Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция тренера по профстандарту img-1

должностная инструкция тренера по профстандарту

Категория: Инструкции

Описание

Должностные инструкции с учетом профстандартов

Должностные инструкции с учетом профстандартов Биография:

Образование: высшее, окончила в 1981 году Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова по специальности "История". Сфера интересов: трудовое право, судебная практика по трудовым спорам Специализируюсь в сфере трудового права и социального обеспечения. Опыт работы в сфере трудового права свыше 15 лет, в своей профессиональной деятельности постоянно сталкивалась с защитой прав как работника, так и работодателя. Поэтому могу рассказать о самых важных трудовых правах, которые.

Лиза

Заказ консультации юриста

Биография:

Окончила МГОУ в 2002 году. Стаж работы бухгалтером - 25 лет. Главным бухгалтером - 15 лет. Знаю все системы налогообложения.

Татьяна Степанова

Заказ консультации юриста

Тематики юриста: Биография:

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес

© 1997 - 2016 Петербургский правовой портал
Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна

Другие статьи

Внимание ЗАКОН: с 1 июля 2016 года в РФ вступают в силу новые профстандарты

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЙОГИ Июль 09 Внимание ЗАКОН:с 1 июля 2016 года в РФ вступают в силу новые профстандарты.

СПРАВКА: С 1 июля 2016 года профстандарты обязаны будут применять все бюджетные предприятия, а также компании с долей государственной собственности в уставном капитале, но в ближайшем будущем по стандартам придется работать абсолютно всем работодателям, даже коммерческому бизнесу.

В стандартах четко прописываются правильное название должности, требования к образованию (основному и дополнительному), к опыту практической деятельности и другие условия. Сейчас правовой документ разработан по 800 специальностям, но законодатели эту работу продолжают, и в перспективе перечень охватит порядка двух тысяч профессий и должностей.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА: Сергей Слесарев, эксперт центра правового содействия законотворчеству "Общественная Дума":"Профстандарты утверждаются Минтрудом России путем издания соответствующего приказа с официальным опубликованием, проще говоря, профстандарт как документ обладает всеми признаками нормативного правового акта, который подлежит применению в порядке, указанном вТК РФ. Следовательно, профессиональные стандарты станут обязательными для работодателей независимо от формы собственности, то есть и для частного сектора. Работодатели будут должны применять их при заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций, принятии локальных нормативных актов части установления системы оплаты труда, при организации обучения и аттестации работников, в целом при формировании кадровой политики"

ЮРИСТ-Консульт ОФСОО «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЙОГИ» С.Кондратьев :

«В документе четко прописаны трудовые функции, которыми должен обладать работник той или иной профессии( в нашем случае инструктор или тренер). В стандартах прописаны конкретные трудовые функции, согласно которым будет осуществляться подготовка по профессиям. Там дан четкий алгоритм, а практико-ориентированное обучение позволяет РФЙ подготовить специалистов, более владеющих необходимыми профессиональными компетенциями. Такой алгоритм позволяет детализировать обучение и осуществлять его более качественно. Теперь мы будем четко прописывать те направления и практические навыки, которымитренер или инструктор должен обладать. При итоговой аттестации мы будем осуществлять контроль освоения трудовых функций в соответствии с требованиями профстандарта.

Закон о профессиональных стандартах, принятый Госдумой в целом для разных профессий, обязывает, в частности, йога-фитнес-инструкторов иметь знания в анатомии, физиологии, спортивной медицине, теории и методике тренировки, основах питания, пояснила вице-президент Федерации Константинова Татьяна…Инструктор должен знать, как рассчитать нагрузку клиента, которая бы не принесла вреда.По России есть смертельные случаи, когда у людей в тренажерных, йога залах просто останавливается сердце, они падают, и инструкторы, которые там работают, даже не могут оказать первую медицинскую помощь…Татьяна объяснила, что тренерам и инструкторам по йоге в фитнес-центрах йога-студиях не обязательно нужно будет получать высшее физкультурное образование в течение 4 или 6 лет. По ее словам, если у человека есть любое среднее законченное или высшее, возможно, незавершенное, он может пройти переподготовку и получить диплом о дополнительном образовании. Подготовка занимает полгода.
Право заниматься переподготовкой в РФ по йоге (йога-спорту) имеет право только ОФСОО «Российская Федерация Йоги», которая разработала программу вместе с ИПП и ППК (Институтом повышения квалификации и проф переподготовки кадров РГУФКСиТ, где юридически и базируется наша ФЕДЕРАЦИЯ, т.е. на Сиреневом бульваре, 4. Полугодовое обучение будет стоить 60 тыс. руб. Тренеры (инструкторы по йоге) должны начать переподготовку до 1 января 2017 года, после этой даты без диплома о дополнительном образовании или справки о том, что человек проходит переподготовку, работать в фитнес-йога-центре будет нельзя».

