренная компания «Балтика» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 3, 4 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность > Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности' target='_blank'>20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере. руб.

Как указано в постановлении, ООО «Пивоваренная компания «Балтика» в ходе проведенной в период с час. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по час. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА плановой выездной проверки в зданиях, сооружениях и на территории филиала «Балтика-Ярославль» по адресу нарушило требования пожарной безопасности.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Пивоваренная компания «Балтика» обратилось в суд с жалобой, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу. Жалоба мотивирована тем, что плановая проверка проведена в грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон 294-ФЗ) и Административного регламента исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности МЧС России, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375 (далее Административный регламент). Продление срока проверки было осуществлено ненадлежащим лицом и без соответствующих оснований, распоряжение НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА было вынесено заместителем органа государственного пожарного надзора (далее ГПН), в то время как продление может осуществляться исключительно начальником органа ГПН, кроме того, продление произведено на основании рапорта о продлении распоряжения НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, которое к проверке не относилось. Отсутствовали и фактические основания для продления срока проверки, а именно необходимость в проведении длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз. Все проведенные исследования заняли 1-2 дня, их объем и объем составленных по их итогам заключений незначителен (1-2 страницы), расчетов они не содержат. В результате допущенных нарушений срок проверки был увеличен в 3 раза с 10 до 30 рабочих дней, чем были грубо нарушены права общества. Привлечение к административной ответственности на основании доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается. Кроме того, общество не согласно с рядом указанных в акте проверки нарушения по существу. На акт проверки обществом были поданы возражения, однако обжалуемое постановление вынесено до их рассмотрения.

В судебном заседании защитник ООО «Пивоваренная компания «Балтика» по доверенности ( ) Кирсанов А.И. жалобу поддержал, пояснил, что первоначально проверка проводилась не активно, проверяющие были на заводе два дня, после этого не являлись, при этом препятствий в допуске на территорию им не чинилось, затребованные документы предоставлены своевременно. За два дня до истечения срока проверки стало известно о намерении проверяющего органа ее продлить. Основные мероприятия проверяющие стали проводить только в рамках дополнительной проверки.

Представитель ГУ МЧС России по Ярославской области Репин Е.А. по доверенности (т ) в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал, пояснил, что распоряжение НОМЕР было издано в отношении ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», однако после этого поступила информация об изменении организационно-правовой формы юридического лица, в связи с чем было издано распоряжение НОМЕР. В рапорте о продлении проверки ссылка на распоряжение НОМЕР сделана ошибочно. Необходимость продления проверки была вызвана тем, что документы, затребованные у общества, были предоставлены поздно, требовалось время для их изучения членами комиссии и специалистами. Распоряжение о продлении проверки подписано заместителем начальника органа ГПН в период нахождения начальника в отпуске. У начальника органа УНД и ПР ГУ МЧС России по Ярославской области три заместителя, в его отсутствие они равным образом полномочны на выполнение функций начальника в полном объеме. Грубых нарушений при проведении проверки допущено не было. На территории предприятия 23 объекта, для обследования которых первоначально установленный срок проверки недостаточен.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1, 3 ст. 13 Закона 294-ФЗ срок проведения выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Из смысла указанной нормы следует, что в качестве обстоятельств, при наличии которых может быть продлен срок плановой выездной проверки, названы лишь исключительные случаи.

Как предусмотрено п. Административного регламента, срок проведения плановой проверки может быть продлен изданием нового распоряжения начальника органа ГПН.

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе превышать установленные сроки проведения проверки (п. 6 ст. 15 Закона 294-ФЗ).

В соответствии со ст. 20 Закона 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям относится, в частности, нарушение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) (п. 4 ч. 2 ст. 20), п.п. 1, 1.1 и 1.2, п. 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), п. 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона (п. 5 ч. 2 ст. 20).

Суд соглашается с доводами заявителя о том, что грубые нарушения при проведении проверки административным органом допущены были.

О проведении плановой выездной проверки юридического лица ООО «Пивоваренная компания «Балтика», филиала «Балтика-Ярославль», УНД и ПР ГУ МЧС России по Ярославской области было вынесено распоряжение (приказ) от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ( ), согласно которому лицами, уполномоченными на проведение проверки назначены 6 человек: Кучер А.В. (председатель комиссии), Репин Е.А. ФИО1. ФИО2. ФИО3. ФИО4. к проведению проверки в качестве экспертов привлечены сотрудники ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Ярославской области, срок проведения проверки установлен 10 рабочих дней с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА включительно.

Указанное распоряжение (приказ) подписано заместителем главного государственного инспектора Ярославской области по пожарному надзору Кучером А.В.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА заместителем главного государственного инспектора Ярославской области по пожарному надзору Кучером А.В. было издано распоряжение (приказ) НОМЕР о проведении проверки в отношении заявителя в течение 20 рабочих дней в срок с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА включительно, на основании рапорта о продлении проверки в связи с проведением длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз.

Между тем, достаточных доказательств того, что Кучер А.В. занимая должность заместителя руководителя органа ГПН, обладал полномочиями руководителя по продлению срока проведения проверки, суду не представлено. Действительно, в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА начальник УНД и ПР ГУ МЧС России по Ярославской области (руководитель органа ГПН) ФИО5 находился в очередном отпуске ( ). Действительно, в должностной инструкции Кучера А.В. содержится положение о том, что он в отсутствие начальника, заместителя начальника УНД исполняет их обязанности в установленном порядке ( ), кроме того, согласно п. 8 Положения об УНД ГУ МЧС России по ЯО, утвержденного приказом ГУ МЧС России по ЯО от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР, заместители начальника УНД во время отсутствия начальника УНД или по его указанию (распоряжению) могут осуществлять полномочия начальника УНД в полном объеме. Однако, как следует из объяснений Репина Е.А. и материалов дела, у ФИО5. имеется три заместителя. Суд обращает внимание, что в должностной инструкции заместителя ФИО6 содержится положение о том, что он в отсутствие начальника управления надзорной деятельности исполняет его обязанности в установленном порядке. Суд отмечает, что редакция данного положения в должностной инструкции ФИО6. отличается от редакции в должностной инструкции Кучера А.В. и данное отличие может означать, что в отсутствие начальника его обязанности исполняет ФИО6. а Кучер А.В. исполняет их обязанности в случае отсутствия как начальника, так и остальных заместителей. Неоднозначность трактовки положений должностных инструкций создает неустранимые сомнения в полномочиях Кучера А.В. на продление срока проверки. Суд также отмечает, что в любом случае деятельность органа пожарного надзора как структурного подразделения МЧС России строится на принципе единоначалия, который предполагает наличие только одного лица, обладающего полным объемом полномочий руководителя. Следовательно, в отсутствие начальника обязанности руководителя должно исполнять одно лицо, а не три, и положения локальных нормативных актов (Положения об УНД ГУ МЧС России по ЯО и должностных инструкций) сами по себе, в условиях отсутствия конкретного распорядительного документа, не могут служить достаточным основанием признания за Кучером А.В. полномочий на продление срока проверки. Документа о возложении именно на Кучера А.В. (а, например, не на ФИО6.) полномочий на период отпуска ФИО5. суду не представлено, из объяснений Репина Е.А. видно, что он не издавался.

