Руководства, Инструкции, Бланки

образец акта служебной проверки в отношении работника img-1

образец акта служебной проверки в отношении работника

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Акт проверки по факту недостачи материальных ценностей

Акт проверки по факту недостачи материальных ценностей

Образец акта проверки по факту недостачи материальных ценностей.

Когда нужен акт проверки по факту недостачи материальных ценностей

Акт проверки по факту недостачи материальных ценностей понадобится для взыскания с работника ущерба. Один из самых важных этапов процедуры привлечения работника к материальной ответственности — служебная проверка (ч. 1 ст. 247 ТК РФ). У нее есть вполне конкретная цель, которая заключается в том, чтобы установить размер причиненного ущерба и причины его возникновения.

В подавляющем большинстве случаев для возврата похищенных денег или товара работодателю придется обращаться в суд, так как взысканию, как правило, подлежат значительные суммы, превышающие средний месячный заработок сотрудника (ч. 2 ст. 248 ТК РФ). В суде работодателю предстоит доказать следующее:

  • отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника;
  • противоправность поведения работника и его вину в причинении ущерба;
  • причинную связь между его поведением и наступившим ущербом;
  • наличие прямого действительного ущерба и его размер;
  • соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Эти разъяснения содержатся в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда от 16.11.2006 № 52.

Поэтому когда комиссия закончит служебную проверку, нужно проверить, чтобы указанные обстоятельства были отражены в заключительном акте по итогам ее работы. Так работодатель без труда докажет в суде правомерность требований вернуть похищенные или пропавшие деньги или товар.

На что обратить внимание при оформлении акта проверки по факту недостачи материальных ценностей

Служебная проверка начинается с приказа (ч. 1 ст. 247 ТК РФ). В нем отражают основание проверки, например, результаты инвентаризации, формируют комиссию и определяют ее цели и срок работы; в последующем эти положения дублируют в акте о проведении служебной проверки. Задачи комиссии состоят в том, чтобы собрать и изучить максимальное количество документов, имеющих отношение к делу. К их числу относятся акты и ведомости инвентаризации, служебные записки руководителей, должностные инструкции, трудовые договоры и договоры о материальной ответственности, а возможно, документы из суда или административных органов.

В акте подробно описывают обстоятельства дела. не ограничиваясь двумя-тремя словами: указывают ФИО, даты и время (до минуты) событий, имеющих отношение к проверке, показания свидетелей, реквизиты и содержание рассматриваемых документов. Важно отразить порядок передачи на хранение материальных ценностей, условия их хранения, размер ущерба и степень вины каждого работника. Пригодятся ссылки на нарушение пунктов локальных актов, трудового договора, инструкций.

Расследование нельзя представить без запроса объяснений у работника (ч. 2 ст. 247 ТК РФ). Его цель — установить причину возникновения ущерба и выяснить, виновен работник в недостаче или нет. Поскольку в случае спора работодателю предстоит доказывать выполнение процедуры привлечения работника к материальной ответственности, запрос нужно составить в письменном виде. Вручить его работнику лучше под роспись. В запросе необходимо указать крайний срок предоставления объяснения, так как в ст. 247 ТК РФ этот вопрос не регламентирован. За ориентир можно взять 2-дневный срок из ч. 1 ст. 193 ТК РФ. Если работник всячески избегает встреч с комиссией или другим представителем работодателя и отказывается давать объяснения, то достаточно составить акт. Принять решение о привлечении работника к материальной ответственности можно без объяснений. Да и работник вредит сам себе, так как лишается возможности оправдаться или привести доводы, позволяющие снизить размер ущерба, который работодатель попытается взыскать с него в суде.

По итогам проверки комиссия дает заключение. в котором четко указывает, имеются ли основания для привлечения работника к материальной ответственности, и рекомендует ли комиссия привлекать его к подобной ответственности. Но окончательное решение с учетом рекомендаций предстоит принять руководителю компании, когда акт по результатам служебного расследования вместе с материалами проверки попадут к нему на стол.

Акт подписывают все члены комиссии и работник, в отношении которого проводилась проверка. Скрывать данные расследования не стоит, так как в соответствии с ч. 3 ст. 247 ТК работник имеет право на ознакомление с материалами. Наличие подробного акта, свидетельствующего о качественной служебной проверке, поможет работодателю взыскать ущерб с работника (определение Самарского областного суда от 13.08.2014 № 33-7921/2014). И наоборот, его отсутствие или небрежное документальное или процедурное оформление (не указан размер ущерба, его причины) наряду с другими нарушениями приведут к проигрышу в суде и потере денег (определение Саратовского областного суда от 09.10.2014 № 33-5774).

