Руководства, Инструкции, Бланки

речь по риторике образец img-1

речь по риторике образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

12 советов как развить риторику речи

12 советов как развить риторику речи

6 ноября 2014, просмотров: 8796, Раздел: Психология

На сегодняшний день знание риторики и ораторского мастерства необходимы каждому человеку, а помогут в этом 12 советов как развить риторику речи. Особенно актуально знание риторики для тех людей, которым по долгу службы приходится выступать часто на публике. Рассмотрим детально 12 советов как развить риторику речи. которые непременно пригодятся начинающим ораторам, а также для тем людям, кому предстоит защищать перед большой аудиторией свою научную работу.

Как развить риторику речи?

• Чтобы вы смогли развить риторику речи, в этом вам поможет дикция. Старайтесь каждое слово проговаривать в предложении медленно, с расстановкой. Нужно говорить слова как можно дольше, чтобы все проговаривалось на одном дыхании.

• Риторика речи может развиться благодаря чтению. Если вы будете читать громко вслух, то это поможет вам освоить быстрее материал, поскольку в процессе запоминания вы сможете соединить слух и зрение.

Развить риторику речи помогут пересказы. Прочтите какой-либо отрывок текста, размером не больше пяти предложений, после чего попытайтесь его пересказать, стараясь делать это дословно, затем сделайте это уже своими словами, пытаясь самостоятельно выстраивать предложения. Благодаря этому упреждению у вас улучшиться риторика речи.

Речевое мышление. К свободному выступлению приводит ни заучивание текста, ни чтение статей, а только регулярные упражнения по риторике речи, которые производятся на основании ключевых слов, а также вашего речевого мышления. Для того чтобы развить свою риторику речи, оратор не придерживается ранее заготовленных фраз, поскольку он произносит одну мысль множество раз, при этом делает это каждый раз по-новому.

• Пытайтесь образно и увлекательно рассказывать о случаях, которые были в вашей жизни. Короткие истории, анекдоты, путевые заметки, которые вы расскажете, непременно смогут увлечь ваших слушателей и помогут вам развить риторику речи.

Подготовьте текст делового общения. Можно использовать небольшой отрезок из газеты в качестве ключевых слов, которые вы сможете пересказать своими словами при помощи данного конспекта, лучше всего пересказывать многократно с разным словесным оформлением.

• В вопросе: как развить риторику речи. поможет подготовленная речь, которая выражает вашу точку зрения. Вы можете использовать речь длительностью не больше пяти минут, которая будет придерживаться строго отведенной темы, будь то профессиональная ваша цель, либо хобби. Риторика речи должна включать множество ключевых слов, которые необходимо так же заменить синонимами.

• Чтобы вы могли развить свою риторику речи. необходимо регулярно тренировать свою память. Согласно данным проводимых исследований, укрепление памяти можно достичь благодаря комплексному воздействию трех главных факторов: созданию ассоциаций, концентрации внимания, повторению.

Как развить у себя риторику речи? Для начала стоит определить, каким способом вы лучше всего запоминаете информацию. У кого-то больше развита моторная память, а у другого человека лучше развита акустическая память, и ему необходимо слышать информацию, которую нужно выучить. Риторика речи напрямую связана с памятью человека, а для тех людей, которые больше настроены на визуальное восприятие информации, основой памяти выступает обдуманное расположение ключевых слов.

Риторика речи так же включает небольшие фазы, которые необходимо делать при подготовке речи. Новый материал лучше всего осваивать на протяжении двух дней, изучая его по часу, нежели учить его в течение одного дня, пытаясь уложиться в несколько часов.

Риторика речи включает также такой совет, где при подготовке речи необходимо придерживаться такого порядка:

- изначально выполняется сбор материала;
- проводится отбор необходимого материала;
- обдумывание материала;
- редакция ключевых слов;
- оформление главной части;
- подготовка вступления и заключения;
- общий контроль;
- итоговая редакция ключевых слов;
- конечная репетиция подготовленной речи и выступление.

Изучив детально 12 советов как развить риторику речи. вы сможете на практике попытаться воплотить все вышеперечисленные советы, которые помогут развить риторику вашей речи.

Поделиться в социальных сетях:

Другие статьи

Скачать реферат по теме Речи по риторике

Речи по риторике

Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере

Коментарий сегодняшнего дня Цель: побудить к действию (агитирующий). Ни для кого из нас не секрет, что для человека XXI века самым ценным является время. Жизнь каждого из нас росписана по минутам.

Цивилизация делает всё необходимое для экономии времени. На наших глазах были изобретены и довольно быстро вошли в широкое пользование такие достижения науки как: телефон, компьютер, автоматические стиральные машины, электрочайники, микроволновые печи и многое другое. Изобретением века был признан не космический корабль, а вермешель быстрого приготовления!

Но к сожалению, многие люди до сих пор не научились грамотно распоряжаться своим временем и пользоваться достижениями современной науки. Я не буду рассказывать вам о том, как каждый из нас нерационально использует своё время. Приведу простой пример.

