Руководства, Инструкции, Бланки

технологическая карта медицинской услуги образец img-1

технологическая карта медицинской услуги образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Сайт для медтехников

Технологическая карта вида работ (подозреваю, что вам дали задание по регламентным работам ) - проще. "технологический регламент" - это перечень действий и технологических операций, краткий порядок их выполнения, технологическое оснащение (инструменты, приспособления, КИП и др. ) и безопасность выполнения работ (полезно на форуме посмотреть тему "Техника безопасности. Меры предосторожности при работе" ). При плановых работах ТО указывается и трудоёмкость этих работ (хотя бы приблизительная ).
В ней указывается где может и должен выполняться данный вид работ: либо на месте эксплуатации МТ, либо в обустроенной мастерской (в помещении пункта технического обслуживания и ремонта - ПТОиР ) у Владельца МТ (ЛПУ) /см. п.п 3.8 и 4.2 МР "Техническое обслуживание МТ" /, либо в технологической мастерской (лаборатории) обслуживающей организации (Исполнителя). (. это принципиально важно при заключении договоров на ТО, и если будут /например - Росздравнадзор/ проверять производственную базу Исполнителя. ).

Если хотите не только работу. но и деньги. то определите (опытным путём или точнее хронометражом ) трудоёмкость этой работы, с учётом организационого подготовительно-заключительного времени. т.е. времени на подготовку к выполнению работы и на уборку и сборы после её завершения.
При этом, не учитываются потери рабочего времени специалистов Исполнителя по вине Владельца МТ (Заказчика ) из-за несоответствующих у него организационно-производственных условий (например, ожидания по различным причинам возможности приступить к выполнению работы, не своевременное подписание приёмо-сдаточной документации по её окончании и т.п. ). Они (время и соответствующие ему убытки Исполнителя ) учитываются при заключении договора (контракта).

Технологическая карта разрабатывается Исполнителем на основе эксплуатационно-технической документации МТ. Стандартов и РТМ по организации, качеству, и безопасности. методических указаний (МУ) и методик. Она является основанием для обоснования стоимости работ (что важно при работе с "бюджетными деньгами". ) и разработки Прейскурантов.
К слову, если внимательно и вдумчиво, в сравнении с другой нормативной документацией, прочитать МР "Тех. обслуживание МТ", то станет ясно, что они предназначены для ЛПУ. а не для медтехников, хотя в них и описываются для медиков наши организационные моменты и действия.
Из практики же ясно, что для МТ одинакового вида и приблизительно одинаковой технической сложности карты должны быть типовые.

На практике же, объём работ зависит от качества планирования, организации, материально-технического обеспечения работ, от предоставленных Владельцем МТ (ЛПУ) производственных условий для их выполнения. Выполнение же, ещё зависит от организационно-технической квалификации технических специалистов и их руководителей, т.е их профессионализма, а в последнее время ещё и сильно от финансирования работ заказчиками. (а организационный уровень и у "медиков" и у "технарей" сильно упал. стремясь к упрощению пришли к ничем не обоснованной "дешевизне". /вывод: нет технологических карт - нет и обоснованных денег. / ). Но это, в любом случае, не норма.
Мысли вслух: некоторым не нравятся простые ВАЗовские авто. И они считают: - мы будем делать "не заморачиваясь", другие же пусть не упрощают. а если посмеют, то будем, как минимум, критиковать.

К сведению:Выполняемые медтехниками в ЛПУ виды работ и сказываемых услуг .

Виды работ: монтаж, пуско-наладка, технический осмотр и регламентные работы технического обслуживания, сопутствующие и выездные инструктажи и технические консультации, диагностика технического состояния МТ и неисправностей, наладка и ремонт (разной категории сложности и срочности, плановый и текущий /по результатам работ ТО, диагностики неисправностей и заявкам/ ), техническое сопровождение проверок МТ государственными и ведомственными организациями и службами, техническое освидетельствование технического состояния (например, паровых стерилизаторов, без гидроиспытания и с ним. ), техническое освидетельствование на предмет списания МТ, демонтаж (перемонтаж), изъятие драгметалла
К сведению. В зависимости от условий контракта, та или иная работа может быть отнесена к услугам.

Оказываемая услуга (сопутствующая работам ) по плановому или неплановому (по вызову ) приезду в согласованный срок в ЛПУ (к Заказчику) специалистов Исполнителя с транспортировкой ими инструмента, технологического оборудования и материалов для выполнения вышеуказанных работ непосредственно в ЛПУ (у Заказчика) в предоставляемых Заказчиком организационно-технологических условиях.
Услуга оказывается вместо доставки Владельцем МТ (ЛПУ) своей медицинской техники (со всеми вытекающими для него транспортно-временными расходами ) в специализированные мастерские и лаборатории Исполнителя, в которых обеспечиваются технологическая возможность и безопасность выполнения с необходимой производительностью требуемых работ.
Известный Федеральный закон № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров. ", иными словами "О закупках. " (торгах ), требует расчёта и включение транспортных расходов в предлагаемую цену контракта. Это принципиально важно в организационно-финансовом отношении в случае, если ЛПУ (Заказчик) не предоставляет согласно п.п. 3.8 и 4.2 МР "Техническое обслуживание МТ" обустроенное(ые ) помещение(я ) ПТОиР.

