Руководства, Инструкции, Бланки

морфологический разбор местоимения 4 класс образец img-1

морфологический разбор местоимения 4 класс образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

/ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

§ 4. Тренировочные упражнения по морфологическому разбору имени числительного

Из предложений выпишите числительные и сделайте их морфологический разбор.

Однажды человек десять офицеров обедали у Сильвио ( А. Пушкин ). В четырёх верстах от меня находилось богатое поместье, принадлежащее графине Б***, но в нём жил только управитель, а графиня посетила своё поместье только однажды, в первый год своего замужества ( А. Пушкин ). Однажды ж во вторую весну моего затворничества разнёсся слух, что графиня с мужем приедет на лето в свою деревню ( А. Пушкин ).

§ 1. Порядок морфологического разбора местоимения

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

2. Постоянные признаки: а) разряд; б) лицо (у личных местоимений).

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

§ 2. Лингвометодический комментарий

1. Чтобы правильно распознать местоимение, необходимо знать их

а) личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они ;

б) возвратное: себя ;

в) определительные: сам, иной, другой, любой, весь, всякий, каждый ; г) указательные: тот, такой, таков, столько, этот ;

д) притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой. а также к притяжательным относят те, которые образованы от личных, но способны выражать принадлежность – его, ее, их. Сравните: вижу его. но его книга ;

встретил ее. но ее слова ; знаю их. но их принципы ; е) вопросительные: кто? что? какой? чей? который? сколько?

ж) относительные: кто, что, какой, чей, который, сколько (если они употребляются как союзные слова для связи главного и придаточного предложений);

з) неопределённые: кто-то, что-то, кто-нибудь, кое-кто, кто-

либо, некто, нечто, несколько и другие (эти местоимения образованы от вопросительных с помощью приставок не- и кое- и суффиксов -то. -либо.

и) отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей. нисколько.

Заметим, что выше приведены местоимения в начальной форме. Но в тексте могут использоваться и их падежные формы.

2. В школьном курсе русского языка не рассматриваются устарев-

шие местоимения: экий, эдакий, оный, сей, каковой, всяческий, всяк.

3. Знание состава местоимений не уберегает от ошибки тогда, когда мы имеем дело со случаями перехода местоимения в другую часть речи. Сопоставим разные случаи:

1) Я не знал, что он принёс.

2) Я не знал, что он пришёл.

В первом случае что – местоимение, во втором – союз.

1) И стоит себе лес, улыбается.

2) Он взял это себе .

В первом случае себе утратило значение указания, является частицей, примыкает к глаголу и выражает оттенок независимости действия. Во втором – «себе» указывает на предмет.

1) Он сделал всё. что мог.

2) Всё мрачней и выше тучи поднимаются над морем.

В первом случае всё – местоимение, указывающее на предмет, во втором – усилительная частица.

1) Дождь всё идёт.

2) Всё было против меня.

В первом случае всё – наречие (всё – постоянно, давно, долго), во втором – местоимение, указывающее на предмет.

1) Это было ужасно.

2) Куда это же он смотрит?

В первом случае это – местоимение, во втором – усилительная частица.

4. Местоимения выписываются с предлогом (если он относится к местоимению).

5. Местоимения себя, некого, нечего не имеют именительного падежа. Для них начальная форма – родительный падеж.

6. По родам изменяются только местоимения-прилагательные и только

в единственном числе.

В учебниках русского языка В.В. Бабайцевой и М.В. Панова местоимения противопоставлены другим частям речи, называющим предметы, признаки и так далее, не указывающие на них (как местоимения).

Местоимения делятся на четыре группы:

1. Местоимения-существительные: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, кто, что, никто, кто-то, что-нибудь и другие, так как они указывают на предметы, изменяющиеся по падежам, и в предложении выполняют те же функции, что и существительные.

2. Местоимения-прилагательные: мой, твой, наш, ваш, свой, иной,

другой, каждый, иной, какой, который, этот и другие, так как они указы-

вают на признаки предметов. Как и прилагательные, они изменяются по родам, числам и падежам. В предложении чаще всего выполняют функцию определения или сказуемого.

3. Местоимения-числительные: сколько, столько, несколько. так как они указывают на количество предметов, но точно не называют их; в предложении ведут себя как количественные числительные, то есть сочетаются с существительным, выполняя вместе с ним роль одного члена предложения.

