Руководства, Инструкции, Бланки

автореферат курсовой работы образец img-1

автореферат курсовой работы образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ - Студопедия

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Подготовленная к защите курсовая работа должна состоять изтитульного листа (не нумеруется), оглавления. словаря основных понятий ; введения. основной части работы (состоит из теоретической и практической глав), заключения. списка использованных источников, приложения (протоколы, сводные таблицы, использованные экспериментальные материалы и т.п.). Важной составной частью курсовой работы является автореферат, который подготавливается в виде отдельного текста и прилагается к работе.

Содержание, введение, главы, заключение, список источников следует начинать с новой страницы, даже если на предыдущей странице остается пустое место. Текст следует помещать на странице в условную рамку с полями: 25 мм сверху, 20мм снизу, 30 мм слева, 15 мм справа. Образец титульного листа помещен в Приложении В.

Название работы должно быть по возможности кратким (до 10 слов) и точно соответствовать содержанию. Иногда для большей конкретизации к названию добавляют небольшой (4—6 слов) подзаголовок, который помещается в скобках. Не рекомендуется начинать название со слов: «Изучение процесса. », «Исследование некоторых путей. », «Разработка и исследование. », «Некоторые вопросы. », «Материалы к изучению. », «К вопросу. » и т.п. в которых не отражается в должной мере суть рассматриваемой проблемы, завершенность работы, нет достаточно ясного определения ее цели и результатов.

Оглавление включает в себя нумерацию и названия структурных частей курсовой работы, названия всех глав, разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей курсовой работы. Оглавление дается вначале, т.к. это дает возможность сразу увидеть структуру работы. Форму и пример оглавления см. в Приложении Г и Д.

Словарь основных понятий – дается определение основных понятий, которые используются в работе. Основные понятия могут быть представлены в виде отдельных слов или словосочетаний. Объем словаря – 1-2 страницы.

Введение — вступительная, начальная часть работы. В ней дается общая оценка состояния сферы деятельности человека, общества или природы, где находится избранный студентом объект исследования. При необходимости дается исторический экскурс, очерчивается круг проблем, нуждающихся в научном изучении, определяется направление исследования. Во введении дается краткая характеристика состояния проблемы в современной психологии: указывается, кто из ученых занимался данной проблемой и что именно он установил, выявил, описал. Далее указывается, какие вопросы в данной области нуждаются в дальнейшем исследовании, которое необходимо для решения конкретной практической проблемы, связанной с темой курсовой работы.

Введение – это короткий раздел, который раскрывает:

- Актуальность темы курсового исследования. Следует указать степень разработанности темы, кратко охарактеризовать необходимость проведения данного исследования для решения определенной студентом проблемы, отразить важность решаемых вопросов.

- Цель и задачи исследования. Обычно формулируется одна цель работы и несколько (2-4) задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Не рекомендуется формулировать цель как “Исследование. ”, “Изучение. ”, так как эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель.

- Объект и предмет исследования

-Методология и методы проведенного исследования. Приводятся названия и особенности использованной методологии и методов. Подробное описание методов исследования дается в эмпирической части курсовой работы.

- Практическая (и/или теоретическая) значимость полученных результатов. Кратко описываются полученные результаты, излагаются сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их возможному использованию в практической деятельности.

Основная часть работы состоит из теоретической и практической глав.

Заключение курсовой работы. В нем подводятся основные итоги курсовой работы. Логически заключение является продолжением введения, так как во введении проблема заявляется, ставятся цели исследования, а в заключении указываются основные результаты курсовой работы. Более широко формулируются выводы, обсуждаются полученные результаты, степень доказанности и подтверждения (или опровержения) гипотезы исследования. Описывается значение результатов, возможности их прикладного использования. Указываются вопросы, которые не получили в курсовой работе рассмотрения, намечаются перспективы дальнейших исследований.

Список использованных источников. Правила составления списка источников и образцы библиографических описаний печатных и электронных изданий см. ниже.

Приложение к курсовой работе включает протоколы эмпирического исследования. Они могут быть представлены в отдельной папке (по согласованию с научным руководителем). Отсутствие в курсовой работе протоколов эмпирической части исследования является основанием для недопуска работы к защите. Это требование обусловлено тем, что протокол является документом, который ведется в процессе эмпирического исследования и в котором отражены психологические факты, служащие основанием для дальнейшего анализа и выводов по проблеме исследования.

Реферирование, или составлениереферата является заключительным этапом выполнения автором курсовой работы перед представлением ее к защите. Поэтому такой реферат носит название автореферата (от греч. «аут» – сам). Назначение автореферата — представление своей курсовой работы в виде доклада или сообщения и ознакомление заинтересованных лиц с содержанием своей работы, проведенным теоретическим анализом по выбранной теме, использованными методами и полученными результатами исследования. Автореферат должен достаточно полно раскрывать содержание курсовой работы, в нем не должно быть излишних подробностей, а также информации, которая отсутствует в работе.

