Руководства, Инструкции, Бланки

график проведения специальной оценки условий труда на 2015 год образец img-1

график проведения специальной оценки условий труда на 2015 год образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Специальная оценка условий труда в 2015 году

Специальная оценка условий труда в 2015 году

В 2015 году специальная оценка условий труда сменила аттестацию рабочих мест. Проводить спецоценку теперь обязаны все компании. Мы привели алгоритм действий, который поможет быстро и без проблем провести специальную оценку условий труда.

Каким компаниям потребуется пройти специальную оценку условий труда в 2015 году

Спецоценка условий труда обязательна для всех компаний. Методику специальной оценки условий труда утвердил Минтруд России приказом от 24.01.14 № 33н. Но пока новую оценку могут не проходить те предприятия, у которых есть действующие результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест. Правда, если при этом появились новые рабочие места или изменился технологический процесс, спецоценку провести все равно придется.

Компания открыла новую вакансию
Надо провести оценку нового рабочего места. Срок для работ – шесть месяцев после ввода в эксплуатацию нового места (ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ). То есть считать срок для спецоценки надо с даты, когда компания приняла конкретного сотрудника на новую должность.

Еще один повод пригласить к себе специалистов по оценке условий труда, даже при наличии результатов аттестации, - в компании работают сотрудники, имеющие право на досрочную пенсию. Если по результатам спецоценки выяснится, что условия труда таких работников допустимые или оптимальные, то за них не надо будет платить дополнительные страховые взносы.

Оценку необходимо делать не реже одного раза в пять лет (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ). Этот срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации. Так, если до 2014 года в компании была аттестация рабочих мест, то со дня ее завершения провести оценку потребуется только через пять лет (ч. 4 ст. 27 закона № 426-ФЗ). А если компания ранее не проводила аттестацию мест, а в прошлом году была освобождена от нее, то в этом году надо обязательно сделать специальную оценку условий труда.

Роструд также советует компаниям, у которых нет действующих результатов аттестации рабочих мест, не затягивать с оценкой условий труда. Со следующего года максимальный штраф за отсутствие специальной оценки или аттестации увеличится с 50 до 80 тыс. рублей, а за повторное нарушение - до 200 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Не обязательно проводить спецоценку до 1 января 2015 года
Поторопиться стоит только со специальной оценкой на местах с вредными и опасными условиями труда. А в отношении остальных рабочих мест, например, офисных, оценку можно проводить поэтапно и завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года. Об этом прямо сказано в законе (п. 6 ст. 27 закона № 426-ФЗ). Право на отсрочку подтверждают и судьи (определение Приморского краевого суда от 02.07.14 № 33-5613).

Как провести специальную оценку условий труда

Алгоритм проведения специальной оценки условий труда состоит из четырех этапов.

Первое, что надо сделать - создать комиссию и утвердить график

Перед проведением оценки необходимо издать приказ руководителя (см. образец), в котором утвердить график оценки и состав комиссии. В нее включают специалиста по охране труда (его функции может выполнять директор), представителей профсоюза (если есть), а также других работников компании. В комиссии должно быть нечетное число человек — 3, 5 и т. д. Председателем комиссии назначается руководитель компании (ст. 9 закона от 28.12.13 № 426-ФЗ).

В порядке деятельности комиссии надо прописать, что должен делать каждый из ее участников и в какие сроки. Например, поручить составить список рабочих мест можно тому сотруднику, который раньше занимался аттестацией в компании. А работникам, от которых необходимы документы для оценки, надо поручить заранее подготовить эти бумаги, чтобы ускорить работу эксперта.

В приказе надо утвердить также график оценки (ч. 1 ст. 9 закона № 426-ФЗ). Но до начала мероприятия стоит записать только сроки подготовки материалов для оценки и общие сроки мероприятия. График спецоценки конкретных рабочих мест станет известен после заключения договора с оценивающей компанией.

Второе – составить список рабочих мест

Комиссия составляет перечень рабочих мест, которые надо оценить, а также список аналогичных (ч. 4 ст. 9 закона № 426-ФЗ). Аналогичными считаются места, где трудятся работники одной и той же профессии, должности, где офисы однотипные, с одинаковыми кондиционерами, отоплением, освещением и т. п. Если такие места есть в компании, оценку можно проводить только в отношении 20 процентов от их общего числа. Например, если 10 мест аналогичных, оценить можно только два.