4. Местоимения-наречия: где, куда, откуда, когда, так, там, потому

и другие, так как они указывают на признаки действий, не изменяются и в предложении выполняют функцию обстоятельств.

Выделение такого рода групп увеличивает количество местоимений некоторых разрядов. Так, к вопросительным и относительным местоимениям добавляются слова как, где, куда, откуда, когда, почему, зачем ; к указатель-

ным – так, там, туда, оттуда и так далее. На ЕГЭ используется традиционная классификация местоимений. Случаи, которые могут допускать разную трактовку по разным учебникам, исключаются из материалов тестов.

5. У многих местоимений 3-го лица он, она, оно, они в косвенных падежах после всех непроизводных и некоторых производных предлогов, управляющих род. п. пишется начальная н. с ним (ней, ними), по нему (ней, ним), вокруг него (нее, них ) и т. д. Буква н не присоединяется к личным местоимениям 3-го лица, если они употребляются с производными предлога-

ми, управляющими дат. п. благодаря ему, вопреки ему.

§ 3. Образцы морфологического разбора местоимений

Матушка отыскала мой ? паспорт, хранившийся в её ? шкатулке вме-

сте с сорочкою, в которой ? меня ? крестили, и вручила его ? батюшке дрожащею рукою (А. Пушкин) .

Мой ? ( паспорт ) – местоимение. Указывает на признак предмета: паспорт (чей?) мой. Начальная форма – мой. Постоянный признак – притяжательное. Употреблено в форме винительного падежа, единственного числа. В предложении является определением.

( в ) её ? ( шкатулке ) – местоимение. Указывает на принадлежность предмета: в шкатулке (чьей?) ее. Начальная форма – она. Постоянный признак – личное в значении притяжательного. Имеет форму родительного падежа, единственного числа, женского рода. В предложении является определением.

( в ) которой ? – местоимение. Указывает на предмет: крестили (в чём?) в которой. Начальная форма – который. Постоянный признак – относительное. Употреблено в предложном падеже, единственном числе. В предложении являетсяопределением.

меня ? – местоимение. Указывает на предмет: крестили (кого?) меня. Начальная форма – я. Постоянный признак – личное. Употреблено в винительном падеже, первого лица, единственного числа. В предложении является дополнением.

его ? – местоимение. Указывает на предмет: вручила (кого?) его. Начальная форма – он. Постоянный признак – личное. Употреблено в винительном падеже, третьего лица, единственного числа. В предложении является дополнением.

§ 4. Тренировочные упражнения по морфологическому разбору местоимения

Выпишите местоимения и сделайте их морфологический разбор.

Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня гарнизонная скука в стороне глухой и отдалённой. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастьем. (А. Пушкин).

V. ЧАСТИЧНЫЙ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Учащиеся должны уметь делать не только полный, но и частичный морфологический разбор. Такого рода языковой анализ широко используется на ЕГЭ. Предлагаем вам задания, подобные тем, что были использованы на ЕГЭ разных лет. Выполните их.

Тесты по теме «Существительное»

1. В каком ряду все существительные одушевленные?

1) матрешка, ребенок, народ, собака;

2) личинка, король, рука, палец;

3) мертвец, кукла, лошадь, покойник;

4) масса, капля, море, яблоко.

2. В каком ряду все существительные неодушевленные?

1) труп, толпа, дом, книга;

2) кукла, народ, мертвец, покойник;

3) валет, лист, дверь, небо;

4) лампа, деревья, нога, ферзь.

3. Вкакомрядувсесуществительныеимеюттолькоформумн. числа?

1) книги, сани, именины, Чебоксары;

2) каникулы, прятки, Альпы, брюки;

3) консервы, чернила, очки, люди;

4) дети, ножницы, шахматы, испытания.

4. В каком ряду существительные имеют форму только ед. числа:

1) человек, молоко, Урал, борьба;

Другие статьи

Тест по русскому языку (4 класс) по теме: Проверочная работа по теме местоимение, синтаксический, морфологический разбор

Тест по русскому языку (4 класс) по теме:
Проверочная работа по теме местоимение,синтаксический,морфологический разбор.

Проверочная работа по теме местоимения, синтаксический, морфологический разбор.

1.Найди местоимения, укажи лицо и падеж.

Меня, зачем, нет, вам, им, кем, раз, нами.

2.Укажи предложения с местоимениями 1 лица единственного числа:

А) Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.

В) Лучше ,мама ,не пищи, ты мне няньку поищи.

С)Мы не пишем на доске.

