Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Правилам Безопасности Труда Для Учащихся При Проведении Экзамена В Кабинете Физики img-1

Инструкция По Правилам Безопасности Труда Для Учащихся При Проведении Экзамена В Кабинете Физики

Категория: Инструкции

Описание

Советы родителям по подготовке обучающихся к ГИА

Советы родителям по подготовке обучающихся к ГИА.инструкция по правилам безопасности труда для учащихся при проведении экзамена в кабинете физики

Советы родителям по подготовке обучающихся к ГИА

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и. не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением

-- Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

- Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ГИА. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

- Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут"

Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

- Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.

-В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

-Помогите распределить темы подготовки по дням.

-Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

Питание и режим дня

- Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"

- Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

- Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.

- С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку. разумеется, чтобы глюкоза стимулировала мозговую деятельность.

по правилам безопасности труда для учащихся при проведении экзамена в кабинете физики

1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания организатора экзамена.

2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения организатора экзамена.

3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

4. Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и порядок выполнения.

5. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность.

6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.

7. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией.

8. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов.

9. Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения организатора экзамена.

10. Не производите пересоединения в цепях до отключения источника электропитания.

11. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.

12. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

13. Не уходите с рабочего места без разрешения организатора экзамена.

14. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом организатору экзамена.

В случае нарушения экзаменуемым правил безопасного труда при выполнении экспериментального задания специалист по физике, участвующий в проведении экзамена, лишает экзаменуемого права выполнять экспериментальное задание. Он забирает комплект оборудования и выставляет в экзаменационный бланк тестируемого 0 баллов за выполнение экспериментального задания с указанием причины (нарушение правил безопасного труда).

Экспериментальное задание с использованием комплекта № 1.

Определение плотности твердого тела

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Другие статьи

Инструкция по правилам безопасности труда в кабинете физики для учащихся

Инструкция по правилам безопасности труда в кабинете физики для учащихся

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

4. Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание я ход выполнения.

5. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива.

6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.

7. Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь (особенно с неубранными волосами) к вращающимся частям машин.

8. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.

9. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого типа (при напряжении выше 42 В).

10. Источник тока и электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только с помощью приборов или указателей напряжения.

11. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите пересоединения в цепях и смену предохранителей до отключения источника электропитания.

12. Следите за тем, чтобы во время работы случайно не коснуться вращающихся частей электрических машин. Не производите пересоединения в электрических цепях машин до полной остановки якоря или ротора машины.

13. Не прикасайтесь к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам отключенных конденсаторов.

14. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.

15. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

16. Не уходите с рабочего места без разрешения учителя.

17. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

18. Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.

19. При ремонте электрических приборов пользуйтесь розетками, гнездами, зажимами, выключателями с невыступающими контактными поверхностями.

Инструкция для учащихся по охране труда при проведении занятий в кабинете и лаборатории физики - Образование

Директор МБОУ СОШ №5,г. Азнакаево

___________ М.М. Сабитова

ИНСТРУКЦИЯ
для учащихся по охране труда при проведении занятий в кабинете и лаборатории физики


