Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция диспетчера 112

Категория: Инструкции

Описание

Рыбалка в Татарстане! Наш Казанский рыболовный сайт

Единые дежурно-диспетчерские службы ЕДДС

Всевозможные нештатные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей, требуют от служб экстренного реагирования предельно быстрых и точных решений и действий.

Почти во всех странах мира для решения подобных задач существуют службы оказания помощи населению в чрезвычайных ситуациях (спасательная служба, скорая медицинская помощь, противопожарная служба, полиция и др.). В работе этих служб есть три общих момента:

- скорость реагирования системы (промежуток времени, прошедший с момента получения сигнала о бедствии и до момента начала оказания помощи);

- как правило, комплексный характер требуемой помощи;

- зависимость эффективности действий служб экстренного реагирования от времени поступления, объема и достоверности информации, которой с самого начала располагают спасатели.

Это обусловило создание специальных телекоммуникационных систем, в задачи которых входит организация оказания помощи в чрезвычайной ситуации независимо от вида и масштабов этой ситуации. Основу этих служб составляют современные средства обработки информации, средства связи и передачи данных. Такие системы получили название служб общественной безопасности. Эти службы не подменяют собой такие службы экстренного реагирования, как полиция, скорая медицинская помощь и противопожарная служба. Служба общественной безопасности лишь организует (координирует) действия этих структур, снабжая их необходимой оперативной и достоверной информацией.

Наибольшее развитие службы общественной безопасности, использующие самые современные технологии, получили в США, Канаде и странах Европейского Союза. В США и Канаде это телекоммуникационные системы общественной безопасности « 911 ». а в странах Европейского Союза — системы «112». Название эти системы получили по единому телефонному номеру выхода на диспетчерские службы — «911» и «112» (единые объединенные диспетчерские системы). Эти системы работают с начала 70-х годов XX века и достаточно хорошо себя зарекомендовали. В частности, в настоящее время систему 911 используют 90 % населения США.

В России работы по созданию единых объединенных диспетчерских систем (ЕДДС), являющихся определенным аналогом систем «911» и «112», начались сравнительно недавно. В то же время в России уже имеются во многих городах так называемые «базовые системы» единых диспетчерских систем, в которых телефонные обращения обрабатываются пока еще вручную. Ряд из этих систем использует единые (для данного города) телефонные номера (005, 051, 059 и др.), но, пока нет единого номера для всей территории России.

Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) является элементом органа повседневного управления местного (городского) звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создается при органе управлении ГОЧС города и является центральным звеном в объединенной системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ), в состав которой наряду с ЕДДС входят дежурно-диспетчерские службы (ДДС) экстренного реагирования («01», «02», «03», «04»), жилищно-коммунального хозяйства, наблюдения и контроля за окружающей средой.

Создание ЕДДС не отменяет существующего до ее появления в городских ДДС порядка приема от населения сообщений о происшествиях (по телефонам «01», «02», «03», «04» и другим).

Вместе с тем ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС города по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных ситуациях.

Основные задачи ЕДДС:

- прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях;

- анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

- сбор от дежурно-диспетчерских служб, служб контроля и наблюдения (систем мониторинга) за окружающей средой и распространение между ДДС города информации об угрозе или факте возникновения чрезвычайной ситуации;

- обработка и анализ данных о чрезвычайной ситуации, уточнение состава дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для реагирования на чрезвычайную ситуацию, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования городской РСЧС;

- оценка и контроль обстановки, подготовка вариантов управленческих решений по ликвидации чрезвычайной ситуации, принятие необходимых решений;

- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации чрезвычайной ситуации вышестоящим органам управления по подчиненности;

- информирование об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации, подчиненных сил постоянной готовности;

- обобщение информации о произошедших чрезвычайных ситуациях (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.

ЕДДС города функционирует круглосуточно и при этом должна:

- немедленно приступать к экстренным действиям по предотвращению и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации после получения необходимых данных;

- самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления.

ЕДДС создаются при городских органах управления ГОЧС. В небольших городах и сельских районах, в которых отсутствует орган управления ГОЧС, ЕДДС может создаваться при органе местного самоуправления. В городах — административных центрах субъектов Российской Федерации ЕДДС могут создаваться на базе органа повседневного управления (министерства или главного управления ГОЧС) субъекта Российской Федерации с возложением на последний дополнительных задач. В крупных городах, имеющих в своем составе административные округа или (и) муниципальные районы, при соответствующих органах управления ГОЧС могут создаваться окружные или (и) районные ЕДДС.

