Категория: Бланки/Образцы
6 ноября 2014, просмотров: 8796, Раздел: Психология
На сегодняшний день знание риторики и ораторского мастерства необходимы каждому человеку, а помогут в этом 12 советов как развить риторику речи. Особенно актуально знание риторики для тех людей, которым по долгу службы приходится выступать часто на публике. Рассмотрим детально 12 советов как развить риторику речи. которые непременно пригодятся начинающим ораторам, а также для тем людям, кому предстоит защищать перед большой аудиторией свою научную работу.
Как развить риторику речи?
• Чтобы вы смогли развить риторику речи, в этом вам поможет дикция. Старайтесь каждое слово проговаривать в предложении медленно, с расстановкой. Нужно говорить слова как можно дольше, чтобы все проговаривалось на одном дыхании.
• Риторика речи может развиться благодаря чтению. Если вы будете читать громко вслух, то это поможет вам освоить быстрее материал, поскольку в процессе запоминания вы сможете соединить слух и зрение.
• Развить риторику речи помогут пересказы. Прочтите какой-либо отрывок текста, размером не больше пяти предложений, после чего попытайтесь его пересказать, стараясь делать это дословно, затем сделайте это уже своими словами, пытаясь самостоятельно выстраивать предложения. Благодаря этому упреждению у вас улучшиться риторика речи.
• Речевое мышление. К свободному выступлению приводит ни заучивание текста, ни чтение статей, а только регулярные упражнения по риторике речи, которые производятся на основании ключевых слов, а также вашего речевого мышления. Для того чтобы развить свою риторику речи, оратор не придерживается ранее заготовленных фраз, поскольку он произносит одну мысль множество раз, при этом делает это каждый раз по-новому.
• Пытайтесь образно и увлекательно рассказывать о случаях, которые были в вашей жизни. Короткие истории, анекдоты, путевые заметки, которые вы расскажете, непременно смогут увлечь ваших слушателей и помогут вам развить риторику речи.
• Подготовьте текст делового общения. Можно использовать небольшой отрезок из газеты в качестве ключевых слов, которые вы сможете пересказать своими словами при помощи данного конспекта, лучше всего пересказывать многократно с разным словесным оформлением.
• В вопросе: как развить риторику речи. поможет подготовленная речь, которая выражает вашу точку зрения. Вы можете использовать речь длительностью не больше пяти минут, которая будет придерживаться строго отведенной темы, будь то профессиональная ваша цель, либо хобби. Риторика речи должна включать множество ключевых слов, которые необходимо так же заменить синонимами.
• Чтобы вы могли развить свою риторику речи. необходимо регулярно тренировать свою память. Согласно данным проводимых исследований, укрепление памяти можно достичь благодаря комплексному воздействию трех главных факторов: созданию ассоциаций, концентрации внимания, повторению.
• Как развить у себя риторику речи? Для начала стоит определить, каким способом вы лучше всего запоминаете информацию. У кого-то больше развита моторная память, а у другого человека лучше развита акустическая память, и ему необходимо слышать информацию, которую нужно выучить. Риторика речи напрямую связана с памятью человека, а для тех людей, которые больше настроены на визуальное восприятие информации, основой памяти выступает обдуманное расположение ключевых слов.
• Риторика речи так же включает небольшие фазы, которые необходимо делать при подготовке речи. Новый материал лучше всего осваивать на протяжении двух дней, изучая его по часу, нежели учить его в течение одного дня, пытаясь уложиться в несколько часов.
• Риторика речи включает также такой совет, где при подготовке речи необходимо придерживаться такого порядка:
- изначально выполняется сбор материала;
- проводится отбор необходимого материала;
- обдумывание материала;
- редакция ключевых слов;
- оформление главной части;
- подготовка вступления и заключения;
- общий контроль;
- итоговая редакция ключевых слов;
- конечная репетиция подготовленной речи и выступление.
Изучив детально 12 советов как развить риторику речи. вы сможете на практике попытаться воплотить все вышеперечисленные советы, которые помогут развить риторику вашей речи.
Поделиться в социальных сетях:
Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере
Коментарий сегодняшнего дня Цель: побудить к действию (агитирующий). Ни для кого из нас не секрет, что для человека XXI века самым ценным является время. Жизнь каждого из нас росписана по минутам.
