Руководства, Инструкции, Бланки

образцы обобщения опыта педагогического img-1

образцы обобщения опыта педагогического

Категория: Бланки/Образцы

Описание

10 советов для обобщения педагогического опыта

10 советов для обобщения педагогического опыта

По следам последний событий: удачно сдала квалификационный экзамен и защитила работу по обобщению своего педагогического опыта. Для тех, кто испытывает определенные трудности в этих вопросах, мои 10 практических советов.

1. Определиться с темой (нишей в своем предмете), в которой вы можете раскрыться как преподаватель и, главное, правильно ее сформулировать.

2. В методически правильной постановке целей и задач отлично могут помочь 2-х недельные курсы в Минске.

3. Собрать вместе все разработки, достижения, выступления, удачные идеи и мысли. Это будет ваше приложение к работе.

4. Составить примерный план (вам в помощь будет описание требований к работе и программа квалификационного экзамена).

5. Можно побродить по книжным магазинам в поисках соответствующей методической литературы. Мне посчастливилось найти несколько книг. (Н.И.Запрудский «Педагогический опыт: обобщение и формы представления», С.С.Кашлев «Интерактивные методы обучения», И.И.Юркова «Современный урок в учреждении общего среднего образования» и др.)

6. Из всемирной паутины можно выловить много информации, но ее нужно прочитать, переработать (взять «выжимки» ) и забыть. Работа должна быть написана вашим языком, в ней должны быть ваши мысли и ее основа – это лично ваш опыт (из Интернета можно взять теоретическую и научную основы опыта). Когда задают вопросы по работе, то срабатывает психологический фактор и отлично видно, писал ее человек сам или скопировал мысли других.

7. Работу придется переписать несколько раз (у меня пришлось ее корректировать 5-6 раз ). Хочу отметить, что у меня не получилось попасть в рекомендованный объем – 10 страниц, у меня получилось больше, но замечаний по этому поводу не было.

8. Обязательно дайте почитать ваше творчество более опытным в этом плане людям: методисту, коллеге с близким по духу и подходом к обучению, научному работнику. Получите ценный критический взгляд со стороны.

9. Готовясь к квалификационному экзамену, напечатайте ответы (хотя бы кратко) – возможно они вам пригодятся.

10. «Скромность украшает педагога, когда нет никаких других достоинств»,- фраза из подготовительных курсов. Умейте похвалить, порекламировать себя. Удачи вам и уверенности в том, что все получится!

P.S. Моя работа: «Использование игровых приемов и методов для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики» (Обобщение пед.опыта )

Другие статьи

Педагогический опыт

Педагогический опыт

Памятка для педагогов

Способы представления и распространения педагогического опыта

Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного педагога, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции педагогических работников образовательных учреждений.

Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности.

Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта является одним из наиболее трудоемких и сложных направлений в должностных обязанностях методистов и, как правило, в большинстве дошкольных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.

Выявление образцов педагогической деятельности или педагогического опыта

- анализ результатов мониторинга качества образования дошкольников;

- просмотр занятий в образовательном учреждении;

- оперативный и тематический контроль;

- конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары, другое.

- анализ анкет педагогов.

Изучение педагогического опыта

1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знаний дошкольников; сравнение документов (различного характера) автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.

2. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, родителей (возможно, но необязательно).

3.Анализ: выделение в конкретном опыте общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.

4. Наблюдение: сбор информации при наблюдении

5.Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда.

6.Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.

7.Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др.

Обобщение педагогического опыта,его описание, уровни (практический, научный, методический).

Соотнесение уровней и формы обобщения.

1. Практический. формы обобщения: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.

2. Методический, формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое.

3. Научный, формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.

Распространение опыта проводится в различных формах и осуществляется на различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.д.

- Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);

- Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека;

- Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;

- Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;

- Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;

- Представление материалов в методическом кабинете.

