Руководства, Инструкции, Бланки

как написать детектив пошаговая инструкция img-1

как написать детектив пошаговая инструкция

Категория: Инструкции

Описание

Фрэй Джеймс - Как написать гениальный детектив, Читать книгу онлайн, Страница 3

Как написать гениальный детектив

Порой авторы детективных романов шепотом обсуждают теорию, суть которой заключается в том, что плоские персонажи оказывают на читателя особое воздействие. Поскольку внутренний мир плоских персонажей либо небогат, либо отсутствует вовсе, читатель проецирует на персонаж свои личные свойства и особенности характера. Пример таких персонажей - герои комиксов. Та же схема действует при восприятии абстрактных картин - каждый человек самостоятельно привносит форму в аморфное, бесформенное изображение. Один из величайших режиссеров Альфред Хичкок говорил, что на главную женскую роль предпочитает выбирать блондинок, индивидуальность которых либо выражена слабо, либо отсутствует в принципе. В таком случае зритель будет проецировать на главную героиню свою собственную индивидуальность.

Я предпочитаю яркие трехмерные персонажи, но это дело вкуса. Я с большим удовольствием буду читать о Джордже Смайли, персонаже, созданном Джоном Ле Карре, чем о приключениях Джеймса Бонда, хотя, следует признаться, я прочел немало романов Яна Флеминга. Читать романы, где действуют шаблонные главные герои, все равно что гнать спортивную машину по узкой дороге. Скорость порой приносит удовольствие. Если хотите так писать - воля ваша. Критики выставят вас на посмешище, но ваши кредиторы будут радоваться как дети, получившие леденцы длиной в десять футов каждый.

Хорошее драматическое произведение повествует о трансформации персонажа в процессе драматической борьбы, имеющей ясную цель. Детективные произведения - особый тип драматической литературы. Драматическая трансформация бывает разной: атеист обретает веру, алкоголик бросает пить, негодяй раскаивается. В детективном произведении драматическая трансформация по большей части повторяется от произведения к произведению - сложность и неясность становятся достоверностью и определенностью, в начале убийца неизвестен - в конце книги его вычисляют, и ему не избежать возмездия.

Виды детективных произведений

Давайте назовем гениальный детектив произведением, соответствующим следующей парадигме: персонаж, который мы зовем «злодеем», совершает убийство; его преследует другой персонаж - положительный герой, благодаря усилиям которого свершается правосудие. В данной книге под сыщиком подразумевается персонаж, расследующий убийство. Он является главным героем произведения. Кто он по профессии - неважно. Он может быть студентом, заключенным, зубным врачом, землекопом или просто бездельником. Главный герой может быть «настоящим сыщиком» - полицейским или частным детективом, но может им и не быть.

Гениальный детектив в первую очередь должен являться потрясающим художественным произведением. Во всех гениальных художественных произведениях есть мораль. Они объясняют, что такое быть настоящим человеком, как относиться к ближним, учат нас жизни. Детективные произведения рассказывают об убийстве и свершении правосудия - таким образом, они несут в себе мощную идею этики и морали.

Детективные романы - литература массовая, а значит, она должна быть развлекательной. Поэтому автору, взявшемуся писать детектив, нужно помнить, что он работает над произведением, которое, с одной стороны, должно доставлять удовольствие, а с другой - содержать в себе мораль.

Обычно в книгах, рассказывающих о том, как написать детектив, детективные произведения подразделяются на категории. Детективы бывают «полицейские», «про частных сыщиков», «про детективов-любителей», «жесткие», «мягкие», «иронические», «научно-фантастические», «исторические», «фэнтезийные», «романтические». Иногда к детективам относят и криминальные романы, как например, «Почтальон всегда звонит дважды» (1934) Джеймса М. Кейна. Эти категории полезны в издательском деле, да и писателю важно знать, к какому типу относится детектив, над которым он работает. Но с художественной точки зрения можно выделить три вида детективных произведений: жанровые детективы, детективы мейнстрима и эстетические детективы.