Цивилизация делает всё необходимое для экономии времени. На наших глазах были изобретены и довольно быстро вошли в широкое пользование такие достижения науки как: телефон, компьютер, автоматические стиральные машины, электрочайники, микроволновые печи и многое другое. Изобретением века был признан не космический корабль, а вермешель быстрого приготовления!
Но к сожалению, многие люди до сих пор не научились грамотно распоряжаться своим временем и пользоваться достижениями современной науки. Я не буду рассказывать вам о том, как каждый из нас нерационально использует своё время. Приведу простой пример.
Жизнь российского студента, в частности студента нашего университета, очень насыщенна. Большое количество предметов, домашние проблемы, кто-то, вдобавок ко всему ещё и работает, а ещё должно оставаться время на отдых. Преподаватели в один голос призывают студентов пользоваться библиотекой, утверждая, что в мировой паутине никакой полезной информации ни по одной отрасли науки не найдёшь.
Это в корне неверно, так как интернет изначально был придуман не для развелчений, а для экономии времени. Там собрана абсолютно вся информация: научные статьи, техничечкая, классическая, литература, новости и многое другое. В течении считанных секунд поисковая система найдёт вам сотню ссылок по тому или иному материалу.
Более того, Вам не нужно тратить ваше драгоценное время стоя в очереди, на объяснения библиотекарю какого рода информация вас интересует, а также не надо ждать, пока удовлетворят ваш заказ на книгу из хранилища. Ребята, это же прошлый век, какой ужасный расход времени! Пользование в наши дни билиотекой равносильно пользованию почтовыми голубями.
Для экономии времени, такой носитель информации как книга, был заменён на новый, более удобный для.
Продолжение на след. странице
38 2.2.6. Главная часть речи. Целевые установки и методы изложения материала 38 2.2.7. Основная часть аргументирующей речи 39 2.2.8. Заключение речи 40 Глава 2.3. Украшение содержания элокуция 40 2.3.1. Элокуция как раздел риторики 40 2.3.2. Прямое и
38 2.2.6. Главная часть речи. Целевые установки и методы изложения материала 38 2.2.7. Основная часть аргументирующей речи 39 2.2.8. Заключение речи 40 Глава 2.3. Украшение содержания элокуция 40 2.3.1. Элокуция как раздел риторики 40 2.3.2. Прямое и
Предмет и задачи риторики – это наука о теории, мастерстве и законах искусства красноречия. Соотношение риторики и философии – без философского осмысления невозможно решение любого вопроса, любой проблемы, любой задачи. Решать проблему в глобальном, философском
Пуляевского Михаила специальность 060400 Группа №11 Мерзляков А.Ф. Основные Правила Краткой риторики. § 1. Под словом речи вообще разумеется всякое словесное выражение наших мыслей и чувствования, расположенное в некотором определенном порядке и связи.
5ballov.qip.ru рекомендует:С приходом лета начался период, когда выпускники школ выбирают куда пойдут учиться дальше. Конечно, это совсем не легкий выбор, но помочь в выборе может рейтинг вузов на нашем сайте. Также в этом разделе представлена вся нужная для абитуриентов информация.
Прежде, чем идти в выбранный вуз с документами, нужно сначала получить аттестат, который выдается после сдачи экзаменов. А подготовиться к ним можно в нашем разделе ЕГЭ. Там также представлены варианты за прошлые года.
Для девятиклассников не менее важно окончание учебного года. Их также ждет государственная итоговая аттестация. Подготовиться к ней можно на нашем сайте в разделе ГИА. Главное помнить: самоподготовка - это путь к успешной сдаче.
Последние запросы1. Этапы классического риторического канона.
2. Изобретение (инвенция) как этап классического риторического канона. Правила инвенции.
3. «Общее место» (топ) как смысловая модель создания речи.
4. Основные принципы подготовки к конкретному выступлению.
Рассмотрим сущность античного риторического канона, ориентируясь прежде всего на риторику Аристотеля. Проанализируем, как в этом каноне представлен путь от мысли к слову: какие этапы пути выделяли античные риторы и как они предписывали «проходить» эти этапы.