Устраивать специальные проверки в связи с вступлением в силу профстандартов не планируется. Однако во время планового выезда на предприятие инспекторы будут обращать внимание на образование сотрудников, занимающих утвержденные профстандартами должности. Вместе с тем эксперты отмечают, что прописанные в профстандарте требования к уровню образования вызовут много вопросов и сложностей, поскольку не все инструкторы работают по полученной специальности.

В профстандартах достаточно подробно описывается, что работник должен уметь и знать. Работнику в этом отношении даже легче, поскольку четко прописываются его трудовые функции, которыми он должен владеть. Одновременно с этим там указываются и требования к уровню образования. Вот в этом и будет сложность, потому что не всегда уровень образования соответствует тому, который есть у инструтора. За профстандартами потянется подтверждение квалификации. И здесь еще одна сложность, поскольку независимых центров, где можно было бы подтвердить квалификацию, пока очень мало.

В трудовой инспекции заявили, что внедрение профессиональных стандартов – это один из элементов трудового законодательства.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА: Какую позицию выбрать частным компаниям?

До того, как сформируется первая инспекционная и судебная практика и появятся официальные разъяснения, работодатель вправе сам решить, какая из приведенных точек зрения ему ближе. Кроме того, следует принять в расчет возможные издержки, на которые придется пойти, чтобы привести работу в соответствие с требованиями профстандартов, а также учесть все финансовые и репутационные потери, к которым может привести выявление тех или иных нарушений. Так, несоблюдение требования о применении профессиональных стандартов может повлечь за собой административную ответственность юридического лица в виде штрафа до 50 тыс. руб. ( ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ ). Складывающаяся судебная практика такова, что работодатель может быть привлечен к ответственности за каждое отдельно взятое нарушение ( Постановление ВС РФ от 15 августа 2014 г. № 60-АД14-12 ). Если же при этом обнаружено несоответствие трудовых договоров требованиям закона (профстандарта), то работодателю также может грозить штраф до 100 тыс. руб. ( ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ ). Это касается всех действующих трудовых договоров с работниками, включая оформленные до 1 июля 2016 года.

В то же время уволить сотрудника из-за несоответствия характеристик профстандарта работодатель не сможет. В Трудовом кодексе такого основания нет. Но, как подчеркивают эксперты, уволить сотрудника можно после проведения аттестации. В этом случае причиной увольнения станет несоответствие занимаемой должности.

Сейчас главное работодателям нужно посмотреть профстандарты особенно внимательно в части образования. По некоторым специальностям работникам достаточно будет пройти курсы повышения квалификации.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА:Дмитрий Меркулов, председатель Московского областного отделения Межрегионального движения "В защиту человека труда":

"Сейчас для широкого разъяснения всех преимуществ внедрения новых требований к профстандартам запущена активная разъяснительная работа. Так, в частности, работодателям будут стараться донести такие плюсы от их внедрения как повышение профессионального уровня сотрудников, упрощение работы отделов кадров и, соответственно, снижение финансовых и временных затрат на работу по подбору персонала". Но одной разъяснительной работы мало – понадобится внести изменения в кадровые документы.

В первую очередь рекомендуют решить проблему с наименованиями указанных в трудовом договоре профессий и должностей, а также с прописанной в нем трудовой функцией, приведя их в соответствие с требованиями профстандартов.Ведь именно такое нарушение создаст для работодателя максимальный риск при проведении инспекционных проверок, поскольку за него установлены максимальные штрафы в 100 тыс. руб. "Прежде всего, следует помнить, что профстандарт – это требование не к квалификации работника по отдельно взятой должности, а к определенной сфере деятельности, профессии в целом. Из-за этого могут возникнуть проблемы в определении нужного профстандарта, тем более, что в некоторых отраслях (например, в той же IT-сфере или финансах) действуют десятки профстандартов для одной и той же должности, а значит, в некоторых ситуациях надо будет внимательно просмотреть их содержание, чтобы соотнести с каждым конкретным работником", – советует Сергей Слесарев. Кроме того, надо будет привести в порядок и другую документацию, например, скорректировать должностную инструкцию и, возможно, внести изменения в штатное расписание. Если должность сотрудника не соответствует наименованию, содержащемуся в профессиональном стандарте, работодатель должен будет перевести его на новую должность, а при отказе работника от такого перевода решить вопрос о его сокращении.

