Руководства, Инструкции, Бланки

акт толкования права образец img-1

акт толкования права образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Акты толкования права

Акты толкования права

Акт толкования – это один из видов правовых актов. Вопрос о юридической природе актов толкования тесно связан с проблемой сущности толкования, т.е. является ли это правотворческой деятельностью или это средство уяснения и разъяснения смысла существующей нормы права .

В литературе высказываются на этот счет различные мнения. Одни авторы склонны считать акты толкования одной из форм (источников) права ; другие ученые утверждают, что таким актом не устанавливаются, не изменяются и не отменяются нормы права. На наш взгляд, предпочтительнее вторая точка зрения, поскольку многие акты толкования, хотя и являются нормативными (в смысле общеобязательными), исходят от субъектов, которым не предоставлено право нормотворчества (Верховный Суд РФ ).

Интерпретационные акты как виды правовых актов имеют свой особенности: они не содержат общеобязательных правил поведения (норм права), не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают и разделяют их судьбу.

Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Последний может быть устным или письменным. Акт толкования – это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права.

Интерпретационные акты можно классифицировать по различным основаниям:

1. По внешней форме они могут быть письменными и устными. Письменные акты толкования имеют определенную структуру, т.е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права (институту, отрасли, нормативному акту) относится, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативно-правовые акты, издаваемые соответствующими органами (указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.).

2. По юридической значимости различают акты нормативного толкования и казуального.

Акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер.

Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными.

3. Юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа, его издавшего. Это акты органов власти. исполнительно-распорядительных, судебных, прокурорских и т.д.

4. В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт, они могут быть аутентичными или легальными. Если акт принимает и толкует один и тот же субъект, это авторское толкование (аутентичное).

Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом), то это легальные акты.

5. Можно выделить акты толкования в различных отраслях права ;

уголовно-правовые, административно-правовые и т.д.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что толкование права и его результаты играют важную роль в правореализационном процессе. Оно завершает процесс правового регулирования общественных отношений и делает правовые нормы готовыми к реализации различными субъектами.

Матузов Н.И. Теория государства и права. 2000

Акты официального толкования: понятие и виды

Толкование права – это особого рода деятельность, которая может приобретать формальную определенность, а также получать текстуальную формулировку в документах, которые носят название актов толкования права .

Акт толкования – это официальный документ, который принят уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами. Он направлен на установление правильного смысла и содержания нормы права .

Акт толкования (интерпретационный акт) – это один из видов правовых актов, который имеет следующие особенности:

  1. он не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;
  2. интерпретационный акт конкретизирует предписания, ориентирует на то, как необходимо понимать и применять существующие нормы;
  3. акт толкования не имеет самостоятельного значения и должен действовать в единстве с нормами, которые он толкует;
  4. он обращается к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права;
  5. акт толкования имеет государственную обязательность, так как издающие его органы обладают государственно-властными полномочиями.

Акты толкования делят:

  1. по отраслям права ;
  2. в зависимости от субъекта издания;
  3. в зависимости от внешней формы;
  4. по юридической значимости;
  5. в зависимости от органов, дающих толкование;
  6. в зависимости от характера толкуемых правовых норм;
  7. по своей юридической природе;
  8. по структурным элементам.

Так, по отраслям права можно выделить акты толкования:

  1. конституционно-правовые;
  2. уголовно-правовые;
  3. административно-правовые.

В зависимости от субъекта издания интерпретационного и нормативно-правового акта они могут быть:

  1. аутентичными (акт принимает и толкует один и тот же субъект);
  2. легальными (норму права толкует субъект, который на это имеет право, например Верховный Суд РФ толкует законы. которые принимает парламент ).

В зависимости от внешней формы акты толкования могут быть:

  1. письменными, которые имеют определенные реквизиты: кто издал акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступает в действие;
  2. устными.

По юридической значимости можно выделить акты:

  1. нормативного толкования. Акты нормативного толкования имеют общеобязательный характер, так как распространяются на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное применение;
  2. казуальные, которые относятся к конкретному случаю.

