Руководства, Инструкции, Бланки

книжка парашютиста образец img-1

книжка парашютиста образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Книжка учета прыжков с парашютом

Книжка учёта прыжков с парашютом (или «парашютная книжка») — документ, в котором учитываются выполненные прыжки с парашютом. В Российской Федерации является основным учётным документом парашютиста. У пилотов данные о прыжках заносятся в летную книжку.

Книжки могут быть разных форматов и образцов, но в ней должны быть отражены следующие моменты:

  • номер прыжка;
  • дата выполнения прыжка;
  • цель и результат прыжка (время свободного падения и выполнения фигур, отклонение от нулевой мишени и т.д.);
  • высота отделения от летательного аппарата;
  • тип летательного аппарата и парашютного снаряжения. Каждая страница заверяется подписью и печатью организации, в которой выполнялись прыжки.

Также книжка может содержать:

  • Общие данные о парашютисте
  • Годовые итоги выполнения прыжков
  • Данные о теоретической подготовке
  • Наземная подготовка
  • Прохождение сборов, участие в соревнованиях
  • Сведения о заключении ВЛК
  • Особые случаи при прыжках с парашютом
  • Список упражнений КПП
  • ^ Основные парашютные правила (ОПП-97) по регистрации аттестации, сертификации и лицензированию организаций и парашютистов в Российской Федерации, пункт 2.2.7

Другие статьи

Книжка учета прыжков с парашютом

Книжка учета прыжков с парашютом

Книжка учёта прыжков с парашютом (или «парашютная книжка») — документ, в котором учитываются выполненные прыжки с парашютом. В Российской Федерации является основным учётным документом парашютиста [1]. У пилотов данные о прыжках заносятся в летную книжку .

Книжки могут быть разных форматов и образцов, но в ней должны быть отражены следующие моменты:

  • номер прыжка;
  • дата выполнения прыжка;
  • цель и результат прыжка (время свободного падения и выполнения фигур, отклонение от нулевой мишени и т.д.);
  • высота отделения от летательного аппарата;
  • тип летательного аппарата и парашютного снаряжения. Каждая страница заверяется подписью и печатью организации, в которой выполнялись прыжки.

Также книжка может содержать:

  • Общие данные о парашютисте
  • Годовые итоги выполнения прыжков
  • Данные о теоретической подготовке
  • Наземная подготовка
  • Прохождение сборов, участие в соревнованиях
  • Сведения о заключении ВЛК
  • Особые случаи при прыжках с парашютом
  • Список упражнений КПП
Примечания

Для улучшения этой статьи желательно ? :

Книжка учета прыжков с парашютом - это

Книжка учета прыжков с парашютом это:

Книжка учета прыжков с парашютом

Книжка учёта прыжков с парашютом (или «парашютная книжка») — документ, в котором учитываются выполненные прыжки с парашютом. В Российской Федерации является основным учётным документом парашютиста [1]. У пилотов данные о прыжках заносятся в летную книжку .

Книжки могут быть разных форматов и образцов, но в ней должны быть отражены следующие моменты:

  • номер прыжка;
  • дата выполнения прыжка;
  • цель и результат прыжка (время свободного падения и выполнения фигур, отклонение от нулевой мишени и т.д.);
  • высота отделения от летательного аппарата;
  • тип летательного аппарата и парашютного снаряжения. Каждая страница заверяется подписью и печатью организации, в которой выполнялись прыжки.

Также книжка может содержать:

  • Общие данные о парашютисте
  • Годовые итоги выполнения прыжков
  • Данные о теоретической подготовке
  • Наземная подготовка
  • Прохождение сборов, участие в соревнованиях
  • Сведения о заключении ВЛК
  • Особые случаи при прыжках с парашютом
  • Список упражнений КПП
Примечания

Для улучшения этой статьи желательно.

  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.
  • Добавить иллюстрации.

Романюк Василий - Заметки парашютиста-испытателя, Читать книгу онлайн, Страница 6

Заметки парашютиста-испытателя

В результате большой исследовательской работы текстильная промышленность выработала для изготовления советских парашютов новые образцы шелковых тканей, обладающих прекрасными аэродинамическими качествами и высокой прочностью.

Наши конструкторы, создавая новые типы парашютов, широко применяли метод экспериментальных исследований при проведении сравнительных испытаний. Таким путем было, например, установлено, что воздухопроницаемость ткани незначительно изменяет скорость снижения, но при почти одних и тех же скоростях снижения парашют из ткани с большой воздухопроницаемостью дает при раскрытии значительно меньшую нагрузку на парашютиста, чем купол из более плотной ткани.

Упорные поиски наиболее выгодной формы купола парашюта привели к положительным результатам. Мастер парашютного спорта СССР инженер Н. А. Лобанов сконструировал первый советский парашют с квадратным куполом. Его испытывал один из старейших парашютистов Советского Союза Николай Остряков.

Перед началом испытаний Лобанов с беспокойством поглядывал на небо, по которому быстро скользили легкие облака. Погода стояла ветреная.