Также суд соглашается с доводами заявителя о том, что исключительных обстоятельств, которые могли бы служить основанием для продления срока проверки, административным органом не приведено, в распоряжении НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА содержится лишь общая фраза о проведении длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз. Между тем, из рапорта о продлении срока проверки ( ) и по обстоятельствам дела видно, что техническая документация, связанная с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты, в том числе проекты установок систем, представлены ООО «Пивоваренная компания «Балтика» ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, то есть за 5 рабочих дней до окончания срока проверки. Сотрудники ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Ярославской области ФИО7. ФИО8. и ФИО9. осуществляли выход на место и проведение испытаний в течение двух рабочих дней. По результатам испытаний составлено два протокола и одно заключение специалиста, каждый документ на двух страницах, датированы числами, следующими за днем испытаний, не содержат расчетов. Оснований для отнесения данных испытаний к длительным и доказательств невозможности их проведения в течение оставшегося срока проверки (5 рабочих дней) административным органом не представлено.

Довод административного органа о длительном непредоставлении ООО «Пивоваренная компания «Балтика» затребованных документов, суд отклоняет, поскольку представитель административного органа пояснил, что срок представления документов заявителем нарушен не был, кроме того, истребование документов не входит в перечень исключительных обстоятельств, дающих основание для продления срока проверки.

Доказательств того, что со стороны ООО «Пивоваренная компания «Балтика» чинились какие-либо препятствия в проведении проверки, в материалах дела не имеется.

Довод административного органа о значительном количестве проверяемых объектов и недостаточности изначально установленного срока проверки в 10 рабочих дней суд также не принимает во внимание, поскольку объем проверяемых объектов не мог не быть известен при издании первоначального распоряжения от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР. С учетом данного обстоятельства проверяющий орган формировал количественный состав членов комиссии.

Поскольку срок проведения проверки продлен в нарушение исключительных случаев, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, то допущено нарушение срока проведения проверки. Так как указанные обстоятельства относятся к грубым нарушениям, то составленный по результатам проверки акт НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА не может служить доказательством нарушения ООО «Пивоваренная компания «Балтика» законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности.

Допущенные при проверке грубые нарушения Закона 294-ФЗ влекут недействительность ее результатов.

Согласно ч. 3 ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств > Статья 26.2. Доказательства' target='_blank'>26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Постановление НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, вынесенное заместителем главного государственного инспектора Ярославской области по пожарному надзору Кучером А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 3, 4 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность > Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности' target='_blank'>20.4 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Пивоваренная компания «Балтика», отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.В. Тарасова

Фрунзенский районный суд г. Ярославля (Ярославская область) (подробнее)

Иные лица:

ООО "Пивовареная компания "Балтика" (подробнее)

Другие статьи

Инстpукция «Инструкция по организации деятельности объектовых подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России по профилактике и (или) туше

Инстpукция «Инструкция по организации деятельности объектовых подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России по профилактике и (или) тушению пожаров»

1.Настоящая Инструкция по организации и осуществлению профилактической работы ворганизациях, охраняемых объектовыми подразделениями федеральнойпротивопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданскойобороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий(ФПС МЧС России), (далее - Инструкция) определяет порядок организации иосуществления работ по профилактике пожаров на охраняемых объектах.

2.Объектами, охраняемыми подразделениями ФПС МЧС России, считаются организации(предприятия), охрана которых в соответствии с законодательными и иныминормативными актами Российской Федерации осуществляется подразделениями ФПС МЧСРоссии по профилактике и (или) тушению пожаров.

3.Порядок и форма участия в реализации возложенных на объектовое подразделениеФПС МЧС России обязанностей определяются законодательными и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧСРоссии, нормативными документами по пожарной безопасности, а такжеорганизационно-распорядительными документами охраняемой организации(предприятия) в части, не противоречащей вышеперечисленным нормативным правовымактам. Личный состав объектовых подразделений ФПС МЧС России может выполнятьвозложенные на них задачи самостоятельно и (или) в составе рабочих группспециалистов охраняемого объекта.

4.Порядок организации и осуществления профилактики пожаров на объектах, а такжедеятельности по выполнению дополнительных функций определяется разработанным иутвержденным в установленном порядке Положением об объектовом подразделении ФПСМЧС России. При этом личный состав объектового подразделения ФПС МЧС Россиидолжен пройти обучение, иметь необходимые знания и навыки для осуществлениядолжностных обязанностей, а также быть пригоден к выполнению возложенных нанего задач по состоянию здоровья.

5.В Инструкции используются следующие основные понятия:

объектовоеподразделение ФПС -отряд, часть и (или) другое, предусмотренное типовыми штатами подразделениеФПС, созданное в организации для осуществления работ по предупреждению и (или)тушению пожаров;

сотрудникиобъектового подразделения ФПС - руководящий состав, инженерно-инспекторский состав и личный состав дежурныхкараулов объектового подразделения ФПС;

охраняемыйобъект - организация, вкоторой в установленном порядке создано объектовое подразделение ФПС;

дислокация - схема (план) расположения натерритории охраняемого объекта участков, секторов, постов и маршрутов дозоров;

пожарно-профилактическоеобслуживание -деятельность сотрудников ФПС, направленная на предупреждение пожаров наохраняемом объекте и создание условий для их успешного тушения;

участок - часть территории охраняемых объектов,в пределах которой осуществляется пожарно-профилактическое обслуживаниерасположенных на ней зданий и сооружений;

сектор - часть участка;

пост - место на объекте, где сотрудник ФПС(постовой) выполняет возложенные на него обязанности. Для поста устанавливаютсяграницы;

дозор - подвижной наряд, состоящий из одногоили нескольких сотрудников ФПС, выполняющих возложенные на них обязанности намаршруте дозора;

дозорный - сотрудник, входящий в состав дозора;

инженерно-инспекторскийсостав - сотрудникиобъектового подразделения ФПС, занимающие должности старшего инженера, старшегоинспектора, инженера, инспектора, младшего инженера, младшего инспектора,инструктора;

предложениеФПС - документустановленной формы, составленный и врученный сотрудником ФПС от имениобъектового подразделения ФПС МЧС России соответствующему руководителю,должностному лицу объекта и содержащий мероприятия по устранению вустановленные сроки нарушений требований пожарной безопасности.