Д)Познакомилась в столовой я сегодня с лампой новой.

3.Укажи предложения с местоимениями 3 лица единственного числа, женского рода.

А)Ты думаешь, что тишина бывает звуков лишена?

В) А кто же снами говорит, когда в ночи огонь горит?

С)И кажется нам, что она и в самом деле не слышна.

4. Разбери местоимение как часть речи (морфологический разбор)

С тобой ____________________________________________________________

5. Сделай синтаксический разбор предложения.

Я глядела сонным взглядом сквозь туманный абажур.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Имя числительное" 3 класс. Л.В.Занков

Проверочная работа по теме "Имя числительное".3 класс по системе Л.В. Занкова. Цель: проверить навык записи количественных и порядковых имен числительных; знание правил по данной теме.

На данном уроке ребята смогут показать умения в письме под диктовку связного текста и словарных слов, а также в определении количества слогов, звуков и букв в словах.

Проверочная работа по теме "Многообразие растений"

Проверочная работа во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа", думаю, может пригодиться не только в этом УМК.

Проверочная работа по теме "существительное" 2класс (Система Занкова Л. В.)

Работа по теме "Имя существительное". 2 варианта. Каждый вариант состоит из 4 заданий по теме.

Тест по теме "Общество" Проверочная работа по теме"Режим дня" 1 класс.

Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.

Проверочная работа по теме "Разбор предложений"

Ученик самостоятельно выбирает предложение (по уровню сложности) и выполняет задание по выбору.

Словарик по русскому языку, Морфологический разбор, 1-4 классы, Дьячкова Л

Словарик по русскому языку, Морфологический разбор, 1-4 классы, Дьячкова Л.В. 2016


Словарик по русскому языку, Морфологический разбор, 1-4 классы, Дьячкова Л.В. 2016.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
Словарик составлен на основе учебников по русскому языку для 1—4-го классов. В нём представлены максимально полные варианты морфологического разбора имён существительных, имён прилагательных, местоимений и глаголов.
Работая со словариком, ребёнок сможет не только проверить правильность выполнения задания, но и приобретёт навык самопроверки и самоконтроля.


А.
Активные участники
I. (Какие?) активные — им. прилаг. обознач. признак предмета.
II. 1. Н. ф. — (какой?) активный. 2. Пост. кач. 3. Непост. полож. ст. полн. ф. им. п. мн. ч.
III. Определение.

Блёстки алые
I. (Какие?) алые — им. прилаг. обознач. признак предмета.
II. 1. И. ф. — (какой?) алый. 2. Пост. кач. 3. Непост. полож. ст.( полн. ф. им. п. мн. ч.
III. Определение.

Нарисовал в альбоме
I. (В чём?) в альбоме — им. сущ. обознач. предмет.
II. 1. Н. ф. — (что?) альбом. 2. Пост. нариц. неодуш. м. р. 2-е скл. 3. Непост. пр. п. ед. ч.
III. Дополнение.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Дата публикации: 24.12.2016 15:17 UTC

Смотрите также учебники, книги и учебные материалы: Книги, учебники, обучение по разделам Не нашёл? Найди:

Contact us (Abuse)

Nashol.com Все для школьников, студентов, учащихся, преподавателей и родителей.
© Nashol.com. 2007-2016

Конспект урока для 4 класса Понятие о местоимении

Конспект урока для 4 класса "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Урок русского языка.4 класс Программа « Школа России.

Тема урока. Понятие о местоимении. Личные местоимения.

1.Знакомство с новой частью речи – личными местоимениями. Формирование умения выделять их в речи и правильно употреблять ;совершенствование умения производить морфологический. морфемный и синтаксический разборы;

2. обогащение активного словаря; развитие зрительной памяти, мышления, внимания;

3.Воспитание уважительного отношения к близким.

Оборудование. Презентация (слайды) для проекции, деформированный текст, карточки с образцом морфологического разбора, нарисованного на листе ватмана солнце.

- Где человек чувствует себя хорошо ,уютно. где он любим и любит сам? ( в семье).

Слайд на экране:

Зачем нам клад, коли в семье лад.

- Какие слова спрятались в этом слове? Как можно изобразить это слово? 7я или

2.Минутка чистописания. Я я

- Назовите буквы из слова семья. которые обозначают согласные звуки. Запишите. ся мя.

- Словарные слова с «опасной» буквой я язык заяц рябина. На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают? Какая это часть речи? Назовите лишнее слово?