Жизнь российского студента, в частности студента нашего университета, очень насыщенна. Большое количество предметов, домашние проблемы, кто-то, вдобавок ко всему ещё и работает, а ещё должно оставаться время на отдых. Преподаватели в один голос призывают студентов пользоваться библиотекой, утверждая, что в мировой паутине никакой полезной информации ни по одной отрасли науки не найдёшь.

Это в корне неверно, так как интернет изначально был придуман не для развелчений, а для экономии времени. Там собрана абсолютно вся информация: научные статьи, техничечкая, классическая, литература, новости и многое другое. В течении считанных секунд поисковая система найдёт вам сотню ссылок по тому или иному материалу.

Более того, Вам не нужно тратить ваше драгоценное время стоя в очереди, на объяснения библиотекарю какого рода информация вас интересует, а также не надо ждать, пока удовлетворят ваш заказ на книгу из хранилища. Ребята, это же прошлый век, какой ужасный расход времени! Пользование в наши дни билиотекой равносильно пользованию почтовыми голубями.

Для экономии времени, такой носитель информации как книга, был заменён на новый, более удобный для.

Продолжение на след. странице

38 2.2.6. Главная часть речи. Целевые установки и методы изложения материала 38 2.2.7. Основная часть аргументирующей речи 39 2.2.8. Заключение речи 40 Глава 2.3. Украшение содержания элокуция 40 2.3.1. Элокуция как раздел риторики 40 2.3.2. Прямое и

38 2.2.6. Главная часть речи. Целевые установки и методы изложения материала 38 2.2.7. Основная часть аргументирующей речи 39 2.2.8. Заключение речи 40 Глава 2.3. Украшение содержания элокуция 40 2.3.1. Элокуция как раздел риторики 40 2.3.2. Прямое и

Предмет и задачи риторики – это наука о теории, мастерстве и законах искусства красноречия. Соотношение риторики и философии – без философского осмысления невозможно решение любого вопроса, любой проблемы, любой задачи. Решать проблему в глобальном, философском

Пуляевского Михаила специальность 060400 Группа №11 Мерзляков А.Ф. Основные Правила Краткой риторики. § 1. Под словом речи вообще разумеется всякое словесное выражение наших мыслей и чувствования, расположенное в некотором определенном порядке и связи.

5ballov.qip.ru рекомендует:

С приходом лета начался период, когда выпускники школ выбирают куда пойдут учиться дальше. Конечно, это совсем не легкий выбор, но помочь в выборе может рейтинг вузов на нашем сайте. Также в этом разделе представлена вся нужная для абитуриентов информация.

Прежде, чем идти в выбранный вуз с документами, нужно сначала получить аттестат, который выдается после сдачи экзаменов. А подготовиться к ним можно в нашем разделе ЕГЭ. Там также представлены варианты за прошлые года.

Для девятиклассников не менее важно окончание учебного года. Их также ждет государственная итоговая аттестация. Подготовиться к ней можно на нашем сайте в разделе ГИА. Главное помнить: самоподготовка - это путь к успешной сдаче.

Последние запросы

УМК по риторике для ОЗО

/ УМК по риторике для ОЗО

1. Этапы классического риторического канона.

2. Изобретение (инвенция) как этап классического риторического канона. Правила инвенции.

3. «Общее место» (топ) как смысловая модель создания речи.

4. Основные принципы подготовки к конкретному выступлению.

Рассмотрим сущность античного риторического канона, ориентируясь прежде всего на риторику Аристотеля. Проанализируем, как в этом каноне представлен путь от мысли к слову: какие этапы пути выделяли античные риторы и как они предписывали «проходить» эти этапы.

Классический риторический образец (канон) отмечает на пути от мысли к слову к речи пять этапов. Перечислим эти этапы:

Перечислим эти этапы:

1. Инвенция, или «нахождение», «изобретение» («изобрести, что сказать»).

2.Диспозиция - «расположение» («расположить изобретенное»).

З.Элокуция - «словесное оформление мысли», «собственно красноречие» («украшение словами»).

4. Запоминание. Речи в античности учили наизусть, репетировали; часто автор речи (логограф) писал ее для заказчика, который только заучивал и затем произносил речь.

5. Произнесение. Это актерское, театральное исполнение речи - этап, на котором речь не только произносится, но и разыгрывается с соответствующим использованием жеста, ми-мики, голосовых данных оратора.

Заметим, что и в «Кратком руководстве к красноречию. » М.В. Ломоносова (которое далее мы будем называть для краткости просто «Риторикой»), и во многих позднейших русских риторических трактатах эти три этапа составляли три главные части, на которые подразделялась общая риторика. Таким образом, каждый из трех первых этапов на пути от мысли слову составлял предмет одной из частей риторики как науки практического мастерства. Ломоносов во вступлении к своей «Риторике» указывает, что в красноречии существуют правила трех родов»: «Первые показывают, как изобретать содержание, что о предложенной материи говорить должно «инвеция», «изобретение»; другие учат, как изобретенное украшать «элокуция», «выражение»; третьи наставляют, как оное располагать надлежит «диспозиция», «расположение» и по сему разделяется риторика на три части, на изобретение, украшение и расположение» (Краткое руководство к красноречию. 9-е изд. СПб. 1810. С. 7). Вспомните, что Н. Ф. Кошанский определял риторику в целом как «науку изобретать, располагать и выражать мысли» (Общая реторика. 9-е изд. СПб. 1844. С. 2).

