Руководства, Инструкции, Бланки

образец жалобы на постановление инспекции по труду img-1

образец жалобы на постановление инспекции по труду

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Визит трудовой инспекции

Самое читаемое Визит трудовой инспекции

Любой работодатель должен быть готов к тому, что рано или поздно его посетит трудовая инспекция. К сожалению, в сложившейся ситуации, которая характеризуется массовыми сокращениями персонала, нежданный визит может произойти в любой момент. Поговорим о том, по какому поводу может прийти инспектор, в чем заключаются его полномочия и каковы действия работодателя при проведении контрольных мероприятий.

Законодательство предоставляет трудовой инспекции широкие контрольно-надзорные полномочия в сфере трудовых отношений. Подробно они описаны в гл. 57 Трудового кодекса РФ. Так, трудовые инспекторы имеют право проводить проверки и обследования, запрашивая при этом у работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (ст. ст. 356, 357 ТК РФ). Трудовая инспекция также является органом, уполномоченным на рассмотрение дел об административных правонарушениях. Это означает, что при обнаружении каких-либо нарушений в сфере труда инспектор может привлечь работодателя к административной ответственности в установленном законом порядке.

Трудовая инспекция проводит как плановые, так и внеплановые проверки (ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", далее - Закон N 134-ФЗ).
Существуют ограничения на плановые "трудовые" проверки: их можно проводить не чаще, чем один раз в два года, а субъектов малого предпринимательства - не ранее чем через три года с момента государственной регистрации (п. 4 ст. 7 Закона N 134-ФЗ).
Что касается внеплановых проверок, то они могут проводиться в связи:
- с жалобами работников на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) работодателей;
- с получением иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений в сфере труда или угрозы наступления таких нарушений.

Внепланово проверяется также исполнение работодателями ранее выданных предписаний. Такие проверки носят целевой характер и направлены на контроль исполнения работодателем требований об устранении выявленных нарушений.

Пример 1. В октябре 2007 г. государственными инспекторами по охране труда Кировской области проведено несколько внеплановых проверок, в ходе которых установлено, что из 12 ранее выданных предписаний выполнены полностью 4, остальные предписания исполнены частично или вообще не выполнялись. Из 253 выявленных нарушений законодательства об охране труда устранены 158. За допущенные нарушения законодательства об охране труда виновные лица были привлечены к административной ответственности в виде штрафа

Гострудинспекция проводит как самостоятельные проверки, так и взаимодействует с иными контрольными органами. По информации Роструда, в 2007 г. доля таких проверок в общем объеме составила до 30%. Следует отметить, что чаще всего совместные проверки проводятся с органами прокуратуры и соцстраха.

Основанием для проведения проверки служит распоряжение (приказ) государственного инспектора по труду.
В распоряжении указываются:
1) номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
2) наименование органа государственного контроля (надзора);
3) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
4) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
5) цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
6) правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
7) дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение должно быть подписано руководителем территориальной трудовой инспекции или его заместителем и заверено гербовой печатью.
Пункт 5 данного перечня указывает на то, что круг полномочий трудового инспектора при конкретной проверке определяется в самом распоряжении. Например, если предмет проверки - соблюдение порядка выплаты заработной платы (так называемая тематическая проверка), то проверять соблюдение норм охраны труда инспектор не вправе. Это прямо вытекает из ст. 8 Закона N 134-ФЗ, в которой установлен запрет на проверку выполнения норм, не относящихся к цели визита, и требование о представлении документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к предмету проверки.

Если же в распоряжении указано, что проверка включает мероприятия по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства в целом (включая законодательство об охране труда), это означает, что трудовой инспектор проводит комплексную проверку у работодателя. При этом не имеет значения, какая проводится проверка - плановая или внеплановая. Заметим, что плановые проверки обычно носят комплексный характер.
Решение об объеме проводимых мероприятий принимается должностными лицами трудовой инспекции по своему усмотрению. Так, если жалоба работника дает основание предполагать, что на предприятии имеют место массовые нарушения трудового законодательства, то государственный инспектор по труду имеет полное право назначить комплексную проверку соблюдения требований трудового законодательства.