ЕДДС города должна включать в себя дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства автоматизации управления, связи и оповещения.

В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства. В каждую смену должны быть включены старший оперативный дежурный и его помощник, а также специалисты — аналитики информации по направлениям (для обобщения поступающей из различных источников информации и подготовки вариантов решений) и операторы — диспетчеры (для сбора и распространения между ДДС информации о чрезвычайной ситуации).

ЕДДС и дежурно-диспетчерские службы, входящие в ОСОДУ города, функционируют в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации функционирования ОСОДУ информационное взаимодействие между ДДС, входящими в ОСОДУ, осуществляется через ЕДДС города.

Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе или факте чрезвычайной ситуации, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах. Поступающая информация распространяется ЕДДС до всех заинтересованных ДДС.

Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается. В зависимости от поступившего документа (сообщения), масштаба чрезвычайной ситуации, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб) по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации чрезвычайной ситуации.

С целью создания необходимого нормативно-правового пространства для разработки и внедрения ЕДДС, обеспечения возможности интеграции автоматизированных систем (АС) ОСОДУ в рамках автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС, снижения финансовых затрат МЧС России осуществляет единую научно-техническую политику в части создания ЕДДС.

В 1998 году по поручению Председателя Правительства Российской Феде рации МЧС России был подготовлен пакет документов по созданию единых дежурно-диспетчерских служб в городах России (концепция, технико-экономическое обоснование и др.), который был согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В результате Правительством Российской Федерации было выпущено поручение по вопросу создания ЕДДС в городах России.

Во исполнение поручения вышел приказ МЧС России № 517 от 25.08.98 г. который ввел в действие разработанную «Концепцию создания ЕДДС в городах Российской Федерации». В соответствии с требованиями этого приказа был также разработан и утвержден ГОСТ Р22.7.01-99 «ЕДДС. Общие положения».

Стандарт разработан с целью единого понимания назначения, состава решаемых задач, структуры, порядка создания и функционирования едины дежурно-диспетчерских служб в городах Российской Федерации. Этот документ является первым разработанным государственным стандартом в системе стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» в области создания единых дежурно-диспетчерских служб. Объектами стандартизации в настоящее ГОСТ приняты общие организационно-технические положения, общетехнические требования и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь при создании и обеспечении функционирование: ЕДДС на всей территории Российской Федерации.

На федеральном уровне проводится определенная работа по снижению стоимости создания ЕДДС. Практика показывает, что затраты на разработку проекта автоматизированной системы (включая разработку специального программного и информационного обеспечения) составляют не менее 50 % от стоимости всей системы. Таким образом, при централизованном типовом проектировании АС ЕДДС в каждом городе может быть сэкономлено не менее половины тех средств, которые пришлось бы затратить при самостоятельной ее разработке. МЧС России проводит большую работу по организации разработки типовых проектов автоматизированных систем (АС) ЕДДС, созданию типового программного обеспечения на основе долевого участия субъектов Российской Федерации, обеспечению скидок на поставляемые программно-технические средства с учетом их массовой поставки в регионы, использованию таких современных форм финансирования как лизинг, товарные кредиты и других.

Состав и функционирование ЕДДС города

ЕДДС города должна включать в себя личный состав, пункт управления, а также узел связи, центр оповещения и геоинформационную систему. Совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и автоматизации управления составляет АС ЕДДС, которая должна представлять собой локальную вычислительную сеть (ЛВС), включающую в себя автоматизированные рабочие места (АРМ) должностных лиц дежурной смены на базе персональных ЭВМ (ПЭВМ). АС ЕДДС города должна сопрягаться с городским информационно-управляющим центром или абонентским пунктом автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС.

В режиме повседневной деятельности ДДС несут круглосуточное дежурство и находятся в постоянной готовности к экстренному реагированию при возникновении чрезвычайной ситуации. В этом режиме осуществляется постоянный контроль обстановки в городе, поддерживаются в готовности к использованию программно-технические средства, обеспечивается сбор, обобщение и анализ информации о возникших чрезвычайных ситуациях за сутки дежурства, представляются соответствующие доклады по подчиненности, готовятся корректируются специальные оперативные планы по реагированию ДДС на чрезвычайные ситуации.

В режиме повседневной деятельности в ЕСОДУ осуществляется обмен информацией:

- о наличии, состоянии и возможностях сил и средств постоянной готовности;

- обобщенными данными за сутки о возникших чрезвычайных сигуациях и принятых мерах по их ликвидации.

