Руководства, Инструкции, Бланки

иом дошкольника образец таблица img-1

иом дошкольника образец таблица

Категория: Бланки/Образцы

Описание

МАДОУ города Хабаровска «Детский сад №208» - «Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника»

Доклад на методическом объединении

образовательного маршрута дошкольника»

Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей является «индивидуальный образовательный маршрут» воспитанника.

Под индивидуальным образовательным маршрутом понимается система дидактических мер. обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей.

Деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для оказания индивидуальной помощи каждому ребёнку в планировании своей деятельности, применению своих умений и навыков в совместной и самостоятельной деятельности, на консультирование родителей. Важнее не то, что знают и умеют выпускники дошкольного образовательного учреждения, а как они умеют реализовывать свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями.

Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, т.е. на результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка или на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития. Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Сущность ИОМ заключается в следующем:

  1. ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как

его индивидуальная образовательная программа;

  1. в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:

- как субъекты выбора дифференцированного образования,

предлагаемого дошкольным образовательным учреждением;

- как «неформальные заказчики», предъявляя дошкольному

образовательному учреждению образовательные потребности и

индивидуальные особенности ребенка;

  1. на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления

обучения, воспитания и развития в соответствии с его индивидуальными

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

  1. государственным заказом;
  2. потребностями и запросами родителей;
  3. индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
  4. возможностями ДОУ;

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для одарённых детей;

- для детей из социально неблагополучных семей;

- для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которой относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

• формирование представлений о пространстве, времени

Методы, используемые в работе:

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);

• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

  1. - принцип опоры на обучаемость ребенка,
  2. - принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития
  3. - принцип соблюдения интересов ребенка. По-другому его называет "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка! Л.М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
  4. - принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
  5. - принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
  6. - принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка. Реализация данного принципа - это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать» (В.И. Слободчиков).
  7. - принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики.

Остановимся подробнее на каждом этапе

Первый этап наблюдения.

Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям»

Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины»

ФИ Выявленные трудности причины Результат (в конце сопровождения)

3. Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.

На 5 этапе проводится завершающая диагностика.

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась).

• развитие социальной компетентности;

• развитие коммуникативных навыков;

• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);

• развитие чувства самоценности;

• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг в работе позволяет не просто фиксировать уровень развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и педагогической коррекции. Мониторинг – это отправная точка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Одна из главных задач совершенствования системы дошкольного образования является выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей.

Не редко в группе выявляются дети, опережающие в развитии своих сверстников, проявляющие таланты в различных областях. Одаренный ребёнок обладает одним или несколькими качествами: хорошей памятью, особенно долговременной; хорошим словарным запасом; способностью сосредоточится на долгое время; лёгким усвоением информации; наблюдательностью и любознательностью; устойчивым интересом к широкому кругу вопросов;раним проявлением способности сопереживать другим; любовью к книгам; энергичностью; предпочтением играть с детьми старшего возраста; нетрадиционными способами использования привычных предметов; задатками лидера и социальными навыками.

Для выявления одаренности воспитанников провожу диагностику, используя методы: наблюдения, беседы, анкетирования родителей. Главным условием для мониторинга является, конечно, личный контакт с ребёнком. Это позволяет узнать увлечения и интересы детей, что в дальнейшем помогает стимулировать ребенка и направлять его развитие.

МОНИТОРИНГ, НАБЛЮДЕНИЯ, БЕСЕДЫ

После того, как выявила вид одарённости с помощью диагностики, разрабатываю индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения одарённых воспитанников. Результатом работы является: активное участие ребёнка в жизни группы и детского сада, участие в конкурсах, выставках разного уровня.

Наблюдая за девочкой, обратила внимание, что Андросюк Настя опережает в развитии своих сверстников в продуктивной деятельности, с удовольствием выполняет поделки в нетрадиционной технике, все время что-то рисует, лепит, вырезает, выполняет аппликации. Работы Насти демонстрировались на выставках и участвовали в конкурсах, организованных в детском саду. Проведённая с родителями беседа и анкетирование подтвердили наличие у ребёнка творческих способностей и изобразительной одарённости. Данные наблюдений позволили мне сделать вывод, что у Насти творческая (изобразительная) одарённость.

Для развития изобразительной одарённости Андросюк Насти, исходя из интересов и наклонностей девочки, разработала и реализовала индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения по обучению рисованию и лепке. Данная система развивает творческие способности ребёнка, совершенствует их изобразительные умения. Результатом работы стало участие Насти во всероссийском пластилиновом конкурсе «Уши, ноги и хвосты», конкурсный тур «Ребятам о зверятах».