Справка. Проверка по соблюдению трудового законодательства практически никогда не назначается в отношении конкретного работника, поскольку установить неправомерность (или правомерность) действий работодателя по отношению к отдельному работнику (или группе работников) можно, лишь изучив документы предприятия в целом. Так, проверить, действительно ли имело место опоздание работника, в связи с чем на него наложили взыскание, можно, лишь изучив Правила внутреннего трудового распорядка организации, в которых устанавливается время начала и окончания рабочего дня.
Кроме того, зачастую работники желают сохранить анонимность своего обращения в трудовую инспекцию. Статья 358 ТК РФ защищает их желание и запрещает инспекторам труда разглашать данные об источнике жалобы, если проверка в компании проводится связи с обращением работника.
Поэтому трудовые инспекторы, как правило, назначают комплексные проверки и запрашивают всю документацию, которая так или иначе связана с соблюдением работодателем прав и законных интересов работников.

Итак, проверка начинается с предъявления трудовым инспектором распоряжения (приказа) о проведении проверки и своего служебного удостоверения.
Ответственные сотрудники компании, в которой проводится проверка, должны прежде всего проверить соответствие фамилий инспекторов, указанных в распоряжении, их служебным удостоверениям. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю (п. 2 ст. 7 Закона N 134-ФЗ).
Закон N 134-ФЗ устанавливает, что трудовой инспектор не вправе проводить плановую проверку в отсутствие должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей (абз. 3 ст. 8 Закона N 134-ФЗ). В то же время Трудовой кодекс РФ дает инспектору возможность не уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (ст. 360 ТК РФ). Эта коллизия норм законодательства решается в пользу Трудового кодекса, поскольку положение ст. 360 ТК РФ полностью соответствует ст. 12 Конвенции МОТ N 81 .
--------------------------------
Конвенция Международной Организации Труда N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле (Женева, 11 июля 1947 г.) // Бюллетень международных договоров. - 2002. - N 2.

Более того, инспектор имеет право прийти с проверкой в любое время суток (абз. 2 ч. 1 ст. 357 ТК РФ). Это важно для предприятий, работающих в три смены.

Продолжительность проверки не должна превышать один месяц (п. 3 ст. 7 Закона N 134-ФЗ). Она может быть продлена еще на один месяц, если имеется значительный объем мероприятий по контролю или есть необходимость проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз и т.п. Для продления срока проверки трудовой инспектор должен обратиться с соответствующим мотивированным предложением к руководителю территориальной инспекции по труду (или его заместителю), после чего издается соответствующее распоряжение, которое предъявляется работодателю.

В процессе проверки инспектор имеет право запрашивать любые документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (ст. 357 ТК РФ), но, как уже говорилось, только в пределах цели визита.

Запрашиваемые документы должны быть представлены проверяющему в подлинниках. Однако ст. 8 Федерального закона N 134-ФЗ запрещает изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки. Следовательно, работодатель обязан представить проверяющему подлинники запрошенных документов для ознакомления, но, если инспектор имеет намерение оставить их у себя, работодатель вправе ему отказать, представив надлежаще заверенные копии. Все документы и копии должны представляться инспектору без взимания какой-либо платы.

Работодатель не вправе игнорировать законные требования инспектора по труду. Отказ представить запрашиваемые документы расценивается как необоснованное воспрепятствование мероприятиям по контролю (ст. 17 Закона N 134-ФЗ) и влечет административную ответственность в виде предупреждения или штрафа до 2000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

В то же время Закон N 134-ФЗ предоставляет работодателю следующие права при проведении мероприятий по контролю.