Структурно реферат состоит из пояснений и обоснования выбора темы курсовой работы, общей характеристики работы, основного содержания, заключения и резюме. Общая характеристика работы, приводимая в реферате, должна соответствовать тому, что изложено в разделе «Введение» курсовой работы, т.е. отражать объект и предмет исследования, цель работы, гипотезу, методы исследования, полученные результаты, рекомендации по их возможному использованию. Необходимо также описать структуру курсовой работы и объем используемой литературы.

Основное содержание автореферата представляет краткое изложение содержания частей курсовой работы, в большей степени эмпирической части. Заключение, приводимое в реферате, должно соответствовать разделу «Заключение» из курсовой работы. В конце реферата резюмируются основные выводы, и подводятся итоги. Объем автореферата курсовой работы составляет 2-4 страницы формата А4.

РАБОТА С БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ

И ЭЛЕКТРОННЫМИ НОСИТЕЛЯМИ ИНФОРМАЦИИ

Курсовая работа является небольшим научным исследованием, поэтому для её написания необходимо использовать научные источники (монографии, сборники, словари, научные статьи и т.д.), а не популярную литературу.

Работа с библиографическими источниками. Рекомендуется использовать для составления библиографии к курсовой работе книги по проблеме исследования, так как в них помещены списки использованных источников, а также следующие журналы . «Вопросы психологии», «Вестник МГУ. Серия 14 Психология», «Дошкольное воспитание», «Журнал практического психолога», «Практическая психология и логопедия», «Психолог в детском саду», «Психологический журнал», «Психология в вузе», «Психологическая газета», «Психологическая саморегуляция», «Семейная психология и психотерапия», «Школьный психолог- Первое сентября», «Белорусский психологический журнал», «Психологическая служба», «Пралеска», «Адукацыя і выхаванне», «Весці НАН. Серыя гуманітарных навук», «У дапамогу педагогу. Псіхалогія», «Клиническая психология и психотерапия». Список литературы можно составить, пользуясь каталогами библиотек, особенно предметным каталогом.

Использованные для написания курсовой работы источники должны быть оформлены в виде списка использованных литературных источников, который составляется в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий (при отсутствии авторов на титульном листе). В список включаются книги, брошюры, статьи. Список литературы располагается в конце текста курсовой работы.

Другие статьи

Форма курсовой работы

Научная деятельность, как и любой творческий процесс с трудом поддается формализации. Но, чтобы курсовая работа была оценена по достоинству, материал должен быть изложен надлежащим образом.


Результаты, полученные в процессе исследования, могут быть представлены в разнообразной форме. Не секрет, что форма изложения зависит в большей степени от содержания полученных результатов. Но и стиль представления информации также имеет значение, который, чаще всего, обусловлен мышлением студента. Для каждого функционально стиля есть свой жанр. Например, для научного стиля будут соответствовать такие жанры, как доклад, статья, монография, дипломная и курсовая работы, диссертация.

В научной работе текст можно отличить по:

  • Логическому способу изложения. Чаще всего, изложения материала представлено в виде рассуждений с целью установления истин, обнаруженных в процессе анализа.
  • Связности, смысловой направленности. Связность текста достигается путем применения вводных слов и предложений, популярных выражений.
  • Целенаправленности. Выполнение курсовой работы направлена на выполнение цели и решение задач, поставленных во введении курсовой.
  • Использование узконаправленной терминологии. В тексте присутствуют подробные характеристики фактов, процессов, понятий, явлений.

Итак, научная форма изложения материала может быть представлена в виде:

Эссе – небольшого научного труда, который посвящен одному вопросу. Структура и содержание эссе определяется автором, который в свойственной ему манере излает свою точку зрения на проблему и убеждает читателя принять его мнение за основополагающее. Эссе характеризует результат анализа студента на заданную тему, именно поэтому оно представляет интерес. Его цель состоит в определении возможностей студента излагать свое мнение на актуальную проблему. Тематическая особенность эссе состоит в возможности применения междисциплинарного характера, то есть мнение может быть изложено в свободной форме.

Научный доклад – развернутое представление темы, рассчитанное на слушателей, разбирающихся в данной области. Доклад обычно состоит из небольшого введения и практической значимости рассматриваемого вопроса, результатов анализа и рекомендаций. Обычно на выступление с научным докладом отводится мало времени, поэтому все его части должны быть четко сформулированы.

Тезисы доклада – изложение основных мыслей доклада к краткой форме. Обычно тезисы составляются для ознакомления с содержанием доклада. Монография – научный труд, рассматривающий одну проблему.

Диссертация – одна из форм научного исследования по одной теме, которая подготавливается для защиты с целью получения ученой степени. При написании диссертации необходимо также выполнить автореферат.

Автореферат – характеризует содержание диссертации, излагает основные идеи, выводы, вклад студента в развитие дисциплины. Дипломная работа - выпускная работа исследовательского характера. Дипломы отличников, как правило, по научной новизне не уступают диссертациям и чаще всего дипломная работа служит основой для написания диссертации.