Как покрыть недосдачу из зарплаты работника

Другие статьи

Предоставление служебной проверки по приказу на удержание мат

Предоставление служебной проверки по приказу на удержание мат. Ущерба по запросу работника

Добрый день! Я работаю в крупной организации с большим количеством подразделений. Прошу предоставить сотрудников службы безопасности копию служебной проверки по приказу на удержание с меня денежной суммы. Обязаны ли мне предоставить ее, или достаточного того, что они предлагают мне по приезду лично ознакомиться с ней? Если обязаны, то прошу вырезку из закона, подтверждающую это.

26 Ноября 2013, 09:50 Татьяна, г. Москва

Ответы юристов (5)

Работодатель обязан по письменному заявлению в срок не позднее 3 рабочих дней предоставить Вам любые документы связаные с работой, в том числе и копию служебной проверки. статья 62 Трудового кодека РФ.

26 Ноября 2013, 10:02

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте.
Вообще-то нужно бы знать, удержание каких денежных средств произведено. Если это удержана премия, то нужно смотреть локальный нормативный правовой акт организации о премировании, поскольку в нем должен быть определен порядок их выплаты. Их может быть два варианта: премирование — то есть возможность выплаты
премии связана с достижением каких-либо положительных показателей в осуществляемой деятельности, о чем, как правило, выносится отдельный приказ; либо депремирование – когда для лишения премии необходимы основания, когда и
проводится проверка. В данном случае также должен быть вынесен отдельный приказ. По практике, необоснованность депремирования доказать легче, чем премирования. Если же произведено удержание иных сумм, гарантированных трудовым
договором, то это по свое сути дисциплинарное наказание, порядок вынесения которого должен быть строго соблюден, иначе такие действия работодателя не обоснованны. В любом случае, Вы вправе обжаловать такие действия работодателя в суде.

Согласно ст.243 Трудового кодекса РФ материальная
ответственность в полном размере возлагается на работника в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в
полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении трудовых обязанностей, недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального
письменного договора.

В соответствии со ст.242 Трудового кодекса РФ при полной материальной ответственности работника на него возложена обязанность по возмещению причиненного работодателю прямого действительного ущерба в полном
размере.

В соответствии со ст.247 Трудового кодекса РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его
возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от
предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктом 1.5 Приказа Минфина N 49 от 13 июня 1995 года «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» проведение инвентаризации обязательно при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества.

В соответствии с пунктом 2.3 Приказа Минфина
N 49 от 13 июня 1995 года «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии
(приказ, постановление, распоряжение регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

В силу пункта 2.8 Методических указаний проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Согласно пункту 2.4 Методических указаний до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в
бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные
расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Из пункта 2.10 Методических указаний следует, что описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и
материально ответственные лица. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в
описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества.

Если такой инвентаризации не проводилось — действия работодателя необоснованны. Основания требования документов привел коллега в ответе выше.

26 Ноября 2013, 10:04

Присоединяюсь к коллегам, добавлю немного теории:

Единого порядка проведения служебных проверок ни
Трудовым кодексом РФ, ни каким-либо законом не установлено. Термин «служебная проверка» законодательно закреплен лишь в нормативных актах, регулирующих прохождение отдельных видов государственной службы, поэтому в вашей организации должны быть локальные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения служебных проверок.

Так как служебная проверка безусловно должна проводится в связи с совершением работником дисциплинарного проступка ( 192, 193, 195 ТК), то проверка должна проводится в полном соответствии с ТК РФ (например ст. 247 ТК РФ).

Поэтому в локальных актах предприятия должны быть отражены права работника, вытекающие из норм ТК РФ (ст. 62), например, что работник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право знакомиться по окончании служебной проверки с ее материалами и заключением (актом) о результатах проверки, что следует подтверждать подписью работника на заключении (акте) о результатах проверки.

26 Ноября 2013, 10:08

Город не указан

согласно ст 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретным работником работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения.

Работник и ( или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материлами проверки и обжаловать их в порядке, установленном Кодексом.

Т.о. трудовым кодексом предусмотрено право работика ознакомиться с материалами проверки, обязанности изготовить копию указанного материала и выслать работнику по почте законом на работодателя не возложена.

26 Ноября 2013, 10:23

Здравствуйте! Порядок проведения служебной проверки не регламентирован Трудовым кодексом РФ. Согласно ст. 192 ТК РФ

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания. не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Могу привести только выдержку из ФЗ О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

6. Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка:

1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя;

а) представлять заявления, ходатайства и иные документы;

б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки;

в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки. если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).

Служебная проверка проводится на основании локальных нормативных актов, правил внутреннего распорядка предприятия.

То есть обязанности направить заключение служебной проверки у работодателя нет, Вы вправе знакомиться с ним и делать копии.

26 Ноября 2013, 10:30

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Служебное расследование в медицинском учреждении

Служебное расследование в медицинском учреждении

В последнее время средства массовой информации все чаще сообщают об инцидентах в лечебных учреждениях, связанных с непрофессионализмом медицинских работников, с нарушениями медперсоналом трудовой дисциплины. Подобное поведение нарушает права пациента, снижает эффективность работы лечебно-профилактических учреждений(ЛПУ), подрывает авторитет врачей. Безусловно, по отношению к нерадивым сотрудникам необходимо принимать адекватные меры воздействия, и действующее законодательство позволяет это сделать.

Речь идет, в частности, о привлечении работников к дисциплинарной или материальной ответственности по предусмотренным законом основаниям. Как следует из положений трудового законодательства, для издания распорядительных актов (приказов или распоряжений), оформляющих указанные решения работодателя – руководителя ЛПУ, необходимо установить соответствующие фактические обстоятельства.

Именно этой цели, то есть установлению совокупности фактических обстоятельств до принятия работодателем того или иного решения, служит так называемый "институт служебного расследования". Правильно проведенное и документально оформленное служебное расследование позволит руководителю медицинской организации, с одной стороны, принять законное и обоснованное решение, а с другой — не допустить нарушения прав и интересов работника.

В российском трудовом законодательстве понятие служебного расследования отсутствует. При этом в некоторых нормативно-правовых актах, в частности в федеральных законах от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" термины "служебная проверка", "служебное расследование" используются.

Не установлен и единый порядок проведения служебного расследования в организациях. Поэтому учреждениям здравоохранения следует самостоятельно разрабатывать и принимать локальные нормативные акты, детально регламентирующие эту процедуру. В этой ситуации можно воспользоваться ст. 193 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), которой предусмотрен порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Именно эту процедуру и можно назвать служебным расследованием, проводимым с целью выяснения обстоятельств совершения проступка работником.

В целом термин "служебное расследование" ("служебная проверка") может означать совокупность действий должностных лиц по своевременному, всестороннему, полному и объективному сбору и исследованию материалов по факту дисциплинарного проступка работника либо невыполнения им должностных обязанностей. Служебное расследование может регулироваться как правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), так и отдельным локальным нормативным актом (например, специальным положением или инструкцией). При этом закрепленный соответствующей инструкцией учреждения порядок проведения служебного расследования не должен противоречить требованиям трудового законодательства.

Сбор необходимой информации в ходе служебного расследования может осуществляться только гласными методами, а полученные сведения, относящиеся к совершенному деянию, должны документально оформляться по правилам делопроизводства, принятым в лечебном учреждении.

В процессе служебного расследования должны быть установлены:
— факт совершения работником дисциплинарного проступка; время, место, обстоятельства совершения соответствующего деяния, а также оценка его последствий;
— вина работника и ее степень; характер и размер вреда, причиненного работодателю;
— причины и мотивы совершения проступка и их оценка;
— обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; причины и условия, способствовавшие совершению данного деяния.

В ходе служебной проверки, как правило, разрабатываются предложения о мерах дисциплинарной или иной ответственности провинившегося. Целесообразно также дополнительно подготовить рекомендации по проведению мероприятий предупредительно-профилактического характера, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению деяния. Служебное расследование (проверку) можно считать одной из стадий дисциплинарного производства, в котором выделяют следующие этапы.Первый этап: обнаружение и фиксация проступка

В соответствии со ст. 192 ТК РФ дисциплинарный проступок — это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Согласно п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 к нему относятся нарушения требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т. п.

Необходимым условием для установления факта проступка следует считать наличие надлежащим образом оформленных работодателем — руководителем ЛПУ внутренних положений, инструкций и иных актов, регламентирующих трудовую деятельность медицинского персонала. В противном случае процесс доказывания вины работника может быть существенно затруднен.

Рассмотрим случай из судебной практики, когда поведение медицинского работника не было признано противоправным. Приказом главного врача стационарного учреждения социального обслуживания медсестре был объявлен выговор за неоказание экстренной медицинской помощи. Истица просила отменить приказ о привлечении ее к дисциплинарной ответственности по тем основаниям, что в оказании экстренной медицинской помощи не было необходимости. В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что истица не оказала экстренную медицинскую помощь больным, которым врач назначил внутривенные системы по жизненным показаниям. Все постовые медсестры ставили системы, поскольку это входит в их обязанности, а истица отказалась.

Судом установлено, что истица работала у ответчика в должности медицинской сестры по 7-му разряду Единой тарифной сетки. В ее обязанности входило оказание экстренной доврачебной медицинской помощи, в том числе введение лекарственных препаратов по жизненным показаниям (при невозможности своевременного прибытия врача к пациенту). Исходя из сменного графика работы, показаний свидетелей, квалификационного уровня, должностные обязанности истицы соответствуют обязанностям постовой медсестры. Постановка внутривенных систем входит в обязанности процедурной медицинской сестры.

На время отсутствия процедурной медсестры ее обязанности могут быть возложены на другого работника только с согласия этого работника и при условии соответствия его квалификации возлагаемой обязанности и возможности выполнения дополнительной работы.

Возложение обязанностей процедурной медсестры на период ее отпуска не согласовывалось с истицей. Более того, из системного толкования действующих в период работы истицы нормативных документов, определяющих должностные квалификационные характеристики работников здравоохранения, на нее не могли возлагаться такие обязанности. Действовавшим до 1 декабря 2008 г. постановлением Минтруда России от 27.08.1997 № 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения РФ" для должности "медицинская сестра" устанавливались разряды с 6-го по 11-й. При этом 6, 7-й разряды устанавливались для медсестер, не имеющих квалификационной категории. У истицы 7-й разряд по ЕТС, но нет квалификационной категории. А процедурная медицинская сестра должна иметь 8-й разряд и выше.

Должностные обязанности медицинской сестры обобщены в указанном постановлении, что возлагает на работодателя обязанность разработки персональных должностных инструкций с учетом специфики учреждения и квалификационных уровней работников.

Действующим приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников" для должности медицинской сестры, в том числе палатной (постовой), установлен 3-й квалификационный уровень, а для должности медицинской сестры процедурной — 4-й.

В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ работнику может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату только с письменного согласия работника.

На основании изложенного суд пришел к выводу, что в случае несогласованного с работником возложения на него дополнительных обязанностей работник не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей.

При таких обстоятельствах приказ о привлечении истицы к дисциплинарной ответственности является незаконным и подлежит отмене.

Основаниями для начала служебного расследования (проверки) могут стать:
— заявление самого работника;
— служебная записка руководителя отделения и (или) непосредственного начальника;
— письменные и устные обращения пациентов, их родственников, посетителей, содержащие сведения о совершении медицинским работником проступка;
— докладная записка сотрудников медицинского учреждения;
— акт об обнаружении недостачи материальных ценностей;
— заключение аудитора, акт инвентаризации.

При наличии хотя бы одного из указанных оснований руководитель ЛПУ или иное лицо, уполномоченное принимать кадровые решения, должны незамедлительно издать приказ о проведении служебного расследования. В приказе обычно указываются:
— повод для проведения служебного расследования (проверки);
— состав комиссии, ее председатель и полномочия комиссии (если такие полномочия не закреплены в соответствующем локальном нормативном акте организации);
— срок проведения расследования и срок представления руководителю организации материалов проверки и заключения (акта) по ее результатам.

Приведем пример оформления приказа о проведении служебного (расследования) проверки, в котором фиксируется факт обнаружения дисциплинарного проступка. Для служебного расследования формируется комиссия в составе не менее трех человек. Председателем комиссии может стать сам руководитель организации, но нередко им назначается начальник отдела кадров. По возможности рекомендуется привлекать к участию в работе комиссии юристов организации, а в случае причинения материального ущерба работодателю — бухгалтеров. Если виновный работник член профсоюза, в состав комиссии следует включить представителя выборного профсоюзного органа.

При проверке должна быть соблюдена объективность. Для этого необходимо исключить обстоятельства, вызывающие сомнение в беспристрастности членов комиссии.

Среди полномочий членов комиссии можно выделить:
— получение от работников письменных объяснений, иной информации по существу проводимой проверки;
— истребование документов или информации, относящейся к проводимой проверке, в том числе из государственных органов, от юридических и физических лиц, для ознакомления с ними и приобщения их (или их копий) к материалам проверки;
— привлечение специалистов по вопросам, требующим специальных знаний;
— документальное оформление полученных сведений.

Помимо прав у членов комиссии есть и обязанности:
— обеспечение всестороннего, объективного изучения и юридически грамотного документального оформления сведений обо всех обстоятельствах совершенного деяния;
— приобщение к материалам служебного расследования допустимых письменных доказательств;
— обеспечение сохранности и конфиденциальности материалов расследования;
— составление по итогам работы заключения (акта) о результатах служебного расследования и представление его руководителю учреждения в установленный срок.

Ответственность за соблюдение сроков, полноту и объективность проведения служебного расследования несет председатель комиссии. С приказом о проведении служебного расследования в обязательном порядке под роспись должен быть ознакомлен работник, в отношении которого проводится проверка, и все члены комиссии.

Работник, в отношении которого проводится служебное расследование, вправе:
— знать, в связи с чем проводится служебное расследование;
— давать письменные объяснения по поводу совершенного деяния, заявлять об имеющихся у него доказательствах, представлять их для приобщения к материалам служебного расследования; обеспечивать явку свидетелей для их опроса;
— подавать заявление руководителю организации об отводе члена (членов) комиссии от проведения проверки с конкретными доводами, объясняющими такой отвод;
— под роспись знакомиться по окончании служебного расследования с его материалами и заключением (актом) о результатах расследования.

Срок проведения служебного расследования закреплен в соответствующем положении (инструкции) учреждения и не может превышать сроки привлечения к дисциплинарной ответственности в соответствии с трудовым законодательством. Так, в силу ст. 193 ТК РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Согласно п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 днем обнаружения проступка, с которого начинается течение срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка. При этом неважно, наделено ли это лицо правом наложения дисциплинарных взысканий.

Законодатель ограничивает и период, в течение которого дисциплинарное взыскание может быть применено: шесть месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии (внеплановой проверки отдельного сектора организации с целью контроля или выявления нарушений; например, ревизия склада), проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — два года со дня его совершения. Нарушение сроков проведения служебного расследования освобождает виновного от дисциплинарной ответственности.

Второй этап: выяснение юридически значимых обстоятельств

Статья 193 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя до применения дисциплинарного взыскания затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. В нем указываются место, дата и время его составления, персональные данные членов комиссии (должность, Ф.И.О.), составивших акт, причина отказа работника от письменных объяснений в произвольной форме. В силу ч. 2 ст. 193 ТК РФ отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Работодателю следует помнить, что при возникновении спора в суде именно ему придется доказывать правомерность наложения взыскания и соблюдение процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Так, если работник отсутствует на рабочем месте и личное объяснение от него получить невозможно, требование дать такое объяснение направляется заказным письмом с описью вложения по месту жительства работника. Указанные меры позволят работодателю соблюсти порядок применения дисциплинарного взыскания.

В ходе проведения расследования работодатель вправе опрашивать работников организации, очевидцев произошедшего (с их согласия), проверять внутреннюю документацию, привлекать на договорной основе экспертов (аудиторов, оценщиков и других специалистов сторонних организаций для дачи профессиональных заключений), проводить инвентаризацию имущества, направлять запросы в государственные органы, учреждения и прочие организации.

Для определения размера и характера причиненного работником материального ущерба на основании приказа руководителя организации специальной комиссией проводится инвентаризация имущества. Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" проведение инвентаризации обязательно при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества. До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками установление причин его возникновения и его размера обязательно.

В соответствии со ст. 246 ТК РФ при утрате и порче имущества размер ущерба определяется по фактическим потерям исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день его причинения. В то же время он не может быть ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета за вычетом амортизационных отчислений. Поэтому работодатели часто привлекают независимого оценщика либо для экономии расходов определяют размер ущерба по балансовой стоимости имущества.

Документальными доказательствами материального ущерба служат акт инвентаризации, заключение специалиста.

В качестве примера приведем типовой акт об отсутствии на рабочем месте, который следует составлять при прогуле работника (см. образец документа). Помимо указанного акта доказательством отсутствия работника на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня могут служить табель учета рабочего времени, докладные записки, свидетельские показания, акты, информация с видеозаписывающих устройств и т. п. Кроме этого работодателю следует исключить обстоятельства, которые могут послужить уважительными причинами отсутствия работника на рабочем месте.

К противоправным деяниям медицинских работников относятся также нерациональное распоряжение имуществом; неправомерное расходование средств организации; принятие на работу лиц, не исполняющих трудовые обязанности, и издание дискриминационных приказов (со стороны главного врача); необоснованное взимание или требование платы за оказание медицинских услуг, включенных в программу ОМС, и другие действия, совершенные из соображений личной заинтересованности. В каждом конкретном случае комиссия по проведению служебного расследования самостоятельно определяет объем доказательств неправомерного поведения работника.

Следует особо подчеркнуть, что работодатель может получать сведения и документацию от третьих лиц только на добровольной основе. У него нет права проводить обыск, личный досмотр, допросы или требовать от работников прохождения проверки с применением спецтехники.Третий этап: оформление результатов служебного расследования

На основании собранных материалов проверки оформляется заключение (акт) служебного расследования, состоящий из трех частей — вводной, мотивировочной (описательной) и резолютивной.

Вводная часть содержит:— основание и повод проведения служебного расследования;— состав комиссии, проводившей служебное расследование (с указанием должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии);— сведения о сотруднике, в отношении которого проводилось служебное расследование (Ф.И.О. год рождения, образование, должность, время работы в организации, а также в занимаемой должности).

В мотивировочной (описательной) части указываются обстоятельства и факты, установленные в ходе расследования, подтверждение установленных обстоятельств и фактов, например, совершения проступка, вины работника, причиненного ущерба и т. д. При причинении работником ущерба указываются данные о его характере и размере, обосновывается причинная связь между деянием и наступившими негативными последствиями.

Резолютивная часть содержит:— заключение о виновности (невиновности) работника, в отношении которого проведено служебное расследование, с указанием мотивов и целей совершенного деяния;— предложения о мере ответственности работника (дисциплинарной и (или) материальной) либо о направлении материалов в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией;— предложения по устранению причин и условий, способствовавших совершению проступка;— рекомендации предупредительно-профилактического характера.

К заключению (акту) о результатах служебного расследования прилагаются документы, послужившие поводом для его проведения; копия приказа о проведении проверки; докладные, служебные и объяснительные записки работника, должностных лиц и очевидцев происшедшего; документы, подтверждающие обстоятельства совершенного проступка, и т. п.

Заключение (акт) подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. Член комиссии, несогласный с выводами или с содержанием отдельных положений заключения (акта), вправе изложить свое особое мнение в отдельном документе и приобщить его к акту с указанием на это в самом акте. Рекомендуется ознакомить работника, в отношении которого проводилось расследование, с пакетом документов под роспись.

Заключение (акт) со всеми прилагаемыми к нему материалами передают лицу, уполномоченному принимать решения о применении дисциплинарного взыскания.

По результатам служебного расследования руководитель организации принимает решение:— о привлечении виновных лиц к ответственности;— проведении мер предупредительно-профилактического характера;— возвращении материалов для производства дополнительного служебного расследования в пределах сроков, предусмотренных соответствующей инструкцией;— прекращении проведения служебного расследования.

Согласно ст. 193 ТК РФ с приказом о применении дисциплинарного взыскания работник обязательно должен быть ознакомлен в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени, когда он отсутствовал на работе. Если работник отказался ознакомиться с приказом, составляется соответствующий акт.

В соответствии со ст. 248 ТК РФ приказ о взыскании с материально ответственного лица суммы причиненного ущерба издается не позднее чем через один месяц с момента окончательного установления работодателем его размера. Работник также должен быть ознакомлен с приказом под роспись. Следует помнить, что привлечение к материальной ответственности не зависит от того, было ли применено к виновному лицу дисциплинарное взыскание или нет.

Обратим внимание также на то, что в случае установления в результате проведения служебного расследования обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков совершения преступления или административного правонарушения, руководитель организации обязан уведомить об этом соответствующие государственные органы. Порядок обжалования результатов служебного расследования закреплен в соответствующей инструкции учреждения. Как правило, лицо, в отношении которого проводилось служебное расследование, вправе его обжаловать вышестоящему начальнику. В общем порядке результаты служебного расследования могут быть обжалованы в суде.

Для учета всех служебных расследований и их результатов в учреждении здравоохранения целесообразно вести специальный журнал. Этот документ можно вести в электронном виде для облегчения поиска всех проступков по одному работнику.

Подводя итог, еще раз подчеркнем: результаты правильно проведенного служебного расследования, оформленные надлежащим образом, могут стать дополнительным доказательством правомерности действий медицинского персонала не только в случае трудового спора, но и при возникновении конфликта с пациентом.

Автор: Гончарова Н.С.