Внутренняя познавательная мотивация- это естественное стремление ребенка к познанию: любознательность, активность, любопытство, познавательная деятельность, творчество. И большинство дошкольников ею обладают: это возраст почемучек, активных исследователей, любознаек. Наблюдая за деятельностью своих детей второй младшей группы в начале 2013-2014 учебного года,увидела, что в группе есть дети – Шапин Никита и Ясевич Софья, которые малоактивны на занятиях, не проявляют познавательного интереса, не усваивают программный материал, плохо мыслят, испытывают трудности в восприятие цвета, формы и величины предметов. Причина затруднений в обучении и развитии этих детей в том, что оничасто болеют и пропускают детский сад или просто не ходят, а родителям некогда уделять ребенку внимание. Учитывая индивидуальные особенности развития детей, спроектировала индивидуальный маршрут по усвоению сенсорных эталонов.

Материал подаю по принципу - от простого к сложному, с опорой на активность и самостоятельность ребенка. Использую объяснительно-иллюстративный, наглядно-демонстрационный, репродуктивный, продуктивный, практический, словесный методы. Образовательный процесс строю на педагогических технологиях: личностно-ориентированного подхода, развивающего, игрового обучения.

Спрогнозировала результаты освоения ребенком образовательного материала: он научится определять форму предметов, сравнивать предметы по высоте и длине, ориентироваться на плоскости.

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька в социализации и самосознании личности. Здесь ребёнок приобретает умения и навыки в общении и человеческих взаимоотношениях, здесь закладываются нравственный облик и профессиональное самоопределение. Семья становится важнейшей составляющей социальной ситуации развития ребёнка. В сентябре 2014 года в среднюю группу поступил мальчик Парамонов Максим, которого взяла под опеку его бабушка. Мальчик из неблагополучной семьи – ранее воспитывался в неполной семье мамой с алкогольной зависимостью, часто были семейные конфликты. В августе бабушка оформила опеку над Максимом и привела его в детский сад.

Определила главные цели и задачи взаимодействия с данной семьёй:

- оказание помощи семье в воспитании детей;

- психолого-педагогическое просвещение бабушки.

Основные направления деятельности:

- изучение семьи и условий семейного воспитания;

- коррекция детско-родительских отношений;

- дифференцированная и индивидуальная помощь бабушке.

Работу с семьёй начинала с её изучения, выяснения отношений внутри семьи. Для изучения семьи использовала беседы, анализировала творческие работы мальчика и наблюдала за взаимоотношениями ребенка и бабушки во время посещения детского сада. Данные наблюдения позволили мне сделать вывод, что бабушка придерживается неконструктивного стиля воспитания, требует от ребенка послушания и дисциплины. Под влиянием всех этих факторов у Максима формируются отклонения в поведении, которые подлежат педагогической коррекции, а именно упрямство, агрессивность. Эти качества бабушка понимает как непослушание, стремление ребенка все делать по-своему, она чрезмерно ограничивает активность ребенка. Обычно упрямство возникает в тех семьях, где родители постоянно конфликтуют между собой, а в их семье бабушка конфликтует с мамой Максима. Для работы с выявленным отклонением в поведении ребенка - дошкольника составила индивидуальный маршрут по коррекции поведенческих отклонений мальчика, обусловленных неблагополучием семейного воспитания. Маршрут включает проведение системы игр - занятий с элементами изо-деятельности, направленных на коррекцию выявленных отклонений в поведении Максима, преодоление негативные переживаний и страхов, усиление «Я» ребёнка и повышение уверенности в себе.

Ожидаю, что к концу учебного года Максим научится говорить о своих недостатках в поведении, страхах, замкнутости, научится контролировать себя, станет более организованным, дисциплинированным, научится слушать другого, стать более выдержанным.

Другие статьи

Иом дошкольника образец таблица - Все интересное про проекты

На сайте вы можете найти: Иом дошкольника образец таблица - отличный вариант.

