Руководства, Инструкции, Бланки

журнал наблюдения за детьми в доу образец img-1

журнал наблюдения за детьми в доу образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Карта наблюдения за деятельностью педагога

Карта наблюдения за деятельностью педагога

На ее лицевой стороне отражены краткая характеристика педагога и его профессиональный рост (из года в год фиксируется вся работа по совершенст­вованию педагогического мастерства), а на оборотной сто­роне — все данные о наблюдении: кто наблюдает, каковы цель наблюдения и его итоги. Это дает возможность поэтап­но изучать деятельность педагога и изменения его педа­гогического мастерства, профессиональной квалификации.

На данном этапе изучаются состояние знаний, умений, навыков детей, их воспитанность, уровень профессионального мастерства воспитателей, используемые методы и приемы в работе с дошкольниками, система планирования учебно-воспитательного процесса; создание пред­метно-развивающей среды детства, взаимосвязь, в работе с родителями для полноценного развития детей.

Методами сбора информации являются метод наблюдения (за режимными моментами, деятельностью воспитателя, поведением детей на занятии, свободной деятельности), анализ документации (планов воспитательно- образовательной работы, тетрадей работы с родителями), анализ детских работ, тестирование, анкетирование (родителей, педагогов), беседа с воспитателями, детьми. Т.е. методы контроля зависят от цели, видов и объектов контроля. При этом надо фиксировать получаемую информацию. Текстовая форма записи требует много времени, поэтому используется графическая форма и текстовая форма сбора и фиксации результатов.

Все фор­мы осуществления контроля должны быть подтверждены ра­бочими материалами. Если запланирован анализ диагностики детей по определенному разделу программы, то диагностические карты должны присутствовать в материалах контроля. Если старший воспитатель проводит собеседование с педаго­гами ДОУ, то перечень вопросов к собеседованию также должен быть в наличии.

Все рабочие материалы могут оформляться произвольно. Это могут быть записи старшего воспитателя в отдельной тетради, протоколы диагностирования детей, протоколы посе­щения групп, записи о результатах наблюдения за детьми и т.д.

А.И. Васильева, Л.А.Бахтурина, И.И. Кобитина предлагают вести записи о результатах наблюдения за работой педагога в специальной тетради контроля примерно по такой схеме:

Первичный анализ собранного материала.

Важность этого этапа состоит в необходимости
систематизации всей информации, полученной в ходе контроля и ее
аналитической обработки. Так как цель контроля заключается в глубоком изучении отдельного вопроса по одному из разделов работы всего
учреждения, то важно выделить не только недостатки работы, но и
проанализировать их причины. В ходе контроля определяется наиболее высокий уровень работы отдельных педагогов по изучаемому вопросу. Эта информация должна рассматриваться руководителем как
исходный материал для формирования педагогического опыта. Низкие результаты служат основанием для выработки путей устранения и оказания методической помощи воспитателям. Руководителю и заместителю следует выяснить низкий результат наблюдается в работе отдельных педагогов, у группы педагогов, либо у всего педагогического коллектива, отсюда и возникает проблема устранения недостатков.

Выработка рекомендаций и определение путей исправления недостатков.

Рекомендации по устранению причин в работе отдельных педагогов могут быть даны в форме индивидуальной беседы после проведения контроля. Если недостаток выявлен у группы педагогов, то разрабатываются рекомендации для заместителя по проведению различных видов методических мероприятий по их устранению. Общие результаты контроля и рекомендации по устранению недостатков доводятся до сведения педагогов на педсовете, на котором обсуждаются итоги контроля и анализируется уровень знаний, умений, навыков и воспитанности детей, уровень профессионального мастерства педа­гогов, содержание планов работы с детьми, родителями, анализиру­ются условия для осуществления учебно-воспитательного процесса. По итогам изучения и всестороннего анализа принимается кон­кретный план действий по исправлению недостатков, который записывается в решение педагоги­ческого совета.

К условиям рациональной организации контроля относятся:

1.Генерализация. В процессе контроля необходимо выделить основные вопросы, подлежащие контролю, кардинальные направления деятельности ДОУ.

2.Интеграция. При проведении контроля чаще привлекать органы управления образованием, специалистов, родителей, чтобы получить более объективную информацию.

3.Гуманизация. означает, что в процессе контроля требуется установление уважения, взаимопомощи. Замечания старший воспитатель высказывает педагогу в спокойной обстановке после занятий. Если все же возникает необходимость сделать замечание во время работы, то делается это незаметно для детей и в очень корректной форме. Нельзя вмешиваться в ход работы воспитателя, за исключением тех случаев, когда ребенку грозит какая-либо опасность, а если методист считает необходимым показать воспитателю, как вести тот или иной процесс, то по предварительной договоренности он занимает место воспитателя, а воспитатель становится в позицию наблюдателя.

4.Индивидуализация. При проведении контроля руководитель и заместитель должны учитывать индивидуальные особенности педагога, и дифференцированно использовать методы и формы контроля каждого педагога.

5.Плановость. Все мероприятия по проведению контроля должны быть спланированы. При наблюдении рекомендуется делать записи в соответствии с целевой установкой. Полученный фактический материал старший воспитатель использует в беседе с воспитателем по итогам проверки. Каждая запись датируется, отмечаются тема и цель наблюдения, анализ, выводы и предложения.

6.Систематичность. Необходимо помнить, что одноразовые, мимолетные посещения группы не дают права делать выводы о работе воспитателя. Если методист поставил цель — проанализировать какой-то вид деятельности или режимный процесс, то необходимо полностью проследить этот вид деятельности от начала до конца.

7.Гласность означает наличие у педагогов информации и сроках проведения контроля, возможность присутствия на занятии, получение полной информации о результатах контроля. Итоги любой проверки должны знать все члены педагогического коллектива.

- следует не просто проверять состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений воспитательно- образовательной работы в детском саду;

- контроль необходимо планировать;

- в процессе контроля важна не просто констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению

- контроль будет действенным только в том случае; если он осуществляется вовремя и если мероприятия,
намеченные в результате его проведения, выполняются;

- следует инструктировать по существу контролируемых
вопросов тех, кого проверяют, помогать им при выпол­нении намеченных решений;

При проведении контроля за руководителем ДОУ и его заместителем закреплены следующие функции( в соответствии с Положением о должностном контроле в ДОУ):

— контролируют состояние реализации образовательной
программы, утвержденной Уставом ДОУ;

— проверяют ведение воспитателями установленной доку­ментации;

— координируют совместно с проверяемым педагогическим
работником сроки и темпы освоения детьми разновозрастных групп образовательных программ;

— организуют и участвуют в проведении проверочных работ
(педагогических срезов) для установления уровня умений и навыков детей;

— контролируют состояние, пополнение и использование
методического обеспечения образовательного процесса;

— применяют различные технологии контроля освоения
детьми программного материала;

— готовится к проведению проверки, при необходимости
консультируется со специалистами, разрабатывает план-
задание проверки;

— проводят предварительное собеседование с педагогическим работником по тематике проверки;

— запрашивают информацию у педагогического работника
об уровне освоения детьми программного материала, обоснованность этой информации;

— контролируют индивидуальную работу педагогического
работника со способными (одаренными) детьми;

— контролируют создание педагогическим работником безопасных условий проведения учебных и внеучебных заня­тий с детьми, воспитательных мероприятий; оформляет в установленные сроки анализ проведенной проверки;

— разрабатывают экспертное заключение о деятельности педагогического работника для проведения его аттестации;

— оказывают или организуют методическую помощь педагогическому работнику в реализации предложений и рекомендаций, данных во время проверки;

— проводят итоговый контроль за устранением замечаний, недостатков в работе;

— принимают управленческие решения по итогам проведен­ной поверки.

У руководителя и заместителя при проведении контроля имеются следующие права

Избирать методы проверки в соответствии с тематикой
и объемом проверки;

Привлекать к контролю специалистов извне для прове­дения качественного анализа деятельности проверяемого педагогического работника;

По договоренности получать тексты для педагогических срезов из методкабинета города (района);

Использовать тесты, анкеты, согласованные с психологом; ' .

По итогам проверки вносить Предложение о поощрении
педагогического работника, о направлении его на курсы повы­шения квалификации;

Рекомендовать по итогам проверки изучение опыта работы педагога в методическом объединении для дальнейшего
использования в работе других педагогических работников;

Рекомендовать педагогическому совету принять решение о предоставлении педагогическому работнику «права само­
контроля»;

Перенести сроки проверки по просьбе проверяемого, но
не более чем на месяц;

Использовать результаты проверки для освещения деятельности дошкольного образовательного учреждения в СМИ.

5. Ответственность проверяющего

Проверяющий несет ответственность за:

Тактичное отношение к проверяемому работнику во вре­мя проведения контрольных мероприятий.

Качественную подготовку к проведению проверки деятельности педагогического работника.

5.3. Ознакомление с итогами проверки педагогического
работника до вынесения результатов на широкое обсуждение

5.4. Срыв сроков проверки.

5.5. Качество проведения анализа деятельности педагогического работника.

5.6. Соблюдение конфиденциальности при обнаружении
недостатков в работе педагогического работника при условии
устранимости их в процессе проверки.

5.7. Доказательность выводов по итогам проверки.

план контроля в ДОУ;

отчет о выполнении контроля за учебный год;

доклады, сообщения на педагогическом совете, Совете
дошкольного образовательного учреждения, родительском комитете и др. органах самоуправления ДОУ;

— журнал контроля или справки, акты по проверке.
Документация хранится в течение 3 лет в канцелярии

Для того чтобы контроль мог стать инструментом моти­вирования труда других, руководителю нужно контролиро­вать прежде всего самого себя, самому избегать грубых ошибок, имея в виду следующее:

контроль не должен ограничиваться инцидентами;

тотальный контроль порождает волюнтаризм (со сторо­ны администрации);

скрытый контроль вызывает только досаду;

контролируйте не только любимого воспитателя;

контроль не проформа (кто не контролирует, тот не интересуется достижениями своих сотрудников);

не контролируйте из-за недоверия.

Вопросы для обсуждения.

1. Что понимается под «контролем»?

2. Что такое внутриучрежденческий контроль и каково его значение?

3. Каковы цель, задачи предмет и объект контроля?

4. Какие виды контроля используются в ДОУ?

5. В каких формах может осуществляться контроль?

6. Какие методы проведения контроля используются руководителем ДОУ?

7. В каком виде можно фиксировать результаты контроля?

8. Каковы условия рациональной организации контроля в ДОУ?

Дата добавления: 2015-10-21 ; просмотров: 2274 | Нарушение авторских прав

Видео

Другие статьи

Дневник практики

/ дневник практики

Знакомство с дошкольным учреждением и основными его помещениями.

В первые дни своей практики в детском саду № 1340 я ознакомилась с устройством ДОУ, коллективом и своим старшим воспитателем -Корнышевой Ириной Анатольевной, группой в которой буду проходить практику, документацией, с обустройством внутреннего пространства ДОУ и территорией прилегающей к помещению на которой поводятся прогулки детей детского сада. Приоритетным направлением в работе педагогического коллектива является сохранение психического и физического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка, адаптация к жизни в обществе. На территории детского сада действуют 6 групп и 2 Группы кратковременного пребывания (учусь плавать). Дети от 2-х до 7-ми лет.
На территории детского сада находятся:
- Групповая комната. Созданы все условия для полноценного развития и воспитания детей старшего возраста. В группе есть раздевалка, игровой уголок, уголок природы, уголок отдыха, уголок с дидактическими материалами, уголок рисования, уголок с игрушками, столы для занятий, спальня, буфет где хранятся посуда и столовые приборы для приема пищи;

- Музыкальный зал. Имеется пианино, рядом - костюмерная с различными костюмами сказочных героев, детские музыкальные инструменты, различные декорации из картона, пластмасса и ткани;

- Спортивный зал. Физкультурный зал оснащен шведскими стенками, канатом, висами, кольцами, лавочками, подставкой для обручей разных размеров, инвентаря достаточно для занятий со всеми детьми группы одновременно, мячи разного размера, кегли, палки, мешочки, кубики имеются в достаточном количестве для всех детей, инструктором изготовлены массажные коврики, дорожки, серсо и др. приспособления для физического воспитания;

- Бассейн. Имеет раздевалку уложен плиткой в синих оттенках покрытый резиновым выпуклым ковриком. Имеет не большую глубину 60 см. Поручни и не выступающие ступени. Есть индивидуальные шапочки для каждого ребенка и плавательные круги, полотенца.

- Методический кабинет. Оснащён всем необходимым для осуществления педагогической деятельности. Имеется компьютер, на стеллажах расставлены папки по всем направлениям деятельности дошкольного учреждения: нормативно-правовая документация, специальная методическая литература, пособия.

-Кабинет заведующей. Комната в строгом стиле на рабочем столе имеется компьютерное оборудование, документы, письменные принадлежности. В центре комнаты переговорный стол, вдоль стен шкаф с документами, отчетностью. папками. Кабинет чистый и светлый;

-Подсобное помещение- имеется подготовительные материалы для проведения уроков, наглядные пособия, инвентарь. Хозяйственное оборудование.

-Административно-хозяйственная часть. Территория вокруг детского сада благоустроена, имеет эстетический и яркий вид. По периметру детского сада расположены детские игровые площадки, на которых размещено стационарное игровое оборудование: качели, беседки, песочницы, различные качалки, клумбы. На территории дошкольного учреждения много деревьев, кустарников. В целом, детский сад имеет яркий и ухоженный вид.

Условия в группе в которой я буду проходить практику (старшая группа) на первый взгляд хорошие. Проводить воспитательно-образовательную работу с детьми под руководством старшего воспитателя, заместителя заведующей и методиста.

имеют высшее образование: 7 чел. (44 %);

имеют высшую квалификационную категорию: 1 чел. (6 %);

имеют первую квалификационную категорию: 3 чел. (19 %);

соответствуют занимаемой должности: 1 чел. (6 %);

Заслуженных работников: 1 чел. (6 %);

Почетных работников: 1 чел. (6 %).

Знакомство с правами и обязанностями воспитателя дошкольного учреждения.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 работники дошкольных учреждений имеют следующие права:

Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.

2. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.

3. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.

4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением.

5. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, а также минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливаются Кодексом законов о труде Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия, предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

6. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

6.1. За работниками, привлекаемыми по решению уполномоченных органов исполнительной власти к проведению единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденными от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, сохраняются гарантии, установленные трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права актами.

Работникам, привлекаемым к проведению единого государственного экзамена, может выплачиваться компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

7. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему. Руководство образовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия.

8. Педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере 100 рублей - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.

Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом указанным органом; педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений - по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом.

В соответствии с «Уставом ДОУ в РФ» педагог имеет право:

участвовать в работе совета педагогов;

избирать и быть избранным председателем совета педагогов ДОУ;

выбирать, разрабатывать и применять образовательные программы (в том числе авторские), методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы;

защищать свою профессиональную честь и достоинство;

требовать от администрации ДОУ создания условий, необходимых для выполнения должностных обязанностей, повышения квалификации;

аттестоваться на основе соискательства на соответствующую квалификационную категорию;

участвовать в научно-экспериментальной работе;

распространять свой педагогический опыт, получивший научное обоснование;

получать социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации; дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам местными органами власти и управления, учредителем, администрацией ДОУ.

В соответствии с «Уставом ДОУ в РФ» педагог обязан:

выполнять Устав ДОУ;

соблюдать должностные инструкции, Правила внутреннего распорядка ДОУ;

охранять жизнь и здоровье детей;

защищать ребенка от всех форм физического и психического насилия;

сотрудничать с семьей по вопросам воспитания и обучения ребенка; обладать профессиональными умениями, постоянно их совершенствовать.

Наблюдение за проведением занятия.

Тема занятия- Коммуникационное начало грамоты.Наблюдала за проведением занятия дисциплины коммуникации (Начало грамоты) .В старшей группе ежедневно проводятся два занятия общей продолжительностью до 40 мин, включая перерыв. Занятия организуют в первой половине дня. Перерыв между ними используется для переключения детей на другую деятельность, не допускается чрезмерно подвижных, шумных игр. Нельзя произвольно увеличивать продолжительность занятий и их количество в течение дня. Занятия проводятся согласно тематическому планированию. Оборудование, столы, стулья подбираются в соответствии с возрастом и потребностями детей. И так в четверг проводится занятие дисциплины коммуникации (Начало грамоты). Подготовка педагога: Образовательная деятельность проходит по пособию -Жукова страницы 39-40 тема «Коммуникационное начало грамоты». Педагог готовит демонстративный материал, журнал, методичку. Идет подготовка к уроку. Воспитатель вводит детей в тему занятия рассказывает о ней старается вести тематические диалоги с детьми.

Наглядный материал: Доска, указка, два наборных полотна со схемами трёхвекового и пяти звукового слов, красные, синие, зеленые, фишки, колпачки (треугольники), набор фишек и игрушек.

Раздаточный материал. Рабочие тетради, красные, зеленые, синие фишки, указки.

Заинтересованность детей: Дети вовлечены. Идет как коллективная работа так и самостоятельная. Уровни задач идут от простого к сложному. Педагог поощряет правильные ответы, есть стимул отвечать верно.

Приемы педагогов: Педагог переключал внимание детей. Задействовал всех детей, урок проводился в игровой форме, разбавлялся физ. Минутками, зарядками.

Окончание занятия: Проходит положительно, педагог индивидуально подходит к каждому ребенку, уделяет внимание и сообщает замечания и достижения детей.

Заканчивается занятие уборкой своего рабочего места и в общем позитивно.

Наблюдение проведения режимных моментов.

Проведение культурно- гигиенических мероприятий-Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, правила культурного приема пищи, поддержания порядка в окружающей обстановке, в том числе и своего внешнего вида, аккуратного обращения с вещами как личного, так и общественного пользования, правила хорошего тона в общении со сверстниками и со взрослыми и др.
Перечень навыков в старшей группе определяется с учетом требований программы. Воспитатель использует игровую форму (считалочка) стараясь оставить положительные впечатления об этом процессе. Так же воспитатель проводит беседу для чего это нужно таким способом прививая детям привычку.

Организация сна- Организуя дневной сон целесообразно осуществлять его после проветривания, свежий прохладный воздух лучшее снотворное.

Ребёнок должен «уйти в сон » спокойный, поэтому воспитатель решает все негативные вопросы, «помириться», простить все провинности и поговорить о чём-то хорошем, а лучше спеть колыбельную песню. Подготовка ко сну требует времени, отсутствие посторонних звуков (шума, громких голосов, шепота на фоне тишины, благоприятной эмоциональной атмосферы. Мы используем музыкальное сопровождение, соответствующая речь педагога (темп, громкость, тембр, тональность голоса, приятные тактильные и визуальные ощущения. Все эти средства удовлетворяют потребность ребёнка в безопасной и комфортной среде.

На первом этапе подготовки ко сну мы включали спокойную музыку, под которую дети раздевались, проходили в спальную комнату и укладывались в кроватку.

Первые звуки музыки способны снять излишнюю активность и возбудимость, оказывает общее успокаивающие воздействие.
На втором этапе проводился комплекс дыхательных упражнений, выполняемых в спокойном темпе, например игра «Роза и одуванчик», педагог регулирует выполнение упражнения словами «вдох-выдох». Упражнение повторяется 5-6 раз, оно успокаивает и способствует улучшению самочувствия и общему оздоровлению детского организма.

На третьем этапе – засыпание, сон. На четвёртом этапе - пробуждение детей после сна следует подготовить организм ребёнка к двигательной активности, осуществляя плавный естественный переход от состояния покоя к бодрствованию. Начинается пробуждение со звуков нежной, но бодрой пробуждающей мелодии. («Музыка для души», «Оттенки настроения»)

Воспитатель обращается к детям: «Добрый день! Скорей проснитесь, потянись и улыбнитесь»! После того, как воспитанники проснулись, им предлагается лёжа в кровати выполнить комплекс упражнений для достижения двигательной и эмоциональной активности, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации. (Комплекс «Игровая гимнастика») выполнив комплекс упражнений лёжа в кровати, дети спокойно встают и идут по массажным дорожкам.

Организация прогулки - Воспитатель учит детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они одевают рейтузы, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Приучаем малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу и не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит няня, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.
Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов.
Используются как народные так и тематические занятия это зависит от предшествующих уроков.Мы проводили «ПРОГУЛКУ-ЗАДАЧУ» направленная на решение какой-нибудь практической задачи.
Например, предлагается определить:
расстояние;
величину предмета;
высоту предмета;
его цвет;
крутизну склона;
направление и скорость ветра.
Дети заинтересованно себя вели, была комфортная погода.


Питание- Дети старшей группы вместе с воспитателем и его помощником начинают осваивать навыки сервировки стола, т. е. дежурят по столовой, одевают специально сшитые фартуки и накрывают на стол, ставят нужную посуду и выкладывают приборы с нужной стороны (ложки, вилки и ножи). Ножи безопасны для детей с притупленным лезвием. Дети со старшей группы должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами. Когда вся работа детей закончена, помощник воспитателя разливает готовую пищу. Дети садятся кушать, за столом воспитатель проговаривает вместе с ними, что они кушают, из чего приготовлено это блюдо, что в нем полезного. Так же проводит манеры этикета.