В жанровых детективах (их еще иногда называют «детективы категорий») все внимание сосредоточено на процессе расследования преступления: уликах, свидетелях, игре в кошки-мышки, которую ведет герой/сыщик с убийцей. Эти детективы держат читателя в постоянном напряжении, а героя подстерегает масса опасностей. Они обладают большим числом элементов, присущих триллерам: крадущимися убийцами, бомбами, которые вот-вот взорвутся, и т. д. Персонажи в лучших образцах жанровых детективов театральны, но не карикатурны. Театральность проявляется в их подчас излишней яркости, особенностях характеров и эксцентричности. Жанровые детективы обычно издаются в мягкой обложке и помимо книжных магазинов также продаются в аэропортах, на автовокзалах, в газетных ларьках, аптеках и супермаркетах. Потрясающие жанровые детективы пишут Сью Графтон и Тони Хиллерман.

Детективы мейнстрима сначала выходят в твердой обложке и только потом в мягкой. У них тот же набор черт и элементов, что и в жанровых детективах - улики, свидетели, напряжение и т. д. Отличие заключается в том, что персонажи детективов мейнстрима более многогранны, они прорисованы четче, чем герои жанровых детективов. Как и в остальных произведениях мейнстрима, персонажи выглядят более живыми, нежели «настоящие» люди с их насущными проблемами. В детективах мейнстрима обычно присутствует второстепенный сюжет, в котором главную роль играет бывшая жена или больной ребенок героя, не имеющие никакого отношения к убийству. Детективы мейнстрима рассказывают о людях, вовлеченных в расследование преступления. Потрясающие детективы мейнстрима пишет Скотт Туров.

Эстетические детективы также имеют многие черты жанровых, в них тоже есть трупы, улики, напряжение и т. д. но они очень часто написаны в унылом, угрюмом стиле. Эстетические детективы зловещи и показывают читателю темную сторону реальности. Очень часто героев таких детективов отвергло общество, они жестоки и ни во что не ставят закон. Эстетические детективы издают в мягкой обложке (в одинаковом формате с книгами в твердой обложке). Купить их можно в книжных магазинах. Непревзойденным мастером эстетического детектива считается Раймонд Чендлер.

Какой вид детективного произведения вы предпочтете, не столь важно. В любом случае вам придется начать с первоначальной идеи, о которой пойдет речь в главе II.

II. Первоначальная идея, которая поможет приступить к работе: хорошая, плохая, безобразная

Другие статьи

Как написать детектив с захватывающим сюжетом

Как написать детектив

Как самостоятельный жанр литературы детектив насчитывает более чем полуторавековую историю, и все эти полтора века он был весьма популярен. Его главный секрет в том, что читатель не просто следит за приключениями главного героя, а разгадывает преступление наравне с сыщиком – строит догадки, выделяет подозреваемых, продумывает мотивы. Важнейшая черта любого детектива – игра между читателем и автором, поэтому, если вы не знаете, как написать детектив и построить интересную игру со своей аудиторией, то эта статья поможет вам во всем разобраться.

Продумайте преступление

Преступление – это с чего стоит начать писать детектив, его основа, поэтому преступление необходимо проработать как можно тщательнее. В большинстве произведений речь идет об убийстве, но не всегда – историю можно построить на покушении на убийство, на угрозах, получаемых жертвой, на ограблении, совершенных при странных обстоятельствах, или на других неординарных событиях. На самом деле случай, который ляжет в основу вашего рассказа или комикса, вовсе не обязательно должен нарушать уголовный кодекс – он просто должен представлять собой некую тайну, к разгадке которой герои и читатели придут в конце. Однако для простоты мы будем называть такую тайну преступлением, соответственно, ее «виновника» – преступником, а того, кто пытается найти отгадку, – следователем или сыщиком.

Если вы хотите написать детективный рассказ высокого уровня, то желательно, чтобы преступление было интригующим, впрочем, даже «простое» убийство в темном переулке может стань началом отличной детективной истории. Уже на этом этапе важно не только придумать некое загадочное событие, но и сразу обозначить себе отгадку и хотя бы пунктирно наметить то, как будут развиваться события.

Ответьте на вопросы, которые помогут вам придумать сюжет для детектива: какие улики и зацепки получит следователь, какие теории выстроит, как будет продвигаться расследование? Есть ли свидетели? Кто будет первым подозреваемым, кто вторым и т.д. Что будет делать преступник, совершит ли другие преступления и по каким причинам (заметает следы или добивается какой-то цели)?

