Руководства, Инструкции, Бланки

бланк протокола задержания подозреваемого img-1

бланк протокола задержания подозреваемого

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Программа «ЗАЩИТНИК»

Следователь, дознаватель или прокурор проводит задержание подозреваемого при наличии опасений, что лицо может скр ыться от дознания, предварительного следствия или суда, продолжит заниматься преступной деятельностью, или будет угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожать доказательства или иным путем препятствовать производству по уголовному делу. При этом они должны подтверждаться материалами дела.

Протокол задержания составляется после препровождения физического лица из места его фактического задержания в орган дознания или к следователю в течение трех часов. В этом процессуальном документе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания.

Следует отметить, что подозреваемому в совершении преступления еще до завершения составления протокола должны быть разъяснены его права. предусмотренные ст. 46 УПК РФ, в том числе право пользоваться помощью защитника.

Адвокат по уголовным делам считает необходимым обратить внимание, что согласно требованиям Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173) «Задержанное лицо» означает любое лицо, лишенное свободы не в результате осуждения за совершенное правонарушение», а также «Задержанное лицо имеет право само выступать в свою защиту и пользоваться помощью адвоката…».

При этом согласно положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова»:

«…конституционное право пользоваться помощью адвоката (защитника) возникает у конкретного лица с того момента, когда ограничение его прав становиться реальным.

По буквальному смыслу положений, закрепленных в статьях 2, 45 и 48 Конституции Российской Федерации, право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу, независимо от его формального процессуального статуса. в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность».

Таким образом, подозреваемый в совершения преступления вправе пользоваться помощью защитника с момента его задержания, при этом ему должно быть предоставлено свидание с ним наедине и конфиденциально до проведения первого допроса.

В течение двенадцати часов с момента проведения следственного действия дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору о произведенном задержании.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следователь (дознаватель) обязан провести личный обыск подозреваемого при его задержании. Это действие также отражается в протоколе задержания. При этом в него вносится не только наименование населенного пункта, где составлен протокол, но и точный адрес кабинета (учреждения), где произволен личный обыск лица, подозреваемого в совершении преступления, а значит обычно и составлен протокол задержания.

После того, как в этот процессуальный документ внесены все необходимые сведения, он должен быть подписан следователем (дознавателем), а также лицом, подозреваемым в совершении преступления во всех местах, где того требует закон. Если последний отказывается подписать протокол задержания следователь (дознаватель и др.) согласно ст. 167 УПК РФ вносит в указанный документ соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя (дознавателя и др.), а также подписями защитника (если он при этом присутствует) и понятых. Причем лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое рекомендуется заносить в данный протокол.

При проведении задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, адвокат по уголовным делам рекомендует обратиться за помощью к квалифицированному юристу. Ведь именно защитник, принимая участие в этом процессуальном действии вправе задавать вопросы подозреваемому, давать ему в присутствии следователя (дознавателя и др.) краткие консультации, заявлять ходатайства, отводы, представлять доказательства и др. По окончании допроса защитник вправе делать письменные заявления о нарушениях прав и законных интересов подозреваемого. Указанные заявления подлежат занесению в протокол допроса. Защитник, кроме того, может требовать дополнения протокола допроса и внесения в него уточнений, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственною действия. Удостоверять своей подписью правильность записи показаний подозреваемого.

Другие статьи

Бланк задержания подозреваемого - Файловый архив

Список бланков процессуальных документов для досудебного

Постановление о возбуждении уголовного дела и передаче его руководителю следственного органа для определения подследственности. Скачать бланк постановления о передаче сообщения в трибунал в формате.

Постановление о возбуждении перед трибуналом ходатайства о производстве обыска (выемки) в жилье. Постановление о возбуждении перед трибуналом ходатайства об установлении определенного срока для ознакомления обвиняемого и (либо) его заступника с материалами уголовного дела (от имени следователя). Microsoft office word 1997 2003) скачать бланк извещения о передаче по подследственности в формате. Выделения человека и их внедрение в процессе раскрытия и расследования злодеяний.

Бланки постановлений и протоколов используемых в органах

Формы документов рф протокол задержания подозреваемого (эталон наполнения. Объектом тестирования является набор инструментов разработчика (sdk) встроенной инженерной программной платформы.

Бланки следователя

Постановление о неразглашении факта задержания подозреваемого.Бланк протокола задержания подозреваемого. Постановление о направлении материалов проверки в орган подготовительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Бланк 28 - crimlib info

Выявление товаров выстрела на руках и одежке проверяемых лиц с целью установления факта производства ими стрельбы методические советы. Протокол задержания, составленный дознавателем, должен быть утвержден начальником органа дознания, так как право задержания подозреваемого предоставлено органу дознания. Разрешение на встречу сотрудника органа дознания с подозреваемым (обвиняемым). Постановление об отмене (изменении) меры пресечения, избранной следователем с согласия управляющего следственного органа.

Постановление о возбуждении ходатайства перед управляющим следственного органа о продлении срока подготовительного следствия. размещено создатель adminметки бланк, задержания, подозреваемого, протокола. Бланк протокола задержания подозреваемого 2 комментария.По окончании задержания подозреваемого от участвующих лиц от подозреваемого хорькова и. Сеньор вопросы организации производства трибуналебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел русской федерации криминалистическое исследование unix и linux. Microsoft office word 1997 2003) скачать бланк постановления о возбуждении перед трибуналом ходатайства о разрешении производства осмотра жлибоща в формате.

