Категория: Бланки/Образцы
§ 4. Тренировочные упражнения по морфологическому разбору имени числительного
Из предложений выпишите числительные и сделайте их морфологический разбор.
Однажды человек десять офицеров обедали у Сильвио ( А. Пушкин ). В четырёх верстах от меня находилось богатое поместье, принадлежащее графине Б***, но в нём жил только управитель, а графиня посетила своё поместье только однажды, в первый год своего замужества ( А. Пушкин ). Однажды ж во вторую весну моего затворничества разнёсся слух, что графиня с мужем приедет на лето в свою деревню ( А. Пушкин ).
§ 1. Порядок морфологического разбора местоимения
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Постоянные признаки: а) разряд; б) лицо (у личных местоимений).
3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
§ 2. Лингвометодический комментарий
1. Чтобы правильно распознать местоимение, необходимо знать их
а) личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они ;
б) возвратное: себя ;
в) определительные: сам, иной, другой, любой, весь, всякий, каждый ; г) указательные: тот, такой, таков, столько, этот ;
д) притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой. а также к притяжательным относят те, которые образованы от личных, но способны выражать принадлежность – его, ее, их. Сравните: вижу его. но его книга ;
встретил ее. но ее слова ; знаю их. но их принципы ; е) вопросительные: кто? что? какой? чей? который? сколько?
ж) относительные: кто, что, какой, чей, который, сколько (если они употребляются как союзные слова для связи главного и придаточного предложений);
з) неопределённые: кто-то, что-то, кто-нибудь, кое-кто, кто-
либо, некто, нечто, несколько и другие (эти местоимения образованы от вопросительных с помощью приставок не- и кое- и суффиксов -то. -либо.
и) отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей. нисколько.
Заметим, что выше приведены местоимения в начальной форме. Но в тексте могут использоваться и их падежные формы.
2. В школьном курсе русского языка не рассматриваются устарев-
шие местоимения: экий, эдакий, оный, сей, каковой, всяческий, всяк.
3. Знание состава местоимений не уберегает от ошибки тогда, когда мы имеем дело со случаями перехода местоимения в другую часть речи. Сопоставим разные случаи:
1) Я не знал, что он принёс.
2) Я не знал, что он пришёл.
В первом случае что – местоимение, во втором – союз.
1) И стоит себе лес, улыбается.
2) Он взял это себе .
В первом случае себе утратило значение указания, является частицей, примыкает к глаголу и выражает оттенок независимости действия. Во втором – «себе» указывает на предмет.
1) Он сделал всё. что мог.
2) Всё мрачней и выше тучи поднимаются над морем.
В первом случае всё – местоимение, указывающее на предмет, во втором – усилительная частица.
1) Дождь всё идёт.
2) Всё было против меня.
В первом случае всё – наречие (всё – постоянно, давно, долго), во втором – местоимение, указывающее на предмет.
1) Это было ужасно.
2) Куда это же он смотрит?
В первом случае это – местоимение, во втором – усилительная частица.
4. Местоимения выписываются с предлогом (если он относится к местоимению).
5. Местоимения себя, некого, нечего не имеют именительного падежа. Для них начальная форма – родительный падеж.
6. По родам изменяются только местоимения-прилагательные и только
в единственном числе.
В учебниках русского языка В.В. Бабайцевой и М.В. Панова местоимения противопоставлены другим частям речи, называющим предметы, признаки и так далее, не указывающие на них (как местоимения).
Местоимения делятся на четыре группы:
1. Местоимения-существительные: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, кто, что, никто, кто-то, что-нибудь и другие, так как они указывают на предметы, изменяющиеся по падежам, и в предложении выполняют те же функции, что и существительные.
2. Местоимения-прилагательные: мой, твой, наш, ваш, свой, иной,
другой, каждый, иной, какой, который, этот и другие, так как они указы-
вают на признаки предметов. Как и прилагательные, они изменяются по родам, числам и падежам. В предложении чаще всего выполняют функцию определения или сказуемого.
3. Местоимения-числительные: сколько, столько, несколько. так как они указывают на количество предметов, но точно не называют их; в предложении ведут себя как количественные числительные, то есть сочетаются с существительным, выполняя вместе с ним роль одного члена предложения.