А теперь охарактеризуем кратко в общих чертах деятель­ность говорящего на каждом из этих этапов пути от мысли к слову. Посмотрим, что происходит при этом в сознании рито­ра и как помогает ему его наука - риторика.

2. Изобретение речи.

Тема речи должна быть осмыслена. Это значит, что ее нужно разработать, т. е. подразделить на ряд подтем, которые в совокупности и соста­вят тему. Как это сделать? Античный образец предлагает уже готовую, четко очерченную программу, или понятийную «ре­шетку», в соответствии с которой можно представить любую тему. Мысли приходят и уходят; иногда они трудноуловимы. Как их вызвать, привлечь, поймать? Это можно сделать, на­бросив на мелькающие в сознании идеи специальную «ловчую сеть» - сетку понятий, которые и «остановят» глав­ные, нужные для развития вашей темы мысли. Эта «сеть» есть набор так называемых «общих мест», а по сути дела, за­ранее разработанная система понятий, предлагающая «способы мысли» о любой данной теме.

Приведем пример. Допустим, нам нужно говорить о завис­ти. Сначала полагается дать определение этого понятия (отве­тить на вопрос, что такое зависть), затем доказать справедли­вость этого определения, выделить разновидности зависти, сравнить их, чтобы оценить, далее показать, как избегнуть плохих разновидностей и как получить и развить хорошие и т. д. Таким образом, инвенция - испытанная веками тради­ция развития мысли о каждом данном предмете, культура мысли.

Классический канон подразумевает и нечто гораздо более сложное. Он ставит задачу отбора элементов данной парадигмы, т. е. «общих мест» (или «узлов сети») в соответст­вии с ситуацией общения, а таким образом — задачу выбора способов убеждения слушателя (Арис­тотель, напомним, определял риторику как «способность на­ходить возможные способы убеждения для каждого данного

предмета»). Скажем, из приведенного примера (разработки темы «Зависть») в конкретной ситуации и для конкретной ре­чи вовсе не все основные «узлы сетки» могут понадобиться: из них какие-то нужно выбрать (например, определение зависти и доказательство его), а какие-то можно опустить.

Каков же принцип отбора способов убеждения? На этот важнейший вопрос Аристотель отвечает исходя из структуры ситуации речевого общения.

Изобретая содержание конкретной речи, говорящий дол­жен думать сразу «в трех измерениях»:

о том впечатлении, которое он сам производит на слуша­телей (это проблема нравственности говорящего и доверия к нему, проблема «образа говорящего», честности и ответствен­ности оратора);

о слушателях и их эмоциях («о страстях», по Аристо­телю);

о доказательности самой речи («о доводах»): «Доказа­тельство достигается с помощью нравственного характера говорящего в том случае, когда речь произносится так, что внушает доверие к человеку, ее произносящему, потому что мы выносим различные решения под влиянием удовольствия и неудовольствия, любви или ненависти. Наконец, самая речь убеждает нас в том случае, когда оратор выводит действитель­ную или кажущуюся истину из доводов, которые оказывают­ся в наличности для каждого данного вопроса» (Аристо­тель. Риторика: Книга первая. 1).

Все это означает, что, обдумывая речь на этапе инвенции, ритор сперва выбирает определенную стратегию речевого по­ведения, в частности - «аргументативную стратегию», т. е. определенную систему способов убеждения. Ей, этой стратегии, он и подчиняет отбор элементов, на которые членится тема при ее понятийной разработке. Понятия и идеи, которые выберет из набора традиционных «общих мест» говорящий для своей темы и для конкретного выступления, должны в совокупности быть необходимы и достаточны для понимания данным слушателем сущности предмета речи.

Вернемся для объяснения к нашему примеру. О зависти (это предмет нашей речи) можно сказать, безусловно, многое и сделать это по-разному. Представьте себе, что хотите погово­рить об этом: а) с учениками младших классов или со своими младшими
братьями или сестрами; какую роль вы выберете тогда для се­
бя как оратора (ритора-собеседника): наставника, старшего
друга и советчика или другую;

б) со своими товарищами - в риторическом классе; на ве­
черинке во время застолья, произнося тост; при других обсто­
ятельствах;

в) с незнакомой аудиторией, состоящей из ваших сверстни­
ков, - во время дискуссии при обсуждении нравственных
проблем; в беседе на радио или телевидении.

Ясно, что в этих различных речевых ситуациях ритор дол­жен по-разному определить и свою задачу, и развитие темы, и характер примеров и фактов, нужных для доказательства своих мыслей, исходя из особенностей слушателей, из приня­той им речевой роли, из обстоятельств речи. Однако во всех случаях риториче­ски образованный человек сможет использовать тот набор идей, служащий для развития, членения любой темы, кото­рый предоставляет ему классическая система «общих мест». Этим его задача существенно облегчается.

Итак, будем считать, что для перехода ко второму этапу пу­ти от мысли к слову (для расположения, или диспозиции) го­тов (отобран) набор идей («подтем»), представляющих из­бранную тему речи в соответствии с ситуацией речи, задачей и ролью говорящего.