6.Организация и координация деятельности объектовых подразделений ФПС МЧС Россиипо предупреждению пожаров осуществляется территориальными органами управленияМЧС России.

7.Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий в пределах своей компетенции:

осуществляюторганизационно-методическое обеспечение деятельности объектовых подразделенийФПС МЧС России;

контролируютдеятельность территориальных органов МЧС России - органов, специальноуполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению иликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в областиорганизации и осуществления деятельности объектовых подразделений ФПС МЧСРоссии на обслуживаемой ими территории;

участвуютв разработке мер экономического, правового, организационного инаучно-методического характера, направленных на совершенствованиепротивопожарной защиты объектов, повышение эффективности деятельностиобъектовых подразделений ФПС МЧС России;

организуюти проводят тематические совещания, семинары, конференции по вопросам пожарнойбезопасности объектов;

выполняютиные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в томчисле рассмотрение и принятие решений по спорным вопросам.

8.Территориальные органы МЧС России - органы, специально уполномоченные решатьзадачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайныхситуаций по субъектам Российской Федерации, в пределах своей компетенции:

организуютвыполнение функций, возложенных на объектовое подразделение ФПС МЧС России,оказывая при этом необходимую организационно-методическую и практическуюпомощь;

осуществляютразработку и реализацию мероприятий, связанных с социальным и экономическимстимулированием личного состава объектовых подразделений ФПС МЧС России;

контролируютработу объектовых подразделений ФПС МЧС России на обслуживаемой территории;

ведутучет и анализ деятельности объектовых подразделений ФПС МЧС России, обобщают ианализируют полученные от подразделений данные;

участвуютв разработке и согласовывают (утверждают или, при необходимости, вносят наутверждение в установленном порядке) нормативные документы по пожарнойбезопасности для охраняемых объектов;

взаимодействуютс территориальными надзорными органами других ведомств в целях обеспеченияпожарной безопасности охраняемых объектов;

устанавливаюти ведут учет показателей служебной деятельности объектовых подразделений ФПСМЧС России;

организуютизучение пожаров, разработку мероприятий по их предупреждению, а такжепроведение семинаров и научно-практических конференций по вопросам укрепленияпротивопожарной защиты объектов;

организуютработу по подбору, расстановке и подготовке кадров для объектовых подразделенийФПС МЧС России;

принимаютмеры к выявлению, обобщению и распространению передового опыта в деятельностиобъектовых подразделений ФПС МЧС России.

9.На объектовые подразделения ФПС МЧС России возлагаются следующие обязанности:

разработкадокументов по планированию служебной деятельности;

участиев проведении мероприятий по контролю за соблюдением на объектах требованийпожарной безопасности и пресечению их нарушений;

организацияи осуществление наблюдения за противопожарным состоянием объектов;

разработкаи реализация, в пределах предоставленной компетенции, мер пожарнойбезопасности;

участиев разработке, рассмотрении и (или) согласовании инструкций и иныхорганизационно-распорядительных документов, регламентирующих меры пожарнойбезопасности на объекте;

осуществлениеконтроля за выполнением требований пожарной безопасности при подготовке ипроведении пожароопасных работ;

участиеи (или) разработка документов предварительного планирования боевых действий потушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (планы и карточкиликвидации аварий и т.д.) и взаимодействию со службами организации(предприятия);

участиев проведении расследования причин и обстоятельств аварий и пожаров, разработкапредложений по их предупреждению;

участиев обучении (обучение) персонала объектов мерам пожарной безопасности идействиям при пожаре;

контрольза состоянием и работоспособностью систем противопожарной защиты (установкипожаротушения и пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения,первичных средств пожаротушения, противодымной защиты и т.д.);

участиев проведении осмотра помещений перед их закрытием по окончании рабочего дня;

участиев деятельности пожарно-технических комиссий, добровольных пожарных дружин,обучение членов ДПД.

Крометого, Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации наобъектовое подразделение, в пределах его компетенции, может возлагаться:

рассмотрениев части соблюдения требований пожарной безопасности проектно-сметнойдокументации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, расширение итехническое переоснащение предприятий, зданий и сооружений;

контрольза наличием лицензий у охраняемой и подрядных организаций, осуществляющих наобъекте деятельность в области пожарной безопасности;

контрольна объекте за соответствием требованиям пожарной безопасности производства,выпуска и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательнойсертификации;

проведениеконсультаций персонала объектов по вопросам пожарной безопасности;

проведениеанализа противопожарного состояния объектов, подготовка информации опротивопожарном состоянии, разработка предложений по совершенствованиюпротивопожарной защиты;

участиев работе общеобъектовых и цеховых аттестационных и тарифно-квалификационныхкомиссий.

10.Специальные подразделения ФПС МЧС России, предназначенные для организациипредупреждения пожаров и их тушения в закрытых административно-территориальныхобразованиях, а также в особо важных и режимных организациях, и их органы управленияподчинены непосредственно УОП МЧС России.

11.Организация предупреждения пожаров включает в себя:

контрольза соблюдением на объекте требований пожарной безопасности;

разработкуи реализацию, в пределах предоставленной компетенции, мер пожарнойбезопасности.

Длярешения возложенных на подразделение ФПС МЧС России задач разрабатываютсянеобходимые документы, в том числе:

Положениеоб объектовом подразделении ФПС МЧС России;

функциональныеобязанности и (или) должностные инструкции личного состава;

графикдежурства личного состава;

дислокацияучастков, секторов, постов и дозоров;

порядокнаблюдения за противопожарным состоянием участков, секторов;

переченьпожарной и спасательной техники, оборудования и средств связи, а также порядоких эксплуатации;

документыпредварительного планирования боевых действий по тушению пожара и проведениюаварийно-спасательных работ, а также взаимодействию с дежурными службамиорганизаций (предприятий) и подразделениями пожарной охраны.

12.Организация и осуществление наблюдения за противопожарным состоянием охраняемыхобъектов.

12.1.Основной формой наблюдения за противопожарным состоянием охраняемого объектаявляется несение службы личным составом объектовых подразделений ФПС МЧС Россиина участках, секторах, постах и маршрутах дозоров.