4. Местоимения-наречия: где, куда, откуда, когда, так, там, потому
и другие, так как они указывают на признаки действий, не изменяются и в предложении выполняют функцию обстоятельств.
Выделение такого рода групп увеличивает количество местоимений некоторых разрядов. Так, к вопросительным и относительным местоимениям добавляются слова как, где, куда, откуда, когда, почему, зачем ; к указатель-
ным – так, там, туда, оттуда и так далее. На ЕГЭ используется традиционная классификация местоимений. Случаи, которые могут допускать разную трактовку по разным учебникам, исключаются из материалов тестов.
5. У многих местоимений 3-го лица он, она, оно, они в косвенных падежах после всех непроизводных и некоторых производных предлогов, управляющих род. п. пишется начальная н. с ним (ней, ними), по нему (ней, ним), вокруг него (нее, них ) и т. д. Буква н не присоединяется к личным местоимениям 3-го лица, если они употребляются с производными предлога-
ми, управляющими дат. п. благодаря ему, вопреки ему.
§ 3. Образцы морфологического разбора местоимений
Матушка отыскала мой ? паспорт, хранившийся в её ? шкатулке вме-
сте с сорочкою, в которой ? меня ? крестили, и вручила его ? батюшке дрожащею рукою (А. Пушкин) .
Мой ? ( паспорт ) – местоимение. Указывает на признак предмета: паспорт (чей?) мой. Начальная форма – мой. Постоянный признак – притяжательное. Употреблено в форме винительного падежа, единственного числа. В предложении является определением.
( в ) её ? ( шкатулке ) – местоимение. Указывает на принадлежность предмета: в шкатулке (чьей?) ее. Начальная форма – она. Постоянный признак – личное в значении притяжательного. Имеет форму родительного падежа, единственного числа, женского рода. В предложении является определением.
( в ) которой ? – местоимение. Указывает на предмет: крестили (в чём?) в которой. Начальная форма – который. Постоянный признак – относительное. Употреблено в предложном падеже, единственном числе. В предложении являетсяопределением.
меня ? – местоимение. Указывает на предмет: крестили (кого?) меня. Начальная форма – я. Постоянный признак – личное. Употреблено в винительном падеже, первого лица, единственного числа. В предложении является дополнением.
его ? – местоимение. Указывает на предмет: вручила (кого?) его. Начальная форма – он. Постоянный признак – личное. Употреблено в винительном падеже, третьего лица, единственного числа. В предложении является дополнением.
§ 4. Тренировочные упражнения по морфологическому разбору местоимения
Выпишите местоимения и сделайте их морфологический разбор.
Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня гарнизонная скука в стороне глухой и отдалённой. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастьем. (А. Пушкин).
V. ЧАСТИЧНЫЙ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Учащиеся должны уметь делать не только полный, но и частичный морфологический разбор. Такого рода языковой анализ широко используется на ЕГЭ. Предлагаем вам задания, подобные тем, что были использованы на ЕГЭ разных лет. Выполните их.
Тесты по теме «Существительное»
1. В каком ряду все существительные одушевленные?
1) матрешка, ребенок, народ, собака;
2) личинка, король, рука, палец;
3) мертвец, кукла, лошадь, покойник;
4) масса, капля, море, яблоко.
2. В каком ряду все существительные неодушевленные?
1) труп, толпа, дом, книга;
2) кукла, народ, мертвец, покойник;
3) валет, лист, дверь, небо;
4) лампа, деревья, нога, ферзь.
3. Вкакомрядувсесуществительныеимеюттолькоформумн. числа?
1) книги, сани, именины, Чебоксары;
2) каникулы, прятки, Альпы, брюки;
3) консервы, чернила, очки, люди;
4) дети, ножницы, шахматы, испытания.
4. В каком ряду существительные имеют форму только ед. числа:
1) человек, молоко, Урал, борьба;
Проверочная работа по теме местоимения, синтаксический, морфологический разбор.
1.Найди местоимения, укажи лицо и падеж.
Меня, зачем, нет, вам, им, кем, раз, нами.
2.Укажи предложения с местоимениями 1 лица единственного числа:
А) Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.
В) Лучше ,мама ,не пищи, ты мне няньку поищи.
С)Мы не пишем на доске.