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЗАДЕРЖАНИЯ ЗАПОДОЗРЕННОГО ЛИЦА И ЕГО ДОПРОС

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЗАДЕРЖАНИЯ ЗАПОДОЗРЕННОГО ЛИЦА И ЕГО ДОПРОС

ЗАПОДОЗРЕННОГО ЛИЦА И ЕГО ДОПРОС
В.Ю. МЕЛЬНИКОВ
Мельников В.Ю. старший следователь по особо важным делам органа ФСБ РФ.
Задержание, предполагая достижение указанных в законе целей, начинается с установления оснований, других правовых предпосылок (условий) и их тщательного анализа. Фактические данные, которые будут получены при этом, должны быть не только установлены, но и зафиксированы в предусмотренной законом процессуальной форме - протоколе задержания подозреваемого (далее по тексту - протокол задержания). Он составляется в случаях задержания заподозренного лица по основаниям, указанным в статье 91 УПК РФ.
Закрепляя свое решение посредством составления данного протокола, лицо, производящее расследование, тем самым серьезно ограничивает (хотя и в установленном в законе порядке) одно из основополагающих прав гражданина - право на неприкосновенность личности.
Основное предназначение составляемого процессуального акта выражается главным образом в том, что в нем формулируется только решение о применении к лицу меры процессуального принуждения и удостоверяется факт реализации данного решения. Однако другая важная на сегодня задача этого акта - закрепление процессуального положения лица - достигается как бы мимоходом. Внимания этой стороне вопроса на практике чаще всего не придается. При этом сам подозреваемый не всегда осознает юридическое значение данного документа и процедуры ознакомления с ним. Протокол задержания, как процессуальный акт, не обеспечивает фиксации наиболее важных с точки зрения доказывания по уголовному делу обстоятельств фактического задержания на месте преступления.
Процессуальное оформление является обязательной частью процессуальной формы. Этим создаются необходимые условия для обеспечения процесса доказывания причастности задержанного к совершению преступления, обеспечивается своевременный прокурорский надзор, судебный и ведомственный контроль над законностью и обоснованностью задержания, гарантируется точность передачи установленных фактических данных.
Составляя протокол задержания, дознаватель, следователь или прокурор в качестве обоснования принятого ими решения могут опираться на фактические данные, почерпнутые из источников, процессуальный анализ которых позволяет официально и правомерно их использовать. Разъяснять основные права и обязанности заподозренному лицу необходимо именно с момента фактического лишения свободы передвижения лица, еще до составления протокола задержания, при этом не должно иметь значения, будет ли это лицо в результате разбирательства задержано в порядке статей 91 - 92 УПК РФ, подвергнуто административному задержанию или освобождено. Знание подозреваемым всех своих правовых возможностей, даже имеющих непроцессуальную природу, важно до того момента, как он будет водворен в изолятор временного содержания (далее по тексту - ИВС) или следственный изолятор, поскольку механизм реализации процессуальных прав тесно связан с наличием режимных ограничений.
Развитие практики привело к тому, что протокол задержания, предназначенный удостоверять обстоятельства и факты, установленные при задержании, стал в том числе документальным основанием водворения подозреваемого в изолятор временного содержания или следственный изолятор, что во многом лишает возможности использовать этот документ для фиксации обстоятельств задержания подозреваемого. Протокол задержания сохраняет свое доказательственное значение лишь как документ, удостоверяющий обстоятельства уголовно-процессуального задержания (время, место, основания, иные обстоятельства).
Задержание отнесено лишь к мерам процессуального принуждения, в связи с чем протокол задержания можно отнести к допустимым доказательствам - иным документам (п. 6 ч. 2 ст. 74, 84 УПК РФ), т.к. изложенные в нем сведения имеют значение для установления обстоятельств, указанных в пункте 1 части 1 статьи 73 УПК РФ. Нет необходимости использовать процессуальное оформление задержания для непосредственного собирания доказательств. Поэтому, очевидно, задержание не должно относиться к неотложным следственным действиям такого рода, а его протокол - к самостоятельному виду процессуальных доказательств.
Статья 92 УПК РФ устанавливает последовательность действий, которые должны быть произведены после доставления задержанного лица в орган дознания, к следователю или прокурору: 1) разъяснение прав подозреваемому (ч. 1); 2) составление протокола задержания подозреваемого (ч. 1 и 2); 3) направление сообщения о задержании прокурору (ч. 3); 4) допрос подозреваемого (ч. 4). Данные, которые отражаются в протоколе задержания, дополнительно указаны в п. 4 ст. 5, ч. 4 ст. 46 УПК РФ, п. 2 и 3 ч. 3 ст. 49, ст. 60, 93, 96, 166, 170, 184 УПК РФ, статье 51 Конституции РФ.
Следует иметь в виду, что если 3-часовой срок, установленный частью 1 статьи 92 УПК РФ, для составления протокола начинает исчисляться с момента доставления лица в орган дознания, к следователю или прокурору, то все остальные сроки, связанные с задержанием (12-часовой - для уведомления прокурора; 24-часовой - для проведения допроса подозреваемого; 40-часовой - для возможного доставления подозреваемого в суд для принятия решения о применении к нему меры пресечения - заключения под стражу), начинают исчисляться с момента фактического задержания лица (ч. 3 ст. 128 УПК РФ). Статья 92 УПК РФ требует указывать только дату и время составления протокола. В бланке протокола задержания (приложение 28 к ст. 476 УПК РФ) имеется графа (в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ задержал в__ ч__мин. "_"__г. в качестве подозреваемого), указывающая не только время составления протокола, но и время фактического задержания лица. В случае составления протокола задержания на месте совершения преступления, при непосредственном его обнаружении, время задержания и составления протокола будут совпадать.
По смыслу действующего уголовно-процессуального закона лицо становится подозреваемым не с момента его поимки (захвата), доставления в правоохранительные органы, а после составления лицом, уполномоченным на проведение предварительного следствия, протокола задержания, т.е. не со времени физического, а с момента юридического (процессуального) задержания. Юридическим основанием постановления лица в положение подозреваемого будет являться соответственно протокол задержания (п. 2 ч. 1 ст. 46 УПК РФ).
--------------------------------