Вскоре над аэродромом показался самолет. Шум мотора на мгновение смолк, и от плоскости отделилась маленькая темная фигурка. Через несколько секунд над ней развернулся парашют несколько необычной формы. Стремительное падение прекратилось, и Николай Остряков, несмотря на сильный ветер, плавно, без раскачивания стал спускаться на землю.

— Ну, как? — взволнованно спросил его Лобанов.

Отчет об испытании первого советского парашюта был краток.

— Я уверен, — сказал Остряков, — что наши летчики получили отечественный парашют, по качеству превосходящий все известные заграничные образцы.

Эти слова в дальнейшем полностью подтвердились. Конструкция инженера Лобанова была крупным успехом советского парашютостроения.

В 1936 году и я стал испытывать новые отечественные парашюты.

Подготовка молодых парашютистов позволила мне глубже изучить парашютное дело и накопить опыт, который мне очень пригодился, когда из строевой части я попал на работу в один из крупнейших исследовательских центров советской авиации. Здесь испытывались самолеты, приборы и различное авиационное оборудование.

Авиация в свое время вызвала к жизни парашютизм, теперь она же диктовала парашютистам очередные задачи. Чтобы их решить, конструкторы создавали новые типы парашютов. Эти парашюты надо было испытывать. Появилась настоятельная необходимость расширить кадры мастеров парашютно-испытательной службы.

Однажды в теплый весенний день, когда на аэродроме было оживленно и то и дело взлетали и садились самолеты, меня вызвал к себе офицер Павел Иванович Шадский.

— Вы имеете более ста прыжков, — сказал он, — многие из них носили экспериментальный характер. Командование хотело бы предложить вам испытания опытных парашютов…

Я тотчас же, без колебаний, согласился. Это дело было для меня новым, и, чтобы быстро овладеть им, я начал изучать опыт, накопленный моими предшественниками, людьми, давно работающими с парашютами новых конструкций и испытывающими их.

Одним из них был Николай Васильевич Низяев — большой мастер укладки парашютов, опытный парашютист, человек доброй души. Он мне рассказал о первых парашютистах-испытателях Мошковском и Пиняеве и об особенностях испытательного прыжка. Низяев сказал мне, чему можно научиться у того или иного парашютиста, и подкрепил свои слова рассказами о многочисленных эпизодах, сопровождавших испытания каждого парашюта.

Много дало мне, особенно при первых испытательных прыжках, знакомство с такими пионерами советского парашютизма, как Виктор Евсеев и Александр Кабанов.

Виктор Евсеев, летчик по профессии, виртуозно владевший пилотированием самолетов, был в то же время не менее выдающимся мастером парашютного спорта. Установив международный рекорд в прыжке с задержкой раскрытия парашюта, он с воодушевлением готовился к полету в стратосферу. Евсеев испытывал и новые парашюты.

Не менее замечательна деятельность в этой области летчика-испытателя Александра Кабанова. Он много прыгал с парашютом, испытывал опытные конструкции и достиг в этом деле совершенства.

Богатейший опыт советских парашютистов-испытателей подтвердил, что каждая новая конструкция, как бы тщательно ни была она проверена на земле, представляет собой до некоторой степени уравнение с одним, а иногда и с несколькими неизвестными. Решить его, найти эти неизвестные, можно только в воздухе. И сделать это призван парашютист-испытатель.

Со стороны испытание парашюта может показаться не особенно сложным делом.

…На аэродроме возле сигнальных флажков стоит небольшой стол. На нем лежат: журнал, карандаш и ряд точных микросекундомеров. За столом сидит техник-хронометражист.

В небе показывается самолет. Над серединой аэродрома от него отделяется черный комок и камнем летит к земле. Через секунду над ним вспыхивает белое пламя парашюта. Свободное падение сменяется плавным спуском.

Вдруг парашют меняет форму, начинает раскачиваться и снижается с возрастающей скоростью. Это испытатель подтянул несколько строп, чтобы проверить парашют на скольжение. Затем купол принимает обычную форму, и спуск снова становится плавным. Легкий толчок, и парашютист уже на земле. Быстро отстегнув подвесную систему парашюта, он достает блокнот и делает в нем несколько пометок.

Тем временем хронометражист успел записать особенности работы новой конструкции. В журнале против номера парашюта стоит фамилия испытателя и ряд цифр, которые обозначают время свободного падения, раскрытия парашюта, снижения, скольжения и скорость приземления.

За первым испытательным прыжком следуют дополнительные, которые дают детальное представление об эксплуатационных особенностях парашюта новой конструкции.

Бывает, однако, что самое детальное исследование не вскрывает всех свойств нового парашюта. Так, например, случилось при испытаниях парашюта, предназначенного для воздушно-десантных войск. Длительная проверка его действия в воздухе дала отличные результаты. Простой и дешевый в изготовлении, очень надежный и устойчивый, он, казалось, полностью отвечал всем предъявляемым к нему требованиям.

