Руководства, Инструкции, Бланки

ответственность за нарушение инструкций по охране труда

Категория: Инструкции

Описание

Ответственность за нарушение охраны труда

Ответственность за нарушение охраны труда

Ответственность пострадавших за нарушения, которые привели к несчастному случаю

В актах о расследовании несчастных случаев необходимо указывать основных лиц, допустивших нарушения требований охраны труда. Положение (Кодекс) не предусматривает исключения из перечня лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, самих пострадавших.

Как правило, несчастные случаи происходят в результате нарушений требований, содержащихся в инструкциях по охране труда. Инструкция по охране труда - локальный нормативный правовой акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории организации, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

В числе лиц, допустивших нарушение требований охраны тру­да, можно указывать и самого пострадавшего, последний указы­вается в акте формы Н-1 в числе лиц, допустивших нарушение.

При расследовании любого несчастного случая на производстве объективно необходимо причислять пострадавшего к числу лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, и, если последние вторичны, т. е. являются следствием нарушений, допущенных другими лицами, пострадавшего не следует указывать в числе нарушителей.

Несчастных случаев, причиной которых являются нарушения, допущенные пострадавшими, достаточно много. Как правило, они происходят в результате действий, связанных с нахождением работника в состоянии алкогольного опьянения, в результате нарушения водителем Правил дорожного движения и т. д.

Решение о возложении на пострадавшего ответственности за допущенные нарушения, приведшие к несчастному случаю, может быть принято только после проведенной членами комиссии проверки его подготовки по охране труда в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, а также полноты принятых мер по обеспечению его безопасности. В частности, решение о возложении на пострадавшего ответственности за допущенные нарушения может быть правомерным только в случае, если:

- в установленном порядке проведен вводный инструктаж;

- своевременно был проведен повторный инструктаж (первичный инструктаж на рабочем месте) по разработанной и утвержденной в установленном порядке программе первичного инструктажа на рабочем месте, а также целевой инструктаж для работ, осуществляемых по наряду-допуску, либо разовых работ, не связанных с исполнением работником прямых обязанностей, выполняемых по приказу (распоряжению, поручению) работодателя или руководителя работ;

- перед допуском к самостоятельному выполнению работ по новой для него профессии пострадавший в установленном порядке проходил стажировку под руководством опытных работников организации в течение определенного времени (если несчастный случай произошел в период освоения новой профессии);

- в установленном порядке были проведены обучение и проверка знаний у пострадавшего по охране труда (для работников, выполняющих работы, к которым предъявляются повышенные (дополнительные) требования по охране труда), и членам комиссии были представлены соответствующие документы: программы обучения, протоколы проверки знаний, журнал посещения занятий и др.;

- инженерно-технические работники, проводившие инструктаж, обучение и проверку знаний по охране труда у пострадавшего, обладают достаточными знаниями и прошли в установленном порядке обучение и проверку знаний по охране труда;

- действующие в организации инструкции по охране труда (по профессиям и видам работ, имеющим отношение к несчастному случаю) в полной мере отражают требования отраслевых и межотраслевых нормативных правовых актов по охране труда;

- действующие в организации технологические документы (на операции и виды работ, имеющие отношение к несчастному случаю) содержат необходимые меры безопасности;

- пострадавший был в полной мере обеспечен исправными и сертифицированными средствами индивидуальной защиты, предусмотренными нормами и правилами, и обучен пользованию ими;

- рабочее место пострадавшего, оборудование, машина, на которых он работал, соответствуют требованиям правил и норм по охране труда.

Если в ходе расследования объективно установлены допущенные должностными лицами нарушения по упомянутым вопросам, возложение на пострадавшего ответственности за правонарушения, которые привели к несчастному случаю (даже если в его действиях формально усматриваются признаки вины за эти нарушения), является необоснованным.

Если установлена грубая неосторожность в действиях пострадавшего, которая привела к несчастному случаю, комиссия по расследованию устанавливает степень вины пострадавшего (в процентах) и указывает ее в акте о расследовании несчастного случая на производстве. При определении степени вины пострадавшего рассматривается заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Неосторожность действий пострадавшего проявляется в том, что работник не предвидел последствий своих поступков, хотя и должен был их предвидеть (небрежность), или что он предвидел эти последствия, но рассчитывал их предотвратить (самонадеянность).

Вина пострадавшего устанавливается только при условии грубой неосторожности в его действиях, приведших к несчастному случаю. Задача комиссии по расследованию в каждом конкретном случае определить, была ли допущена грубая неосторожность или простая неосмотрительность.

Грубая неосторожность в действиях пострадавшего устанавливается лишь в исключительных случаях, с учетом обстоятельств, при которых произошло нарушение работником правил по охране труда.

Решающее значение для оценки действий работника как проявление грубой неосторожности имеют субъективные моменты: квалификация, возраст, обученность пострадавшего по охране труда, степень его профессиональной подготовки, физическое и психическое состояние здоровья и т. д. а также объективные обстоятельства, например обстановка, при которой произошел несчастный случай.

В судебной практике грубой неосторожностью признается нетрезвое состояние пострадавшего, содействовавшее возникновению несчастного случая.

При установлении причин каждого несчастного случая чле­ны комиссии, с учетом конкретных обстоятельств, должны дать объективную оценку, произошел бы данный несчастный случай, если бы пострадавший находился в трезвом состоянии. Когда будет положительный ответ, следует признать необоснованным возложение на пострадавшего ответственности за несчастный случай только в связи с его алкогольным опьянением.

Для установления вины пострадавшего в происшедшем несчастном случае необходима причинная связь между неосторожными действиями самого работника и повреждением его здоровья. Если между действиями, связанными с грубой неосторожностью работника и повреждением его здоровья нет причинной связи, комиссии по расследованию не следует устанавливать вину пострадавшего.

Работодатель отвечает за любую степень вины, а вина пострадавшего учитывается только при его грубой неосторожности, поэтому вина работодателя определяется в большем проценте, чем работника.

Одновременно с обоснованным обвинением пострадавшего за допущенные им нарушения трудовой дисциплины (нахождение на работе в состоянии алкогольного опьянения) должен быть рассмотрен вопрос о возложении на конкретное должностное лицо ответственности за невыполнение указанных выше обязанностей.

Законодательством не установлены ограничения при определении степени вины пострадавшего, которая в зависимости от обстоятельств, установленных комиссией по расследованию несчастного случая, может быть в пределах от нуля до 100 процентов.

Нельзя при установлении вины сбрасывать со счета обстоятельство, что работник уже пострадал.

Если члены комиссии в результате расследования придут к выводу, что несчастный случай произошел вследствие грубой неосторожности самого пострадавшего, вопрос о степени его вины рассматривается на заседании комиссии, инициаторами которого являются, как правило, представители работодателя и страховщика — ФСС РФ (при его участии в расследовании). На заседание комиссии обязательно приглашают доверенное лицо пострадав­шего.

Документ, выдаваемый профсоюзным комитетом, должен называться «Заключение профсоюзного комитета о степени вины. », его нельзя подменять выпиской из протокола заседания профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками пред­ставительного органа.

В случае рассмотрения иска в суде о неправомерности установления вины пострадавшего в происшедшем несчастном случае, заключение профкома или иного уполномоченного работниками представительного органа является важным доказательством наличия (отсутствия) в действиях пострадавшего грубой неосторожности.

Возмещение пострадавшему морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве, осуществляется причинителем вреда (не страховщиком — ФСС РФ). Размер морального вреда определяется в денежной форме, с учетом фак­тических обстоятельств причинения вреда, тяжести травмы, степени вины пострадавшего, финансового положения причинителя вреда и других факторов исходя из принципов добросовестности, разумности и справедливости.

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  2. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. Утверждено постанов­лением Минтруда России от 24.10.2002 № 73.
  3. И. Цветков. Ответственность пострадавших за нарушения, которые привели к несчастному случаю - В журнале «Библиотека инженера по ох­ране труда» № 10 за 2006 г.

ответственность за нарушение инструкций по охране труда:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Ответственность работодателя

    Ответственность работодателя

    1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

    влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

    2. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

    Статья 5.27 (1) Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

    1. нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

    Влечет наложение административного штрафа от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    2. нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение.

