Руководства, Инструкции, Бланки

докладная на ученика о неуспеваемости образец img-1

докладная на ученика о неуспеваемости образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Характеристика неуспевающего ученика 4 класса - Характеристика на ученика 4 класса - Характеристика на ученика

Характеристика неуспевающего ученика 4 класса

ФИО ученика родился ХХХХ. Проживает по адресу: <указать адрес>. Перешел в 4 класс МОБУ «Туршинская ООШ» в январе 2014 года из д. ХХХ. 4 класс 2014-2015 учебного года закончил неудовлетворительно (русский язык и математика). В связи с этим по просьбе мамы был оставлен на повторный год обучения в 4 классе.

Мальчик из неполной семьи, воспитывается мамой ФИО мамы. Семья проживает в общежитии, социально-бытовые условия и материальное положение удовлетворительное. Режим дня школьника не соблюдается. Часто пропускает занятия без уважительной причины. Воспитанию мальчика уделяется недостаточное внимание.

Физическое развитие соответствует возрасту. Внешне мальчик часто неаккуратный, не умеет следить за внешним видом. Учебные принадлежности содержит в неопрятном состоянии.

Успеваемость очень низкая: не справляется с программным материалом по учебным предметам, имеет неудовлетворительные оценки по итогам 1 четверти по русскому языку и литературному чтению, по итогам 2 и 3 четверти по математике, русскому языку, литературному чтению, английскому языку. Интерес к получению знаний отсутствует. Большую часть урока занимается посторонними делами, играет школьными принадлежностями, отвлекается. Не выполняет задания вместе со всеми, не ведет записи в тетради. Не приступает к выполнению упражнений даже после замечаний учителя. Тетради и другие письменные принадлежности часто отсутствуют. Ответы по теме урока дает редко. На переменах бесцельно ходит по коридору.

Имеет скудный словарный запас, речь недостаточно развита. Имеет дефекты произношения.

Каллиграфия письма нарушена, неправильно соединяет и часто пропускает или заменяет буквы. Не справляется с диктантом и изложением, фонетическим анализом слов. Орфографические правила не запоминает.

Темп чтения ниже нормы, читает по слогам, редко целыми словами, заменяет и искажает буквы, пропускает слоги, неправильно ставит ударения. Не может передать смысл прочитанного. Не справляется с пересказом текста.

Не умеет обобщать и анализировать. Не справляется с задачами и выполнением арифметических действий над числами больше 100. Интерес проявляет к урокам изобразительного искусства и физкультуры.

Домашние задания не выполняет. Нет навыков самоорганизации. Допускает пропуски уроков без причины. Дисциплину не нарушает. Обычно в приподнятом настроении.


Полный текст материала Характеристика неуспевающего ученика 4 класса смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Автор: Тарасова Ольга Николаевна → Публикатор

учитель начальных классов, МОБУ "Туршинская основная общеобразовательная школа"

Читайте новые статьи

Младший школьный возраст — интереснейшая пора, которую многие психологи называют «вершинкой детства». Ребенок еще сохраняет многие детские черты, такие как непосредственность и легкомыслие, но стремительно меняются ценности и интересы. Самое главное — меняется логика мышления ребенка. Кризис младшего школьного возраста формирует осознание своего «социального Я». И все негативные выводы, установки, сформировавшиеся особенности взаимоотношений не пройдут бесследно, а могут определять все дальнейшее поведение человека.

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. Что такое адаптация?

Участие в конкурсе может принять любой желающий в возрасте от 6 до 18 лет, ограничений по стране проживания нет. Конкурс бесплатный, оргвзнос отсутствует. Желающие могут заказать сертификаты участников конкурса в бумажном и электронном виде. Прием работ с 15 декабря 2015 г. по 16 февраля 2017 г. (предварительные сроки).

2007-2016 "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU".
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Другие статьи

Докладная образец на ученика - Каталог файлов

Докладная на ученика от родительницы

Докладная на ученика от родительницы образовательное право. Образец (пример) жалобы на. Докладная записка на ученика школы образец. Во время учебного процесса учитель составляет. Докладная записка составляется для информирования руководства предприятия или. Что представляет собой докладная записка деловая бумага в виде докладной записки носит.

На практике не редко используется докладная записка, образец вы найдете в этой статье и. Докладная записка о невыполнении трудовых обязанностей составляется начальником на. Докладная записка это информационно-справочный документ, который содержит изложение. Объяснительная записка в школу это документ, в котором один из родителей ученика.

Здесь скоро будет новое удобное меню. Приносим извинения, сайт сейчас на реконструкции. Как правильно написать письмо-предложение о сотрудничестве, что должно быть в этом письме. Образец докладной на ученика. Скачай три файла и получи приз. (условия смотри ниже).

На ученика за хамское поведение образец. Докладная записка на ученика школы образец. Образец написания докладной на ученика. Автобиография ученика начальной школы образец. На ученика за хамское поведение. 1 образец докладная записка о невыполнении должностных. Докладная записка на ученика. Докладная. Докладная записка на ученика школы образец. Образец докладной записки на неуспевающего ученика чиновники уволили директора школы.

Проблема неуспеваемости, работа с неуспевающими учениками в школе - Внутришкольный контроль, справки ВШК контроля

Проблема неуспеваемости, работа с неуспевающими учениками в школе - Внутришкольный контроль, справки ВШК контроля

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

ПРИЗНАКИ ОТСТАВАНИЯ - НАЧАЛО НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

1. Ученик не может сказать, в чём трудность задачи, наметить план её решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате её решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текста и слушании объяснения учителя.

2. Ученик не задаёт вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идёт поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы, Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

Семинар Взаимодействие с неуспевающим учащимся
Pабота со слабоуспевающими детьми
ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ РАБОТЫ СО слабоуспевающими
Индивидуальная работа с учащимися
Как помочь слабоуспевающему ребенку
Карта наблюдений за работой неуспевающего (слабоуспевающего) учащегося.
Кроссворд Причины и пути преодоления неуспеваемости учащихся
МАТЕРИАЛЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ
Неуспеваемость школьников как психолого-педагогическая проблема
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБНАРУЖЕНИЯ ОТСТАВАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Памятка для работы со слабоуспевающими
ПАМЯТКА классному руководителю по изучению отношения слабоуспевающих учащихся к учению
Педсовет «Пути преодоления неуспеваемости учащихся»
ПЕДСОВЕТ Причины неуспеваемости учащихся
План работы классного руководителя со слабоуспевающими учащимися
План работы с детьми ИМЕЮЩИМИ ПРОБЛЕМЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.
План работы со слабоуспевающими
Повышение кач-ва образ. через орг. работы с детьми, имеющ. низкую мотивацию к обучению
Понятие школьной неуспеваемости
ПРАВИЛА РАБОТЫ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПРИЗНАКИ ОТСТАВАНИЯ - НАЧАЛО НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ
Проблема невнимательности и как с ней бороться
Программа «Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию»
Программа Предупреждение и ликвидация неуспеваемости в школе»
Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми.
Прычыны з’яўлення слабапаспяваючых вучняў
Психологические аспекты неуспеваемости и пути ее предупреждения
Психологические причины неуспеваемости младших школьников
Психотерапия неуспеваемости
Работа с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебе.
Работа с отстающими учащимися
Рекомендации и план по работе со слабоуспеваюшими уч-ся
Рекомендации педагогам по повышению уровня мотивации учения
Рекомендации по выявлению причин неуспеваемости и оказанию помощи неуспевающим школьникам
Рекомендации по работе со слабоуспевающими учениками
Рекомендации при работе со слабоуспевающими учащимися
Семинар Неуспевающие. Как помочь ребенку
Система работы по преодолению неуспеваемости по русскому языку
Система работы учителя по оказанию педагогической поддержки неуспевающим учащимся
Слабоуспевающий ребенок рядом с нами НАЧАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
Сообщение Неуспеваемость учащихся и пути ее преодоления
Справка по итогам тематического контроля за работой учителей, имеющих неуспевающих учащихся
Справка об итогах мониторинга работы педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ
Технология работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками
ТИПОЛОГИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
ТИПЫ НЕУСПЕВАЮЩИХ
Школьная неуспеваемость как психолого - педагогическая проблема
Практикум Взаимодействие с неуспевающим учеником .

Доклад Пути преодоления неуспеваемости - Школа, как она есть - Учительские университеты

Коллеги - педагогический журнал Казахстана Учительские университеты

Доклад Пути преодоления неуспеваемости

КГУ «ОСШ № 11 г. Темиртау» Доклад учителя истории и обществознания Тюрюшкиной Н.М. «Пути преодоления неуспеваемости по истории и обществознанию» В «Послании Президента страны народу Казахстана» Н.А.Назарбаев отмечает: «Страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал. Без современной системы образования и менеджеров, мыслящих широко, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику». В законе «Об образовании» Республики Казахстан отмечено: «Приоритетными задачами системы образования является: развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащения интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности». Для решения этих задач каждому учителю необходимо продумывать все формы, методы и приемы обучения, чтобы они дали существенные положительные результаты. Но несомненным достоинством различных форм обучения является развитие самостоятельности мышления школьников, формирования у них предусмотренных программой умений и навыков. Исследуя причины низкой успеваемости некоторых учащихся (в результате изучения текущих и четвертных оценок, анкетирования учащихся и родителей, опроса учителей, наблюдений психолога). самыми основными являются: - отсутствие интереса к предмету, - мнение учащихся о ненужности знаний по предмету в жизни, - непонимание значения многих специфических терминов, маленький словарный запас, - очень низкая техника чтения, неумение читать вдумчиво, осознанно, - негативное отношение одноклассников, - комплексы неполноценностей, замкнутость, страх подростков, - рассеянность внимания, плохая память, - отсутствие общих школьных учебных знаний, умений, навыков, - отсутствие навыков самоогранизации у учащихся, - частые пропуски уроков, опоздания учащихся, - неудовлетворительное поведение ребят, - отсутствие надлежащего контроля со стороны родителей, - неподготовленность к уроку ученика: отсутствие школьных принадлежностей, невыполнение домашнего задания, - отсутствие или недостаток взаимопонимания между учителем и учащимся, - повышенные требования учителя, - однотипные методы проведения учебных занятий, - игнорирование учителем индивидуальных особенностей обучаемых. Таким образом, для преодоления неуспеваемости необходимо диагностировать каждого учащегося, для применения индивидуального подхода. Изучив особенности обучаемых, наиболее результативным является разработка и реализация персонального плана развития каждого ученика, в который необходимо включить работу в нескольких направлениях: с учеником, с его родителями или лицами их заменяющими, с классным руководителем, с психологом школы, с классным коллективом или отдельными его представителями. Пример 1. Индивидуальный план развития Жунусовой Мадины – ученицы 6 Б класса: диагностика: заниженная самооценка, слабо развита память и самоорганизация, рассредоточенность внимания, избалованность в семье, нерегулярный контроль со стороны родителей, безнаказанность. Психолог проводит тренинги для повышения самооценки, развития памяти, внимания и навыков учебного труда, а также предлагает рекомендации родителям. Классный руководитель регулярно уведомляет родителей о посещаемости, опозданиях на уроки, результатах учебно-воспитательной деятельности, по мере необходимости беседует с ученицей, учителями-предметниками, вовлекает девочку в общественную жизнь класса. Учитель-предметник разрабатывает индивидуальные задания на урок и для домашнего задания, ведет мониторинг достижений девочки, предлагает различные памятки, алгоритмы, опорные схемы. Родители прислушиваются к советам работников школы, систематически встречаясь с ними, не жалеют времени для общения со своей дочерью, интересуются ее друзьями. Предметы гуманитарного цикла, в том числе история, обществознание, правоведение, направлены на развитие устной речи, осознанного чтения, аналитической деятельности учащихся, осмысления историко-социальных процессов, умения сравнивать события, как в горизонтальном, так и в вертикальном измерении. Современный педагог призван развить познавательные способности ученика, выявить и привлечь личный опыт каждого, помочь ему познать себя, самоопределиться и самореализоваться. На практике это выражается в совместной деятельности ученика и учителя в поиске оптимальной формы обучения. Выявление способов учебной работы, предпочитаемой самим учеником, является важным средством развития его индивидуальных способностей. Пример 2. Батишев Даурен – ученик 7Б класса выбирает вид своей работы на уроке: рисунок по изучаемому материалу, Понкратов Евгений - ученик 10 А класса, Абдрахманов Аюб – ученик 7А класса предпочитают разобраться в непонятном при помощи своих сверстников. Левин Яков – ученик 10 А класса с желанием готовит пересказ конкретного текста небольшого объема, обособившись от одноклассников, интересуется значением новых для него понятий. Необходимым условием успешного обучения является заинтересованность обучающихся в изучаемом предмете. Как известно, «желание – максимум возможностей, а нежелание – максимум причин». Важная задача учителя - пробудить интерес обучающихся. «Познание начинается с удивления обыденному» (Капица). Если учителю удалось заинтересовать ученика, он может рассчитывать на успех. Любознательность помогает человеку открывать для себя новые миры. Репродуктивный метод обучения – самый распространенный и наиболее изученный метод, меньше всего развивающий мыслительные процессы. Но даже воспроизведение изученного учебного материала в традиционной форме – устного пересказа легко дается не всем ученикам. Прежде всего, рассказчику необходимо понять прочитанное, а для этого надо знать значения всех названных слов. Словарь в конце рабочей тетради и учебника, тренировочные устные и письменные терминологические диктанты помогают тренировать память, развивать навыки применения подходящих слов, синонимов и антонимов, образных выражений в устной речи учащихся. Расширение словарного запаса учащихся повышает заинтересованность детей, облегчает процесс изучения любого материала. Репродукция может быть представлена не только устным монологом. Иллюстрация к эпизоду или большому знаменательному событию, заполнение контурной карты, составление презентации, инсценировка – это то, чем слабый ученик может демонстрировать свои даже минимальные знания. Одним из наиболее успешных методов в изучении истории является метод решения проблемных задач. Сегодня под проблемным обучением понимается такая ориентация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся в их решении, в ходе чего и происходит их творческое овладение знаниями, умениями, развитие мыслительных способностей. При решении проблемной ситуации, результатом усвоения считается не воспроизведение образцов, заданных учителем, а их самостоятельное добывание. Проблемное обучение – один из наиболее эффективных методов заинтересованности учащихся изучения программного материала. Пробуждение интереса к теме урока имеет огромное значение в процессе формирования ЗУНов, т.к. начинается активизация познавательной деятельности всех учащихся. При этом решивший проблему, более прочно усваивает материал, повышает свою самооценку, возрастает его авторитет в глазах окружающих. Не маловажный фактор - получение удовольствия от обучения в процессе такой деятельности, позитивный настрой, сохранение здоровья (эмоциональный фон). Пример 3. Артемьев Д. (5 Бкл.), Ператинский А. (6 Б кл.), Свиклан-Свиклинский М. (6 Б кл.), открыто радуются тому, что им удалось сделать на уроке, интересуются, что еще можно сделать для получения более высокой оценки. Для применения проблемного метода среди слабоуспевающих учеников необходимо предвидеть предстоящие трудности и продумывать дополнительные, подталкивающие к верным действиям, задания, рекомендации, советы. Возможно, объемную проблему разбить на несколько задач, решаемых в определенном порядке: от простой, к более сложной. Вспомогательные вопросы, составленные с учетом индивидуальных особенностей учащихся, могут помочь подростку, не утрачивая интереса, опираясь на свой еще небогатый опыт, познать самое главное. Пример 4. Одинцов М. (7 Б кл.). Коллективные средства обучения, т.е. работа в группах предполагает включение в образовательный процесс всех учащихся на разных уровнях по своему усмотрению, по своим способностям. Взаимовыручка формирует толерантное отношение к менее способным ученикам. Во взаимоотношениях «ученик - ученик», меньше преткновений, чем в деятельности «учитель – ученик», многие ученики чувствуют себя комфортнее. Современные требования к преподаванию истории ориентируют учителя на необходимость создания в процессе обучения условий для самоопределения и самореализации каждого ребенка, для активного усвоения каждым учеником способов познавательной деятельности. Это требует от педагога высокого уровня профессиональной компетенции и больших творческих усилий. Зато достигнутый успех побуждает к дальнейшему совершенству.

Просмотров. 294 | Рейтинг. 0.0 / 0

Проблема школьной неуспеваемости

I. Теоретическая часть

2.Психологическая характеристика неуспевающих школьников

2.3. Типы неуспевающих школьников

Как путь проникновения в сущность неуспеваемости можно рассматривать и выявление типов неуспевающих школьников.

Хотя неуспевающие школьники имеют общие черты, они существенно отличаются друг от друга. В практике повседневной работы с ними в каждом конкретном случае неуспеваемости мы встречаемся с совершенно новыми особенностями, требующими поисков новых путей индивидуального подхода. Такая «многоликость» школьной неуспеваемости создает значительные трудности в работе учителей по ее преодолению. Длительное изучение школьной неуспеваемости дает основание сделать вывод, что она имеет типические проявления. Тип неуспевающего школьника характеризуется своеобразным сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся в результате длительной неуспеваемости, которая определяет его достижения в учебной работе.

В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут изученные ими причины неуспеваемости. Так посту­пает, в частности, Л. С. Славина: типы неуспевающих выделяются ею по доминирующей причине. Одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую – дети со слабыми способностями к учению, третью – с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться. Тот же метод ис­п6ользуют А. А. Бударный, Ю. К. Бабанский и некоторые другие авторы. Знаний о внутреннем строении неуспеваемости такого рода типологии не дают.

Имеются попытки построить типологию на иных основаниях, в частности на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности. Такой подход можно обнаружить у П. П. Блонского, который, составляя общую типологию школь­ников, выделил и типы неуспевающих. Это, во-первых, тип, на­званный им «плохой работник». Его чертами являются следую­щие:

1) задания воспринимает невнимательно, часто их не по­нимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит;

2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для пе­рехода к очередным видам работы);

3) не подмечает своих не­удач и трудностей;

4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;

5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;

6) индифферентно отно­сится к результатам работы.

Указанные черты неуспевающего школьника, поскольку они характеризуют его деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении неус­певаемости. Другой выделенный тип назван патологическим — это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьни­ки, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобре­нии со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и. неудачи. В данном случае выделенные черты носят скорее психо­логический, нежели дидактический, характер.

Психологическую типологию неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский: за основу в данном случае взят характер взаимоот­ношений наиболее существенных сторон личности школьников.

Деление неуспевающих школьников на типы можно осуществить в зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств личности школьников:

  • Особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью.
  • Направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.

На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:

  • Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.
  • Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.

3.Неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.

Первый тип неуспевающих школьников.

Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.

Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт, что школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.

Второй тип неуспевающих школьников.

Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако на качестве их учебной работы отражается прежде всего то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности.

Третий тип неуспевающих школьников.

Для этого типа, как и для первого характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления.

Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.

Более частные характеристики учебного труда учащихся даны в работе Р. Л. Гинзбург. Автор имеет в виду разные уров­ни усвоения учащимися учебного материала. Под учебным ма­териалом в данном случае понимается текст учебника, а раз­личные типы усвоения соотносятся с определенным уровнем смысловой переработки текста. Так, одни неуспевающие ученики характеризуются тем, что они совсем не могут следить за ходом объяснения учителя и испытывают серьезные трудности при чте­нии текста учебника, другие – тем, что справляются с анализом – синтезом только в некоторых случаях, в частности, когда речь идет о конкретных предметах и явлениях. Общим для неуспе­вающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы.

Внимание исследователей сосредоточено в основном на сфор­мировавшейся, фиксированной неуспеваемости, и главной целью выступает изучение ее причин. В частности, Н. А. Менчинская и ее сотрудники изучают только тех учащихся, которые не успе­вают по многим предметам в течение ряда лет. В иссле­довании Ю. К. Бабанского анализ причин неуспеваемости со­ставляет основной метод разработки средств предупреждения неуспеваемости.