После испытания парашют поступил на снаряжение воздушно-десантных войск. И вот тогда-то мы и получили весьма тревожный сигнал. В одной из частей при групповом прыжке у десантника в воздухе парашют… сложился. К счастью, высота была достаточная, солдат не растерялся и, раскрыв запасной парашют, благополучно приземлился.

Случай был из ряда вон выходящий. До сих пор считалось, что если уж парашют раскрылся, то в воздухе сам он сложиться никак не может. Чтобы подробно ознакомиться с обстоятельствами этого небывалого случая, группа инженеров, конструкторов и испытателей выехала на место происшествия.

Выяснилось, что солдат, с которым это произошло, раскрыв парашют, оказался прямо над куполом парашюта своего товарища. Произошло явление затенения, хорошо знакомое летчикам: когда самолет входит в плоский штопор, то его хвостовое оперение оказывается как бы затененным от встречного потока воздуха другими деталями и не действует.

Так получилось и здесь. Нижний парашют «затенил» от встречного воздуха парашют, находящийся над ним, и тот, оказавшись в разреженной среде, сложился.

Чтобы подобные случаи впредь не повторялись, в инструкцию по эксплуатации этого парашюта были внесены некоторые изменения.

Испытания нового парашюта не всегда проходят гладко. Иногда те неизвестные, которые находит испытатель, оказываются для него неприятной неожиданностью. К счастью, с такими неожиданностями мне пришлось столкнуться в то время, когда я уже накопил кое-какой опыт и поэтому смог с ними справиться.

Однажды мне пришлось испытывать парашют новой конструкции. Мое знакомство с ним началось в те дни, когда он в виде первых рабочих эскизов еще только начал появляться на чертежной доске конструктора. Последовали месяцы напряженного творческого труда большого коллектива людей различных специальностей, прежде чем смелый замысел воплотился в строго очерченный шелковый купол. Этот сложный созидательный процесс происходил на моих глазах. Вместе с инженерами я изучал схему динамики раскрытия парашюта, внимательно исследовал каждый сантиметр его полотнищ, проверял прочность строп, швов и лямок подвесной системы. Все казалось вполне надежным, а расчеты конструктора безупречными. Большего о новой конструкции до испытания узнать было невозможно.

Наконец настал день испытания, и мы поднялись в воздух. Стрелка высотомера показывала заданную высоту полета. Внизу серебряной лентой вилась Москва-река, виднелись серые квадраты осенних полей, прямое, как стрела, шоссе. Местность, над которой мы летели, и время, показываемое бортовыми часами-секундомером, подсказывали: пора оставлять самолет.

К этому дню в моих парашютных книжках уже значилось несколько сот испытательных и экспериментальных прыжков. Но, тем не менее, подходя к двери кабины самолета, я чувствовал некоторое волнение и был насторожен. По опыту я знал, что испытание, казалось бы самой надежной конструкции, сопряжено с различными неожиданностями. Это тем более относилось к парашюту, который был на мне. Обычно новую конструкцию испытывают сперва с манекенами. «Прыжок» пятипудового «Ивана Ивановича» (так в шутку называли парашютисты специальный манекен) отвечает на главный вопрос — раскроется ли парашют. Если парашют, надетый на манекен, сработает хорошо, тогда с ним можно прыгать испытателям.

В данном же случае вопрос, который всегда решал «Иван Иванович», предстояло решить мне. Дело в том, что парашют, о котором идет речь, предназначался для прыжков с задержкой раскрытия и конструктивно несколько отличался от других парашютов. Чтобы раскрыть его в воздухе, следовало проделать два последовательных движения. После первого движения парашютисту, идущему к земле в свободном падении, придавалась определенная устойчивость. Второе движение заставляло купол парашюта наполниться воздухом до нужной меры и обеспечивало безопасное приземление. Ясно, что проделать все это в воздухе «Иван Иванович» был неспособен, а приборов, автоматически раскрывающих парашют на заданной высоте, тогда еще не было.

СПК Ирбис - Основные парашютные правила и классификация парашютистов ОПП-96

ОСНОВНЫЕ ПАРАШЮТНЫЕ ПРАВИЛА (ОПП-96)
по регистрации аттестации, сертификации и лицензированию организаций и парашютистов в Российской Федерации

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие правила разработаны в соответствии с международными и российскими нормативными актами, базовыми требованиями по безопасности полетов и прыжков и устанавливают основные правила по регистрации, аттестации, сертификации и лицензированию деятельности организаций и парашютистов на территории Российской Федерации. В соответствии с принятой Международной авиационной Федерацией (ФАИ) классификацией летательных аппаратов - ПАРАШЮТЫ отнесены к классу G (Спортивный кодекс ФАИ, Общие положения. Глава 2, п.2.1. и 2.2.1.7). Поэтому данные Правила - это дополнение к национальной Законодательно-нормативной документации по авиации общего назначения (АОН).