Однако даже если не все кадровые документы к моменту проверки были приведены в соответствие с требованиямиТК РФ, по мнению Сергея Слесарева, достаточно того, что работодатель предпринимает меры по их соблюдению – например, создает условия для повышения квалификации своих сотрудников, "не дотягивающих" до требований профстандартов, это может смягчить "гнев" надзорных органов, а в некоторых случаях и избежать наказания.

В некоторых случаях профстандарты четко определяют, в каких случаях образование должно быть базовое. Здесь нужно четко определить, либо это подготовка или переподготовка, либо повышение квалификации. Сложностей много.

Посеять панику очень легко и просто, нужно все как следует обдумать, помочь сориентироваться работодателям, как выйти из ситуации. Подсказать, что можно сделать, чтобы работник сохранил свою должность и в то же время усовершенствовал знания. Юристы отмечают, что новая система только выстраивается, как она будет работать после вступления в силу закона, пока неясно. Изначально законодатели планировали отказаться от действующего ранее Единого квалификационного справочника (ЕКС) и все подчинить требованиям профстандарта. Но пока от этой идеи отказались, и ЕКС будет продолжать действовать параллельно со стандартами.

К слову, эксперты обращают внимание, что требования профстандарта жестче, чем в ЕКС.

Правовой инспектор комментирует что работодатели будут искать выходы, чтобы сохранить коллективы. На предприятиях должна быть создана комиссия, которая будет всех попадающих под профстандарты рассматривать в индивидуальном порядке. Где возможно, это переобучение. Если нет, сотрудника могут перевести на другую должность или снизить разряд, заработную плату.

Проверяющие органы, скорее всего, будут уделять внимание тому, какая работа начата в связи с вступлением в силу стандартов. К примеру, составлен ли план переобучения сотрудников, назначены даты аттестационных экзаменов, создана комиссия на предприятии для приведения правовых основ в норму и так далее.

В том, что работодатели не допустят массовых сокращений, уверена заместитель начальника отдела профориентации и профессионального обучения безработных граждан Главного управления государственной службы занятости населения Омской области Ольга Артемьева.

Она считает, что пока должностные регламенты приводятся в соответствие с профессиональными стандартами, у людей есть возможность получить базовое профессиональное образование. В некоторых случаях достаточно пройти переподготовку.

Так как с 1 июля профстандарты вступают в силу, то и вопросы, и проблемы начнутся только в июле. На самом деле серьезный вопрос, работодатели озадачены, с одной стороны. А с другой стороны, у самих соискателей тоже много проблем.Раньше мы могли расширять их профессиональные компетенции, к примеру, наличие профессионального базового образования давало возможность осуществлять профессиональную деятельность по смежным направлениям.

Сейчас этой возможности у соискателей не будет.

Если это учитель математики, он будет только учителем математики.

Как только будет практика, мы сможем говорить о проблемах, путях их решения и, в принципе, как профстандарты реализуются в регионах.

За чей счет? Есть еще один немаловажный вопрос – кто будет оплачивать переобучение: сам работник или работодатель.

В Трудовом кодексе этот момент не прописан, а значит, обучение может проводиться как за счет работодателя, так и за счет работника. Работодателю будет накладно всех переобучать. И это будет не совсем правильно. На работодателей сейчас возложены расходы по проведению медицинских осмотров. Оплачивать еще и повышение квалификации работников будет финансово тяжело. Здесь работодатель должен принимать решение вместе со специалистами, им нужно найти золотую середину.

Новые профстандарты, безу­словно, в первое время осложнят жизнь как работодателя, так и его сотрудников. Но в перспективе они должны, конечно, помочь и тем и другим сделать рынок труда прозрачнее и цивилизованнее

Начало обучения и переподготовки: сентябрь -октябрь 2016 ( по мере набора групп )

Для сертифицированных инструкторов Федерации ( т.е ранее обучавшихся по программе 200 часов от Федерации + ИПК РГУФК за период с 2008 по 2013гг включительно - курс повышения квалификации ОБЯЗАТЕЛЕН, но программа и стоимость -значительно сокращены.