Полезная статья? Добавьте страницу в закладки, распечатайте, сохраните или перешлите своим коллегам.

В отличие от аттестации рабочих мест специальную оценку условий труда надо проводить и для офисных рабочих мест. Например, если сотрудники работают только за компьютером или с оргтехникой. Оценивать не требуется лишь условия труда дистанционных работников и тех, кто трудится дома (ч. 3 ст. 3 закона от 28.12.13 № 426-ФЗ).

Третье – заключить договор и передать документы

Рабочие места, которые попали в список, оценивают эксперты специальной организации (ст. 19 закона № 426-ФЗ). Оценщика можно выбрать из перечня на сайте rao.rosminzdrav.ru и подписать с ним договор.

Затем надо собрать и передать экспертам должностные инструкции, техническую документацию, сертификаты оборудования и иные необходимые для оценки документы (п. 4 приказа Минтруда от 24.01.2014 № 33н). После завершения мероприятий оценочная компания составляет отчет. Его должны подписать эксперты и участники комиссии. Если кто-то из комиссии не согласен с результатами, он вправе в письменном виде высказать свое особое мнение, которое прикладывается к отчету (п. 95 приказа № 33н).

Четвертое - подать декларацию соответствия

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены вредные или опасные факторы, надо составить декларацию соответствия и подать ее в инспекцию труда по местонахождению (ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ). Срок представления - не позднее 30 дней с даты подписания председателем комиссии отчета об оценке. Форма декларации есть в приказе Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Декларация, как и результаты оценки, действует пять лет. Если в дальнейшем на рабочих местах безопасные условия труда сохраняются, то срок действия декларации автоматически продлевается (ч. 7 ст. 11 закона № 426-ФЗ).

Учет расходов на специальную оценку условий труда

Все расходы на проведение спецоценки условий труда компания вправе учесть. Это нам подтвердили в Минфине России. Главное, чтобы затраты были обоснованны и документально подтверждены.

Обоснованность заключается в том, что спецоценка труда обязательна. А значит, компания не может избежать этих расходов. Заказать услуги можно у аккредитованных организаций. Они сами определяют стоимость мероприятий, и работодатель не может повлиять на эту цену. Следовательно, если у компании есть акт выполненных работ и отчет оценщика, то она вправе списать всю стоимость мероприятий (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Расходы на специальную оценку условий труда не названы в закрытом перечне затрат на упрощенке (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому Минфин решил, что и учесть их нельзя (письмо Минфина России от 16.06.2014 № 03-11-06/2/28551). До 2014 года чиновники делали аналогичные выводы в отношении аттестации (письмо Минфина России от 18.02.2013 № 03-11-06/2/4248).

Конечно, позиция Минфина спорна. Ведь спецоценка труда обязательна, и она определяет воздействие вредных факторов на сотрудников (ч. 1 ст. 3 закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). То есть фактически связана с контролем за процессами производства. А расходы на подобные услуги относятся к материальным (подп. 6 п. 1 ст. 254, подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Правда, споры не исключены, а судебная практика не сложилась. Но высока вероятность, что УФНС или судьи поддержат компании. Используя аналогичные аргументы, Минфин недавно разрешил списывать расходы на медосмотр на упрощенке (письмо от 24.02.14 № 03-11-11/7618).

Спецоциальная оценка условий труда. Финансирование за счет ФСС

Профинансировать мероприятие и уменьшить на его стоимость страховые взносы на травматизм компании вправе согласно приказу Минтруда России от 10.12.2012 № 580н. Если не учитывать расходы, то в графе 5 Книги учета достаточно показать взносы в периоде, когда компания уменьшила их на сумму оценки. В Минфине нам это подтвердили. Если компания решит списать стоимость оценки, то в книге надо сделать особые записи.

Полный справочник изменений в работе главных бухгалтеров
в 2017 году

Другие статьи

Как отразить результаты специальной оценки условий труда

Как отразить результаты специальной оценки условий труда

Мы проводим спецоценку, могу ли я показать результаты в РСВ-1 и 4-ФСС во втором квартале? спецоценка оформлена 1 апреля подписан акт выполненных работ! и если да, то в каких документах еще необходимо указывать что на фирме проводилась спецоценка?