Фрагмент документа. Статья 13 "Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю" Закона N 134-ФЗ
1. Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:
- непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;
- знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По результатам проверки инспектор составляет акт по установленной форме. В преамбуле этого акта в обязательном порядке должно быть отражено, когда, где, кем и на каком основании проводилась проверка, а также указаны сведения о представителях работодателя, присутствовавших при проверке. В самом акте фиксируются результаты проверки. Если было выявлено нарушение, то указывается, в чем оно выразилось и кто несет ответственность за его совершение. Например, за нарушение порядка хранения и ведения трудовых книжек ответственность несет сотрудник, уполномоченный приказом руководителя компании. Как правило, это специалист кадровой службы. При отсутствии такого приказа ответственность несет руководитель компании. Заметим, что административному штрафу могут быть одновременно подвергнуты и работодатель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), и виновное должностное лицо.
--------------------------------
См. Приказ Роструда от 10.12.2004 N 47 "Об утверждении форм документов".

Если в ходе проверки нарушений не выявлено, данный факт также отмечается в акте. По ее окончании проверяющий обязан сделать запись в журнале учета мероприятий по контролю, который ведет работодатель, внести в акт сведения о дате и номере записи в журнале, а если журнал отсутствует - проставить отметку об этом в акте.

Справка. Ведение журнала учета мероприятий по контролю не является обязательным, поэтому санкций за отсутствие этого документа не предусмотрено. Однако в интересах работодателя - вести такой журнал, поскольку он поможет доказать неправомерность плановой проверки, если она будет назначена раньше предусмотренного законом срока.

Установленной формы вышеуказанного журнала не предусмотрено, однако в п. 5 ст. 9 Закона N 134-ФЗ перечислено, какие сведения о проведенном мероприятии по контролю инспектор обязан указать в журнале:
- наименование органа государственного контроля (надзора), дату и время проведения мероприятия;
- правовые основания, цели, задачи и предмет мероприятия по контролю;
- выявленные нарушения, составленные протоколы об административных правонарушениях, выданные предписания.

В журнале обязательно должна быть отмечена фамилия, имя, отчество, должность и подпись лица, осуществившего мероприятие по контролю. Если инспекторов было несколько, подпись проставляет каждый из них. Поэтому работодатель должен предусмотреть в журнале нужное количество граф для заполнения, а также прошить его, пронумеровать и скрепить своей печатью.

Составленный акт должен быть представлен для ознакомления и подписи представителю работодателя, а также лицам, участвовавшим в проверке. Отказ любого из перечисленных лиц ознакомиться и подписать документ отражается в акте (п. 1 ст. 9 Закона N 134-ФЗ). К акту могут прилагаться копии документов, письменные объяснения опрошенных в ходе проверки работников, а также должностных лиц, ответственных за выявленные нарушения.
Акт составляется в двух экземплярах, один из которых вручается работодателю под расписку лично или направляется в его адрес по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Уведомление приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле инспекции по труду, как доказательство соблюдения процедуры ознакомления с актом о результатах проверки.

Последствия для компании

Непосредственно после составления акта о выявленных нарушениях (если, конечно, они были выявлены) инспектор обязан сразу же составить протокол об административном правонарушении (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Впрочем, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или данных о работодателе, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол может быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
Кроме того, инспектор выдает предписание об устранении выявленных нарушений. В нем указываются конкретные нарушения со ссылкой на Трудовой кодекс РФ или иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также срок устранения нарушений.

После того как протокол составлен, он должен быть направлен должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. На это отводится трое суток начиная с момента составления протокола (п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). Однако административные дела о "трудовых" правонарушениях рассматривают сами инспекторы, которые и проводили проверку (пп. 3 п. 1 ст. 22.2 КоАП РФ). Срок рассмотрения - 15 дней (п. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). В определенных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 2 ст. 29.6 КоАП РФ). Но все же большинство дел о правонарушениях в сфере труда рассматривается в день составления протокола.

Трудовой инспектор должен рассмотреть возбужденное им дело об административном правонарушении в обычном порядке (ст. 29.7 КоАП РФ) и в результате вынести постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу (например, если инспектор сочтет нарушение незначительным).

Постановление вручается работодателю под расписку или высылается в его адрес в течение трех дней со дня вынесения.