Настоящие Правила согласованы с Федеральной Авиационной Службой Российской Федерации (ФАС РФ) и являются обязательными при организации и проведении прыжков с парашютом на всей территории страны.

1.2. Авиационные парашютные организации, в дальнейшем по тексту "организации", это юридически оформленные государственные и общественные организации, их структурные подразделения и иные формирования, обладающие правом деятельности в области парашютизма, а потому подлежат обязательной регистрации, аттестации и лицензированию, а их специалисты сертификации.
1.3. Для проведения процедур по регистрации, аттестации, сертификации, лицензированию деятельности организаций и парашютистов на территории Российской Федерации создаются постоянно действующие Всероссийская, Региональные, Административно-территориальные и Центральные ведомственные парашютные комиссии. Указанные комиссии (кроме Центральных ведомственных) формируются на базе Управления Авиации Центрального Совета Российской оборонной спортивно-технической организации (УА ЦС РОСТО), его региональных авиационных отделов (РАО), авиационных организаций (АО) при функциональном руководстве Федерации парашютного спорта (ФПС) России с участием экспертов ведомств, культивирующих парашютный спорт.
Центральные ведомственные парашютные комиссии по согласованию с Всероссийской межведомственной комиссией могут создавать в своей структуре региональные и территориальные ведомственные парашютные комиссии на базе своих министерств и ведомств.
Деятельность выше именованных комиссий осуществляется на общественных началах с участием ведомственных экспертов существующей структуры ФПС России. Состав комиссий на местах определяется из числа опытных штатных и нештатных парашютистов с участием ведомственных экспертов существующей структуры ФПС России.
1.4. В целях полного охвата контроля за деятельностью организаций и парашютистов на территории Российской Федерации постоянно действующие Всероссийская, Региональные, Административно-территориальные и Центральные ведомственные парашютные комиссии, непосредственно, каждая на своем уровне, взаимодействует с федеральными, региональными, местными государственными органами и ФАС РФ.
1.5. Всероссийская межведомственная парашютная комиссия (ВМПК) выполняет функции единого координирующего и методического центра по организации системы регистрации, аттестации и лицензирования авиационных парашютных организаций, сертификации парашютистов, инструкторов с целью поддержания должного уровня безопасности при выполнении всех видов парашютных прыжков на территории Российской Федерации.
1.5.1. Основные направления деятельности ВМПК:
- регистрация и учет парашютных организаций;
- утверждение программ подготовки парашютистов, инструкторов;
- регистрация, сертификация парашютистов;
- регистрация и сертификация инструкторского состава;
- регистрация, классификация, подготовка, аккредитация спортивных судей;
- разработка базовых требований по безопасности прыжков с парашютом.
1.5.2. Всероссийская межведомственная парашютная комиссия координирует и контролирует деятельность региональных, административно-территориальных и центральных ведомственных парашютных комиссий. Состав комиссии утверждается Президиумом ФПС России и оформляется приказом Председателя ПС РОСТО.
Адрес ВМПК: 123362, Москва, Волоколамское шоссе 88, строение 8, коми. 213, тел./факс: (095) 490 46 84.
1.6. Региональные межведомственные парашютные комиссии (РМПК) создаются на базе региональных авиационных отделов (РАО) РОСТО и представительств региональных отделений Федерации парашютного спорта России с участием экспертов ведомств, культивирующих парашютизм в регионе.
Региональные межведомственные парашютные комиссии выполняют аналогичную со Всероссийской межведомственной парашютной комиссией функцию, только в границах своего региона. После оформления всех учетных, сертификационных, лицензионных материалов на организации и парашютистов сведения поступают в банк данных Всероссийской межведомственной парашютной комиссии.
Региональные межведомственные комиссии координируют и контролируют деятельность административно-территориальных и ведомственных парашютных комиссий своего региона, оказывают им методическую помощь в организации и проведении всех необходимых процедур при оформлении организаций и парашютистов на территории своего региона. Состав Региональной межведомственной парашютной комиссии утверждается Президиумом ФПС России и оформляется приказом Председателя ЦС РОСТО. Адрес РМПК: по месту базирования РАО РОСТО.
1.7. Административно-территориальные межведомственные парашютные комиссии (АТМПК) создаются на базе авиационных организаций РОСТО или административно-территориальных представительств отделений ФПС России в городах, областях, краях, республиках с участием экспертов ведомств, базирующихся на данной территории. Административно-территориальные межведомственные парашютные комиссии имеют аналогичный состав и выполняют те же функции, что и вышестоящая комиссия. Кроме этого, административно-межведомственные комиссии проводят всю необходимую подготовку и оформляют документы на организации и парашютистов к представлению их в Региональную и Всероссийскую межведомственные парашютные комиссии. АТМПК несут ответственность за правильное оформление документов, достоверность подтверждаемых сведений по сертификации организаций и парашютистов на закрепленной территории и осуществляемую ими парашютную деятельность. Состав АТМПК утверждает Президиум ФПС России. Адрес АТМПК: по месту базирования АО городских, краевых, республиканских Советов РОСТО.
1.8. Центральные ведомственные парашютные комиссии (ЦВПК) формируются на базе министерств и ведомств, культивирующих парашютизм. Состав и основные направления их деятельности аналогичны деятельности Всероссийской межведомственной парашютной комиссии. ЦВПК могут создавать региональные и территориальные ведомственные парашютные комиссии. Независимо от создания дополнительных ведомственных комиссий, ответственность за регистрацию, качество аттестации, сертификации, подготовки и лицензирования организаций и парашютистов ведомства несет Центральная ведомственная парашютная комиссия. Эта комиссия представляет все необходимые материалы по регистрации, аттестации, сертификации и лицензированию ведомственных организаций и парашютистов в банк данных Всероссийской межведомственной парашютной комиссии.
1.9. При Всероссийской межведомственной парашютной комиссии создается экспертная группа из числа специалистов министерств, ведомств и других организаций Российской Федерации по видам парашютного спорта:
- классический парашютизм - индивидуальные прыжки с выполнением акробатических фигур в свободном падении и прыжки на точность приземления;
- групповая акробатика (ГА) - построение фигур в свободном падении группой спортсменов,
- купольная акробатика (КА) - построение фигур во время снижения из раскрытых куполов парашютов;
- пара-ски (ПС)- прыжки на точность приземления и горные лыжи (гигантский слалом);
- фристайл и скайсерфинг (ФС и СО - воздушный балет и выполнение фигур в свободном падении на специальной доске-лыже;
- парашютное многоборье (ИМ) - прыжки на точность приземления, кросс, плавание. Члены экспертной группы утверждаются Президиумом ФПС России и оформляются приказом Председателя ПС Росте.
1.10. При оформлении документов по регистрации деятельности вновь созданных организаций и сертификации парашютистов необходимо представить: Парашютной организации (коллективному члену ФПО):
- копию Устава с определенными видами парашютной деятельности;
- копию Свидетельства о регистрации парашютной организации в местных административно- территориальных органах и разрешении на указанный в Уставе вид деятельности;
- акт о состоянии учебно-методической и материально-технической базы, подписанный экспертной группой АТМПК ФПС о возможности выполнения указанной в Уставе парашютной деятельности; штатную структуру, укомплектованную квалифицированными специалистами, прошедшими сертификацию и лицензирование;
- квитанцию об оплате годового коллективного взноса в ФПС.
Парашютисту (члену ФПО):
- заявление кандидата на требуемый документ и подтверждения соответствия для присвоения;
- экзаменационную карточку, подписанную лицом, имеющим соответствующие полномочия ФПС;
- медицинскую справку или медицинский сертификат;
квитанцию об оплате годового индивидуального взноса;
3 цветные фото (Зх4).