1.1. К занятиям в кабинете физики и проведению опытов по физике допускаются ученики с 7 класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по здоровью. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по физике не допускаются.
1.2. При проведении демонстрационных опытов по физике возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
- поражение электрическим током при работе с нагретыми жидкостями и различными физическими телами;
- термические ожоги при работе с нагретыми жидкостями и различными физическими телами;
- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;
- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
1.3. Учащиеся должны знать:
- кабинет физики укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
- кабинет физики работает с 8.10 до 16.00
- дополнительные занятия с неуспевающими проводятся в назначенный день недели с 14.35 до 16.00
1.4. Учащиеся при проведении занятий и опытов по физике должны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.5. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации гимназии, врачу. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить учителю или лаборанту.
1.6. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда отстраняются от дальнейшего проведения лабораторной или практической работы.
1.7. Учащимся запрещается приносить острые, колющие, режущие и другие опасные для жизни и безопасности предметы, химические вещества.
1.8. Учащимся запрещается открывать окна и фрамуги без разрешения учителя.
1.9. Учащимся запрещается кричать на переменах, так как крик притупляет внимание, сидеть на столах, кататься на стульях.
1.10. За причиненный ущерб ученик несет материальную ответственность в пятикратном размере. Возмещение ущерба производится в течение 1 недели.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
    2.1. Подготовить к работе рабочее место.
    2.2. Убедиться в исправности оборудования и приборов.
    2.3.Учащимся запрещается включать электрооборудование, брать подготовленные к уроку приборы без разрешения учителя.
    2.4. При проведении лабораторных работ вход в кабинет только по звонку или с разрешения учителя.
  1. ТРЕБОВАНИЯ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
  2. 3.1. При работе с приборами из стекла применять стеклянные трубки с оплавленными краями, правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении. А концы смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином.
    При смешивании или разбавлении веществ, сопровождающемся выделением тепла, следует пользоваться фарфоровой или термостойкой тонкостенной химической посудой. Большие химические стаканы с растворами нужно поднимать двумя руками так, чтобы отогнутые края (бортики) стакана опирались на указательные и большие пальцы.
    3.2. Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и обучающихся. Не допускать резкие изменения температуры и механических ударов.
    3.3. Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками, а также закрывать сосуды с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.
    3.4. Запрещается превышать пределы допустимых скоростей вращения при демонстрации центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска и др. указанных в технических описаниях, следить за исправностью всех креплений в этих приборах
    3.5. При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками. При сборке схемы источник тока подключать в последнюю очередь.
    3.6. Замену деталей, а также измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить только после ее выключения и разрядки конденсаторов с помощью изолированного проводника.
    3.7. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключений в схемах при включенном питании.
    3.8. Не допускать прямого попадания в глаза учителя и обучающихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера при демонстрации работы.
    3.9. Не оставлять без надзора включенные в сеть электрические устройства и приборы.
    3.10. При выполнении различных видов работ по физике учащиеся должны следовать следующим правилам:

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны. Точно выполняйте указания учителя
2. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания
3. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход выполнения.
4. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
5. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
6. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива.
7. Следите за исправностью всех креплений.
8. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь (особенно с неубранными волосами) к вращающимся частям машины.


ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ

1. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов, не пользуйтесь проводниками с изношенной изоляцией и выключателями открытого типа (при напряжении выше 42 В).
2. Подключайте электрическую цепь к источнику тока в последнюю очередь, когда ее сборка закончена. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно проверить только предназначенными для этого приборами или указателями напряжения.
3. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепи, лишенным изоляции.
4. Не прикасайтесь к корпусу стационарного электрооборудования и к зажимам даже отключенных конденсаторов.
5. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.
6. Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.
7. По окончании работы, прежде всего, отключите источник тока, после чего разберите электрическую цепь.
8. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.
9. Обнаружив неисправность в электрическом устройстве, находящемся под напряжением, немедленно отключите источник тока и сообщите об этом учителю


ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ТЕПЛОВОГО БАЛАНСА

1. Работа с горячей водой требует особого внимания и осторожности при смешивании. Внутренний стакан калориметра незащищенной рукой трогать запрещается.
2. Будьте аккуратны при работе с термометром. Размешивать воду градусником запрещается
3. По окончании измерения температуры термометр убрать в чехол и положить на центр стола.
4. При работе со стеклом (стакан, цилиндр) быть внимательным и аккуратным, не совершать резких движений.
5. По окончании работы все оборудование сдается лаборанту.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ

1. Запрещается кидать мелкие предметы (рис, горох).
2. Быть аккуратным при работе со стеклом.
3. Аккуратно обращаться с иголкой, после работы положить ее в футляр.

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ ПО МЕХАНИКЕ

1. Перед работой проверьте закрепление конструкции в держателе.
2. Не допускайте падение грузов и шаров и т.д.
3. Запрещается нагружать измерительные приборы выше предельных значений, обозначенных на их шкале

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОПТИКЕ

1. Запрещается направлять луч света в глаза.
2. Запрещается использование микроскопа не по его прямому назначению.
3. При работе с микроскопом соблюдать особую осторожность при настройке освещения предметного стекла.
4. Запрещается направлять линзы (оптические системы) на мощные источники света (солнце, прожекторы и т.д.).

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА

1. При работе с гигрометром соблюдать осторожность
2. Будьте аккуратны при работе с термометром. Размешивать воду градусником запрещается
3. По окончании измерения температуры термометр убрать в чехол и положить на центр стола.
4. При работе со стеклом быть предельно аккуратным.


4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, немедленно прекратить работу и отключить источник электропитания. Работу продолжать только после устранения неисправности.
4.2. При коротком замыкание в электрических устройствах и их загорании, немедленно отключить их от сети организованно покинуть помещение. Сообщить о пожаре в ближайшую часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью углекислотного (порошкового) огнетушителя или песком.
4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании сообщить учителю, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации гимназии, врачу, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.6. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.
4.7. При возникновении нестандартной ситуации учащиеся должны сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания учителя.