Классический риторический образец (канон) отмечает на пути от мысли к слову к речи пять этапов. Перечислим эти этапы:
Перечислим эти этапы:
1. Инвенция, или «нахождение», «изобретение» («изобрести, что сказать»).
2.Диспозиция - «расположение» («расположить изобретенное»).
З.Элокуция - «словесное оформление мысли», «собственно красноречие» («украшение словами»).
4. Запоминание. Речи в античности учили наизусть, репетировали; часто автор речи (логограф) писал ее для заказчика, который только заучивал и затем произносил речь.
5. Произнесение. Это актерское, театральное исполнение речи - этап, на котором речь не только произносится, но и разыгрывается с соответствующим использованием жеста, ми-мики, голосовых данных оратора.
Заметим, что и в «Кратком руководстве к красноречию. » М.В. Ломоносова (которое далее мы будем называть для краткости просто «Риторикой»), и во многих позднейших русских риторических трактатах эти три этапа составляли три главные части, на которые подразделялась общая риторика. Таким образом, каждый из трех первых этапов на пути от мысли слову составлял предмет одной из частей риторики как науки практического мастерства. Ломоносов во вступлении к своей «Риторике» указывает, что в красноречии существуют правила трех родов»: «Первые показывают, как изобретать содержание, что о предложенной материи говорить должно «инвеция», «изобретение»; другие учат, как изобретенное украшать «элокуция», «выражение»; третьи наставляют, как оное располагать надлежит «диспозиция», «расположение» и по сему разделяется риторика на три части, на изобретение, украшение и расположение» (Краткое руководство к красноречию. 9-е изд. СПб. 1810. С. 7). Вспомните, что Н. Ф. Кошанский определял риторику в целом как «науку изобретать, располагать и выражать мысли» (Общая реторика. 9-е изд. СПб. 1844. С. 2).
А теперь охарактеризуем кратко в общих чертах деятельность говорящего на каждом из этих этапов пути от мысли к слову. Посмотрим, что происходит при этом в сознании ритора и как помогает ему его наука - риторика.
2. Изобретение речи.
Тема речи должна быть осмыслена. Это значит, что ее нужно разработать, т. е. подразделить на ряд подтем, которые в совокупности и составят тему. Как это сделать? Античный образец предлагает уже готовую, четко очерченную программу, или понятийную «решетку», в соответствии с которой можно представить любую тему. Мысли приходят и уходят; иногда они трудноуловимы. Как их вызвать, привлечь, поймать? Это можно сделать, набросив на мелькающие в сознании идеи специальную «ловчую сеть» - сетку понятий, которые и «остановят» главные, нужные для развития вашей темы мысли. Эта «сеть» есть набор так называемых «общих мест», а по сути дела, заранее разработанная система понятий, предлагающая «способы мысли» о любой данной теме.
Приведем пример. Допустим, нам нужно говорить о зависти. Сначала полагается дать определение этого понятия (ответить на вопрос, что такое зависть), затем доказать справедливость этого определения, выделить разновидности зависти, сравнить их, чтобы оценить, далее показать, как избегнуть плохих разновидностей и как получить и развить хорошие и т. д. Таким образом, инвенция - испытанная веками традиция развития мысли о каждом данном предмете, культура мысли.
Классический канон подразумевает и нечто гораздо более сложное. Он ставит задачу отбора элементов данной парадигмы, т. е. «общих мест» (или «узлов сети») в соответствии с ситуацией общения, а таким образом — задачу выбора способов убеждения слушателя (Аристотель, напомним, определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения для каждого данного
предмета»). Скажем, из приведенного примера (разработки темы «Зависть») в конкретной ситуации и для конкретной речи вовсе не все основные «узлы сетки» могут понадобиться: из них какие-то нужно выбрать (например, определение зависти и доказательство его), а какие-то можно опустить.
Каков же принцип отбора способов убеждения? На этот важнейший вопрос Аристотель отвечает исходя из структуры ситуации речевого общения.