Так считают 68,2% опрошенных автором следователей.
При решении вопроса о юридическом основании появления подозреваемого необходимо исходить из определения данной процессуальной фигуры. Наличия объективных данных, указывающих на лицо как вероятно совершившее преступление, еще недостаточно для того, чтобы оно стало подозреваемым. Для этого необходимо юридическое основание, т.е. процессуальный акт. Это прямо соответствует п. 25 статьи 5 УПК РФ, где говорится, что всякое решение, принимаемое следователем, прокурором или лицом, производящим дознание, при производстве предварительного следствия, должно носить характер постановления (за исключением обвинительного заключения и обвинительного акта).
Протокол задержания и постановление об его производстве - это два разных процессуальных документа. Они различаются по форме и содержанию, а каждый из них имеет свое специфическое назначение в уголовном процессе. При вынесении постановления о задержании трудно заранее указывать наличие того или иного конкретного основания для задержания, предусмотренного статьей 91 УПК РФ. Само постановление о задержании необходимо выносить не во всех случаях. Согласно пункту 4 части 2 статьи 38 УПК РФ следователь по конкретному делу вправе давать органам дознания поручение о задержании лица в порядке статьи 91 УПК РФ. Это решение чаще выносится в случае необходимости его проведения в другом районе (ч. 1 ст. 152 УПК РФ). В других случаях нецелесообразно выносить постановление о задержании. На практике в таких случаях органы дознания при оформлении протокола задержания в качестве основания задержания ссылаются лишь на указание прокурора или поручение следователя. Это противоречит закону, требующему во всяком случае задержания составить протокол задержания. Вынесение мотивированного постановления о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, и направление такого постановления для исполнения в органы дознания исключают возможность нарушения требований закона в этой части.
Производство задержания - это не только принятие решения, которое может быть оформлено постановлением, но и процессуальное действие, осуществление которого связано с определенной процессуальной процедурой, отражаемой в протоколе. Именно в силу специфики правовой природы задержания оформление его результатов в случае исполнения органом дознания соответствующего постановления следователя необходимо фиксировать в протоколе с указанием конкретного основания его производства.
Протокол задержания необходимо рассматривать как обоснование фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, отражающее саму ее процедуру. Составляя протокол задержания, сотрудник органа дознания, следователь или прокурор в качестве обоснования принятого ими решения могут опираться на фактические данные, почерпнутые из различных источников, процессуальный анализ которых позволяет официально и правомерно их использовать.
Доказательственное значение, полученное в ходе расследования, может иметь данные об обстоятельствах, полученных в момент физического захвата. Такие данные могут быть получены при осуществлении деятельности, непосредственно предшествующей составлению протокола задержания, например, от лиц, осуществляющих захват и доставляющих заподозренного в правоохранительные органы. Они могут отражать сведения об обстоятельствах, подлежащих доказыванию (ст. ст. 73, 85 УПК РФ), например поведении лица в момент захвата: оказание сопротивления, попытки бежать, уничтожить или избавиться от находящихся при нем предметов и документов. Сами обстоятельства, в которых произведено задержание, будут указывать на причастность данного лица к совершению преступления. При этом необходимо фиксировать в протоколе задержания данные, полученные в момент физического захвата.
В юридической литературе предлагалось использовать для фиксации обстоятельств задержания подозреваемого другие следственные действия. Так, фактические данные при задержании могут фиксироваться в протоколах допроса свидетелей и потерпевших. Доказательства, получаемые при фактическом задержании "на месте", устанавливаются путем личного обыска, осмотра, освидетельствования, судебно-медицинской экспертизы.
Для фиксации фактических обстоятельств задержания на практике в настоящее время используются процессуальные, а также иные способы: объяснения граждан (очевидцев, пострадавших), которые отражаются в протоколах объяснений; факт изъятия орудий, предметов преступления - в рапортах сотрудников (ст. 143 УПК РФ) и т.д. Следует отметить, что во избежание утраты или искажения сведений об обстоятельствах задержания подозреваемого необходимо фиксировать их незамедлительно, не дожидаясь фактического возбуждения уголовного дела.
После составления протокола задержания эти данные будут подробно зафиксированы с помощью других средств доказывания (п. п. 2, 5 ч. 2 ст. 74 УПК РФ). В связи с вышеуказанным в протоколе следовало бы отвести место для описания фактических обстоятельств задержания, указывать: были ли разъяснены подозреваемому его права и обязанности при физическом захвате, требовало ли заподозренное лицо присутствия адвоката, присутствовал ли он при этом. На сегодня в самом бланке протокола задержания (приложение 28 к ст. 476 УПК РФ) для этого место не предназначено, хотя согласно требованиям части 2 статьи 92 УПК РФ в протоколе указываются обстоятельства задержания.
В статье 93 УПК РФ указано, что подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном статьей 184 УПК РФ, при наличии оснований и в порядке, которые предусмотрены частями 1 и 3 статьи 182 УПК РФ. При задержании лица не требуется вынесения соответствующего постановления о производстве личного обыска задержанного (ч. 2 ст. 184 УПК РФ). Личный обыск производится в процессе составления протокола задержания.