Главное — формирование стрессоустойчивой личности, которая легко справится с трудностями взрослой жизни. Изучив информацию, педагоги составляют интегративную характеристику, описывающую, включающую динамику сформированности интегративных качеств у отдельных детей и группы дошкольников в целом. В ФГОС ДО большое внимание уделяется индивидуальному подходу, то есть принципу индивидуальности. Знание возрастных и индивидуальных особенностей, владение методикой работы с детьми помогают воспитателю успешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку. Причин возникновения витаминной недостаточности несколько: низкое содержание витаминов в суточных рационах питания, обусловленное нерациональным построением пищевого рациона, потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения, нерациональной кулинарной обработки, присутствие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме. Это основная идея теории зоны ближайшего развития, которая направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей. Мониторинг образовательного процесса - отслеживание результатов освоения образовательной программы - обеспечивается педагогической диагностикой, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка психологической диагностикой. При разработке индивидуального маршрута выделяются следующие принципы: - принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. В таблице поэтапно расписано занятие с воспитанниками дошкольного учреждения. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%. «Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса» В ФГОС заданы ориентиры, по которым можно проектировать индивидуализацию образовательного процесса. Диагностические данные на ребенка. Дошкольники находят логические связи и закономерности. Принцип гуманизма и педагогического оптимизма нацеливает на осознание того, что любое исследование должно способствовать развитию ребёнка, а не тормозить его. Например, если в классе ученики выполняют задание за 10 минут, то на самостоятельное выполнение подобного задания дома нужно выделять примерно 15 минут. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. В сфере новых глобальных изменений и реформирования системы образования РФ, дошкольное образование стало первой ступенью непрерывного образования в России. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка. В обычной речи их именуют Родитель, Взрослый и Ребенок, причем эти. » в интерьере группового помещения способствуют формированию и развитию «Я — образа». В начале учебного года сентябрь — по результатам мониторинга определяется потребность в коррекционной работе с каждым воспитанником. И на последнем этапе проводится диагностическая работа, направленная на выявление степени результативности всей проделанной работы с данным ребёнком или детьми. Под мониторингом изучения уровня развития мы понимаем специально-организованное, систематическое наблюдение за детьми с помощью относительно стабильных стандартных показателей критериев оценок. отображающих приоритетную причинную зависимость, с целью оценки исходного уровня развития, а также контроля над процессом коррекционной работы, прогноза и предупреждения возможных трудностей.

Скачать образец характеристики семьи дошкольника, mobi-http://uhtacover.ru/download

Одним из решений в сложившейся ситуации является разработка и ведение индивидуального образовательного маршрута. Наблюдая за малышом, можно составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т. Проводятся занимательные игры, математические конкурсы. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины на начало и конец сопровождения ».

ИОМ ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а так же данные об усвоении программного материала. Направление «Физическое развитие»: -развивать двигательную активность бег, привлекая к участию в подвижных играх с ходьбой и бегом: «Догони меня», «Добеги до флажка», «Птички в гнездышках» и др. Некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Мониторинг развития воспитанников является частью общепедагогического мониторинга, служит оптимизации педагогической деятельности, содействует научно-обоснованному определению условий совершенствования образовательно-воспитательного процесса. Цели и задачи мониторинга Цель: определить эффективность деятельности педагогического коллектива по конкретным результатам развития личности детей, на основе выявленных тенденций построить систему работы по эффективному медико-социально-психолого-педагогическому сопровождению. Мясо, ряба, яйца, сыр, гречневая и овсяная крупа.

Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников. При разработке индивидуального маршрута необходимо опираться на следующие принципы: - принцип опоры на обучаемость ребенка; - принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития; - принцип соблюдения интересов ребенка; - принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов; - принцип непрерывности; - принцип отказа от усредненного нормирования. Такого рода характеристики могут быть выданы и официальными органами, например Теоретические основы психологии воспитания школьника. Материалы, использованные для создания изображения при условии самостоятельного их выбора.

Смотри также

Консультация для педагогов по разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника, ГБОУ Школа № 166, Москва


Выполнила
Методист Масейкина В.В.