когда нажимаю на ссылку, выскакивает окошко с надписью:
"Здравствуйте! У вас ограниченные возможности на сайте, вы не можете скачивать файлы до определенного времени.
Для скачивания вам нужно принять участия в Тех. разделах форума."

Тоже самое и у меня - помогите, пожалуйста, новичку кто-нибудь. деньги тоже оплатил, всё равно ничего не скачивает.

200?'200px':''+(this.scrollHeight+5)+'px');"> Это ГОСТ 18322 - 78 и Методические рекомендации МЗ РФ "Техническое обслуживание медицинской техники" приложение 2.

Надо все мероприятия и действия деятельности медтехников систематизировать и разложить по полочкам, и тогда станет ясно: - что и где искать, и что, когда и как делать-выполнять.

Надо отличать организационный регламент того или иного вида работ поддержания технической исправности (ПТИ ) МТ от технологического регламента выполнения работы.

Организационный регламент - это перечень организационных (производственных ) действий какого-либо мероприятия (в частности любого из мероприятий ПТИ ), необходимых и достаточных для выполнения в организационно обоснованные сроки с технически обоснованным качеством той или иной работы, услуги.
Необходим для организации работы. и совместно с технологическим регламентом необходим для расчёта её совокупной трудоёмкости и стоимостивыполнения. Необходим при заключении договора (контракта) на выполнение работы для выработки условий договора и обоснования цены работы (цены договора ).
Типовой организационный регламент необходим, в том числе, и для разработки прейскуранта(ов ) стоимости типовых работ и услуг. выполнение которых обязательно должно осуществляться в определённых и достаточных типовых организационно, технологически и технически обоснованных производственных условиях.

Технологический регламент - это перечень технологических операций . необходимых и достаточных для выполнения с технически требуемым (технически обоснованным ) качеством задачи работы. и состав технологического оснащения и организационно-производственных требований и условий, необходимых для её выполнения.
Необходим для подготовки, материально-технического и производственного обеспечения и выполнения работы. расчёта её совокупной технологической трудоёмкости и технологической стоимости её выполнения.
Типовой технологический регламент необходим в составе типового организационного регламента при заключении договора на выполнение работы для выработки условий договора и назначения цены работы. а также разработки прейскуранта(ов ) стоимости типовых работ и услуг, выполняемых в определённых и достаточных типовых производственных условиях.
Типовой технологический регламент упрощённо может оформляться в виде технологической карты того или иного вида работ (см. сообщ.2)

Сообщение отредактировал МВР - Воскресенье, 19.Янв.2014, 00:36

"Мы же инженеры - мы должны всё делать по уму и на совесть! "
Эта цитата от anton26

200?'200px':''+(this.scrollHeight+5)+'px');">Технологический регламент - это перечень технологических операций. необходимых и достаточных для выполнения с технически требуемым (технически обоснованным ) качеством задачи работы, и состав технологического оснащения и организационно-производственных требований и условий, необходимых для её выполнения.

mazx. Вы же представили себя на Форуме инженером (не электромехаником, которому стоит помочь, и то, если он начинающий )!
Так будьте им.
. Необходимо бросить привычку к НЕсамостоятельной работе и нженера и надежде на подсказку, на то, что кто-то из "Добрых Людей" подскажет (даст шпаргалку ). Так Вы никогда не станете Инженером, а будете даже по прошествии времени постоянно находиться в состоянии всего лишь много лет походившим на работу "инженеришки".

200?'200px':''+(this.scrollHeight+5)+'px');"> Технологического регламента для Курсов

Вам на этом Форуме вряд ли кто его даст, это, как говорится, не по адресу.
. Но, если речь о медицинской технике, то возьмите и самостоятельно разработайте технологический регламент регламентных работ технического обслуживания гальванизатора "Поток-1" (это, для сведения, простейший медицинский прибор ). Будет полезно и Вам и Вашим будущим подчинённым электромеханикам. Как? Прочитайте, в том числе и, эту тему.

Вам, инженеру, дали конкретное производственное задание и его надо обязательно выполнить. а не искать кто его выполнит. (или всё-таки и нженер? ).
Инженер - это не студент!

Молодо-зелено, но это не значит, что незрело!
.

200?'200px':''+(this.scrollHeight+5)+'px');"> А то в организации, где работаю, они почему-то отсутствуют

А не возглавляет ли её Гениальный директор. (сам и нженер, и в подчинении у него "могучая кучка" и нженеров. )

Сообщение отредактировал МВР - Среда, 18.Фев.2015, 21:47

Yurkevich. всё правильно. По ЕСКД - должны, но, как выясняется на практике, а особенно в последнее время, - "не обязаны" (задайтесь вопросом: тогда почему mazx просит ТР ? ).
А если даже и есть, то каково качество предлагаемого разработчиком. Впечатление, что сам-то руками и не "крутил", и даже их "не пачкал".
Тогда как? Не делать регламентные работы технического обслуживания? А дожидаться текущего той или иной сложности ремонта.