Вы должны указать данные о спецоценки по состоянию на 1 января следующего года (2017). В текущем году в таблице 10 отразите информацию о проведении спецоценки, проведенных по состоянию на 1 января 2016 года.

Заполнять подраздел 2.4 формы РСВ-1 ПФР Вам придется только при наличии двух обязательных условий: выплата сотрудникам вознаграждения, которые имеют право на досрочную пенсию и занятыми на работах с вредными и опасными условиями труда; по результатам спецоценки условия труда были признаны вредными и опасными. Причем дополнительные тарифы по взносам по результатам проведенной спецоценки условий труда применяются с даты утверждения отчета (письмо Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17–3/В-113).

Помимо ФСС и ПФР Вы должны ознакомить сотрудников с результатами спецоценки.

Результаты спецоценки нужно разместить на официальном интернет-сайте компании. При наличии такого сайта на размещение дается 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки.

Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

1.Как провести специальную оценку условий труда

Отражение результатов спецоценки

ИЗ СТАТЬИ ЖУРНАЛА «УПРОЩЕНКА», № 5, МАЙ 2015

2.Когда по итогам спецоценки или аттестации придется заполнить подраздел 2.4 формы РСВ-1 ПФР

В составе формы РСВ-1 ПФР есть подраздел 2.4 «Расчет взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов…». Он предназначен для расчета дополнительных взносов в ПФР, которые исчисляются по итогам специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест. Кому из работодателей на «упрощенке» и в каких случаях придется заполнять данный подраздел в составе отчета, расскажем далее.

Кому нужно заполнять подраздел 2.4 расчета

Заполнять подраздел 2.4 формы РСВ-1 ПФР вам придется только при наличии двух обязательных условий. Их выделили сами специалисты ПФР на своем сайте pfrf.ru.

Первое условие — вы делаете выплаты сотрудникам, имеющим право на досрочную пенсию и занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. Речь идет о работниках, поименованных в списках № 1 и 2. утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 (п. 1 и 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, далее — Закон № 400-ФЗ ).

ЭЛКОД: Специальная оценка условий труда? Нет, не слышали

Специальная оценка условий труда? Нет, не слышали. 08.09.2014

С 1 января 2014 года вступили в силу два закона, установившие новые подходы к оценке условий труда работников: Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”». С введением в действие этих законов появляется единая процедура оценки условий труда на рабочих местах, понятие аттестации рабочих мест заменено на специальную оценку условий труда (далее по тексту – СОУТ). Результаты СОУТ направлены на предоставление работникам предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций, на разработку и реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, на оценку уровня профессиональных рисков и другие цели. Вопросов по проведению специальной оценки условий труда возникает на практике много, в связи с чем наш тематический сюжет посвящен ответам на вопросы по применению Закона № 426-ФЗ.

Что такое специальная оценка условий труда?

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Вопрос: На каких работодателей распространяется действие Закона № 426-ФЗ? Нужно ли проводить СОУТ субъектам малого предпринимательства? Проводится ли специальная оценка условий труда на рабочих местах офисных работников?

Согласно части 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ СОУТ не проводится в отношении условий труда следующих категорий работников:

  • надомников, т.е. тех работников, с которыми заключен трудовой договор о работе на дому;
  • дистанционных работников, особенности регулирования трудовых отношений с которыми установлены главой 49.1 Трудового кодекса;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Рабочие места всех остальных работников подлежат специальной оценке условий труда, независимо от того, какими видами деятельности занимается работодатель. Обратите внимание, если у индивидуального предпринимателя отсутствуют работники, то СОУТ не проводится, т.к. обязанность по проведению СОУТ возникает только при трудовых отношениях. Как только индивидуальный предприниматель примет на работу даже одного работника, на него также будет распространяться обязанность по проведению СОУТ.

При этом согласно части 5 ст. 27 Закона № 426-ФЗ уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти должен установить особенности проведения специальной оценки на рабочих местах, указанных в части 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, а именно – в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.

Где найти:
ИБ Российское законодательство

Минтруду России поручено в срок до 01.01.2015 утвердить особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, включенных в указанный Перечень.

Вопрос: В штатном расписании работодателя есть две должности менеджера по продажам, при этом одна из них – вакантная. Должны ли оцениваться обе должности или только та, на которой работает работник?