Подайте преступление красиво

«Ввод» преступления – одна из важнейших сцен детектива: это начало вашей игры с читателем, и необходимо, чтобы эта игра его затянула. Вы можете показать непосредственно совершение преступления (убийство на званом ужине), привести рассказ о нем (клиентка пришла к частному сыщику за консультацией) или, например, дать место происшествия. Важно, чтобы у читателя, как и у следователя, после «ввода» появились некие зацепки – отправные точки, на основе которых он будет строить свои догадки. Приведите достаточное количество деталей, введите нескольких свидетелей и/или подозреваемых.

Сделайте сюжет увлекательным, но не нарочитым

Тем, кто решил написать детективный роман, важно нащупать достаточно тонкую грань, разделяющую захватывающий сюжет от сюжета неправдоподобного. События, улики и разгадка не должны быть натянутыми и надуманными, а читатель не должен становиться в позу Станиславского и повторять про себя «Не верю». Конечно, не стоит делать преступление слишком простым, как и использовать шаблоны или большое количество деталей, позаимствованных из других детективов – это делает историю предсказуемой.

Если говорить о детективных комиксах. то в свое время с ними боролись не хуже, чем с настоящей преступностью. Содержание таких книг строго контролировалось, например, злодеи всегда должны были быть задержаны до совершения преступления, а их ремесло ни в коем случае не должно было показываться, как нечто привлекательное. Таким образом, детективные комиксы получались скучными и безжизненными. К счастью, сейчас ситуация изменилась, и вы можете дать волю своей фантазии.

Чтобы избежать очевидности смените в ходе расследования главного подозреваемого, введите переворачивающие дело улики, дайте неожиданную информацию о героях – о жертве, ее близких (если это значимо для расследования), подозреваемых и пр. Главное – избегайте нарочитости, а также не запутывайте сюжет так, чтобы вам самим впоследствии было слишком трудно выпутаться. Действия всех персонажей должны быть логичными (или по крайней мере – правдоподобными), все выводы, улики и зацепки должны быть получены сыщиком в ходе логического анализа, слежки, допросов и пр. а не в результате подбрасывания монетки или как подарок небес в прямом смысле этого слова. Подробнее читайте в статье «Составляющие хорошего детектива» .

Завершите свою историю

Какой бы ни была ваша тайна, в конце обязательно надо привести отгадку, объяснить мотивы преступника и ответить на все вопросы, накопившиеся у героев (то есть у читателя) по ходу действа. Обратное позволительно только Дэвиду Финчеру в фильме «Зодиак» (в том числе потому, что в данном случае преступник не был найден). В принципе детектив не тот жанр, где приветствуется открытый финал и тайне можно остаться не раскрытой. Подумайте сами: ваша игра с читателем должна завершиться, а если вы не дадите ответы, ваш «оппонент» не будет знать, правильны ли его догадки, соответственно от игры у него останется чувство неудовлетворения, что вам совершенно ни к чему.

Также читателя не стоит оставлять разочарованным, а потому никогда не объясняйте все стечением обстоятельств или роковой случайностью. Если в основе истории лежит самоубийство, оно должно быть вынужденным – и в конце выяснится, кто и почему заставил несчастную жертву прыгнуть с крыши. Не списывайте преступление на действие высших/потусторонних сил. если ранее произведение не предполагало ничего мистического. Читатель разгадывает загадку, отталкиваясь от тех данных, что вы ему дали. Откуда же ему было знать, что в вашей вселенной демоны похищают людей среди бела дня?

В любом случае лучше пусть концовка будет слегка предсказуемой, чем вызовет искреннее недоумение и разочарование. Заранее сложно сказать, кто из читателей сходу отгадает вашу загадку, а кто до конца останется заинтригован. Впрочем, еще почти сто лет назад было определено, что цель настоящего детектива – бросить аудитории вызов, но при этом позволить отгадать ребус немного раньше сыщика. Считается, что к моменту открытия карт у читателя должна быть вся информация, чтобы самому вычислить, кто преступник.

Выберите правильного преступника

Как мы уже говорили, знать, кто именно совершил преступление, вы должны еще в начале работы над детективом. Кого же лучше выбрать? Как правило, мистером или миссис Х становится кто-либо из или наиболее заметных героев, или, напротив, менее заметных. Первый вариант предпочтительнее, так как бросает читателю больший вызов – вы как бы показываете, что вот он, преступник, все время был на виду. Ваш злоумышленник в любом случае не должен остаться в тексте незамеченным – дайте читателю шанс зацепиться за него.