3.Актуализация опорных знаний.

Закрепление знаний об имени существительном по схеме: (слайды):

Отвечает на вопрос…

- Найдите в предложениях существительные, которые относятся к семье? ( по вариантам слайды на экране).

1. Мать подарила нам жизнь и мир вокруг нас.

2. Отец всегда нас защищает и оберегает.

Двое учеников у доски .Морфологический разбор по образцу (слайды)

4.Непостоянные признаки: число.

5.Роль в предложении.

- Мы закрепили ваши знания об имени существительном. А какой частью речи будет посвящен сегодняшний урок. Вы скажите сами.

4.Постановка проблемы, открытие нового.

Слуховое восприятие текста:

Самое прекрасное слово на Земле – мама. Мама - добрая и ласковая. Мама меня очень любит и никогда не бывает равнодушной. Мама всё умеет.

- О ком этот текст?

- Какое слово повторяется? Можно ли его заменить. Каким словом?

- Слова, заменяющие другие части речи - « герои» сегодняшнего урока.

Предлагаю вам игру « Вопрос- ответ». Условие - не называть имён. Ответы записываем в тетради.

Как ты говоришь о себе?

Как вы говорите о себе ,когда вы все вместе?

Как ты обращаешься к товарищу. (на ты)

Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку. А ещё так обращаются к группе людей? (вы)

Как ты говоришь о своём друге ,когда его нет рядом? О подруге? ( он она)

Какого рода слова он она. Слова какого рода не хватает?

Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом?

Таблица на доске:

- В русском языке есть слова, которые употребляются вместо имён существительных (или других частей речи). Можно сказать по- другому: они занимают место имени. Как называются такие слова? ( записываю слово местоимение на 1-й строке таблицы.)

- А теперь немного отдохнём вместе с нашими « героями».

Дети выполняют упражнения вместе с учителем.

Чтение определения из учебника.

Дети читают хором по строчкам все местоимения.

Сообщение темы и целей урока.

- Посмотрите на местоимения 1-го столбика.2-го. Как изменяются местоимения ( записать на 2-й строке таблицы: ед.ч. мн.ч.)

- На какие вопросы отвечают местоимения?

- Называет ли местоимение предмет?

Чтение второго определения.

- каждое местоимение указывает на лицо. Прочитайте 1-ю строчку таблицы, 2-ю и т.д .В тетрадях дописывают :1,2,3-е лицо.

- Вот почему эти местоимения называются личными.

-Как изменяются местоимения 3-го лица ед.ч.

6.Первичное закрепление. Развитие умений.

1. Упр.5-беседа по содержанию.

Прочитайте пересказ отрывка из басни И.Крылова «Щука и Кот» .Ученики выполняют упражнение: записывают имена существительные щуки, кошки. а рядом- личные местоимения, которые на них указывают. Выписывают предложение ,в котором говорится о зубастой щуке, выполняют синтаксический разбор.

2. Работа с деформированным текстом. Работа в парах.

Задание: восстановить текст в паре, заменить повторяющееся слово местоимением (1 вариант-1 л.,ед.ч.),указать число и лицо местоимений.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка ( она ) во всех затеях со мною заодно.

Я с бабушкой (ней) не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке ( ней ),

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

3.Обобщение .По таблице сначала повторить сведения о местоимении, потом сравнить его с существительным (слайды).

Урок 108 МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР МЕСТОИМЕНИЙ

Ц е л и: добиться усвоения учащимися порядка морфологического разбора местоимений; отработать навык написания и употребления предлогов с местоимениями.

I. Орфографическая минутка.

Грибов не нахожу, из двора лесника, снежинка у стебелька, тяжелое ведро, бегут ручейки, носился по озеру, влетели в окно, зимой встают на коньки, повстречался со щенком, зверюшки дрожали.

II. Актуализация опорных знаний.

В ы п о л н е н и е упражнения 36 на с. 46.

– Почему в одном случае употреблено местоимение его. а в другом – него.

– Выполните письменное задание.

И с п р а в ь т е ошибки в тексте.

Вернулся хозяин. Каштанка пошла за им. Она ходила около его и следила за каждым его движением. Хозяин взял блюдечко, налил в его воды. Собака и гусь жались к ему. Они очень любили него.

III. Формирование новых знаний.

1. С л о в а р н а я р а б о т а.

Знакомство со словом

?мж омж,де?гейлік папкі