Реферат – научная работа студента, которая предполагает аналитический анализ литературы по определенной проблеме и изложение полученной информации. Курсовая работа – исследование, которое заключается в определении теоретических положений, аналитических расчетов, рекомендаций по результатам исследования. Представляет собой самостоятельную работу студента по заданной теме с целью закрепления полученных знаний, приобретения практических навыков с использованием различных методик анализа, индивидуального изложение материала, подготовки к написанию диплома.

Рекомендации

Образец автореферата курсовой работы - есть решение

Автореферат курсовой работы на тему: «Обучающие музыкально- компьютерные программы для учащихся младших классов». Образец автореферата курсовой работы

В этом случае не стоит забывать, неограниченное число специалистов, что автореферат кандидатской диссертации необходим задолго до предзащиты. Рецензенты знакомятся с полученным текстом диссертации, как правило, но им можно каждый год брать дополнительный отпуск в размере тридцати дней.
Образец автореферата курсовой работы, Автореферат курсовой работы на тему: «Обучающие музыкально- компьютерные программы для учащихся младших классов». Воспитание и социализация ребенка реферат, Дроздова учебник по английскому

Power Point (ppt) - ее надо принести с собой на флэшке. Презентацию выводят на большой экран, если предыдущая страница закончилась на половину страницы.

Физики, даже если не был на уроке. Правильно используя ГДЗ, и вдумчиво переписывая готовые задания, школьник сможет улучшить свою успеваемость. Физики, даже если не был на уроке. Правильно используя ГДЗ, и вдумчиво переписывая готовые задания, школьник сможет улучшить свою успеваемость.

Здесь необходимо «взглянуть со стороны» на свой текст, но исследование. Настройки форматирования текста реферата мы описали выше. Введение должно быть четким и нести краткую и основную информацию о теме реферата.

Аналогичные документы, похожие на образец автореферата курсовой работы:

Авторефераты скачать

Авторефераты:

Недавно смотрели работы: курсовая работа скачать Метрологическая аттестация бытовых весов с цифровой индикацией (по Производство и технологии), контрольная работа по теме Методы обработки металла (по Производство и технологии), лабораторная работа антиплагиат Методы обработки и сборки бортов верхней одежды (по Производство и технологии), книга онлайн Методы неразрушающих испытаний (по Производство и технологии), реферат на тему Методы конструирования,направленные на повышение надежности (по Производство и технологии), курс лекций бесплатно Методы исследования рыбы (по Производство и технологии), реферат 2016 Методы изготовления печатных плат (по Производство и технологии), контрольная работа свежий Методы изготовления многослойных печатных плат (по Производство и технологии), отчет по практике скачать Методы изготовления и обработки деталей (по Производство и технологии), дипломная работа по Методы и средства снижения потерь нефти и нефтепродуктов (по Производство и технологии), реферат не обязательно под заказ Методы и способы поверки СИ. Поверочные схемы (по Производство и технологии), научная работа не нужно заказывать Методы бесконтактного контроля параметров вала (по Производство и технологии), контрольная работа новый Методы анализа степени очистки конденсата на ТЭЦ (по Производство и технологии), реферат 2016 Методология SADT и стандарты IDEF (по Производство и технологии), методичка бесплатно Методические указания для студентов по прохождению практики (по Производство и технологии),

ИНФОРМАЦИЯ: Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады, сочинения, шпаргалки, изложения, топики, бестселлеры и все другие категории и/или их содержимое предназначено исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении рефератов и/или содержимого рефератов принадлежат их законным правообладателям и взяты с открытых источников. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта СтудентБанк.ру не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием студенческих работ и/или их содержимого.

Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением.

Диплом, дипломная работа - исследовательская работа, выполняемая выпускником высших и некоторых средних учебных заведений.

Сочинение - вид письменной школьной работы изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. Классное сочинение, домашнее сочинение.

Доклад - Публичное сообщение, развёрнутое изложение какой-нибудь темы.

Автореферат курсовой работы образец

Автореферат

Для того чтобы результаты исследования были широко опубликованы, представлены научной общественности, специалистам по защищаемой научной проблеме, печатается автореферат диссертации. «Авто» – то есть написанный непосредственно диссертантом.

Автореферат имеет значение юридического документа, так как только после его публикации может состояться защита диссертации. Его основное назначение – информировать научную общественность о выполненном диссертационном исследовании, полученных научных результатах, вводить эти результаты в сферу научной коммуникации. Это очень важно, так как с диссертацией заинтересованный в ней исследователь может ознакомиться только в Российской государственной библиотеке или в библиотеке учебного/научного заведения по месту ее защиты. Автореферат вместе с тем играет самостоятельную научную роль, так как он вводит в научный оборот новые сведения по научной проблеме, пополняет отечественную и мировую историографию. Для ученых реферат служит своего рода экскурсоводом по разработанным диссертантом научным проблемам. Выявив какие-то научные сведения по автореферату, ученый обращается к полному тексту диссертации.

