Руководства, Инструкции, Бланки

социальная характеристика класса образец img-1

социальная характеристика класса образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Учебно-методический материал (9 класс) по теме: Образец характеристики класса

Учебно-методический материал (9 класс) по теме:
Образец характеристики класса

I. В классе учится 30 учеников: 12 девочек и 18 мальчиков; в возрасте - 10 учящихся – 1992 года рождения; 10 учащихся – 1993 года рождения; 10 учащихся - 1994 года рождения. По состоянию физического развития принадлежат к основной группе из занятий физической культуры.

ІІ. Социально-психологические параметры семьи и особенности семейного воспитания: За количеством детей в семьях - 1 или 2 ребенка ; семья Трифанова В. имеет 3 ребенка; Руденко А. воспитывается в не полной семье, отец умер. Отношения в семьях между детьми и родителями демократические; родители проявляют заинтересованность, беспокойство; в семьях Трифанова В. и Мохонька А. родители не контролируют воспитание и учебу, отдалены от школы, в этих семьях просматриваются внутрисемейные проблемы, конфликты.

ІІІ. Особенности внутри-коллективных взаимоотношений учеников. В этом году ново - прибывшая Новохацкая Алёна сразу нашла в классе друзей, понимание. Между учениками существует еще не полностью сформированные признаки взаимопомощи, сплоченности; ученики имеют разные ценностно-ориентационные вкусы. В классе ученики делятся за интересами: увлечение компьютером, спортивные игры, поэзия. В целом ученики вместе с родителями относятся к учебе ответственно, развитое чувство долга (к дежурству, помощь людям преклонных лет, общественно – полезному труду). С учителями налаживаются отношения в общении, ученики имеют понимание к учителям.

ІV. Творческий потенциал: принимают активное участие во внеурочной и внеклассной работе.

Классный руководитель подпись (фамилия)

Ориентировочный план характеристики класса

Количество учеников, отдельно — ребят и девушек.

Анализ успеваемости учеников, сравнение с предыдущим годом. Увлечения, любимые и "тяжелые" предметы. Поведение учеников (уравновешенные, неуравновешенные ученики, нарушители дисциплины) на отдельных уроках, взаимоотношения с учителями, которые выкладывают в классе.

Особенности познавательных процессов, характерных для отдельных учеников (память слуховая, зрительная механическая, проворная, смешанная; уровень внимания: уровень мышления).

Уровень развития коллектива (дружный, сплоченный, не бывает споров, бывают недоразумения но конфликтом их назвать нельзя, недружный, есть враждующие группы).

Уровень удовлетворенности положением в коллективе (ценят коллектив и принадлежность к нему; довольные: не довольные; желают перейти в другой класс).

Уровень взаимопонимания (помогают, когда чувствуют в этом потребность; помогают только друзьям; помогают только тогда, когда об этом просят, когда требует учитель). Данные социометрии: «звезды», лидеры в многообразных видах общения, те. кем пренебрегают.

Взаимоотношения с родителями. Референтные группы (родители, родственники, друзья, товарищи, знакомые, учителя). Художественные интересы (кино, театр, живопись, музыка и тому подобное). Любимые фильмы, телепередачи, книги.

Анализ внеклассной работы в прошлом году (какие мероприятия были удачными, которые — нет, почему; кто и как принимал участие).

Состояние ученического самоуправления.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образец характеристики на руководителя для представления к награде

Зачастую бывает трудно оценить по достоинству деятельность педагога для представления к награде. При подготовке наградных материалов следует выдерживать ряд требований: обЪем, структуру, и др. Требова.

образец характеристики ученицы после окончания 1 класса

характеристика на ученицу, обладающую высокими способностями по предметам.

В данном документе сождержится образец характеристики обучающейся, состоящей на ВШУ и учете ПДН, для предоставления на заседание районной КДНиЗП.

Образец характеристики

Образец характиристики учиника.

характеристика слабого ученика, нуждающемся в надомном обучении.

Образец характеристики учащегося

Основываясь на данный образец, можно составить характеристику на любого учащегося класса (5-11).

Образец характеристики учащегося 6 класса школы-интернат

Данная характеристика составлялась на ученика 6 класса, который собирался поступать в кадетское училище. Надеюсь, что мой образец кому-нибудь пригодится.

Другие статьи

Иванков)Психологическая характеристика классного коллектива!

/ Псих / (иванков)Психологическая характеристика классного коллектива!

Выполнил: студент 501 группы

Проверила: Лебедева Л.А.

I. Общие сведения о классе:

8 «Б» класс состоит из 32 учеников, из них 13 девочек и 19 мальчиков. Состав класса – стабилен, почти все ученики весьма активны на уроках, редко нарушают дисциплину. Успеваемость класса средней стабильности. Наибольшая успеваемость по русскому языку, литературе, истории. Уровень развития средний. Присутствуют о одаренные дети, но среди них также и те, кто не успевает за коллективом.

II.Общая социально-психологическая характеристика класса как социальной группы:

Согласно Протоколу № 2 в классе есть ярко выраженные лидеры (5 человек): Карташов Алексей, Смакаев Артур, Гранаткин Павел, Носова Аня, Шестакова Наташа. Лидеры заслуживают особого внимания, так как именно они активно влияют на морально-психологический климат в коллективе. Их авторитет основан на внешней привлекательности, обаянию, общительности и активности. Остальной коллектив относится к лидерам с уважением, прислушивается к ним, стремится находиться в их обществе, но, тем не менее, не подражает им, а сохраняет собственную точку зрения и свою позицию. Можно сказать, что учащиеся чувствуют себя свободно в коллективе и стремятся к взаимному общению друг с другом, у них проявляется нормальный уровень развития потребности в общении. В классе мало учащихся, которые не общаются с одноклассниками. На основании Протокола № 3 психологический климат в классе благоприятный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Нет принижения и издевательств по отношению к ученикам, которые чего-то не знают или плохо одеты, слушают не ту музыку и т.д. Мальчики и девочки на равных общаются между собой. В классе преобладают доверительные отношения, конфликты наблюдаются редко, и то в шуточной форме. В целом класс характеризуется общительностью, взаимоуважением и поддержкой. Согласно Протоколу № 4 можно сделать вывод об общем уровне развития класса как коллектива: очень высокий уровень социально-психологического развития группы как коллектива. Обстановка в классе в целом благоприятная и дружная, большая часть учеников считает свой класс сплочённым, организованным, любят работать вместе с классом. Почти все ученики отлично знают особенности одноклассников и класса в целом.

III. Учебная деятельность класса:

Наиболее частые отметки, получаемые, учениками 8«Б» класса являются 4. среди них хорошисты :Шестакова Наташа, Щербаков Дима, Красильников Илья, Аязятуллова Рената. Но в классе есть ученики, которые менее успешно справляются с учебой: Карташов Алеша, Сабайкин Гоша, Сейфуллов Игорь, Черакшев Костя. Так, согласно Протоколу № 5 в классе есть активные, ответственные, сильные учащиеся (14 человек) у которых среднее значения компонентов учебной деятельности приближается к максимальному значению – 6, а есть пассивные, слабые ученики их среднее значения меньше 4 (6 человек). В целом все ученики развиты, коммуникабельны и способны учиться. Дисциплина в классе не вызывает беспокойства или озабоченности со стороны учителей. Из Протокола № 1 следует, что Отношение к учению у подавляющего большинства опрошенных ребят положительное. Наибольшее внимание учащиеся уделяют нескольким учебным предметам: русский язык, английский язык, история, обществознание, география, алгебра и ОБЖ.

IV. Общественная активность:

Согласно Протоколу № 6 (Табл. 1) коллектив обладает нормальным уровнем общественной активности. В коллективе есть лидеры, которые активно участвуют в жизни школы, отличаются инициативностью и организованностью: Носова Аня, Красильников Илья, Таранова Настя, Шестакова Наташа; а также есть пассивные учащиеся, которым присуща инертность и безынициативность: Иванова Алена, Селиванова Лиза, Надин Вадим. По моему мнению, необходимо установить строгую дисциплину для этих учащихся, в этом случае они станут более организованными. Также полученные данные свидетельствуют об умеренной инициативности и предприимчивости у школьников, а также об их желании быть независимыми.

V. Трудовая деятельность класса:

Трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение ученика и класса в целом. Согласно Протоколу № 6 (Табл. 2) я пришёл к выводу, что ребята в основном добросовестно относятся к своей работе, принимают участие в соревнованиях и общественных мероприятиях. Больше половины учащихся посещают различные кружки при школе, 2 ученика посещают художественную школу. Данные сведения позволяют сделать положительные вывод об умственном и эстетическом развитии большинства ребят. Большая часть учеников считает свой класс дружным и сплочённым. Кроме того, учащиеся показывают желание трудиться вместе и вместе находиться во вне учебное время. Значительная часть учеников класса способны организовать рабочее место и отчитаться о проделанной работе. Но необходимо заметить, что есть несколько учеников, которые проявляют нежелание работать, трудиться в коллективе, либо о нежелание коллектива работать с ними.

VI. Выводы и предложения:

С учениками у меня сложились хорошие отношения, можно сказать, что они меня приняли. Это неплохой класс в плане учёбы, дружбы и дисциплины. В качестве выводов и рекомендаций по всему вышеперечисленному нужно отметить, что есть немного учеников с нежеланием учиться, работать в коллективе. Необходимо обратить внимание на таких учащихся, выяснить причины и суть проблемы, и постараться сплотить их с коллективом, привлечь их к участию в различных мероприятиях и других видах учебной и вне учебной деятельности. Также следует присмотреться к учащимся, уклоняющимся от общения, выяснить причины и суть проблемы. Можно провести беседу с теми учащимся,которые пренебрежительно относятся к одноклассникам,выяснить причины и суть проблемы, и постараться изменить их отношение к окружающим.Если говорить об рекомендациях в учебном процессе, то необходимо заинтересовать школьников учёбой, повысить их мотивацию, а также закрепить сильных учеников с наиболее слабыми, чтобы повысить их успеваемость.

Психолого - педагогическая характеристика класса

Абсолютные аутсайдеры: Решетникова Ирина, Ясновская Анна.

3.2. Структура межличностных отношений (социограмма)

3.3. Характеристика неформальных лидеров

Митрофанова Катя: Преобладают мотивы личностных качеств учителя. (Методика: МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ). Ценит такие качества личности, как порядочность, доброта, сообразитель ность, ум, закаленность, выносливость, честность. (Методика: ОПРЕДЕ ЛЕНИЕ ГРУППОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ).

Катя общительна, подвижна, хорошо учится. Очень сильно влияет на мнение в классе. Я часто прибегаю к её помощи, когда мне надо организовать класс на какое - либо мероприятие. Красноречива, ей присущи ораторские качества, умение убеждать (методика: беседа с воспитателем класса).

3.4. Характеристика « отверженных »

Решетникова Ирина замкнута, необщительна, однако она много времени уделяет учёбе - я её часто вижу в нашей библиотеке. Когда она была последний раз на наших « чаепитиях » я не помню. Она не контачит с классом, как бы избегает его, хотя насколько я знаю её никто не обижает. Дружит она с Рузилёй Гизатуллиной, которая такая же как и Ирина замкнутая, неконтактная.

Аня Ясновская в отличие от Ирины и Рузили стремится к общению: ходит на « чаепития » ( но не участвует в их подготовке), на различные мероприятия. Но она эгоистична, самоуверенна, ставит себя выше других. В классе её не любят, а учителя отмечают, что она любит язвить. Я и сама замечала такое за ней (из беседы с воспитателем класса).

4. Групповые характеристики

4.1. Сплочённость класса

( методика: социометрические измерения коллектива):

1. Число положительных взаимосвязей в группе по социограмме учебного лидера: 17.

Индекс психологической взаимности (“сплочённости группы”) со ставляет 0,099415204678362573099415204678363.

2. Число положительных взаимосвязей в группе по социограмме делового лидера: 11.

Индекс психологической взаимности (“сплочённости группы”) со ставляет 0,064327485380116959064327485380117.

3. Число положительных взаимосвязей в группе по социограмме неформального лидера: 12

Индекс психологической взаимности (“сплочённости группы”) со ставляет 0,070175438596491228070175438596491.

Средний показатель по трём критериям: 0,077972709551656920077972709551333

Вывод: низкая степень сплочённости класса.

4.2. Психологический климат

( методика: тест « Оценка психологического климата в коллективе »).

По результатам теста психологический климат в классе можно расце нивать как инертный. Ребята не стремятся помочь друг другу, в со вместных делах не всегда проявляются организованность и взаимо помощь. По оценкам учеников в классе присутствует видимое деле ние на « своих » и « чужих » ( что также подтверждается и результата ми анализа социометрических измерений). Ученики отмечают также и то, что далеко не всегда все доброжелательно относятся друг к другу, в основном присутствует равнодушие, безразличие к одно- классникам. Однако из этого нельзя делать вывод, что кто-то кого-то обижает, оскорбляет, но необходимо отметить, что классу не хватает сплочённости, что также иллюстрируют результаты социометриче ских измерений.

Довольно велика степень расхождений в оценках психологического климата учениками и воспитателем класса (см. График 1. Оценка психологического климата в коллективе). Особенно большое расхож дение проявляется в том, что воспитатель класса считает, что в клас се нет деления на « своих » и « чужих », однако результату тестирова ния учеников выявили противоположную закономерность. Из этого можно сделать предварительный вывод о том, что воспитатель мало компетентен в оценке межличностных отношений учеников, опира ется лишь на наглядно ему видимые оттенки межличностных отно шений учеников и не стремится к более глубокому анализу взаимо отношений в классе, используя научные методы оценки.

Оценка психологического климата учениками и воспитателем класса

сходятся лишь в одном показателе (взаимопомощь): и учащиеся и воспитатель класса считают, что одноклассники неохотно стремятся к взаимопомощи, но она всё-таки присутствует (см. График 1. Оценка психологического климата в коллективе).

Наиболее адекватно оценивают психологический климат в классе Шахбазов Давид, Шаронов Алексей, Никитина Ольга, Митрофанова Катя, Голышева Ксения, Ясновская Анна.

Особо хочу отметить резко негативную, неадекватную оценку пси хологического климата Решетниковой Ириной. Чем может быть вы зван данный негативизм? По-видимому, это вызвано тем, что Ирина по результатам социометрических измерений вошла в так называе мую категорию « отверженных », причём как по неформальной, так и по учебной и деловой социоматрицам. Довольно негативные оценки психологического климата присутствуют и у Гизатуллиной Рузили (тоже вошла в категорию « отверженных »). Довольно мажорные оцен ки психологического климата, но тем не менее неадекватные наблю даются у Попрыкиной Лизы, Левандян Ангелины, Миргазизовой Юли, Ефремовой Ирины. Данные ученицы, необходимо отметить, не относятся к категории « отверженных ». Следовательно, можно от метить, что лица, которых коллектив принимает с радостью, более вольготно ощущают себя в нём, а поэтому и оценивают психологиче ский климат более лояльно.

4.3. Система ценностных ориентации класса

( методика: тест « Определение групповых ценностных ориентаций » по А.Ф. Корниенко )

1) Профиль ценностей отдельных качеств личност и

(ранжирование качеств личност и по степени важности их для группы учеников, в порядке убывания важности):

1. Общительность, контактность; Честность

2. Исполнительность, добросовестность; Порядочность; Ответственность,

3. Доброжелательность, доброта; Отзывчивость

4. Эрудиция, кругозор знаний

6. Сообразительность, ум; Решительность, смелость

7. Настойчивость; Широта интересов, любознательность

8. Вежливость, скромность

9. Закаленность, выносливость; Трудолюбие

10. Физическое развитие, сила

11. Подвижность, ловкость

Здесь можно отметить, что дети ориентированы на честность в контактах и общении, считают, что необходимо ко всему подходить с ответственностью, ценят исполнительность. (Это подтверждается и результатами моих наблюдений в ходе моего преподавания в этом классе истории. Ребята ответственно подходят к выполнению домашнего задания, исполнительны. У большинства могу отметить самостоятельность в выполнении поставленных задач (методика: наблюдение). Как известно, факторами, способствующими более продуктивному общению являются эрудиция, широта знаний, а также доброжелательность. Эти качества личности ученики также поставили в ряду одних из важных для них качеств.

2) Профиль ценностей комплексов качеств личности

Перманентным качеством личности, как уже указывалось выше, ученики считают общительность, поэтому коммуникативный комплекс качеств личности и выдвигается учениками на первый план. Как видим, далее следуют нравственные и деловые комплексы качеств личности. Можно говорить о том, что у данного класса общение нравственно опосредовано и носит деловую направленность. ( « Ребята не увлечены интимом, нет в классе каких- то влюблённых и т.д. как в 11 « Г » классе. Мои ученики увлечены карьерой, поступлением в ВУЗ, мальчики увлечены компьютерами ». Из беседы с воспитателем класса).

3) Единство ценностных ориентации (ЦОЕ)

( методика: тест « Определение групповых ценностных ориентаций » по А.Ф. Корниенко )

4.4. Наличие общих интересов

Дети восприимчивы к рекомендациям старших. Позитивно относятся к учёбе, большая часть учится с интересом. Мальчики увлекаются компьютерами: Кошмак Андрей, Муртазин Константин, Шахбазов Давид вместе ходят на компьютерные курсы в « Элекам ». Голышева Ксения, Юля, Катя-наши организаторы. Они занимаются подготовкой сценариев (а в этом им помогает почти весь класс) к разным школьным мероприятиям, в том числе и к нашим классным « чаепитиям », которые проходят очень увлекательно (Методика: беседа с воспитателем класса).

5. Особенности учебной деятельности

(Методика: Изучение журнала успеваемости).

Средняя успеваемость в классе по предметам:

Русский язык - “ 4”;

Иностранный язык - “ 4”;

Успеваемость в классе хорошая. Ребята с интересом занимаются, творчески подходят к заданиям. Особенно хорошо занимается Юрьева Даша и Митрофанова Катя. Они регулярно участвуют в олимпиадах (из беседы с учителем истории).

Класс тянется к знаниям, но они ужасно ленивы: часто не выполняют домашнее задание, на уроке не внимательны, когда я

что-то объясняю (из беседы с учителем химии).

Позитивно относятся к учёбе, большая часть учится с интересом, но есть и дети, которые снизили учебные требования к себе: Кошмак Андрей, Ясновская Анна, Левандян Ангелина. Пассивность и ленивость свойственны Муртазину Константину.

(из беседы с воспитателем класса).

5.2. Отношение к учебным предметам

Из учебных предметов классу нравятся. математика, иностранный язык, информатика, физкультура;

не нравятся. физика, химия, биология, история (методика: тестирование « МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ » ).

5.3. Мотивы учебной деятельности

(методика: тест « МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ » ).

У учащихся данного класса в целом преобладают учебно- методические мотивы и мотивы личностных качеств учителя. То есть можно сказать, что ученики предъявляют высокие требования к личности учителя, его внешнему виду, доброжелательности по отношению к ученикам, а также к его манере преподавания, умению доступно изложить материал, способности учителя привести примеры из жизни и практики, его стремлению к проведению уроков в увлекательной для учеников форме. Развивающие и житейские мотивы ученики оттесняют на второй план.

Как отмечалось выше, классу не нравятся: физика, химия, биология, история. При выборе этих предметов ученики руководствовались тем, что данные предметы в целом не связаны с жизнью, не пригодятся при поступлении в ВУЗ (житейские мотивы), а также и тем, что они не способствуют развитию силы воли, культуры, интеллекта (развивающие мотивы).

Наиболее важными критериями при выборе учебных предметов являлись следующие: доступное изложение знаний учителем, увлекательность в проведении урока, умение учителя привести примеры из жизни, обилие новой информации (новизна), развитие на уроке мышления и интеллекта. Высокие требования предъявляются учениками и к уровню развития интеллекта учителя.

(см. сводную ведомость средних значений сумм оценок учебных предметов).

Наиболее положительно ученики оценили математику.

Резко негативно по всем группам мотивов учащиеся оценивают химию. Напомню что средние отметки в классе по данному предмету- « тройки ». Ученики считают, что знания по данному предмету никоим образом не пригодятся в жизни. Можно предположить, что учитель химии просто не может замотивировать учеников в том, что именно химия важна в жизни, что знания по данному предмету действительно пригодятся ученикам в дальнейшем. Также ученики отмечают и недоброжелательность учителя по отношению к ним. Я бы рекомендовал пересмотреть учителю свои педагогические и методические установки, более комплексно подходить к преподаванию предмета.

6.1. Отношение к труду

По оценкам классного руководителя ребята положительно относятся к труду, работе на пришкольном участке, не увиливают от работы. Однако в оценках учеников по методике: тест « Определение групповых ценностных ориентаций » трудолюбие стоит в ряду наименее важных качеств личности.

6.2. Виды и формы совместной трудовой деятельности:

Работают на пришкольном участке, некоторые ученики малыми группами устраиваются на работу (ремонт школы) на каникулах через Центр труда и занятости населения.

7. Общественная деятельность

7.1. Отношение к общественной деятельности

По оценкам классного руководителя большинство учеников не желают обременять себя общественной нагрузкой. Школьники участвуют в общественной работе по « принуждению » классного руководителя. В совместных делах нет организованности, класс не объединён значительными делами. (Методика: беседа с воспитателем класса)

7.2. Виды и формы общественной деятельности

Как отмечалось выше основным видом общественной деятельности на пользу школы является работа на пришкольном участке. Юрьева Даша и Митрофанова Катя регулярно участвуют в олимпиадах по истории и др. (из беседа с воспитателем класса и учителями- предметниками).

8. Внеучебная деятельность (досуг)

8.1. Отношение членов коллектива (группы) к совместному времяпрепровождению

(Методика: беседа с воспитателем класса)

Ребята очень положительно относятся к проведению совместного досуга, охотно собираются на праздники и разные увеселительные мероприятия.

8.2. Виды и формы совместного досуга, обычаи и традиции

Во время прохождения моей практики ребята успели сходить в кинотеатр и в тир (из личных наблюдений за жизнью класса).

Ребята любят « чаепития », которые проходят очень увлекательно, в игровой форме с проведением продуманных самими учениками конкурсов. Такие « чаепития » уже стали традицией в классе, но они никогда не « приедаются », не являются однотипными. Ещё с классом мы часто ходим в кино, иногда в Картинную галерею. (Методика: беседа с воспитателем класса).

9. Выводы и рекомендации

9.1. Положительные и отрицательные стороны в развитии коллектива

Необходимо отметить, что класс ориентирован на честность в контактах и общении, то что в целом преобладают коммуникативные (необходимы для контактов, успешного взаимодействия с окружающими, актуальны в наше время) и нравственные (в связи с общим падением нравственности в обществе) комплексы качеств личности. Положительным моментом является и то, что класс имеет свои традиции ( « чаепития », походы в кино), что способствует более тесному взаимодействию членов классного коллектива, более полной интеграции класса в единое целое. Положительными являются и некоторые оценки учениками психологического климата в классе (например то, что всем нравится собираться вместе; то, что все друг другу помогают). Позитивной стороной является положительное отношение ребят к учёбе и довольно хорошая общая успеваемость в классе.

На фоне позитивных моментов высвечивается и ряд отрицательных сторон развития в коллективе класса. Это к примеру то, что класс не объединяют значительные дела, нет общего дела, которое бы способствовало формированию коллективизма, как черты характера. Не все дети чувствуют свою причастность к жизни класса. В основном наблюдается стремление лишь к совместным удовольствиям, развлечениям. Негативно на развитии коллектива сказывается и то, что в классе преобладает инертный психологический климат. Класс, можно сказать, довольно разобщён: в его структуре выделяются микрогруппы по 2-4 человека (см. данные социограмм в Приложении), которые взаимодействуют, в основном, лишь друг с другом. Плохо и то, что ученики, по большей, части не руководствуются в учении развивающими и житейскими мотивами, так как эти мотивы имеют большое практическое значение для развития и дальнейшего самосовершенствования. К тому же современная педагогика склоняется к необходимости преобладания развивающих факторов в обучении, как необходимого условия самосовершенствования личности.

Негативно и то, что по оценкам детей в классе присутствует разделение на « своих » и « чужих », что также затрудняет межличностные коммуникации в коллективе. Не всегда присутствует и доброжелательное отношение друг к другу.

9.2. Рекомендации по развитию коллектива (группы):

а) классному руководителю (воспитателю)

Необходимо комплексное и тщательное изучение коллектива класса, не стоит полагаться лишь на результаты наблюдений за жизнью класса, так как не все стороны в развитии коллектива можно заметить, используя лишь один этот метод исследования класса. Нужно использовать и такие научно обоснованные методы как тестирование, социометрия и пр. тогда не будет наблюдаться больших расхождений в оценке психологического климата Вами и учениками. Вам необходимо также обратить внимание на учёбу ребят по химии: если учитель химии не может обосновать важность и необходимость своего предмета ученикам, то Вы должны поговорить с этим учителем, тактично указать на недостатки в преподавании предмета им, а если это не будет иметь результата, то постараться самой мотивировать учеников к более старательному отношению к данному учебному предмету.

Важно Вам обратить внимание на взаимоотношения в классе, постараться интегрировать « отверженных » ( аутсайдеров) в классный коллектив, используя при этом авторитет лидеров класса. Вам необходимо чаще поручать совместные дела лидерам и аутсайдерам одновременно, при этом наблюдать (умеренно, чтобы этого наблюдения не было заметно им) за их работой и взаимодействием. Это будет способствовать развитию сплочённости коллектива и вливанию бывших отверженными учеников в единое пространство коллектива класса.

б) членам актива:

Вам необходимо стараться просить помощи в организации и проведении каких-либо дел и мероприятий у Решетниковой Ирины,Ясновской Анны, Гизатуллиной Рузили, Шабалиной Ирины, Шахбазова Давида. Вам следует стремиться к тому, чтобы как можно больше Ваших одноклассников было включено в совместную деятельность, потому что именно совместные обязанности, совместное преодоление каких-либо трудностей делает Ваш класс дружнее. Старайтесь руководить жизнью класса, а не самим выполнять все важные дела Вашего коллектива: учитесь распределять обязанности и поручения между всеми членами класса. При этом неважно мелкое это будет поручение или большое - главное в том, чтобы каждый Ваш одноклассник, выполняя порученное ему дело почувствовал себя частью Вашего дружного коллектива. Результаты не заставят себя ждать - к Вам будут ещё больше проявлять доверие и уважение Ваши одноклассники, а вместе с ними и классный руководитель, учителя. Именно умение включить всех членов коллектива в общее дело и определяют качество успешного руководителя.

Евтешин М.Л. студент гр. 906 исторического факультета НФ КГПУ

Ахметзянова Н.В. старший преподаватель НФ КГПУ