Изобретая содержание конкретной речи, говорящий должен думать сразу «в трех измерениях»:
о том впечатлении, которое он сам производит на слушателей (это проблема нравственности говорящего и доверия к нему, проблема «образа говорящего», честности и ответственности оратора);
о слушателях и их эмоциях («о страстях», по Аристотелю);
о доказательности самой речи («о доводах»): «Доказательство достигается с помощью нравственного характера говорящего в том случае, когда речь произносится так, что внушает доверие к человеку, ее произносящему, потому что мы выносим различные решения под влиянием удовольствия и неудовольствия, любви или ненависти. Наконец, самая речь убеждает нас в том случае, когда оратор выводит действительную или кажущуюся истину из доводов, которые оказываются в наличности для каждого данного вопроса» (Аристотель. Риторика: Книга первая. 1).
Все это означает, что, обдумывая речь на этапе инвенции, ритор сперва выбирает определенную стратегию речевого поведения, в частности - «аргументативную стратегию», т. е. определенную систему способов убеждения. Ей, этой стратегии, он и подчиняет отбор элементов, на которые членится тема при ее понятийной разработке. Понятия и идеи, которые выберет из набора традиционных «общих мест» говорящий для своей темы и для конкретного выступления, должны в совокупности быть необходимы и достаточны для понимания данным слушателем сущности предмета речи.
Вернемся для объяснения к нашему примеру. О зависти (это предмет нашей речи) можно сказать, безусловно, многое и сделать это по-разному. Представьте себе, что хотите поговорить об этом: а) с учениками младших классов или со своими младшими
братьями или сестрами; какую роль вы выберете тогда для се
бя как оратора (ритора-собеседника): наставника, старшего
друга и советчика или другую;
б) со своими товарищами - в риторическом классе; на ве
черинке во время застолья, произнося тост; при других обсто
ятельствах;
в) с незнакомой аудиторией, состоящей из ваших сверстни
ков, - во время дискуссии при обсуждении нравственных
проблем; в беседе на радио или телевидении.
Ясно, что в этих различных речевых ситуациях ритор должен по-разному определить и свою задачу, и развитие темы, и характер примеров и фактов, нужных для доказательства своих мыслей, исходя из особенностей слушателей, из принятой им речевой роли, из обстоятельств речи. Однако во всех случаях риторически образованный человек сможет использовать тот набор идей, служащий для развития, членения любой темы, который предоставляет ему классическая система «общих мест». Этим его задача существенно облегчается.
Итак, будем считать, что для перехода ко второму этапу пути от мысли к слову (для расположения, или диспозиции) готов (отобран) набор идей («подтем»), представляющих избранную тему речи в соответствии с ситуацией речи, задачей и ролью говорящего.
3. Общие места рассуждений. Топика
Особое место в классической риторической традиции на этапе инвенции занимает так называемая топика – система «общих мест» (топов, смысловых моделей) и способов их применения на этапе изобретения речи. Топика отражает наиболее общие, универсальные законы человеческого мышления.
Термин топ, топос (общее место ) занимает в теории и практике риторики особое положение. В современном русском языке словосочетаниеобщее место обозначает «всем известная истина, слишком часто употребляющееся, всем известное выражение» (Словарь русского языка в четырех томах).Общее место понимается какобщее рассуждение, наблюдение, расхожая истина. которые используются в подходящем случае (время летит, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, смерть уготована всем, человек смертен ).
Однако в древней риторике, в классической риторической традиции общие места представляли собой вовсе не избитые фразы, не готовый результат чужого творчества, а настоящие смысловые модели, по которым может быть построена любая речь Общие места представляли собой универсальные модели, с помощью который осуществлялась мыслительная деятельность человека и с помощью которых он создавал понятия. Таким образом, модель, по которой можно было изобрести новую идею, новое понятие, получила имя место (топос, топ, англ. тopic– тема речи). Общими эти смысловые модели названы по причине их обобщающей природы, см. у Аристотеля: «…о чем мы говорим общими местами-топами; они общи для рассуждений о справедливости, о явлениях природы, и о многих других, отличных один от другого предметов; таков, например, топ большего и меньшего, потому что одинаково удобно на основании его построить силлогизм или энтимему, как относительно явлений природы, так и относительно какого бы то ни было другого предмета, хотя бы эти предметы и были совершенно различны по природе» (Риторика. Книга первая).
Перечень этих смысловых моделей у разных риторов разный. Так, Аристотель в своей Риторике дает описание около 40 моделей – 28 «надежных» топов (10 «ненадежных», «ошибочных»), которые советует использовать для изобретения речи и составления энтимем. У Аристотеля перечень смысловых моделей и их описание приводятся для обучения искусству аргументации. Это значит, что каждая смысловая модель-топ может использоваться не только для изобретения содержания речи, но и для доказательство, как довод (аргумент). У Цицерона в трактате «Топика» имеется 16 основных топов, которые автор также представляет для доказательства. Это такие общие места, как определение, часть, род, вид, сходство, различие, причина, следствие, сравнение и т. д.
В русской риторической традиции топика описывается в трудах Ломоносова, Кошанского. Так, Ломоносов предлагает 16 моделей-способов «расплодить» простые идем (16 топов). Он при этом предлагает различать идеи «простые» (понятия) и «сложенные» (сложные суждения). К «простым» идеям у Ломоносова относится например ночь. Сложенная –Ночью люди после трудов покоятся. Ломоносов, человек всесторонне образованный, человек универсальный, творческий заметил необыкновенно интересную закономерность: идеи живут. И они обладают одним и важнейших средств жизни – идеи способны размножаться! «Из одной простой идеи расплодиться могут многие», - пишет ученый в «Кратком руководстве к красноречию…» (СПб, 1810, с. 18).
Как же размножаются, как «плодятся» идеи? Удивительно! Но делают они это аналогично живым клеткам: идеи размножаются делением! Способы размножения идей и открывает одна из главных частей риторики – инвенция, изобретение. Именно она, говорит Кошанский, «дает способы думать и, думая, соединять одну мысль с другой» (Общая реторика. Спб, 1844, с. 2). «открывать в одной мысли другие, искать а данном предложении новых», а значит – мыслить (с.7).
В «Общей реторике» Кошанского таких топов-моделей 24. Рассмотрим наиболее последовательный набор общих мест или топов, которые предлагает классическая риторика.
Автор: Рудольф Вердербер (Rudolph F. Verderber), профессор коммуникаций университета Синсинати (University of Cincinnati). Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.
Убеждающая речь — это процесс, в ходе которого оратор передает сообщение, предназначенное для укрепления определенного убеждения аудитории, его изменения или побуждения аудитории к действию. Рассмотрим специфические приемы, разработанные для того, чтобы помочь вам достичь целей, связанных с убеждением. Эти принципы помогут сделать вашу речь более эффективной.
Ваша убеждающая речь, скорее всего, будет предназначена либо для того, чтобы сформировать или изменить мнение слушателей, либо для того, чтобы побудить их к действию. Вы декларируете желание, чтобы ваши слушатели что-то делали. Вот два заявления о целях, в которых выражается стремление добиться действий:
Установка — это преобладающие или устойчивые чувства, позитивные или негативные, связанные с неким человеком, объектом или вопросом. На словах люди обычно выражают свои установки в виде мнений. Так, фраза: «Я думаю, что важно быть в хорошей физической форме» представляет собой мнение, отражающее позитивную установку человека на поддержание хорошей физической формы.
Вам необходимо выяснить, какие позиции занимают будущие слушатели. Чем больше вы соберете данных о своей аудитории и чем больше у вас опыта в области анализа аудиторий, тем выше ваши шансы сделать правильную оценку.
Установки аудитории (выраженные в виде мнений) можно распределить по непрерывной шкале. от исключительно благосклонных до враждебных. Хотя во всякой аудитории некоторые мнения могут располагаться почти что в любой точке этого распределения, в целом мнения аудитории обычно концентрируются вокруг определенной точки. Эта точка концентрации представляет собой обобщенную установку аудитории по отношению к предмету.
Вы должны охарактеризовать вашу аудиторию как имеющую позитивную установку (слушатели уже придерживаются данной точки зрения), не имеющую определенного мнения (слушатели не информированы, нейтральны или безразличны) или имеющую негативную установку (слушатели придерживаются противоположной точки зрения). Тогда вы сможете разработать стратегию адаптации своей речи к этой установке.