По автореферату, приводимым в нем сведениям судят о значимости диссертационного исследования, квалификации его автора. Через автореферат диссертационное исследование как бы входит в научный мир.

Автореферат является «сжатой», краткой формой диссертации. Автореферат пишется непосредственно по диссертации, он должен полностью отвечать содержанию, выводам диссертации; должен быть адекватен диссертации в семантическом отношении.

В то же время совершенно естественно стремление автора более выпукло представить в автореферате свое исследование, одни положения усилить, другие как бы обойти. Но это должно делаться в рамках объективного представления диссертации. ВАК требует от оппонентов и ведущей организации дать официальное заключение о соответствии автореферата тексту диссертации, о чем он должен сделать соответствующую запись в своем отзыве.

«Положением о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий», утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 октября 1994 г. ограничивался объем автореферата – 1 п.л. для кандидатской и 2 п.л. для докторской диссертации (п. 24). Авторефераты по общественным наукам могут быть увеличены – кандидатской до 1,5 п.л. докторской – до 2,5 п.л. Иными словами, автореферат кандидатской диссертации имеет объем от 16 до 24 страниц через 1,5 интервала (37 строк на странице), докторской – от 32 до 40 страниц. Данное Положение остается действующим, в новых документах Министерства образования РФ нормативы по объему автореферата не оговариваются.

На практике одни авторы диссертаций еле «набирают» минимальный объем, другие его существенно превосходят. Автореферат кандидатской диссертации «Исторические традиции и современные модели управления социальной защитой населения (Региональный аспект, 1990-е годы)» (2000), как говорится в его выходных данных, имеет объем в 2,5 п.л. Такой подход оправдан, хотя вряд ли следовало в автореферате давать подробные данные о социологическом исследовании.

Автореферат – не механическое сокращение объема диссертации, тем более не пропорциональное уменьшение каждой ее структурной части. Автореферат – это самостоятельное научное произведение ученого, «визитная карточка» диссертации.

Поэтому, затратив большой труд на написание диссертации, соискатель должен приобрести «второе дыхание», новое вдохновение для написания глубокого, аргументированного, убедительного научного произведения. К сожалению, это не всегда понимают соискатели ученых степеней, придают ему второстепенное значение.

Автореферат, подчеркнем еще раз, – это творческое произведение ученого. Но он должен подчиняться определенным требованиям. По своей структуре автореферат состоит из трех частей – во-первых, введения со всеми его атрибутами (обоснование актуальности темы, ее научной разработанности, цель и задачи, методология, предмет и объект, источниковая база, новизна, достоверность, апробация, практическая значимость исследования); во-вторых, реферативным представлением глав/разделов диссертации; в-третьих, списком опубликованных авторских трудов по теме исследования. Причем первая часть представляется в автореферате довольно широко, полностью базируясь на Введении диссертации.

А.М. Новиков (Как работать над диссертацией. М. 1996. С. 85) считает, что «на написание автореферата по готовой диссертации уходит, как правило, не менее месяца кропотливого труда». Но, если диссертант хорошо знает свою работу, автореферат можно написать за 2-3 дня.

В автореферате должны быть отражены Введение, все главы/разделы, Заключение диссертации. Кроме того, в автореферате обязательно представляются работы ученого по теме исследования.

Автореферат настолько оригинальное научное произведение, что он выписывается автором, как говорится, с чистого листа. Сделать автореферат в виде купюр из диссертации никому не удавалось.

В автореферате автор приводит минимальное количество источников. Это делается для того, чтобы читатель наглядно воспринял используемые в диссертации источники. Как правило, научный аппарат приводится внизу страницы, в подстрочнике. Но иногда научный аппарат дается в конце автореферата. (См. например, автореферат докторской диссертации (1999) «Государственная политика развития энергетической базы сельского хозяйства страны в 60-80 годы и ее результаты (На материалах Поволжья)». Здесь представлены 54 сноски.)

Отражение Введения диссертации в автореферате

Как и в диссертации, важнейшей частью автореферата является представление Введения диссертации. Это единственная часть диссертации, которая при некотором сокращении полностью помещается в автореферате. Это делается для того, чтобы представить читателю основные характеристики диссертации: актуальность, историографию, цели и задачи, предмет и объект исследования, хронологические рамки, методологию, источниковую базу, новизну, апробацию полученных результатов, достоверность, практическую значимость исследования.

Все части Введения автореферата важны и необходимы, и все же, безусловно, главенствующую роль играет обоснование новизны диссертации. Здесь надо максимально показать значимость проведенного исследования, но вместе с тем автор должен выписывать эту часть особенно корректно, показывать существо новизны, а не насыщать текст словами в превосходной степени. Исследователи используют такие обороты: «автор видит новизну полученных результатов в том, что», «к новым результатам можно отнести», «в диссертации в отличие от», «по мнению автора, новыми являются выводы» и др.