В соответствии со ст. 361 ТК РФ работодатель имеет право обжаловать решение государственного инспектора по труду:
1) руководителю соответствующей территориальной инспекции;
2) главному государственному инспектору труда Российской Федерации;
3) в судебном порядке.
Эта норма фактически воспроизводит положения пп. 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП, которая указывает, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, обжалуется в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суде по месту нахождения ответчика.

Предписание является по сути ненормативным правовым актом. Оно может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии (ст. 30.3 КоАП РФ). Жалоба может быть подана через инспектора, который вынес постановление по делу. Получив жалобу, он обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Впрочем, жалоба может быть подана заявителем и самостоятельно (ст. 30.2 КоАП РФ).

Справка. Прибегая к судебному обжалованию, работодатели весьма часто допускают ошибки в определении подведомственности дела об обжаловании постановления трудовой инспекции и обращаются с соответствующими заявлениями в арбитражные суды, тогда как ВАС РФ неоднократно выносил определения об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании предписания государственного инспектора труда ввиду неподведомственности .
--------------------------------
См. например, Определение ВАС РФ от 15.09.2008 N 11355/08 по делу N А72-7286/07-5/41.

Арбитражному суду подведомственны жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности. В рассматриваемых случаях правонарушения допускаются в сфере трудовых отношений, что к указанным видам деятельности не относится. Таким образом, если предписание инспектора касалось нарушений в организации труда, не затрагивало производственный процесс и не препятствовало осуществлению хозяйственной деятельности, арбитражный суд посчитает жалобу компании вне своей компетенции.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается (п. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).
Сроки рассмотрения жалобы - 10 дней с момента ее поступления в суд. Судья единолично рассматривает жалобу и по итогам рассмотрения выносит соответствующее решение.
Если работодатель сумел доказать свою правоту, судья выносит решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.

Пример 2. ООО ПКФ "Авто" обратилось в суд с заявлением об оспаривании предписания N 15090 от 5 сентября 2007 г. государственного инспектора труда в Смоленской области в части, касающейся отмены приказа об увольнении работника Лыкошева В.Л. и выплаты ему заработной платы за время вынужденного прогула.

Из материалов дела усматривается, что 28 июля 2007 г. Лыкошев В.Л. не вышел на работу. 30 июля 2007 г. он явился на предприятие, и у него было затребовано объяснение по поводу неявки на работу 28 июля 2007 г. Давать объяснения Лыкошев В.Л. отказался, о чем был составлен соответствующий акт.

31 июля 2007 г. охранник Лыкошев В.Л. к суточному дежурству в 9.00 часов не приступил, прибыв на предприятие в 14 часов 30 минут. Ему было предложено дать объяснения по поводу неявки на работу 28 июля и 31 июля 2007 г. Он ответил отказом, о чем вновь был составлен акт. Приказом от 31 июля 2007 г. N 31-к Лыкошев В.Л. был уволен на основании пп. "а" п. 6 ст. 81 ТК РФ, то есть за прогул.

Государственный инспектор труда в Смоленской области Корнеев Н.С. по результатам проверки по заявлению Лыкошева В.Л. от 5 сентября 2007 г. вынес предписание N 15090, где в п. п. 1 и 2 содержалось требование отменить приказ об увольнении работника Лыкошева В.Л. и возместить ему заработок за время вынужденного прогула. В указанной части предписания инспектором указывалось на нарушение порядка увольнения, которое заключалось в преждевременном принятии решения об увольнении работника, до совершения им 2-дневного прогула.

Принимая решение по делу, суд, руководствуясь ст. 193 ТК РФ, пришел к правильному выводу о том, что у государственного инспектора труда не имелось достаточных оснований для вынесения предписания о восстановлении Лыкошева В.Л. на работе и выплате ему заработной платы за время вынужденного прогула. В данном случае право работника на предоставление работодателю объяснения не было нарушено. Работодателем также не допущено существенного нарушения порядка увольнения, влекущего признание увольнения работника незаконным, так как прогул подразумевает отсутствие работника на рабочем месте более 4 часов подряд без уважительной причины, и для его увольнения не обязательно ждать, когда период прогула достигнет 2 рабочих дней.