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
В официальных документах:
? «Концепция дошкольного воспитания»;
? «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» от 17.06.2003 года;
? методическое письмо Института возрастной физиологии Российской академии образования «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» от 17 февраля 2004 года № 14-51-36/13;
подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Однако конкретные методические разработки или рекомендации встречаются не так часто.
«…Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей является «индивидуальный образовательный маршрут» воспитанника. Этот термин получил распространение в связи с концепцией адаптивной школы, разработанной Е.А. Ямбургом. Модель такого образовательного учреждения представляет собой школу со смешанным контингентом учащихся: от уровня творческой одаренности до уровня различных патологий психического развития (этот уровень представлен детьми с ЗПР и другими нарушениями нервно-психического развития). Поскольку школа является разноуровневой и разнонаправленной, в ней представлен весь спектр классов современного обучения: классы коррекционно-развивающего обучения, смешанные классы, классы компенсирующего обучения, лицейские и гимназические классы. Модель адаптивной школы, с одной стороны, наиболее реальна, поскольку отражает современное состояние образования во всех его аспектах; а с другой стороны, представляет собой один из самых сложных видов учебного заведения с огромным комплексом психолого-медико-педагогических задач.»
Проанализировав опыт применения индивидуально-дифференцированного обучения в школах, становится видно, что ИОМ учащегося представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению. Важность такого подхода в образовании детей с различными возможностями очевидна.
Существующие научные исследования и опыт организации индивидуально-дифференцированного обучения в школе подсказали некоторые идеи реализации ИОМ в ходе процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, на результаты освоение дополнительно общеобразовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

«…Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем:
1) ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа;
2) в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:
• как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой;
• как «неформальные заказчики», «предъявляя» образовательному учреждению образовательные потребности и иные индивидуальные особенности ребенка;
3) на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления дополнительного образования.»

«Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута можно представить следующим образом:
1) целевой (постановка целей получения дополнительного образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ребенка при получении дополнительного образования);
2) содержательный (обоснование структуры и отбор содержания работы педагога, их систематизация и группировка, установление взаимосвязи с другими занятиями, то есть разработка содержания ИОМ);
3) технологический (определение используемых педагогических, инновационных, здоровьесберегающих технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
4) диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
5) организационно-коррекционно-педагогический (условия и пути достижения коррекционных, педагогических целей).
При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:
- структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, коррекционно-образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута, с возможностями образовательной среды);
- сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации ИОМ);
- регулирование (обеспечение реализации ИОМ через использование адекватных форм деятельности);
6) результативный (обсуждение результатов и корректировка, формулировка ожидаемого результата).»

При проектирование ИОМ важно опираться на известные принципы:
? Принцип систематической ступенчатой диагностики.
Определение необходимых мероприятий коррекционно-развивающего и обучающего характера по отношению к ребенку возможно только на основе комплексной диагностики. Поэтому данная диагностика должна носить систематический характер в ходе обучения, воспитания и выявлять особенности продвижения ребенка на различных этапах его развития.
? Принцип учета особенностей высшей нервной деятельности.
? Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
? Принцип комплексности.
? Принцип индивидуального подбора педагогических технологий.
? Принцип контроля и корректировки.
В процессе проведения обучения и воспитания дошкольников необходимо контролировать влияние тех или иных воздействий на ребенка, корректируя или изменяя педагогические методы и формы работы с ним в случае их неэффективности.
? Принцип учета профессионального сотрудничества и сотворчества.
? Принцип прогнозирования динамики развития ребенка.
? Принцип учета субъект – субъектного взаимодействия в индивидуальном процессе обучения и воспитания.
Способ построения ИОМ ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.
Таким образом, в основе построения ИОМ должна стать организация наиболее оптимальных для ребенка условий обучения и воспитания с целью коррекции и формирования необходимых знаний, умений и навыков. Понятно, что такая организация обучения должна базироваться на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития детей. Построение каждого ИОМ должно начинаться (и сопровождаться далее) с комплексной диагностики.
Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Мониторинг в работе с дошкольниками– это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.
Цель педагогического мониторинга: обобщение и анализ получаемой информации о состоянии общего развития ребенка, для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Задачи мониторинга:
1) Организация психолого-педагогической диагностик (стартовой, промежуточной, итоговой).
2) Оценка эффективности использования ИОМ.
3) Выявление изменений в динамике развития ребенка и прогнозирование конечного результата.
Этапы мониторинга:
1) Сбор медико-педагогической информации о ребенке.
2) Психолого-педагогическое обследование.
3) Анализ и оценка полученных данных.
4) Выстраивание ИОМ ребенка.
5) Интеграция, координация деятельности педагога и родителей в рамках единого пространства развития ребенка.
6) Отслеживание динамики развития дошкольника, прогнозирование конечного результата.
Технологические аспекты данной проблемы:
• Сводные информационные таблицы по диагностике.
• Аналитические справки по итогам коррекционной работы за полугодие, учебный год.
Без мониторинга проводимая коррекция может оказаться не только бесполезной, но и вредной, усугубляющей нерешенные проблемы ребенка.
Следовательно, в более широком понимании ИОМ – это интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, создаваемого педагогом с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.
На основе перспективного плана составляется ИОМ на конкретного ребенка, который конкретизирует и уточняет объем, содержание и продолжительность воздействия. В ИОМ необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития.
Какова же форма составления индивидуального образовательного маршрута? Она бывает различна. В последних публикациях можно проследить следующее: ИОМ - это таблицы с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов; ИОМ в виде таблицы, в которых каждый педагог пишет рекомендации по коррекции недостатков познавательной, речевой и других сторон развития ребенка.
Анализируя формы ИОМ можно проследить общее. Каждая план-программа начинается с перечня данных ребенка, дате его рождения, названия учреждения, которое ребенок посещает, результатов ПМПК (при наличии), диагноза (при наличии). Многовариантность форм составления, ведения ИОМ говорит о разных типах учреждений, в которых они составлялись, о поисках педагогами, занимающимися вопросами коррекции и развития дошкольника наиболее эффективных приемов в планировании в условиях интеграции и повышения качества обучения и воспитания детей. Разнообразие форм составления и написания программ объясняется возможностями каждого образовательного учреждения, сроками реализации ИОМ. Несмотря на это, цель создания индивидуального маршрута одна: в условиях оптимизации образовательной работы, активного включения интеграционных процессов в образование максимальная реализация образовательных и социальных потребностей детей.
Анализируя опыт по созданию и реализации индивидуальных-образовательных маршрутов, карт развития ребенка, можно сделать вывод, что каждый из них заслуживает внимания и возможен в применении в условиях образовательной работы.
Полная структура ИОМ выглядит так:
• общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ;
• краткая характеристика состояния его здоровья (если необходимо, медицинские рекомендации педагогу об учете необходимых данных при организации обучения);
• организационно-педагогические условия реализации ИОМ:
? образовательные технологии;
? инновационные технологии;
? здоровьесберегающие технологии;
? инновационные методы и средства;
? формы контроля и учета достижений ребенка;
• ИОМ;
• анализ результатов процесса обучения и образования.