По смыслу части 5 статьи 164 УПК РФ видно, что протокол задержания вряд ли можно отнести к следственным действиям. Подтверждением этому может служить часть 5 статьи 165 УПК РФ, которая указывает, что, когда в исключительных случаях проведение личного обыска произведено на основании лишь постановления следователя, в течение 24 часов об этом уведомляются судья и прокурор. Часть 1 статьи 170 УПК РФ не указывает статью 184 УПК РФ как следственное действие, которое обязательно производится с участием не менее двух понятых, за исключением случаев, указанных в части 3 этой же статьи. Часть 2 статьи 170 УПК РФ указывает, что в остальных случаях (кроме указанных в ч. 1 этой статьи) следственные действия производятся без участия понятых, если следователь по ходатайству участников уголовного судопроизводства или по собственной инициативе не примет иного решения. Проведя анализ указанных норм, можно сделать вывод, что в ходе составления протокола задержания и проведения личного обыска понятые могут не присутствовать, а их присутствие зависит от ходатайства задержанного или собственной инициативы должностного лица, составляющего протокол. В случае присутствия понятых им разъясняются их права и ответственность, предусмотренные статьей 60 УПК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого о месте или об изменении места его содержания под стражей. В протоколе задержания указывается об уведомлении о задержании подозреваемого (ст. 96 УПК РФ). Часть 1 устанавливает общие сроки уведомления, к которым относятся: 1) срок, в течение которого должно быть произведено уведомление, - не позднее 12 часов с момента задержания. При этом следует иметь в виду, что под моментом задержания понимается момент фактического задержания лица (п. 15 ст. 5 УПК РФ); 2) перечень лиц, обязанных произвести уведомление: дознаватель, следователь, прокурор (право уведомления родственников может быть предоставлено самому задержанному); 3) перечень родственников, подлежащих уведомлению: близкие родственники (п. 4 ст. 5 УПК РФ), а при их отсутствии - другие родственники (п. 37 ст. 5 УПК РФ). УПК РФ умалчивает, каким способом (по почте, факсом, по телефону и т.д.) может быть передано уведомление о задержании подозреваемого. Во всяком случае, в материалах уголовного дела должны быть сведения о содержании уведомления и способе уведомления. В целях обеспечения соблюдения тайны предварительного следствия, предотвращения попыток задержанного предупредить своих сообщников уведомление родственников задержанного должно быть обязанностью следователя, дознавателя или прокурора, и только по их усмотрению задержанному может быть предоставлена возможность личного уведомления родственников. Это не будет ущемлением прав задержанного, т.к. такое уведомление может быть возложено и через его защитника, при этом он дает подписку о неразглашении данных предварительного расследования (ст. 161 УПК РФ).
Часть 4 статьи 96 УПК РФ допускает возможность не производить уведомление. Однако при этом следует иметь в виду, что, во-первых, санкция прокурора должна быть получена до истечения 12 часов, так, чтобы в случае неполучения такой санкции оставалось время для уведомления; во-вторых, во всяком случае срок сохранения в тайне факта задержания не может быть продолжительным и составлять более 48 часов.
Хотя защитник допускается к участию в уголовном деле с момента фактического задержания лица (п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК РФ) и вправе участвовать в допросе подозреваемого (п. 5 ч. 1 ст. 53 УПК РФ), с протоколом задержания он может лишь знакомиться (п. 6 ч. 1 ст. 53 УПК РФ). В самом протоколе задержания нет графы, предназначенной для участия защитника в ходе его составления, что, безусловно, является пробелом в законодательстве. Суду становится известно о задержании в случае реализации прав подозреваемого на обжалование его законности и обоснованности, а также при доставлении задержанного в срок не позднее 40 часов с момента задержания (ч. 3 ст. 108 УПК РФ) для решения вопроса о применении к нему меры пресечения - заключения под стражу.
В соответствии с частью 3 статьи 92 УПК РФ протокол задержания помимо иных обязательных реквизитов должен содержать подпись лица, его составившего, и подозреваемого. Очевидно, что обязанность подписывать процессуальный документ может возникнуть у лица только после ознакомления с ним, т.е. объявления ему данного процессуального акта. Отсутствие же в протоколе задержания подписи подозреваемого или отметки об отказе подписать данный протокол свидетельствует о его правовой ничтожности. Составление протокола задержания является юридическим фактом, порождающим правоотношение между подозреваемым, получающим субъективное право на помощь защитника, и лицом, производящим расследование. Хотя в статье 92 УПК РФ не закреплено положение о необходимости вручения копии протокола задержания подозреваемому, наличие данной обязанности подтверждается содержанием уголовно-процессуальных норм (п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ). В бланке протокола задержания (приложение 28 к ст. 476 УПК РФ) также имеется указание об этом.
--------------------------------
Принцип 11 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятого Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 43/173 от 9 декабря 1988 года, содержит императивное указание: "До сведения задержанного лица или его адвоката, если таковой имеется, без промедлений доводится полная информация о любом постановлении о задержании, а также о причинах задержания". ООН: Свод принципов защиты // Правозащитник. 1995. N 1. С. 42.
В протоколе задержания наряду с другими данными (ст. 92 УПК РФ) не требуется указывать объяснения задержанного, хотя подозреваемому указывается его право давать объяснения по поводу имеющегося в отношении его подозрения (п. 2 ч. 4 ст. 46 УПК РФ). В бланке протокола задержания (приложение 28 к ст. 476 УПК РФ) для этого предназначена графа с указанием "По поводу задержания (фамилия, инициалы подозреваемого) заявил". Анализ практики показывает, что органы предварительного расследования не всегда получают такие объяснения. В ряде случаев в протоколах отсутствует и ссылка на то, что подозреваемый отказался от дачи объяснений по поводу задержания. Подобные отступления от требований закона недопустимы.
Дача объяснений на первоначальном этапе задержания является реализацией права на защиту заподозренного лица от возникшего подозрения. Фиксация их в протоколе задержания необходима, поскольку они во многом будут способствовать установлению элементов субъективной стороны преступления при принятии решения о признании лица подозреваемым. Получение таких объяснений также является одной из возможностей не только проверки при задержании обоснованности возникшего подозрения, но также получения фактических данных, подтверждающих причастность либо непричастность последнего к совершению преступления. Они даются добровольно и не должны заменять допрос подозреваемого.
Закон категорично указывает, что лицо может быть задержано лишь при условии, если оно подозревается в совершении преступления, наказуемого лишением свободы. Хотя в протоколе и перечисляются права подозреваемого, предусмотренные частью 4 статьи 46 УПК РФ: "знать, в чем я подозреваюсь. ", в нем нет необходимой графы, предусматривающей объявление подозреваемому, в совершении какого преступления он подозревается. Из права заподозренного лица знать, в чем он подозревается, вытекает необходимость указать в протоколе задержания конкретную первоначальную юридическую квалификацию преступления, в совершении которого подозревается задержанный. При этом недостаточно приведения одной лишь юридической формулировки и правовой квалификации содеянного, необходимы конкретные сведения о его фактических обстоятельствах.
Следует отметить, что закрепленная в действующем законодательстве многозначность процессуальных форм фиксации признания лица подозреваемым (протокол, постановление) не обеспечивает надлежащих гарантий права на защиту и его статус. В связи с этим каждая из таких существующих в настоящее время форм нуждается в совершенствовании, а в целом предпочтительна их унификация. Соответствующей унифицированной формой может стать постановление о признании лица подозреваемым, при этом протокол задержания будет составляться в случаях задержания заподозренного лица по основаниям, указанным в статье 91 УПК РФ. Именно в этом постановлении должна быть изложена сущность подозрения. С этого времени у гражданина появляются определенные процессуальные права и обязанности. Предложенный порядок способствовал бы упорядочению документального оформления задержания подозреваемого и повышению персональной ответственности участвующих в этом должностных лиц, создавал бы определенность в процессуальном положении подозреваемого.
С учетом высказанных соображений автором предлагается статью 92 УПК РФ изложить в следующей редакции: Часть 1. "О всяком случае задержания заподозренного лица по основаниям, указанным в статье 91 настоящего Кодекса, орган дознания, следователь или прокурор обязан составить протокол задержания с указанием оснований, дня и часа, года и месяца, места фактического задержания, времени составления протокола. Он должен быть составлен непосредственно при фактическом задержании заподозренного лица или, если это не представляется возможным (по тактическим соображениям, в связи со стихийными бедствиями, боевыми действиями и т.д.), в течение одного часа после его доставления"; Часть 2. "В протоколе указываются: разъяснения сущности возникшего подозрения в отношении заподозренного лица о его причастности к совершенному преступлению; разъяснение прав и обязанностей с момента его фактического задержания, предусмотренных статьей 46 настоящего Кодекса, данные объяснения по поводу возникшего в отношении его подозрения, результаты его личного обыска и другие фактические обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, подозреваемым, а также защитником в случае его присутствия"; Часть 3. "Уведомление прокурора и (или) суда, близких родственников или указанного заподозренным лицом о произведенном задержании производится немедленно после составления протокола задержания. С момента получения извещения о произведенном задержании прокурор и (или) суд обязаны проверить обоснованность и законность его производства. Сообщение прокурору о произведенном задержании не препятствует органу дознания или следователю по собственной инициативе освободить задержанного, при наличии к тому законных оснований".
В протоколе задержания дополнительно указать следующие графы: описание фактических обстоятельств задержания с указанием в подстрочном тексте места, времени, способа и иных существенных обстоятельств совершенного преступления, устных объяснений заподозренного лица при физическом захвате, разъяснений ему его прав и обязанностей, требования присутствия адвоката; объявление задержанному, в совершении какого преступления он подозревается, с указанием на время, место и наиболее существенные обстоятельства совершенного преступления, его юридическую квалификацию в соответствии с УК РФ (по аналогии как это указано в бланке протокола допроса подозреваемого (приложение 38 к ст. 476 УПК РФ)). В данном протоколе необходимо также указать: нуждается ли задержанный в представлении своих интересов защитником или нет; необходимость разъяснений основных требований Федерального закона РФ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления" и Правил внутреннего распорядка в местах содержания задержанных.
"Протокол задержания подозреваемого" (приложение 28 к ст. 476 УПК РФ) автор предлагает переименовать в "протокол задержания" и, в связи с вынесением мотивированного постановления о признании лица подозреваемым, отказаться от указания мотивов в данном протоколе. Мотивы будут определять лишь мотивационно-волевую сторону поведения сотрудника органа дознания или следователя, прокурора при задержании заподозренного лица.
Уголовно-процессуальный закон требует, чтобы орган дознания наряду со следователем и прокурором не позднее 24 часов с момента фактического задержания допрашивал подозреваемого (п. 2 ч. 2 ст. 46 УПК РФ, ч. 4 ст. 92 УПК РФ). В допросе подозреваемого вправе принимать участие прокурор или лично производить этот допрос (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). К участию в допросе может быть привлечен специалист (ст. 168 УПК РФ), переводчик (ст. 169 УПК РФ), должностное лицо органа, осуществляющего ОРД (ч. 7 ст. 164 УПК РФ). При производстве данного следственного действия могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств (ч. 6 ст. 164 УПК РФ, ч. 4 ст. 189 УПК РФ, ч. 4 ст. 190 УПК РФ).
Специфика допроса подозреваемого зависит от основания задержания. Наибольшую информацию несет задержание в том случае, когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения (п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ). Информационная ценность такого задержания обусловлена "свежестью" следов преступной деятельности лица, кроме того, сам факт задержания лица на месте преступления является фактором, который вынуждает подозреваемого дать правдивые показания. В данном случае определенную совокупность доказательственной информации следователь получает в результате проведения осмотра места происшествия, освидетельствования, составления протокола задержания и проведения личного обыска. Результаты этих действий позволяют следователю подготовиться к допросу и успешно его провести.
Положение задержанного лица определяется как процессуальными, так и психологическими моментами. Процессуальная сторона обусловлена тем, что задержанное лицо в распоряжение следователя предоставляет определенную совокупность фактов, которые в последующем приобретают силу доказательств. Совокупность психологических, логических, информационных барьеров не позволяет лицу, производящему расследование, переходить от общих сведений о событии преступления к конкретным. В силу этой ограниченности следователь вынужден принимать решения, не ожидая, пока существенные факторы станут ему известны. Необходимость немедленного допроса обуславливается рядом факторов, и в частности максимальным сокращением разрыва между совершенным преступлением и допросом, как лучшим условием установления психологического контакта. Следы преступления, обнаруженные на подозреваемом, как и событие в целом, оказывают на него негативное влияние (растерян, удручен случившимся, расстроены жизненные планы и т.д.). Психология объясняет это таким состоянием лица, при котором подавлена его активность. Общее состояние задержанного характеризуется растерянностью, фрустрацией. Защитная, оборонительная доминанта выражена слабо ввиду изобличительного характера ситуации. У задержанного происходит борьба мотивов между ложью и правдой. Воздействие этих факторов способствует получению правдивых показаний. Такое состояние не переживается лицом, неоднократно привлекавшимся к уголовной ответственности. Однако и данное лицо в сложившейся ситуации понимает безвыходность своего положения.
Меньшей информационной ценностью обладает задержание тогда, когда потерпевшие и очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление (п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК РФ). Основная информация в этом случае поступает к следователю в результате проведения допросов очевидцев и потерпевших.
В Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, указано, что запрещается злоупотреблять положением задержанного или находящегося в заключении лица с целью принуждения его к признанию, какому-либо иному изобличению самого себя или даче показаний против любого другого лица. В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее по тексту - УК РФ) имеется специальная норма, предусматривающая уголовную ответственность лиц, производящих расследование, за принуждение к даче показаний при допросе путем применения незаконных мер (ст. 302 УК РФ). Не являются показаниями объяснения подозреваемого, данные при его задержании и изложенные в протоколе задержания (ст. 92 УПК РФ). Сама дача показаний - право, а не обязанность подозреваемого (ст. 49 Конституции РФ). При производстве допроса следователь не имеет права домогаться его показаний (ч. 4 ст. 164 УПК РФ). Верховный Суд США, например, требует, чтобы полицейские, начиная допрос человека, взятого под стражу, предупреждали его о том, что он вправе не отвечать на их вопросы, что его ответы могут быть использованы против него как доказательства вины .
--------------------------------
Главным образом эти нормы содержатся в решении Верховного Суда США по делу Miranda V. Arizona, 384 V.S. 436 (1966). См. Мишин А.А. Власихин В.А. Конституция США: Политико-правовой комментарий. М. Междунар. отношения, 1985. С. 222.
Обязательность допроса подозреваемого (ч. 2 ст. 46, ч. 4 ст. 92 УПК РФ) следует понимать как обязанность соответствующего должностного лица предварительного расследования предоставить задержанному возможность дать показания по поводу подозрения и обстоятельств задержания. Заподозренное лицо впервые о характере выдвинутого в отношении его подозрения узнает в ходе составления протокола задержания. Однако в данный момент не исключена ситуация, когда психическое или физическое состояние не позволит ему достаточно полно уяснить и запомнить сущность подозрения. Кроме того, до первого допроса подозреваемого следствием могут быть добыты доказательства, которые сделают необходимым дополнить или изменить объявленное ранее подозрение, что должно найти отражение в формулировке подозрения.
В литературе давно отмечается отсутствие единства практики по вопросу о формуле подозрения и относительная распространенность фактов, когда из формулировок подозрения, содержащихся в протоколах допросов, невозможно сделать вывод о конкретном преступлении, в совершении которого подозревается допрашиваемое лицо. Знание существа подозрения должно включать для подозреваемого и знание возможных юридических последствий его подтверждения. Иначе не во всех случаях можно говорить о до конца осознанном осуществлении им права на защиту. Однако при объявлении юридической квалификации преступления подозреваемому следует отметить ее предварительный характер.
Фиксация объявления подозреваемому того, в совершении какого преступления, предусмотренного конкретной статьей УК РФ, он подозревается, осуществляется в бланке протокола допроса подозреваемого (приложение 38 к ст. 476 УПК РФ). В законе (п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ) не содержится указаний на объем разъяснения подозреваемому существа подозрения. Как показали проведенные автором исследования уголовных дел, в 45% случаев допрос начинался сразу со свободного рассказа подозреваемого, без разъяснения сущности возникшего подозрения; в 2% уголовных дел вообще не было протокола допроса подозреваемого; в 20% случаев сущность подозрения разъяснялась в форме рапорта о задержании заподозренного лица; в 5% случаев в протоколе допроса указывалось на статью УК РФ и ее юридическую квалификацию, без разъяснения сущности подозрения; в 15% случаев допрос производился без участия защитника, хотя в протоколе задержания подозреваемого указывалось, что он желает его иметь; в 5% случаев в протоколе допроса подозреваемого указывалась лишь статья УК РФ, без ее юридической квалификации и разъяснения сущности подозрения.
Дача показаний - это важнейший инструмент, посредством которого подозреваемый реализует свое право на защиту. Посредством дачи показаний подозреваемый имеет возможность защиты от подозрения, доводит до органов дознания или следствия свою версию происшедшего, об обстоятельствах, могущих смягчить наказание, о наличии алиби и т.д. Следовательно, показания подозреваемого являются, с одной стороны, самостоятельным видом доказательств (п. 1 ч. 2 ст. 74 УПК РФ), а с другой - средством защиты от выдвинутого подозрения о причастности его к совершенному преступлению, средством обеспечения прав и законных интересов.
Выделение показаний подозреваемого в самостоятельный вид доказательств связано с необходимостью всесторонне учитывать особенности его процессуального положения. Презумпция невиновности может быть опровергнута только путем доказывания установленными процессуальным законом средствами и лишь при наличии достаточных доказательств. Положение о том, что следователь и лицо, производящее дознание, не вправе перелагать обязанность доказывания на обвиняемого, в равной мере должно быть распространено и на подозреваемого.
Сведения, имеющие значение для дела, подозреваемый может изложить не только в показаниях, но и в заявлениях, ходатайствах, письменных объяснениях. Однако показания подозреваемого - это не любое его сообщение, а лишь сделанное на допросе с соблюдением указанных в уголовно-процессуальном законе гарантий. До тех пор пока объяснения подозреваемому не будут зафиксированы в протоколе допроса, они, естественно, не имеют доказательственного значения.
В своих показаниях подозреваемый обычно ссылается на лиц, которые подтверждают те или иные обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. Совпадение показаний подозреваемого с показаниями других лиц (при условии их достоверности) свидетельствует о правдивости показаний подозреваемого. Подозреваемые нередко отрицают свою причастность к расследуемому преступлению, но эти показания могут иметь не менее важное значение, чем те, которые подтверждают их причастность к совершенному преступлению. В определенных случаях они помогают органу дознания, следователю выявить ошибки и неточности в показаниях потерпевших, свидетелей, обвиняемых, в заключениях экспертов, а также разоблачить лжесвидетельство или сговор.
Показания подозреваемого, как и всякий другой источник доказательства, приобретают подлинную значимость лишь в том случае, если они правильно оценены. Сущность оценки показаний подозреваемого состоит в определении их достоверности и доказательственного значения для правильного разрешения дела, а также в установлении средства для обнаружения новых доказательств. Оценивая показания подозреваемого, следует иметь в виду то важное обстоятельство, что они даны лицом, заинтересованным в исходе дела. В то же время эта особенность не дает оснований относиться к нему с недоверием, а также как к источнику доказательств, обладающему особыми качествами.
Некритическое отношение к показаниям подозреваемого, как недооценка, так и переоценка их, иногда влечет за собой серьезные ошибки. Они должны быть проверены с позиций: выполнены ли требования уголовно-процессуального закона при допросе, воспринимались ли сообщения подозреваемого лично или стали известны из других источников, мог ли кто-то повлиять на подозреваемого и каково психическое состояние последнего, совпадают ли показания подозреваемого с другими имеющимися доказательствами по делу.
Правила допроса подозреваемого, установленные законом, должны строго соблюдаться лицом, ведущим расследование. Несоблюдение этих правил может повлечь за собой утрату доказательственного значения показаний подозреваемого. Тактические приемы допроса подозреваемого должны применяться в рамках дозволенных уголовно-процессуальным законом (ч. 2 ст. 189 УПК РФ). Специфика тактики допроса в случае задержания лица обусловлена экспресс-методами собирания и исследования доказательственной информации, отличающимися сокращенным временным режимом.
Стремление получить от подозреваемого достоверные данные об обстоятельствах расследуемого дела вовсе не означает, что от него нужно добиться сведений, подтверждающих его причастность к преступлению, т.к. он может быть и непричастным к преступлению. Любое действие лица, производящего допрос, направленное на нарушение требования добровольности дачи показаний подозреваемого, способно поколебать их доказательственное значение. Он может в показаниях давать свою трактовку событий, объяснять мотивы своих действий, выдвигать версии, оспаривать имеющиеся в деле доказательства. Своими показаниями он может существенно повлиять на ход расследования уголовного дела, полностью реабилитировать себя, а также способствовать прекращению уголовного преследования или правильному предъявлению обвинения.
Если подозреваемый реально не причастен к преступлению, в совершении которого его подозревают, и вообще не знает ничего о расследуемых событиях, то его показания помогут, с одной стороны, установить его непричастность к совершенному преступлению, и с другой - сосредоточить внимание лица, производящего дознание, следователя на розыске действительных преступников.
Практика располагает фактами, когда подозреваемые давали показания о преступлениях, которые в действительности не совершали. Причины, побуждающие подозреваемого давать такие показания, различны. Ими могут быть неправильные и незаконные методы ведения допроса, всевозможные обещания. Необходимо учитывать, что добровольная дача подозреваемым показаний не гарантирует достоверности.
Присутствие родителей, усыновителей, опекунов, попечителей при допросе несовершеннолетнего подозреваемого во многом будет содействовать установлению контакта с ним, получению от него правдивых показаний. Кроме того, это будет способствовать охране законных интересов несовершеннолетнего, возрастные особенности которого не дают возможности полностью осуществить право на защиту.
Нередко подозреваемые пытаются переложить свою вину, полностью или частично, на других соучастников или иных лиц. Это является одним из средств защиты и не может повлечь никакой ответственности. Поэтому в тех случаях, когда подозреваемый дает показания против других лиц по тем обстоятельствам, которые послужили основанием для задержания, вообще по тем фактам, деяниям, причастность к которым допрашиваемого проверяется, он вправе давать любые показания, и ответственность за них, даже в случае их заведомой ложности, наступить не может (хотя оговор заведомо невиновного лица является обстоятельством, отягчающим ответственность, - п. 11 ст. 39 УК РСФСР). Подозреваемый не должен нести ответственность за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний. Это положение согласуется с предписаниями ст. 51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 УПК РФ.
Иначе решается вопрос, когда показания против других лиц даются подозреваемым по тем фактам, обстоятельствам, которые не входят в предъявленное подозрение и причастность к которым допрашиваемого вообще не проверяется, т.е. по другому эпизоду или вообще по другому делу. В таких случаях подозреваемый должен быть предупрежден о том, что он будет давать показания в качестве свидетеля по выделенному другому уголовному делу и, следовательно, может нести уголовную ответственность за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний (ст. ст. 307, 308 УК РФ).
Защитник вправе участвовать при допросе подозреваемого (п. 5 ч. 1 ст. 53 УПК РФ). По окончании допроса защитник с разрешения следователя вправе задавать ему вопросы. Следователь может отвести вопрос защитника, но при этом обязан занести отведенный вопрос в протокол. Однако законодательно эти требования не определены, как это было предусмотрено ранее (ст. 51 УПК РСФСР). Общие правила проведения допроса рассматривают только ситуацию присутствия адвоката при допросе свидетеля (ч. 5 ст. 189 УПК РФ).
Условие признания допустимости показаний подозреваемого - фиксация в протоколе допроса факта объявления и разъяснения прав и обязанностей допрашиваемому перед началом дачи показаний. Однако необходимо учитывать, что к недопустимым доказательствам относятся показания подозреваемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым в суде (п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК РФ). На взгляд автора, из закона необходимо исключить фразу "включая случаи отказа от защитника", т.к. это право подозреваемого - отказаться от помощи защитника (ст. 52 УПК РФ) и следователь не вправе его нарушать. В то же время он будет стараться не производить допрос подозреваемого без участия защитника, т.к. в суде подсудимый может отказаться от данных показаний.
Показания подозреваемого также имеют значение для определения степени общественной опасности его личности и могут сыграть существенную роль в определении ему меры пресечения до предъявления обвинения (ст. 100 УПК РФ). Правдивые показания задержанного о совершенном им преступлении могут быть приняты во внимание при решении судом вопроса об избрании ему меры пресечения - заключения под стражу.
Правило части 2 статьи 173 УПК РФ, обязывающее следователя спросить обвиняемого, признает ли он себя виновным в предъявленном обвинении, не применяется при допросе подозреваемого. Показания подозреваемого сохраняют свое значение по делу и после того, как лицо будет допрошено в качестве обвиняемого или свидетеля, и оцениваются в совокупности с последующими показаниями. Показания подозреваемого на суде используются только в виде протокола допроса, а не как устные показания допрашиваемых в судебном заседании. Показания подозреваемого могут быть положены в основу обвинительного приговора в тех случаях, когда в своих показаниях он сообщил об обстоятельствах, уличающих его в совершении преступления, а затем после привлечения к ответственности отказался от ранее данных показаний или от дачи показаний в качестве обвиняемого или стал отрицать свою причастность к преступлению. В подобных случаях показания подозреваемого объективно должны подтверждаться другими доказательствами по делу. В некоторых случаях показания подозреваемого незаменимы. Например, в случае смерти лица, давшего показания уличающего характера в отношении соучастников.
Из практики расследования уголовных дел видно, что подозреваемые нередко, а порой неоднократно меняют свои показания на предварительном следствии, объясняя это различными, порой малоубедительными, причинами. Они могут быть связаны с ошибочными представлениями подозреваемого о способах смягчить свою участь, уйти от уголовной ответственности. Поэтому для правильного выбора тактики допроса подозреваемого следователю важно получить от оперативно-розыскных подразделений информацию о фактических обстоятельствах и причинах, побудивших лицо менять свою позицию на следствии. Среди основных направлений взаимодействия следователя (дознавателя) с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, можно отметить следующие: проверка в ходе допросов защитных версий подозреваемого; получение ориентирующей информации о его личности, а также иных обстоятельствах, которые могут быть использованы для правильного выбора тактики допросов.
Обеспечение прав в уголовном процессе является общим (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ), поэтому автором предлагается после признания гражданина подозреваемым на основании соответствующего постановления немедленно допросить его в качестве подозреваемого. Формулировка объявляемого подозрения в установочной части постановления должна быть полной, содержать указание на время, место и наиболее существенные обстоятельства совершенного преступления, его юридическую квалификацию в соответствии с УК РФ. Содержание пункта 1 части 4 статьи 46 УПК РФ следует дополнить тем, что подозреваемый должен знать, в чем подозревается, о чем ему должно быть объявлено в постановлении с вручением его копии. Процедура допроса подозреваемого начинается с вопроса о том, каково его отношение к предъявленному подозрению, что может выразиться в одном из трех вариантов ответа: а) признаю подозрение; б) не признаю подозрение; в) частично признаю подозрение, - после чего излагаются показания подозреваемого. Предметом показаний подозреваемого должны являться выдвинутые против него подозрения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Допрос подозреваемого необходимо выделить отдельной статьей УПК РФ по аналогии со статьями 173, 174 УПК РФ, предусматривающими допрос обвиняемого. Он должен проводиться в порядке, установленном статьей 189 УПК РФ, с изъятиями, установленными в статье, посвященной допросу подозреваемого.
Предлагается дополнить УПК РФ статьей, посвященной допросу подозреваемого. При этом часть 1 изложить в следующей редакции: "Следователь, дознаватель допрашивает подозреваемого немедленно после предъявления ему подозрения с соблюдением требований пункта 3 части 4 статьи 46 и части 4 статьи 92 настоящего Кодекса". Часть 2: "В начале допроса следователь объявляет подозреваемому, в совершении какого преступления он подозревается, с указанием на время, место и наиболее существенные обстоятельства совершенного преступления, его юридическую квалификацию в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, задает вопрос о том, каково его отношение к предъявленному подозрению, желает ли дать показания по существу предъявленного подозрения и на каком языке. В случае отказа подозреваемого от дачи показаний следователь, дознаватель делает соответствующую запись в протоколе его допроса". Часть 3 в следующей редакции: "Допрос проводится в порядке, установленном статьей 189 настоящего Кодекса, с изъятиями, установленными настоящей статьей".
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
"УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.07.1995 N 103-ФЗ
"О СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ"
(принят ГД ФС РФ 21.06.1995)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
"УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
"СВОД ПРИНЦИПОВ ЗАЩИТЫ ВСЕХ ЛИЦ, ПОДВЕРГАЕМЫХ ЗАДЕРЖАНИЮ ИЛИ
ЗАКЛЮЧЕНИЮ В КАКОЙ БЫ ТО НИ БЫЛО ФОРМЕ"
(Принят 09.12.1988 Резолюцией 43/173 на 43-ей сессии Генеральной
Ассамблеи ООН)
Российский следователь, N 9, 2003