Но если ты собрался конкурировать, и тем самым доказываешь, что сделаешь лучше - качественней, то изволь предоставить, как минимум, технологическую документацию, той работы, которую собираешься выполнять. По ней ты сам будешь выполнять работу и по ней же тебя проверят, а действительно ли ты сделал качественней, чем тот которого ты "отодвинул". Ведь в ум твой не "полезешь", да и ты можешь что-то забыть и пропустить. Или с выгодой для себя переиначить и не доделать /см. с.24 темы / (на это ведь и делается расчёт при недобросовестной конкуренции ).
И если ты специалист, гарантирующий заказчику требуемое им качество порученных тебе работ, то у тебя должен быть полный комплект организационно-технологической документации, называемый технологической картой. где основной составной частью является технологический регламент.

При ОДИНАКОВОМдля всехтехнологическом регламенте по тому или иному виду работ технического обслуживания конкретной единицы МТ, должен победить тот, у которого более производительное технологическое оснащение , более квалифицированные специалисты !иобоснованная оптимальная стоимость нормо-часа работы. А как вам не трудно догадаться, высокопроизводительная производственно-техническая база чего-то да стоит.

Сообщение отредактировал МВР - Четверг, 19.Фев.2015, 07:15

Пояснение к изложенному в предыдущем сообщении 25. (из жизненной практики автомобилистов ). Да, и к сути разговора о технологическом регламенте. являющемся основой технологических карт.

Если кто попадал в ДТП, то знает, что страховые компании стремятся усилиями привлечённых ими независимых (а значит своих ) технических экспертов выплачивать страховое возмещение в размерах меньших, чем на самом деле обходятся ремонтно-восстановительные работы. Вопрос, почему это так происходит?
. А дело в том, что для каждой марки авто (и российского производства, и импортных ) разработан на каждый вид работ технологический регламент, который принят всем страховым сообществом (всеми страховыми компаниями ). В котором указан полный перечень технологических операций (и эти операции закодированы ), как основных, так и вспомогательных, вплоть до мелких, с виду незначительных, и указаны их сложность и нормо-час. Так вот, задача привлечённых экспертов описывать технологию ремонта не в полном объёме технологических операций, а только основных из технологического регламента и пониженной сложности. В результате подсчёта нормо-часов, необходимых для восстановления авто по "технологии" экспертов, от страховых компаний, их сумма значительно меньше той, что фактически насчитают ремонтники (СТО). В два и более раза. Они ведь будут учитывать все технологические операции, да при том, назначают порой повышенную сложность. А значит сумма нормо-часов будет больше, и ремонт, естественно, дороже. Попробуйте у страховых компаний попросить технологию ремонтно-восстановительных работ от "независимых" экспертов, на основе которой и рассчитывается сумма страхового возмещения - вам её не дадут. Здесь ещё надо смотреть стоимость нормо-часа в конкретном СТО (в случае КАСКО стоимость нормо-часа для страховых компаний, заключивших с СТО договор, значительно меньше, и это понятно ).

Тогда остаётся, либо нанимать действительно независимых экспертов, а это фактически авторитетные среди местных страховых компаний и их якобы независимых экспертов технические специалисты, которые и зарабатывают на дописании технологии. Либо судиться на основании собственного технологического обоснования, но только по принятому в страховом сообществе технологическому регламенту. и только по нему - и это однозначно!.

Благодарю всех, кто откликнулся. Дело заключается не в том, что кто инженер а кто нет, вопрос был в том что нужен экземпляр. а не готовая халява. Это не для рабочего процесса, а строго для учебы. Нужен ОБРАЗЕЦ. с постом 22 я полностью Вас поддерживаю, но не в конкретной ситуации, такое количество желчи припасите для своего гениального начальства.

mazx. ученье учащихся, это тоже производство - только производство специалистов! Если это, конечно, настоящее производство, а не коекакашное времяпрепровождение за деньги для диплома /а потом - помогите! /.
. И здесь производственным заданием является его частный случай - учебное задание. имеющее целью достигнуть определённый положительный результат, как для самого учащегося (для его мозга и его рук ), так и для Страны в целом от суммы действий на самом деле выученных. А не плачевный суммарный результат от "деятельности" "получивших дипломы".

Почему такая сердитость? Да потому, что в настоящее время организационно несостоятельных технических специалистов и "специалистов от швабры" вредительскими "стараниями" Росздравнадзора развелось полно. И деятельность по поддержанию медицинской техники в технически исправном и безопасно работающем состоянии ( ПТИ МТ) стала по требованиям к ней, её организации и её оплате приравниваться к работе со шваброй и половой тряпкой, т.е. опускается на уровень плинтуса.

И как на поверку выясняется, медтехники (и их "мудрые" г ениальные директора ) не представляют себе, что такое техническое обслуживание - ТО МТ - на самом деле, какие виды работ входят в него, и когда, и зачем их осуществлять, а главное, сколько они стоят на самом деле.