5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника электропитания по указанию учителя.
5.2. Привести в порядок рабочее место.
5.3. Закончив работу, сдать оборудование в целости и сохранности учителю или лаборанту.
5.4. Не уходить с рабочего места без разрешения учителя.
5.5. Тщательно вымыть руки с мылом.

Заведующий кабинетом А.А.Катов

Паспорт кабинета физики содержит:

Инструкция по правилам безопасности труда для учащихся при проведении экзамена в кабинете физики

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30 города Белово»

Образец выполнения экспериментальных заданий (механические, электромагнитные явления)

на ГИА по физике

Составлен: Попова И.А.,


  1. Требования к выполнению экспериментального задания на ГИА по физике 3

  2. Примеры выполнения экспериментальных заданий (механические, электромагнитные явления) на ГИА по физике 5

  3. Примеры экспериментальных заданий, используемые в демонстрационных вариантах ГИА 2008 – 2011 17

Литература 19

  1. Перечень комплектов оборудования для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2011 году (в новой форме) по физике 20

  2. Инструкция по правилам безопасности труда для учащихся при проведении экзамена в кабинете физики 22


  1. Требования к выполнению экспериментального задания на ГИА по физике

Экспериментальное задание 22 проверяет:

1) умение проводить косвенные измерения физических величин:

  • плотности вещества,

  • силы Архимеда,

  • коэффициента трения скольжения,

  • жесткости пружины,

  • оптической силы собирающей линзы,

  • электрического сопротивления резистора,

  • работы и мощности тока;

2) умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных:

  • зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины;

  • зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити;

  • зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника;

  • зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления;

3) умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий:

  • проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов,

  • проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов.

Задание 22 третьей части являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы физики в измененной или новой ситуации при решении задач, а также проводить экспериментальные исследования.

Примерное время на выполнение заданий составляет от 20 до 30 минут.

Используется непрограммируемый калькулятор и экспериментальное оборудование. Полный перечень материалов и оборудования приведен в Приложении 1.

Каждый комплект сформирован для выполнения задания одним экзаменуемым. В аудитории при проведении экзамена используется четыре экзаменационных варианта и при этом предлагается четыре экспериментальных

задания (два по механике и два по электричеству или по оптике). Например, в аудитории на 16 экзаменуемых могут использоваться одновременно 4 комплекта №1 (измерение плотности вещества), 4 комплекта №4 (измерение коэффициента трения) и 8 комплектов №5 (измерение сопротивления резистора, измерение мощности электрического тока).


  1. Примеры выполнения экспериментальных заданий (механические, электромагнитные явления) на ГИА по физике

  1. Измерение плотности вещества

Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр №2, соберите экспериментальную установку для измерения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр №2.

В бланке ответов:



  1. Сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объема тела;

  2. запишите формулу для расчета плотности;

  3. укажите результаты измерения массы цилиндра и его объема;

  4. запишите числовое значение плотности материала цилиндра

Образец оформления работы:

1. Схема экспериментальной установки:

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: динамометр школьный с пределом измерения 5 Н (с = 0.1 Н), стакан с водой, цилиндр стальной на нити V = 13 см3, m = 35 г. обозначенный №1, цилиндр латунный на нити V = 13 см3, m = 110 г. обозначенный №2. Соберите экспериментальную установку для измерения выталкивающей силы.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента;

  2. запишите формулу для расчета выталкивающей силы;

  3. укажите результаты измерения;

  4. запишите численное значение выталкивающей силы.

1. Схема экспериментальной установки:



4) Выталкивающая сила


  1. Измерение жесткости пружины

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудо­вание: штатив, динамометр со шкалой, закрытой миллиметровой бумагой, набор грузов известной массы. Соберите эксперименталь­ную установку для определения жесткости пружины.

В бланке ответов:



  1. нарисуйте схему эксперимента;

  2. укажите результаты измерения;

  3. постройте график зависимости силы упругости от удлинения;

  4. запишите численное значение жесткости пружины.

1. Схема экспериментальной установки:


2) Fупр = mg = Р ; Fупр = kx ; => k = Р/x

3) график зависимости силы упругости от удлинения


  1. Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудо­вание: штатив, динамометр со шкалой, закрытой миллиметровой бумагой, набор грузов известной массы. Соберите эксперименталь­ную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины

В бланке ответов:



  1. нарисуйте схему эксперимента;

  2. укажите результаты измерения веса грузов и удлинения для трех случаев в виде таблицы (или графика);

  3. сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине от степени растяжения пружины.