РАЗДЕЛ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРАШЮТИСТОВ

2.1. Общие положения.
С целью повышения мастерства спортсменов, соответствия их уровня подготовки к международным требованиям, принятым Международной парашютной комиссией ФАИ, в Российской Федерации вводится система определения подготовленности парашютистов с выдачей сертификатов, соответствующей категории.
Сертификаты являются неотъемлемым документом, определяющим квалификацию парашютиста, допуска его к определенным видам прыжков и подразделяются на 4 уровня их подготовки - А, В, С, D.
Парашютисты, показавшие способности в обучении молодых парашютистов как общественные инструкторы и прошедшие специальные курсы, могут стать инструкторами-профессионалами для подготовки спортсменов или специалистов для разных областей парашютизма с выдачей соответствующих инструкторских сертификатов.
Для отражения опыта, знаний, квалификации спортсмена-парашютиста, инструктора устанавливаются требования, после выполнения, которых и успешного окончания курсов или семинаров по повышению квалификации, сдачи экзаменов выдается определенный документ, соответствующий уровню его знаний, мастерства, опыта.
2.2. Сертификаты.
2.2.1. Разработанные требования сертификатов соответствуют международным нормативам и предназначены для стимулирования спортсменов к повышению мастерства, расширению знаний, накоплению опыта, обеспечению безопасности при совершении прыжков.
2.2.2. Сертификаты ФПС признаются во всех странах - членах ФАИ, и служат официальным документом о достигнутом опыте и квалификации его владельца, допуске его к прыжкам во всех парашютных организациях.
2.2.3. Сертификаты действительны до тех пор, пока ее владелец является членом ФПС. Других требований по обновлению сертификатов нет.
2.2.4. ФПС выдает сертификаты только тем членам федерации, которые полностью выполнили вое требования, установленные для категорий сертификатов.
2.2.5. Парашютисты военных ведомств, которые занимались по программе военного обучения и не выполняли спортивных прыжков, также могут претендовать на получение сертификата, если:
- на их счету имеются прыжки с задержкой раскрытия парашюта и могут контролировать положение своего тела в свободном падении:
- в их книжках учета прыжков с парашютом имеются соответствующие записи;
прошли проверку у инструктора ФПС и получили подтверждение, что заявитель способен контролировать свое свободное падение (падать стабильно) при прыжках с ручным раскрытием парашюта.
2.2.6. В получения сертификата может быть отказано, его действие приостановлено или прекращено только уполномоченными представителями ФПС.
2.2.7. Основным документом по имеющимся прыжкам является " Книжка учета прыжков с парашютом". Она может быть любого, принятого в России, образца и должна содержать следующую информацию:
- номер прыжка;
- дата выполнения прыжка;
- цель и результат прыжка (время свободного падения и выполнения фигур, отклонение от нулевой мишени и т.д.);
- высота отделения от летательного аппарата;
- тип летательного аппарата и парашютного снаряжения. Каждая страница заверяется подписью и печатью организации, в которой выполнялись прыжки.
Записи выполняются разборчиво, в хронологическом порядке. При записях можно использовать сокращения:
ТП - точность приземления;
ИА - индивидуальная акробатика;
ГА - групповая акробатика;
КА - купольная акробатика;
ФС - фристайл;
СС - скайсерфинг;
ФФ - фрифлаинг.

2.2.8. Для спортсменов-парашютистов вводятся следующие основные категории сертификатов:
А - прошедшие первоначальное обучение (студенты);
В - достигшие определенных результатов в переходном периоде обучения;
С - закончившие подготовку по усложненной программе, совершенствующие свое мастерство;
D - достигшие мастерства, которые получают допуск практически ко всем видам парашютных прыжков.

2.3. Требования сертификатов.

2.3.1. Сертификат категории А:

Категория А присваивается парашютистам, завершившим первоначальное теоретическое и практическое обучение. Основною нормативные требования:
а) выполнить 20 прыжков, в том числе:
- не меньше 15 прыжков с контролируемым свободным падением,
- сумма времени свободного падения должна составить не менее З-х минут;
- уметь останавливать нестабильное падение и принять правильное положение тела для раскрытия парашюта;
б) приземлиться в трех прыжках на расстоянии не более 20 метров от центра зачетного круга;
в) выдерживать направление во время свободного падения и выполнять развороты на 180 гр. вправо и влево;
г) демонстрировать возможность контролировать безопасность прыжков, включающюю в себя умение самостоятельно правильно определить высоту полета и точку отделения от летательного аппарата, время раскрытия парашюта;
д) уметь правильно укладывать основной парашют, с которым выполняет прыжки, а также правильно проводить проверку собственного снаряжения;
е) уметь заполнять необходимую парашютную документацию;
ж) при прыжках по групповой акробатике:
- удовлетворительно отделяться от летательного аппарата;
- знать как выполняются перемещения - горизонтальные и вертикальные;
- совершить не менее З-х прыжков в паре с опытным спортсменом или инструктором;
- уметь горизонтально передвигаться в направлении от других парашютистов, контролируя при это пространство так, чтобы избежать опасного столкновения;
з) сдать письменный экзамен действующему инструктору, старшему инструктору, инструктору-экзаменатору, инспектору по безопасности или члену Президиума ФПС.
и) оплатить сертификационный взнос.
Владельцу сертификата А разрешено выполнять парашютные прыжки под непосредственным наблюдением инструктора на точность приземления и одиночные с задержкой в раскрытии парашюта, а так же, после прохождения соответствующей подготовки, на групповую акробатику в группе до 4-х человек, при наличии в ней 50 % парашютистов категории С или Д.

2.3.2. Сертификат категории В:

Чтобы получить сертификат В парашютист должен выполнить следующие требования:
а) совершить 50 прыжков, в том числе:
- не менее 40 с контролируемым свободным падением, из них - не менее 5 прыжков с задержкой раскрытия парашюта на 30 и более секунд,
- набрать в сумме не менее пяти минут контролируемого свободного падения;
б) выполнять индивидуальные маневры ( спираль-спираль, сальто, спираль-спираль, сальто) в свободном падении;
в) приземлиться в трех прыжках на расстоянии не более 10 метров от центра зачетного круга;
г) показать в двух прыжках по ГА результат не менее 4-х очков в каждом в группе из 2-х человек;
д) сдать письменный экзамен действующему инструктору, старшему инструктору, инструктору-экзаменатору, инспектору по безопасности или члену Президиума ФПС.
е) оплатить сертификационный взнос.
Владельцу сертификата В разрешено выполнять под контролем инструктора следующие виды парашютных прыжков:
- одиночные затяжные (стиль, фристайл) и на точность приземления,
- на ГА, после прохождения соответствующей подготовки, в группах до 8-и человек при нахождении в группе не менее 2-х парашютистов категории С или Д.
- скайсерфинг.
- с видеокамерой - после прохождения соответствующей подготовки.
- участвовать в соревнованиях по освоенным видам прыжков.

2.3.3 Сертификат категории С:

Для получения сертификата С необходимо выполнить следующие требования:
а) совершить 100 прыжков, в том числе:
- не менее 80 прыжков с ручным раскрытием парашюта;
- не менее 10 с контролируемым свободным падением с задержкой раскрытия парашюта 40 и более секунд;
- в сумме набрать не менее 20 минут контролируемого свободного падения;
б) в двух прыжках с выполнением комплекса фигур показать результат не более 14 секунд в каждом;
в) в 10 прыжках приземлиться на расстоянии не более 5 метров от центра зачетного круга;
г) показать в двух прыжках по ГА результат не менее двух фигур в команде из 4-х человек,
д) на выбор в одной из парашютных дисциплин показать следующий результат:
- в классике по индивидуальной акробатике средний результат двух прыжков не более 11 сек, а в трех прыжках на точность приземления средний результат 0,15 см;
или
-в групповой акробатике в команде из 4-х человек показать средний результат в 2-х прыжках не менее 5 фигур;
или
- в скайсерфинге, фристайле выполнять не менее 50% фигур обязательной программы соревнований;
или
- видеоператору - произвести видеосъемки вышеперечисленных спортсменов или команд, показавших зачетный результат.
е) сдать письменный экзамен действующему инструктору, старшему инструктору, инструктору-экзаменатору, инспектору по безопасности или члену Президиума ФПС;
ж) оплатить сертификационный взнос.
Владельцу сертификата С разрешено выполнять следующие виды парашютных прыжков:
- индивидуальные акробатические прыжки и на точность приземления;
- фристайл, скайсерфинг, с видеокамерой (прошедшим соответствующую подготовку);
- по ГА (прошедшим соответствующую подготовку) в группе до 8-и человек, прыжки в большей группе при наличии в ней не менее двух парашютистов категории D;
- по, КА, после прохождения соответствующей подготовки, в группе до 4-х человек, при наличии не менее одного парашютиста категории D;
- по фрифлаингу - после прохождения соответствующей подготовки;
- ночью, на воду, на показательных выступлениях - после прохождения соответствующей .подготовки,
- участвовать в соревнованиях по освоенным видам прыжков.

2.3.4 Сертификат D:

Для получения сертификата категории D нужно выполнить следующие требования:
а) выполнить 500 прыжков, в том числе:
- не менее 10-ти с контролируемым свободным падением 45 и более секунд,
- в сумме набрать не менее 40 минут контролируемого свободного падения;
- совершить два ночных прыжка (или на воду);
б) в 25-ти прыжках на точность приземления показать отклонение не более 2-х метров от центра зачетного круга;
в) в двух индивидуальных прыжках в свободном падении последовательно выполнить комплекс акробатических фигур, показав время не более 10 секунд или в двух прыжках по групповой акробатике выполнить 7 фигур в команде из 4-х или 8-ми человек, или в купольной акробатике показать в 2-х зачетных прыжках с ротацией в группе из 4-х человек средний результат 4 очка; иметь два успешных прыжка с образованием фигуры из 8-ми куполов или скоростное построение восьмерки, или образовать две фигуры из программы чемпионата мира, или в команде из 4-х человек выполнить три перестроения из блока фигур чемпионата мира;
г) после предварительного обучения и проверки совершить два ночных (или на воду) прыжка под наблюдением старшего инструктора, инструктора-экзаменатора, инспектора по безопасности;
д) сдать письменный экзамен действующему старшему инструктору, инструктору- экзаменатору, инспектору по безопасности или члену Президиума ФПС;
е) оплатить сертификационный взнос.
Владельцу сертификата D разрешается выполнять любые прыжки под его личную ответственность.

2.3.6.Заявление кандидата
Кандидат, желающий получить сертификат (спортсмена или инструктора) соответствующей категории заполняет специальный бланк Федерации парашютного спорта России.
2.3.7 Проверка заявления кандидата
Официальное лицо, подписывающее заявление кандидата, должно внимательно проверить каждый из разделов заявления и подтверждения соответствия требований:
а) персональная информация о заявителе;
б) опыт:
- общее количество прыжков;
- общее время свободного падения;.
в) квалификация:
- подтвердить (подпись проверяющего), что количество прыжков, даты, результаты каждого из требований являются правильными и могут быть найдены в прыжковой книжке заявителя, или указать номер соответствующего сертификата в предназначенном для этого разделе;
г) знания:
- убедиться, что экзаменационный лист заполнен с проходным результатом;
д) заключительная проверка:
- подписать проверенное официальное заявление и напечатать фамилию, имя, отчество, должность, квалификацию инструктора и дату;
выслать по почте заполненное заявление вместе со вступительным взносом;
е) право заверять сертификат своей подписью имеет:
- инструктор - экзаменатор и члены межведомственных комиссий могут заверять сертификаты любых категорий, если сами имеют сертификат категории D;
- командир парашютного звена АО или уполномоченный инструктор-инспектор ФПС, имеющие сертификат категории D.
2.3.8. Правила сдачи экзаменов:
От принимающего экзамен требуется:
- дать экзаменующемуся лист вопросов по указанным ниже темам для экзамена;
- не допускать подсказок или какой либо другой помощи во время экзамена;
- после завершения экзамена собрать материалы и проверить результаты. Для того, чтобы экзамен считался сданным, необходимо экзаменующемуся набрать 75% правильных ответов (из 20 вопросов - не менее 15 правильных ответов);
- записать результат в заявление и в прыжковую книжку заявителя. В случае, если заявитель не сдал экзамен, он может пересдать его, но не ранее чем через 7 дней. При сдаче экзамена на более высокую степень сертификата заявитель должен сдать все экзамены для более низких категорий сертификатов;
- приложить лист ответов к заявлению и отослать его в ФПС. Экзаменующийся обязан:
- заполнить заявление на получение сертификата нужной категории;
сдать экзамен.

2.3.9. Основные темы для составления вопросов на прием экзаменов у парашютистов для разных категорий сертификатов:

Категории А, В:
1. История развития парашютизма.
2. Теоретические основы прыжков с парашютом.
3. Правила передвижения по аэродрому.
4. Снаряжение парашютиста.
5. Составные части парашюта, на котором спортсмен выполняет прыжки.
6. Конструкция, принцип действия основного и запасного парашютов. Взаимодействие частей основного парашюта при его раскрытии.
7. Правила эксплуатации, сбережения и хранения парашютов.
8. Место для проведения укладки, принадлежности для укладки и этапы укладки парашютов.
9. Правила надевания и подгонки парашютов.
10. Правила посадки и отделения от летательного аппарата.
11. Правила ведения документации на парашюты.
12. Конструкция, назначение, принцип действия автоматических приборов раскрытия парашюта.
13. Подготовка, установка на парашюте и эксплуатация автоматического прибора.
14. Особенности снижения на двух куполах.
15. Действия парашютиста в особых случаях в воздухе.
16. Правила ввода в действие запасного при частичном и полном отказе основного купола.
17. Сборка парашюта после прыжка.
18. Правила приземления на аэродроме и на препятствия.
19. Правила выполнения прыжков ночью и на воду.
20. Теоретические вопросы прыжков на точность приземления и на индивидуальную акробатику с выполнением спиралей и сальто.

Категория С:
1. Снаряжение парашютиста.
2. Составные части парашюта, с которым выполняются прыжки.
3. Тактико-технические данные парашюта.
4. Конструкция и принцип действия основного и запасного парашютов.
5. Взаимодействие частей при раскрытии парашютов.
6. Этапы укладки парашютов.
7. Правила ведения документации на парашюты.
8. Меры безопасности при выполнении прыжков с парашютом.
9. Действия спортсмена в особых случаях в воздухе при выполнении прыжков с парашютом.
10. Расчет прыжка на точность приземления.
11. Техника выполнения прыжков на точность приземления.
12 .Техника работы парашютиста при выполнении фигур в свободном падении при прыжках на индивидуальную акробатику.
13. Техника работы в свободном падении при прыжках на групповую акробатику.
14. Правила применения запасного парашюта.
15. Правила выполнения прыжков ночью и на воду.
16. Отделение от летательного аппарата при выполнении разных типов прыжков.
17. Установка страхующего прибора и его эксплуатация.
18. Схема осмотра парашютиста на линии стартового осмотра.
19. Правила выполнения и безопасность прыжков на ограниченные площадки, стадионы, в черте населенных пунктов.
20. Правила выполнения прыжков с самолета Ан-2, вертолетов Ми-2, Ми-8, Ми-6 и других летательных аппаратов.

Категория D:
1. Меры безопасности при выполнении прыжков с парашютом.
2. Действия парашютиста в особых случаях в воздухе.
3. Расчет прыжка на точность приземления.
4. Техника работы парашютиста при прыжках на точность приземления.
5. Техника работы парашютиста в группе при прыжках на точность приземления.
6. Техника работы парашютиста в свободном падении при выполнении прыжков по групповой акробатике.
7. Техника безопасности при прыжках на групповую акробатику.
8. Техника работы парашютиста при выполнении прыжков на купольную акробатику.
9. Техника безопасности при прыжках на купольную акробатику.
10. Техника выполнения фигур при прыжках на индивидуальную акробатику.
11. Применение запасного парашюта при особых случаях в воздухе.
12. Правила выполнения прыжков ночью и на воду.
13. Установка страхующего прибора и его эксплуатация.
14. Схема стартового осмотра парашютиста перед прыжком.
15. Меры безопасности при приземлении на скоростных парашютах.
16. Укладка основного и запасного парашютов (узловые моменты).
17. Предпрыжковая подготовка (какие вопросы освещаются).
18. Особенности выполнения прыжков в зимних условиях.
19. Особенности выполнения прыжков с больших высот от 4000 м и более.
20. Особенности выполнения прыжков с разных типов летательных аппаратов.

Ответы оцениваются по пятибалльной системе. Оценка за ответ по теме выставляется в соответствующую графу и записывается словом, например: отлично, хорошо и т.д. Внизу записывается средний результат.