3. Общие места рассуждений. Топика

Особое место в классической риторической традиции на этапе инвенции занимает так называемая топика – система «общих мест» (топов, смысловых моделей) и способов их применения на этапе изобретения речи. Топика отражает наиболее общие, универсальные законы человеческого мышления.

Термин топ, топос (общее место ) занимает в теории и практике риторики особое положение. В современном русском языке словосочетаниеобщее место обозначает «всем известная истина, слишком часто употребляющееся, всем известное выражение» (Словарь русского языка в четырех томах).Общее место понимается какобщее рассуждение, наблюдение, расхожая истина. которые используются в подходящем случае (время летит, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, смерть уготована всем, человек смертен ).

Однако в древней риторике, в классической риторической традиции общие места представляли собой вовсе не избитые фразы, не готовый результат чужого творчества, а настоящие смысловые модели, по которым может быть построена любая речь Общие места представляли собой универсальные модели, с помощью который осуществлялась мыслительная деятельность человека и с помощью которых он создавал понятия. Таким образом, модель, по которой можно было изобрести новую идею, новое понятие, получила имя место (топос, топ, англ. тopic– тема речи). Общими эти смысловые модели названы по причине их обобщающей природы, см. у Аристотеля: «…о чем мы говорим общими местами-топами; они общи для рассуждений о справедливости, о явлениях природы, и о многих других, отличных один от другого предметов; таков, например, топ большего и меньшего, потому что одинаково удобно на основании его построить силлогизм или энтимему, как относительно явлений природы, так и относительно какого бы то ни было другого предмета, хотя бы эти предметы и были совершенно различны по природе» (Риторика. Книга первая).

Перечень этих смысловых моделей у разных риторов разный. Так, Аристотель в своей Риторике дает описание около 40 моделей – 28 «надежных» топов (10 «ненадежных», «ошибочных»), которые советует использовать для изобретения речи и составления энтимем. У Аристотеля перечень смысловых моделей и их описание приводятся для обучения искусству аргументации. Это значит, что каждая смысловая модель-топ может использоваться не только для изобретения содержания речи, но и для доказательство, как довод (аргумент). У Цицерона в трактате «Топика» имеется 16 основных топов, которые автор также представляет для доказательства. Это такие общие места, как определение, часть, род, вид, сходство, различие, причина, следствие, сравнение и т. д.

В русской риторической традиции топика описывается в трудах Ломоносова, Кошанского. Так, Ломоносов предлагает 16 моделей-способов «расплодить» простые идем (16 топов). Он при этом предлагает различать идеи «простые» (понятия) и «сложенные» (сложные суждения). К «простым» идеям у Ломоносова относится например ночь. Сложенная –Ночью люди после трудов покоятся. Ломоносов, человек всесторонне образованный, человек универсальный, творческий заметил необыкновенно интересную закономерность: идеи живут. И они обладают одним и важнейших средств жизни – идеи способны размножаться! «Из одной простой идеи расплодиться могут многие», - пишет ученый в «Кратком руководстве к красноречию…» (СПб, 1810, с. 18).

Как же размножаются, как «плодятся» идеи? Удивительно! Но делают они это аналогично живым клеткам: идеи размножаются делением! Способы размножения идей и открывает одна из главных частей риторики – инвенция, изобретение. Именно она, говорит Кошанский, «дает способы думать и, думая, соединять одну мысль с другой» (Общая реторика. Спб, 1844, с. 2). «открывать в одной мысли другие, искать а данном предложении новых», а значит – мыслить (с.7).

В «Общей реторике» Кошанского таких топов-моделей 24. Рассмотрим наиболее последовательный набор общих мест или топов, которые предлагает классическая риторика.

Убеждающая речь: шесть практических принципов оратора

Убеждающая речь: шесть практических принципов оратора для эффективного воздействия на аудиторию Убеждающая речь — это процесс, в ходе которого оратор передает сообщение, предназначенное для укрепления определенного убеждения аудитории, его изменения или побуждения аудитории к действию. Рассмотрим специфические приемы, призванные помочь вам достичь целей, связанных с убеждением. Они помогут сделать вашу речь более эффективной.

Автор: Рудольф Вердербер (Rudolph F. Verderber), профессор коммуникаций университета Синсинати (University of Cincinnati). Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Убеждающая речь — это процесс, в ходе которого оратор передает сообщение, предназначенное для укрепления определенного убеждения аудитории, его изменения или побуждения аудитории к действию. Рассмотрим специфические приемы, разработанные для того, чтобы помочь вам достичь целей, связанных с убеждением. Эти принципы помогут сделать вашу речь более эффективной.


Принцип 1. Вы скорее убедите аудиторию, если сможете конкретно и четко выразить то, во что должны поверить слушатели или что они должны сделать

Ваша убеждающая речь, скорее всего, будет предназначена либо для того, чтобы сформировать или изменить мнение слушателей, либо для того, чтобы побудить их к действию. Вы декларируете желание, чтобы ваши слушатели что-то делали. Вот два заявления о целях, в которых выражается стремление добиться действий:

  • Я хочу, чтобы мои слушатели внесли денежные пожертвования на избирательную кампанию этого кандидата.
  • Я хочу, чтобы мои слушатели пришли на спектакль, поставленный студентами нашего колледжа.