В зависимости от органов, дающих толкование, различают акты:

В зависимости от характера толкуемых норм интерпретационные акты могут быть:

По своей юридической природе различаются интерпретационные акты:

По структурным элементам можно разделить интерпретационные акты:

  1. на акты толкования гипотезы;
  2. акты толкования диспозиции;
  3. акты толкования санкции ;
  4. комплексные акты толкования.

Акты толкования не имеют самостоятельного значения в процессе толкования правовых норм, хотя именно акты толкования вносят значительный вклад в единообразие практики реализации правовых норм.

Зубанова С.Г. Теория государства и права. 2010

Акты толкования норм права

Виды актов толкования норм права зависят от объема нормативного материала.

Нормативное разъяснение содержания норм применительно к определенным категориям регулируемых правом общественных отношений. Оно дается в форме официальных документов - актов толкования (постановлений, приказов и т.п.).

Казуальное разъяснение смысла нормы права применительно к конкретному случаю (казусу), юридическому делу содержится в актах применения норм права .

Мелехин А.В. Теория государства и права. 2005

Другие статьи

Акты толкования права: особенности, виды - Студопедия

Акты толкования права: особенности, виды

Акты официального толкования – разновидность правовых актов. В сфере действия права результаты официального толкования обретают не только определенное содержание, но и правовую форму, фиксируются в определенных документах – актах. Акт толкования(интерпретационный) – акт – документ, содержащий разъяснение юридических норм.

Основные особенности актов толкования:

- они представляют собой разъяснение смысла юридических норм;

- включают конкретизирующие, а не нормативные предписания, т.е. не содержат норм права, и, следовательно, не относятся к нормативным правовым актам.

Акты толкования классифицируют по различным основаниям:

1. По отраслям права – это акты конституционные, административные, гражданско-правовые, уголовно-процессуальные и т.д.

2. По форме выражения они могут быть письменными и устными. Письменные акты толкования должны иметь определенную структуру, то есть в них должны присутствовать реквизиты: кто издал акт, когда, к каким правовым нормам он относится, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативные правовые акты (указы, постановления, приказы, инструкции и др.).

3. По типу толкования – нормативное (аутентичное), легальное (делегированное) и казуальное.

4. По юридической природе – интерпретационные акты правотворчества (аутентичное толкование) и акты правоприменения (толкование, осуществляемое кассационными и судебными инстанциями).

5. По субъектам . В учебной литературе отмечено, что сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа, его издавшего. В этой связи выделяют акты толкования исполнительно-распорядительных, судебных, прокурорских и иных органов государственной власти[64].

6. По юридической силе – это акты официального и неофициального толкования.

7. По кругу лиц, на которых распространяется (юридической значимости) различают акты нормативного толкования и казуального.

В заключение раздела отметим, что акты толкования действуют в единстве с теми нормативными правовыми актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Таким образом, функциональное назначение интерпретационных актов в том, что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации правовых предписаний.

5. Понятие и формы реализации права

Издание законов и других нормативных правовых актов не представляет для правотворческих органов самоцели. Устанавливая те или иные нормы права, законодатель рассчитывает на их реализацию, претворение в юридическую практику. Иначе эти нормы останутся «мертвым» юридическим текстом. В свое время Петр I по этому поводу отмечал: «Всуе законы писати, - когда их не исполняти».

Реализация праваэто осуществление правовых предписаний в правомерном поведении индивидов, организаций, органов государства. Иными словами, реализация права – это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права, практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей.

Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, то есть таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. Речь идет о переводе предписаний правовых норм в поведение субъектов.

Субъекты реализации права – лица, которым право предоставляет возможность деятельности по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей.

Объект реализации – предписания права, точнее их осуществление в правомерном поведении, деятельности индивидов и организаций.

Относительно реализации права различают две стороны: объективную и субъективную. С объективной стороны реализация права означает совершение определенных действий, предусмотренных нормами права (заключение трудового договора, уплата налога). Нередко такие действия совершаются в известной последовательности, например, в процессе проведения следствия, судебного разбирательства и т.д. Субъективная сторона в реализации права характеризует отношение субъекта к реализуемым правовым требованиям (заинтересованность в этом, осуществление правовых предписаний из опасения возможности наступления неблагоприятных последствий).

