Категория: Инструкции
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
17 июля 2014 года г. Оха
Охинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Юхно Н.В.,
при секретаре Овчинниковой Т.А.,
с участием истца МЛИ, представителя ответчика ГБУЗ Сахалинской области «О» ПСН,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску МЛИ к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «О» о признании пункта 11 должностной инструкции незаконным,
ДД.ММ.ГГГГ МЛИ обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «О» (далее ГБУЗ «О») о признании пункта 11 должностной инструкции незаконным. В обоснование иска указала, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях. ДД.ММ.ГГГГ главным врачом ГБУЗ «О» утверждена должностная инструкция санитарки хирургического кабинета стоматологической поликлиники, согласованная председателем первичной профсоюзной организации ГБУЗ «О». Согласно пункту 11 данной инструкции на санитарку хирургического кабинета возложена обязанность по мытью грязных медицинских инструментов, готовке их к стерилизации. Не соглашаясь с вмененными обязанностями, поскольку в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10, мытье грязных медицинских инструментов, подготовка их к стерилизации относятся к должностным обязанностям среднего медицинского персонала, к которым относятся медицинские сестры, просила признать пункт 11 должностной инструкции санитарки хирургического кабинета стоматологической поликлиники, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ главным врачом ГБУЗ «О» незаконным; взыскать с ГБУЗ «О» в ее (МЛИ) пользу компенсацию морального вреда в сумме. а также судебные расходы в сумме. складывающиеся из оплаты услуг адвоката.
В судебном заседании МЛИ заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика ГБУЗ «О» ПСН в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, ссылаясь на отсутствие нарушений при составлении должностной инструкции, а также на пропуск истцом срока на обращение в суд с заявленными требованиями.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – министерство здравоохранения. первичная профсоюзная организация ГБУЗ «О», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, и оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 года №541н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
Согласно пункту 2 указанного нормативного акта, квалификационные характеристики, содержащиеся в ЕКС, применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций.
Пунктом 4 ЕКС предусмотрено, что квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». В разделе «Должностные обязанности» установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования.
Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 относит должностные инструкции к документации по организационно-нормативному регулированию деятельности организации, тем самым подтверждая, что должностная инструкция является локальным нормативным актом, определяющим задачи, функции, основные обязанности и сферу ответственности работников при осуществлении ими трудовой деятельности согласно занимаемой должности.
В соответствии со статьей Часть I > Раздел I. Общие положения > Глава 1. Основные начала трудового законодательства > Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права' target='_blank'>8 Трудового кодекса РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Из анализа приведенных норм следует, что трудовая функция работника определяется наименованием его должности в штатном расписании и конкретизируется соответствующей должностной инструкцией.
Из материалов дела следует, что МЛИ на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений к нему состоит с ГБУЗ «О» в трудовых отношениях, работая санитаркой кабинетов стоматологической поликлиники. Согласно пункту 11 должностной инструкции санитарки хирургического кабинета стоматологической поликлиники, утвержденной главным врачом ГБУЗ «О» ДД.ММ.ГГГГ, согласованной председателем профсоюзной организации того же числа, на санитарку возложена обязанность по мытью грязных медицинских инструментов, подготовке их к стерилизации. С данной должностной инструкцией МЛИ ознакомлена.
Не соглашаясь с данным пунктом МЛИ, ссылается на пункты 1.13, 1.14 приложения №19 к СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденные Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года №58, а также на письмо руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по от ДД.ММ.ГГГГ №И65-202ж/13, письмо министра здравоохранения Сахалинской области от 2 апреля 2014 года №1308/13-2-0-1, данными на обращение МЛИ, согласно которым мытье грязных медицинских инструментов, подготовке их к стерилизации не входит в обязанности санитарки, а относится к должностным обязанностям среднего медицинского персонала, к которым относятся медицинские сестры.
Оценивая доводы истицы, суд находит их несостоятельными, поскольку пункты 1.13 и 1.14 Приложения №19 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (СанПиН 2.1.3.2630-10), предусматривают лишь примерное распределение обязанностей между персоналом медицинского учреждения, конкретный же перечень должностных обязанностей работника в соответствии с приведенными выше положениями нормативных актов, определяется работодателем с учетом особенностей организации труда работников медицинского учреждения.
Пункт 1.1 раздела 5 Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям СанПиН 2.1.3.2630-10 предусматривает, что в целях соблюдения противоэпидемического режима врач должен работать в сопровождении среднего медицинского персонала, осуществляющего обработку рабочих мест, дезинфекцию, а также, в случае отсутствия централизованной стерилизационной, предстерилизационную очистку и стерилизацию изделий медицинской техники и медицинского назначения
В соответствии с пунктом 8.3.11 СанПиН 2.1.3.2630-10 при наличии в стоматологической медицинской организации более трех стоматологических кресел предстерилизационную очистку и стерилизацию проводят в специально выделенных помещениях - стерилизационных (автоклавных), с выделением «чистых» и «грязных» зон и соблюдением поточности. Предстерилизационную очистку изделий осуществляют после дезинфекции или при совмещении с дезинфекцией в одном процессе (в зависимости от применяемого средства): ручным или механизированным (в соответствии с инструкцией по эксплуатации, прилагаемой к конкретному оборудованию) способом.
Согласно сведениям, изложенным в письме Территориального отдела Роспотребнадзора в Охинском районе от 31 марта 2014 года №04-1/305. и как пояснил представитель ГБУЗ «О» ПСН в судебном заседании, в стоматологической поликлинике имеется 9 рабочих мест, а также отдельная специально-оборудованная комната – моечная-стерилизационная.
Пунктом 4.1.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 июня 2003 года №131, установлено, что дезинфекцию и стерилизацию в лечебно-профилактических учреждениях проводит специально обученный персонал учреждения, а дезинсекцию и дератизацию - специально обученный персонал учреждения либо организации, осуществляющие дезинфекционную деятельность.
Как следует из представленного ответчиком приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в целях контроля теоретических знаний и практических навыков, в том числе по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима у младшего медицинского персонала стоматологической поликлиники комиссией медицинского учреждения принят зачет по вопросам касающимся дезинфекции, предстерилизационной очистки медицинского инструментария, в том числе у МЛИ
Таким образом, поскольку перечень должностных обязанностей санитарки и медицинской сестры, изложенных в пунктах 1.13 и 1.14 Приложения №19 СанПиН 2.1.3.2630-10, носит примерный характер, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №541н является только лишь основой для разработки должностных инструкций, в стоматологической поликлиники ГБУЗ «О» имеется отдельная моечная-стерилизационная, МЛИ прошла обучение по вопросам дезинфекции, предстерилизационной очистке медицинского инструментария, то нарушений действующего законодательства по включению в должностную инструкцию МЛИ пункта, предусматривающего мытье грязных медицинских инструментов, подготовку их к стерилизации, суд не усматривает.
Кроме того, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления стороны ответчика о пропуске истицей срока на обращение в суд с заявленными требованиями.
Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Как видно из материалов дела, о предполагаемом нарушении своих трудовых прав МЛИ стало известно из ответов территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Сахалинской области от 26 декабря 2013 года №И65-202ж/13, министерства здравоохранения Сахалинской области от 2 апреля 2014 года №1308/13-2-0-1.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявленных МЛИ к ГБУЗ «О» о признании пункта 11 должностной инструкции незаконным.
в удовлетворении исковых требований МЛИ к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «О» о признании пункта 11 должностной инструкции незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Охинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
В окончательном виде решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна: судья Н.В. Юхно
Охинский городской суд (Сахалинская область) (подробнее)
Принято Миллеровским районным судом (Ростовская область)