Д)Познакомилась в столовой я сегодня с лампой новой.
3.Укажи предложения с местоимениями 3 лица единственного числа, женского рода.
А)Ты думаешь, что тишина бывает звуков лишена?
В) А кто же снами говорит, когда в ночи огонь горит?
С)И кажется нам, что она и в самом деле не слышна.
4. Разбери местоимение как часть речи (морфологический разбор)
С тобой ____________________________________________________________
5. Сделай синтаксический разбор предложения.
Я глядела сонным взглядом сквозь туманный абажур.
По теме: методические разработки, презентации и конспектыПроверочная работа по теме "Имя числительное" 3 класс. Л.В.Занков
Проверочная работа по теме "Имя числительное".3 класс по системе Л.В. Занкова. Цель: проверить навык записи количественных и порядковых имен числительных; знание правил по данной теме.
На данном уроке ребята смогут показать умения в письме под диктовку связного текста и словарных слов, а также в определении количества слогов, звуков и букв в словах.
Проверочная работа по теме "Многообразие растений"
Проверочная работа во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа", думаю, может пригодиться не только в этом УМК.
Проверочная работа по теме "существительное" 2класс (Система Занкова Л. В.)
Работа по теме "Имя существительное". 2 варианта. Каждый вариант состоит из 4 заданий по теме.
Тест по теме "Общество" Проверочная работа по теме"Режим дня" 1 класс.
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.
Проверочная работа по теме "Разбор предложений"
Ученик самостоятельно выбирает предложение (по уровню сложности) и выполняет задание по выбору.
Словарик по русскому языку, Морфологический разбор, 1-4 классы, Дьячкова Л.В. 2016.
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
Словарик составлен на основе учебников по русскому языку для 1—4-го классов. В нём представлены максимально полные варианты морфологического разбора имён существительных, имён прилагательных, местоимений и глаголов.
Работая со словариком, ребёнок сможет не только проверить правильность выполнения задания, но и приобретёт навык самопроверки и самоконтроля.
А.
Активные участники
I. (Какие?) активные — им. прилаг. обознач. признак предмета.
II. 1. Н. ф. — (какой?) активный. 2. Пост. кач. 3. Непост. полож. ст. полн. ф. им. п. мн. ч.
III. Определение.
Блёстки алые
I. (Какие?) алые — им. прилаг. обознач. признак предмета.
II. 1. И. ф. — (какой?) алый. 2. Пост. кач. 3. Непост. полож. ст.( полн. ф. им. п. мн. ч.
III. Определение.
Нарисовал в альбоме
I. (В чём?) в альбоме — им. сущ. обознач. предмет.
II. 1. Н. ф. — (что?) альбом. 2. Пост. нариц. неодуш. м. р. 2-е скл. 3. Непост. пр. п. ед. ч.
III. Дополнение.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:
Дата публикации: 24.12.2016 15:17 UTC
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы: Книги, учебники, обучение по разделам Не нашёл? Найди:Contact us (Abuse)
Nashol.com Все для школьников, студентов, учащихся, преподавателей и родителей.
© Nashol.com. 2007-2016
Урок русского языка.4 класс Программа « Школа России.
Тема урока. Понятие о местоимении. Личные местоимения.
1.Знакомство с новой частью речи – личными местоимениями. Формирование умения выделять их в речи и правильно употреблять ;совершенствование умения производить морфологический. морфемный и синтаксический разборы;
2. обогащение активного словаря; развитие зрительной памяти, мышления, внимания;
3.Воспитание уважительного отношения к близким.
Оборудование. Презентация (слайды) для проекции, деформированный текст, карточки с образцом морфологического разбора, нарисованного на листе ватмана солнце.
- Где человек чувствует себя хорошо ,уютно. где он любим и любит сам? ( в семье).
Слайд на экране:
Зачем нам клад, коли в семье лад.
- Какие слова спрятались в этом слове? Как можно изобразить это слово? 7я или
2.Минутка чистописания. Я я
- Назовите буквы из слова семья. которые обозначают согласные звуки. Запишите. ся мя.
- Словарные слова с «опасной» буквой я язык заяц рябина. На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают? Какая это часть речи? Назовите лишнее слово?
3.Актуализация опорных знаний.