Континуум мнений можно представить следующим образом:
1. Позитивная установка аудитории. Если вы считаете, что слушатели уже разделяют ваше мнение, то вам стоит подумать о том,чтобы пересмотреть свою цель, сосредоточившись на конкретной программе действий.
2. Отсутствие определенного мнения. Если вы считаете, что у слушателей нет определенного мнения по вашей теме, вы можете поставить себе цель сформировать их мнение или убедить их действовать:
3. Негативная установка аудитории. Если вы считаете, что слушатели не согласны с вами, ваша стратегия будет зависеть от того, является ли их установка умеренно негативной или полностью враждебной:
ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Жесты: попытка обобщения и классификации
Люди гордятся своей рациональностью. Мы редко делаем что-либо без какой-нибудь реальной или воображаемой рациональной причины. Чтобы удовлетворить эту потребность слушателей, основные положения направленной на убеждение речи обычно формулируются как доводы. то есть заявления, объясняющие, почему предложение оправдано .
Как найти хорошие доводы? Доводы — это заявления, которые отвечают на вопрос, почему мы должны верить во что-то или делать что-то. Если вы хорошо знакомы со своим предметом, у вас, скорее всего, уже есть в распоряжении какие-то доводы.
Как только вы составите список возможных доводов, взвесьте и оцените их. чтобы выбрать из них три или четыре хороших. Вот несколько критериев для оценки предполагаемых доводов.
Вам следует задать себе минимум три вопроса, чтобы убедиться в том, что вы собираетесь представить действительно убедительное доказательство.
Самыми распространенными схемами, по которым вы будете строить вашу убеждающую речь, являются методы изложения рациональных доводов, решения проблемы, сравнительных достоинств и мотивации.
Метод изложения рациональных доводов. Это прямолинейная схема, следуя которой вы представляете аудитории наилучшим образом подкрепленные доказательствами доводы в таком порядке: второй по силе довод в начале, самый сильный довод в конце, остальные — между ними. Этот метод будет работать, если ваши слушатели не имеют никакого определенного мнения о предмете, относятся к нему безразлично или, возможно, лишь немного склоняются в сторону «за» или «против».
Пример предложения. Я хочу, чтобы мои слушатели голосовали за введение школьного налога во время ноябрьского голосования:
Метод решения проблемы. Вы можете прояснить суть проблемы и наглядно объяснить, почему предложенное решение является наилучшим. Структура речи, построенной по этому методу, часто организуется вокруг трех основных положений:
Этот метод также состоит в прямолинейном изложении доводов. так что он лучше всего будет работать в тех случаях, когда предмет относительно мало знаком аудитории, — когда она просто не знает о существовании проблемы, или когда аудитория не имеет никакого мнения, или в умеренной степени либо за, либо против предложенного решения.
Пример предложения. Я хочу, чтобы мои слушатели голосовали за введение школьного налога во время ноябрьского голосования.
Для речи, построенной с использованием схемы решения проблемы, логика, связывающая доводы и цель оратора, может быть выражена так: если представленная проблема не решается или не может быть решена с помощью текущих мер, а данное предложение способно разрешить проблему практично и выгодно, то предложение должно быть принято.
Метод сравнительных достоинств. Структура метода сравнительных достоинств позволяет оратору сместить акцент на преимущества предлагаемого курса действий. Вместо того чтобы представлять предложение как способ разрешения серьезнейшей проблемы, этот метод изображает его как нечто, что должно быть принято только по причине его преимуществ перед тем, что в настоящее время делается.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Методы отражения уловок в споре
Наиболее действенной эта схема оказывается в случае, когда аудитория согласна либо с тем, что существует проблема, которая должна быть разрешена, либо с тем, что предложение лучше всех альтернативных, даже если на данный момент нет никаких конкретных проблем. Подход к вопросу введения школьного налога с позиций сравнения достоинств будет выглядеть примерно так.
Пример предложения. Я хочу, чтобы мои слушатели голосовали за введение школьного налога во время ноябрьского голосования.
Для речи, построенной по схеме сравнительных достоинств, логика организации, связывающая доводы и цель речи, может быть выражена так: если изложенные доводы показывают, что данное предложение обеспечивает значительное улучшение по сравнению с тем, что в настоящее время делается, то предложение должно быть принято.