Расстановкаличного состава объектовых подразделений ФПС МЧС России осуществляется всоответствии с нарядом на службу, который разрабатывается руководителемподразделения на сутки с учетом обстановки на объекте и планируемыхмероприятий.

12.2.Перед тем как заступить в наряд, проводится инструктаж и развод личного составаобъектового подразделения ФПС МЧС России.

Должностноелицо объектового подразделения ФПС МЧС России при проведении инструктажаобязано:

проверитьналичие и готовность личного состава к несению службы;

объявитьперечень участков, секторов;

назначитьличный состав дежурных смен на участки, сектора, посты и в дозоры;

проверитьвыборочно знание личным составом своих прав и обязанностей, требований правилпожарной безопасности, оперативно-тактических особенностей охраняемого объекта,мер обеспечения безопасности, умение действовать в случае пожара;

проинформироватьличный состав о состоянии пожарной безопасности и проводимых на объектеработах;

поставитьперед личным составом задачи по обеспечению пожарной безопасности охраняемогообъекта на период несения службы;

провестиинструктаж по технике безопасности.

Инструктажзавершается разводом и отдачей приказа о заступлении наряда на службу. Опроведении инструктажа делается запись в книге службы.

12.3.Личный состав докладывает на пункт связи объектового подразделения ФПС МЧСРоссии о заступлении в наряд, а в период несения службы информирует диспетчеров(радиотелефонистов) об обстановке в сроки, установленные начальникомобъектового подразделения ФПС МЧС России.

12.4.Места и порядок проведения смены нарядов устанавливаются документами, регламентирующимидеятельность объектового подразделения ФПС МЧС России.

Поприбытии на место смены заступающий наряд представляется сменяемому. Сменяемыйнаряд сообщает заступающему об имевших место за время несения службынарушениях, проводимых пожароопасных работах, неисправностях средств связи исистем противопожарной защиты, а также другие сведения, имеющиенепосредственное отношение к несению службы.

12.5.Начальник сменяемого наряда подводит итоги несения службы, дает оценку работыподчиненных, отмечает имевшие место недостатки, указывает пути их устранения.

12.6.Профилактическая работа личного состава должна сводиться к выявлению ипоследующему устранению нарушений правил пожарной безопасности. Личный составдолжен принимать меры к тому, чтобы обнаруженные нарушения устранялисьнемедленно.

Еслиустранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в процессепроверки невозможно, то должностному лицу объекта вручают письменноепредложение ФПС по прилагаемой форме (приложение )с указанием сроков устранения обнаруженных нарушений. Письменные предложенияФПС регистрируются в журнале наблюдения за противопожарным состоянием объекта имогут быть внесены в соответствующие журналы работы смен, цехов и установок.

Вслучае выявления нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозувозникновения пожара и (или) безопасности людей, кроме вручения должностномулицу объекта письменного предложения ФПС, начальник (заместитель начальника)объектового подразделения ФПС МЧС России в кратчайшие сроки готовит инаправляет рапорт в управление (отдел, отделение) государственного пожарногонадзора (ГПН) Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации овыявлении вышеуказанных нарушений. Рапорт является основанием для проведенияорганом ГПН внепланового мероприятия по контролю на объекте.

12.7.Порядок наблюдения за противопожарным состоянием временно расположенных в цехахили на территории обслуживаемого объекта экспериментальных установок,специальных заказов, сложных образцов ремонтируемой техники и т.п. а такженеработающих цехов, складов и других сооружений, технических помещенийустанавливается в зависимости от их пожарной опасности и режима работыначальником объектового подразделения ФПС МЧС России совместно с администрациейохраняемых объектов.

12.8.Профилактическая работа на участках и секторах включает в себя:

систематическуюпроверку состояния пожарной безопасности объекта в целом и его отдельныхучастков, а также контроль за своевременным выполнением предложенныхмероприятий;

постоянныйконтроль за соблюдением требований пожарной безопасности в процессе новогостроительства, реконструкции, модернизации, технического переоснащения цехов,складов и других помещений, проведения капитальных ремонтов;

организациюслужбы дежурных смен в зависимости от обстановки, складывающейся на объекте;

проверкуисправности и правильного содержания систем и средств противопожарной защиты;

проведениепротивопожарных инструктажей, бесед, занятий, пожарно-технического минимума срабочими и служащими объекта;

подготовкуличного состава добровольных пожарных дружин и боевых расчетов для проведенияпрофилактической работы и тушения возможных пожаров;

внедрение,в необходимых случаях, через администрацию объекта автоматических средствпредупреждения, обнаружения и тушения пожаров.

12.9.Закрепление личного состава объектового подразделения ФПС МЧС России заучастками (секторами) объявляется приказом по части или оформляется в видесписка (перечня), подписанного начальником пожарной части.

Наиболеесложные по технологическому процессу и взрывопожароопасные цехи, установки дляусиления контроля дополнительно закрепляют за руководящим составом объектовогоподразделения ФПС МЧС России.

12.10.Между личным составом объектового подразделения ФПС МЧС России, кроме участков,секторов, распределяются обязанности по обобщению опыта профилактическойработы, разработке мероприятий по отдельным направлениям и контроль за ихвыполнением, например:

обобщениеи разработка мероприятий по противопожарной пропаганде и агитации;

обобщениеи подготовка материалов для решения вопросов по линии службы главного механика,главного энергетика, главного технолога, техники безопасности;

разработкамероприятий по использованию приборов производственной автоматики дляпротивопожарных целей; организация и изучение пожароопасных свойствизготовляемых и вновь поступающих на объект веществ и материалов;

работапо внедрению на объекте специальных средств извещения и стационарных системтушения пожаров и др.

12.11.Начальник объектовой пожарной части в зависимости от складывающейся наохраняемом объекте обстановки, с учетом особенностей технологического процесса,графика работы основных и вспомогательных цехов, заблаговременно (или воперативном порядке) разрабатывает план дополнительных мероприятий по охранеобъекта. Эти мероприятия записывают в книгу службы.

Представителиобъектового подразделения ФПС МЧС России обязаны проверять качество проведениявводного инструктажа и выполнение требования об обязательном инструктаже всехпринятых на работу.

Порядокорганизации и периодичность проведения проверок устанавливается начальникомпожарной части при разработке служебной документации части.

12.12.В соответствии с планом дополнительных мероприятий при проведении пожароопасныхработ, производственных авариях, создающих опасность возникновения пожара, атакже в других случаях, осложняющих оперативную обстановку, в том числе ввыходные и праздничные дни, личный состав объектового подразделения ФПС МЧСРоссии может быть привлечен к несению службы на временных постах и в целевыхдозорах. Порядок, режим, место временного поста и целевого дозора,периодичность, количество лиц, одновременно высылаемых на посты и в дозоры,время несения службы на постах и в дозорах определяются начальником объектовогоподразделения ФПС МЧС России при составлении наряда на службу.