В автореферате докторской диссертации (1999) «Производственные кадры сельского хозяйства в Российской Федерации. 1945-1965 гг.» описание методологии занимает почти 1/6 часть его объема. Само описание выполнено достаточно привлекательно. В конце раздела автор пишет: «В целом методологическая задача исследования заключалась в нахождении оптимального сочетания эмпирического, конкретного изложения исторического материала и его теоретической, проблемно-содержательной реконструкции, в выявлении сущности и внутренней логики исторических процессов, не всегда адекватно осознававшихся их непосредственными участниками».

В то же время также в автореферате докторской диссертации по отечественной истории (1998) «Деятельность предпринимательских организаций в торгово-промышленной сфере России (исторический опыт 60-90 гг. Х1Х в.)» весь раздел представлен одной фразой: «Методология исследования базируется на принципах объективности и историзма, общенаучных методах анализа и обобщения фактического материала».

В автореферате докторской диссертации «Общественные настроения в послевоенной России. 1945-1953 гг.» (2000) в методологической части ни словом не упоминается марксистско-ленинская теория, политика КПСС, которые определяли в этот период методологию жизни всего общества. Кстати, в автореферате под методологию отведено в 4 раза больше объема, чем в обосновании новизны докторской диссертации.

Нередко в авторефератах чрезмерно много отводится места для изложения историографии, точнее – библиографии и аннотации. В автореферате кандидатской диссертации «Региональный аспект в деятельности новых политических партий в России. Конец 80-х – середина 90-х гг. (на примере Северо-Кавказского региона)» историография изложена на 7 страницах, а на раскрытие содержания глав и заключения – столько же 7 страниц. В автореферате докторской диссертации (1999) «Возрождение многоукладной экономики Российской Федерации в годы нэпа. 1921-1927 гг. (На материалах Поволжья)» под историографию отведено ¼ объема. В автореферате кандидатской диссертации (1999) «Кризис власти и Демократическое Совещание (сентябрь 1917 года)» в представлении историографии дано 34 сноски на литературу. Даже для самой диссертации такое количество сносок чрезмерно большое. В автореферате докторской диссертации (1999) «История становления кооперативной мысли в России (1861-1929 гг.)» историография занимает такой же объем, как и представление всех 5 глав диссертации. В автореферате докторской диссертации (2001) «Молодые производственники Урала. Исторический опыт социализации (1945 – начало 60-х гг.)» историография занимает 15 из 38 страниц.

В автореферате диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук (1997) «Социология студенчества в России: этапы и закономерности становления» на 4 страницах перечислены имена … 195 ученых, работающих в сфере рассматриваемой в диссертации научной проблемы. В автореферате кандидатской диссертации (1999) «Аграрные преобразования в России периода реформ: исторический опыт, уроки, проблемы реализации (1990-е годы. На материалах Нижнего Поволжья)» на двух страницах приведено 63 имени. Причем в обоих случаях имена названы в самом тексте, не в подстрочнике.

В автореферате, безусловно, должна содержаться оценка разработки проблемы предшественниками, но только в общем плане, может, стоит в отдельных случаях уйти от научного аппарата на работы, называемые в тексте историографической части. Следует соразмерить объем историографической части автореферата с представлением исследования в главах. Нередко получается, что историографическая часть превалирует в автореферате, нося в то же время формальный характер.

Иногда авторы отдают в автореферате под Введение до половины автореферата кандидатской и до трети – докторской диссертации. В авторефератах докторской диссертации (1999) «История становления кооперативной мысли в России (1861-1929 гг.)» и кандидатской диссертации «Государственная социальная политика в отношении детей: опыт и уроки 1920-х годов» изложение Введения диссертации занимает более половины всего объема автореферата. А в автореферате кандидатской диссертации (1998) «Депортация народов с территории Краснодарского края, Ставрополья (20—50-е годы)» под Введение отведено 15 страниц, а под главы – 7. Такая же структура в автореферате диссертации «Эволюция государственной политики в области народного образования в 1920-1930-е годы» (2000) – введение отражено на 11 страницах, а содержание трех разделов – на 5 страницах.

Вообще сжать текст Введения довольно сложно. Но все же можно сокращать объем под историографию, тем более что, как правило, эта часть в автореферате не несет подлинно историографического значения.

В автореферате кандидатской диссертации (1999) «Развитие школьного образования в России в первой половине ХХ века» автор говорит об апробации диссертации не в разделе, где раскрывается Введение, а в самом конце автореферата.

Отражение текста глав, разделов, параграфов в автореферате

Главы/разделы диссертации представляются в автореферате кратко, излагается главное, показывается, что конкретно сделано автором. В автореферате совсем не обязательно прибегать к публикации фактического материала, но это делается для того, чтобы представить «лицом» источниковую базу, научный аппарат. В конце представления раздела/главы приводится общий вывод. Перед соискателем стоит трудная и ответственная для него задача – охарактеризовать существо сделанного, полученных результатов, не преувеличивая показать свои достижения.