Метод мотивации. Сочетает в себе решение проблемы и мотивацию слушателей. Он следует схеме решения проблемы, но при этом включает в себя необходимые шаги, предназначенные для того, чтобы усилить мотивационный эффект речи. Мотивационная схема, как правило, состоит из пяти шагов :
Мотивационная схема речи в защиту предложения поддержать введение школьного налога будет выглядеть так.
Пример предложения. Я хочу, чтобы мои слушатели голосовали за введение школьного налога во время ноябрьского голосования.
Поскольку мотивационная схема — это вариант схемы решения проблемы, логика организации речи здесь во многом та же: если текущие меры не разрешают проблему, новое предложение, которое, действительно, способно разрешить ее, должно быть принято.
Мотивация, или «силы, действующие на организм извне и изнутри, которые инициируют и направляют поведение» (Petri, 1996). часто возникает в результате использования стимулов и эмоционального языка. Чтобы стимул имел какую-то ценность, он должен быть значимым. Значимость стимула подразумевает, что он пробуждает эмоциональную реакцию. Воздействие стимула наиболее мощно, когда он является частью какой-нибудь значимой цели.
1. Сила стимулов. Люди скорее склонны воспринимать стимулы как значимые, когда эти стимулы указывают на благоприятное соотношение издержек и вознаграждений. Предположим, вы просите своих слушателей пожертвовать час в неделю своего времени на то, чтобы поучаствовать в благотворительной программе. Время, которое вы предлагаете им потратить, вероятнее всего, будет воспринято как издержки, а не как стимулирующее вознаграждение; однако вы можете описать данную благотворительную работу таким образом, что она сама будет восприниматься как дающий вознаграждение, значимый стимул.
Например, вы можете сделать так, чтобы ваши слушатели, уделяя время столь важному делу, чувствовали себя людьми с сознанием гражданского долга, социально ответственными или благородными помощниками. Если вы покажете в своей речи, что эти вознаграждения или стимулы перевешивают издержки, ваши слушатели с большей вероятностью захотят принять участие в поддерживаемой вами программе.
2. Использование стимулов, соответствующих основным потребностям. Стимулы наиболее действенны, когда служат удовлетворению основных потребностей. Одна из самых популярных теорий в области потребностей принадлежит Абрахаму Маслоу (Maslow, 1954). Согласно этой теории, люди проявляют большую склонность действовать, когда стимул, предлагаемый оратором, способен удовлетворить одну из важных неудовлетворенных потребностей слушателей.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Приемы убеждения и аргументации в рекламе
В чем смысл такого анализа для вас как для оратора? Во-первых, она описывает типы потребностей, к которым вы можете обращаться в своей речи. Во-вторых, она позволяет понять, почему некоторая линия развития речи может хорошо работать в одной аудитории и приводить к неудаче с другой аудиторией. Например, в трудные с экономической точки зрения времена люди больше озабочены удовлетворением физиологических потребностей и потребностей безопасности, и поэтому будут менее склонны реагировать на обращение к общественным чувствам и альтруизму.
Третий и, возможно, наиболее важный момент состоит в том, что если ваше предложение вступает в конфликт с ощущаемой потребностью, вы должны иметь наготове сильную альтернативу из той же самой или из более фундаментальной категории потребностей. Например, если реализация вашего предложения будет стоить людям денег (скажем, будут повышены налоги), вы должны показать, что эти меры удовлетворяют какие-то другие, сравнимые по значимости потребности (например повышают их безопасность).
Чтобы речь была эффективной, важно доверие слушателей к оратору. Если вы намерены убеждать своей речью, кроме того, чтобы быть хорошо подготовленными, подчеркивать вашу заинтересованность в благополучии слушателей, своим видом и манерой говорить демонстрировать энтузиазм, вы должны вести себя этично. Следующие четыре правила лежат в основе этичной убеждающей речи.
Убеждающие речи произносятся для того, чтобы сформировать или изменить мнение аудитории или мотивировать слушателей совершить какие-то действия. Принципы, которыми следует руководствоваться при составлении и презентации публике такой речи, соответствуют описанным нами шагам подготовки информационной речи.