Руководства, Инструкции, Бланки

удостоверение ктс о взыскании заработной платы образец img-1

удостоверение ктс о взыскании заработной платы образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Получение зарплаты с заблокированного счета

Получение зарплаты с заблокированного счета Комментарий к Письму Минфина России от 07.07.2011 N 03-02-07/1-229 "О применении положений статьи 76 НК РФ"

Порядок приостановления расходных операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей и отмены этого приостановления (далее - порядок блокировки и разблокировки счетов) установлен ст. 76 НК РФ. Бремя такого наказания работодателя-налогоплательщика, как правило, разделяют и его работники. Пока не будут погашены задолженности по платежам в бюджетную систему, снять с заблокированного счета деньги на выплату работникам зарплаты нельзя.
В комментируемом Письме Минфин в очередной раз подтвердил это правило.

Когда налоговики блокируют расчетный счет в банке

Статьей 76 НК РФ предусмотрены следующие ситуации, в которых блокируются расчетные счета налогоплательщиков.
Во-первых. расходные операции на счете приостанавливают, если налогоплательщик не исполняет требование инспекции о добровольной уплате налога, пеней и штрафа. ИФНС принимает решение о взыскании этих сумм за счет денежных средств налогоплательщика в принудительном порядке (п. п. 1 - 3 ст. 46 НК РФ). При этом инспекция вправе заблокировать счет налогоплательщика в банке, но только в пределах суммы, отраженной в неоплаченном требовании. Решение о блокировке счета принимается не ранее решения о взыскании (п. 8 ст. 46, п. 2 ст. 76 НК РФ).
Во-вторых. счет заморозят, если инспекция по результатам налоговой проверки начислила суммы налога, пени, штрафа, подлежащие уплате в бюджет, но у нее есть основания полагать, что налогоплательщик не только не заплатит, но и "уведет" свои активы из-под принудительного взыскания долга. Тогда ИФНС вправе вынести решение о запрете на отчуждение (передачу в залог) некоторых видов имущества налогоплательщика (недвижимости, транспортных средств и т.д.) без ее согласия. После этого (не раньше!) расходование денежных средств налогоплательщика в банке блокируется на сумму начисленной задолженности, не покрытую бухгалтерской стоимостью арестованного имущества (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Наконец. счет заблокируют, если налогоплательщик в течение 10 дней после крайнего срока сдачи налоговой декларации ее не сдал. Тогда налоговый орган вправе заблокировать любые расчетные счета налогоплательщика (п. 3 ст. 76 НК РФ). Сумма блокировки в этом случае ничем не ограничена (Письмо Минфина России от 15.04.2010 N 03-02-07/1-167).
Блокировка расчетного счета не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. С заблокированного счета можно также списывать средства в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов для перечисления их в бюджетную систему РФ (п. 1 ст. 76 НК РФ).
Заметим, что с 1 октября 2011 г. ст. 76 НК РФ будет действовать в новой редакции благодаря поправкам, внесенным Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе".
В связи с принятием Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (комментарий к документу опубликован в этом номере на с. 16) помимо блокировки операций по счетам в банке ст. 76 НК РФ вводится право налогового органа на приостановление переводов электронных денежных средств. Эта мера тоже является обеспечением исполнения решения налоговиков о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, она применяется и в случае просрочки представления в налоговую инспекцию налоговой декларации в течение 10 дней.
Однако в новой редакции п. 1 ст. 76 НК РФ нет перечня платежей, на которые "налоговая" блокировка переводов электронных денежных средств не распространяется.
Кстати, в отличие от налоговых инспекций органы контроля за уплатой страховых взносов (ПФР и ФСС РФ) не обладают полномочиями блокировать операции по банковским счетам страхователей и переводы электронных денежных средств.