Принцип 2. Вы скорее сможете убедить аудиторию, если будете формулировать цели и подавать информацию, ориентируясь на установки, которых придерживаются ваши слушатели

Установка — это преобладающие или устойчивые чувства, позитивные или негативные, связанные с неким человеком, объектом или вопросом. На словах люди обычно выражают свои установки в виде мнений. Так, фраза: «Я думаю, что важно быть в хорошей физической форме» представляет собой мнение, отражающее позитивную установку человека на поддержание хорошей физической формы.

Вам необходимо выяснить, какие позиции занимают будущие слушатели. Чем больше вы соберете данных о своей аудитории и чем больше у вас опыта в области анализа аудиторий, тем выше ваши шансы сделать правильную оценку.

Установки аудитории (выраженные в виде мнений) можно распределить по непрерывной шкале. от исключительно благосклонных до враждебных. Хотя во всякой аудитории некоторые мнения могут располагаться почти что в любой точке этого распределения, в целом мнения аудитории обычно концентрируются вокруг определенной точки. Эта точка концентрации представляет собой обобщенную установку аудитории по отношению к предмету.

Вы должны охарактеризовать вашу аудиторию как имеющую позитивную установку (слушатели уже придерживаются данной точки зрения), не имеющую определенного мнения (слушатели не информированы, нейтральны или безразличны) или имеющую негативную установку (слушатели придерживаются противоположной точки зрения). Тогда вы сможете разработать стратегию адаптации своей речи к этой установке.

Континуум мнений можно представить следующим образом:

  • Враждебное.
  • Несогласное.
  • Умеренно несогласное.
  • Ни за ни против.
  • Умеренно благосклонное.
  • Благосклонное.
  • Исключительно благосклонное.

1. Позитивная установка аудитории. Если вы считаете, что слушатели уже разделяют ваше мнение, то вам стоит подумать о том,чтобы пересмотреть свою цель, сосредоточившись на конкретной программе действий.

2. Отсутствие определенного мнения. Если вы считаете, что у слушателей нет определенного мнения по вашей теме, вы можете поставить себе цель сформировать их мнение или убедить их действовать:

  • Если вы думаете, что аудитория не имеет никакого мнения, потому что она не информирована. то ваша стратегия должна состоять в том, чтобы дать достаточно информации, которая поможет слушателям понять суть дела, прежде чем вы обратитесь к ним с убедительным призывом, агитирующим за определенное мнение или побуждающим к действиям.
  • Если вы считаете, что аудитория нейтральна по отношению к предмету, значит, слушатели способны рассуждать объективно и воспринимать разумные доводы. В этом случае ваша стратегия должна включать представление наилучших из возможных аргументов и подкрепление их самой лучшей информацией, какую вы только сможете найти. Если ваша оценка окажется правильной, с такой стратегией вы имеете высокие шансы на успех.
  • Если вы полагаете, что слушатели не имеют никакого мнения, потому что предмет им безразличен. все ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы сдвинуть их с этой безразличной позиции. Вместо того чтобы сосредоточиваться на информации, выступая перед такой аудиторией, вам лучше сделать акцент на мотивации. Вам нужно будет использовать меньше материала, подтверждающего логическую цепочку ваших доказательств, и больше — обращенного непосредственно к нуждам слушателей.

3. Негативная установка аудитории. Если вы считаете, что слушатели не согласны с вами, ваша стратегия будет зависеть от того, является ли их установка умеренно негативной или полностью враждебной:

  • Если вы думаете, что слушатели стоят на позиции умеренного несогласия по отношению к вашему предложению, вы можете вполне прямо приводить им свои аргументы, надеясь на то, что весомость этих аргументов заставит их перейти на вашу сторону. Выступая перед негативно настроенной аудиторией, позаботьтесь о том, чтобы излагать материал объективно и представлять дело достаточно ясно, чтобы слегка несогласные с вами люди захотели обдумать ваше предложение, а полностью несогласные, по крайней мере, поняли вашу точку зрения.
  • Если вы думаете, что ваша аудитория настроена враждебно по отношению к вашей цели, вам, может быть, лучше приступить к теме издалека или подумать о том, чтобы поставить перед собой какую-нибудь не столь претенциозную цель. Ожидать полного переворота в отношениях или в поведении в результате только одной речи, вероятно, бессмысленно. Если вы выступите со скромным предложением, призывающим лишь немного изменить отношение, вы, возможно, будете способны заставить своих слушателей, по крайней мере, задуматься о том, что ваше сообщение может иметь какую-то ценность. Позже, когда идея уже «пустит корни», вы сможете предложить им продвинуться еще дальше.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Жесты: попытка обобщения и классификации


Принцип 3. Вы скорее убедите аудиторию, если речь будет содержать в себе хорошие, разумные доводы и доказательства в поддержку вашей цели

Люди гордятся своей рациональностью. Мы редко делаем что-либо без какой-нибудь реальной или воображаемой рациональной причины. Чтобы удовлетворить эту потребность слушателей, основные положения направленной на убеждение речи обычно формулируются как доводы. то есть заявления, объясняющие, почему предложение оправдано .