Реализацию права можно рассматривать как процесс и как конечный результат. В первом смысле имеется в виду воплощение предписаний правовых норм в поведении индивидов, организаций, нередко, с соблюдением определенной последовательности (осмысление сложившейся правовой ситуации, принятие решения и др.). Реализация права как конечный результат означает достижение определенной цели, т.е. соответствия между правовыми предписаниями и достигнутым правовым результатом, т.е. фактически последовавшими действиями (выполнение активных обязанностей определенных нормой права). Реализацией права достигается тот результат, к которому законодатель стремится и который, о его мнению, должен привести к общественно полезной цели[65]. Назовем в этой связи такие возможные результаты, как заключение трудового договора, оплату коммунальных услуг, воздержание от перехода дороги на запрещающий сигнал светофора и др.).

В зависимости от характера действий субъектов права, прежде всего, выделяют формы непосредственной реализации в соответствии с тремя способами правового регулирования (запрет, обязывание, дозволение). Особенность в том, что субъекты права в данной правовой ситуации самостоятельно реализуют правовые предписания без участия государственных и иных структур, например, органов местного самоуправления. При опосредованной реализации осуществление прав и обязанностей происходит посредством «подключения» властной деятельности компетентных органов в форме применения норм права.

В зависимости от способа осуществления прав и обязанностей субъектами права (характера их действий) различают три вида непосредственной реализации: соблюдение, исполнение и использование норм права.

Соблюдение норм права – это простая форма реализации, представляющая собой воздержание от запрещенных правом действий (правовых запретов), что не требует вступления в правовые отношения. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования.[66] Юридический характер соблюдения, как формы реализации права, отчетливо не проявляется: воздержание здесь состоит в соблюдении запрещающих норм, в несовершении противоправных действий. Известно, что правовые запреты установлены нормами Особенной части Уголовного кодекса РФ, нормами кодекса РФ об административных правонарушениях др. Очевидно, лица соблюдают право, когда воздерживаются от нарушения правил общежития, т.е. когда учитывают права и законные интересы других граждан, когда воздерживаются от проезда под запрещающий дорожный знак, когда не совершают запрещенных законом действий.

Исполнение норм права – форма их реализации, проявляемая в осуществлении требований обязывающих норм. Особенность в том, что здесь требуются активные действия субъектов – индивидов, должностных лиц, организаций. Назовем в этой связи: своевременное и полное возвращение долга, выполнение работы по трудовому договору, уплата налога, явка свидетеля по повестке, регистрация огнестрельного оружия и др. Обязывающая норма считается исполненной, если она выполнена вовремя, в необходимом месте и надлежащим образом. Как видим, исполнение существенно отличается от соблюдения тем, что требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний.

Использование норм права – форма реализации права, которая состоит в совершении действий, дозволенных правовыми нормами, в осуществлении субъективных прав. Использованием реализуются управомочивающие нормы. главное назначение которых предоставление субъектам определенных прав и свобод. Такие нормы не предписывают определенных действий или воздержание от действий. а содержат лишь дозволение реализовать определенные правовые возможности (обратиться с иском в суд, распорядиться своим имуществом, стать членом того или иного объединения граждан и т.п.). Использование чаще всего выражается в активной форме. В совершении каких-либо действий (заключении сделки, предоставлении кассационной жалобы на судебное решение в гражданском деле и др.). Это соответствует смыслу слова «использование», тому, что управомоченный субъект (обладатель субъективного права) может удовлетворить собственный интерес (экономический, политический, духовный и т.д.) и достигнуть определенного блага, ценности. Например, реализация права на образование, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на объединение в профессиональные союзы и др. Использование правомочий может осуществляться как через активное, так и пассивное поведение по усмотрению субъекта (например, отказ обладателя активного избирательного права от участия в голосовании; отказ обвиняемого, подозреваемого давать показания (ст. 46, 47 УПК РФ)[67].

Отметим один момент, на который обращается внимание в юридической литературе. Использование возможностей, предоставленных юридическими нормами, может привести к злоупотреблению правом. что нередко бывает в действительности.

