Руководства, Инструкции, Бланки

двигатели ямз 236 ямз 238 ямз 240 руководство

Категория: Руководства

Описание

Руководство по ремонту двигателей ямз 236 238 240 как ремонтировать 29 октября 2016 года

руководство по ремонту двигателей ямз 236 238 240 как ремонтировать

ремонт двигателей Ямз - скачать или читать онлайн. а также о способах устранения неполадок двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-238А, ЯМЗ-238Г, ЯМЗ-238И и ЯМЗ-238К. Настоящее руководство по ремонту двигателей ориентировано на. Ремонт двигателей ЯМЗ-240, ЯМЗ-240Н, ЯМЗ-240Б. Руководство по капитальному ремонту в 2-х книгах. Нормы расхода запасных частей на капитальный ремонт. 48, Каталог запасных частей двигателей дизель-генераторов типа Д100 (3Д100. 99, Дизель ЯМЗ-236, 238, 240. Альбом технологических карт для поточного ремонта двигателей Д50 и Д50Л. Каталог. Дизели ЯМЗ-238НБ и ЯМЗ-240Б: Нормы расхода запасных частей на. 236, 238, 240. Руководство по капит. ремонту в 2 частях и 3 книгах. Компания Maxmotors – ремонт, сервис, обслуживание двигателей 3Д6, 3Д12, 1Д6, 1Д12, ЯМЗ 236, ЯМЗ 238, ЯМЗ 240 и других дизельных, судовых. Руководство по ремонту и эксплуатации трактора Т-25. Каталог деталей двигателей ЯМЗ-240М2, ЯМЗ-240НМ2, ЯМЗ-240ПМ2 и ЯМЗ-. Каталог деталей и сборочных единиц тракторов ХТЗ-150К-09 ( двигатель ЯМЗ - 236Д ). Эксплуатация и ремонт самоходных шасси Т-16М, Т-16МГ, СШ-25, СШ- 2540. Ассортимент включает, в частности двигатели ямз 238, а также. владельцу возможность зарабатывать, а не тратить деньги на ремонт и. 236, Двигатели ЯМЗ 236 с ТКР, Двигатели ЯМЗ 238, Двигатели ЯМЗ 238 с ТКР. Двигатели ЯМЗ 7511, Двигатели ЯМЗ 240, Двигатели ЯМЗ 840, Двигатели ЯМЗ 850. Установка двигателей на трактора Т-150, Т-150К, Т-156, Т-121, ХТЗ-160. Переоборудование тракторов двигателями ММЗ и ЯМЗ. по сравнению с двигателями без турбонаддува, такими, как ЯМЗ-236М2;. Двигатель ЯМЗ- 238НД3. Как не допустить ошибки при обслуживании и ремонте двигателя. Диагностика и ремонт двигателя, ремонт двигателя, капитальный ремонт. ( дизельные двигатели) Руководство по ремонту и эксплуатации. Капитальный ремонт двигателей семейств: ЯМЗ (236, 238, 240);СМД (14,22, 62, Д-240. Диагностика и ремонт ДВС, ремонт двигателя внутреннего сгорания. К661М(6чн12/14), 6ЧН10/13,5, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-240, ЯАЗ-204, ЯАЗ- 206;. 236, 238, 240 Руководство по. двигателей ЯМЗ 236, 238, 240. РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ И. Стоимость ремонта двигателей ЯМЗ 236, 238, 240. Руководства по ремонту двигателей. Video embedded · Руководство по ремонту и техническому обслуживанию двигателей ЯМЗ 236, 238, 240. Как хранить. Ремонт двигателей ЯМЗ 236, 238, 240. Руководства по ремонту и эксплуатации, доставка Новой. Двигатели ЯМЗ 236, 238, 240. Руководство по ремонту;. ремонт двигателей ЯМЗ 236, 238, 240. Ремонт двигателя ЯМЗ: руководство. по ремонту двигателей ЯМЗ. по устройству ЯМЗ. Поиск Руководство По Ремонту. типа ЯМЗ-238, ЯМЗ-240. 84 24.10, ЯМЗ-236 БЕ(НЕ), ЯМЗ. водители и остальные кому доводилось ремонтировать или как. ремонту. ЯМЗ-236, 238, 240. Руководство по ремонту двигателей. двигателей. Книга: Как. ЯМЗ 236, 238, 240 Руководство. Руководство по ремонту;. Двигатели ЯМЗ 236, 238, 240;. Система питания двигателей ЯМЗ 93 Руководство по эксплуатации двигателей ЯМЗ-236М2 и ЯМЗ-238М2. Автор: -. Ремонт КПП ЯМЗ-239. Ремонт двигателей ЯМЗ-240/240Б/240Н. Аршинов В.Д. Зорин В.К. Созинов Г.И. Ремонт двигателей ЯМЗ-240, ЯМЗ- 240Н, ЯМЗ-240Б. djvu. Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238. Дополнение к руководству по эксплуатации 236Н-3902150 РЭ Силовые агрегаты ЯМЗ- 236НЕ2. В книге описаны особенности конструкции и ремонта двигателей автомобилей. описание конструкции и работы дизельных двигателей ЯМЗ- 236 и ЯМЗ-238. В книге объединены три Руководства двигатели Камаз 740.11-240. Двигатели ЯМЗ 236, 238, 240 Руководство по ремонту. Издательство. Двигатели ЯМЗ 240Б Технология капитального ремонта. Издательство. ЯМЗ. В руководстве рассматривается ремонт двигателей ЯМЗ 236, 238, 240, особенности их конструкции, диагностика и восстановление путем ремонта. 12 авг 2015. Наше предприятие занимается ремонтом и продажей запасных частей на следующие модели двигателей. Ремонт двигателя ЯМЗ-236, ЯМЗ-238. Двигатель ЯМЗ-240: установка коленчатого вала в блок. Капитальный ремонт двигателей ЯМЗ с применением оригинальных. V- образные 6-цилиндровые двигатели серии ЯМЗ-236. ЯМЗ-238М2-5, 240/ 2100, Автомобили МАЗ, 110 000. Руководства по эксплуатации и ремонту.