Дляповышения эффективности несения службы на постах и маршрутах дозоров может бытьиспользована пожарная техника, находящаяся в боевом расчете караула.

Внеобходимых случаях начальник объектового подразделения ФПС МЧС России может впределах штатной численности временно изменять границы секторов или участков,время начала и окончания работы, чтобы усилить профилактический надзор занаиболее опасными участками или цехами (освоение нового производства,капитальный ремонт установок и т.п.).

12.13.Для движения на маршрутах дозоров разрабатывается маршрутная карточка, котораяутверждается начальником объектового подразделения ФПС МЧС России исогласовывается с руководителем охраняемого объекта.

Вкарточке поста, маршрута дозора должны быть указаны перечень зданий, сооруженийи территории охраняемого объекта, подлежащих наблюдению, а также задачипостового, дозорного и определен порядок их действий при пожаре.

Времянаправления на объект и возвращения целевых дозоров, а также результатыпроверки ими противопожарного состояния отражают в книге службы. За устранениемнедочетов, выявленных целевыми дозорами, должен быть установлен строгийконтроль.

Потревоге личный состав объектового подразделения ФПС МЧС России прерываетнесение службы на участках, секторах, постах, маршрутах дозоров, следуеткратчайшим путем к месту вызова и действует в составе караула, если иное неоговорено в документах предварительного планирования боевых действий.

12.14.На объектах добычи, подготовки, транспорта нефти и газа и т.п. служба личногосостава объектового подразделения ФПС МЧС России может быть организованавахтовым методом. Решение о введении вахтового метода принимает органуправления по согласованию с администрацией охраняемых объектов при созданииусловий, необходимых для несения службы и отдыха личного состава.

12.15.Личный состав объектового подразделения ФПС МЧС России, занимающийсяпрофилактической работой, должен иметь необходимый комплект документов, в томчисле:

списокзданий, цехов, лабораторий, сооружений, установок, складов и помещений скраткой характеристикой их пожарной опасности;

сведенияо первичных средствах пожаротушения, установках пожаротушения и пожарнойсигнализации, а также о расположении и состоянии пожарных водоемов и гидрантов;

выпискуиз графиков планово-предупредительного ремонта взрывопожароопасных производств,установок, оборудования и проверки работоспособности средств противопожарнойзащиты;

документыпо закрепленному направлению деятельности, списки добровольных пожарных (членовДПД), планы-конспекты (тезисы) для проведения занятий (инструктажей);

выпискус мероприятиями, предложенными в предписаниях ФПС по закрепленному участку,сектору.

12.16.Личный состав объектового подразделения ФПС МЧС России обязан:

знатьи выполнять требования законодательства в области пожарной безопасности,нормативных правовых актов, нормативных документов МЧС России, регламентирующихдеятельность объектовых подразделений ФПС МЧС России;

уметьоформлять служебную документацию в объеме своей компетенции;

знатьтребования нормативных документов по пожарной безопасности в объеме,необходимом для осуществления деятельности по предупреждению и тушению пожаровна охраняемом объекте;

знатьпротивопожарное состояние и пожарную опасность участков, секторов иконтролировать выполнение администрацией объекта требований пожарнойбезопасности;

вестив установленном порядке контрольно-наблюдательные дела;

использоватьпредоставленные администрацией объекта права с целью пресечения нарушенийтребований пожарной безопасности;

участвоватьв проведении противопожарной пропаганды среди персонала организации(предприятия);

вустановленном порядке вести учет проводимой пожарно-профилактической работы и ееанализ по направлениям деятельности в соответствии с функциональнымиобязанностями;

разрабатыватьи осуществлять в пределах своей компетенции конкретные меры по повышениюпожарной безопасности объекта;

информироватьдолжностных лиц организации (предприятия) о состоянии пожарной безопасностизакрепленных участков, секторов;

выполнятьдругие обязанности в соответствии с должностными инструкциями и функциональнымиобязанностями, а также законные распоряжения вышестоящих должностных лиц ФПС,отдаваемые в пределах установленной для них компетенции.

Занеисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей инеправомерное использование предоставленных прав личный состав объектовогоподразделения несет ответственность в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации и нормативными правовыми актами МЧС России.

12.17.В целях приобретения новых знаний, практических навыков и умений, необходимыхдля успешного выполнения функциональных обязанностей, принятый на работу личныйсостав объектового подразделения ФПС МЧС России проходит стажировку.

Ксамостоятельному исполнению обязанностей в соответствии с должностью личныйсостав допускается приказом руководителя объектового подразделения ФПС МЧСРоссии. Не сдавшие зачеты к самостоятельной работе не допускаются, дальнейшееих использование рассматривается в аттестационном порядке.

Организация,проведение и продолжительность стажировки определяются документами,регламентирующими деятельность данного объектового подразделения ФПС МЧС России,и возлагаются на руководителей подразделений.

12.18.Вновь принятый на службу личный состав объектового подразделения ФПС МЧСРоссии, не имеющий специальной подготовки, должен в течение первого года службыпройти обучение в учебных центрах, на курсах повышения квалификации и т.п. поспециально разработанной и утвержденной в установленном порядке программе.

12.19.Для более глубокого изучения пожарной опасности технологического процессапроизводства рекомендуется проводить обучение личного состава по программамподготовки технологического персонала (операторов, аппаратчиков, машинистов ит.п.). К проведению занятий рекомендуется привлекать специалистов техническихслужб обслуживаемых объектов.

12.20.Руководители объектовых подразделений ФПС МЧС России должны проводить проверкикачества несения службы личным составом дежурных караулов, а такжепротивопожарного состояния охраняемых объектов, участков и секторов, в томчисле в ночное время, в соответствии с установленным порядком.

Приобнаружении недостатков проверяющий обязан на месте принять меры к ихустранению и оказать помощь. Результаты проверки фиксируются в соответствующемразделе книги службы.

Приоценке работы инженерно-инспекторского состава следует в первую очередьучитывать противопожарное состояние объекта или закрепленного за ним участка(сектора).

12.21.Ведение нормативно-технической работы, контрольно-наблюдательных дел, учетпожаров, контроль за работоспособностью систем противопожарной защиты, работойинженерно-инспекторского состава и т.п. осуществляются в соответствии сутвержденными в установленном порядке функциональными обязанностями идолжностными инструкциями.