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

    3. допуск сотрудников к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.

    Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей

    4. Допуск к работе лица, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знания требований охраны труда.

    Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

    5. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

    Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

    6. несоблюдение государственных нормативных требований охраны труда по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и пр.

    Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

    7. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

    Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, для юридических лиц – в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

    СТАТЬЯ 143 НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

    Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

    наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок

    Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их выполнению, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

    наказывается штрафом в размере до 400 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности (пр.)

    То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

    наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

    Лишением свободы на срок до 4 лет.

    Ответственность за нарушение норм охраны труда

    Ответственность за нарушение норм охраны труда 1. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства

    Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарнойответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (Ст.419 ТКРФ).

    2. Правовое основание привлечения к ответственности за несоблюдение требований охраны труда

    Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ст. 24. ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

    Основными правовыми документами, конкретизирующими нормы ответственности ответственных должностных лиц являются:

    - Положения о Службе и должностные инструкции;

    - Уголовный кодекс Российской Федерации;

    - Кодекс РФ об административных правонарушениях;

    - Гражданский кодекс Российской Федерации;

    - Трудовой кодекс Российской Федерации.

    Инженер по охране труда не является ответственным должностным лицом на предприятии, он оказывает помощь (работодателю) руководителю предприятия в организации службы охраны труда на предприятии. Имеет статус главного специалиста. Непосредственно подчиняется руководителю или главному инженеру предприятия.

    3. Дисциплинарные взыскания, предусмотренные ТК РФ

    За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания (статья 192 ТК РФ):

    3) увольнение по соответствующим основаниям.

    4. Виды административных наказаний

    За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст. 3.2 КоАП РФ):

    2) административный штраф;

    3) возмездное изъятие орудия совершения ли предмета административного правонарушения;

    4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

    6) административный арест;

    7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

    5. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

    В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении ( Ст. 27.1. КоАП РФ):

    2) административное задержание;

    3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

    4) изъятие вещей и документов;

    5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

    6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

    7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

    8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

    Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению (гражданское законодательство).

    6. Виды уголовных наказаний

    б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

    в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

    г) обязательные работы;

    д) исправительные работы;

    е) ограничение по военной службе;

    ж) конфискация имущества;

    з) ограничение свободы;

    к) содержание в дисциплинарной воинской части;

    л) лишение свободы на определенный срок;

    м) пожизненное лишение свободы;

    н) смертная казнь.

    7. Гражданско-правовая ответственность за причинение

    Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме.

    Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц (Ст. 8 ГК РФ).

    Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст. 15 ГК РФ).

    Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда ( Ст. 151 ГК РФ).

    • Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности
    • Управление охраной труда
    Популярное
    • Правила выполнения строительных чертежей
    • Календарный план производства работ по объекту
    • (ТТК) строповка и расстроповка грузов, разгрузочные работы и складирование материалов.
    • Конструктивные системы и Конструктивные схемы зданий
    • Строительные рабочие и организация труда
    • ТТК Бетонирование монолитных перекрытий
    • Правила привязки конструктивных элементов зданий к разбивочным осям
    • Грунты, их строительные свойства, классификация по трудности разработки
    • Графические обозначения в строительном черчении
    • Разработка грунтов одноковшовыми экскаваторами с различным сменным оборудованием
    Популярное
    • Правила выполнения строительных чертежей
    • Календарный план производства работ по объекту
    • (ТТК) строповка и расстроповка грузов, разгрузочные работы и складирование материалов.
    • Конструктивные системы и Конструктивные схемы зданий
    • Строительные рабочие и организация труда
    • ТТК Бетонирование монолитных перекрытий
    • (ТТК) Устройство плиточных полов
    • ТК Малярные работы
    • (ТТК) строповка и расстроповка грузов, разгрузочные работы и складирование материалов.
    • ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК) УСТРОЙСТВО КРОВЛИ ИЗ ЛЕГКИХ ВОЛНИСТЫХ ЛИСТОВ "ОНДУЛИН"
    Добавить в закладки:

    Ответственность за нарушение правил по охране труда

    В Основах законодательства о труде сказано, что администрация предприятий обязана не только организовывать труд рабочих, но и создавать условия для роста производительности труда, соблюдать законодательство о труде, улучшать условия труда. В этом же документе определены и меры ответственности должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда и производственной санитарии. Нарушение должностными лицами на предприятиях законодательства о труде и правил по охране труда и невыполнение обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда влечет за собой ответственность в дисциплинарном, административном или уголовном порядке, установленном законодательством. Дисциплинарная ответственность состоит в применении к виновному должностному лицу взыскания в установленном порядке.

    Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности являются результаты проверок состояния охраны труда, проводимые администрацией, органами надзора, общественными организациями, несчастные случаи и др. Технические инспектора труда и горнотехнические инспектора госгортехнадзоров имеют право делать представления руководителям предприятий или вышестоящим хозяйственным органам об освобождении виновных должностных лиц от работы или о наложении на них дисциплинарных взысканий за нарушение установленных правил по охране труда и технике безопасности. Виды, порядок и сроки наложения дисциплинарных взысканий предусмотрены Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, кодексами законов о труде союзных республик, уставами о дисциплине, правилами внутреннего трудового распорядка.

    За нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия, учреждения, организации применяет следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение рабочего или служащего.

    Уставом о дисциплине работников, занятых на работах в особо опасных подземных условиях, предусмотрено за нарушение правил безопасности и инструкций по безопасному ведению работ вместо дисциплинарного взыскания применение такой меры воздействия, как снижение единовременного вознаграждения за выслугу лет до 50 %. Устав о дисциплине допускает увольнение за нарушение правил техники безопасности не только работников действующих и строящихся шахт, но и лиц, занятых на подземных работах по эксплуатации, строительству и реконструкции горнодобывающих предприятий, строительству метрополитенов и различного назначения тоннелей вне зависимости от ведомственного подчинения предприятия, в котором выполняются такие работы. Административная ответственность должностных лиц за нарушение техники безопасности и правил по охране труда заключается в применении к виновным такой меры взыскания, как денежный штраф. Размер штрафа устанавливается в зависимости от тяжести совершенного проступка, с учетом личности нарушителя и степени его вины.

    Законодательством установлен круг лиц и органов, которым представлено право налагать штрафы. В зависимости от нарушения могут налагаться штрафы до 100 руб. Уголовная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда установлена уголовными кодексами союзных республик. В соответствии со статьей УК РСФСР за нарушение должностными лицами правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда должностные лица наказываются лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до 100 руб. или отстранением от должности, если это нарушение могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми, либо иные тяжкие последствия.

    Те же нарушения, повлекшие за собой причинение телесных повреждений или утрату трудоспособности, наказываются лишением свободы до трех лет или исправительными работами до двух лет; в случае смерти человека или причинения телесных повреждений нескольким лицам — лишением свободы на срок до пяти лет. Ответственными за нарушение правил безопасности горных работ могут быть не только должностные лица, но и любые работники (в том числе и рабочие), производившие горные работы с отступлением от правил и инструкций по охране труда.

    При выборе способа и построения схемы проветривания шахты исходят из общих требований безопасности, предусмотренных Едиными правилами безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным способом, условий надежности.
    Читать полностью

    Пылеулавливание применяют на проходческих и очистных комбайнах, а также при бурении скважин большого диаметра. Пылеулавливающая установка состоит из шахтного пылесоса и шламоуловителя, всасывающего и нагнетательного патрубков. Читать полностью Читать полностью →

    В комплексно-механизированных лавах значительное количество породной пыли образуется при передвижении секций механизированной крепи из-за перетирания обрушающихся нижних слоев кровли и просыпания породной мелочи в зазоры между перекрытиями.
    Читать полностью

    Вредность и опасность пыли. При проведении подготовительных выработок, очистной выемке угля, погрузке, транспортировании и перегрузке горной массы в результате измельчения угля и породы образуется и попадает в рудничный воздух горных выработок.
    Читать полностью

    В настоящее время широкое применение находит стационарная автоматическая аппаратура контроля метана — комплекс «Метан», которая обеспечивает непрерывное автоматическое измерение содержания метана в наиболее опасных местах (в очистных.
    Читать полностью