Заявки в группу на сентябрь -принимаются!

Новые профстандарты осложнят прием на работу с 1 января

Новые профстандарты осложнят прием на работу с 1 января

В силу вступили поправки в Трудовой кодекс РФ. В России появились профстандарты. Теперь все - и работники, и работодатели - должны жить по-новому. В реестр уже вошли больше 800 профессий, среди которых строители, медики, педагоги, программисты, и даже фитнес-тренеры.

Согласно новым поправкам в Трудовом кодексе, каждый тренер, который занимается индивидуальными, либо групповыми занятиями, должен соответствовать профессиональному стандарту. То есть, знать основы анатомии, физиологии, спортивной медицины и правильного питания. В финале обучения выдаются «корочки» о соответствующем образовании. У большей части инструкторов в тренажерном зале таких документов нет. Один из ведущих фитнес-тренеров Новосибирска Андрей Ким - исключение. Под его руководством в месяц занимаются больше 30-ти человек. И к каждому - индивидуальный подход.

- Когда приходят ко мне на тренировку, я оцениваю визуально, устраиваю не большой опрос, чтобы узнать, как человек питается, какой образ жизни ведет. На основе этого анализа строится тренировочный процесс.

В основном, на тренеров - самоучек можно наткнуться в небольших залах. Крупные, сетевые фитнес-центры на квалификацию сотрудников не только обращают внимание при приеме на работу, но и сами проводят дополнительные обучающие курсы.

- На тренера можно отучиться за два-три дня. Но за такой срок нереально узнать какой-то минимум, - считает Андрей. – Лично я учился шесть недель, и это было обучение с раннего утра до позднего вечера. И то, за это время заложили только какие-то основы.

В основном, на тренера-самоучку можно наткнуться в небольших залах. Сетевые фитнес-центры не только обращают внимание на квалификацию сотрудников при приеме на работу, но и сами проводят дополнительные обучающие курсы.

- Внутри компании у нас есть серьезная образовательная политика с академическим подходом, - рассказала управляющая фитнес-клубом Анна Сыроваткина. - Национальный университет фитнеса занимается обучением, повышением квалификации, дополнительной подготовкой и постоянной проверкой знаний.

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», к которому как раз и относится фитнес-тренер, вступает в силу 1 января 2017 года. При этом не обязательно получать высшее образование, можно просто пройти переподготовку. Она занимает от полугода до 13-ти месяцев.

О внедрении единой системы заговорили еще несколько лет назад. Сейчас на сайте Минтруда опубликованы более 800 стандартов. В основном, они содержат требования к профессиям на производстве, строительстве, медицине, IT-отрасли и сфере услуг. Всего же чиновники намерены разработать требования почти к двум тысячам специальностей. По задумке, они должны мотивировать учебные заведения готовить выпускников с учетом реальных потребностей рынка. Однако многие уже называют новый закон «крепостным правом»: устроиться на работу без нужного образования или не по специальности теперь будет гораздо сложнее. При этом, увольнять сотрудников, не соответствующих профстандарту, работодатели не могут - лишь отправить на переобучение.

Стоит отметить, что пока большинство профстандартов носят рекомендательный характер, обязательными являются только для госучреждений. К 2020-ому году они должны полностью заменить существующие квалификационные справочники.

Согласно статистике, больше половины россиян работают не по специальности. Как на это повлияет введение профстандартов, покажет время.

Должностная инструкция тренера по профстандарту

7 апреля 2014 г.