Специальной оценке условий труда подлежат именно рабочие места. В соответствии с частью 6 ст. 209 Трудового кодекса рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. В связи с этим по вакантным единицам специальная оценка условий труда не проводится.

Что же представляет собой специальная оценка условий труда?

В соответствии с Законом № 426-ФЗ и Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н…

Где найти:
ИБ Российское законодательство

… можно выделить следующие основные этапы проведения специальной оценки условий труда:

  • подготовка к проведению СОУТ;
  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности по результатам проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • оформление результатов специальной оценки условий труда.

Рассмотрим каждый этап проведения специальной оценки условий труда.

ЭТАП 1. Подготовка к проведению СОУТ

В соответствии с частью 1 ст. 8 Закона № 426-ФЗ на работодателя возложена обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда.

На этапе подготовки к проведению СОУТ работодатель привлекает независимую организацию, которой он поручит ее проведение.

Вопрос: Центральный офис работодателя находится в г. Москве, но есть обособленные подразделения в других регионах. Есть ли возможность привлечь к проведению специальной оценки условий труда не одну организацию, а несколько?

Закон № 426-ФЗ не содержит каких-либо ограничений по количеству привлекаемых организаций для проведения СОУТ. Допускается заключать договоры гражданско-правового характера на проведение специальной оценки условий труда с несколькими организациями.

Для организаций, привлекаемых к проведению СОУТ, законом установлен ряд требований:

  1. В уставных документах в качестве основного вида деятельности (или одного из видов) должно быть прямо указано проведение СОУТ;
  2. Наличие не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору, имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ. При этом как минимум один из этих экспертов должен иметь высшее образование по одной из следующих специальностей: врач по общей гигиене; врач по гигиене труда; врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  3. Организация должна иметь в своем составе в качестве структурного подразделения испытательную лабораторию (центр), аккредитованную национальным органом РФ по аккредитации в установленном законодательством РФ порядке.

При этом в ст. 27 Закона № 426-ФЗ предусмотрены переходные положения для организаций, аккредитованных ранее на проведение аттестации рабочих мест.

Во-первых, компании, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, и имеют в своем составе испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 году, вправе проводить СОУТ без учета требования о наличии не менее чем пяти экспертов, имеющих сертификат эксперта, и не менее одного эксперта по специальности врача по общей гигиене до 31 декабря 2014 года включительно. Т.е. даже если срок аккредитации у такой организации истек в начале 2014 года, они вправе проводить СОУТ до конца 2014 года. Важно, чтобы до 31 декабря 2014 года специальная оценка условий труда была завершена.

Во-вторых, организации, которые были аккредитованы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, и аттестаты аккредитации испытательных лабораторий (центров) были действительны по состоянию на 01.01.2014, вправе проводить СОУТ до истечения срока действия аттестатов аккредитации, но не позднее, чем до 31.12.2018 включительно.

Вопрос: Где работодателям можно посмотреть информацию об организациях, имеющих право проводить специальную оценку условий труда?

Согласно части 1 ст. 21 Закона № 426-ФЗ Минтруд РФ осуществляет формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда и реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Порядок формирования и ведения реестра таких организаций установлен постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 599.

Где найти:
ИБ Российское законодательство

Организация считается допущенной к деятельности по проведению СОУТ начиная с даты принятия решения о регистрации в реестре. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными для ознакомления с ними физических и юридических лиц на официальном сайте Минтруда РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. На данный момент сведения об организациях, имеющих аккредитацию на проведение аттестации рабочих мест (следовательно, при выполнении вышеназванных условий, имеющих право проводить СОУТ), можно посмотреть на официальном сайте Минтруда РФ http://rao.rosmintrud.ru.

Что касается экспертов организаций, проводящих СОУТ, то они должны иметь сертификат на выполнение работ по СОУТ, форма которого утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 32н.

Где найти:
ИБ Российское законодательство

Кроме того, к экспертам предъявляется еще ряд требований:

  1. наличие высшего образования;
  2. наличие дополнительного профессионального образования (в объеме не меньше 72 часов) по СОУТ;
  3. наличие стажа работы в сфере оценки условий труда, в том числе по аттестации рабочих мест, не меньше трех лет.