13.Осуществление контроля за выполнением требований пожарной безопасности приподготовке и проведении пожароопасных работ.

13.1.Требования пожарной безопасности при проведении пожароопасных работустанавливаются на основании Правил пожарной безопасности в РоссийскойФедерации.

13.2.В целях повышения уровня пожарной безопасности на каждом обслуживаемом объектедолжна разрабатываться инструкция по безопасному проведению пожароопасныхработ.

Инструкциядолжна определять: порядок подготовки, согласования, проведения пожароопасныхработ и контроля за их выполнением; обязанности и ответственность исполнителейработ и должностных лиц; постоянные места проведения пожароопасных работ;порядок проведения пожароопасных работ подрядными организациями; особенностипроведения пожароопасных работ в выходные, праздничные дни и при аварийныхситуациях; перечень цехов и участков, на которых запрещено проведениепожароопасных работ или разрешено их проведение при полной остановкепроизводства и выполнении специальных мероприятий, гарантирующих безопасность;требование об уведомлении объектовых подразделений ФПС МЧС России о начале иокончании временных пожароопасных работ.

13.3.Наряды-допуски, поступившие в объектовое подразделение ФПС МЧС России, долженрассматривать руководитель подразделения или лицо, его замещающее. При этомопределяется порядок регистрации нарядов-допусков на проведение пожароопасныхработ в специальном журнале, и с учетом их вида, места проведения и другихособенностей разрабатываются необходимые дополнительные мероприятия,устанавливается контроль за их выполнением.

Послепринятия решения к месту проведения пожароопасных работ направляется сотрудникобъектового подразделения ФПС МЧС России для его осмотра и согласования работ.В процессе осмотра необходимо проверить выполнение противопожарных мероприятий,указанных в наряде-допуске, и, при необходимости, определить дополнительныемеры пожарной безопасности, а также потребовать их выполнения. В наряде-допускедолжен быть указан вид пожароопасных работ и четко определено место ихпроведения. При необходимости в местах проведения этих работ выставляетсявременный пост.

Приотсутствии оформленного в установленном порядке наряда-допуска, проведениипожароопасных работ неспециалистом, нарушении требований пожарной безопасностипри их проведении представителем объектового подразделения, в пределахпредоставленных прав, принимаются меры к пресечению нарушений и привлечениювиновных к дисциплинарной ответственности.

14.Участие сотрудников объектовых подразделений ФПС МЧС России в обученииперсонала охраняемых объектов мерам пожарной безопасности и действиям припожаре.

14.1.Подготовка персонала объекта по пожарной безопасности включает в себя; вводныйинструктаж;

первичный,повторный, внеплановый и целевой инструктажи;

занятияпо пожарно-техническому минимуму (ПТМ);

тренировкина полигонной базе;

повышениезнаний (квалификации) в учебных центрах, а также при проведении семинаров ицелевых совещаний (конференций) по вопросам пожарной безопасности;

изучениеи проверку знаний правил, а также нормативной документации по вопросам пожарнойбезопасности.

14.2.Обучение персонала мерам пожарной безопасности должно быть организовано наохраняемых объектах в соответствии с требованиями нормативных правовых актов инормативных документов по пожарной безопасности.

14.3.На объекте должна быть разработана и утверждена программа обучения персонала, вкоторой определяются:

порядок,сроки и место проведения противопожарных инструктажей, занятий попожарно-техническому минимуму и других форм обучения;

переченьобъектов (цехов, служб, участков), список ИТР, рабочих и служащихсоответствующих структурных подразделений, работники которых должны проходитьобучение по ПТМ;

порядоки периодичность проверки знания ИТР, рабочими и служащими правил пожарнойбезопасности, оформления соответствующих документов;

переченьдолжностных лиц, на которых возлагаются обязанности разработки программ и содержанияинструктажей и занятий по ПТМ;

переченьдолжностных лиц, на которых возлагается обязанность проведения инструктажей изанятий по ПТМ.

14.4.Обучение персонала должно проводиться с использованием современных техническихсредств, с практической отработкой действий при возникновении пожаров ичрезвычайных ситуаций, разбором происшедших на объектах пожаров, аварий.Разработанные тексты или тезисы для обучения целесообразно рассматривать иутверждать на пожарно-технических комиссиях охраняемых объектов, цехов,производств и по мере изменения обстановки или при внедрении новых технологийобновлять.

14.5Вводный инструктаж проводят со всеми вновь принимаемыми на работу, независимоот их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временнымиработниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими напроизводственную практику.

Припроведении вводного инструктажа поступающие на работу должны быть ознакомленысо стандартами, с правилами и инструкциями по пожарной безопасности, основнымипричинами пожаров, общими мерами по обеспечению пожарной безопасности,первичными средствами пожаротушения, огнетушащими веществами, а также сдействиями персонала при возникновении пожара.

Вводныйинструктаж проводят в специально оборудованном помещении по программе,разработанной и утвержденной в установленном порядке. Продолжительностьинструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.

Опроведении вводного инструктажа делается отметка в журнале регистрации вводногоинструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, атакже в документе о приеме на работу. Наряду с журналом может быть использованаличная карточка прохождения обучения.

Представителиобъектового подразделения ФПС МЧС России обязаны проверять качество проведениявводного инструктажа и выполнение требования об обязательном инструктаже всехпринятых на работу.

14.6.Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельностипроводят со всеми вновь принятыми в организацию (предприятие); переводимыми изодного подразделения в другое; с рабочими, выполняющими новую для них работу,командированными, временными работниками; со строителями, выполняющимистроительно-монтажные работы на территории действующего предприятия; состудентами и учащимися, прибывшими на производственную практику.

Переченьпрофессий и должностей, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочемместе, утверждается приказом по организации (предприятию).

Первичныйинструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным иутвержденным руководителями производственных и структурных подразделенийорганизации (предприятия).

14.7.Повторный инструктаж проходят все рабочие, за исключением лиц, которые приказомпо объекту освобождены от первичного инструктажа на рабочем месте, независимоот квалификации, образования, стажа работы, характера выполняемой работы и нереже одного раза в полугодие.

Повторныйинструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающиходнотипное оборудование в пределах общего рабочего места, по программепервичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

14.8.Внеплановый инструктаж проводят при введении в действие новых илипереработанных стандартов, правил, инструкций, а также изменений к ним; приизменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования,исходного сырья, материалов и т.п. при нарушениях работающим и учащимсятребований пожарной безопасности, которые могут привести к взрыву или пожару,по требованию органов надзора при перерывах в работе.

Внеплановыйинструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии.Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае взависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

14.9.Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных спрямыми обязанностями по специальности; ликвидации последствий аварий,стихийных бедствий, катастроф, пожаров; производстве работ, на которыеоформляется наряд-допуск, разрешение; проведении экскурсий на предприятии,организации массовых мероприятий.

14.10.Инструктажи (первичный, повторный, внеплановый) завершаются проверкой знаний.Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе недопускаются. О проведении инструктажей делается запись в журнале регистрацииинструктажа и (или) личной карточке с обязательной подписью инструктируемого иинструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причинуего проведения. Целевой инструктаж с работниками, проводящими работу понаряду-допуску, разрешению и т.п. фиксируется в наряде-допуске или другомдокументе, разрешающем производство работ.

14.11.Занятия по пожарно-техническому минимуму проводят с целью повышения уровняобщих технических знаний персонала обслуживаемых объектов, ознакомленияработников с требованиями пожарной безопасности, вытекающими из особенностейтехнологического процесса, а также для практического обучения работающихспособам использования средств пожаротушения. По окончании обучения попрограмме ПТМ принимаются зачеты.

14.12.Для осуществления контроля за качеством подготовки персонала по пожарнойбезопасности необходимо принимать участие в работе общеобъектовых и цеховыхаттестационных и тарифно-квалификационных комиссий.

15.Контроль за состоянием и работоспособностью систем противопожарной защиты.

15.1.Работа объектовых подразделений ФПС МЧС России по контролю за состоянием иработоспособностью систем противопожарной защиты, их внедрению на объектедолжна включать в себя:

контрольза соблюдением требований пожарной безопасности в поступающей на объектпроектно-сметной документации и при монтаже оборудования;

участиев обследовании объектов в части их оборудования установками противопожарнойзащиты;

участиев разработке, рассмотрении и согласовании документации, регламентирующейэксплуатацию установок и оборудования;

участиев комиссиях по приемке установок и оборудования в эксплуатацию;

контрольза работоспособностью, техническим обслуживанием и ремонтом установок иоборудования;

участиев обучении ремонтного, оперативного (дежурного) персонала;

участиев расследовании случаев отказа, ложного срабатывания, неэффективной работыустановок и оборудования, разработке рекомендаций по совершенствованиюустановок противопожарной защиты;

консультацииразработчиков проектной и другой нормативной документации, специалистов обслуживаемогообъекта по вопросам внедрения и эксплуатации установок противопожарной защиты;

работув комиссиях по проверке работоспособности средств противопожарной защиты,рассмотрение и согласование графиков и регламентов ТО установок пожарнойавтоматики, программ проверки их работоспособности.

Приразработке и согласовании документов особое внимание следует обращать: насоблюдение сроков и объемов регламентного обслуживания; порядок действийперсонала при срабатывании установок пожарной автоматики (неисправность,пожар); правильность составления типовой программы проверки работоспособностиустановок противопожарной защиты; периодичность участия объектовыхподразделений ФПС МЧС России в проведении проверок работоспособности установокпротивопожарной защиты.

15.2.Ежедневный контроль за работоспособностью установок противопожарной защитыдолжен проводиться личным составом объектового подразделения ФПС МЧС России принесении службы на участках, секторах, постах и маршрутах дозоров путем проверкиположения тумблеров и переключателей, световой индикации, наличия пломб назадвижках, состояния пожарных извещателей, оросителей и генераторов, первичныхсредств пожаротушения и другого оборудования и т.п. выборочной проверкиправильности ведения соответствующей документации, регистрации выполненныхобъемов работ по обслуживанию установок, наличия актов проверки ихработоспособности.

15.3.При расположении на пункте связи объектовых подразделений ФПС МЧС Россииприемных станций пожарной автоматики диспетчер (радиотелефонист) в соответствиис условиями заключенного договора может выполнять функции оперативногоперсонала. Диспетчер (радиотелефонист) должен быть обучен, знать и выполнятьинструкцию о порядке действий при получении сигналов о пожаре (неисправности)от установок противопожарной защиты, вести необходимую документацию, проверятьих работоспособность в установленном порядке.

16.Участие в проведении осмотра помещений перед их закрытием по окончании рабочегодня.

16.1.В организации (предприятии) должен быть определен перечень помещений, складов,цехов, подлежащих осмотру по окончании рабочего дня, и установлен обязательныйпорядок их осмотра лицами, ответственными за обеспечение пожарной безопасности,членами ПТК, ДПД, инженерно-техническими работниками.

16.2.Осмотр наиболее взрывопожароопасных помещений перед их закрытием по окончанииработы в соответствии с условиями заключенного договора может производиться сучастием представителей объектового подразделения ФПС МЧС России.

Результатыосмотра помещений отражаются в журналах осмотра взрывопожароопасных помещений,которые хранятся в объектовых подразделениях ФПС МЧС России.

17.Личный состав объектового подразделения ФПС МЧС России участвует в проведениипротивопожарной пропаганды посредством:

публикацииматериалов в объектовых средствах массовой информации;

организациипоказа кино-, теле-, видеофильмов противопожарной тематики;

содействияизданию и распространению пожарно-технической литературы и рекламной продукциипротивопожарной тематики (плакаты, альбомы, буклеты, открытки, сувениры ит.п.);

проведениятематических выставок, лекций, бесед, консультаций, инструктажей, а такжевыступлений по объектовому телевидению и местной радиосети;

организациии проведения конференций, конкурсов и других мероприятий в целях популяризацииработы пожарной охраны.

18.Участие в деятельности пожарно-технических комиссий, добровольных пожарныхдружин.

18.1.Для привлечения работников организации (предприятия) к работе по предупреждениюи борьбе с пожарами на объектах могут создаваться пожарно-технические комиссии(ПТК) и добровольные пожарные дружины.

18.2.Личный состав объектового подразделения ФПС МЧС России на ПТК должен решатьследующие задачи:

выявлениенарушений требований пожарной безопасности;

содействиеобъектовому подразделению ФПС МЧС России в организации и проведениипожарно-профилактической работы и установлении строгого противопожарногорежима;

организациярационализаторской и изобретательской работы по вопросам пожарной безопасности;

проведениемассово-разъяснительной работы среди рабочих, служащих и ИТР по вопросамсоблюдения противопожарного режима.

18.3.Предложения по включению сотрудников объектового подразделения ФПС МЧС России всостав ПТК направляются руководителю охраняемого объекта, утверждающему приказо ее создании. Все противопожарные мероприятия, намеченные ПТК к выполнению,оформляются актом, утверждаются руководителем объекта и подлежат выполнению вустановленные сроки.