Составление ИОМ на основе единства диагностики и коррекции различных нарушений с учетом возрастных новообразований поможет четко определить развивающие мероприятия и условия, избавит педагога от возможных упущений, обеспечит комплексное воздействие педагогов и родителей на ребенка.
ИОМ ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а так же данные об усвоении программного материала.
Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей 6 – 7 лет, посещающих дошкольные учреждения.
Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.

индивидуального образовательного маршрута дошкольника


Выполнила
Методист Масейкина В.В.

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
В официальных документах:
? «Концепция дошкольного воспитания»;
? «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» от 17.06.2003 года;
? методическое письмо Института возрастной физиологии Российской академии образования «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» от 17 февраля 2004 года № 14-51-36/13;
подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Однако конкретные методические разработки или рекомендации встречаются не так часто.
«…Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей является «индивидуальный образовательный маршрут» воспитанника. Этот термин получил распространение в связи с концепцией адаптивной школы, разработанной Е.А. Ямбургом. Модель такого образовательного учреждения представляет собой школу со смешанным контингентом учащихся: от уровня творческой одаренности до уровня различных патологий психического развития (этот уровень представлен детьми с ЗПР и другими нарушениями нервно-психического развития). Поскольку школа является разноуровневой и разнонаправленной, в ней представлен весь спектр классов современного обучения: классы коррекционно-развивающего обучения, смешанные классы, классы компенсирующего обучения, лицейские и гимназические классы. Модель адаптивной школы, с одной стороны, наиболее реальна, поскольку отражает современное состояние образования во всех его аспектах; а с другой стороны, представляет собой один из самых сложных видов учебного заведения с огромным комплексом психолого-медико-педагогических задач.»
Проанализировав опыт применения индивидуально-дифференцированного обучения в школах, становится видно, что ИОМ учащегося представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению. Важность такого подхода в образовании детей с различными возможностями очевидна.
Существующие научные исследования и опыт организации индивидуально-дифференцированного обучения в школе подсказали некоторые идеи реализации ИОМ в ходе процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, на результаты освоение дополнительно общеобразовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

«…Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем:
1) ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа;
2) в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:
• как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой;
• как «неформальные заказчики», «предъявляя» образовательному учреждению образовательные потребности и иные индивидуальные особенности ребенка;
3) на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления дополнительного образования.»

«Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута можно представить следующим образом:
1) целевой (постановка целей получения дополнительного образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ребенка при получении дополнительного образования);
2) содержательный (обоснование структуры и отбор содержания работы педагога, их систематизация и группировка, установление взаимосвязи с другими занятиями, то есть разработка содержания ИОМ);
3) технологический (определение используемых педагогических, инновационных, здоровьесберегающих технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
4) диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
5) организационно-коррекционно-педагогический (условия и пути достижения коррекционных, педагогических целей).
При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:
- структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, коррекционно-образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута, с возможностями образовательной среды);
- сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации ИОМ);
- регулирование (обеспечение реализации ИОМ через использование адекватных форм деятельности);
6) результативный (обсуждение результатов и корректировка, формулировка ожидаемого результата).»

При проектирование ИОМ важно опираться на известные принципы:
? Принцип систематической ступенчатой диагностики.
Определение необходимых мероприятий коррекционно-развивающего и обучающего характера по отношению к ребенку возможно только на основе комплексной диагностики. Поэтому данная диагностика должна носить систематический характер в ходе обучения, воспитания и выявлять особенности продвижения ребенка на различных этапах его развития.
? Принцип учета особенностей высшей нервной деятельности.
? Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
? Принцип комплексности.
? Принцип индивидуального подбора педагогических технологий.
? Принцип контроля и корректировки.
В процессе проведения обучения и воспитания дошкольников необходимо контролировать влияние тех или иных воздействий на ребенка, корректируя или изменяя педагогические методы и формы работы с ним в случае их неэффективности.
? Принцип учета профессионального сотрудничества и сотворчества.
? Принцип прогнозирования динамики развития ребенка.
? Принцип учета субъект – субъектного взаимодействия в индивидуальном процессе обучения и воспитания.
Способ построения ИОМ ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.
Таким образом, в основе построения ИОМ должна стать организация наиболее оптимальных для ребенка условий обучения и воспитания с целью коррекции и формирования необходимых знаний, умений и навыков. Понятно, что такая организация обучения должна базироваться на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития детей. Построение каждого ИОМ должно начинаться (и сопровождаться далее) с комплексной диагностики.
Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Мониторинг в работе с дошкольниками– это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.
Цель педагогического мониторинга: обобщение и анализ получаемой информации о состоянии общего развития ребенка, для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Задачи мониторинга:
1) Организация психолого-педагогической диагностик (стартовой, промежуточной, итоговой).
2) Оценка эффективности использования ИОМ.
3) Выявление изменений в динамике развития ребенка и прогнозирование конечного результата.
Этапы мониторинга:
1) Сбор медико-педагогической информации о ребенке.
2) Психолого-педагогическое обследование.
3) Анализ и оценка полученных данных.
4) Выстраивание ИОМ ребенка.
5) Интеграция, координация деятельности педагога и родителей в рамках единого пространства развития ребенка.
6) Отслеживание динамики развития дошкольника, прогнозирование конечного результата.
Технологические аспекты данной проблемы:
• Сводные информационные таблицы по диагностике.
• Аналитические справки по итогам коррекционной работы за полугодие, учебный год.
Без мониторинга проводимая коррекция может оказаться не только бесполезной, но и вредной, усугубляющей нерешенные проблемы ребенка.
Следовательно, в более широком понимании ИОМ – это интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, создаваемого педагогом с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.
На основе перспективного плана составляется ИОМ на конкретного ребенка, который конкретизирует и уточняет объем, содержание и продолжительность воздействия. В ИОМ необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития.
Какова же форма составления индивидуального образовательного маршрута? Она бывает различна. В последних публикациях можно проследить следующее: ИОМ - это таблицы с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов; ИОМ в виде таблицы, в которых каждый педагог пишет рекомендации по коррекции недостатков познавательной, речевой и других сторон развития ребенка.
Анализируя формы ИОМ можно проследить общее. Каждая план-программа начинается с перечня данных ребенка, дате его рождения, названия учреждения, которое ребенок посещает, результатов ПМПК (при наличии), диагноза (при наличии). Многовариантность форм составления, ведения ИОМ говорит о разных типах учреждений, в которых они составлялись, о поисках педагогами, занимающимися вопросами коррекции и развития дошкольника наиболее эффективных приемов в планировании в условиях интеграции и повышения качества обучения и воспитания детей. Разнообразие форм составления и написания программ объясняется возможностями каждого образовательного учреждения, сроками реализации ИОМ. Несмотря на это, цель создания индивидуального маршрута одна: в условиях оптимизации образовательной работы, активного включения интеграционных процессов в образование максимальная реализация образовательных и социальных потребностей детей.
Анализируя опыт по созданию и реализации индивидуальных-образовательных маршрутов, карт развития ребенка, можно сделать вывод, что каждый из них заслуживает внимания и возможен в применении в условиях образовательной работы.
Полная структура ИОМ выглядит так:
• общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ;
• краткая характеристика состояния его здоровья (если необходимо, медицинские рекомендации педагогу об учете необходимых данных при организации обучения);
• организационно-педагогические условия реализации ИОМ:
? образовательные технологии;
? инновационные технологии;
? здоровьесберегающие технологии;
? инновационные методы и средства;
? формы контроля и учета достижений ребенка;
• ИОМ;
• анализ результатов процесса обучения и образования.