Ход, при котором во всех отношениях положительный герой оказывается главным злодеем, используется довольно часто, поэтому мы бы не советовали прибегать к нему, особенно несколько раз.

Как минимум в четырех книгах Дэна Брауна убийцей оказывался самый положительный персонаж, что, конечно, уже со второй историей воспринимается неоднозначно.

С другой стороны, установление личности преступника – широкое пространство для игры с читателем. как автор вы можете по ходу сюжета несколько раз намекнуть на одну личность, главным подозреваемым у следователя сделать другую, а фактическим убийцей – третью. Главное, чтобы все это логично легло в текст.

Создайте интересного сыщика

Кем бы ни был ваш детектив – профессиональным следователем со стажем или новичком, частным сыщиком – весельчаком или жертвой, подозреваемой в преступлении, – произведение гораздо сильнее впечатлит читателя, если создать живую личность, за которой любопытно наблюдать. Поэтому, помимо преступления, продумайте и образ того, кто будет его разгадывать. Если ваша история подразумевает противостояние детектива и преступника, так же внимательно отнеситесь и к образу антагониста. При этом считается, что детектив – не тот жанр, где надо тщательно, в деталях продумывать характеры в духе Толстого и прописывать душевные терзания, как это делал Достоевский.

Один из несложных приемов, как сделать характер заметным, – придать герою какую-нибудь интересную особенность, выделить несколько черт и упирать на них. Не обязательно создавать столь же эксцентричных персонажей, как Шерлок Холмс или Ниро Вульф, который никогда не выходит из дома и 4 часа в день посвящает исключительно орхидеям. Сделайте героя вечно ерничающим весельчаком или, напротив, мрачным меланхоликом; ценителем прекрасных вин и прекрасного пола или классической музыки и литературы; человеком с IQ 180 или того, кто представляет каждое преступление как шахматную партию и проигрывает дома различные комбинации.

Проверяйте детали

Всегда тщательно проверяйте упоминаемые факты, в том числе соответствие калибров и моделей оружия (а также размеров – спрятать в карман джинсов АК-47 очень тяжело), действие выбранных ядов (одни вещества перестают быть ядовитыми, будучи смешанными с той или иной пищей, а других надо употребить слишком много, чтобы действительно отравиться).

Если вы пишите о конкретном временном периоде, например, о двадцатых годах США с их чикагскими гангстерами, то постарайтесь изучить максимум информации о том времени.

Очень аккуратным стоит быть с «наукоемкими» уликами. например, с тем, как действительно выглядит тормозной путь от шин на асфальте; чем отличается след от веревки на шее у повесившегося и задушенного человека; как действует на труп трехдневное пребывание в воде и пр. Без таких тонкостей не обойтись, если вы хотите написать по-настоящему хороший детектив. Помните: детектив – это соревнование умов, а читатель, почувствовавший подвох, не захочет соревноваться с вами в сообразительности и, возможно, потеряет к истории всякий интерес.

Тихонов Александр - Крутые татуировки с супергероями Marvel

Скиньке пожалуйска эскиз ракету енота

Тенемрак - Как придумать идеальный образ злодея

Превосходно! У меня на счету около двадцати злодеев, и только семь из них являются шаблонными (при том, что они были первыми созданными ). Статья просто шикарна, благодаря ей, я немного подкорректировал характер и действия "семёрки". Благодарю за труды.

женя - Золотой век комиксов

Насколько я знаю, в это время было придумано порядка 400 супергероев

Алена - Как написать детектив

отличная статья! благодаря ей узнала для себя много нового

Как написать свой детектив

Совет 1: Как написать свой детектив Совет 2: Как написать детектив

Классический детектив - это Шерлок Холмс, Ниро Вульф и Эркюль Пуаро, неспешно распутывающие интригу. Оружие на страницах романа появляется не часто, а кровь и того реже. Ну, а современный российский детектив - это дитя американского «черного» детектив а. Крутой герой, реки крови, миллионные сделки и роковые красотки обязательны к применению. Чейз, Спиллейн и Чандлер – вот его родители. Cо времен Великой американской депрессии все подобные произведения пишутся по одному принципу. И вы тоже справитесь.