Минфин остается при своем мнении

В комментируемом Письме финансисты разъясняют практику применения положений п. 1 ст. 76 НК РФ о запрете блокировки платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Очередность списания денежных средств со счета при недостаточности на нем денежных средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований установлена п. 2 ст. 855 ГК РФ. В этом случае поступившие на счет суммы списываются:
- в первую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
- во вторую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь - по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования;
- в четвертую очередь - по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди.
Положение о третьей очереди списания указанного порядка было признано неконституционным (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П).
Уже много лет в законах о федеральном бюджете, включая Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", содержится ссылка на это Постановление КС РФ. А вот далее следует указание: впредь до внесения изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджетную систему РФ, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со ст. 855 ГК РФ в первую и вторую очередь.
Соответственно, много лет финансовое ведомство выпускает Письма, в которых цитирует указанные положения законов о федеральном бюджете и делает собственный вывод о том, что в случае блокировки счета банк не вправе осуществлять все расходные операции по данному счету, в том числе перечисление денежных средств по расчетному документу (чеку) на выплату заработной платы, за исключением платежей, осуществляемых в соответствии с п. 2 ст. 855 ГК РФ в первую и вторую очередь (Письма Минфина России от 04.02.2011 N 03-02-07/1-38, от 15.04.2010 N 03-02-07/1-168, от 01.02.2007 N 03-02-07/1-29).

Судебная практика Минфин не убедила

Налогоплательщик - клиент банка нарушить ст. 76 НК РФ не может, поскольку она содержит указания для банков. Именно их штрафуют за нарушение положений этой статьи (ст. 134 НК РФ). Однако клиенты банков тоже активно интересуются судебной практикой на эту тему.
Автор запроса предъявил Минфину несколько примеров судебных решений в пользу банков, согласно которым платежи по выплате заработной платы в период действия решения налоговой инспекции о блокировке счета налогоплательщика производятся банком правомерно в случае, если расчетные документы по выплате заработной платы поступили в банк ранее расчетных документов по перечислению налогов и сборов (Постановления ФАС Московского округа от 28.09.2010 N КА-А40/10420-10, ФАС Поволжского округа от 03.02.2011 по делу N А55-11156/2010). Был задан вопрос: возможно ли в связи с судебными прецедентами списание денежных средств на выплату заработной платы (третья очередь списания) со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о блокировке счета и в случае отсутствия к счету расчетных документов по перечислению налогов и сборов?
Но эти примеры Минфин не переубедили. В комментируемом Письме он по-прежнему настаивает на том, что списание денежных средств на выплату заработной платы со счета налогоплательщика не отнесено ст. 855 ГК РФ к первой и второй очереди платежей. А заодно добавляет, что Закон о федеральном бюджете не регулирует отношения по приостановлению операций по счетам налогоплательщиков в банках.

"Обходные маневры"

Выше мы отмечали, что к платежам второй очереди относится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору. Против проведения платежей этой очереди в период приостановления операций по расчетному счету Минфин не возражает.
Перечень исполнительных документов установлен п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
В перечень исполнительных документов не входят ведомость на выплату заработной платы трудовому коллективу и аналогичные "рядовые" бухгалтерские первичные документы. Зато в него включены удостоверения, которые на основании ст. 389 ТК РФ работникам выдает комиссия по трудовым спорам (КТС) (пп. 4 п. 1 ст. 12 Закона N 229-ФЗ).
КТС - это орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, который действует в организации и состоит из равного числа представителей работников и работодателя. Его деятельность регулируется правилами гл. 60 ТК РФ.
Индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, коллективного и трудового договоров и т.д. (ст. 381 ТК РФ). Так, например, спор между работодателем и работником может возникнуть из-за задержки выдачи заработной платы. Работник не обязан входить в положение работодателя, которому заблокировали расчетный счет.
Если работодатель не исполнил решение КТС (например, решение о выдаче зарплаты) в течение трех дней после истечения десяти дней, отведенных сторонам спора на обжалование этого решения, КТС должна выдать работнику удостоверение.
В соответствии со ст. 389 ТК РФ работник предъявляет удостоверение КТС судебному приставу, и тот приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке.
Более короткий путь для получения зарплаты основан на положениях ст. 8 Закона N 229-ФЗ, согласно которым исполнительный документ о взыскании денежных средств может быть направлен в банк непосредственно взыскателем. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:
- реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;
- фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в РФ взыскателя-гражданина.
При использовании взыскателем помощи своего представителя последний представляет в банк документ, удостоверяющий его полномочия, и перечисленные выше сведения, включая сведения о взыскателе и сведения о себе.
Судебная практика по ст. 134 НК РФ применительно к выдаче банком зарплаты по удостоверению КТС положительная. Судьи говорят, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, на основании которых банк должен был отказать в приеме на исполнение удостоверения КТС по взысканию заработной платы (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.04.2007 N А78-915/06-Ф02-1834/07, ФАС Поволжского округа от 12.03.2009 по делу N А12-7768/2008).