18.4.Порядок организации и работы ДПД в организации (предприятии) определяетсяспециальным положением. В нем определяются задачи и общие принципы организациидружин, обязанности начальника и членов ДПД, численный состав и порядокстрахования членов ДПД, регламент проведения тренировок и учений. Обязанностидружинников определяются табелем боевого расчета, в котором указываются ихдействия в случае пожара и профилактические задачи, а также работа по контролюза средствами пожаротушения.

18.5.Личный состав объектового подразделения ФПС МЧС России обязан принимать участиев проверках противопожарного состояния цехов, складов и других помещений,проводимых пожарно-техническими комиссиями, и контролировать выполнениепредложенных ими противопожарных мероприятий, а также вносить на рассмотрениекомиссий вопросы, направленные на повышение пожарной безопасности охраняемогообъекта.

18.6.В целях улучшения противопожарного состояния объекта целесообразно периодическипроводить общественные смотры противопожарного состояния отделов, цехов, служб;рейды, пожарно-технические конференции, соревнования боевых расчетов ДПД.Время, условия и порядок проведения общественных смотров и соревнованийопределяются соответствующими положениями и согласуются с администрациейобъектов.

19.В объектовых подразделениях ФПС МЧС России разрабатываются полугодовые иежемесячные планы основных мероприятий.

19.1.План основных мероприятий объектового подразделения на полугодиеразрабатывается два раза в год: к 25 декабря и 25 июня.

19.2.План основных мероприятий объектового подразделения на месяц разрабатываетсяежемесячно к 25 числу предшествующего месяца на основе плана основныхмероприятий объектового подразделения на полугодие.

20.Разработка планов на очередной период должна исходить из результатов выполненияпредыдущих планов и иных, ранее принятых решений соответствующих руководителей,учитывать незавершенные или перенесенные по срокам исполнения мероприятия. Впланы также должны включаться мероприятия, проводимые вышестоящим органомуправления (подразделением).

21.При планировании анализируется имеющаяся информация, характеризующая обстановкус пожарами, состояние профилактической работы, а также планы, разрабатываемые(имеющиеся) на охраняемых объектах, программы, решения руководства объектов повопросам обеспечения пожарной безопасности.

22.При необходимости осуществляется сбор, накопление и анализ дополнительнойинформации, которая может объективно повлиять на организацию деятельности объектовыхподразделений ФПС МЧС России.

23.Основными исходными данными для разработки проектов планов объектовыхподразделений ФПС МЧС России являются: положения (требования) нормативныхправовых документов, план основных мероприятий вышестоящего органа управления(подразделения); решения руководства объектовых подразделений ФПС МЧС России,предложения руководства охраняемых объектов.

24.Планы основных мероприятий объектового подразделения ФПС МЧС Россииподписываются его начальником и утверждаются руководителем вышестоящего органауправления (подразделения).

25.Организация реализации планов возлагается на соответствующего руководителяподразделения.

26.О выполнении планового мероприятия ответственный исполнитель готовит обобщенныеитоговые документы (рапорт, справка, докладная записка), содержание которыхдолжно отражать сведения о конкретно осуществленной работе и ее результатах. Врапорте (справке) должен быть вывод о признании мероприятия выполненным иподлежащим снятию с контроля. Обобщенные документы докладываются руководителю,подписавшему соответствующий план, или лицу, его замещающему, и подшиваются вдело.

27.При возникновении обстоятельств, не позволяющих выполнить плановое мероприятие,руководитель объектового подразделения ФПС МЧС России не позднее пяти дней доистечения срока письменно докладывает об этом рапортом руководителю,утвердившему соответствующий план.

28.Объектовые подразделения ФПС МЧС России не реже одного раза в полугодие должныпроводить анализ противопожарного состояния охраняемых объектов. Начальникобъектового подразделения ФПС МЧС России в обязательном порядке направляетотчет, содержащий анализ противопожарного состояния, в управление (отдел,отделение) ГПН Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.В процессе анализа, как правило, рассматриваются следующие вопросы:

полнотаи качество выполнения сторонами обязательств по заключенному договору осоздании объектового подразделения ФПС МЧС России;

осуществлениемер пожарной безопасности и соблюдение установленного противопожарного режимана охраняемых объектах;

техническоесостояние и работоспособность систем и средств противопожарной защиты,правильность их эксплуатации, деятельность пожарно-технической комиссии,добровольной пожарной дружины;

качествопротивопожарной подготовки персонала охраняемых объектов;

причиныи условия возникновения пожаров и аварий, нарушений или невыполнения требованийпожарной безопасности и т.п.

Порезультатам анализа противопожарного состояния охраняемых объектовразрабатываются мероприятия по повышению уровня их пожарной безопасности.Результаты анализа доводятся до администрации объектов, рассматриваются напожарно-технических комиссиях, а также изучаются в процессе служебнойподготовки сотрудниками объектовых подразделений ФПС МЧС России.

29.Плановые мероприятия по контролю и внеплановые проверки организаций, охраняемыхобъектовыми подразделениями ФПС МЧС России, могут проводиться комиссией подруководством государственного инспектора, закрепленного за объектом. Припроведении мероприятий по контролю в состав комиссии могут включатьсясотрудники объектовых подразделений ФПС МЧС России.

30.Во время проведения мероприятий по контролю государственные инспекторы попожарному надзору, закрепленные за объектами, организуют работу комиссии,определяют объем работы как для государственных инспекторов по пожарномунадзору, включенных в состав комиссий, так и для инженерно-инспекторскогосостава объектовых подразделений ФПС МЧС России.

31.О предстоящем проведении мероприятий по контролю на объектах, охраняемыхобъектовыми подразделениями ФПС МЧС России, органы государственного пожарногонадзора извещают в письменном виде не менее чем за 5 дней до начала проведениямероприятий по контролю не только администрацию объекта, но и начальника объектовойпожарной части.

32.Начальник объектового подразделения ФПС МЧС России перед началом проведениямероприятий по контролю готовит и представляет руководителю комиссии документы,характеризующие противопожарное состояние объекта, а также перечень вопросов,которые, по его мнению, необходимо рассмотреть.

33.Объектовые подразделения ФПС МЧС России создаются в организациях, переченькоторых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля2005 г. N 477-рс.

34.При изменении перечня организаций на вновь введенном в перечень объектеорганизуется объектовое подразделение ФПС МЧС России, при исключенииорганизации из перечня объектовое подразделение ФПС МЧС России ликвидируется.

Порядоксоздания, реорганизации и ликвидации объектовых подразделений ФПС МЧС Россииосуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Предложение ФПС
об устранении нарушений требований пожарной безопасности