ЕДДС переводится в высшие режимы функционирования (повышенной готовности или чрезвычайной ситуации), когда для ликвидации угрозы ЧС или самой ЧС требуются совместные действия трех и более городских ДДС, входящих в ЕСОДУ.

Оперативные дежурные службы городских районов в высшие режимы переводятся в том случае, когда на их территории возникла угроза или непосредственно чрезвычайная ситуация, требующая совместных действий городских ДДС. Центральные диспетчерские органы (ЦДО) городских служб переводятся в высшие режимы при чрезвычайной ситуации, к ликвидации которой они привлекаются совместно с другими службами.

Источниками информации для ЕДДС могут быть:

- взаимодействующие ЦДО городских служб;

- оперативные дежурные службы (ОДС) городских районов;

- диспетчерские службы потенциально опасных объектов;

- население (в порядке личной инициативы);

- средства массовой информации.

Прием первичной информации об угрозе ЧС или возникновении ЧС от населения организуется в ЕДДС, ЦДО городских служб, ОДС районов города (в дальнейшем этот прием будет обеспечиваться только в ЕДДС).

Информационное взаимодействие между ДДС, входящими в ЕСОДУ, как правило, организуется через ЕДДС. При этом ЕДДС от других ДДС передается информация только о таких чрезвычайных ситуациях, реагирование на угрозу и возникновение которых потребует совместных действий трех и более ДДС. По возможности информация передается по нескольким видам связи.

Объединенная диспетчерская служба ЕДДС анализирует и распространяет первичную информацию о чрезвычайной ситуации между ДДС, входящими в ЕСОДУ.

Вся информация, поступающая в ЕДДС, анализируется главным оперативным дежурным и дежурной сменой. В зависимости от масштаба чрезвычайной ситуации, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб) по каждому принятому сообщению принимаются необходимые решения.

ЕДДС обобщает полученные данные, готовит рекомендации по совместным действиям ДДС и доводит подготовленную информацию до всех служб, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации или ее угрозы.

Основные направления и этапы создания ЕДДС города

Для создания ЕДДС города необходимо провести комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий по следующим основным направлениям:

- определение и согласование между администрацией города и городскими службами цели создания, задач, принципов построения и функционирования ЕДДС, а также состава существующих дежурно-диспетчерских служб, взаимодействующих с ЕДДС;

- уточнение городской группировки сил и средств постоянной готовности, определение и согласование основных мероприятий экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать ЕДДС;

- разработка порядка информационного обеспечения ЕДДС во всех режимах ее функционирования;

- разработка и утверждение необходимых правовых, организационно-методических и нормативно-технических документов, являющихся основой для создания, функционирования и дальнейшего совершенствования ЕДДС;

- совершенствование существующих систем связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС;

- создание геоинформационной системы ЕДДС и ее сопряжение с другими взаимодействующими системами.

Основными этапами создания ЕДДС должны являться:

а) организационный этап, в течение которого решаются организационные вопросы построения, функционирования и развития ЕДДС;

б) технический этап, в продолжении которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства ЕДДС города.

На организационном этапе создания ЕДДС города необходима подготовка следующих документов:

- положения о ЕДДС города;

- инструкции по обмену информацией с ЕДДС;

- плана действий ЕДДС при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации;

- дополнений и изменений в действующие инструкции дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с ЕДДС);

- технического задания на создание автоматизированной системы ЕДДС;

- других регламентирующих документов (при необходимости).

Технический этап создания ЕДДС должен завершиться вводом в штатную

эксплуатацию АС ЕДДС в составе следующих элементов: узла связи; центра оповещения; геоинформационной системы.

Участниками создания ЕДДС могут являться:

- местные органы власти (вопросы согласования организационных вопросов между различными службами, какими правами наделяется ЕДДС, что переходит от экстренных служб к ЕДДС, вопросы финансирования создания и содержания ЕДДС, административное деление, адресация зданий, административные границы, наименование площадей, улиц и переулков, пожарные команды, станции скорой помощи, офисы милиции);

- местные органы управления ГОЧС (оборудование центра управления, вопросы согласования действий различных служб, подготовка операторов, подготовка проекта создания ЕДДС и др.);

- ведомственные службы экстренного реагирования — милиция, скорая медицинская помощь, пожарные и др. (использование и пополнение базы данных, согласование вопросов взаимодействия с ЕДДС и др.);

- телефонные компании (оборудование, номера телефонов, маршрутизация вызовов, модернизация телефонных сетей, создание интегрированных сетей связи и передачи данных);

- компании сотовой радиосвязи (номера, развитие зон обслуживания, маршрутизация вызовов и др.).