В этой части автореферата должен быть показан личный вклад автора в результаты исследования, обосновываться теоретическая значимость диссертации. Важно также показать, как были получены результаты, представить ход исследования, показать использование научных методов исследования. В минимальном объеме этой части автореферата необходимо представить максимум полезной для оценки диссертации информации.

В автореферате докторской диссертации (2000) «Формирование основ советской военной промышленности в 20-30-е гг. (на примере предприятий европейской части РСФСР)» на разделы отведено всего по 1–1,5 страницы. Вряд ли автор был ограничен общим объемом автореферата, так как при норме в 2 п.л. + 30% он выполнен, согласно выходных данных, на 1,75 п.л. (без обложки 26 стр.)

В автореферате называются главы/разделы диссертации. В то же время имеются отдельные примеры, когда эти названия не даются. В частности, в диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук «Финансово-промышленный капитал России: содержание, функции и тенденции развития» (1997) название глав не дается, во вводной части говорится только об их смысловом содержании. Думается, такое решение нельзя признать плодотворным.

В авторефератах диссертаций помимо историографической части авторы дают научный аппарат. Подходы здесь различные. В автореферате докторской диссертации «Деятельность общероссийских политических партий в армии (февраль – октябрь 1917 года)» на странице до 8 сносок. В автореферате докторской диссертации «Российской студенчество на родине и за рубежом. 1917-1927 гг.» (2000) на каждой странице дается от 4 до 7 сносок. В автореферате докторской диссертации «Интеллигенция Восточной Сибири: опыт формирования и деятельности (конец Х I Х — середина ХХ вв.)» (2000) обозначено 76 сносок. В данном случае в автореферате и в диссертации проявляется один и тот же подход.

Предназначение автореферата иное, нежели диссертации. Но вряд ли объяснимо, что в автореферате докторской диссертации «Общественные настроения в послевоенной истории. 1945-1953 гг.» (2000), кандидатской диссертации «Партийно-советская печать как инструмент политической борьбы в Советском обществе 1920-х годов» (2000) при представлении глав (кроме историографической первой главы) диссертации нет ни одной сноски. По крайней мере, для исторической работы, тем более, когда новизной диссертационного исследования считается введение новых документов, можно считать это упущением.

Как нам представляется, в автореферате должно быть минимальное количество сносок. Они должны даваться, во-первых, в случаях, когда необходимо обратить внимание читателя на источник, когда приводится принципиальное положение или факт, которые надо «документировать». Во-вторых, в авторефератах упоминаются источники с тем, чтобы показать их разнообразие, значимость. В советский период требовалось подкреплять цитаты из произведений классиков марксизма, документов партии ссылками на источники. Автор обязан гарантировать точность приводимых в автореферате данных, положений, фактов, но не обязан каждый из них подкреплять ссылками на источник, который должен быть в тексте диссертации.

Автореферат требует высочайшей точности, выверенности формулировок. Так, в автореферате докторской диссертации «Российской студенчество на родине и за рубежом. 1917-1927 гг.» (2000) автор дает определение студенчества как «биологическое явление», «маргинальный феномен», вводит определение “военное студенчество” – «это учащиеся высших учебных заведений, получившие офицерское звание в годы мировой войны (или в запасе), студенты-юнкера, вольноопределяющиеся, рядовые. В широком смысле – студенты, воевавшие на стороне “красных” и “белых” вне зависимости от ранее полученных званий». Представляется, что такое определение только запутывает представление об этом социальном слое студенчества.

Отражение Заключения диссертации в автореферате

О заключительной части автореферата следует сказать особо. Стала чуть ли не «модной» такая фраза: «В Заключении автор делает обобщения, излагает выводы, высказывает рекомендации». Мы уже говорили о значении «Заключения» диссертации, поэтому надо как можно больше отвести места для изложения выводов, обобщений, рекомендаций.

Полученные в ходе исследования результаты должны представляться в автореферате подробно, полно, иногда они перечисляются по пунктам.

Регламентировать соискателя нельзя, но можно передать существующий опыт – в кандидатских диссертациях это 1-1,5 страницы, в докторских – 2-3 страницы.

В авторефератах диссертаций «Крестьянская община и местные органы власти в русской деревне 1920-х годов» (кандидатская, 1998) раздел заключения занимает почти 1/3 часть его объема; «Производственные кадры сельского хозяйства в Российской Федерации. 1945-1965 гг.» (докторская, 1999) – почти 1/10 часть; «История становления кооперативной мысли в России (1861-1929 гг.)» (докторская, 1999) – почти 1/10 часть; «Сельскохозяйственная кооперация в России в конце Х1Х – начале ХХ вв. (На материалах губерний Северного, Приуральского и Поволжского районов)» (докторская, 1999) – 1/20 часть; «Студенчество стран Восточной Европы в процессе общественных перемен (70-80-е годы)» (докторская, 1995) – 1/25 часть. В автореферате диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук «Социология студенчества в России: этапы и закономерности становления» эта часть занимает всего лишь 3 строчки: «В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, предлагаются рекомендации, подчеркивается значимость, выделяются возможные направления для дальнейшего изучения проблемы». В авторефератах докторской диссертации «Формирование основ советской военной промышленности в 20-30-е гг. (на примере предприятий европейской части РСФСР)» и кандидатской диссертации (обе 2000) итого меньше – одна строка: «В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы и обобщения».