На этапе подготовки к проведению СОУТ работодатель образует комиссию для организации и проведения СОУТ. Ранее при аттестации рабочих мест также создавалась аттестационная комиссия. Но Закон № 426-ФЗ предъявляет ряд новых требований к составу комиссии по проведению СОУТ:

  • число членов комиссии должно быть нечетным;
  • возглавить ее должен сам работодатель или его представитель;
  • если ранее при проведении аттестации рабочих мест в состав комиссии включались представители аттестующей организации, то при проведении СОУТ в комиссию включаются только представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и представители выборного органа первичной профорганизации или иного представительного органа работников (при наличии таких органов).

Состав и порядок деятельности комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Форма приказа разрабатывается работодателями самостоятельно.

Где найти:
ИБ Деловые бумаги

Таким образом, в отличие от процедуры аттестации рабочих мест, эксперты оценивающей организации в состав комиссии не входят. Их основная задача – проводить идентификацию вредных факторов, исследования, замеры и т.п.

Вопрос: Если оценивающая организация не включается в состав комиссии по проведению СОУТ, какую ответственность она несет за ненадлежащее проведение СОУТ?

С 1 января 2015 года Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ в Кодекс административных правонарушений вводится новая статья 14.54, предусматривающая ответственность для организаций, проводящих СОУТ.

Административная ответственность за нарушение организацией, проводящей СОУТ, порядка ее проведения.

Специальная оценка условий труда вместо аттестации рабочих мест

Специальная оценка условий труда вместо аттестации рабочих мест

С 2014 года вместо аттестации рабочих мест должна проводиться специальная оценка условий труда.

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 426-ФЗ в 2014 году на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда, проводить которую должны все без исключения работодатели. Также, в целый ряд законов внесены изменения, связанные со спецоценкой. Так, к примеру, увеличен административный штраф за отказ от специальной оценки и ужесточено уголовное наказание лиц, по вине которых произошел несчастный случай на производстве.

В 2013 году и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест. Данная обязанность была закреплена за ними в статье 212 ТК РФ. С начала 2014 года на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс, где само понятие «аттестация рабочих мест» теперь отсутствует.

В Федеральном законе № 426-ФЗ приведено определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения. В законе говорится, что специальная оценка условий труда - это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда

Обязанность по проведению и финансированию спецоценки лежит на работодателях. Это следует из статьи 212 ТК РФ (в новой редакции) и из части 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ. Таким образом, специальную оценку должны проводить все без исключения компании, а также ИП, принявшие на работу сотрудников.

Что касается предпринимателей без наемного персонала, то они не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.

Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят. Эта норма закреплена в статье 3 Закона № 426-ФЗ.

Какие рабочие места подлежат специальной оценке

Существует ряд отличий между перечнем рабочих мест, которые подлежали аттестации, и рабочими местами, которые подлежат специальной оценке.

Так, аттестацию назначали только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства, и где присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Другими словами, ее необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов.

Еще одно отличие касается рабочих мест надомников и дистанционных работников. Такие места подлежали аттестации на общих основаниях. Но теперь в Законе № 426-ФЗ четко сказано: в отношении условий труда надомников и тех, кто трудится удаленно, специальную оценку проводить не нужно.

Особого внимания заслуживают рабочие места офисных сотрудников. Прежде не было ясности, нужно ли проводить аттестацию рабочих мест в офисе или нет. Но теперь повода для разногласий нет, поскольку никаких исключений для офиса в Законе № 426-ФЗ не сделано. Это значит, что спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.

Как часто нужно проводить специальную оценку

По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации. При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест. Далее следуют изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Также внеплановая спецоценка обязательна при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда. Наконец, поводом для внеплановой спецоценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.

Как начать специальную оценку

Чтобы начать специальную оценку условий труда, работодатель должен создать комиссию и заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на проведении спецоценки.

В комиссию включаются представители работодателя, профсоюзные деятели (если в компании есть первичная профсоюзная организация), а также штатный или сторонний специалист по охране труда. Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, то в комиссию должен входить руководитель либо ИП. Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель.

Сторонняя организация, проводящая спецоценку - это юридическое лицо, которое соответствует трем критериям:

  • по уставным документам основным видом деятельности организации является специальная оценка условий труда;
  • в штате организации есть не менее пяти экспертов, получивших сертификаты на выполнение работ по спецоценке. Причем, как минимум один из экспертов должен быть врачом по общей гигиене, либо врачом по гигиене труда или врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в организации есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр. Кроме того, выбранная работодателем организация, проводящая спецоценку, должна быть по отношению к нему независимым лицом.

Проведение специальной оценки и оформление ее результатов

В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию, которая представляется в трудовую инспекцию. Форма и порядок подачи будет разработан и утвержден специалистами Минтруда.

Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего таких классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени.

По окончании спецоценки комиссия составляет отчет, куда включается ряд сведений. Среди них перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и прочее. Форму отчета и инструкцию по его заполнению должны утвердить специалисты Минтруда России.

Далее работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись. Сделать это нужно в общем случае в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же период сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте компании (при его наличии).

Где используются результаты специальной оценки

В числе прочего, результаты спецоценки используются при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники фонда соцстрахования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм» нужно установить для того или иного страхователя.

Правда, в действующей форме 4-ФСС, утвержденной приказом Минтруда от 19.03.2013 № 107н. предусмотрены поля для результатов аттестации, а поля для результатов спецоценки отсутствуют. Но, скорее всего, в ближайшее время в бланк будут внесены соответствующие изменения. А пока этого не произошло, допустимо, на наш взгляд, ставить данные по специальной оценке в действующую форму.

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Также результаты спецоценки применяются для организации медосмотров, для разработки мероприятий по улучшению условий труда и для иных целей. Полный перечень таких целей приведен в статье 7 Закона № 426-ФЗ.

Если последняя аттестация рабочих мест проводилась менее пяти лет назад, то ее результаты приравниваются к результатам специальной оценки. После истечения пятилетнего срока с даты завершения последней аттестации ее результаты аннулируются, и работодатель должен провести специальную оценку условий труда.

Чем грозит отказ от специальной оценки

Если специальная оценка условий труда не проводилась, работодателя могут привлечь к административной ответственности.

Сейчас санкции за данное правонарушение предусмотрены статьей 5.27 КоАП РФ. Размер штрафа составляет для должностных лиц от 1 000 до 5 000 руб. и для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. Возможен и другой вариант наказания - приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Начиная с 2015 года в случае отказа от спецоценки инспекторы станут применять новую норму, а именно - статью 5.27.1 КоАП РФ. Величина штрафа будет составлять для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 руб. и для юридических лиц - от 60 000 до 80 000 руб. Предусмотрен и более мягкий вариант наказания - предупреждение. Если нарушение будет совершено повторно, размер санкции увеличится и составит для должностных лиц и ИП от 30 000 до 40 000 руб. для юридических лиц - от 100 000 руб. до 200 000 руб. Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц смогут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность ИП и организаций приостановить на срок до девяноста суток.

Если же на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. А если вина будет доказана, руководителя привлекут к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ. Эта статья подразумевает наказание в виде штрафа в размере до 400 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев. Есть и другой вариант наказания - исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года. В случае смерти сотрудника руководителя могут лишить свободы, либо направить на принудительные работы на срок до четырех лет. А в случае смерти двух и более сотрудников руководителю грозит лишение свободы или принудительные работы на срок до пяти лет.

Компания ЭкоПлюс предоставляет самый полный набор услуг в сфере бухгалтерского, налогового и кадрового учета. Сотрудники компании - это специалисты высочайшей категории, обладающие многолетним опытом работы в отрасли, способные выполнять задачи любого уровня сложности. Ваша бухгалтерия - это Мы!

Мы в соцсетях

Подпишитесь на нашу страницу в одной из популярных социальных сетей и получайте самые свежие новости бухгалтерского учета. Также при помощи RSS вы можете подписаться на нашу ленту новостей.

У Вас есть вопросы?

Если у Вас есть вопросы, касающиеся деятельности нашей компании, оставьте свой телефон и в ближайшее время Вам перезвонит наш специалист

  • восстановление и ведение бухгалтерского учёта
  • регистрация фирм и индивидуальных предпринимателей
  • сдача бухгалтерской и налоговой отчётности через интернет по ткс
  • предоставление юридических адресов для госрегистрации

Спасибо!
Что заинтересовались нашими услугами

Наш сотрудник свяжется с Вами в течение 30 минут

У Вас есть вопросы?

Если у Вас есть вопросы, касающиеся деятельности нашей компании, оставьте свой телефон и в течение 30 минут Вам перезвонит наш специалист