Другие статьи

Статья 389

Статья 389. Исполнение решений комиссии по трудовым спорам

Комментарий к статье 389

1. Если ни одна из сторон индивидуального трудового спора не обжаловала решение КТС мировому судье, наступает этап исполнения решения комиссии, который может быть как добровольным в течение 3 дней со дня окончания срока на обжалование, так и принудительным по истечении названного срока.

2. Удостоверение на принудительное исполнение решения выдает КТС организации. КТС структурных подразделений организации правом выдачи удостоверений, имеющих силу исполнительного листа, не наделены.

ТК не устанавливает требование к правомочности комиссии при выдаче удостоверения, как это сделано в ч. 5 ст. 387 ТК в отношении проведения заседания КТС при разрешении индивидуального трудового спора.

3. О выдаче удостоверения на принудительное исполнение решения комиссии работник обращается с письменным заявлением в КТС.

Срок, в течение которого работник может обратиться в комиссию о выдаче удостоверения, установлен и составляет один месяц со дня принятия КТС решения. Это определяет, что действительный (реальный) срок, который предоставляется работнику для получения удостоверения, значительно меньше, поскольку:

Копия решения КТС вручается работнику в течение 3 дней со дня принятия решения КТС (ч. 3 ст. 388 ТК);

10 дней со дня вручения копии решения КТС предоставляется для его обжалования (ч. 2 ст. 390 ТК);

3 дня по истечении 10 дней, предоставленных на обжалование, дается работодателю для исполнения решения КТС.

Таким образом, названный законодателем месячный срок сокращается на периоды, которые названы выше.

Если работником пропущен указанный срок обращения, то при наличии уважительных причин КТС может его восстановить. При отказе в восстановлении этого срока работник может обратиться за рассмотрением спора к мировому судье.

Выдавая удостоверение, комиссия не выясняет причины неисполнения ее решения и трудовой спор повторно не разрешает.

4. Удостоверение КТС должно соответствовать требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, а именно, в нем обязательно должны быть указаны: наименование органа, выдавшего исполнительный документ; материалы, по которым выдан исполнительный документ, его номер; дата принятия решения КТС, подлежащего исполнению; наименование организации - работодателя, ее адрес; фамилия, имя, отчество работника, его место жительства; резолютивная часть решения КТС; дата вступления в силу решения КТС; дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению. Удостоверение, выданное на основании решения комиссии, подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью (ст. 8 Закона об исполнительном производстве).

Если не истек 3-месячный срок предъявления удостоверения КТС к исполнению и данный документ соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, судебный пристав-исполнитель обязан принять его к исполнению. Судебный пристав-исполнитель в 3-дневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В нем устанавливается срок для добровольного исполнения содержащихся в удостоверении требований, который не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель уведомляет работодателя о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется работнику, работодателю, а также в КТС, выдавшую исполнительный документ. Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано работодателем в 10-дневный срок (ст. 9 Закона об исполнительном производстве).

5. Удостоверение КТС возвращается судебным приставом-исполнителем работнику в 3-дневный срок со дня его поступления при направлении его с нарушением установленного 3-месячного срока для предъявления к исполнению либо в комиссию, выдавшую удостоверение, в случае несоответствия его предъявляемым требованиям. Не позднее следующего дня после дня вынесения постановления о возвращении исполнительного документа судебный пристав-исполнитель направляет его копию работнику, в комиссию, выдавшую удостоверение. В постановлении о возвращении исполнительного документа указывается основание возвращения удостоверения, устанавливается срок для устранения допущенных нарушений, если основанием возвращения явилось невыполнение требований, предъявляемых к исполнительным документам. В случае устранения допущенных нарушений в установленный срок удостоверение КТС считается поступившим в день первоначального поступления судебному приставу-исполнителю. Нарушение срока, установленного для устранения допущенных нарушений, не препятствует вторичному направлению исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в общем порядке после устранения этих нарушений. Постановление о возвращении удостоверения может быть обжаловано в 10-дневный срок (ст. 10 Закона об исполнительном производстве).

В 2-месячный срок со дня поступления к судебному приставу-исполнителю удостоверения должны быть совершены исполнительные действия и требования, содержащиеся в удостоверении, исполнены (ст. 13 Закона об исполнительном производстве).

6. В случае неясности требований, содержащихся в удостоверении КТС, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в комиссию, выдавшую удостоверение, с заявлением о разъяснении решения комиссии, на основании которого оно выдано.

КТС рассматривает заявление судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня его поступления и при необходимости дает разъяснение принятого ею решения, а также удостоверения, не меняя их содержания (ст. 17 Закона об исполнительном производстве).

7. Если истек 3-месячный срок предъявления удостоверения судебному приставу-исполнителю, оно к производству не принимается, о чем выносится соответствующее постановление.

Работник вправе обратиться в КТС с заявлением о восстановлении пропущенного срока. Комиссия, рассмотрев заявление и признав причины пропуска срока уважительными (например, длительная командировка, пребывание работника в стационаре в связи с болезнью), может его восстановить.

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Под редакцией Орловского Ю. П. 2007 г. Источник: СПС Консультант

Удостоверение ктс о взыскании заработной платы образец

Информация об: Удостоверение ктс о взыскании заработной платы образец - добавлено 10 комментария(ев).

Заявление о обеспечивающие соблюдение прав другой стороны в споре и т КТС, третейским. Люди могут запросто пойти в суд и восстановиться на работе, потребовав с этого же должника компенсации за время так называемого вынужденного прогула. Комиссии по трудовым спорам, наряду с судом, являются органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих между 4. Заявление уменьшение Образец приказа о сроках Заявление в ктс о возникшем споре. Как поступать, если вы уже уволились и не получили расчет ,а на территорию предприятия вас не пропускают? Настоящее решение может быть обжаловано работником или нанимателем в суд в десятидневный срок со дня вручения копии решения. Какие сроки выплаты заработной платы установлены законом? Однако вы можете заявить обычный иск, и тогда суд должен рассмотреть требование по всем правилам искового производства. Комиссия по трудовым спорам является обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров, за исключением случаев, когда ТК и иными законодательными актами установлен иной порядок их рассмотрения.

По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю. Это гражданские отношения, а не трудовые, и в государственной инспекции труда в таких случаях вам помочь не смогут. И вдруг на заседании суда появляется арбитражный управляющий и говорит: во второй очереди реестра есть еще одно требование, которое заявлено работником. Если срок пропущен, то согласно уважительной причине возможен допуск к рассмотрению дела. Если работник в день увольнения не работает, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете". Но, тем не менее, работники, которые имеют на руках удостоверения комиссии по трудовым спорам, оказываются в чуть худшем положении. Так, если ваш оклад составляет 300 тыс. Данное заявление составляется в двух экземплярах: одно Вы подаёте в КТС, другое оставляете у себя с отметкой о регистрации заявления в КТС. В жизни возникают ситуации, когда работодатель администрация за выполненную работу не выплачивает вам деньги, однако невыплатой заработной платы такие действия не являются.

Зафиксируйте в тетради основные элементы, из которых состоит решение КТС ст. Необходимо также знать, что прокурор не только непосредственно принимает меры к пресечению нарушений трудовых прав, но и восстанавливает трудовые права работников путем предъявления исковых заявлений в суд. КТС обладает возможностями для реальной помощи. На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке. Данное заявление составляется в двух экземплярах: одно Вы подаёте в КТС, другое оставляете у себя с отметкой о регистрации заявления в КТС. В качестве основания соответствующей компенсации можно привести физические или нравственные страдания, связанные с длительным отсутствием дохода в семье, вынужденный голод, экономия во всем. Это все-таки должен быть государственный архив или частный? На всех ли предприятиях существуют комиссии по трудовым спорам? Во-первых, если число работающих на предприятии не превышает 15 человек, то КТС не создаются.

В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок работнику выдается КТС удостоверение, являющееся исполнительным документом. Казалось бы, в процедуре внешнего управления у предприятия должны быть более-менее нормальные условия для хозяйствования, но денег не было, платить было нечем, и работники шли за взысканием задолженности в суды. Профсоюзы вправе по просьбе работников обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры, а также создавать собственные юридические службы и консультации. Будут ли взысканы судебные расходы? Примерная форма удостоверения на принудительное исполнение. Каков порядок образования и компетенция комиссии по трудовым спорам? Управляющий решает, обоснованы требования работника или необоснованны, и включает их в реестр. В законе это, скажем так, не регламентировано сейчас. Нет, не на всех.

Смотри также

Как выбить честно заработанное?

Как выбить честно заработанное?

К сожалению, задержка заработной платы, как в государственных организациях, так и у "частников" стала привычной в наши дни. Множество людей, можно сказать, смирилось со своим положением кредитора по отношению к организациям - работодателям. Чего ни в коем случае делать нельзя, пассивное отношение в данном вопросе ведет к увеличению нарушений трудовых прав со стороны работодателя.

В чем же причины такой бездеятельности работников? Они могут быть самыми различными: избежание конфликта с работодателем, правовая безграмотность работников, неформальные отношения в сфере труда, ведение двойной бухгалтерии, недоверие к государственным органам осуществляющим контроль и надзор в сфере защиты прав граждан.

Необходимо понимать, что во многих случаях несвоевременная выплата заработной платы не результат сложного финансового положения организации, а желание руководителей организаций "прокрутить" удержанные деньги в своекорыстных целях.

Только по данным Госкомстата РФ на 1 апреля 2003 года примерно 7 миллионов работников в РФ не получают вовремя деньги за свой труд, задолженность по заработной плате в настоящее время составляет около 33 млрд. рублей.

Для изменения сложившейся ситуации необходимо самим работникам проявлять больше инициативы в защите своих прав. Невыплата или несвоевременная выплата заработной платы, прежде всего, нарушает права работников на своевременное и полное вознаграждение за труд, гарантированные Конституцией РФ (ст.37) и Трудовым кодексом РФ (ст.21). В связи с этим в целях обеспечения прав и законных интересов работников современным законодательством предусмотрены гарантии и меры, направленные на обеспечение своевременной выплаты заработной платы. Новый Трудовой кодекс дает работникам достаточно возможностей, чтобы отстаивать свои интересы.

Первое, что необходимо сделать - это попытаться урегулировать вопрос с невыплатой заработной платы мирным способом с помощью переговоров с администрацией. В случае наличия в организации представительного органа работников (профсоюза) урегулирование разногласий с его участием будет наиболее эффективно. Обращение с заявлением о выдаче задолженной зарплаты к администрации лучше оформить письменно в двух экземплярах. Одно заявление остается у работодателя, другое с отметкой о принятии необходимо оставить у себя. В случае отказа администрации принять Ваше заявление, возможно отправить его заказным письмом с уведомлением.

Данная процедура необходима для подтверждения получения администрацией Вашего заявления.

Если вопрос миром решить не удалось можно воспользоваться одним из новых способов защиты работником своих трудовых прав - приостановить работу на основании ст.142 ТК РФ.

Как установлено ст. 142 ТК РФ, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты, задержанной суммы.

Статья 142 ТК РФ о праве работника на приостановление работы связана со статьей 4 ТК РФ, определяющей, что продолжение работы при нарушении установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере квалифицируется как принудительный труд.

Для признания правомерности приостановки работы при невыплате заработной платы и во избежание разногласий с работодателем работник должен уведомить его о приостановке работы не позднее четырех часов с начала рабочего дня. В ином случае действия работника могут быть расценены работодателем как прогул (подп."а" п.6 ст.81 ТК РФ).

Однако трудовой кодекс РФ не определил, необходимо ли оплачивать работнику тот период времени, в течение которого работа была приостановлена. При этом, учитывая отсутствие прямого указания в законе на обязанность работодателя оплачивать время приостановки работы, работник не вправе претендовать на выплату заработной платы за тот период времени, в течение которого работа была им приостановлена.