Как найти хорошие доводы? Доводы — это заявления, которые отвечают на вопрос, почему мы должны верить во что-то или делать что-то. Если вы хорошо знакомы со своим предметом, у вас, скорее всего, уже есть в распоряжении какие-то доводы.

Как только вы составите список возможных доводов, взвесьте и оцените их. чтобы выбрать из них три или четыре хороших. Вот несколько критериев для оценки предполагаемых доводов.

  1. Хорошие доводы должны быть подкреплены фактическими доказательствами. Некоторые доводы звучат внушительно, но не могут быть подкреплены фактами. Вы можете удивиться, обнаружив, как много доводов, упоминаемых в различных источниках, при подготовке речи вам придется отбросить из-за того, что им не находится достаточного подкрепления.
  2. Хорошие доводы должны иметь отношение к предложению. Иногда заявления выглядят как доводы, но на самом деле не несут в себе никаких реальных доказательств.
  3. Хорошие доводы должны оказывать воздействие на предполагаемую аудиторию. Даже если довод хорошо подкреплен, он не будет эффективно работать в такой аудитории, где большинство не считает использованный вами критерий главным для оценки ситуации. Хотя вы и не всегда точно знаете, какое воздействие окажет ваш довод на аудиторию, вы можете приблизительно оценить его воздействие на основе сделанного вами анализа аудитории.

Вам следует задать себе минимум три вопроса, чтобы убедиться в том, что вы собираетесь представить действительно убедительное доказательство.

  1. Из какого источника взяты сведения? Подобно тому как мнения некоторых людей более достойны доверия, чем мнения других, так и некоторые печатные источники являются более надежными. Если доказательство взято из ненадежного или предвзятого источника, поищите подтверждение в других источниках или исключите это доказательство из своей речи.
  2. Современны ли сведения? Продукты, идеи и статистические данные лучше всего свежие. Сведения пятилетней давности могут оказаться неверными сегодня. Более того, в статье вышедшей на прошлой неделе газеты могут использоваться сведения пятилетней давности.
  3. Имеют ли эти сведения отношение к делу? Убедитесь, что доказательство служит непосредственным обоснованием ваших доводов. Если это не так, отбросьте его.

Принцип 4. Вы скорее сможете убедить аудиторию, если будете выстраивать свои доводы в соответствии с предполагаемой реакцией слушателей

Самыми распространенными схемами, по которым вы будете строить вашу убеждающую речь, являются методы изложения рациональных доводов, решения проблемы, сравнительных достоинств и мотивации.

Метод изложения рациональных доводов. Это прямолинейная схема, следуя которой вы представляете аудитории наилучшим образом подкрепленные доказательствами доводы в таком порядке: второй по силе довод в начале, самый сильный довод в конце, остальные — между ними. Этот метод будет работать, если ваши слушатели не имеют никакого определенного мнения о предмете, относятся к нему безразлично или, возможно, лишь немного склоняются в сторону «за» или «против».

Пример предложения. Я хочу, чтобы мои слушатели голосовали за введение школьного налога во время ноябрьского голосования:

  1. Полученные средства позволят школам возродить важные программы (второй по силе довод).
  2. Полученные средства пойдут на прибавку к зарплате учителям, в которой они очень нуждаются, так как стоимость жизни выросла.
  3. Реальные издержки для каждого члена общества будут очень маленькими (самый сильный довод).

Метод решения проблемы. Вы можете прояснить суть проблемы и наглядно объяснить, почему предложенное решение является наилучшим. Структура речи, построенной по этому методу, часто организуется вокруг трех основных положений:

  1. есть проблема, которая требует действий;
  2. данное предложение поможет разрешить проблему;
  3. данное предложение является наилучшим решением проблемы, потому что оно обеспечивает позитивные результаты.

Этот метод также состоит в прямолинейном изложении доводов. так что он лучше всего будет работать в тех случаях, когда предмет относительно мало знаком аудитории, — когда она просто не знает о существовании проблемы, или когда аудитория не имеет никакого мнения, или в умеренной степени либо за, либо против предложенного решения.

Пример предложения. Я хочу, чтобы мои слушатели голосовали за введение школьного налога во время ноябрьского голосования.

  1. Нехватка денег приводит к серьезным проблемам в общественном образовании (постановка проблемы).
  2. Предполагаемого дохода от введения налога будет достаточно, чтобы решить эти проблемы (решение).
  3. На сегодня, введение школьного налога — наилучший метод решения проблем общественного образования (позитивные результаты).

Для речи, построенной с использованием схемы решения проблемы, логика, связывающая доводы и цель оратора, может быть выражена так: если представленная проблема не решается или не может быть решена с помощью текущих мер, а данное предложение способно разрешить проблему практично и выгодно, то предложение должно быть принято.

Метод сравнительных достоинств. Структура метода сравнительных достоинств позволяет оратору сместить акцент на преимущества предлагаемого курса действий. Вместо того чтобы представлять предложение как способ разрешения серьезнейшей проблемы, этот метод изображает его как нечто, что должно быть принято только по причине его преимуществ перед тем, что в настоящее время делается.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Методы отражения уловок в споре

Наиболее действенной эта схема оказывается в случае, когда аудитория согласна либо с тем, что существует проблема, которая должна быть разрешена, либо с тем, что предложение лучше всех альтернативных, даже если на данный момент нет никаких конкретных проблем. Подход к вопросу введения школьного налога с позиций сравнения достоинств будет выглядеть примерно так.

Пример предложения. Я хочу, чтобы мои слушатели голосовали за введение школьного налога во время ноябрьского голосования.

  1. Доходы от этого налога позволят школам повысить качество их программ (достоинство 1).
  2. Доходы от этого налога позволят школам приглашать на работу более квалифицированных учителей (достоинство 2).
  3. Доходы от этого налога позволят школам закупить более современное оборудование (достоинство 3).

Для речи, построенной по схеме сравнительных достоинств, логика организации, связывающая доводы и цель речи, может быть выражена так: если изложенные доводы показывают, что данное предложение обеспечивает значительное улучшение по сравнению с тем, что в настоящее время делается, то предложение должно быть принято.

Метод мотивации. Сочетает в себе решение проблемы и мотивацию слушателей. Он следует схеме решения проблемы, но при этом включает в себя необходимые шаги, предназначенные для того, чтобы усилить мотивационный эффект речи. Мотивационная схема, как правило, состоит из пяти шагов :

  1. шаг привлечения внимания;
  2. шаг утверждения потребности, полностью раскрывающий природу проблемы;
  3. шаг удовлетворения потребности, дающий объяснение того, как предложение удовлетворительным образом разрешает проблему;
  4. шаг наглядного представления, показывающий, что значит предложение лично для каждого слушателя;
  5. шаг — призыв к действию, выделяющий конкретное направление, в котором слушателям следует действовать.

Мотивационная схема речи в защиту предложения поддержать введение школьного налога будет выглядеть так.

Пример предложения. Я хочу, чтобы мои слушатели голосовали за введение школьного налога во время ноябрьского голосования.

  1. Сравнение результатов тестов на знание математики и естественных наук, выполненных учениками разных стран, заставляет нас обратить внимание на нашу систему образования (внимание).
  2. Недостаток денег, который является результатом мер по уменьшению издержек, отрицательно сказывается на способности наших школ качественно преподавать базовые академические дисциплины (потребность, заявление о проблеме) .
  3. Предлагаемый налог даст доход, достаточный для того, чтобы разрешить эту проблему, поскольку с его введением появится возможность направлять больше средств на учебные нужды (удовлетворение потребности, как предложение разрешает проблему) .
  4. Это будет ваш вклад не только в образование ваших детей, но и в то, чтобы вернуть нашу образовательную систему на уровень мировых стандартов, которым она когда-то соответствовала (наглядное представление смысла предложения лично для каждого) .
  5. Вскоре нам предстоит голосование, на котором вы можете ответить «да» и тем самым проявить свою добрую волю и готовность поддержать введение крайне необходимого школьного налога (призыв к действию, указывающий конкретное направление действий) .

Поскольку мотивационная схема — это вариант схемы решения проблемы, логика организации речи здесь во многом та же: если текущие меры не разрешают проблему, новое предложение, которое, действительно, способно разрешить ее, должно быть принято.


Принцип 5. Вы скорее убедите своих слушателей, если будете говорить так, чтобы мотивировать их

Мотивация, или «силы, действующие на организм извне и изнутри, которые инициируют и направляют поведение» (Petri, 1996). часто возникает в результате использования стимулов и эмоционального языка. Чтобы стимул имел какую-то ценность, он должен быть значимым. Значимость стимула подразумевает, что он пробуждает эмоциональную реакцию. Воздействие стимула наиболее мощно, когда он является частью какой-нибудь значимой цели.

1. Сила стимулов. Люди скорее склонны воспринимать стимулы как значимые, когда эти стимулы указывают на благоприятное соотношение издержек и вознаграждений. Предположим, вы просите своих слушателей пожертвовать час в неделю своего времени на то, чтобы поучаствовать в благотворительной программе. Время, которое вы предлагаете им потратить, вероятнее всего, будет воспринято как издержки, а не как стимулирующее вознаграждение; однако вы можете описать данную благотворительную работу таким образом, что она сама будет восприниматься как дающий вознаграждение, значимый стимул.

Например, вы можете сделать так, чтобы ваши слушатели, уделяя время столь важному делу, чувствовали себя людьми с сознанием гражданского долга, социально ответственными или благородными помощниками. Если вы покажете в своей речи, что эти вознаграждения или стимулы перевешивают издержки, ваши слушатели с большей вероятностью захотят принять участие в поддерживаемой вами программе.

2. Использование стимулов, соответствующих основным потребностям. Стимулы наиболее действенны, когда служат удовлетворению основных потребностей. Одна из самых популярных теорий в области потребностей принадлежит Абрахаму Маслоу (Maslow, 1954). Согласно этой теории, люди проявляют большую склонность действовать, когда стимул, предлагаемый оратором, способен удовлетворить одну из важных неудовлетворенных потребностей слушателей.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Приемы убеждения и аргументации в рекламе

В чем смысл такого анализа для вас как для оратора? Во-первых, она описывает типы потребностей, к которым вы можете обращаться в своей речи. Во-вторых, она позволяет понять, почему некоторая линия развития речи может хорошо работать в одной аудитории и приводить к неудаче с другой аудиторией. Например, в трудные с экономической точки зрения времена люди больше озабочены удовлетворением физиологических потребностей и потребностей безопасности, и поэтому будут менее склонны реагировать на обращение к общественным чувствам и альтруизму.