Составление ИОМ на основе единства диагностики и коррекции различных нарушений с учетом возрастных новообразований поможет четко определить развивающие мероприятия и условия, избавит педагога от возможных упущений, обеспечит комплексное воздействие педагогов и родителей на ребенка.
ИОМ ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а так же данные об усвоении программного материала.
Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей 6 – 7 лет, посещающих дошкольные учреждения.
Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.

индивидуального образовательного маршрута дошкольника


Выполнила
Методист Масейкина В.В.

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
В официальных документах:
? «Концепция дошкольного воспитания»;
? «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» от 17.06.2003 года;
? методическое письмо Института возрастной физиологии Российской академии образования «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» от 17 февраля 2004 года № 14-51-36/13;
подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Однако конкретные методические разработки или рекомендации встречаются не так часто.
«…Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей является «индивидуальный образовательный маршрут» воспитанника. Этот термин получил распространение в связи с концепцией адаптивной школы, разработанной Е.А. Ямбургом. Модель такого образовательного учреждения представляет собой школу со смешанным контингентом учащихся: от уровня творческой одаренности до уровня различных патологий психического развития (этот уровень представлен детьми с ЗПР и другими нарушениями нервно-психического развития). Поскольку школа является разноуровневой и разнонаправленной, в ней представлен весь спектр классов современного обучения: классы коррекционно-развивающего обучения, смешанные классы, классы компенсирующего обучения, лицейские и гимназические классы. Модель адаптивной школы, с одной стороны, наиболее реальна, поскольку отражает современное состояние образования во всех его аспектах; а с другой стороны, представляет собой один из самых сложных видов учебного заведения с огромным комплексом психолого-медико-педагогических задач.»
Проанализировав опыт применения индивидуально-дифференцированного обучения в школах, становится видно, что ИОМ учащегося представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению. Важность такого подхода в образовании детей с различными возможностями очевидна.
Существующие научные исследования и опыт организации индивидуально-дифференцированного обучения в школе подсказали некоторые идеи реализации ИОМ в ходе процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, на результаты освоение дополнительно общеобразовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

«…Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем:
1) ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа;
2) в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:
• как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой;
• как «неформальные заказчики», «предъявляя» образовательному учреждению образовательные потребности и иные индивидуальные особенности ребенка;
3) на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления дополнительного образования.»

«Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута можно представить следующим образом:
1) целевой (постановка целей получения дополнительного образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ребенка при получении дополнительного образования);
2) содержательный (обоснование структуры и отбор содержания работы педагога, их систематизация и группировка, установление взаимосвязи с другими занятиями, то есть разработка содержания ИОМ);
3) технологический (определение используемых педагогических, инновационных, здоровьесберегающих технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
4) диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
5) организационно-коррекционно-педагогический (условия и пути достижения коррекционных, педагогических целей).
При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:
- структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, коррекционно-образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута, с возможностями образовательной среды);
- сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации ИОМ);
- регулирование (обеспечение реализации ИОМ через использование адекватных форм деятельности);
6) результативный (обсуждение результатов и корректировка, формулировка ожидаемого результата).»