Закрепление знаний об имени существительном по схеме: (слайды):
Отвечает на вопрос…
- Найдите в предложениях существительные, которые относятся к семье? ( по вариантам слайды на экране).
1. Мать подарила нам жизнь и мир вокруг нас.
2. Отец всегда нас защищает и оберегает.
Двое учеников у доски .Морфологический разбор по образцу (слайды)
4.Непостоянные признаки: число.
5.Роль в предложении.
- Мы закрепили ваши знания об имени существительном. А какой частью речи будет посвящен сегодняшний урок. Вы скажите сами.
4.Постановка проблемы, открытие нового.
Слуховое восприятие текста:
Самое прекрасное слово на Земле – мама. Мама - добрая и ласковая. Мама меня очень любит и никогда не бывает равнодушной. Мама всё умеет.
- О ком этот текст?
- Какое слово повторяется? Можно ли его заменить. Каким словом?
- Слова, заменяющие другие части речи - « герои» сегодняшнего урока.
Предлагаю вам игру « Вопрос- ответ». Условие - не называть имён. Ответы записываем в тетради.
Как ты говоришь о себе?
Как вы говорите о себе ,когда вы все вместе?
Как ты обращаешься к товарищу. (на ты)
Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку. А ещё так обращаются к группе людей? (вы)
Как ты говоришь о своём друге ,когда его нет рядом? О подруге? ( он она)
Какого рода слова он она. Слова какого рода не хватает?
Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом?
Таблица на доске:
- В русском языке есть слова, которые употребляются вместо имён существительных (или других частей речи). Можно сказать по- другому: они занимают место имени. Как называются такие слова? ( записываю слово местоимение на 1-й строке таблицы.)
- А теперь немного отдохнём вместе с нашими « героями».
Дети выполняют упражнения вместе с учителем.
Чтение определения из учебника.
Дети читают хором по строчкам все местоимения.
Сообщение темы и целей урока.
- Посмотрите на местоимения 1-го столбика.2-го. Как изменяются местоимения ( записать на 2-й строке таблицы: ед.ч. мн.ч.)
- На какие вопросы отвечают местоимения?
- Называет ли местоимение предмет?
Чтение второго определения.
- каждое местоимение указывает на лицо. Прочитайте 1-ю строчку таблицы, 2-ю и т.д .В тетрадях дописывают :1,2,3-е лицо.
- Вот почему эти местоимения называются личными.
-Как изменяются местоимения 3-го лица ед.ч.
6.Первичное закрепление. Развитие умений.
1. Упр.5-беседа по содержанию.
Прочитайте пересказ отрывка из басни И.Крылова «Щука и Кот» .Ученики выполняют упражнение: записывают имена существительные щуки, кошки. а рядом- личные местоимения, которые на них указывают. Выписывают предложение ,в котором говорится о зубастой щуке, выполняют синтаксический разбор.
2. Работа с деформированным текстом. Работа в парах.
Задание: восстановить текст в паре, заменить повторяющееся слово местоимением (1 вариант-1 л.,ед.ч.),указать число и лицо местоимений.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка ( она ) во всех затеях со мною заодно.
Я с бабушкой (ней) не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке ( ней ),
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
3.Обобщение .По таблице сначала повторить сведения о местоимении, потом сравнить его с существительным (слайды).
Ц е л и: добиться усвоения учащимися порядка морфологического разбора местоимений; отработать навык написания и употребления предлогов с местоимениями.
I. Орфографическая минутка.
Грибов не нахожу, из двора лесника, снежинка у стебелька, тяжелое ведро, бегут ручейки, носился по озеру, влетели в окно, зимой встают на коньки, повстречался со щенком, зверюшки дрожали.
II. Актуализация опорных знаний.
В ы п о л н е н и е упражнения 36 на с. 46.
– Почему в одном случае употреблено местоимение его. а в другом – него.
– Выполните письменное задание.
И с п р а в ь т е ошибки в тексте.
Вернулся хозяин. Каштанка пошла за им. Она ходила около его и следила за каждым его движением. Хозяин взял блюдечко, налил в его воды. Собака и гусь жались к ему. Они очень любили него.
III. Формирование новых знаний.
1. С л о в а р н а я р а б о т а.
Знакомство со словом