Формы распространения ППО:

Аукцион «педагогических идей»,

Банк педагогического опыта,

Печатные способы распространения ПО (публикации в газете, брошюры и т.п.),

Общественная презентация опыта,

Заседания методического объединения,

Различные конкурсы педагогического мастерства («Педагог года», «Урок года», «Конкурс методических разработок» и др.),

разработка авторских спецкурсов (мастер-классов), стажерских площадо,

авторский сайт, блог,

брошюры, плакаты с методической направленностью,

видеоматериалы (фильм методической направленности),

пакет документов (методические рекомендации),

портфолио с приложениями,

информационное сопровождение деятельности ОУ-партнеров,

создание консультационного пункта,

выставка (виртуальная или реальная).

Представление обобщенного педагогического опыта

Представление обобщенного педагогического опыта на всероссийском уровне (2013 год)

МБДОУ ЦРР – ДС № 66 «Тополёк», г. Тамбов

Вайсалова Юлия Владиславовна, воспитатель, педагогический стаж 22 года. Отраслевые награды: Благодарственное письмо Главы Нижневартовского района, Грамота Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

МБОУ «Ларьякская ОСШ» (дошкольная ступень образования), с. Ларьяк, Нижневартовский район, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Валинурова Роза Минифатиховна, учитель химии и биологии, педагогический стаж 19лет

МОБУ Караидельская Средняя общеобразовательная школа №2, Село Караидель. Республика Башкортостан

Васильева Елена Владимировна, учитель английского языка, педагогический стаж 18 лет

ГБОУ лицей № 419, г. Санкт-Петербург

Ветошкина Наталья Владимировна, учитель, педагогический стаж 21 год

МБОУ «Кезская средняя общеобразовательная школа №1», п. Кез, Удмуртская Республика

Примерный образец обобщения опыта педагогической деятельности - ГУО - Средняя школа №2 г

Примерный образец обобщения опыта педагогической деятельности Примерный образец обобщения опыта педагогической деятельности

В современной школе одной из главных задач обучения русскому языку школьников является формирование орфографической грамотности, которая составляет основу языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых «словарных» слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями. Очень трудно дается младшим школьникам освоение этих слов, учащиеся моего выпускного класса тоже не были исключением, они так же допускали много ошибок при написании словарных слов, поэтому тема моей работы выбрана не случайно.
Актуальность
Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение по любой школьной дисциплине.
Цель: создание оптимальных условий для развития орфографической грамотности учащихся на основе использования разнообразных форм, методов и приемов работы со словарными словами.
Задачи:
— обучать детей орфографическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения;
— направить работу на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний),
— обогащать словарный запас учащихся;
— сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.

Научно-методическое обоснование
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» — писал известный ученый — методист А.В.Текучев [6, с.56]. Знаменитый филолог 19 века Ф.И. Буслаев в своих работах обратил внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для лучшего понимания учащимися лексического значения слов. И.И. Срезневский также считал, что словарная работа важна для понимания смысла слов и выражений. Он писал «Велика любознательность дитяти, но всегда остаётся в границах его разумения, его обладания языком» [7,с.108] .
Обращаясь к идеям методистов прошлого, можно сделать важный вывод: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.
Выдающийся психолог Л.С. Выготский считал слово и работу над словом кирпичиком, ведущим к образованию ассоциаций и связей. Вот как он пишет о слове: «Оно – именно художественное произведение. И поэтому оно имеет конкретный, комплексный характер и может обозначать одновременно несколько предметов, одинаково относимых к одному и тому же комплексу» [2,с.195].
Описание технологии опыта
Проанализировав весь предлагаемый методикой комплекс орфографической работы над словарными словами, я сделала вывод, что трудности возникают у учащихся по следующим причинам:
• любой алгоритм работы над словарным словом достаточно трудоёмок, а внимание и волевая сфера у младших школьников развита ещё слабо;
• длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна;
• наглядно — иллюстративный материал лишь привлекает внимание учащихся к работе, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует;
• буква для 7-10 летнего ребёнка, только что научившегося писать, — лишь набор элементов, она “неживая”, “неинтересная”, к тому же и пишет он её кривовато. А её ещё надо запомнить с помощью многократного прописывания слова.
Изучив литературу по методике работы со словарными словами, я поняла, что, чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.
Я считаю, что успешному запоминанию способствует соблюдение определённых условий:
1) установка на запоминание: ученик должен запомнить то, что ему надо запомнить;
2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции;
4) образность, запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. В обучении письму непроверяемых слов я применяю следующие методы и приемы:
• Метод языкового анализа – приемы звукобуквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания.
• Зрительное запоминание – вместе с кинестезическим (речедвигательным, рукодвигательным): приемы зрительного диктанта, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику, использование плакатов и таблиц, выделение орфограмм цветным мелом, подчеркивание их в тетрадях, повторного письма слов.
• Сопоставление и противопоставление тематических групп заучивания слов, однокоренных слов, форм слова, сравнение по значению.
• Сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов: различные виды слуховых диктантов.
• Составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций.
• Составление предложений с трудными словами, включение их в сочинения и изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи.
• Занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы. Составление стихотворений с этими словами, юморесок, загадок, отгадывание загадок; проведение викторин, конкурсов.
В работе над словарными словами я использую следующие виды работ:
— орфографическое чтение;
— деление слова на слоги и для переноса;
— постановка ударения;
— звуко-буквенный разбор;
— разбор по составу;
— подбор однокоренных слов;
— отгадать загадку (отгадкой должно являться словарное слово);
— составить предложение с несколькими. данными учителем словарными словами;
— работа с пословицами и поговорками, в состав которых входят эти слова;
— работа с отрывками из художественных произведений;
— различные виды диктантов;
— ребусы;
— игры; (приложение 3)
— составление рассказов с использованием предложенных учителем слов.
В поисках приемлемых методов и средств реализации данной проблемы была проведена большая работа по изучению методической литературы, обмену опытом с коллегами. В своей работе я пользуюсь методикой П.С. Тоцкого, в частности, приемом — орфографическое чтение. По мнению Тоцкого, безграмотных людей не бывает, весь вопрос в том, как научиться быть грамотным. Он разработал оригинальную методику обучения грамотности – «Орфография без правил». За основу взял теорию известного в свое время методиста Дмитрия Ивановича Тихомирова. Вот что он писал: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают — мы говорим не так, как пишем».
Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.
Первый день
1. Самостоятельное чтение слов учащимися.
2. Прочтение слов учителем «орфографически».
3. Повторение детьми 2-3 раза.
4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски).
5. Проверка слов.
Второй день
1. Карточка на мгновение показывается классу.
2. Произнесение учителем слов, в соответствии с нормами орфоэпии.
3. Дети три раза произносят «орфографически».
4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски).
5. Проверка слов.
Третий день
1. Устный диктант всех слов. Дети три раза проговаривают слово «орфографически».
Четвертый день
1. Карточка перед классом. Ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.
2. Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учащихся комментирует слово), графическое оформление.
3. Проверка всего блока слов.
Пятый день
Диктант.
В своей работе над словарными словами использую такие виды диктантов:
Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время (приложение 4).
Письмо по памяти (приложение 4).
Самодиктант.
Картинный диктант (приложение 4).
Творческий диктант. Заменить развёрнутое определение одним словом: человек, едущий на транспорте – пассажир; деревянный ящичек для ручек и карандашей – пенал и т. д.
Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный) (приложение 4).
Проверку выполнения провожу по-разному: взаимопроверка, сопровождать объяснением правильности написанного, с помощью сигнальных карточек.
Для достижения максимального эффекта необходимо использовать орфографическое чтение на всех уроках. Особенно широкие возможности открываются на уроках окружающего мира и литературы, где подобные задания являются занимательными моментами.
Хочу отметить так же, что большой интерес у учащихся вызывает словарная работа, проводимая с изложениями и сочинениями. Стараюсь сделать словарную работу основой для развития речи учащихся и повышения их грамотности, связать её с различными видами работ по развитию речи и по изучению грамматики, сделать её более интересной и привлекательной.
Результатом такой разнообразной систематической работы является безошибочное написание изученных словарных слов в работах учащихся (приложение 5).
Проходит неделя работы над блоками словарных слов. Но работа с этими (знакомыми детям) словами не прекращается. Всегда можно найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, отрывки из художественных произведений (приложение 1).
Дети очень радуются, когда множество веселых шуточных стихов и рифмовок помогают им узнать «очень опасные» слова, учат писать правильно (приложение 2).
Мышление учащихся начальных классов носит наглядно- образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Поэтому применяется метод, когда для запоминания слова предлагается выполнить рисунок на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты, в итоге, соответствуют ожиданиям.
Например, возьмём слово ПОМИДОР.
На букве О очень легко нарисовать помидор, а буква И — это ножи, которыми можно его разрезать.
Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.
Я всегда стараюсь помнить, что существует процесс забывания, и продумываю систему повторения.
Например:
1. Прочитайте «по цепочке».
2. Прочитайте словарь хором.
3. Прочитайте каждое второе (третье, четвертое) слово.
4. Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.
5. Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).
6. Прочитайте слова, в которых вторая буква гласная.
7. Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй, третий) слог.
8. Прочитай пятое слово, не заглядывая в словарь, назови его соседей.
Используемые приемы способствуют развитию у младших школьников орфографической зоркости. Результатом применения данной методики является грамотное письмо. С контрольными словарными диктантами 80% учащихся класса справлялись на “восемь — десять ”.
Словарные слова, как и таблицу умножения надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов — огромный толстый словарь и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.
Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. Словарные слова — одна из проблем начальной школы (приложение 6).
Работу по усвоению учащимися слов с непроверяемыми написаниями веду под постоянным контролем. Качественные результаты контрольных словарных работ довольно высоки и стабильны. К концу 4 класса учащиеся практически безошибочно справлялись с контрольными словарными диктантами. Из представленной диаграммы видно, что результаты контрольных словарных работ довольно высоки и стабильны. К концу 4 класса учащиеся практически безошибочно справлялись с контрольными словарными диктантами (приложение 5).
При проведении уроков русского языка особое внимание приходиться уделять здоровьесберегающим технологиям. Я считаю, что на уроке физическая нагрузка должна сочетаться с умственной деятельностью. Для обеспечения умственной деятельности необходимо подбирать словарные слова и придумывать к ним различные упражнения. В соответствии с заданием учителя дети отвечают определённым движением на звучащую языковую единицу. Вот примеры физкультминуток, которые я использую при проведении словарной работы.
1. Учитель произносит словарные слова. В том случае, если в слове надо писать гласную «а» ученики должны присесть. Если же надо писать букву «о», ученики должны сделать наклон в одну и в другую сторону. После выполнения упражнений эти слова можно записать в тетрадь.
2. Учитель предлагает карточки ученикам, на которых написаны словарные слова. Если слово записано орфографически правильно, дети должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Если в написании допущена ошибка, то надо потопать ногами.
3. Если учитель называет слово с непроверяемой гласной, ученики должны сделать упражнение, которое заранее оговаривается. Если с проверяемой, то какое — то другое упражнение.
Такая работа даёт возможность детям подвигаться, отдохнуть, помогает быстро включиться в работу и надолго запомнить новое словарное слово.

Выводы.
В данной работе описаны различные методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе, которые используются мною с целью повышения грамотности учащихся.
Я сделала вывод, что разнообразие видов словарной работы, её систематичность способствуют обогащению, уточнению и активизации словаря младших школьников.
Я считаю, что благодаря систематической и тщательно спланированной словарной работе на уроках русского языка, у учащихся возрастает интерес к словарной работе, обогащается их словарный запас, вырабатывается орфографическая грамотность, развивается речь школьников, а также повышается языковая культура, формируется у ребёнка внимание, уважение и любовь к русскому языку.
Работа, направленная на повышение орфографической грамотности учащихся начальной школы через использование различных видов словарной работы на уроках русского языка, действительно перспективна и должна проводиться системно, с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Словарная работа по русскому языку способствует глубокому усвоению программного материала, предусматривает совершенствование у учащихся языковых навыков и умений, служит средством нравственного воспитания школьников.
В процессе словарной работы идёт пополнение словарного запаса, вырабатываются у детей умения правильно произносить и писать русские слова, а также использовать их в устной и письменной речи.
Система словарно-орфографической работы способствует формированию у школьников умения замечать новые слова и объяснять их значение и правописание с опорой на значение исторических корней, к которым они восходят, или элементов, из которых они состоят. Следствием этого становится повышение орфографической грамотности учащихся.
Литература
1. Аргунова, В. И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся / В. И. Аргунова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/214168. – Дата доступа: 06.10.2013.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь//Выготский,Л.С. Избранные психологические исследования. – М.,1956. АПН РСФСР,с. 506
3. Ковалевская, Н. И. Работа со словарными словами / Н. И. Ковалевская // Пачатковая школа. – 2005. — №10. – С. 37-41.
4. Корнюшкова, С. Н. Усвоение правописания безударных гласных/ С. Н. Корнюшкова // Пачатковая школа. – 2004. — № 3. — С. 11-12.
5. Лагун, Н. Е. Изучаем словарные слова/ Н. Е. Лагун // Пачатковая школа. — 2009. — №11. — С. 19-23.
6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М. Просвещение, 1988. – С. 240
7. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте//Срезневский И.И. Родное слово. Избранные труды.- М.:Просвещение,1986.- с.120

Приложение 1
Игра — подсказка
_ о _ о _ _ _ (воробей)
_ е _ _ _ (петух)
Загадки
1. Забор стоит, а за забором огурцы и помидоры. (огород)
2. Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (ученик)
3. Если б не было его — не сказал бы ничего. (язык)
Пословицы и поговорки
1. Огород — для семьи доход.
2. Мир, что огород — в нем все растет.
Шутливые стихи детских поэтов
Ваня, Ваня — простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Русская народная песня
Зайчишка- трусишка
По полю бежал,
Морковку сорвал,
Капусту нашел —
Сидит и грызет.
Ай, кто-то идет.
Фразеологизмы
Бросать камешки в огород — намекать на кого-либо в разговоре, отзываясь о нем неодобрительно, насмешливо, иронически.
Приложение 2
Огород
К нам пришли на огород
Помидор, морковь, горох.
Прибежали огурцы,
Озорные молодцы.
Овощи пустились в путь.
С «О» писать их не забудь!
Телевизор
Вот так дом –
Одно окно:
Каждый день в окне кино!
Почтальон
Он разносит по домам
Ворох писем, телеграмм,
А в конвертах голубых ?
Вести от друзей, родных.
Арбуз
К нам приехал сладкий груз
Называется арбуз.
Алфавит
Помогает нам читать,
Учит буквы различать.
Он известен, знаменит,
Нужный всем нам алфавит.
Приложение 3
Игры
Игра «Цепочка слов» Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Записывают 6 – 8 слов. Предложивший слово комментирует его. Например: Береза, автобус, сахар, рисунок, коллектив, вагон, народ, деревня.
Игра «Распутай слова» Вот так горе, вот беда! Как запутались слова. Все они из трех слогов Кто помочь словам готов? Бе, ка, ло, ран, со, мо, ре, даш, ко, ка, за, ба (береза, карандаш, молоко, собака).
Игра « Шифровка» Словарное слово, с которым познакомились на уроке, записывается в столбик. На нужную букву этого слова вспоминаем ранее изученные словарные слова. Например: З – завод А – адрес В – вдруг Т – товарищ Р – расстояние А – автобус. Разумеется, чтобы предложить такую работу детям, нужно сначала проверить, на все ли буквы дети смогут подобрать словарные слова.
Игра « Замени одним словом» Надпись на конверте с указанием места назначения и получателя (адрес). Седьмой день недели (воскресенье). Самое любимое время в течение учебного года (каникулы). Тот, кто совершает поездку на каком-нибудь виде транспорта, не являясь водителем, пилотом, а также членом экипажа (пассажир). Средство передвижения: самоходная колесная машина для езды по безрельсовым путям, имеющая помещение для водителя, пассажиров, грузов (автомобиль). Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (календарь). Единица веса, 1000 граммов (килограмм). Здание с прилегающими сооружениями для обслуживания пассажиров на станции (вокзал). Руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения (директор).
Приложение 4
Методика проведения скоростного письма.
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.
Картинный диктант
• показать карточку-картинку, дети называют изображённый предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его.
• показать карточку-картинку, дети называют изображённый предмет, записывают слово, выделяя в нём безударную гласную, проставляя знак ударения.
• показать карточку-картинку, дети самостоятельно, записывают слово, являющееся названием изображённого предмета, выделяют в нём безударную гласную, которую нужно запомнить при письме, ставят знак ударения
Схема проведения письма по памяти
1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор. 3. Упражнение в запоминании.
4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5. Запись.
6. Проверка.
Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный)
1. Записать в первый столбик слова-названия животных, во второй – слова-названия растений.
2. Записать в первый столбик слова, в написании которых нужно запомнить гласную А, а во второй – слова, в написании которых нужно запомнить гласную О, а в третий – слова, в написании которых нужно запомнить гласную.
3. Выписать только слова из «словаря»:

Приложение 5
Результативность работы
Результаты диктанта в 4 «Б»классе (1 четверть 2012/2013 уч.г.)

Диаграмма качественных результатов контрольных словарных диктантов учащихся 4 класса (2012– 2013 учебный год)

Приложение 6
Фрагмент урока русского языка (ознакомление со словарным словом «береза».
— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Угадайте, о чем идет речь:
В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
(Береза.)
Учитель вывешивает картинку с изображением березы.
— Назовите признак, который отличает березу от других деревьев. (Береза – дерево с белым стволом.)
— Нам нужно выяснить правописание слова «береза». Произнесите его по слогам.
— Сколько слогов в этом слове?
— Назовите первый слог, второй.
— Какой из них ударный?
— Назовите безударный слог.
— Запишите в тетрадь это слово самостоятельно, пропустив орфограмму.
Б. РЕЗА
— Прежде чем вставим пропущенную букву, выясним, почему это дерево так назвали.
Учитель зачитывает этимологическую справку.
Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово «бер», что значит «светлый», «ясный», «белый», от которого и образовалось сначала слово «берза», а впоследствии – «береза».
— Итак, слово «береза» образовано от того же корня, что и слово «белый», и дерево названо так по белому цвету коры. Какую же букву нужно вписать в слово?
— Проверьте написание этого слова по словарику учебника.
— Проговорите, как будем писать это слово.
Затем каждый учащийся записывает слово «береза» в тетрадь под самодиктовку, делит его на слоги и для переноса.
— Подберите однокоренные слова.
— Составьте словосочетания с этими словами.
— Замените выражение одним словом. Вставьте пропущенные буквы.
Сделанный из б..резы — … (березовый).
Б. резовый лес — … (березняк).
Гриб, который растет под б..резой — … (подберезовик).
— Составьте словосочетания со словами, предложенными на доске.
За березу – (спрятаться).
За березой – (ухаживать).
На березу – (залезть).
На березе – (распустились).
Под березу – (сесть).
Под березой – (упасть).
— Прочитайте на доске устойчивое высказывание (фразеологизм) со словом «береза».
Когда так говорят: «Дать березовой каши»? (Когда хотят наказать, высечь, выпороть березовыми розгами.)
— Составьте словосочетания и предложения с этим словом.