Также в связи с приостановкой работы возникает вопрос о необходимости нахождения при этом работника на своем рабочем месте. Действия работников означают отказ от исполнения им своих обязанностей, принятых на себя при заключении трудового договора, а именно: выполнение трудовой функции, подчинение действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка, соблюдение трудовой дисциплины, выполнение норм труда и др. Исходя из этого и на основании ст.142 ТК РФ работник вправе не исполнять обязанности по трудовому договору, в том числе не подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. Поэтому в случае приостановления работником работы его присутствие на рабочем месте в организации не является обязательным.

Еще одним гарантом защиты работником своих трудовых прав является установленная статьей 236 ТК РФ материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы. В случае нарушения работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить причитающиеся суммы с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Работодатель обязан выплатить работнику соответствующую сумму процентов (денежной компенсации) одновременно с суммой задолженности по заработной плате.

При задержке или невыплате работодателем в установленный срок заработной платы работник вправе рассчитывать на возмещение морального вреда. В качестве основания соответствующей компенсации можно привести физические или нравственные страдания, связанные с длительным отсутствием дохода в семье, вынужденный голод, экономия во всем.

Как установлено ст.237 ТК РФ, причиненный неправомерными действиями или бездействием работодателя моральный вред подлежит возмещению работнику в денежной форме в размерах, определенных соглашением сторон трудового договора. Статьей 237 ТК РФ также закреплено, что в случае возникновения спора между работником и работодателем факт причинения работнику морального вреда и размер его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

При возникновении явного трудового конфликта возможно обратиться в федеральную инспекцию труда, прокуратуру, в комиссию по трудовым спорам (КТС) при наличии ее в организации или в суд.

Федеральная инспекция труда

Рострудинспекция - является единой централизованной системой государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ.

Органы федеральной инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями. Координация деятельности органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля, осуществляемой профессиональными союзами (их объединениями), по вопросам соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

В инспекцию труда можно обратиться как устно так и письменно. В любом случае государственные инспекторы труда обязаны принять меры к устранению нарушений трудового права.

Следует отметить, что привлечение должностных лиц организации к административной ответственности, предусмотренной п.1 ст.5.27 Кодексом об административных правонарушениях РФ (за нарушение законодательства о труде и об охране труда), осуществляется именно Федеральной инспекцией труда и подведомственными ей государственными инспекциями труда (ст.23.12 КоАП РФ).

Данный государственный орган принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

При осуществлении возложенных на него функций работники прокуроры:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

Прокурор, в зависимости от характера нарушения, может возбудить уголовное дело или административное производство.

Прокурор или его заместитель вправе приносить протест на акт, нарушающий трудовые права гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт; представление об устранении нарушений трудовых прав гражданина; либо обращаться в суд.

Комиссия по трудовым спорам (КТС)

В соответствии со ст. ст. 386 - 389 ТК РФ Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией.

Работник может обратиться в КТС, в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. КТС, обязана рассмотреть трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления и вынести решение. Надлежаще заверенные копии решения КТС вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения.

Решение КТС подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок работнику выдается КТС удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

Если трудовой спор не будет рассмотрен КТС в 10 срок, либо работник не согласен с решением КТС, либо в организации нет такого образования как КТС, либо когда работник просто не желает обращается в КТС организации, статья 391 ТК РФ предоставляет работнику возможность обращения в суд.

Предъявить иск в суд необходимо в соответствии с установленным ГПК РФ правилам о подведомственности. Согласно ст. 28 ГПК РФ иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика - физического лица, по месту нахождения организации - юридического лица.

Необходимо подчеркнуть, что споры по выплате заработной платы в настоящее время рассматривают мировые судьи. Они осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков установленных законами субъектов РФ. Установить какому мировому судье будет подсудно Ваше дело можно в районном суде по месту нахождения ответчика.

Исковое заявление может быть подано как работником, так и профсоюзом в интересах работника. В обоих случаях работник выступает истцом, а предприятие ответчиком. В соответствии со ст. 393 ТК РФ работники освобождаются от оплаты государственной пошлины и судебных расходов. К иску необходимо приложить его копии по числу ответчиков и третьих лиц, а также доказательства заявленных требований.

Форма и содержание искового заявления должна соответствовать ст. 131 ГПК РФ. Если по каким либо причинам Вам будет отказано в принятии иска или он будет возвращен, судья должен вынести определение, которое возможно обжаловать в вышестоящий суд.

Взыскать заработную плату также возможно и по судебному приказу. Данная процедура имеет прямое отношение к решению проблем невыплаты заработной платы и призвана упростить и ускорить процесс возмещения "зарплатных долгов".

Судебный приказ - судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника.

Данное судебное постановление может быть выдано только по взысканию начисленной, но не выплаченной заработной платы. Другие споры о зарплате рассматриваются в общем, исковом порядке.

Заявление о вынесении судебного приказа должно отвечать требованиям ст. 124 ГПК РФ и подается в суд по общим правилам подсудности с приложением документов подтверждающих нарушенное право.

Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд, без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений.

Судья вправе отменить судебный приказ, если от должника в течение десяти дней со дня получения приказа срок поступят возражения относительно его исполнения. В определении об отмене судебного приказа судья разъясняет взыскателю, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства. Копии определения суда об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней после дня его вынесения.

В случае если в течение десяти дней со дня получения приказа от должника не поступят в суд возражения, судья выдает взыскателю второй экземпляр судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его к исполнению. По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю.

Предъявлением законных требований работники могут добиться не только взыскания честно заработанных денег, но и узнать о причинах задержек заработной платы, поскольку суд наделен широкими полномочиями по затребованию различных бухгалтерских и иных документов.

Также выявление нарушений своевременности выплаты зарплаты может повлечь дня руководителей организаций такие неблаrоприятные последствия, как административная и уголовная ответственность.

Меры административной ответственности за нарушения трудового законодательства установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.01 N 195-ФЗ, вступившим в силу с 1 июля 2002 г.

На основании ст.5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение на должностных лиц организации (ст.2.4 КоАП РФ) административного штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Пунктом 2 ст.5.27 КоАП РФ определены меры ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда лицами, которые ранее были подвергнуты административному наказанию за аналогичное административное правонарушение в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет. Согласно ст.3.11 КоАП РФ дисквалификацией признается лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Действующим законодательством также предусмотрены меры уголовной ответственности за невыплату заработной платы.

В соответствии с частью первой ст.145.1 Уголовного кодекса РФ от 13.06.96 N 63-ФЗ, невыплата свыше двух месяцев заработной платы (пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат), совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Если то же деяние повлекло тяжкие последствия, применяется наказание в виде штрафа в размере от 300 до 700 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до семи месяцев либо лишения свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Предварительное расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных указанной статьей, осуществляется следователями прокуратуры (ст.151 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18.12.01 N 174-ФЗ).

Образец искового заявления о взыскании заработной платы

В________________ районный суд г. Перми

ИСТЕЦ: _________ФИО________________
Адрес: _______________________________

ОТВЕТЧИК: (Работодатель) полное наименование
Адрес:________________________________


Исковое заявление о взыскании заработной платы

Я работаю _____________(наименование должности) на предприятии _________(наименование) с 1 сентября 2002 года на основании трудового договора, приказ № 110-к от 03.09.02.

Работодатель не выплатил мне заработную плату за следующие месяцы: июнь, июль, август 2003 года. При письменном обращении мною с заявлением о погашении задолженности по заработной плате, администрация предприятия сослалась в ответе на временные финансовые затруднения, и отказалась удовлетворить законные требования. Также работодателем было отказано в выдаче мне документов о начисленной заработной плате.

В связи с вышеизложенным и на основании ст. ст.136, 236, 391, 395 ТК РФ,
прошу суд:

1. Затребовать с предприятия документы о начисленной и невыплаченной заработной плате.
2. Взыскать с предприятия _________________ рублей с учетом материальной ответственности за задержку выплаты заработной платы.
Приложение:
1. Копия искового заявления.
2. Копия заявления о погашении задолженности
3. Расчет по заработной плате.

Иван Малых, юрист-консультант
Пермского регионального правозащитного центра