В автореферате докторской диссертации (2001) «Молодые производственники Урала. Исторический опыт социализации (1945 – начало 60-х гг.)» дословно сказано: «В заключении диссертации подведены итоги исследования, сформулированы выводы. Несмотря на критическое отношение к советской системе воспитания, следует отметить, что большинству молодого поколения 40-50-х гг. были присущи идейность, патриотизм, интернационализм, гуманизм, трудолюбие. Современное российское общество коренным образом отличается от послевоенного советского. Однако проблемы социализации молодежи, формирования жизнеспособной, гуманистически ориентированной личности не стали менее острыми. В этой связи, основываясь на историческом опыте, диссертант вносит ряд предложений». Во-первых, что здесь нового, нужно ли было писать для этого докторскую диссертацию, во-вторых, какие это предложения, если о них заявлено в автореферате.

В диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук (2000) «Стратегия выживания российских предприятий в переходной экономике» предельно четко говорится, что «в соответствии с поставленными целями были решены следующие задачи». Автор в каждом пункте, которые пронумерованы, дает такие слова: обобщен опыт; описан механизм; сделана оценка результативности стратегии; проиллюстрированы тенденции; обоснован вывод о; сделано заключение о необходимости; предложена схема реформирования государством внешней среды хозяйственной деятельности в стране.

В то же время в авторефератах диссертаций «Взаимоотношения политических партий и молодежных организаций в 70-80-х годах: опыт и проблемы (историко-теоретический аспект)» (1993), «Эволюция государственной политики в области народного образования в 1920-1930-е годы» (2000) о Заключении диссертации говорится лишь то, что в нем подведены итоги исследования, сделаны выводы. В авторефератах диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Эволюция государственной политики в области предпринимательства в России и ее отражение в законодательных актах (конец Х1Х – начало ХХ веков)» (1999), кандидата социологических наук «Формирование социальной инфраструктуры малого бизнеса в современных российских условиях» (1999), кандидата исторических наук «Инакомыслие в СССР в 50-е – первой половине 60-х гг.» (1996) сказано лишь то, что «в Заключении приводятся выводы и предложения». В автореферате докторской диссертации «Возрождение многоукладной экономики Российской Федерации в годы нэпа. 1921-1927 гг. (На материалах Поволжья)» под представление Заключения отведено всего 8 строк.

Оформление списка опубликованных работ

Оформление публикаций автора производится по общим правилам. По каждой работе указывается ее объем, если коллективная работа, то объем авторского текста соискателя.

Иногда авторы вводят рубрики: монографии авторские; монографии коллективные; статьи в научных сборниках и журналах; научное редактирование; составление.

Статьи в газетах, как правило, не представляются в автореферате в списке публикаций. В самостоятельном Списке публикаций, который представляется в диссертационный совет, газетные, как и все прочие публикации, указываются. Вместе с тем мне представляется, что автор вправе в автореферате назвать свои газетные публикации, если они носят научный характер и «работают» на исследуемую тему.

Несколько слов по поводу отнесения издания к монографическому. Вопрос сложный. Каких-то официальных критериев не существует. На совещании ВАК в 1991 году указывалось, что монография имеет более 7 печатных листов, но официально это положение не закреплялось. В официальном издании Финансовой академии при Правительстве РФ – «Памятке соискателям ученых степеней доктора и кандидата наук» (М. 1997. С. 34) – дается такая формулировка: «Монография – это книга, в которой в систематизированном виде излагаются основные данные научных исследований самими авторами научных разработок. Монография, представленная к защите, должна быть напечатана единолично автором. Объем монографии – не менее 4-5 печатных листов».

Существует мнение о том, что самостоятельная авторская часть коллективной монографии, если она составляет не менее 4-5 печатных листов, может считаться авторской самостоятельной монографией.

В авторефератах в списке авторских публикаций специально оговариваются совместные издания с указанием личного вклада соискателя. Однако это не всегда соблюдается, что не дает возможности правильно оценить сделанное соискателем.

Часть изданий диссертанты представляют на иностранных языках. В таком случае в автореферате название диссертации на иностранном языке должно сопровождаться переводом.

В автореферате докторской диссертации (1999) «Советская пропаганда и идеологическая подготовка к войне (вторая половина 30-х - начало 40-х гг.)» несколько публикаций представлено на польском и немецком языках без перевода. В силу ряда причин и тема диссертации, и авторская позиция нуждались в точном восприятии публикаций соискателя, тем более изданных за рубежом, но читатели автореферата, в том числе члены диссертационного совета, были ограничены в этом из-за отсутствия перевода названий публикаций автора.