Если доводы работодателя суд сочтет неубедительными, то жалоба останется без удовлетворения, а постановление - без изменения.

Возможны и иные варианты:
- постановление может быть изменено судьей;
- постановление может быть отменено и возвращено на новое рассмотрение инспектору.

Если работодатель не удовлетворен решением судьи, то у него есть возможность дальнейшего обжалования.

Особо следует остановиться на административном приостановлении деятельности как виде административного наказания, налагаемого по результатам проверки трудовой инспекции. Административное приостановление деятельности работодателя на срок до 90 суток предусмотрено ст. 5.27 КоАП РФ. Оно применяется судом в тех случаях, когда деятельность предприятия влечет угрозу жизни и здоровью людей.
Если инспектор при проверке обнаруживает соответствующие обстоятельства, он составляет протокол о временном запрете деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ) и немедленно направляет его судье. Это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемая до вынесения решения судом. Срок временного запрета деятельности не должен превышать пяти суток (ст. 27.17 КоАП РФ). За это время судья должен рассмотреть направленные материалы.

Пример 3. В марте 2007 г. в Ряжском районном суде Рязанской области с участием представителей Рязанской транспортной прокуратуры и Государственной инспекции труда в г. Москве рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении Рязанского отделения Московской железной дороги ОАО "Российские железные дороги" (далее - МЖД ОАО "РЖД").
Судом установлено, что в феврале 2007 г. государственным инспектором труда в г. Москве в отношении этого предприятия составлен протокол об административном правонарушении, в котором отражены выявленные факты грубого нарушения законодательства о труде, выразившиеся в эксплуатации находящегося в неудовлетворительном техническом состоянии здания ремонтных мастерских. Здание неизвестного года постройки находится в ветхом состоянии, имеет значительную просадку фундамента, сквозные вертикальные и поперечные трещины кирпичной кладки несущих стен, что могло привести к нарушению нормальной эксплуатации ремонтных мастерских. Кроме того, на это здание администрация Рязанского отделения МЖД ОАО "РЖД" не смогла предъявить государственному инспектору труда документацию на здание. Техническое состояние эксплуатируемого здания представляло непосредственную угрозу жизни и здоровью работников ремонтных мастерских. Это обстоятельство привело к решению государственного инспектора труда принять меры к приостановке работы на данном объекте.

Заслушав заключения государственного инспектора труда и старшего помощника Рязанского транспортного прокурора, суд пришел к выводу, что указанные в заключениях нарушения законодательства об охране труда, допущенные должностными лицами Рязанского отделения МЖД, угрожают жизни и здоровью работающих и могут привести к тяжелым последствиям.

Суд постановил признать ОАО "РЖД" в лице Ряжской дистанции пути Московско-Рязанского отделения МЖД виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и принял решение о приостановке эксплуатации производственного здания ремонтных мастерских на срок до 90 (девяноста) суток .

Еще один вид наказания, который может последовать в результате проведения проверки, - дисквалификация. В соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей.

Пример 4. Мировому судье Октябрьского района г. Кирова был направлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении руководителя ООО "Хлебный город" Елькина В.В. в связи с тем, что в организации имеется задолженность по заработной плате. С учетом того, что за аналогичное административное правонарушение Елькин был ранее подвергнут административному наказанию, 11 мая 2007 г. мировой судья вынес постановление о назначении Елькину административного наказания в виде дисквалификации сроком на 1 год .
--------------------------------
http://www.kirov.rostrud.info/os_pok/otch/git2_2007/.

Данные виды административных наказаний (приостановление деятельности и дисквалификация) отличаются от процедуры наложения штрафа. Кроме того, негативные правовые последствия у них также намного серьезнее. Поэтому работодателю важно вовремя реагировать на предписания трудового инспектора и уделять достаточное внимание вопросам соблюдения законности в сфере труда.

Автор: С.Россол Корпоративный консультант Адвокатского бюро Калинина В.М. Ю.Романова Консультант по вопросам трудового права Адвокатского бюро Калинина В.М.

Последние статьи

Другие статьи