Третий и, возможно, наиболее важный момент состоит в том, что если ваше предложение вступает в конфликт с ощущаемой потребностью, вы должны иметь наготове сильную альтернативу из той же самой или из более фундаментальной категории потребностей. Например, если реализация вашего предложения будет стоить людям денег (скажем, будут повышены налоги), вы должны показать, что эти меры удовлетворяют какие-то другие, сравнимые по значимости потребности (например повышают их безопасность).


Принцип 6. Вы скорее сможете убедить аудиторию, когда она видит в вас заслуживающий доверия источник

Чтобы речь была эффективной, важно доверие слушателей к оратору. Если вы намерены убеждать своей речью, кроме того, чтобы быть хорошо подготовленными, подчеркивать вашу заинтересованность в благополучии слушателей, своим видом и манерой говорить демонстрировать энтузиазм, вы должны вести себя этично. Следующие четыре правила лежат в основе этичной убеждающей речи.

  1. Говорите правду. Из всех правил это, возможно, самое важное. Аудитория, которая соглашается слушать вас, оказывает вам доверие и ожидает, что вы будете честны по отношению к ней. Следовательно, если люди считают, что вы лжете, или позднее узнают, что вы солгали, они отвергнут вас и ваши идеи. Но говорить правду значит не только избегать намеренной, прямой лжи. Если вы не уверены, что информация правдива, не используйте эту информацию до тех пор, пока не проверите ее. Неведение редко принимается в качестве извинения.
  2. Давайте вашу информацию в перспективе. Многие люди бывают настолько взволнованы содержанием сообщаемой ими информации, что преувеличивают ее значение. Хотя небольшое преувеличение может восприниматься совершенно естественно, когда оно начинает выглядеть искажением, многие рассматривают это как ложь.
  3. Воздерживайтесь от личных нападок на тех, кто не согласен с вашими идеями. Кажется, почти все согласны с тем, что оскорбления в адрес противника и другие, не относящиеся к делу, личные нападки пагубно сказываются на образе оратора как достойного доверия человека. Ответственные слушатели понимают, что такая тактика не добавляет силы доказательствам оратора и представляет собой злоупотребление привилегированным статусом человека, стоящего на трибуне.
  4. Приводите источники любой негативной информации. Происхождение идей часто не менее важно, чем сами по себе идеи, особенно если заявление содержит порицание или компрометирующую информацию. Если вы собираетесь обсудить какие-то проступки отдельных граждан или организаций или ниспровергнуть идею, основываясь на словах или идеях, почерпнутых вами где-то со стороны, приводите источник, из которого вы берете свои сведения и аргументы.

Убеждающие речи произносятся для того, чтобы сформировать или изменить мнение аудитории или мотивировать слушателей совершить какие-то действия. Принципы, которыми следует руководствоваться при составлении и презентации публике такой речи, соответствуют описанным нами шагам подготовки информационной речи.

  1. Запишите четкую цель убеждающей речи — заявление, говорящее о том, чего вы хотите добиться от аудитории: что она должна думать или делать.
  2. Проанализируйте область интересов и уровень знаний аудитории и ее возможное отношение к вашей цели.
  3. В основной части речи приведите веские доводы — заявления, отвечающие на вопрос, почему предложение должно быть принято.
  4. Постройте свою речь так, чтобы ее организация соответствовала вашей цели и вашему анализу аудитории. Есть четыре общепринятые организационные схемы для убеждающих речей — это изложение рациональных доводов, решение проблемы, сравнение достоинств и мотивация.
  5. Постарайтесь мотивировать слушателей, дополнительно поработав над своим языком, так чтобы вы могли пробудить их эмоции, особенно в ключевых местах вашей речи, в ее начале и заключении.
  6. Оправдывайте доверие, которое вам оказывают. Одна из наиболее важных вещей, необходимых для того, чтобы завоевать доверие слушателей, особенно в случае убеждающих речей, это этичное поведение. Преподносите вашу речь в убедительной манере. Хорошая подача материала особенно важна, когда вы хотите своими словами убедить других.
Овладеть технологией подготовки и проведения публичных выступлений, научиться воздействовать живым словом на любую аудиторию вы можете при обучении по индивидуальной программе . Изучите сегодня Новые курсы
Технологии продаж: как много продавать преподавателя Сергей Алексеевич Хованский
  • Самоменеджмент: управление карьерой преподавателя Николай Владимирович Панеев
  • Конфликтология преподавателя Светлана Владимировна Тарасова
  • Элитология: наука об элитах преподавателя Сергей Владимирович Овчинников
  • Креативность и интеллект: развитие творческих и аналитических способностей преподавателя Владимир Михайлович Савчук
  • Кратология: наука о власти преподавателя Сергей Владимирович Овчинников
    Новые публикации