Придумайте героя. Книги пишутся для людей и о людях, поэтому без главного героя вам не обойтись. Как правило, автор всегда вкладывает в свои персонажи часть себя. Может быть, идеального себя, каким автор хотел бы стать, но никогда не станет. Создайте герою прошлое, и пусть оно отразится в его характере. Неудавшийся брак, служба в армии, несчастная любовь – выбирайте. Включите воспоминания о суровом прошлом в повествование, это модно.

Профессия главного героя должна быть вам близка и понятна. Если вы не отличаете сальдо от бульдо, а ЕБИТДА звучит для вас как страшное ругательство, не пишите экономические детектив ы и не делайте главного героя бухгалтером, случайно обнаружившим многомиллионные махинации. Лучший вариант – журналист. Он по роду своей деятельности обязан везде совать нос и ни в чем не разбираться.

Найдите преступление. Используйте для этого прессу и интернет. СМИ заполнены информацией об ужасающей коррупции, вскрытых аферах и жульничестве в верхних эшелонах власти. Выберите самую интересную аферу с вашей точки зрения, приспособьте к книжной реальности и подумайте, как ваш герой может в это вляпаться.

Отталкиваясь от характера преступления, продумайте остальных персонажей. Поскольку ваш герой слабо разбирается в вопросе и влез в историю случайно, нужен консультант: вор в законе, полковник милиции на пенсии, подпольный финансовый миллионер, отошедший от дел. Потом консультанта убейте. Обязательно введите в действие злодея, который окажется хорошим, и лучшего друга, который окажется предателем. Не забудьте о юморе. Забавный персонаж, регулярно попадающий впросак, украсит страницы вашего романа и сделает их живыми.

Поскольку большая часть читающей аудитории в нашей стране – женщины, нужна любовная линия. Смешайте в одну кучу историю о Золушке, Синей Бороде, Ромео и Джульетте и Снегурочке, у вас получится отличная история любви. Добавьте две - три постельных сцены и счастливый финал.

Создайте структуру всего действия. Все современные детектив ы строятся по очень простому принципу:
- главный герой случайно попадает в неприятности,
- затем он начинает разбираться с неприятностями и попадает в еще большие неприятности,
- теряет жену (друга, напарника, родителей, собаку),
- скрывается в лесах (в Париже, в Грузии, на помойке среди бомжей),
- случайно находит союзника,
- получает в руки оружие (убойный компромат, заложника),
- влюбляется и страдает,
- наносит решающий удар,
- теряет любовь (друга, родителей, собаку) или думает, что теряет,
- узнает, кто стоит за его мучениями (лучший друг, коллега, бывшая жена, злой начальник),
- наконец-то понимает все,
- находит любовь,
- Happy End.

Сюжет - это скелет будущего детектив а, теперь нужно «мясо». Добавьте конфликты, ссоры, больше подробностей и описаний. Придумайте несколько событий, способных перевернуть ход действия с ног на голову. Местный колорит и самобытная речь персонажей обязательна.

Убедитесь, что все, что вы наворотили, логично связано, действия персонажей вытекают из их характеров, а события плавно переходят одно в другое. Завершите все сюжетные линии, любое слово, произнесенное в романе, должно иметь завершение. Конечно, если вы не планируете писать продолжение. В этом случае оставьте сюжетный хвостик, уцепившись за который, вы сможете развернуть новый роман.

Подумайте, кто из персонажей не нужен для счастливого финала, и убейте его. Если нельзя убить, отправьте в леса (в Париж, в Грузию, на помойку к бомжам). Никогда не убивайте детей. Это не смешно, не увлекательно и не способствует легкости чтения. Большинство читателей проецирует события романа на себя, и смерть ребенка может оттолкнуть от дальнейшего чтения.

Не увлекайтесь долгим описанием драк. Даже если вы специалист по восточным единоборствам, держите себя в руках. Детектив - это быстро разворачивающееся действие, а динамизм роману придают диалоги. Вкладывайте в уста героев свои мысли, но не давайте им философствовать по две-три страницы.

Сделайте речь героев понятной и простой, диалектные словечки и немного мата приветствуется. Не злоупотребляйте научными терминами и сложными словами. Учтите, что большинство читателей этих слов не знает. Главному герою придумайте некую словесную фишку, которую он будет употреблять к месту и не к месту.

Не затягивайте действие. Все должно происходить быстро. Действие, растянувшееся на года, это не детектив. Максимум, что вы можете себе позволить, это описать события, происходящие через несколько лет, и сделать из них финал. На две страницы – не больше.