В автореферате докторской диссертации (2000) «Карелия в политике Советского государства: военно-стратегические, дипломатические и экономические аспекты (1920-1941 гг.)» из 25 публикаций автора 11 представлены на карельском и финском языках без перевода.

В авторефератах приводятся данные на депонированные работы соискателя.

Укажем на правильное оформление публикации путем депонирования. В автореферате докторской диссертации (1999) «История становления кооперативной мысли в России (1861-1929 гг.)»: «Вопросы колхозного строительства в теоретических дискуссиях 20-х годов. Депон. в ИНИОН АН. №45700 от 09.12.91 г. // История. Археология. Этнография. ИНИОН РАН, библ. указатель №5. М. 1992. 1 п.л.».

В автореферате докторской диссертации (1999) «Социально-психологические предпосылки революции 1917 г. в России»: «Социальные предпосылки революций 1917 г. в России (методология проблемы). Депон. в ИНИОН РАН, №49885. 15. 12. 94 г. // Библиографический указатель ИНИОН РАН. Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Депонированные научные работы. 1995. №5. 221 с.

Появляются указания в авторефератах на публикации автора в Интернете.

В автореферате кандидатской диссертации (1998) «Следственное дело А. В. Колчака как источник по истории гражданской войны в Сибири» дается ссылка на авторскую публикацию на сервере Интернета Института «Открытое общество».

После решения диссертационного совета о принятии диссертации к защите и, соответственно, разрешения на публикацию автореферата печатается автореферат.

Научная часть учебного или научного учреждения, где производится защита диссертации, обеспечивает издание автореферата. На титульном листе автореферата должны быть визы «в печать» председателя и ученого секретаря диссертационного совета с указанием даты. На обороте титула автореферата ученый секретарь своей подписью подтверждает дату рассылки диссертации. В конце автореферата до его печати ставит подпись соискатель, тем самым подтверждая личную ответственность за содержание автореферата и указания о публикациях по теме диссертации.

Автореферат печатается в издательствах, имеющих лицензию на печать подобных изданий. Место издания автореферата, как правило, устанавливает научная часть.

Типография, где печатается автореферат диссертации, указывает свои выходные данные: лицензия на право издания научной литературы; дата подписания в печать; формат издания; объем автореферата; тираж выпуска; номер заказа; адрес типографии. В некоторых организациях устанавливают порядок, когда автореферат можно печатать в типографии только этой организации.

Нельзя отрицать целесообразность подобных выходных данных на автореферате. Но возникает вопрос: почему автор свой личный труд с разрешения диссертационного совета не может печатать там, где он хочет, вплоть до своей множительной техники, с помощью домашнего персонального компьютера? Думается, что в данном случае, как и во многих других, сохраняются пережитки системы, в которой (скромно говоря) существовали элементы тоталитаризма, подавления свободы, ущемления прав личности на свободное научное творчество. В упомянутой официально утвержденной в Финансовой академии при Правительстве РФ «Памятке соискателям ученых степеней доктора и кандидата наук» (М. 1997. С. 12) сказано и даже выделено шрифтом: «В случае отсутствия выходных данных автореферат не может считаться опубликованным и рассылке не подлежит». Автореферат превращается в государством контролируемое издание.

Выскажем наше мнение и об установившейся традиции, когда отзыв ведущей организации утверждается руководителем/заместителем руководителя учебного/научного учреждения. Это чистейшей воды формальный акт. Как может, например, проректор крупнейшего Московского педагогического государственного университета прочитать, тем более вникнуть в документ, который он в соответствии с инструкцией ВАК должен подписывать, если ежедневно таких отзывов приносит технический секретарь более десятка и по нескольким десяткам научных специальностей. Нередко заинтересованные в получении этих отзывов соискатели по многу часов и не один день простаивают в ожидании подписи. По значимости и ответственности отзывов официальных оппонентов и ведущей организации разницы не так уж и много, но отзыв оппонента заверяет отдел кадров своей печатью, а отзыв ведущей организации после ученых кафедры утверждает проректор и ставится уже другая печать – гербовая данной организации.

Рассылка автореферата осуществляется следующим образом.

Диссертационный совет на своем заседании по предзащите диссертации утверждает заранее подготовленный список рассылки автореферата.

В «Положении о диссертационном совете», утвержденном приказом Минобразования России от 7 июня 2000 года, имеется специальное приложение «Перечень организаций, которым обязательно рассылаются авторефераты диссертаций». В него включены 9 организаций.

Комиссия диссертационного совета по представлению диссертации на предзащите определяет перечень диссертационных советов по научной специальности защищаемой диссертации, перечень учебных и научных учреждений, список ученых, которые имеют отношение к изучаемой в диссертации теме.

Список рассылки автореферата утверждается членами совета, его подписывает ученый секретарь совета и утверждает председатель совета. По этому списку автореферат посылается по почте. Почта на списке рассылки автореферата ставит свой штемпель с датой.