При проектирование ИОМ важно опираться на известные принципы:
? Принцип систематической ступенчатой диагностики.
Определение необходимых мероприятий коррекционно-развивающего и обучающего характера по отношению к ребенку возможно только на основе комплексной диагностики. Поэтому данная диагностика должна носить систематический характер в ходе обучения, воспитания и выявлять особенности продвижения ребенка на различных этапах его развития.
? Принцип учета особенностей высшей нервной деятельности.
? Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
? Принцип комплексности.
? Принцип индивидуального подбора педагогических технологий.
? Принцип контроля и корректировки.
В процессе проведения обучения и воспитания дошкольников необходимо контролировать влияние тех или иных воздействий на ребенка, корректируя или изменяя педагогические методы и формы работы с ним в случае их неэффективности.
? Принцип учета профессионального сотрудничества и сотворчества.
? Принцип прогнозирования динамики развития ребенка.
? Принцип учета субъект – субъектного взаимодействия в индивидуальном процессе обучения и воспитания.
Способ построения ИОМ ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.
Таким образом, в основе построения ИОМ должна стать организация наиболее оптимальных для ребенка условий обучения и воспитания с целью коррекции и формирования необходимых знаний, умений и навыков. Понятно, что такая организация обучения должна базироваться на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития детей. Построение каждого ИОМ должно начинаться (и сопровождаться далее) с комплексной диагностики.
Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Мониторинг в работе с дошкольниками– это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.
Цель педагогического мониторинга: обобщение и анализ получаемой информации о состоянии общего развития ребенка, для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Задачи мониторинга:
1) Организация психолого-педагогической диагностик (стартовой, промежуточной, итоговой).
2) Оценка эффективности использования ИОМ.
3) Выявление изменений в динамике развития ребенка и прогнозирование конечного результата.
Этапы мониторинга:
1) Сбор медико-педагогической информации о ребенке.
2) Психолого-педагогическое обследование.
3) Анализ и оценка полученных данных.
4) Выстраивание ИОМ ребенка.
5) Интеграция, координация деятельности педагога и родителей в рамках единого пространства развития ребенка.
6) Отслеживание динамики развития дошкольника, прогнозирование конечного результата.
Технологические аспекты данной проблемы:
• Сводные информационные таблицы по диагностике.
• Аналитические справки по итогам коррекционной работы за полугодие, учебный год.
Без мониторинга проводимая коррекция может оказаться не только бесполезной, но и вредной, усугубляющей нерешенные проблемы ребенка.
Следовательно, в более широком понимании ИОМ – это интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, создаваемого педагогом с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.
На основе перспективного плана составляется ИОМ на конкретного ребенка, который конкретизирует и уточняет объем, содержание и продолжительность воздействия. В ИОМ необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития.
Какова же форма составления индивидуального образовательного маршрута? Она бывает различна. В последних публикациях можно проследить следующее: ИОМ - это таблицы с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов; ИОМ в виде таблицы, в которых каждый педагог пишет рекомендации по коррекции недостатков познавательной, речевой и других сторон развития ребенка.
Анализируя формы ИОМ можно проследить общее. Каждая план-программа начинается с перечня данных ребенка, дате его рождения, названия учреждения, которое ребенок посещает, результатов ПМПК (при наличии), диагноза (при наличии). Многовариантность форм составления, ведения ИОМ говорит о разных типах учреждений, в которых они составлялись, о поисках педагогами, занимающимися вопросами коррекции и развития дошкольника наиболее эффективных приемов в планировании в условиях интеграции и повышения качества обучения и воспитания детей. Разнообразие форм составления и написания программ объясняется возможностями каждого образовательного учреждения, сроками реализации ИОМ. Несмотря на это, цель создания индивидуального маршрута одна: в условиях оптимизации образовательной работы, активного включения интеграционных процессов в образование максимальная реализация образовательных и социальных потребностей детей.
Анализируя опыт по созданию и реализации индивидуальных-образовательных маршрутов, карт развития ребенка, можно сделать вывод, что каждый из них заслуживает внимания и возможен в применении в условиях образовательной работы.
Полная структура ИОМ выглядит так:
• общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ;
• краткая характеристика состояния его здоровья (если необходимо, медицинские рекомендации педагогу об учете необходимых данных при организации обучения);
• организационно-педагогические условия реализации ИОМ:
? образовательные технологии;
? инновационные технологии;
? здоровьесберегающие технологии;
? инновационные методы и средства;
? формы контроля и учета достижений ребенка;
• ИОМ;
• анализ результатов процесса обучения и образования.

Составление ИОМ на основе единства диагностики и коррекции различных нарушений с учетом возрастных новообразований поможет четко определить развивающие мероприятия и условия, избавит педагога от возможных упущений, обеспечит комплексное воздействие педагогов и родителей на ребенка.
ИОМ ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а так же данные об усвоении программного материала.
Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей 6 – 7 лет, посещающих дошкольные учреждения.
Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.