инструкция диспетчера 112:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Служба спасения-112: держим руку на пульсе!

    "Служба спасения-112": держим руку на пульсе!

    Пожар, авария, порыв теплотрассы, упало дерево, заклинило дверь. В такие моменты мы вспоминаем о службе спасения и набираем номер, по которому придет помощь.

    «Служба «112», слушаю вас", — с этих слов начинается путь к спасению.

    По принципу «одного окна»
    ЕДДС Курска более 8 лет. Поначалу она ничем не отличалась от диспетчерских служб экстренного реагирования. Дежурный принимал звонки и переадресовывал их соответствующим службам. В 2008-м, когда наша область стала пилотной зоной в России по внедрению «Системы-112», Курск пошел по европейскому пути, и с 2009 года ЕДДС начала работать в этой системе, расширился штат. Постепенно и горожане привыкли к тому, что если случается пожар, ДТП или утечка газа, то набираешь три цифры и помощь оказывается по принципу «одного окна».
    За пять лет единая система экстренных вызовов хорошо зарекомендовала себя. В 2,5 раза сократилось время реагирования оперативных структур, а служб жизнеобеспечения — в 4 раза. Однако привычные номера «01», «02», «03» и «04» будут работать параллельно с единой системой «112» до 2017 года. В перспективе — подключение к совместной работе операторов сотовой связи. Кстати, опыт курян оказался успешным, и с 12 августа единый телефон спасения заработал во всей России.
    Начальник управления по делам ГО и ЧС при администрации Курска Александр Новицкий отмечает, что чаще всего звонят по коммунальным проблемам (прекращение водоснабжения, теплоснабжения, подачи электроэнергии). Нередко просят достать собаку, упавшую в канализационный люк, или кошку, которая уже несколько дней не может слезть с дерева. Эти звонки переправляются в те службы, которые могут помочь. За сутки поступает более сотни заявок. Ни одна не остается без ответа, все записываются и хранятся в электронной базе данных.
    Сотрудник ЕДДС всегда расскажет о процессе решения проблемы: куда направили сообщение, что предприняли, каков результат работы. Так что обратная связь существует.
    — При угрозе жизни спасатели выезжают немедленно и денег за свои услуги не требуют — это понятно. А если, к примеру, человек потерял ключи и звонит, чтобы спасатели вскрыли дверь, придется ли ему за это платить? — спрашиваем я у Александра Георгиевича.
    — Мы даем адрес организации, которая официально работает в городе, и предоставляет такую услугу. Сами мы платных услуг не оказываем.
    — Поначалу, помнится, диспетчерами работали в основном пенсионеры, а теперь слышится молодой женский голос… Решили омолодить кадры?
    — Многие не выдерживают нагрузки. Молодежь более стрессоустойчива.
    — Телефонные шутники по-прежнему досаждают звонками? И как наказывают хулиганов?
    — У нас определяются все номера, с которых нам звонят, поэтому в случае надобности передаем данные в полицию. А вообще «шутить» стали реже. Понимают, что все равно вычислят.

    «Дежурной смене ЕДДС Курска к несению дежурства приступить&!raquo;
    С этих слов каждый день начинаются рабочие сутки сотрудников.
    …«Сердце» ЕДДС — оперативный зал, где происходит прием и обработка всех звонков. Небольшое светлое помещение со специальной аппаратурой, огромным информационным экраном, поделенным на сектора. Здесь круглосуточно работает дежурная смена. График — сутки через четверо. Перед каждым диспетчером на столе монитор, телефоны. Трели звонков не смолкают в зале ни на минуту…
    Кстати, сюда поступает и информация со всех видеокамер, установленных на трубах ТЭЦ (самых высоких объектах в городе), на наиболее напряженных участках городских автомагистралей, в местах массового пребывания людей: на вокзалах, рынках и площадях. Вся информация о том, что происходит в городе, в режиме реального времени передается в национальный ЦУКС — центр управления в кризисных ситуациях. Таким образом, в случае необходимости к решению проблем в Курске оперативно могут подключиться федеральные структуры.
    За пожарной безопасностью следят тепловизоры. Особенность этих камер в том, что они реагируют на источники высоких температур и сообщают об этом. К примеру, в туманную погоду очень сложно различить возгорание или пожар. Зато с этим успешно справляется новая техника.
    — Держим руку на пульсе городской жизни, — говорит начальник ЕДДС Курска Александр Горлов.
    Интересуемся, как организована работа единой дежурно-диспетчерской службы города.
    В оперативной дежурной смене пять человек (оперативный дежурный, два диспетчера системы «112», оператор баз данных и оператор системы мониторинга). Параллельно работает служба психологической поддержки и реабилитации. Здесь в основном трудятся женщины. При приеме на работу кандидаты проходят тест на профпригодность и обучение в учебно-методическом центре ГО и ЧС по Курской области.
    Как же работает диспетчер? Как только он нажимает кнопку «принять вызов», на экране его компьютера появляется информационная карточка, где указаны тип вызова, дата, время, номер звонившего. Диспетчер, узнав, что случилось, вписывает в нее краткую информацию, адрес, место происшествия. Потом эта карточка переходит автоматически тем службам, которые должны быть задействованы.
    — Поток информации в последние годы вырос в разы. И вся она регистрируется, все разговоры записываются. Забота дежурного не только принимать телефонные звонки, но и обеспечивать взаимодействие разных структур, держать на контроле решение тех или иных вопросов. Люди порой звонят в таком неадекватном состоянии, что не могут вспомнить даже свой адрес или номер квартиры. Иной прокричит о пожаре и трубку бросит. Диспетчер должен уметь не только внимательно выслушать, но и успокоить человека, обнадежить.

    «Оперативный дежурный слушает…»
    Главный специалист ЕДДС, оперативный дежурный Олеся Горлова. работает с первых дней создания службы. Свое «боевое крещение» помнит хорошо.
    — Позвонили жители Сеймского округа и сообщили о порыве трубы холодного водоснабжения. Помню, испугалась тогда не меньше звонивших. Но взяла себя в руки, уведомила службы, и проблему вскоре устранили, — вспоминает Олеся Васильевна. — А однажды пришлось спасать от переохлаждения обезьянок и попугаев. На базе юннатов внезапно отключили отопление. А зима была лютая, морозы под 30 градусов. Редкие виды растений, удав, обезьяны, попугаи могли запросто погибнуть от холода. Спасатели прибыли немедленно, но ремонт теплоузла затянулся. Тепловые пушки едва справлялись с задачей. Поэтому спасатели приняли единственное верное в этой ситуации решение — согревать животных собственным теплом. Так и сидели в обнимку с обезьянами… Кстати, ни одно животное от холода не пострадало.
    Бывают и курьезные звонки. Так, на днях поступил сигнал от дачников. Взволнованные люди заявили, что видели странные светящиеся лучи, наверное, это НЛО? Для успокоения людей направили спасателей. Странное явление оказалось ничем иным, как светом огней торгового центра…
    Но, конечно, чаще обращаются за экстренной помощью. Так, в этот день поступил сигнал от встревоженной женщины. Гуляя с ребенком по проспекту Клыкова, она увидела, что на подоконнике шестого этажа стоит годовалая девочка. Видимо, малышка забралась туда, а слезть самостоятельно не могла и отчаянно плакала. Спасатели в считанные минуты оказались по названному адресу, снесли дверь с петель. Девочка была спасена. А в соседней комнате спала ни о чем не ведающая мамаша. В ушах у нее были беруши…
    Вот недавно бобра спасли. Люди рыли выгребную яму на территории частного дома в Сеймском округе, и туда угодило животное. Спасатели отправились выручать зверька. Лассо привязали к пластмассовой бочке, вытащили пленника и отпустили обратно в Сейм.
    Ведущий специалист ЕДДС Дмитрий Простаков вспоминает, как несколько недель назад позвонили с проспекта Клыкова. Мужчина живет на седьмом этаже и умудрился разглядеть, что на проспекте Победы приземлился большой черный шар.
    — Я сам проживаю в том районе, поэтому позвонил жене, не замечала ли она чего сверхъестественного. Естественно, никаких летающих объектов не было и в помине, — говорит Дмитрий. — А на днях «напали» на воинскую часть на улице 50 лет Октября. На проходную зашел пьяный мужчина с ножом и крикнул: «Я проверяю вашу боеготовность&!raquo; Горе-налетчика забрал участковый.
    …Очередной звонок. Неординарная просьба: женщина просит спасателей поработать «мужем на час» — поменять бачок унитаза. Еще вызовы: где-то загорелся мусор, в другом месте машины не поделили дорогу…
    Не прекращаются звонки, спешит помощь…

    Елена ЩЕГОЛЕВА,
    газета «Городские известия» (Курская область)