Не знаю, может кому-то и радостно от этого или безразлично, но мне тягостно. (хотя есть вариант и пооптимистичнее /см.с.15/ ). И особенно коробят высказывания некоторых неплохих технических специалистов о конкуренции, подменённой не конкуренциейКАЧЕСТВА и производительности. а дурной конкуренцией цифр. даже не рабочего времени. На организацию которой в стране, Правительством РФ либеральных экономистов-юристов тратятся огромные деньги, и задействовано масса людей и ресурсов!

Зачем это извращение и эта "рыночная" изгаляция? Эта игра на деньги на "рынке". Игроки - любимое слово высокого руководителя.

Ну не знаете реальное производство и его тонкости - валите сами из офисов к "швабрам" - чище в Стране станет.

Сообщение отредактировал МВР - Суббота, 21.Фев.2015, 07:01

а к чему истерика? ну нет и нет. странно что еще политику и Крым не вспомнили.

mazx. я от Вас ждал такое: "Коллеги попробую разработать технологические регламенты работ по техническому обслуживанию Гальванизатора "Поток-1 ", и если хватит приобретённых мною инженерных и производственных знаний, то и технологическую карту этих работ. Чтобы вы все обсудили её, уточнили и дополнили. "
. И была бы она для всех примером и руководством к практическому действию. Вот бы Вам все сказали: "Этот инженер - молодец ! Это потенциальный специалист!".
Ну что, слабо?!. Только откройте отдельную тему: "Технологическая карта работ ТО гальванизатора "Поток-1" в подразделе Форума "Организация деятельности Медтехников". А для начала ждём от Вас: технологические регламенты технического осмотра и регламентных работ. А дальше в процессе обсуждения дополним, уточним.

Сообщение отредактировал МВР - Пятница, 20.Фев.2015, 13:08

Yurkevich. это не мне, это mazx. Ему это сейчас это нужно, он получил учебное задание.
. В ЕСТД установлены определённые формы бланков технологической документации. Но он пусть просто сделает технологический регламент произвольной формы. А может как инженер, чтобы не было много бумаги, разработает для медтехников свою незамысловатую форму, в последствии используемую в качестве типовой. Было б здорово.

МВР ЕСТД устанавливает не только форму (бланк) документа, что и в каком порядке записывается и оформляется. Кроме этого есть: "Разработал","Проверил", "Утвердил" "техконтроль" "нормоконтроль" (и много других) где размещаются подписи соответствующих должностных лиц, которые не только это выполнили, но и несут ответственность за могущие быть ошибки. И здесь можно согласиться с Солярис'ом что достаточно указать "ТО согласно сервисной инструкции".и не объяснять клиенту почему делались (или не делались) те или иные работы

Yurkevich. вообще-то, я об одном - Вы про другое. про формализацию! (лично я, то, о чём Вы говорите знаю, имел в своё время с этим дело - речь о другом. )
. Вникните в организационно-экономическую суть дела в целом. То, что знаете о ЕСТД (единая система технологической документации) и о ЕСКД (единая система конструкторской документации) это замечательно. Но кому интересно, пусть посмотрят для интереса эти системы самостоятельно.
. В нашем деле для оперативной работы кипа "бумаг" не нужна. Задача: перенести из "ума", а лучше коллективного, то, что знаем из ЭТД МТ, из НТД, из опыта на "небольшую бумагу"! Для чего - я уже писал об этом ранее, и не только в этой теме. Посмотрите, что, к чему и для чего.

Посмотрите формализованный зачаток организации у Соляриса. Это должно быть интересно ВСЕМ. .

200?'200px':''+(this.scrollHeight+5)+'px');"> А какие обязанности у сервисного инженера?
Давно было сказано: "Есть три уровня знаний: Делаю; Знаю как делать; Знаю где написано как делать. В соответствии с этим и классификация: рабочий, техник, инженер".
Для инженера умение паять или/и крутить гайки - дело десятое, главное, головой думать!

200?'200px':''+(this.scrollHeight+5)+'px');"> Инженер должен обладать аналитическим складом ума.

Сообщение отредактировал МВР - Вторник, 24.Фев.2015, 13:15

Другие статьи

ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов в Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством «Национальный центр независимой экспертизы», Департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации при участии ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 199 «Туристские услуги и услуги средств размещения»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. № 580-ст

НАЦИОНАЛЬ НЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

Tourist services.
Projection of tourist services

Дата введения - 2011-07-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок и правила проектирования туристских услуг, в том числе входящих в туристский продукт.

Настоящий стандарт применяется юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальными предпринимателями, оказывающими туристские услуги и/или услуги по разработке технических документов в сфере туризма.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 50644-2009 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов

ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения

ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования

ГОСТ Р 52113-2003 Услуги населению. Номенклатура показателей качества

ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения

ГОСТ Р 53997-2010 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

В настоящем стандарте применены термины и определения в значениях, установленных Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [1 ], ГОСТ Р 50644. ГОСТ Р 50646. ГОСТ Р 53522. а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 проектирование туристских услуг (туристского продукта): Подготовка и разработка технических и технологических документов на туристские услуги/туристский продукт в соответствии с программой обслуживания туристов и условиями путешествия.

3.2 комитмент: Условия приобретения туроператором блоков мест/номеров в средствах размещения с полной или частичной предоплатой на определенный период времени (сезон).

3.3 метод обслуживания туристов/экскурсантов: Способ реализации туристских услуг, организационных и технологических мероприятий, осуществляемых в процессе обслуживания туристов.

3.4 модель туристской услуги: Набор требований, предъявляемых к туристской услуге и согласованных с туристом/заказчиком туристского продукта, и учитывающих возможности туроператора и соисполнителей услуг.

3.5 «портфель экскурсовода»: Условное наименование комплекта информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем, репродукций с картин и др.), используемых экскурсоводом в ходе проведения экскурсии.

3.6 программа обслуживания туристов: Перечень предоставляемых услуг, посещаемых объектов показа и досуговых мероприятий, сформированный в определенной последовательности, с указанием времени, места и условий обслуживания.

3.7 технические условия (в туризме): Документ, устанавливающий технические, проектные и другие характеристики туристских услуг и процессов их оказания.

3.8 технологическая инструкция в туризме: Документ, устанавливающий порядок и правила выполнения отдельных операций при оказании конкретных туристских услуг.

3.9 технология процессов оказания туристских услуг: Комплекс составленных в определенной последовательности технологических операций, выполняемых во время предоставления туристских услуг.

3.10 технологическая карта туристского путешествия: Документ, отражающий содержание программы, описание последовательности выполнения операций и условий обслуживания туристов во время осуществления путешествия по конкретному маршруту.

3.11 технологическая карта экскурсии: Документ, устанавливающий логическую последовательность осмотра объектов на маршруте в соответствии с определенной тематикой. Технологическая карта содержит пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии: продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора и пр.

3.12 туристский маршрут (трасса туристского похода): маршрут следования туристов (экскурсантов), разработанный в соответствии с требованиями безопасности и включающий посещение различных исторических мест, культурных объектов, природных ландшафтов и т.п. в культурно-познавательных, оздоровительных, спортивных и других целях.

3.13 соисполнителитуристских услуг: Организации и предприятия туристской индустрии, а также частные предприниматели, оказывающие отдельные услуги (средства размещения, предприятия питания, транспортные предприятия, выставочные комплексы, музеи и т.п.), по договорам, заключаемым с туроператорскими компаниями при формировании туристского продукта.

3.14 стандарты работы персонала: Документы, разработанные для каждой категории работников туристской организации и содержащие описание технологических процессов оказания услуг, а также основные требования к квалификации, внешнему виду, правилам поведения в процессе оказания туристских услуг.

3.15 элотмент: Условия приобретения туроператором блоков мест/номеров в средствах размещения, предусматривающие бронирование определенного количества мест/номеров и оплату за конкретный период проживания определенной группы туристов.

4.1 Проектирование туристских услуг осуществляется туроператором или организацией, предоставляющей услуги по проектированию туристских услуг, а также саморегулируемой или общественной организацией, осуществляющей деятельность в сфере туризма, в целях определения основных параметров и характеристик новых туристских продуктов.

4.2 Проектирование туристских услуг осуществляется в соответствии с техническим заданием, разрабатываемым туроператором с учетом следующих основных факторов:

- конъюнктуры рынка туристских услуг;

- запросов (требований) туристов/заказчиков туристского продукта (услуги);

- состояния и структуры объектов туристской индустрии;

- межрегионального кластерного подхода;

- результатов маркетинговых исследований;

- обеспечения безопасности туристских услуг;

- защиты прав потребителей туристских услуг;

- предоставления потребителям туристских услуг возможности компетентного выбора;

- соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований;

- наличия договоров на оказание туристских услуг с соисполнителями.

4.3 Порядок и основные параметры технического задания на проектирование туристского продукта/услуги утверждаются руководителем туроператорской компании/организации-соисполнителя туристской услуги.

4.4 Формирование туристского продукта осуществляется в соответствии с техническими и технологическими требованиями.

4.5 К техническим требованиям в туристской индустрии относятся:

- требования к документам, в том числе картам и схемам маршрутов путешествий, паспортам трасс туристских походов, схемам трасс маршрутов и т.п.;

- требования, учитывающие инженерные, геологические, геодезические, почвенные и гидрологические характеристики территории;

- регламенты использования технических средств, в том числе: паспорта объектов туристской индустрии, инструкции о правилах использования оборудования, туристского снаряжения, других технических изделий, чертежи, рисунки и т.д.

4.5.1 Технические требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества туристов, охраны окружающей среды, минимизацию рисков для потребителей туристских услуг, устанавливаются в соответствии с законодательством, а также по ГОСТ Р 50644 и ГОСТ Р 50690.

4.6 К технологическим требованиям в туристской индустрии относятся:

- требования, установленные в технологических картах процессов оказания туристских услуг (туристских маршрутов, экскурсий и пр.);

- требования, предусмотренные в технологических инструкциях;

- требования, предусмотренные национальными стандартами, отраслевыми технологическими нормами;

- квалификационные требования, содержащиеся в должностных инструкциях, стандартах работы персонала и др.

5.1 Проектирование туристских услуг осуществляется в несколько этапов:

- составление моделей туристских услуг;

- разработка технических требований и нормируемых характеристик услуг;

- установление технологических требований и определение технологии процесса оказания туристских услуг;

- определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг;

- утверждение документов на проектируемые туристские услуги.

5.2 При составлении модели туристской услуги используют ГОСТ Р 53522 и учитывают следующие факторы:

- вид туристской услуги;

- основную направленность/назначение туристской услуги (оздоровление, осмотр природных достопримечательностей, посещение объектов историко-культурного наследия и др.);

- маршрут путешествия (путь следования, пункты отправления и прибытия, перечень пунктов ночевок, стоянок и т.п.);

- перечень соисполнителей (поставщиков услуг по размещению туристов, организации питания и перевозок);

- метод обслуживания туристов;

- перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих дополнительные услуги (организация досуга, консалтинговые, информационные и другие услуги).

5.3 Установление нормируемых характеристик/показателей для каждой туристской услуги осуществляют в зависимости от ее вида и назначения. Для каждой характеристики/показателя услуги должны быть указаны приемлемые для потребителя и исполнителя значения.

5.3.1 Основными требованиями к туристским услугам и условиям обслуживания туристов являются:

- точность и своевременность исполнения;

Характеристики туристских услуг, указанные в проектных документах, должны соответствовать требованиям национальных стандартов.

5.3.2 Дополнительными требованиями к процессам оказания услуг являются:

- категория, тип, количество и пропускная способность объектов туристской индустрии (средств размещения, горнолыжных трасс, пляжей и др.), используемое снаряжение и оборудование;

- количество и компетентность необходимого персонала, обслуживающего туристов на каждом этапе оказания услуги, и необходимый уровень профессиональной подготовки;

- обязательства исполнителей и соисполнителей туристских услуг по надлежащему их оказанию в соответствии с заключенными договорами, включая условия возмещения ущерба.

5.4 Установление технических и технологических требований при проектировании туристских услуг осуществляется для процессов формирования, продвижения и реализации туристского продукта.

5.4.1 Результатом данного этапа проектирования являются проекты технических условий, технологических инструкций, технологических карт, стандартов работы персонала и других документов.

5.5 Определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг проводят по показателям в соответствии с ГОСТ Р 52113. В документах, регламентирующих проведение контроля качества, устанавливаются методы и формы проведения контроля на соответствие запроектированным характеристикам.

5.6 Анализ разработанных проектов документов на туристские услуги проводится специалистами - представителями соответствующих функциональных подразделений туристской организации, в том числе с привлечением независимых экспертов.

5.6.1 Анализ проводится с целью подтверждения:

- соответствия установленных характеристик проектируемой услуги требованиям безопасности для жизни и здоровья туристов, а также охраны окружающей среды;

- соответствия требований к процессам обслуживания туристов запроектированным характеристикам услуг;

- эффективности методов контроля качества туристских услуг и объективности оценки их характеристик.

5.6.2 Анализ проектов документов направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий и может быть осуществлен методом верификации (инспекционное обследование маршрута, ознакомительный тур и др.).

5.6.3 Результатом анализа проектов документов является уточнение содержания технических документов на проектируемые туристские услуги.

5.7 Утверждение проектных документов на туристские услуги осуществляется руководителем туристской организации. В случае проектирования услуги по заявке заказчика технические документы на проектируемые туристские услуги согласовываются с заказчиком.

Внесенные в проектные документы изменения и дополнения утверждаются руководителем туристской организации и согласовываются с заказчиком, если проектирование проведено по его заявке.

6.1 Проектирование туристских услуг предусматривает разработку программы обслуживания туристов или программы путешествий, включающую:

- разработку маршрута путешествия;

- формирование списка соисполнителей туристских услуг, включая средства размещения, предприятия питания, транспортные компании и организации, оказывающие дополнительные услуги (экскурсионные организации, экскурсоводы-предприниматели, спортивные сооружения, театры, музеи и др.):

- установление периода времени/продолжительности отдельных услуг исполнителем;

- формирование перечня экскурсий с указанием посещаемых объектов;

- разработку перечня туристских походов, прогулок, комплекса услуг по организации досуга;

- определение продолжительности пребывания туристов в каждом пункте маршрута;

- установление минимального и максимального количества туристов, участвующих в путешествии (численность группы);

- определение видов и количества транспортных средств, используемых для перевозки туристов;

- определение потребности в экскурсоводах (гидах), гидах-переводчиках, инструкторах-проводниках, сопровождающих лицах и в другом обслуживающем персонале с необходимым уровнем подготовки и квалификации;

- разработку форм и видов рекламных, информационных и картографических материалов, описаний путешествия, памятки и др.

6.2 При проектировании услуг по организации выездного туризма дополнительно составляется перечень соисполнителей - зарубежных туроператоров с указанием их возможностей по приему и обслуживанию российских туристов.

6.3 Туроператор при формировании туристского продукта самостоятельно определяет схему сотрудничества с организациями, предоставляющими отдельные туристские услуги. Примеры схем приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Схемы взаимодействия с организациями, предоставляющими отдельные туристские услуги

1 Организация индивидуальных/групповых экскурсий.

2 Организация экскурсий на собственном транспорте или транспорте экскурсионной организации

6.4 Результатом проектирования туристских услуг являются следующие документы:

- карта (схема) туристского маршрута с указанием пунктов остановок, ночевок, средств размещения, предприятий питания; перечня экскурсий, продолжительности путешествия и др.;

- технологическая карта туристского путешествия (см. приложение А );

- информационный листок к туристской путевке (см. приложение Б );

- листок с дополнительной информацией;

- перечень основных работников (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающих оказание туристских услуг на маршруте, включая требования к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;

- стандарты работы персонала.

Содержание информационного листка к туристской путевке должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 53997.

6.5 Проектирование услуг по организации туристских походов (маршруты повышенной опасности) предусматривает следующие этапы:

- проведение инспекционного обследования маршрута туристского похода;

- подготовку проектов оборудования туристских приютов и стоянок на трассе туристского похода;

- расчет необходимого количества туристского инвентаря, снаряжения и транспортных средств;

- определение потребности в инструкторах-проводниках, сопровождающих, другом обслуживающем персонале и организацию их подготовки;

- подготовку рекламно-информационных материалов с описанием трассы похода;

- определение и обеспечение мер по обеспечению безопасности туристов на маршруте, включая обязательную регистрацию в службах МЧС при выходе на маршрут.

6.5.1 Разработка трасс туристских походов (маршрутов повышенной опасности) должна осуществляться на территориях с благоприятными природными условиями, отвечающими экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям, установленным законодательством, а также учитывать реальные возможности для развития конкретного вида туризма на данной территории.

6.5.2 Документальной основой проектирования услуги «туристский поход» (маршрута повышенной опасности) является отчет о проведении инспекционного обследования маршрута туристского похода. Примерная структура и основное содержание отчета приведены в приложении В.

6.5.3 Результатом проектирования услуги «Туристский поход» (маршрута повышенной опасности) являются:

- паспорт трассы туристского похода (см. приложение Г );

- информационные материалы (памятки и др.);

- инструкции для туристов (о правилах пользования снаряжением и правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях);

- перечень основных работников (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающих оказание услуг на маршруте, включая требования к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;

- инструкции для персонала;

- стандарты работы персонала;

- порядок регистрации в службах МЧС при выходе на маршрут.

6.6 Проектирование экскурсионных услуг предусматривает определение:

- тематической направленности экскурсий;

- объема и качества предоставляемой информации;

- способа перемещения по маршруту экскурсии.

6.6.1 Результатом проектирования услуги «Экскурсия» являются следующие технологические документы:

- технологические карты экскурсии (см. приложение Д );

- контрольный текст экскурсии;

- материалы «портфеля экскурсовода»;

- схема трассы маршрута транспортной экскурсии (см. приложение Е );

- перечень основного и вспомогательного персонала (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающего оказание экскурсионных услуг, с указанием требований к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;

- инструкции для экскурсантов (о правилах пользования снаряжением, правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях);

- инструкции для персонала;

- стандарты работы персонала;

6.6.2 Контрольный текст экскурсии - это технологический документ, включающий научное, актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам. На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, отображающий особенности и возможности экскурсовода и отвечающий интересам конкретных экскурсантов.

Приложение А
(рекомендуемое)

Примерный образец технологической карты туристского путешествия

Визовая поддержка и оформление въездных и выездных документов (перечень организаций, осуществляющих помощь в оформлении документов): ________________

Размещение туристов осуществляется следующими средствами размещения (перечислить наименования, месторасположение, категорию средства размещения и номеров в соответствии и другие особенности на каждом этапе):

Перевозки осуществляются предприятиями (перечислить наименования предприятий, месторасположение, вид перевозки на каждом этапе, класс обслуживания): _____________________________________________________________

Питание туристов осуществляются предприятиями (перечислить наименования, типы предприятий питания, месторасположение, формы и методы обслуживания туристов): __________________________________________________________________

Экскурсионные услуги (перечислить наименования организаций или индивидуальных предпринимателей, виды экскурсий, тематику экскурсий в каждом пункте по маршруту): ________________________________________________________

Услуги по организации досуга туристов и другие дополнительные услуги (перечислить наименования предприятий, месторасположение, виды услуг на каждом этапе, категорию объектов туристской индустрии: _______________________________

Подписи руководителей и печати предприятий, обслуживающих маршрут _________

Краткое описание путешествия (повторяется в информационном листке к туристской путевке):

Приложение Б
(рекомендуемое)

Примерный перечень дополнительной информации

1 Информация о возрастных ограничениях, обслуживании туристов с детьми, семейных маршрутах, ограничениях и рекомендациях для туристов с ограниченными физическими возможностями.

2 Специальная информация для туристских путешествий в соответствии с видом путешествия.

3 Прочая информация и рекомендации.

Примечание - Целесообразно отмечать, что лицам, нуждающимся в лечении и постоянном врачебном наблюдении, путешествовать по туристским маршрутам не рекомендуется.

Приложение В
(рекомендуемое)

Примерная структура и основное содержание отчета о проведении инспекционного
обследования маршрута туристского похода

Текст отчета может содержать следующие разделы:

1 Справочные сведения о районе похода: особенности района похода определяют тактические и технические решения при подготовке и проведении похода.

2 Сведения о походе: содержат подробные данные о маршруте похода, его протяженности и продолжительности, перечень его отдельных этапов с различными способами передвижения.

3 Организация похода, в т.ч. обоснование выбора данного маршрута.

4 График движения и техническое описание похода, включая описание мер по обеспечению безопасности, возможным экстремальным ситуациям, способам ориентирования в условиях ограниченной видимости и т.п.

5 Итоги похода, выводы и рекомендации с описанием наиболее характерных особенностей района и похода.

6 Перечень использованных материалов, литературы, туристских отчетов и других источников информации при подготовке похода и составлении отчета.

- списки личного и группового снаряжения, рекомендации по комплектованию снаряжения и инвентаря;

- рацион питания в походе, информация о возможном пополнении продуктов в пути;

- масса продуктов и снаряжения на группу и на одного участника похода;

- смета расходов на поход;

- расписание работы транспорта, узлов связи, расположение пунктов медицинской помощи;

- фотографии (зарисовки) к отчету, характеризующие сложные участки маршрута похода, природу и достопримечательности района;

- обзорная карта района похода с нанесенным на ней маршрутом, его запасными вариантами, обозначенными направлениями движения, местами ночлегов, предприятиями и ориентирами, местами съемок основных фотографий. Карту дополняют эскизами наиболее сложных участков похода с указанием путей их преодоления.

Приложение Г
(рекомендуемое)

Примерный образец паспорта трассы туристского похода

ПАСПОРТ ТРАССЫ ТУРИСТСКОГО ПОХОДА

1 Наименование туристской организации _______________________________________

Вид туризма _________________________, трасса похода _________________________

наименование основных географических пунктов

Протяженность _______________________ км, продолжительность ___________ сут

Число туристов в одной группе ___________________ чел.

Период похода с ____________ по ________________

Паспорт составлен ________________

Изменения внесены _______________ на с. ________________ (перечислить)

дата номера страниц

Экземпляры паспорта направлены для согласования:

2 План прохождения трассы туристского похода

7 Рекомендации для текста информационного листка к путевке

В текст путевки вносят рекомендации, касающиеся туристского снаряжения, одежды, обуви и т.д.

8 Туристское снаряжение для прохождения трассы:

а) предоставляемое туристской организацией по путевке, в т.ч.

- групповое (на ________ туристов и одного инструктора) ______________

- личное (на ________ туристов) ____________________________________

б) предоставляемое за дополнительную плату ________________________

9 Благоустройство трассы похода

Приюты, места ночлегов и укрытий, благоустройство трассы ___________

Старший инструктор _______________________________________

(подписи согласующих организаций)

Рекомендации по составлению паспорта:

1 Паспорт составляют отдельно на трассу каждого основного или тренировочного похода продолжительностью более 1 сут.

2 Паспорт составляет туристская организация, которая начинает организацию похода.

3 Сведения о климате и возможных стихийных явлениях в районе путешествия заносят по данным наблюдений гидрометеослужбы.

4 Паспорт направляют каждой туристской организации, участвующей в обслуживании туристов на трассе похода.

5 Изменения, возникшие в процессе эксплуатации трассы похода, должны быть в месячный срок внесены во все экземпляры паспорта. При необходимости заменяют отдельные листы или составляют новый паспорт.

Приложение Д
(рекомендуемое)

Примерный образец технологической карты экскурсий

Приложение Е
(рекомендуемое)

Маршрут экскурсии _________________________________________________________

перечень объектов показа

Продолжительность (ч) ______________________________________________________

Протяженность (км) _________________________________________________________

Схема маршрута ____________________________________________________________

[графическое представление участков перемещения, мест остановок с обозначением продолжительности (мин) и протяженности ( км)]

Расшифровка схемы маршрута:

1 Перечень географических точек следования транспорта по маршруту.

2 Перечень остановок.

3 Обозначение места начала экскурсии.

«СОГЛАСОВАНО» (при необходимости)

(подписи согласующих организаций)

[1] Федеральный закон от 24. 11.96 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями

Ключевые слова: туристские услуги, турист, экскурсант, проектирование туристских услуг

© 2007 ООО «МЦК» Независимая строительная экспертиза недвижимости: обследование зданий, контроль качества строительства, техническое проектирование домов в Москве и регионах России. Энергетическое обследование зданий и энергоаудит предприятий.