Ваш читатель должен «проглотить» книгу, а уже потом подумать, зачем он это, собственно, сделал.

Двадцать правил для написания детективов

Детективный роман — это своего рода интеллектуальная игра. Больше того, это спортивное соревнование. И создаются детективные романы по строго определенным законам — пускай неписаным, но тем не менее обязательным. Каждый уважаемый, и уважающий себя сочинитель детективов неукоснительно соблюдает их. Итак, ниже сформулировано своего рода кредо детективщика, основанное отчасти на практическом опыте всех больших мастеров детективного жанра, а отчасти на подсказках голоса совести честного писателя. Вот оно:

1. Читатель должен иметь равные с сыщиком возможности для разгадки тайны преступления. Все ключи к разгадке должны быть ясно обозначены и описаны.

2. Читателя нельзя умышленно обманывать или вводить в заблуждение, кроме как в тех случаях, когда его вместе с сыщиком по всем правилам честной игры обманывает преступник.

3. В романе не должно быть любовной линии. Речь ведь идет о том, чтобы отдать преступника в руки правосудия, а не о том, чтобы соединить узами Гименея тоскующих влюбленных.

4. Ни сам сыщик, ни кто-либо из официальных расследователей не должен оказаться преступником. Это равносильно откровенному обману — все равно как если бы нам подсунули блестящую медяшку вместо золотой монеты. Мошенничество есть мошенничество.

5. Преступник должен быть обнаружен дедуктивным путем — с помощью логических умозаключений, а не благодаря случайности, совпадению или немотивированному признанию. Ведь, избирая этот последний способ разгадки тайны преступления, автор вполне сознательно направляет читателя по заведомо ложному следу, а когда тот возвращается с пустыми руками, преспокойно сообщает ему, что разгадка все время лежала у него, автора, в кармане. Такой автор ничем не лучше любителя примитивных розыгрышей.

6. В детективном романе должен быть детектив, а детектив только тогда детектив, когда он выслеживает и расследует. Его задача состоит в том, чтобы собрать улики, которые послужат ключом к разгадке и в конечном счете укажут на того, кто совершил это низкое преступление в первой главе. Детектив строит цепь своих умозаключений на основе анализа собранных улик, а иначе он уподобляется нерадивому школьнику, который, не решив задачу, списывает ответ из конца задачника.

7. Без трупа в детективном романе просто не обойтись, и чем натуралистичней этот труп, тем лучше. Только убийство делает роман достаточно интересным. Кто бы стал с волнением читать три сотни страниц, если бы речь шла о преступлении менее серьезном! В конце концов, читатель должен быть вознагражден за беспокойство и потраченную энергию.

8. Тайна преступления должна быть раскрыта сугубо материалистическим путем. Совершенно недопустимы такие способы установления истины, как ворожба, спиритические сеансы, чтение чужих мыслей, гадание с помощью магического кристалла и т. д. и т. п. У читателя есть какой-то шанс не уступить в сообразительности детективу, рассуждающему рационалистически, но, если он вынужден состязаться с духами потустороннего мира и гоняться за преступником в четвертом измерении, он обречен на поражение ab initio [с самого начала (лат.)] .

9. Должен быть только один детектив, то бишь только один главный герой дедукции, лишь один deus ex machina [Бог из машины (лат.), то есть неожиданно появляющееся (как боги в античных трагедиях) лицо, которое своим вмешательством распутывает положение, казавшееся безнадежным]. Мобилизовать для разгадки тайны преступления умы троих, четверых, а то и целого отряда сыщиков — значит не только рассеять читательское внимание и порвать прямую логическую нить, но и несправедливо поставить читателя в невыгодное положение. При наличии более чем одного детектива читатель не знает, с которым из них он состязается по части дедуктивных умозаключений. Это все равно что заставить читателя бежать наперегонки с эстафетной командой.

10. Преступником должен оказаться персонаж, игравший в романе более или менее заметную роль, то есть такой персонаж, который знаком и интересен читателю.

11. Автор не должен делать убийцей слугу. Это слишком легкое решение, избрать его — значит уклониться от трудностей. Преступник должен быть человеком с определенным достоинством — таким, который обычно не навлекает на себя подозрений.