Реестр трудовых функций

Осуществление тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе
Проведение занятий по общей физической подготовке обучающихся
5
Формирование у обучающихся представлений о теоретических основах физической культуры и интереса к занятиям спортом
5
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе
5
Осуществление тренировочного процесса на этапе начальной подготовки
Осуществление набора обучающихся в группы и секции этапа начальной подготовки (по виду спорта, спортивным дисциплинам)
5
Обучение основам техники двигательных действий (по виду спорта, спортивным дисциплинам)
5
Формирование у обучающихся представлений о теоретических основах вида спорта, спортивной этике
5
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе начальной подготовки
5
Осуществление тренировочного процесса, руководство состязательной деятельностью спортсменов на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)
Осуществление отбора обучающихся в группы и секции тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду спорта, спортивным дисциплинам
5
Формирование разносторонней общей и специальной физической, технико-тактической подготовленности, соответствующей специфике вида спорта
5
Формирование навыков соревновательной деятельности
5
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)
5
Проведение тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства
Осуществление отбора обучающихся в группы и секции этапа совершенствования спортивного мастерства (по виду спорта, спортивной дисциплине)
6
Совершенствование специальных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменов
6
Развитие навыков соревновательной деятельности спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства
6
Проведение тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства
Подготовка спортсменов к достижению результатов уровня сборных команд России
6
Совершенствование навыков соревновательной деятельности спортсменов
6
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе высшего спортивного мастерства
6
Подготовка спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
Осуществление тренировочного процесса со спортсменами спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
6
Совершенствование навыков соревновательной деятельности спортсменов спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
6
Оказание консультационной поддержки тренерам и спортсменам на всех этапах спортивной подготовки
Обобщение и распространение передового опыта тренерской деятельности
7
Оказание экспертной и методической помощи по вопросам своей компетенции
7
Организация работы тренеров спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
Планирование, организация и координация тренерской работы в спортивной сборной команде субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
7
Учет и анализ спортивных результатов, достигнутых спортивной сборной командой субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
7
Руководство пополнением резерва спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
Взаимодействие с физкультурно-спортивными организациями субъекта Российской Федерации в целях пополнения резерва спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
7
Осуществление отбора спортсменов в резерв спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
7
Подготовка спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
Осуществление тренировочного процесса со спортсменами спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
7
Совершенствование навыков соревновательной деятельности спортсменов спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
7
Руководство подготовкой и состязательной деятельностью спортивной сборной субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
Руководство тренерской работой в спортивной сборной команде субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
8
Отбор перспективных спортсменов, комплектование спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
8
Организация участия спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) в спортивных соревнованиях
8
Организация работы тренеров спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
Планирование, организация и координация тренерской работы в спортивной сборной команде Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
8
Учет и анализ спортивных результатов, достигнутых спортивной сборной командой Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
8
Руководство подготовкой и пополнением резерва спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
Взаимодействие с физкультурно-спортивными организациями в целях пополнения резерва спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
8
Осуществление отбора спортсменов в резерв спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
8
Руководство подготовкой и состязательной деятельностью спортивной сборной Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
Руководство тренерской работой в спортивной сборной команде Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
9
Отбор перспективных спортсменов, комплектование спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)
9
Организация участия спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) в спортивных соревнованиях
9
Обеспечение подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации
Организация материально-технического обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
9
Организация привлечения тренерских кадров для спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
9
Организация воспитательной работы в спортивных сборных командах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
9
Организация подготовки резерва спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
9
Реализация мер по развитию вида спорта в Российской Федерации, в субъекте Российской Федерации
Руководство подготовкой и переподготовкой тренерских кадров
9
Руководство разработкой и реализацией комплексных целевых программ развития вида спорта
9

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД)

80.10.3 Дополнительное образование детей
80.21 Основное общее и среднее (полное) общее образование
80.22.2 Среднее профессиональное образование
80.30 Высшее профессиональное образование
92.62 Прочая деятельность в области спорта
93.04 Физкультурно-оздоровительная деятельность

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)

2359. Специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы

Наименование разрабатываемого профессионального стандарта Тренер

Регистрационный номер 48

Вид профессиональной деятельности Проведение со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов

Код профессиональной деятельности 05.003

Наименование ответственной организации-разработчика ООО «Техно-Ресурс», город Пермь

Должность и ФИО руководителя Генеральный директор Черепанов Сергей Павлович

Наименования организаций-разработчиков ГАУ ЦСП «Школа высшего спортивного мастерства», город Саратов
ГБОУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по боксу и кикбоксингу», город Тверь
ГБУ Воронежской области «Центр спортивной подготовки сборных команд «Школа высшего спортивного мастерства», город Воронеж
ГБУ ФКС «Центр спортивной подготовки сборных команд области», город Вологда
ГОУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по летним видам спорта Московской области», город Химки, Московская область
Общероссийский союз общественных объединений «Олимпийский комитет России», город Москва
ФГБОУ ВПО КГУФКСТ «Училище (техникум) олимпийского резерва», город Краснодар
ФГБОУ СПО «Брянское государственное училище (техникум) олимпийского резерва», город Брянск
ФГБОУ СПО «Государственное среднее профессиональное училище (техникум) олимпийского резерва г. Щелково Московской области», город Щёлково, Московская область
ФГБОУ СПО «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва г. Бронницы Московской области», город Бронницы, Московская область
ФГБОУ СПО «Государственное училище олимпийского резерва по хоккею», город Ярославль
ФГБОУ СПО «Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва», город Смоленск
ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва» (ФЦПСР), город Москва
ФГБУ СПО «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва города Самары», город Самара
ФГБУ ФНЦ Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта, город Москва
ФГОУ СПО «Омское государственное училище (техникум) олимпийского резерва», город Омск

Основание разработки Государственный контракт

Планируемая дата завершения 06.04.14

Номер приказа 193н

Дата утверждения 07.04.14

1. Как работодателям подготовиться к введению профстандартов (в частности, какие изменения вносить в локальные нормативные акты и должностные инструкции (квалификационные характеристики))?

Вопрос. Как работодателям подготовиться к введению профстандартов?

Пока идет сам процесс принятия профессиональных стандартов, готовиться работодателям никак не надо. Необходимо контролировать выход профессионального стандарта по тем профессиональным направлениям (должностям и профессиям), которые есть в данной организации. Работодатель может принять участие в общественном обсуждении такого стандарта или уже принять его как данность после утверждения Минтрудом.

После выхода профессионального стандарта работодателю необходимо в первую очередь обратить внимание на дату, с которого он вводится в действие и изучить квалификационные требования, прописанные в нем, а также как описана трудовая функция и трудовые действия.

Вся эта информация необходима работодателю для корректировки должностных инструкций (при их наличии) или иных документов, которые у работодателя регулирую эти вопросы (например, положения о структурных подразделениях, положения по аттестации рабочих мест, положения по оплате и др.)

2. Последствия приема на работу в государственное учреждение работника, не соответствующего профессиональному стандарту.

Вопрос. Последствия приема на работу в государственное учреждение.

Если вопрос относительно того насколько жестко коммерческие организации могут придерживаться принятых профессиональных стандартов сейчас является дискуссионным (так как в коммерческой организации работодатель может придумывать самостоятельные наименования должностей и профессий, правда только при условии, что по ним нет государственных гарантий, ограничений, компенсаций), то в государственных учреждениях профессиональные стандарты будут применяться как обязательные для определения наименования должностей и прописания квалификационных характеристик.

В связи с принятием профессиональных стандартов согласно ст. 195.1. Трудового кодекса при необходимости вносятся корректировки в единые тарифно-квалификационные справочники (как например, уже произошло с такой должностью как «инженер по охране труда» которая исключена из ЕТКС) – которые как раз и являются обязательными для организаций, бюджетной сферы.

3. На сколько Профстандарты будут соответствовать ситуации названий должностей на рынке труда? Сейчас существует очень много менеджеров, чьих должностей нет в ЕТКС и ЕКС, соответственно трудовую функцию и соответствие занимаемой должности работодатели определяют с помощью должностных инструкций, что тоже выход. Решится ли эта ситуация с помощью новых Профстандартов или они будут опаздывать за изменениями, как ЕТКС?

Профессиональные стандарты определят требования к стандартизированным функциям, которые есть в подавляющем большинстве компаний, например, расчет заработной платы, подбор персонала, ведение кадровых документов и т.д. а новые прогрессивные позиции, как правило, появляются точечно, при появлении в работе неких новационных функций, поэтому ни профессиональные стандарты, ни ЕТКС не могут успеть за ними, так как последние выполняют описательную роль того, что уже существует на рынке и достаточно сильно распространено до уровня – типовых, стандартных функции.

Но так как у работодателя нет запрета на создание новых должностей, профессий, в связи с появлением новых задач, работ, функций – то соответственно профессиональные стандарты и ЕТКС, что очень важно, не вредят и не мешают их появлению.

4. Что изменится с введением профстандарта? Станет ли жизнь работника и работодателя легче или труднее?

Вопрос. Что изменится с введением профстандарта?

В чем то станет легче, в чем то труднее. Однозначно проще работодателю будет теперь разрабатывать должностные инструкции, определять квалификационные требования к работникам при приеме на работу, проводить оценку и аттестацию работников.

В чем станет сложнее, так это в первых организационных мероприятиях по приведению в соответствие внутренних кадровых документов требованиям принятых профессиональных станадартов.

5. Профстандарт четко устанавливает функции, которые обязан выполнять работник, требования к его квалификации, становится новой базой для формирования систем аттестации, сертификации персонала и оплаты труда.
Соглашусь, что конкретные критерии, жестко сформулированные в стандарте, помогут выявить пробелы в образовании кандидата на работу (ведь принимая на работу специалиста, мы прежде всего ориентируемся на документы, представленные кандидатами: диплом об образовании, документы о прохождении повышения квалификации и т.д.) или и в компетенциях уже работника организации. И тогда будет ясно, какая помощь кому требуется: стажировка, переподготовка, временный перевод на другую должность в период прохождения обучения и только в крайнем случае отстранение от должности (но тут нужна будет основательная мотивировка, создание аттестационной комиссии и др. процедуры).

Успокаивает то, что обещанное введение профстандартов – пролонгированный процесс, что через постепенное введение и применение профстандартов на практике будут выявляться пробелы, недочеты и выстраиваться методическая база обучающих центров и образовательных учреждений всех уровней для подготовки специалистов в соответствии и с профстандартами. Одно но: что недобросовестный работодатель предпримет с «неугодными» ему работниками, которые «как бы» не будут соответствовать профстандартам?

Так как прямого основания для прекращения трудового договора с таким работником Трудовой кодекс не устанавливает, все равно вот так вот просто уволить работника в связи с «несоответствие профессиональному стандарту» работодатель не сможет. Максимум через процедуру проведения аттестации работника, которая не такая уж простая и очень часто оспариваемая в судебном порядке.

6. Удивило (если не шокировало) следующее: «…для осуществления воспитательной работы учитель должен обладать восемнадцатью различными умениями и навыками, для успешного развития ребенка – двадцатью». Не слишком ли много для одного человека?
И будет ли объективным справедливым и законным отказать в работе человеку, который, по мнению аттестационной комиссии, не обладает некоторыми из них?
И вопрос: а являются ли таковыми специалистами и сами представители аттестационной комиссии. Риторический вопрос: «а судьи кто?»

Относительно «а судьи кто» меня так же очень интересует вопрос, на одном из последних заседаний В.В. Путин высказал намерение на создание специальных центров оценки профессиональному уровню. Это кстати, достаточно распространенная практика во многих западных странах. До создания таких центров оценку будут производить внутренние аттестационные комиссии работодателя и в случае дальнейшего конфликта между работником и работодателем одним из вопросов, скорее всего и будет касаться состава аттестационной комиссией.

При этом, аттестационная комиссия обязана производить оценку по квалификационным характеристикам, знаниям, умениям, а не личным характеристикам соискателя или работника. Поэтому, конечно, кто будет производить такую оценку – принципиально важный вопрос. В любом случае, любой работник или соискатель может оспорить решение аттестационной комиссии вынеся его на усмотрение комиссии по трудовым спорам, инспекции труда или суда, если не будет согласен с тем является ли решение комиссии объективным и достоверным.

Поэтому во многих отраслях сейчас и набирает обороты добровольная сертификация специалистов. В частности, наш Институт этот проект запускает в этом году и любой желающий сможет пройти такую сертификацию подтвердив свой профессиональный уровень.

В данном случае, понятно, что такая отраслевая сертификация будет производится именно теми, кто работает в данной сфере и вопрос некого «необъективизма» скорее всего будет минимизирован. Понятно, что спрос рождает предложение и наверное будут и те, кто будет производить эту сертификацию просто за деньги. Плати деньги – и ты сертифицирован. Вот тут то как раз по прошествии некого времени рынок и выстроит свое отношение к определнным сертификациям, кому верить, кому нет, некий «квотум доверия».

Мы в своей сертификации сразу задаем высокую планку, чтобы человек, имеющий наш сертификат действительно имел и подтвердил свой профессиональный уровень.

7. Как Вы думаете, надо ли будет вносить в трудовые договоры и книжки работников записи об изменении их профессии или должности, если таковые изменятся в соответствии с классификатором профессиональной деятельности?

На сегодняшний момент вопрос и технология создания (признания) такого центра только разрабатывается. Все еще в проекте и пока говорить о чем-то рано, в том числе о тех требованиях, которые будут устанавливаться к данному центру или центрам (если их будет несколько).

Добровольная сертификация – это сертификация при организациях, которые такую сертификацию проводят (у них есть такой вид деятельности). Это, как правило, организации эксперты в своей отрасли, которые сертифицируют конкретного человека, подтверждая его высокий уровень квалификации в определенной сфере, например «профессиональный бухгалтер», «профессиональный аудитор» и т.д.

В данном случае как раз студенту, который только закончил учебное заведение сертифицироваться вряд ли удастся, так как в сложившейся практике при сертификации требуется подтверждение достаточного практического опыта и успешно реализованных проектов.

8. Я увидела, что Валентина Васильевна Митрофанова в составе рабочей группы по разработке проф. стандартов. Я обучаюсь как раз в ее Институте профессионального кадровика. Отсюда вопрос: будет ли котироваться на рынке труда наш диплом о переквалификации? И подходить под профстандарт кадровика?

Естественно будет. При этом, наш Институт профессионального кадровика входит в состав рабочей группы по профессиональному направлению «Управление персоналом» и по обобщенной трудовой функции «Кадровое делопроизводство» именно мы писали трудовую функцию и трудовые действия. Естественно, что наши учебные программы разрабатываются с учетом требований рынка и возможностей сразу на практике применять все полученные знания.

Если для занятия определенной должности необходимо будет иметь дополнительные программы профессиональной переподготовки (более 500 часов) – то наш диплом и закроет данные требования. Наше обучение является лицензированным и диплом о профессиональной переподготовке будет подтверждать наличие специального образования у работника и его соответствие квалификационным характеристикам.

Если для занятия определенной должности будет требоваться повышение квалификации (от 72 часов), то любой специалист сожжет пройти у нас обучение и получить удостоверение о повышении квалификации, либо пройти программу профессиональной переподготовки, которая по количеству часов превысит даже установленные требования профессионального стандарта о повышении квалификации.

9. Минтруда России прорабатывает подходы к созданию базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. На ваш взгляд, сколько таких центров будет создано в России? Как скоро они появятся в сфере образовании. Требования к такому центру достаточно жесткие. «При отборе организации целесообразно применение следующих основных критериев:

  • Участие в международных организациях, проектах, доступ к международным профессиональным стандартам, моделям компетенций и методикам проектирования образовательных программ.
  • Наличие положительного опыта работы с бизнесом, в том числе, опыта адаптации учебных программ под задачи бизнеса и опыта координации процесса обучения на конкретных кейсах.
  • Высокий уровень квалификации преподавательского состава, наличие преподавателей с практическим опытом работы на производстве в последние 5 лет.
  • Наличие действующей системы дистанционного обучения, а также опыта создания дистанционных курсов и проведения вебинаров.
  • Наличие соглашений с ведущими производителями промышленного и технологического оборудования.
  • Наличие апробированных бизнесом методик и опыта разработки диагностических материалов, профессиональных стандартов, моделей компетенций, регламентов оценки компетенций, рамок квалификаций.
  • Наличие широкого количества учебных программ и опыта их реализации по рабочим профессиям».


Замминистра Любовь Ельцова отметила создание « …системы эффективной оценки качества подготовки выпускников и добровольная сертификация квалификаций».

Что такое «добровольная сертификация квалификаций» - определение уровня квалификации специалиста-выпускника?

На сегодняшний момент вопрос и технология создания (признания) такого центра только разрабатывается. Все еще в проекте и пока говорить о чем-то рано, в том числе о тех требованиях, которые будут устанавливаться к данному центру или центрам (если их будет несколько).

Добровольная сертификация – это сертификация при организациях, которые такую сертификацию проводят (у них есть такой вид деятельности). Это, как правило, организации эксперты в своей отрасли, которые сертифицируют конкретного человека, подтверждая его высокий уровень квалификации в определенной сфере, например «профессиональный бухгалтер», «профессиональный аудитор» и т.д.

В данном случае как раз студенту, который только закончил учебное заведение сертифицироваться вряд ли удастся, так как в сложившейся практике при сертификации требуется подтверждение достаточного практического опыта и успешно реализованных проектов.

10. Как Вы думаете, надо ли будет вносить в трудовые договоры и книжки работников записи об изменении их профессии или должности, если таковые изменятся в соответствии с классификатором профессиональной деятельности?

Если в конкретной организации в связи с изменением классификатора профессиональной деятельности будут вводиться новые должности (профессии) и упраздняться существующие или они будут переименовываться, то да, естественно такая запись должна быть внесена в трудовую книжку в обязательном порядке. Эта запись будет внесена как запись о переводе.