Злоупотребление правом означает употребление права «во зло», сопряжено с ограничением прав и законных интересов других лиц, коллективов, общества. Скажем, член семьи нанимателя жилой площади без обоснованных, веских причин не дает согласия на обмен. Тем самым он ущемляет права других членов семьи, то есть злоупотребляет своим правом.

Особенность злоупотребления правом как правового явления в том, что оно предполагает следующее:

1) у лица действительно есть субъективное право;

2) отсутствуют нарушения конкретных юридических запретов или обязанностей;

3) субъективное право используется в противоречие с его социальным назначением (удовлетворение определенного общественно полезного интереса);

4) злоупотребление правом не является правонарушением и не влечет юридической ответственности.

Злоупотребление правом может принимать крайние антиобщественные формы, в таком случае оно является преступлением и влечет уголовную ответственность. Назовем в это связи статьи 201 («Злоупотребление полномочиями», 202 («Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами»), 285 («Злоупотребление должностными полномочиями») УК РФ, предусматривающие уголовную ответственность за злоупотребление полномочиями субъектами, осуществляющими управленческие функции, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций[68].

Итак, соблюдение, исполнение и использование норм права, по сути, формы непосредственной реализации права. так как правовые предписания претворяются в жизнь самими участниками общественных отношений без участия уполномоченных властных структур. Однако нередко норма права не может быть реализована без властного вмешательства государственных органов. В подобной ситуации мы имеем дело с такой формой реализации права, как применение права, которая подробно будет рассмотрена в следующем разделе темы.

6. Применение норм права

В системе форм реализации права особое место занимает применение норм права. Оно необходимо в тех случаях, когда юридическая норма может быть реализована только при властном содействии уполномоченных на это государством органов, например, в ситуации восстановления незаконно уволенного работника решением суда. Это существенно отличает применение норм права от ранее рассмотренных форм реализации права (соблюдение предписаний права и др.), относительно которых субъекты действуют сами, не прибегая к официальному содействию органов государства. К тому же, применению, как особой форме реализации свойственны свое назначение, определенный субъектами состав, роль в механизме действия права.

В самом общем плане можно сказать: применение норм права означает «приложение» общих правовых норм к определенной правовой ситуации, к определенных лицам. Например, в соответствии с нормами уголовного права суд выносит приговор подсудимому за совершенное им преступление.

Применение норм права – это государственно-властная организующая деятельность компетентных органов государства или иных органов по его уполномочию, по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и вынесении индивидуального решения в виде специального акта[69] .

Акты толкования права

Акты толкования права

АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА (англ. acts of interpretation law) - вид правовых актов. официальные юридически значимые документы. направленные на установление действительного смысла и содержания толкуемых норм права. не содержащие общеобязательных правил поведения (норм права), не имеющие самостоятельного значения и действующие в единстве с теми нормативными правовыми актами. в которых содержатся толкуемые юридические нормы. А.т.п. вторичны по отношению к нормативным правовым актам. находятся в зависимости от них, обслуживают и разделяют их судьбу. А.т.п. называют также интерпретационными актами .

Акт толкования одновременно является и действием управомоченного субъекта, и юридическим документом. актом уяснения и разъяснения. Как юридические документы А.т.п. классифицируют по различным основаниям (см. напр. Теория государства и права. Курс лекций. — Саратов, 1995):

а) по внешней форме они могут быть письменными и устными. Письменные А.т.п. имеют определенную структуру, отражающую обязательные сведения: кто издал данный акт. когда, к каким нормам права (институту, отрасли, нормативному акту) он относится, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативно-правовые акты. издаваемые соответствующими органами (указы, постановления. приказы. инструкции и т.д.);

б) по юридической значимости различают акты нормативного и казуального толкования. Акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер. Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными;

г) по субъектам издания. В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт. они могут быть аутентичными или легальными. Если акт принимает и толкует один и тот же субъект, то это авторское толкование (аутентичное). Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (передано, разрешено) законом (напр. Верховный Суд РФ толкует законы. принимаемые парламентом), то это легальные акты ;

д) по отраслям права - уголовно-правовые, административно-правовые и т.д. См. также Толкование закона.

Все вопросы и ответы

Специалисты вашего города

Перепечатка возможна только при выполнении пользовательского соглашения.
© 2006-2015 Правотека.ру - Портал правовой помощи

АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА: ПОНЯТИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ


Главная | О нас | Обратная связь

АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА: ПОНЯТИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ

Интерпретационные акты. Чтобы получить обяза­тельный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого сущест­вуют интерпретационные акты (акты толкования ), кото­рые можно определить какправовые акты, компетент­ных государственных органов, содержащие результат официального толкования.

Интерпретационные акты как виды правовых актов имеют свои особенности . они не содержат общеобязательных правил поведения (норм права), не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в за­висимости от нормативных актов, обслуживают и разделяют их судьбу.

Таким образом, особенности актов официального толкования или интерпретационных ак­тов таковы:

1. Акт толкования не устанавливает новых норм права, не отменяет и не изменяет действующих юридически норм. Акт толкования имеет практическое значение лишь в связи с разъясняемой нормой права. Без разъясняемых норм акты толкования применяться не могут. Они имеют силу и практическое значе­ние только в течение срока действия толкуемой нормы права. Следовательно, акты толкования носят вспомогательный характер. Их содержание не может выходить за рамки толкуемой нормы. Акты толкования не могут и не должны браться в качестве единственной юридической основы решения дел. Субъект, решающий дело, прежде всего обязан ссылаться на правовую норму.

2. Акты толкования содержат указания на то, как следует понимать и при­менять действующие юридические нормы. Они содержат конкретизацию об­стоятельств, относящихся к гипотезе, диспозиции либо санкции толкуемой пра­вовой нормы'.

3. Акты официального толкования правовых норм обладают государствен­ной обязанностью, что обусловлено наличием у издающих их органов кон­трольно-надзорных властных полномочий.

4. Акты официального толкования специально адресуются органам, при­меняющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регули­руются нормой.

Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Пос­ледний может быть устным или письменным. Акт толкования - это официальный, юридически значимый документ, направлен­ный на установление действительного смысла и содержания нормы права.

Интерпретационные акты можно классифицировать по раз­личным основаниям:

1. По внешней форме они могут быть 1) письменными и 2) устны­ми .

1)Письменные акты толкования имеют определенную структу­ру, т.е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права (институту, отрасли, норматив­ному акту) относится, когда вступил в действие. Они могут обле­каться в ту же форму, что и нормативно-правовые акты, издавае­мые соответствующими органами (указы, постановления, прика­зы, инструкции и т.д.).

2. По юридической значимости различают акты 1)нормативного толкования и 2 ) казуального.

1) Акты нормативного толкования распространяют свое дейст­вие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на приме­нение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер.

В системе актов толкования нормативные разъяснения характеризуются: а) повышением степени государственной обязанности; б) общим характером разъяснения; в) специфической формой юридического документа. Примером акта нормативного толкования является Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».

2) Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индиви­дуальными.

Акты казуального толкования - индивидуальные положения правообос-новывающего характера, полученные в результате истолкования правовой нор­мы применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела. Их черты тако­вы: а) они всегда связаны с процессом реализации права; б) они обладают свой­ствами индивидуальных предписаний; в) играют роль своеобразной ступеньки в формировании разъяснений общего характера. В качестве примера можно привести определение Конституционного Суда РФ от 18 апреля 2000 г. «Об от­казе в принятии к рассмотрению жалобы Ефимова Алексея Евгеньевича на на­рушение его конституционных прав частью 2 статьи 186 Арбитражного про­цессуального кодекса Российской Федерации».

3. В зависимости от того, кто издал акт толкования и норма­тивно-правовой акт, они могут быть 1) аутентичными или 2) легаль­ными . Если акт принимает и толкует один и тот же субъект,этоавторское толкование (аутентичное).

Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (на­пример, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые пар­ламентом), то это легальные акты.

4. По субъектам интерпретационной деятельности следует выделить:

а) акты толкования органов государственной власти. Акты толкования
государственной власти в РФ представлены постановлениями Государственной
Думы, иных представительных органов власти субъектов Федерации.
В отличие от праворазъяснительной деятельности, осуществляемой всеми другими органами, эти акты толкования обладают наибольшей юридической силой, не ограничены рамками предметной компетенции, имеют обязательное
значение для всех органов и лиц на соответствующей территории;

б) акты толкования органов государственного управления. Акты толкования органов государственного управления издаются ими как по поручению вышестоящих органов, так и по собственной инициативе, в порядке обобщения
практики и издания рекомендаций нижестоящим звеньям государственного аппарата управления. К актам толкования этого вида относятся различные
приказы и инструкции министерств, разъяснения, информационные и методические письма управлений, отчеты министерств и ведомств, письма отделов администраций;

в) акты толкования суда. Здесь особо следует остановиться на правовой
природе и значении руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ.
Пункт 5 ст. 19 Федерального закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. гласит: «Верховный Суд РФ дает разъяснения
по вопросам судебной практики».

Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ - особые акты официального толкования. Они весьма влиятельны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Госу­дарственная автономность разъяснений Верховного Суда РФ обусловливается не правотворческим их значением, а местом и ролью субъектов толкования права в системе органов правосудия, целями единой судебной политики. Но ав­торитетность этих актов отнюдь не означает их нормативности либо государст­венной обязательности. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ содержат различного рода рекомендации по поводу описанных в них форм правовой или противоправной деятельности, это советы, как правильно квали­фицировать то или иное деяние, указания на необходимость принять более строгие или, напротив, более мягкие наказания, не упускать из виду возмеще­ние ущерба. Встречаются рекомендации процессуального, профилактического, воспитательного характера, например, по поводу организации выездных судеб­ных заседаний, проведения правовой пропаганды, выявления причин правона­рушений.

Что касается многочисленных примеров, когда суды якобы издают новые нормы, то они свидетельствуют либо о смешении нормотворческой деятельно­сти с конкретизацией вышестоящих норм права, либо о независимой деятель­ности суда.

Не следует забывать и того, что во многих разъяснениях самого Пленума Верховного Суда РФ содержатся прямые указания на недопустимость воспол­нения пробелов права, правотворческой деятельности.

В задачу судебных органов входит применение законов такими, какие они есть, и решение на их основе соответствующих споров, а не законодательствование. Создание правовых норм судебными органами было бы очень опасным делом, так как привело бы к нарушению конституционного равенства граждан перед законом и созданию правовых правил поведения с учетом конкретного случая и конкретного лица. По поводу этого довода возможны возражения в том смысле, что как решения о толковании общих собраний коллегии Верхов­ного Суда, так и постановления его Пленума касаются принципиальных вопро­сов, а не конкретных случаев. Однако любая принципиальная постановка при подобной гипотезе рождается конкретными случаями, и принципиальное реше­ние после этого применяется к конкретному судебному казусу. Ничего не меня­ет и то соображение, что подобная ситуация может возникнуть в процессе за­конодательной работы'. Предметом руководящих разъяснений Пленума Вер­ховного Суда РФ должно стать определение мер, направленных на преодоление ошибок в применении законодательства, выявление причин их выявления. Что касается правотворчества, то у Пленума Верховного Суда РФ есть законное и эффективное средство - реализация им права законодательной инициативы.

Что касается возможных коллизий между праворазъяснительными феде­ральными актами и актами субъектов Федерации - они должны разрешаться на основе общего для случаев совместной компетенции субъектов Федерации принципа приоритета решений, которые издаются в пределах полномочий рес­публиканским органом. Иной подход (если, конечно, придерживаться принци­пов федеративного устройства нашей государственной системы) невозможен. Из принципа приоритета вытекает и требование непротиворечия праворазъяснительных актов субъектов Федерации актам Верховного либо Конституцион­ного Судов России.

Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды субъектов Федерации дают министерствам, государственным департаментам и ведомствам разъясне­ния по применению соответственно решений Правительства РФ и решений правительств субъектов Федерации, регулирующих хозяйственную деятель­ность. Наименование их актов - инструктивные указания. Они обязательны для органов арбитража, а также для министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений и организаций.

г) акты толкования прокуратуры. В качестве актов толкования органов
прокуратуры РФ выступают указания, методические и информационные письма, обзоры. Иногда издаются межведомственные акты толкования суда и прокуратуры;

д) акты толкования общественных объединении. Основные черты актов
толкования общественных объединений состоят в том, что они являются выражением методического руководства правовыми формами деятельности ниже-
стоящих звеньев системы соответствующих организаций. В случае же пред­ставления со стороны государства правомочий на издание актов толкования, отдельные разъяснения приобретают общий характер и оказывают существен­ное влияние на юридическую практику.

Нередко принимаются совместные акты официального толкования. Так, 8 октября 1998 г. было принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О практике применения положе­ний Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами».

5. Можно выделить акты толкования в различных отраслях права. уголовно-правовые, административно-правовые и т.д.

6. По территории действия в сфере действия акты толкования делятся на разъяснения, действующие на территории всего государства, и разъяснения, имеющие локальную сферу применения.

7. По времени действия акты официального толкования можно делить на постоянные и переменные.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что толкование права и его результаты играют важную роль в правореализационном процессе. Оно завершает процесс правового регулирования об­щественных отношений и делает правовые нормы готовыми к реализации различными субъектами.

Толкование как специфическая юридическая дея­тельность имеет важное значение для правового регули­рования, является необходимым условием существо­вания и развития права. Оно выполняет следующие функции:

1. Познавательная функция. Она вытекает из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых предписаний.

2. Конкретизационная функция. При толковании пра­вовые предписания зачастую конкретизируются, уточня­ются с учетом конкретных обстоятельств (особенно ярко эта функция проявляется в процессе функциональ­ного толкования).

3. Регламентируются функция. Толкованием в фор­ме официального разъяснения как бы завершается про­цесс нормативной регламентации общественных отно­шений. Это означает, что граждане и организации, а также органы государства и должностные лица, при­меняющие право, должны руководствоваться не только юридическими нормами, но и актами их официального толкования.

4. Правообеспечителъная функция. Некоторые акты толкования издаются для обеспечения единства и эф­фективности правоприменительной практики. Таковы, например, разъяснения Центризбиркома о порядке при­менения норм Закона о выборах.

5. Сигнализаторская функция. Толкование норматив­ных актов позволяет обнаружитьих недостатки техни­ческого и юридического характера. Это является «сиг­налом» для законодателя о необходимости совершенст­вования соответствующих норм.

В конечном счете, толкование как юридическая дея­тельность служит задачам обеспечения законности и по­вышения эффективности правового регулирования. В со­временных условиях его актуальность значительно возросла. Это объясняется тем, что в последние годы законодательство основательно обновилось, в нем по­явились новые нормы и целые отрасли, разделы права (например, частное право). Правотворчество теперь осу­ществляется на иных принципах, применяются новые юридические термины и конструкции, совершенно иной тип регулирования» В законодательной практике все шире используется зарубежный опыт. В этих условиях толкование и должно сыграть свою роль как важней­ший инструмент познания, реализации и совершенствования права.

При правоприменении на стадии выбора правовой нормы, особенно актуальным становится уяснение смысла и содержания этой правовой нормы. Иначе ее можно применить ошибочно со всеми вытекающими печальными социальными последствиями: наказать невиновного, осуществив так называемое объективное вменение, освободить от ответственности преступника, разрушить сложившиеся имущественные отношения и т.п.

И наоборот, точный выбор правовой нормы по ее смыслу и содержанию, ее властное (в необходимых случаях) применение ведет к упорядочению соответствующих общественных отношений к их необратимому развитию.

Толкование правовых норм раскрывается как деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, граждан по уяснению и разъяснению смысла и содержания правовых норм. И тот, кто применяет правовую норму, и тот, в отношении которого применяется эта норма, должны убедиться, что ее смысл и содержание именно таковы, какими их определил законодатель. Поэтому найти ту или иную норму для применения еще недостаточно, надо еще понять, когда и почему она появилась, какие цели ставили при ее принятии, что она устанавливает, определяет. Эта задача стоит перед правоприменителем, прежде всего, она порождена общим характером правовой нормы, который не всегда учитывает, не может учесть все конкретные ситуации, хотя и рассчитан на их типизацию, на большинство из них.