12. Сколько бы ни совершалось в романе убийств, преступник должен быть только один. Конечно, преступник может иметь помощника или соучастника, оказывающего ему кое-какие услуги, но все бремя вины должно лежать на плечах одного человека. Надо предоставить читателю возможность сосредоточить весь пыл своего негодования на одной-единственной черной натуре.

13. В детективном романе неуместны тайные бандитские общества, всякие там каморры и мафии. Ведь захватывающее и по-настоящему красивое убийство будет непоправимо испорчено, если окажется, что вина ложится на целую преступную компанию. Разумеется, убийце в детективном романе следует дать надежду на спасение, но позволить ему прибегнуть к помощи тайного общества — это уже слишком. Ни один первоклассный, уважающий себя убийца не нуждается в подобном преимуществе.

14. Способ убийства и средства раскрытия преступления должны отвечать критериям рациональности и научности. Иначе говоря, в roman policier недопустимо вводить псевдонаучные, гипотетические и чисто фантастические приспособления. Как только автор воспаряет на манер Жюля Верна в фантастические выси, он оказывается за пределами детективного жанра и резвится на неизведанных просторах жанра приключенческого.

15. В любой момент разгадка должна быть очевидной — при условии, что читателю хватит проницательности разгадать ее. Под этим я подразумеваю следующее: если читатель, добравшись до объяснения того, как было совершено преступление, перечитает книгу, он увидит, что разгадка, так сказать, лежала на поверхности, то есть все улики в действительности указывали на виновника, и, будь он, читатель, так же сообразителен, как детектив, он сумел бы раскрыть тайну самостоятельно задолго до последней главы. Нечего и говорить, что сообразительный читатель частенько именно так и раскрывает ее.

16. В детективном романе неуместны длинные описания, литературные отступления на побочные темы, изощренно тонкий анализ характеров и воссоздание атмосферы. Все эти вещи несущественны для повествования о преступлении и логическом его раскрытии. Они лишь задерживают действие и привносят элементы, не имеющие никакого отношения к главной цели, которая состоит в том, чтобы изложить задачу, проанализировать ее и довести до успешного решения. Разумеется, в роман следует ввести достаточно описаний и четко очерченных характеров, чтобы придать ему достоверность.

17. Вина за совершение преступления никогда не должна взваливаться в детективном романе на преступника-профессионала. Преступления, совершенные взломщиками или бандитами, расследуются управлениями полиции, а не писателями-детективщиками и блестящими сыщиками-любителями. По-настоящему захватывающее преступление — это преступление, совершенное столпом церкви или старой девой, известной благотворительницей.

18. Преступление в детективном романе не должно оказаться на поверку несчастным случаем или самоубийством. Завершить одиссею выслеживания подобным спадом напряжения — значит одурачить доверчивого и доброго читателя.

19. Все преступления в детективных романах должны совершаться по личным мотивам. Международные заговоры и военная политика являются достоянием совершенно другого литературного жанра — скажем, романов о секретных разведывательных службах. А детективный роман про убийство должен оставаться, как бы это выразиться, в уютных, домашних рамках. Он должен отражать повседневные переживания читателя и в известном смысле давать выход его собственным подавленным желаниям и эмоциям.

20. И наконец, еще один пункт для ровного счета: перечень некоторых приемов, которыми теперь не воспользуется ни один уважающий себя автор детективных романов. Они использовались слишком часто и хорошо известны всем истинным любителям литературных преступлений. Прибегнуть к ним — значит расписаться в своей писательской несостоятельности и в отсутствии оригинальности.

а) Опознание преступника по окурку, оставленному на месте преступления.
б) Устройство мнимого спиритического сеанса с целью напугать преступника и заставить его выдать себя.
в) Подделка отпечатков пальцев.
г) Мнимое алиби, обеспечиваемое при помощи манекена.
д) Собака, которая не лает и позволяет сделать в силу этого вывод, что вторгшийся человек не был незнакомцем.
е) Возложение под занавес вины за преступление на брата-близнеца или другого родственника, как две капли воды похожего на подозреваемого, но ни в чем не повинного человека.
ж) Шприц для подкожных инъекций и наркотик, подмешанный в вино.
з) Совершение убийства в запертой комнате уже после того, как в нее вломились полицейские.
и) Установление вины с помощью психологического теста на называние слов по свободной ассоциации.
к) Тайна кода или зашифрованного письма, в конце концов разгаданная сыщиком.

Поделиться ссылкой: