Руководства, Инструкции, Бланки

как вести читательский дневник 8 класс образец img-1

как вести читательский дневник 8 класс образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

404 - Категория не найдена

404 - Категория не найдена

Вы не можете посетить текущую страницу по причине:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет права доступа на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, перейдите на одну из следующих страниц:

Если проблемы продолжатся, пожалуйста, обратитесь к системному администратору сайта и сообщите об ошибке, описание которой приведено ниже.

Категория не найдена

Другие статьи

Электронный читательский дневник Забировой Ольги

Электронный читательский дневник Забировой Ольги

1 ."Остров сокровищ"
2 .Р.Л. Стивинсон. (1850-1894)
3 .Джим Хокенс, Сильвер, доктор Ливси, сквайр, капитан Смоллетт.

В этом произведении описываются приключения юного Джима Хокенса и его друзей. Они отправляются на поиски клада на Остров Сокровищ. Но в состав их команды случайно попадает шайка пиратов во главе с Джоном Сильвером. Во время плавания матросы затевают бунт, который продолжается и на острове.

В итоге Джим и его друзья побеждают всех пиратов, кроме 3 (которых они оставили на острове) и находят сокровища. Сильвер раскаялся и отправился домой вместе с победителями, но во время не большой остановки сбежал. Остальные же благополучно добрались до дома.

Моя встреча с этой книгой произошла летом, когда я занималась внеклассным чтением.

Это произведение о приключениях мальчишки по имени Джон Хокенс.

Большая часть событий происходит на "мрачном, залитом кровью острове", на Острове Сокровищ.

Мне это произведение безумно понравилось своим захватывающим сюжетом, храбростью положительных героев и удачным заключением их приключений.

Когда я узнала о том, что Джон Сильвер (ласковый, услужливый, добрый кок) оказался предателем, пиратом и затейщиком бунта, я была очень удивлена. В начале книги я была уверена, что он самый верный из всей команды капитана Смоллетта.

Также я очень переживала за Джима, когда он один в обществе двух пиратов, вел корабль в безопасное и, неизвестное пиратам, место.

Мне очень понравилась это книга, я советую прочитать её всем.

Краткое содержание произведения [23]

Мультфильм "Остров сокровищ" [24]

1 ."Жирафа"
2 .Татьяна Воробей.
3 .Вика, Олеся, отец Вики.

Это произведение о пятнадцатилетней девочке, по имени Вика. Её мама умерла, когда Вике было 3 года. Девочка жила с отцом.

Однажды отец встретил девушку, её звали Олеся. Он полюбил её и собирался жениться. Но Вика была категорически против.

Девочка всячески старалась поссорить отца с Жирафой (так называла Вика Олесю) и чаще всего у неё это получалось.

Но одно обстоятельство сблизило Олесю с Викой. Этим обстоятельством стола тяжёлая болезнь отца. К счастью всё обошлось, и после выздоровления состоялась свадьба.

Эту книгу мне предложила прочитать библиотекарь.

Это произведение, как говорится: о трудном ребенке.

Хочу рассказать один эпизод, который мне запомнился больше всего.

У Вики были чудесные, золотистые, длинные волосы. Когда она узнала о том, что её отец собрался жениться на Олесе, она их сбрила, пытаясь таким образом отомстить ему. До такой степени Вика ненавидела новую избранницу папы.

Эта книга учит нас быть сильными, терпеть и уважать выбор наших близких, не быть эгоистами. Ведь сначала Вика не понимала, что отец и Олеся любят друг друга. Она хотела только одного: сделать так, чтобы Олеся никогда не стала членом её семьи. Но после, она поняла, что была не права и смирилась с выбором отца. Также она поняла то, что Олеся вовсе не такая плохая, какой казалась.

Вот и мы должны в первую очередь думать не о себе, а о людях которые нам дороги. Нужно пытаться их понять. Так же нельзя делать выводы о человеке с первого взгляда, нужно сперва узнать его как следует.

О писателе. [31] - все произведения Татьяны Воробей.

1 ."Вешние воды".
2 .И.С. Тургенев. (1818-1883)
3 .Санин, Джемма, Марья Николаевна.

Молодой человек по фамилии Санин во время своего путешествия остановился в городе Франкфурт. Там он встречает свою любовь: Джемму, но к сожалению у нее был жених. Так как Джемма тоже полюбила Санина, она бросает жениха и решает выйти замуж за Санина. Для того чтобы организовать свадьбу и отремонтировать кондитерскую Джеммы, Санин решает продать свое имение в России. Там же во Франкфурте он встречает своего старого приятеля, и тот советует продать имение его жене. Санин направляется к ней. Эта женщина была необыкновенной красавицей, и Санин не может устоять перед ее чарами. После измены Джемме он уже не смог больше к ней вернуться, ему было ужасно стыдно. Только спустя многие годы он решается написать ей письмо, выясняется, что она живет в Америке и замужем. Она простила Санина. Он продав свое имение направился в Америку.

С этим произведением я познакомилась летом, занимаясь вне классным чтением.

Это произведение о любви русского молодого человека и красавице-итальянки. В основном события разворачиваются во Франкфурте, в 1871 году. Больше всего конечно меня поразило то, что Санин изменил Джемме. Он поступил очень подло, наобещав счастья Джемме и бросив ее. Я считаю - ни что не может его оправдать. Я испытывала какую то ненависть с Марье Николаевне. Ведь она знала, что у Санина есть невеста и что они любят друг друга, и сама она была за мужем, а все же всячески путалась "захомутать" Санина. Для госпожи Полозовой это была вовсе не любовь, а всего навсего развлечение. Она обходилась так со многими мужчинами, и я считаю, что это ее характеризует совсем не с положительной стороны. А вот Джемма мне очень нравилась, она была милой, хорошей красавицей. Хотя она и бросила своего первого жениха, но она сделала это ради любви к Санину, а он ее предал и оставил ни с чем. Мне было очень жаль эту ни в чем не виновную девушку.

Краткое содержание произведения :[33]

Статья "Два таланта":[38]

1 ."Любовь к жизни".
2 .Джек Лондон. (1876-1916)
3 .Путник, Билл.

Два товарища отправляются на поиски золота.

Во время возвращения с добычей домой, один из них подскользнувшись, упал и серьезно повредил ногу. Друг (его звали Билл) не стал дожидаться своего приятеля и отправился дальше. Путник решил все же не сдаваться и во что бы то ни стало выжить. Ему нечего было есть, нога невыносимо болела, дикие звери нападали. Но он все это поборол и выжил!

С этой книгой я познакомилась случайно, мне посоветовала ее библиотекарь.

Это произведение о безграничном стремлении жить! Это стремление мы наблюдаем у главного героя книги. Основные черты характера путника: выносливость, терпеливость, целеустремленность, а главное - любовь к жизни! Таких сильных людей (и физически и духовно) я не встречала. Больше всего меня поразил поступок Билла: он бросил своего друга, одного без пищи, воды и с поврежденной ногой. Я не понимаю как можно так поступить. Но путник не отчаялся и сам, без посторонней помощи выжил. Это произведение заставляет нас задуматься над своей жизнью. Мы должны быть благодарны за каждый прожитый нами день, каким бы он не был! Нужно стремиться к своей цели, и все обязательно получится.

1 ."Ромео и Джульетта" .
2 .У. Шекспир. (1564-1616)
3 .Ромео, Джульетта.

Существовало две семьи: Монтекки и Капулетти, они были заклятыми врагами на протяжении многих лет. И вдруг, так случилось, что Ромео (сын семьи Монтекки) и Джульетта (дочь семьи Капулетти) влюбляются друг в друга и тайно венчаются.

Защищая честь друга, Ромео во время поединка убил соперника и за это был осужден на изгнание. Отец решает выдать замуж Джульетту за графа Париса. Она в отчаянии. Священник советует Джульетте принять снотворное, после которого она "погрузится в состояние подобное смерти" на сорок часов. За это время ее похоронят, а Ромео заберет ее из склепа. К сожалению, до Ромео не доходит весть о том, что Джульетта приняла снотворное. Когда он узнал о смерти любимой, тут же отправляется к ней в склеп, перед ее гробом выпивает яд и умирает. Джульетта, проснувшись, видит мертвого супруга и, желая быть вместе с ним, вонзает кинжал в свою грудь.

Это произведение я хотела прочитать давно, но решила только сейчас.

Эта книга о несчастной любви прекрасной девушки, по имени Джульетта, и храброго, мужественного молодого человека, по имени Ромео. И правда говорят, "нет повести печальнее на свете". Я читала это произведение со слезами, особенно концовку. Видимо, не суждено было этим влюбленным быть вместе. Родители очень любят своих детей и заботятся о них, но иногда это забота выходит боком. Как в случае с Джульеттой. Не была бы запланирована свадьба с графом Парисом, не погибли бы ни Джульетта, ни Ромео. Но что поделаешь, так сложились обстоятельства. Меня поразило то, насколько сильна была любовь этих, можно сказать, детей. Эти чувства проявляются в безумных поступках, как со стороны Ромео, так и со стороны Джульетты. Они всячески стремились и пытались быть вместе, но так распорядилась судьба.

Краткое содержание произведения. [43]

Иллюстрации к произведению: [44] Видеоряд:

Фильм "Ромео и Джульетта":[46]

О трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" :[48]

1 ."Детство".
2 .М.Горький.(1868-1936)
3 .Алексей, Варвара, бабушка, дед.

В этом произведении М. Горький рассказывает нам историю своего детства. У него очень рано умер отец и он вместе со своей мамой и бабушкой отправляется жить к деде в Нижний. Там его ждет много трудностей.

Жизнь его там началась с жестоких наказаний, в основном они заключались в избиении. Мать сразу же куда то уехала, отношения с мальчишками и родственниками у Алексея не ладились, он подружился только с Циганком, он был придворным мальчиком девятнадцати лет, но вскоре умер. Самым близким человеком для мальчика стала бабушка. После, мать нашла нового мужа, Лексею он очень не нравился. Так как денег было очень мало Леша со своими товарищами стал воровать, собирать кости со дворов и продавать их. Из за этого отношения с одноклассниками не ладились. Вскоре умерла мать и дед решил, что Алексею пора идти в люди.

Это произведение о нелегком детстве Алексея Пешкова.

События, описываемые автором, происходят в городе Нижний. Детство Алексея было очень трудным: рано умер отец, бил дед, мать постоянно куда то уезжала, он постоянно наблюдал очень жестокое отношение деда к бабушке, денег было мало он был вынужден воровать и собирать тряпье, после умерла мать. Больше всего меня поражало отношение мужчин к женщинам и детям в этой семье. Что женщин, что детей жутко избивали. Я очень хорошо запомнила такой эпизод: беременная мать Алексея сидит на полу, опираясь локтями о стул, а отчим бьет ее ногой в грудь, Алексей не мог на это смотреть, схватил нож со стола и постарался воткнуть его в отчима, но к счастью лишь слегка поцарапал его бок. Так же в моей памяти отложилось много эпизодов когда дед избивал бабушку. Он становился диким и неуправляемым, а бабушка относилась к этому очень просто, меня это удивляло. Мать Алексея Варвара, тоже была очень строга к своему сыну, она очень мало с ним разговаривала и чаще всего была с ним груба. Она не уделяла ему ни сколько своего внимания, но ее можно понять: ей тоже жилось несладко. Но не смотря на все это Алексей был сильным мальчиком и в 11 лет дед отправил его в люди.

1 ."Хорь и Калиныч".
2 .И.С. Тургенев.(1818-1883)
3 .Хорь, Калиныч, Охотник.

Охотник в Жиздринском уезде, во время охоты знакомится с местным помещиком Полутыкиным, а тот знакомит его с двумя друзьями: Хорь и Калиныч.

Хорь был лысым, плечистым старичком низкого роста. Этот человек был "себе на уме", но хозяйство у него было всегда в порядке, денег достаточно, но он это отрицал. Семья у Хоря была большая, и все его дети (со своими семьями) жили у него. Калиныч же был полной противоположностью своему другу. Он был высокий и худой, добродушный, нежный и доверчивый. Хозяйство свое он в порядке содержать не мог, семьей обзавестись ему тоже не посчастливилось.

Этот рассказ входит с список летней литературы.

В этом произведении автор сравнивает двух совершенно разных людей. А точнее двух друзей: Хорь и Калиныч. Хорь был человеком строгим, любящим порядок, жизнь его в целом удалась: он обзавелся большой семьей, накопил денег и был в хороших отношениях с хозяином. Но во всех делах он проявлял некие странности, про таких людей говорят: "сам себе на уме". Калиныч же был совершенно другим человеком. у него не было ни семьи, ни денег и хозяйство он содержать толком не мог. Но при том он был очень добрым и простым, доверчивым. Хорь относится в числу реалистов, а Калиныч к числу мечтателей. Именно по тому, что они совсем разные, они и были хорошими друзьями.

Краткое содержание произведения :[57]

1 ."Бурмистр".
2 .И.С.Тургенев.(1818-1883)
3 .Бурмистр, Пеночкин, автор.

Однажды автору довелось гостить у одного богатого помещика Пеночкина. Этот Пеночкин был образованнейший дворянин, завидный жених и хорош собой. Но при всем этом вызывал у автора неприязнь.

Во время общения, Пеночкин не раз упоминал о том, что в деревне Шипиловка есть превосходный бурмистр. Когда автор собирался на охоту в Рябово, помещик напросился с ним, так как его деревня Шипиловка была неподалеку. Приехав в Шипиловку, автор узнал о том, что местный бурмистр у одного мужика забрал корову, отдал сыновей в рекруты без очереди и избил его жену. Многие говорили о бурмистре: "собака, а не человек". А Пеночкин не хотел этого и слышать.

Эту книгу я прочитала по совету библиотекаря.

Это произведение о наглом, грубом и несправедливом бурмистре, и о его барине, который во всем потакал ему. Происходят события в деревне Шипиловка. Меня удивило то, что Пеночкин так нахваливал бурмистра совершенно зря, потому что на самом деле этот человек творил в деревне что хотел, относился к жителям несправедливо, а Пеночкин считал его хорошим человеком. Есть такие люди, которые видят то, что хотят видеть, так вот Пеночкин и был таким.

Краткое содержание произведения :[62]

Анализ произведений Тургенева :[66]

1."Сказание о Кише".
2 .Джек Лондон.(1876-1916)
3 .Киш, Айкига, Бок.

Это произведение о мальчике по имени Киш. Он жил на берегу Ледовитого океана. Его отец был вождем племени. Вскоре он умер и Киш остался с мамой (ее звали Айкига). Им не хватало мяса, но соплеменники отказались помочь. Киш сам решил охотиться и каждый раз возвращался с убитым медведем. Новый вождь не понимал, как Киш это делает и послал двух мужчин проследить за ним. Оказалось, что Киш кормил медведя китовым усом, смазанным жиром.

Вскоре Киш стал вождем племени, и его племя было счастливо и сыто пока он был жив.

Это произведение я прочитала по летней программе.

Эта книга о смелом и умном мальчике, который роди своей мамы в одиночку охотился на белого медведя. Меня больше всего поразило то, что Киш отважился один охотиться на медведя, а главное как он это делал. Он кормил его китовым усом, смазанным жиром, а когда медведю становилось больно убить его было просто. Так же меня поразило, то что соплеменники не стали даже слушать Киша, когда он заявил о нехватке мяса в его семье, ведь они ПЛЕМЯ, они должны были обдумать и решить эту проблему. Киш не отчаялся, он поставил цель: прокормить мать и он достиг ее. Эта книга учит нас быть смелыми и всегда добиваться того, что задумали.

1 ."Дикая собака динго".
2 .Р. Фраерман.
3 .Таня, Коля, отец, мать, Филька.

Это произведение о девочке по имени Таня. Она жила с мамой (отец ушел когда Тане было 8 месяцев) Однажды Таня узнает о том, что ее отец со своей семьей приезжают жить в их город. Племянник жены Коля учится с Таней в одном классе, Таня просто ненавидела его. У Тани был очень хороший друг, его звали Филька он всегда помогал и поддерживал Таню. Он любил ее. Однажды на город надвинулся буран. Коля был в это время на катке. И Таня не побоявшись бури побежала за ним. Они шли домой вместе (Коля вывихнул ногу и Таня просто тащила его на себе). Через некоторое время Таня поняла, что влюбленна в Колю. Он тоже любил ее. Но Таня видела, что мать все еще любит отца и ей было тяжело. Девочка с мамой решают уехать. Объяснившись с Колей и простившись с Филькой она уезжает.

С этой книгой я познакомилась на осенних каникулах. Это произведение о "дикой собаке динго" так называли главную героиню ее друзья. Такое прозвище она получила за странное поведение и за то, что она почти ни с кем не делилась своими мыслями.

Из этого произведения мне больше всего запомнился один эпизод: во время бурана Таня практически на себе тащила Колю. Он вывихнул ногу и поэтому не мог идти. Еще меня поразило то, что по началу повести Таня просто ненавидела Колю, а в конце мы узнаем, что на протяжении всего этого времени они любили друг друга, но просто не догадывались об этом. Эта книга учит нас с добротой относиться к людям, стараться видеть в них что то хорошее. Не нужно относиться к человеку с ненавистью, нужно ее перебарывать.

Краткое содержание произведения: [69]

1.Гранатовый браслет
2.А. Куприн 3.

Василий Львович Шеин — князь, губернский предводитель дворянства Вера Николаевна Шеина — его жена, возлюбленная Желткова Георгий Степанович Желтков — чиновник контрольной палаты Анна Николаевна Фриессе — сестра Веры Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский — брат Веры, товарищ прокурора Генерал Яков Михайлович Аносов — дедушка Веры и Анны Людмила Львовна Дурасова — сестра Василия Шеина Густав Иванович Фриессе — муж Анны Николаевны Женни Рейтер — пианистка Васючок — молодой шалопай и кутила

Любовь. Этой теме посвящено столько стихов, написано столько произведений. Пожалуй, ни один писатель или поэт не обошел эту тему в своем творчестве. Для кого-то это было сладостное чувство, дарящее счастье и ощущение покоя. Для кого-то любовь была испепеляющим чувством, страстью, с которой трудно справиться. Сколько цветов и оттенков может быть у этого чувства. Одно точно, человек, испытавший любовь, познавший ее светлые и темные стороны, уже никогда не будет таким, каким был прежде. Это своего рода испытание, которое «перерождает нас самих», которое оставляет отпечаток на всей нашей жизни.

Не обошел п своем творчестве тему любви и А. И. Куприн. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви. Перу этого замечательного прозаика принадлежит большое количество рассказов о любви, каждый из которых поражает тем сильным и необыкновенным чувством, описанным в нем. У Куприна есть много тонких и превосходных рассказов о любви, об ожидании любви, о трагических ее исходах, об ее поэзии, тоске и вечной юности. Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он посылал «великое благословление всему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, запахам, людям, зверям и вечной благости и вечной красоте, заключенной в женщине».

Пожалуй, самой поэтичной вещью Куприна стал «Гранатовый браслет» — прекрасный рассказ о неразделенной великой любви, любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет». Главной героиней рассказа является молодая женщина Вера Николаевна, чья жизнь текла спокойно и размеренно, пока ее не пересекла та самая роковая и возвышенная любовь, о которой идет речь в рассказе. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу. Она была благородной, удивительной женщиной, достойной настоящей, «святой» любви.

Немалое значение отводит Куприн образу генерала Аносова. Именно на него возложена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно. Размышления о любви генерала способствует тому, чтобы его внучка с разных сторон посмотрела на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Генералу Аносову принадлежат пророческие слова: «. может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины». Куприн доверил своему герою сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Характерно, что великая любовь поражает самого обыкновенного человека — гнущего спину за канцелярским столом чиновника контрольной палаты Желткова. Он любит Веру Николаевну на протяжении восьми лет, но боится выдать ей свое настоящие имя, поэтому пишет письма, а которых рассказывает о своей любви. Развязки этой трагической любви наступает вскоре после того, как Желтков дарит на день рождение Вере Николаевне подарок. В роли этого подарка выкупил символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов, и о которой мечтает каждая женщина, — гранатовый браслет.

Браслет ценен для Желткова, потому что его носила его «покойная матушка», кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти. В самом деле, Вера Николаевна неожиданно предсказывает: «Я знаю, что этот человек убьет себя».

Куприн сравнивает пять гранатов браслета с «пятью алыми, кровавыми огнями», а Вера Николаевна с тревогой восклицает: «Точно кровь!» Гранатовый браслет символизирует любовь, которая не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества, ведь Желтков всего лишь мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна — княгиня. Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, и уверен в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство. Он пишет возлюбленной: «. Ваш до смерти и после смерти покорный слуга».

К сожалению, значение браслета Вера Николаевна понимает слишком поздно. Ее одолевает беспокойство. «Все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит». Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это — любовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он действительно любит, любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Для Желткова его любовь к Вере Николаевне — это божий дар, великое счастье: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». Он не проклинает судьбу, а уходит из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: «Да святится имя Твое!» И остается людям только символ этой прекрасной любви красивого человека — гранатовый браслет.

В основу рассказа «Гранатовый браслет» был положен реальный случай: в жену одного из российских губернаторов Людмилу Ивановну Любимову был безнадежно влюблен телеграфный чиновник Желтиков, который однажды послал подарок любимой женщине - простенькую позолоченную цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. По словам ее сына, это был «курьезный случай, скорее всего, анекдотического характера». Однако под пером Куприна этот «курьезный случай» превращается в трагическую историю любви. А позолоченная цепочка - в гранатовый браслет. Кстати, а почему в гранатовый?

«Это камень любви, гнева и крови. На руке человека, томящегося в лихорадке или опьяненного желанием, он становится теплее и горит красным пламенем. Если растолочь его а порошок и принимать с водой, он дает румянец лицу, успокаивает желудок и веселит душу. Носящий его приобретает власть над людьми. Он врачует сердце, мозг и память» - так в рассказе «Суламифъ» царь Соломон, даря своей возлюбленной драгоценности, говорит о «внутренней природе камней, об их волшебных свойствах и таинственных значениях». Итак, главная героиня рассказа княгиня Вера Николаевна Шеина получила на изменив и другую драгоценность - серьги из грушевидных жемчужин от мужа. Жемчуг же издавна являлся символом, с одной стороны, духовной частоты, с другой - недоброго предзнаменования. Предчувствуем именно недобрых предзнаменований пронизан рассказ.


Вспомним, с чего все начинается. С пейзажа, с описания «отвратительных погод», принесших холод, ураганный ветер, на смену, которым приходят прелестные солнечные дни. Вновь вернувшееся лето кратковременно, как коротка спокойна радость Веры. Ее ожидание «чего-то счастливо-чудесного» от дня своих именин, то и дело омрачается вроде бы незначительными происшествиями. Вот Анна, ее любимая сестра, «быстро подойдя к самому краю обрыва, отвесной стеной падавшего в море, заглянула вниз и вдруг вскрикнула в ужасе и отшатнулась назад с побледневшим лицом». Вот вспомнили о морском петухе, которого утром принес рыбак: «Прямо какое-то чудовище. Даже страшно». Вот Вера «машинально пересчитала гостей. Оказалось - тридцать». Вот в разгар карточной игры горничная приносит письмо и браслет с пятью гранатами. «Точно кровь», - думает Вера с неожиданной тревогой. Так исподволь готовит автор своих читателей к главной теме рассказа. События рассказа разворачиваются неспешно: идут приготовления к именинному обеду, постепенно съезжаются гости. Исподволь входит на страницы рассказа его основная тема - тема любви. «Редчайший дар высокой и безответной любви стал «громадным счастьем», единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над всеми другими героями рассказа. Не только грубый, недалекий Тугановский, легкомысленная кокетка Анна, но и умный, совестливый Шеин, почитающий любовь «величайшей тайной» Аносов, сама прекрасная и чистая Вера Николаевна пребывают в явно сниженной бытовой среде» (Л. Смирнова). Однако смысл рассказа совсем не в противопоставлении героев - княгини Шеиной и чиновника Желткова. В рассказе все глубже и тоньше. Значительность произведению придает тема любви. С ее появлением все повествование приобретает иную эмоциональную окраску. Вот первое упоминание слова «любовь» на страницах рассказа: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы, всеми силами старалась помочь князю удержаться от полного разорения». С первых строк возникает ощущение увядания: сходное с осенней природой однообразное, словно дремотное существование семьи Шеиных, где укрепились прочные отношения, а чувства словно уснули. Однако любовь была вовсе не чужда Вере, просто стремление к ней притупилось. Она «была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Это спокойствие и убивает Желтков. Портрет Желткова как будто предвосхищен словами генерала: «. очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине». Насколько обманчивы оказываются это впечатление! Даже князь Шеин способен оценить благородство души и силу любви этого худощавого телеграфиста: «. но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать». Именно поэтому он разрешит Желткову написать последнее письмо Вере, письмо, которое окажется сродни стихам о любви, в нем впервые будут сказаны слова, ставшие рефреном заключительной главы: «Да святится имя Твое». Несколькими годами раньше в одном из стихотворений цикла о Прекрасной Даме их использовал поэт Александр Блок. Дар предвидения, который подарил ей гранатовый браслет. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти

краткое содержание[72] биография автора[73]

1.Олеся.
2.А. Куприн.
3.Главные герои.

«Олеся» – один из ранних рассказов писателя. В нём проявился талант Куприна-пейзажиста и тонкого лирика.

Критики зовут «Олесю» «лесной симфонией».Сюжет рассказа нарочито прост, напоминает чем-то русские народные сказки. Барин Иван, приехав в деревню, встречает «дикарку» Олесю. внучку лесной колдуньи. Они любят друг друга, но их соединению препятствует слишком многое: разница в образовании и общественном положении, «ведьмачество» героини, её посвященность тёмным силам, природе, её простота. Олеся – живое воплощение тайного природного мира, стихии леса, любви, естественности. Она – существо цельное и гордое – вызывает восторг и уважение читателей, тогда как Иван Тимофеевич – сочувствие и жалость. Он – излюбленный герой Куприна. хороший слабый чёловек, не чуждый романтики, поэзии, искренности, но не способный бороться с обстоятельствами, с порядком окружающего мира. Разрыв Олеси и героя происходит по воле Олеси, но герой оказывается не в силах противиться героине. Как в сказке, царевна бежит от героя, но он не стремится ей вслед, принимаю разлуку как неизбежность. В этом – особая трагическая поэзия рассказа. Сцена прощания Ивана Тимофеевича с Олесей написана с оглядкой на большую культурную традицию. Для русской литературы характерен сюжет, в котором образованный мужчина влюбляется, а затем расстаётся с простой девушкой. Но Куприн этот романтический сюжет переосмысливает по-своему – у него именно сильная и страстная Олеся становится инициатором разрыва,потому хочет остаться в памяти любимого желанной и прекрасной. Такая трактовка народного женского характера не была однозначно принята критикой. Народнический журнал отказался напечатать рассказ – слишком уж образ Олеси был непривычен. Перед читателями – не рассказ на социальную тему, но рассказ о слабости и силе, о трагической встрече высокой стихийной души Олеси – и обычной, не готовой на подвиги души состоятельного горожанина. Именно этим и обуславливается красота и непреходящая ценность рассказа. В сцене прощания ярко обрисован сильный и страстный характер Олеси. Показана её нежность к любимому, её мудрость, её близость народно-песенной стихии.Чтобы объяснить своё решение немедленно расстаться, Олеся рассказывает Ивану сказочку с популярными народными персонажами – зайцем и волком. В её речи звучат простонародные, сказочные интонации,которые создаются с помощью повтора слов («Как расстанемся мы с тобой, тяжело тебе в первое время будет, ох как тяжело…»),специфического построения предложений («Плакать будешь, места себе не найдёшь нигде. А потом всё пройдёт, всё изгладится».) Олесиным словам свойственна напевность, но её ласковые обращения к герою лишь подчёркивают непреклонность её воли.Герой вынужден соглашаться, автор как бы не даёт ему слова, показывая его неспособность достойно ответить Олесе.Более того, герой довольно быстро соглашается с её доводами. Всё внимание сконцентрировано тут на образе Олеси,ради счастья любимого жертвующей собственным счастьем. Но гуманизм Куприна. его сочувствие герою, его знание человеческой природы проявляется в последней фразе Олеси : «И уж без горя ты будешь обо мне думать,а легко и радостно». Автор устами своей чудной героини подаёт герою надежду на будущее утешение. Она учит героя верить, что подлинная любовь, пусть не привела к семейному счастью, но из горя обернётся радостью.По сути, «лесная колдунья» раскрывает здесь древнюю библейскую истину: страдания перейдут в радость.Это – тот урок любви, который Куприн преподаёт герою и читателям.

"Олеся" - одно из первых крупных произведений автора и, по его же словам, одно из самых любимых. Анализ повести логично начать с предыстории. В 1897 году Александр Куприн служил управляющим имением в Ровенском уезде Волынской губернии. Молодого человека впечатлили красота Полесья и сложные судьбы жителей этого края. На основе увиденного был написан цикл «Полесских рассказов», украшением которого стала повесть «Олеся».

Несмотря на то, что произведение было создано молодым автором, оно привлекает литературоведов сложной проблематикой, глубиной характеров главных героев, удивительными пейзажными зарисовками. По композиции повесть «Олеся» является ретроспективой. Повествование идет от лица рассказчика, который вспоминает события минувших дней.

Интеллигент Иван Тимофеевич приезжает из большого города погостить в глухую деревушку Переброд, что на Волыни. Этот заповедный край ему кажется очень странным. На пороге ХХ век, стремительно развиваются технические и естественные науки, в мире происходят громадные социальные преобразования. А здесь, кажется, что время остановилось. И люди в этом крае верят не только в Бога, но также в леших, чертей, водяных и других потусторонних персонажей. Христианские традиции тесно переплелись в Полесье с языческими. Это первый конфликт в повести: цивилизация и дикая природа живут по совершенно разным законам.

Из их противостояния вытекает и другой конфликт: люди, воспитанные в столь различных условиях не могут быть вместе. Потому Иван Тимофеевич, который олицетворяет мир цивилизации и колдунья Олеся, живущая по законам дикой природы, обречены на расставание.

Близость Ивана и Олеси – кульминация повести. Несмотря на обоюдную искренность чувств, понимание героями любви и долга существенно разнятся. Олеся в сложной ситуации ведет себя гораздо ответственнее. Ее не страшат дальнейшие события, важно только одно, что она любима. Иван Тимофеевич, напротив, слаб и нерешителен. Он в принципе готов жениться на Олесе и забрать ее с собой в город, но толком не представляет как такое возможно. Влюбленный Иван не способен на поступок, поскольку привык в жизни плыть по течению.

Но один в поле не воин. Поэтому даже жертва молодой колдуньи, когда она ради своего избранника решается пойти в церковь, не спасает ситуацию. Красивая, но короткая сказка взаимной любви оканчивается трагически. Олеся с матерью вынуждены бежать из родного дома, спасаясь от гнева суеверных крестьян. В память о ней остается лишь нитка красных кораллов.

История трагической любви интеллигента и колдуньи вдохновила на экранизацию произведения советского режиссера Бориса Ивченко. Главные роли в его картине «Олеся» (1971) сыграли Геннадий Воропаев и Людмила Чурсина. А пятнадцатью годами ранее французский режиссер Андре Мишель по мотивам повести Куприна снял фильм «Колдунья» с Мариной Влади.

краткое содержание[75] иллюстрации[76]

1.Сотников2.В. Быков3.Дёмчиха (Авгинья Окунь, жена Дёмки Окуня), Петр (Петра Качан), Рыбак, Сотников.

Василий (Василь) Владимирович Быков (1924-2003) про­шел всю войну взводным. Война стала главной темой творчества белорусского писателя. Основой сюжетов произведений Быкова яв­ляется ситуация нравственного выбора. В его произведениях мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато писате­лю удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата. На примере самых незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны. Таковы его ранние работы: «Третья ракета» (1962), «Альпийская баллада» (1964), «Западня» (1964), «Мертвым не больно» (1966) и др. Вопросы о подлинном героизме, верности долгу и предательстве, правильности нравственного выбора Быков ставит в произведени­ях, относящихся к зрелому периоду творчества: «Сотников»(1970), «Обелиск» и «Дожить до рассвета» (1973), «Волчья стая» (1975), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1981) и др. Проблемати­ку этих произведений определил сам писатель: «Я говорю просто о человеке. О возможностях для него и в самой страшной ситуации — сохранить свое достоинство. Если есть шанс — выиграть. Если нет — выстоять. И победить, пусть не физически, но духовно». Сюжет повести «Сотников» прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание — добыть овцу для про­питания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя ус­пели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Они по- разному реагируют на предстоящую опасность: на первый взгляд, сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к опасности, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до по­следнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоин­ством встретить смерть… Иначе зачем тогда жизнь? Слишком не­легко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу». Писателю важно показать противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Рыбаку автор оставил возмож­ность иного пути даже после предательства — возможность покая­ния, искупления своей вины. Не случайно Папа Римский вручил В. Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви, тем самым усмотрев в этом произведении общечеловече­ское нравственное начало. Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагич­на сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью.

В отличие от предыдущих произведений, в «Сотникове», по меткому наблюдению венгерского критика Антала Вечека, отсутствует изначальное резкое разграничение «света» и «тени» в характерах главных персонажей, раскрываемых полностью лишь в завершающих эпизодах повести, где нравственная победа Сотникова заставляет, наконец, Рыбака догадаться, что можно позавидовать чужой смерти и проклясть дарованную тебе жизнь. Шарлотта Шмитц пыталась уверить читателей, будто и Рыбак и Сотников — оба терпят фиаско, поскольку ничего не меняют в течении событий, будто ни «жертвенность» Сотникова, ни прагматическое «бегство» Рыбака ничего не дают людям, одинаково бессмысленны. Это заявление возмутило Василя Быкова. Назвав поведение Сотникова «борьбой на крайнем пределе сил», он писал: «Я не знаю, каковы критерии подвига у Ш. Шмитц, но для меня Сотников — герой. Да, он не разгромил врага, но он оставался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут и на чьих глазах искал свой путь к спасению жизни Рыбак».

В книге «Литература дальних дорог» Клод Прево подчеркнул, что Сотников до конца жизни «верит в великие принципы и в человеческую нравственную силу» и смертью своей призывает к борьбе с фашизмом. И в связи с этим вспомнил трагедию Гете «Эгмонт», слова ее героя о необходимости сражаться до конца: «В чем вам пример сегодня подаю!» Сотникову очень хочется встретиться взглядом с мальчиком, чтоб тот не думал о людях плохо. И они — встречаются. Сотников «одними глазами улыбнулся мальчику». Сын комиссара гражданской войны, с честью прошедший свой путь, передает несгибаемость, веру, чувство чести — пример будущему поколению. Символом преемственности является здесь «старая армейская буденовка» с красной звездой. По тонкому замечанию Кати Яневой из Болгарии, Василь Быков «умеет «слушать» своих непретенциозных героев, улавливая много больше того, что они говорят, глубоко заглядывая в их психику и социальные истоки их поведения».

«Быковское отношение к войне выделяется из основного потока современной литературы, — правильно писал в Норман Н. Шнайдман.— Его повести являются философскими по своей концепции и психологическими но природе». Однако объективность изменила профессору, едва он перешел к анализу повести «Сотников», приведшему его к утверждению, которое он попытался распространить не только на другие повести Василя Быкова, но и на романы Юрия Бондарева, на «Потерянный кров» Понаса Авижюса: «Исследование и психологический анализ характера предателей и частая симпатия к тем, кто оказался слишком слабым, чтобы сопротивляться неистовому давлению обстоятельств, и кто хочет любой ценой спасти свою жизнь, — относительно новая тема в русской литературе». Единственным аргументом профессору послужило то, что Сотников, в мыслях подойдя к Рыбаку «по высшему кодексу человечности», заключил: «Рыбак недобрал чего-то как человек и гражданин». Свидетельствуя о недосягаемом превосходстве Сотникова над Рыбаком, эта мысль его не отменяет окончательного приговора, вынесенного Сотниковым Рыбаку и воспринятого последним «как удар по затылку».

мом превосходстве Сотникова над Рыбаком, эта мысль его не отменяет окончательного приговора, вынесенного Сотниковым Рыбаку и воспринятого последним «как удар по затылку». Короткой фразой Сотников определял и собственное, и авторское, и наше общее отношение к Рыбаку.

Фиксируя все большую сосредоточенность Василя Быкова в последующем творчестве на проблеме, «что завещали будущим поколениям мертвые последней войны, 20 миллионов погибших советских воинов», немецкая исследовательница Ньота Тун правильно заметила, что «эпиграфом ко всему творчеству Быкова могут служить слова из его повести «Обелиск»: «Смерть, братец, имеет смысл, большой смысл… Смерть — это абсолютное доказательство». В «Обелиске» он объявляет свое эстетическое кредо, он показывает, что придает Сотникову и лейтенанту Ивановскому уверенность в том, что смерть, неизбежность ее, не уничтожает память об их существовании».

Оказавшись перед решающим выбором, Сотников сознательно принимает решение, обусловленное всей его жизнью. Мимо этого, главного, прошли зарубежные истолкователи творчества Василя Быкова, воспринявшие ее как экзистенциалиста. В плену предубеждений оказался и Норман Н. Шнайдман, не заметивший неразрывной связи Сотникова и с предыдущим поколением (отец-комиссар), и со своими современниками (взирающие на него люди, которым он дает урок мужества), и с идущими ему на смену (мальчик в буденовском шлеме).

Профессор написал о Василе Быкове: «Он не обращается к героическим и романтическим убеждениям, с которыми по традиции ассоциируется военная тема. Он отвергает наивный, но широко распространенный взгляд, что есть особая порода людей, принадлежащих к «военному поколению», или что существует «абстрактное товарищество между солдатами». По Быкову, армия состоит из индивидуумов, и война не превращает их в одно единое тело. Он понимает, что человек перед лицом смертельной опасности одинок, одинокое созданье, отрешенное от повседневной жизни и занятое только тем, как бы выжить. Быков сочувствует своим героям, но он не щадит их. Многие из них проявляют подлинный героизм, вдохновленные глубокими порывами, но смерть оказывается ценой этической чистоты».

Можно подумать, что канадский профессор незнаком ни с «Альпийской балладой», ни с «Сотниковым» — произведениями, как мы видели, всем строем опровергающими подобные построения. Всемогущая, но совершенно непредсказуемая случайность, как в «Постороннем» Альбера Камю, определяющая выбор у экзистенциалистов, уступает у Василя Быкова место совершенно конкретным императивным доминантам характера, сформированным в человеке русским образом жизни.

1."на дне".
2.М. Горький

3.Михаил Иванов Костылев, 54 лет, содержатель ночлежки. Василиса Карповна, его жена, 26 лет. Наташа, ее сестра, 20 лет. Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет. Васька Пепел, 28 лет. Клещ Андрей Митрич, слесарь, 40 лет. Анна, его жена, 30 лет. Настя, девица, 24 лет. Квашня, торговка пельменями, под 40 лет. Бубнов, картузник, 45 лет. Барон, 33 лет. Сатин Актер

приблизительно одного возраста: лет под 40. Лука, странник, 60 лет. Алешка, сапожник, 20 лет. Кривой зоб Татарин

Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое — социально-бытовое и второе — философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.

Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (51 года) и его жене Василисе Карловне (26 лет), живут, по определению автора, «бывшие люди», т. е. люди без твердого социального статуса, а также работающие, но бедняки. Это: Сатин и Актер (обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, проститутка (24 лет), Бубнов (45 лет), Барон (33 лет), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб, крючники (возраст не назван). В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под 40 лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет). Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы. Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают). Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы (20 лет); Василиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) — полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин еще и шулер. Барон — бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно».

В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука, жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее. Анне он предрекает загробное счастье. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське и Наташе советует уйти из дома и т. д. Но в самый напряженный момент Лука фактически сбегает, оставив обнадеженных людей. Актера это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера, то досадливо и с горечью говорит: «Эх. Испортил песню. дурак!»

Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка — своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в самое себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности, отсутствия перспективы, которое, в частности, выражают Актер и Бубнов (резонер-пессимист) в словах: «А что же дальше» и «А ниточки-то гнилые. » Мир обветшал, обессилел, идет к концу. Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он предлагает бросить работать. Если все люди бросят работать, то что будет? «С голоду сдохнут. » — отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в нее какого-либо смысла. Сатин — своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором «Бог умер> (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто. Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. Так Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет.

Обиженный человек ушел и повесился (параллель с будущей смертью Актера). Лука не просто обычный странник, утешитель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница. Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки. Во всяком случае, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке, который он произносит, подражая голосу своего оппонента (принципиальная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания — в нем одном. Другого смысла (например, христианского) — нет. «Человек — это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека».

В пьесе Горького решается вопрос о месте человека в мире и о его ценности, поэтому это философское произведение. Действующие лица пьесы, униженные люди, разорвавшие связи с обществом и отвергнутые им, это люди, которые не имеют будущего. Ведут споры о правде, свободе, счастье, терпении, жалости. Герои решают вечный вопрос: «Быть или не быть?». Каждый из них понимает по–разному, что значит быть: для одних, быть значит быть кем-то в обществе, чтобы вызывать уважение, для других, быть значит жить безо всяких претензий. Первую позицию представляют Актер и Клещ, ко второй относятся Сатин и Бубнов. Третью позицию представляет Лука, он говорит, что люди живут для лучшего и достойны лучшего. Общество привыкло оценивать человека потому, что можно с него взять, следовательно, люди, которые оказались на дне ничего не стоят. Такое общество бесчеловечно. Это понимает Сатин, который отказался играть по бесчеловечным правилам и давно никуда не стремится. Лука – герой, представляющий евангельскую точку зрения на человека. Он приносит в ночлежку веру в праведную землю, но праведная земля у каждого своя, главное не отчаиваться ее найти. Если общество к человеку беспощадно, то Лука каждого ночлежника жалеет. Луке близка идея спасительной лжи, которую он формулирует в придуманной им притче о праведной земле. Луке в пьесе отводится роль безумца, навевающего «золотой сон». Поэтому он так ласков с людьми, называет их «милый», «голубка», поэтому он рассказывает Анне о загробной жизни, Пеплу – о золотой стороне Сибири, Актеру – о лечебнице с мраморными полами. Оппонентом луке в споре о человеке и отношении к нему является Сатин. С одной стороны, он продолжает идеи Луки, но считает, что человека нужно не жалеть, а учить пользоваться свободой. Вопрос о человеке для Сатина встает, потому что человек в его нынешней жизни унижен. Лука и Сатин расходятся в вопросе отношения к человеку. Потому что по – разному представляют себе путь, по которому должен пойти человек. Путь Луки – спасай, обманывая, а Сатин призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы. По мнению Сатина, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, но одновременно и мечтой о будущем, опирающейся на настоящее, не отрывающейся от реальной жизни. Мне кажется, что в современном мире не только возросла актуальность пьесы, ее злободневность, но и вполне закономерно на первый план выдвинут знаменитый «спор о человеке». «Человек – это звучит гордо!» - в этой фразе заключается вера в лучшее, без которой не может быть счастлив человек.

правда и ложь в пьесе[81]

иллюстрации к пьесе [85]