руководство по ремонту двигателей ямз 236 238 240 как ремонтировать

Комментарии 1

Капитальный ремонт двигателей ТМЗ-8421, 8423, 8424, 8482, ЯМЗ-240, ЯМЗ -8401, ЯМЗ-850, ЯМЗ-238, ЯМЗ-236, ЯМЗ-7511, ЯМЗ-7514 и КПП ЯМЗ-236.

Обзор руководство по ремонту двигателей ямз 236 238 240 как ремонтировать

regorron > Руководство по. Название: Ремонт двигателей ЯМЗ Издательство: Транспорт Год: 1974 Формат: djvu Размер: 3 Мб. В книге приведены техническая характеристика и подробные рекомендации по ремонту двигателей ЯМЗ -236. ЯМЗ -238. ЯМЗ -238 А, ЯМЗ -238Г.

Похожее: руководство по ремонту двигателей ямз 236 238 240 как ремонтировать

двигатели ямз 236 ямз 238 ямз 240 руководство:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Двигатели ЯМЗ

    Двигатели ЯМЗ


    Двигатели ЯМЗ, а так же силовые агрегаты на их базе, выпускаются в V-образном (V6, V8, V12) и рядном L-образном (L4,L6) исполнении. На сегодняшний день существует 12 семейств двигателей ЯМЗ и более 250 модификаций. Разные дизели ЯМЗ имеют рабочий объем от 11 до 26 литров и диапазон мощности от 150 до 800 л.с. Двигатели ЯМЗ широко применяются на автомобилях и специальной технике МАЗ, МЗКТ, Урал и КрАЗ, а так же на тракторах, комбайнах, автобусах, как различного рода приводы.

    Мы гарантируем заводское происхождение поставляемых двигателей ЯМЗ.

    Эволюция дизельных двигателей ЯМЗ

    Основой модельного ряда Ярославского моторного завода стал шестицилиндровый двигатель ЯМЗ серии ЯМЗ-236. За счет добавления количества цилиндров созданы восьми цилиндровая ЯМЗ-238 и двенадцати цилиндровая ЯМЗ-240 серии. В сериях ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-240 имеются как простейшие атмосферные модификации дизеля, так и модели с турбонаддувом. Во всех остальных сериях находятся исключительно турбированные двигатели ЯМЗ.
    В дальнейшем, для улучшения экологических показателей дизельных двигателей ЯМЗ, за счет вносимых конструктивных изменений, созданы: серия ЯМЗ-7601 на базе серии ЯМЗ-236 и серия ЯМЗ-7511 на базе серии ЯМЗ-238. В свою очередь серия моторов ЯМЗ-7601 послужила базой для создания наиболее современной серии ЯМЗ-656, а серия ЯМЗ-7511 стала базой для серии ЯМЗ-658.
    Для увеличения мощности силовых агрегатов разработаны более тяжелые двенадцати цилиндровые двигатели ЯМЗ серий ЯМЗ-840 и ЯМЗ-850.
    Обособленно стоят рядные модели. Это тяжелый шестицилиндровый дизель серий ЯМЗ-650 и средние дизели: четырехцилиндровая серия ЯМЗ-534 и шестицилиндровая ЯМЗ-536.

    Более подробно с техническими характеристиками серий двигателей ЯМЗ, а так же выпускаемых моделей ознакомьтесь в соответствующих разделах.

    Двигатель ЯМЗ 240: технические характеристики, преимущества, недостатки

    ЯМЗ является универсальным мощным двигателем, который достоин особого внимания. Его начали выпускать на Ярославском моторном заводе сначала 70-х годов прошлого века. Мощность первых экземпляров ЯМЗ240 тогда не превышала 360 л.с. что для того времени был совсем не плохим результатом. А если точнее, то безнаддувные версии имеют мощность в диапазоне 300-420 л.с. а турбоверсии 500-525 л.с. Кстати, как говорится в Википедии, мощность разных модификаций ЯМЗ240 колеблется в диапазоне от 360 л.с до 800л.с! Вообще по сути это не с иголочки новый V12, а спаренный ЯMЗ-236 (точнее два спаренных V6), который подогнан под модели машин, которым необходимы двигатели с большой мощностью и, особенно тягой. Преимущества данного мотора заключаются в очень высокой надежности и большущем табуне, который скрыт в нём. Столь большую мощность ЯMЗ 240 гарантируют двенадцать цилиндра, при диаметре 130 мм каждый и ходе поршня 140 мм! Длина варьируется от 1,580 мм до 1,705 мм, ширина 1115-1105, а высота 1190 мм (правда, есть модификация где 1446 мм!). Мы рассмотрим мотора и поговорим о ремонте моторов, которые стоят на К-701, но это также относится и другим моделям.

    Итак, начнём с достоинств ЯМЗ-240:

    * как говорилось, мощность - снимается с двенадцати цилиндров, и в силу того, что мотор является четырехтактным, цилиндры по трое срабатывают! В связи с большим запасом мощности, общая нагрузка на узлы мотора снижается.

    * срок службы. Он у ЯМЗ240 долгий: бывало, что спокойно ходили по пять-семь лет на К-701, правда, этот показатель всё же, во многом зависит от водителя. Если он обеспечивает мотору необходимый уход, то и двигатель отплатит ему своим очень долгим сроком службы. Этот самый уход заключается в совсем уж простых действиях: в своевременной замене масла и масляных фильтров; в контроле за тем, чтобы солярка в масло не попадала; в своевременной замена или очистке воздушных фильтров, для того, чтобы снизить износ ЦПГ.
    * вентилятор охлаждения имеет привод от гидромуфты, что, несомненно, было очень объективно с точки зрения инженеров применение именно гидромуфты, которая приводится в движение с помощью шлицевого вала, который с коленвалом находится в зацеплении. Со временем (с долгими годами) на валу шлицы стачиваются, и он требует обновления, однако происходит это после двадцать-двадцать пять лет эксплуатации! Так что, с точки зрения надежности, устройство этого механизма как нельзя лучше подходит.
    * у коленвала коренные подшипники – роликового типа! Которые, в придачу, при ремонте двигателя не требуют замены, они практически являются вечными.
    * ГБЦ. На нём трещины – можно сказать, что скорее являются исключением, чем редкостью. Думается, что многие знают о вечной детской болезни головок 236х и 238х моторов – там появляются трещины от отверстия форсунки и идут до самого клапанного гнезда. К счастью ЯМЗ240, несмотря на то, что производное этих моторов, не страдает данной болезнью.
    А к недостаткам следует отнести следующее:
    * систему смазки - весьма замудреную систему смазки ЯМЗ240, которая довольно часто становится причиной, в связи с чем, мотор начинает клинить или стучать. А происходит это, потому что на коленвал подача смазки происходит через отверстие, которое находится в носу коленвала, и подается на самую последнюю шейку через весь коленвал. Так вот, если вдруг давление масла упадет по каким-то причинам в системе, то шестая шейка коленвала начнёт «голодать» по маслу, и появляется риск появления стука коленвала или его клина.
    * сложность ремонта. Например, снять задний фланец коленвала - чего только стоит. Дело в том, что к нему прикручён маховик, и для сервисменов каждая удачно такая завершённая операция можно считать настоящим подвигом. Однако снять то сняли - одно дело его снять, а другое дело посадить обратно его до конца, чтобы прижимая маслоотражательную шайбу не поджарить при этом сальник. Особые навыки также потребуются, чтобы вытащить «колен» из недра ЯМЗ240, а затем почистить его.
    * количество запчастей, необходимых для того, чтобы провести капремонт мотора, а точнее их цена, к примеру, поршневая - чего только будет стоить она.
    * порой возможен внезапный летальный исход из-за некачественного ремонта или запчастей сомнительного качества, который может закончиться разносом двигателя. Все это запросто может привести к большим тратам на восстановление мотора, вплоть до замены коленвала или блока, хуже того, и того и другого сразу, ведь они-то стоят очень недешево.
    * есть легенда о большом расходе топлива у ЯMЗ240, если сравнивать с тем же ЯMЗ238, однако здесь следует отметить что на пахоте К701 прет увереннее и быстрее чем 700й. Так что, думается, что расход топлива будет оправдан с точки зрения сэкономленного времени, однако всегда найдутся индивидуумы, которые попытаются доказывать обратное, но у каждого точка зрения своя.

    Так что, как видим, вообще агрегатище ЯМЗ240 достойно уважения, так как может довольно продержаться под управлением даже какого-нибудь безжалостного и беззаботного «колхозника» довольно долго. Ведь сколько было разных случаев, когда ездили и без масла на них, и без воды, и с оторванными шатунами и дыркой блоке, и с провернутыми вкладышами, и… в общем издевались и убивали как могли. Кстати, сейчас наблюдается такая тенденция в некоторых районах, где старые моторы ЯМЗ238 начали менять на расконсервированные с хранения в воинских частях ЯМЗ240, которые в вооруженных силах признаются уже устаревшими, и военные продают новые моторы, прошедшие только что заводскую обкатку, беззаботным фермерам или же ушлым перекупщикам. Ну а фермеры в свою очередь обращаются в сервис, с просьбой заменить поршневые кольца, - они успели подсесть за двадцать лет бездействия, а также сальники поменять, которые также, за столь долгое время задеревенели. Также наши колхозники давно поняли, что кировцы советской эпохи гораздо лучше подходят для наших полей, чем всякие там «Вальтры», «Челенджеры» и прочие. Ибо они менее прихотливы и в ремонте обходятся гораздо дешевле.
    ЗЫ. Кстати мы и слово не сказали об объёме этого «движка» - он более, чем 22литровый, а точнее 22.299 см3!

    Двигатель ЯМЗ 236, 238 и 240: характеристики, неисправности и тюнинг

    Двигатели серии ЯМЗ 236, 238 и 240: характеристики, неисправности и тюнинг

    Двигатель ЯМЗ – это основной силовой агрегат, которым комплектуются большегрузные автомобили производства России и стран СНГ.

    Бренд ЯМЗ принадлежит одному из старейших отечественных предприятий – Ярославскому моторному заводу «Автодизель». В настоящее время он входит в дивизион «Силовые агрегаты» российской автомобилестроительной компании «Группа ГАЗ».

    На базе производственных мощностей ЯМЗ «Автодизель» организовано серийное производство нового поколения тяжелых дизельных моторов ЯМЗ-650, различные модификации которых имеют мощность в диапазоне 362…412 л. с.

    Кроме новейших силовых агрегатов, изготавливаемых по зарубежным лицензиям, завод продолжает выпускать и хорошо себя зарекомендовавшее семейство дизельных двигателей ЯМЗ 238 и ЯМЗ серии 236. Несмотря на несколько устаревшую конструкцию, они обладают высокими показателями надежности, ремонтопригодности и долговечности.

    Устанавливаются эти двигатели на автомобили МАЗ, «Урал» и др. Идя навстречу пожеланиям постоянных заказчиков, специалисты предприятия в 2014 году модернизировали ряд двигателей типа ЯМЗ 238 и ЯМЗ серии 236, после чего они стали соответствовать требованиям европейского стандарта «Евро-3».

    Технические параметры

    ЯМЗ устанавливались на различные модификации большегрузных автомобилей МАЗ, Урал (236) и МАЗ, КрАЗ, Урал (238).

    Устройство двигателя

    Блок цилиндров представляет собой отливку из низколегированного серого чугуна с V-образным расположением цилиндров.

    В связи с тем, что на одной шейке коленчатого вала размещается два шатуна (отдельно для каждого ряда цилиндров). При этом правый ряд цилиндров смещен относительно левого на 35 мм.

    • Посадочные места под вкладыши коренных подшипников растачиваются вместе с крышками, поэтому последние устанавливаются в строго определенном положении и имеют соответствующую маркировку.
    • Гильзы цилиндров отливаются из чугуна специального сорта. Сверху гильзы уплотняются прокладкой головки блока цилиндров, а снизу – резиновыми кольцами.
    • Коленвал силовых агрегатов изготавливается из стали методом горячей штамповки. Для двигателя ЯМЗ 236 коленвал выполняется с тремя шатунными шейками и четырьмя коренными опорами. Двигатель ЯМЗ 238 оснащается коленвалом с четырьмя шатунными шейками и пятью коренными опорами.
    • Головка блока цилиндров отливается из того же материала, что и сам блок. Для отвода тепла от головки блока используется водяная рубашка, которая сообщается с водяной рубашкой основного блока. Стык головки и блока уплотняется резиновой прокладкой.
    • Механизм газораспределения двигателей – верхнеклапанный с нижним расположением распредвала. Сам вал расположен в развале блока цилиндров. Выполнен он из углеродистой стали с закаленными опорами и кулачками.
    • Клапана газораспределительного механизма вместе с пружинами, толкателями и форсунками расположены в головке блока цилиндров. Седла клапанов изготавливаются из жаропрочного сплава и затем запрессовываются в специальные гнезда.

    Аналогичным образом устроен и двигатель серии ЯМЗ 240, который представляет собой спаренный ЯМЗ 236. Базовым среди его многочисленных модификаций, мощность которых находится в диапазоне от 360 до 800 л. с. считается мотор ЯМЗ 240 М2, устанавливаемый на 30-ти тонные карьерные самосвалы БелАЗ 7540.

    Среди силовых агрегатов этой серии особой популярностью пользуется форсированный турбонаддувом мотор ЯМЗ 240 НМ2, предназначенный для установки на 42-х тонные самосвалы БелАЗ 7547.

    Техническое обслуживание

    Двигатели ЯМЗ известны своей неприхотливостью. При внимательном отношении к ним и надлежащем уходе эти моторы могут эксплуатироваться без ремонта не один десяток лет. Подтверждается это, например, длительной эксплуатацией грузовиков МАЗ с двигателями именно Ярославского моторного завода.

    Техническое обслуживание двигателей ЯМЗ 236, 240, 238 в общем случае сводится к:
    ?

    1. смене отработанного масла после каждых 7,5 тысяч км пробега;
      ?
    2. регулярной замене масляных фильтров;
      ?
    3. контролю за тем, чтобы дизельное топливо не попало в автомасло;
      ?
    4. очистке или замене воздушных фильтров.

    Особенно внимательно необходимо следить за тем, чтобы солярка в процессе эксплуатации не попала в моторное масло. Попав в моторное масло, она разжижает его и, кроме того, активно смывает масляную пленку со всех трущихся поверхностей.

    В результате этого двигатель МАЗ либо застучит либо заклинит, что приведет к длительному и дорогостоящему ремонту, а в отдельных случаях потребует и его замены.

    Неисправности

    Двигателям ЯМЗ 236 и ЯМЗ серии 238 присущ ряд типовых неисправностей, характерных для дизельных силовых агрегатов. Выявив неисправность, владельцу нужно определить причины ее возникновения.

    Для того чтобы правильно диагностировать дефект, желательно обладать следующей информацией:

    1. Неисправность носит постоянный характер или проявляется периодически.
    2. Дефект возникает при запуске мотора; движении автомобиля с постоянной скоростью или при торможении (ускорении) двигателем; определенном режиме работы (холостой ход, горячий или холодный мотор).

    ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТИ

    Двигатель ЯМЗ 240: технические характеристики

    Двигатель ЯМЗ 240: технические характеристики

    Гордостью советской промышленности, одним из символов её мощи стал огромный карьерный самосвал «БелАЗ». «Сердце» у этой тяжёлой техники ярославское – 12ти-цилиндровый дизельный двигатель «ЯМЗ-240». О технических особенностях данной модели Ярославского моторного завода и о том, где и чем ещё отличился «ЯМЗ-240» в процессе его эксплуатации – далее в этой статье.

    Сфера применения «ЯМЗ-240»

    «ЯМЗ-240» стал первым двенадцати-цилиндровым двигателем, производство которого освоили в Ярославле. Разрабатывался он практически параллельно с 6ти-цилиндровым «ЯМЗ-236» и 8ми-цилиндровым «ЯМЗ-238», и в серию был запущен вскоре после них – в 1962 году. Если первые два двигателя данного семейства задумывались и стали в итоге чрезвычайно универсальными и многофункциональными моторами, то «ЯМЗ-240» изначально предназначался для решения узкого круга специальных задач.

    Данные задачи – оснащение специализированной тяжёлой техники, применение которой подразумевало наличие у мотора большой мощности и, что особенно важно, могучей и постоянной тяги. А именно, такой техники, как карьерные самосвалы, снегоболотоходы, тяжёлые трактора, дизельные тепловозы и специальные путевые машины.

    Большинство этих могучих машин год за годом трудились в состоянии непрерывного испытания на выносливость. Мало того, что под нагрузками, близкими к экстремальным, так ещё и в суровых климатических условиях Сибири и Крайнего Севера. Как, к примеру, снегоболотоход «ШСГ-401» («Ермак»), предназначенный для перевозки по снежной целине, болотам, пескам крупногабаритных грузов весом до сорока тонн (частей бурового оборудования, вышек ЛЭП, контейнеров, генераторов и насосных станций, труб, стройматериалов).

    Шасси снегоболотоходное «ШСГ-401», на базе «Кировца» с двигателем «ЯМЗ-240»

    Или карьерный богатырь «БелАЗ», разработанный для перемещения больших объёмов горных пород от места их добычи в сложно-климатической местности. В горноперерабатывающей отрасли, на угольных разрезах, на комбинатах и в технологических цехах, а также в строительстве масштабных производственных объектов.

    Всемирно известным и не менее легендарным образцом советской промышленности, чем «БелАЗ», был тяжёлый трактор 5-го тягового класса «Кировец». «ЯМЗ-240» устанавливался на его самые мощные модификации – «К-700А» и «К-701».

    Дизельный тепловоз с двигателем «ЯМЗ-240»

    В железнодорожном хозяйстве «ЯМЗ-240» устанавливались на дизельные тепловозы «МДП-4»; на путевые «Выправочно-подбивочно-отделочные машины непрерывного действия» – спецпоезда, предназначенные для строительства, ремонта и текущего содержания железнодорожных путей.

    Модификации двигателя «ЯМЗ-240»: краткий обзор

    В настоящее время Ярославский моторный завод выпускает шесть модификаций данного семейства 12ти-цилиндровых моторов. Из них 2 версии – это «атмосферники», и 4 – газотурбинные двигатели. Основным спросом в последние годы пользуется модель «ЯМЗ-240/НМ2», применяемая на 42х-тонных тяжёлых самосвалах «БелАЗ».

    Самосвал «БелАЗ-7523» с двигателем «ЯМЗ-240/НМ2»

    • Базовой моделью семейства сейчас является «ЯМЗ-240/М2». Данные двигатели пришли на смену выпускавшимся до 1988 года моторам «ЯМЗ-240/М» и являются взаимозаменяемыми с ними. Их основное предназначение – установка на карьерные самосвалы «БелАЗ» нескольких модификаций (главным образом, «БелАЗ-75405») с грузоподъёмностью до 30 тонн и полной массой до 52-х тонн. Мощность – 360 лошадиных сил.
    • Двигатель «ЯМЗ-240/БМ2-4» является тракторной модификацией «ЯМЗ-240/М2». Он разработан специально для применения на тяжёлых тракторах «Кировец К-701». В настоящее время эта модель прославленного трактора снята с производства (в 2002 году). Соответственно, и моторы «ЯМЗ-240/БМ2-4» на новую технику не устанавливаются и поставляются исключительно в запчасти. Так как данный вариант двигателя производится без гидромуфты, то генератор, конструктивно устанавливаемый на гидромуфту, с двигателем также не поставляется. Двигатели «ЯМЗ-240/БМ2-4» взаимозаменяемы с моторами «ЯМЗ-240/БМ», которые делали до декабря 1988 года, и с ЯМЗ-240/Б, выпускавшимися до октября 1985 года. Мощность «тракторной версии» составляет 300 лошадиных сил.
    • Вариант «ЯМЗ-240/ПМ2» – это турбированная модификация двигателя, предназначенная для «БелАЗов» -7540А, -75401, -75406, -75409, грузоподъёмностью в 32 тонны и полной массой в 53 тонны. Технологически данный мотор аналогичен двигателю «ЯМЗ-240/М2», и отличается от него только наличием системы турбонаддува.
    • Двигатели «ЯМЗ-240/НМ2» также относятся к классу форсированных турбированных моторов. Они устанавливаются на карьерные самосвалы «БелАЗ-75485», с полной эксплуатационной массой до 72 тонн. Мощность «ЯМЗ-240/НМ2» составляет 500 лошадиных сил, против 420ти у «ЯМЗ-240/ПМ2».
    • Турбированный двигатель «ЯМЗ-240/НМ2-1» также обладает мощностью в 500 лошадиных сил и используется в качестве силового агрегата для «БелАЗ»ов -75485, -75486 и -75487, с грузоподъёмностью от 42х до 45ти тонн.
    • На указанные модели карьерных самосвалов также возможна установка двигателей серии «ЯМЗ-240/НМ2-2». с похожими на «ЯМЗ-240/НМ2-1» техническими характеристиками, и незначительно от них отличающимися конструктивно.
    Компоновка и устройство двигателя «ЯМЗ-240»

    Некоторые ошибочно полагают, что «ЯМЗ-240» – это не полностью самостоятельная модель V12, а просто-напросто два «спаренных» шестицилиндровых «ЯМЗ-236». Разумеется, это не так. Появилось данное семейство не только за счёт добавления четырёх дополнительных цилиндров к восьми-цилиндровому двигателю, но и посредством изменения угла их развала; способа опоры коренных шеек коленвала, и ряда других оригинальных конструктивных решений. Благодаря тому, что цилиндры в данном двигателе имеют специальное расположение, удалось добиться значительного снижения общей массы силового агрегата. Подробности далее.

    Блок цилиндров, головки цилиндров

    Цилиндры расположены на двигателе в два ряда, в общем блоке с верхней частью картера и выполнены под углом в 75 градусов. Правый ряд цилиндров выдвинут вперёд относительно левого, со смещением на 35 миллиметров. Это связано с тем, что на единой шатунной шейке коленчатого вала установлены два шатуна, отдельные для ряда правого и для левого.

    Головки цилиндров «ЯМЗ-240»

    Блок картера – это жёсткая отливка из серого низколегированного чугуна, на котором точно проработаны места для посадки гильз цилиндров, коленчатого вала, втулки распредвала и ТНВД – топливного насоса высокого давления. Головки цилиндров, в зависимости от модификации «ЯМЗ-240» – их 12 штук индивидуальных для каждого цилиндра, либо по 4 целиковых (по три цилиндра – на каждую). В головках цилиндров располагаются пружинные клапаны с коромыслами и форсунками.

    Кривошипно-шатунный механизм

    Коленчатый вал двигателя «ЯМЗ-240» производится методом горячей штамповки, с закаливанием шеек токами высоких частот. Коленвал состоит из семи коренных опор и шести шатунных шеек. На переднем конце коленвала установлен жидкостный гаситель крутильных колебаний. Коренные подшипники коленчатого вала – роликовые подшипники качения. Осевую фиксацию обеспечивает упорный подшипник с двумя бронзовыми кольцами. Отбор мощности для функционирования дополнительного оборудования и агрегатов (вентилятора, компрессора, гидронасосов) производится от переднего края коленчатого вала

    Маховик отлит из серого чугуна. Он снабжён зубчатым венцом для запуска мотора стартером. Крепится болтами к ступице на коническом хвостовике коленчатого вала. Ступица напрессована на хвостовике с большим натягом, поэтому при ремонте двигателя для её снятия не обойтись без специального приспособления.

    Шатун стальной фасонной поковки, со стержнем двутаврового сечения. Вдоль данного стержня идёт особый канал, специально просверленный для подачи масла к подшипнику, расположенному на верхней головке шатуна.

    Поршни выполнены отливкой из высококремнистого алюминиевого сплава. На каждом из них – по три компрессионных и по одному маслосъёмному кольцу, с расширителем. Компрессионные кольца снабжены сечением в форме трапеции. Поршни турбированных версий «ЯМЗ-240» отличаются от поршней двигателей-«атмосферников»: у них увеличенная камера сгорания и предусмотрен паз на юбке для форсунки масляного охлаждения. Но гильзы цилиндров всех модификаций 12ти-цилиндрового «ЯМЗ» взаимозаменяемы.

    Механизм газораспределения

    Механизм газораспределения является верхнеклапанным, с нижним расположением распределительного вала. Распредвал является штампованной деталью из углеродистой стали; его шейки и кулачки закалены дополнительно. Общее количество кулачков на распределительном вале – 24 (для впускных и выпускных клапанов). На каждом из цилиндров – по одному впускному и по одному выпускному клапану, сделанному из жаропрочной стали. Клапаны плотно посажены в сёдла специальными пружинами, с замками особой конструкции. Этот замок способствует проворачиванию клапанов, что положительно сказывается на повышении работоспособности двигателя.

    Система смазки «ЯМЗ-240»

    На данном двигателе предусмотрена система смазки смешанного типа, с «мокрым картером». Циркуляцию масла в смазочной системе обеспечивает масляный насос. Из картера масло под давлением подаётся к фильтру, проходит через него. Далее, по специальным каналам и магистралям устремляется последовательно: к внутренней полости коленвала; к подшипникам шатуна, осям и штангам толкателей; к подшипникам коромысел; к подшипникам распределительного вала; в полости топливного насоса высокого давления и регулятора частоты вращения. Прошедшее указанный путь масло сливается обратно в картер.

    Кроме того, для турбированных версий «ЯМЗ-240» предусмотрена система струйного масляного охлаждения поршней во время их работы. Масло для этого специального дополнительного охлаждения поршней подаётся через систему специальных магистралей и форсунок.

    Система питания «ЯМЗ-240»

    В составе системы питания 12ти-цилиндрового «ярославца» – следующие узлы и агрегаты: топливный насос высокого давления, снабженный всережимным регулятором частоты вращения и муфтой опережения впрыскивания; два топливо-подкачивающих насоса; топливопроводы низкого и высокого давления; фильтры грубой и тонкой очистки топлива; форсунки.

    Регулятор частоты вращения – это механизм, который, изменяя величину подачи топлива в зависимости от нагрузки, поддерживает заданную водителем или механизатором частоту вращения коленвала двигателя. Муфта опережения впрыскивания горючего изменяет момент начала подачи топлива, оптимизируя его в соответствии с конкретной частотой вращения коленчатого вала.

    Порядок работы системы питания таков. Топливоподкачивающие насосы качают топливо, проходящее при этом через фильтр грубой очистки, из бака, и гонят его к насосу высокого давления. На входе в ТНВД топливо проходит через фильтр тонкой очистки. В соответствии с порядком работы цилиндров, топливный насос высокого давления подаёт топливо, через топливопроводы высокого давления, к форсункам, которые и впрыскивают его в рабочие полости цилиндров. Излишки топлива, а также то горючее, что просочилось через форсунки в процессе их работы, по специальным магистралям низкого давления стекает обратно в топливный бак.

    Турбонаддув на форсированных версиях «ЯМЗ-240»

    Каждая из турбированных модификаций данных моторов снабжена двумя турбо-компрессорами «К-36», которые используют энергию отработанных газов для дополнительного наддува двигателя. Турбокомпрессоры значительно увеличивают массы воздуха, который поступает в цилиндры. Это способствует более полному и эффективному сгоранию увеличенных доз топлива. За счёт этого показатели мощности двигателя растут, при сохранении умеренной тепловой напряжённости, и при меньшем расходе топлива.

    Необходимо отметить, что в советское время двигатели «ЯМЗ-240» комплектовались турбокомпрессорами «К-36», произведёнными в Чехословакии. С 2010 года на моторы данного семейства устанавливают турбокомпрессоры отечественного производства, НПО «Турботехника» (город Протвино, Московская область). По своей конструкции они полностью сходны с «К-36», но имеют другое название – «ТКР-100».

    Система охлаждения двигателя «ЯМЗ-240»

    Система охлаждения мотора является жидкостной, циркуляционной. Центробежный насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости. Из него под давлением жидкость поступает в водяные рубашки левого и правого ряда блока цилиндров; после этого – в головки цилиндров, и собирается в водосборных трубопроводах. Из них нагретая жидкость через термостаты подаётся в радиатор, где отдаёт тепло потоку воздуха от вентилятора и снова поступает к водяному центробежному насосу. Если температура «за бортом» низкая, то термостаты подают охлаждающую жидкость сразу же к центробежному насосу, в обход радиатора.

    Технические характеристики двигателя «ЯМЗ-240» в цифрах

    «ЯМЗ-240» – это 12ти-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель, с воспламенением от сжатия, имеющий длинный ход поршня и высокие показатели тяги. Расположение цилиндров – V-образное, с углом развала в 75 градусов. Мощность двигателей «ЯМЗ-240» варьируется, в зависимости от их модификации, от трёхсот до восьмисот лошадиных сил.

    «ЯМЗ-240/БМ2-4» – тракторная модификация, специально для «Кировцев»

    Сначала о технических параметрах, общих как для атмосферных, так и для газотурбинных версий семейства:

    • Рабочий объём двигателя – 22,3 литра.
    • Диаметр цилиндров –130 мм.
    • Ход поршня – 140 мм.
    • Диапазон крутящего момента – от 1275 до 1818 оборотов в минуту.
    • Номинальная частота вращения коленчатого вала – 2100 оборотов в минуту.
    • Частота вращения коленвала при максимальном крутящем моменте – 1600 оборотов в минуту.
    • Минимальная частота вращения коленвала – 60 (=/-50) оборотов в минуту.
    • Максимальная частота вращения коленвала – 2325 оборотов в минуту.
    • Габаритные размеры мотора: Длина от 1577 до 1860 мм; Ширина от 1014 до 1098 мм; Высота 1190 мм.
    • Ёмкость системы смазки – 39 л.; системы охлаждения – 35 л.

    О цифровом выражении показателей, различных у атмосферных и турбированных версий:

    • Мощность – от 300 до 420 лошадиных сил у атмосферников; от 500 до 800 лошадиных сил – у газотурбинных модификаций.
    • Удельный расход топлива при номинальной мощности: 230 г/кВт-ч у атмосферников; 224 г/кВт-ч у газотурбинных среии «НМ»; 228 г/кВт-ч у газотурбинных серии «ПМ».
    • Масса незаправленного двигателя: 1670 кг – мотора без турбонаддува; 1790 кг –турбированного «движка».
    • Степень сжатия в двигателе без наддува – 16,5; в газотурбинном – 15,2.
    Опыт эксплуатации двигателей «ЯМЗ-240» и отзывы владельцев: достоинства и недостатки

    Преимущества моторов «ЯМЗ-240», на которые единодушно указывают все имеющие опыт их эксплуатации – это превосходные мощь и тяга; а также поразительные неприхотливость и долговечность. Что касается первого пункта, то здесь всё понятно: мощность, снимаемая с 12ти цилиндров (которые срабатывают сразу по трое в четырёхтактном моторе), вполне закономерно даёт отличный результат, и даже с «припуском». В связи с солидным запасом мощности, соответственно снижается и нагрузка на «жизненно важные» узлы двигателя.

    Конкретнее о долговечности «ЯМЗ-240»: двигатель имеет действительно долгий срок службы, даже в немыслимых для импортных дизелей условиях эксплуатации. Как правило, «ЯМЗ-240» не приносит хлопот первые 5-7 лет своей «службы»; дальнейшая же судьба мотора зависит от того, кто и как работает на этой технике; осуществляет ли за ней должный уход. Причём под словом «уход» подразумеваются только самые элементарные и простейшие манипуляции: своевременная замена масла и фильтров-расходников; контроль за тем, чтобы в масло не попадала солярка, и т.п.

    Надёжность и неприхотливость двигателей «ЯМЗ-240» действительно внушает уважение. Нет недостатка в реальных жизненных историях, когда на технике с «ЯМЗ-240» ездили, при необходимости, и без масла, и без охлаждающей жидкости, и с оторванными шатунами, и с дырой в блоке, с перевёрнутыми вкладышами… А мотор терпел и успешно переживал эти жуткие вынужденные «эксперименты».

    К числу недостатков данных двигателей относят довольно «замудрённую», по сравнению с другими «ЯМЗ», систему смазки двигателя. В частности: к примеру, подача масла на коленчатый вал происходит через отверстие в самом его начале. И на самую последнюю, шестую шейку смазка подаётся через весь коленвал. Если же, по какой-либо причине, давление масла в системе снижается, то смазка просто перестаёт доходить до этой последней шейки. Шестая шейка начинает «голодать» по маслу, и если это повторяется систематически, то возникает реальный риск появления стука коленчатого вала, или его заклинивания.

    Другое негативное отличие «ЯМЗ-240» от 6ти-цилиндровых «ЯМЗ-236» и 8ми-цилиндровых «ЯМЗ-238» – это сложность его ремонта. К примеру, снять задний фланец коленчатого вала, к которому прикреплён маховик – равносильно подвигу. Однако ещё больший подвиг – «посадить» его обратно, на место до конца. Механизаторы «Кировца К-701» указывают на то, что без особых навыков и опыта, приобретённых в ходе соответствующего обучения, даже несложный ремонт 12ти-цилиндрового «ярославца» не представляется возможным.

    В качестве «водителя «БелАЗ»а» пробовал себя не только А.Лукашенко, но и Д.Медведев.

    Ещё один спорный вопрос – расход топлива. Конечно же, такой «монстр», как «ЯМЗ-240» весьма прожорлив, даже по сравнению со своим «младшим братом» – «ЯМЗ-238». Однако крестьяне однозначно указывают и на несоизмеримо более высокую производительность «К-701» по сравнению с другими тракторами, в том числе и с «К-700». 701й «Кировец» гораздо увереннее и быстрее производит пахоту, и на основании этого многие доказывают обратное: повышенный расход топлива компенсируется большей производительностью и в итоге оказывается экономически даже более оправдан. Так что единой точки зрения по данному поводу нет.

    Цена на двигатели «ЯМЗ-240»

    Цены на новые двигатели «ЯМЗ-240» в официальном прайс-листе Ярославского моторного начинаются с 700 000 рублей – на «атмосферники» и с 800 000 рублей – на газотурбинные версии. Кроме того, в интернете нет недостатка в предложениях приобрести восстановленные двигатели «ЯМЗ-240», а также расконсервированные с длительного хранения в госрезерве и в воинских частях, по цене в 1,5-2 и даже в 3 раза дешевле, чем новый.