1. Схема экспериментальной установки:

3. График зависимости силы упругости от удлинения

Вывод: Сила упругости пружины прямо пропорциональна растяжению пружины: чем больше растяжение пружины, тем больше сила упругости.


  1. Измерение коэффициента трения скольжения

Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудо­вание: деревянный брусок (100 г), деревянная доска, динамометр. Соберите экспериментальную установку для определения измере­ния коэффициента трения деревянного бруска по горизонтальной поверхности линейки.

В бланке ответов:



  1. нарисуйте схему эксперимента

  2. запишите формулу для расчета коэффициента трения

  3. укажите результаты измерения

  4. запишите численное значение коэффициента трения скольжения

1) Схема экспериментальной установки:

,


  1. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудо­вание: деревянный брусок (100 г), деревянная доска, динамометр. Соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

В бланке ответов:



  1. нарисуйте схему эксперимента

  2. запишите формулу для расчета коэффициента трения

  3. укажите результаты измерения

  4. сформулируйте вывод о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

1) Схема экспериментальной установки:

3) Результаты измерений

4) Вывод: сила трения пружины прямо пропорциональна силе нормального давления: чем больше сила нормального давления (масса тела), тем больше сила трения.


  1. Измерение сопротивления проводника

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудо­вание: источит, тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1. Соберите экс­периментальную установку для определения электрического сопро­тивления резистора. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.

В бланке ответов:



  1. нарисуйте электрическую схему эксперимента;

  2. запишите формулу для расчета электрического сопротивления;

  3. укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А;

  4. запишите численное значение электрического сопротивления.

  1. Измерение работы электрического тока

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудо­вание: источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1. Соберите экспериментальную установку для определения электрического сопро­тивления резистора. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.

В бланке ответов:



  1. нарисуйте электрическую схему эксперимента;

  2. запишите формулу для расчета работы электрического тока;

  3. укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А за 1 мин;

  4. запишите численное значение работы электрического тока.


1) Схема экспериментальной установки:

3) Результаты измерений:


  1. Измерение мощности электрического тока в проводнике

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудо­вание: источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1. Соберите экспериментальную установку для измерения мощности электрического тока в проводнике. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.

В бланке ответов:



  1. нарисуйте электрическую схему эксперимента;

  2. запишите формулу для расчета мощности электрического тока;

  3. укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А;

  4. запишите численное значение мощности.

1) Схема экспериментальной установки:

4) P = 0.5А·3В = 1,5Вт


  1. Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат,

соединительные провода, резистор, обозначенный R1, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) установив с помощью реостата поочередно силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и 0,6 А и измерив в каждом случае значения электрического напряжения на концах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжения для трех случаев в виде таблицы (или графика);

3) сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в

резисторе от напряжения на его концах.
1) Схема экспериментальной установки:

3)Вывод: при увеличении силы тока в проводнике напряжение, возникающеена концах проводника, также увеличивается.

  1. Экспериментальная проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2. проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;

2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении;

3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений

на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.

2) Напряжение на резисторе R1. U1 = 2,8 В.

Напряжение на резисторе R2. U2 = 1,4 В.

Общее напряжение на концах цепи из двух резисторов: Uобщ = 4,1 В.

4) Вывод: общее напряжение на двух последовательно соединенных резисторах равно сумме напряжений на контактах каждого из резисторов.


  1. Экспериментальная проверка правила для силы тока при параллельном соединении двух проводников

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2. проверьте экспериментально правило для силы тока при параллельном соединении двух проводников.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;

2) измерьте силу тока на каждом из резисторов и общую силу тока в цепи при их параллельном соединении;

3) сравните общую силу тока в цепи с суммой сил токов на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного амперметра составляет 0,05А. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.


1) Схема экспериментальной установки:

Сила тока на резисторе R2. I2 = 0,1 А.

Общая сила тока в цепи: Iобщ = 0.3 А.

4) Вывод: Сила тока на двух параллельно соединенных резисторах равно сумме сил тока на каждом из резисторов.


  1. Измерение оптической силы линзы

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудо­вание: собирающая линза, линейка длиной 20–30 см с миллиметровыми делениями,

экран, рабочее поле. Соберите экспери­ментальную установку для измерения оптической силы линзы.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента;

  1. запишите формулы для измерения оптической силы линзы;

  1. укажите результаты измерения;

  1. запишите численное значение фокусного расстояния.


1) Схема экспериментальной установки:

3) 2 F = 12 см; F = 6 см = 0,06 м


  1. Исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудо­вание: штатив с муфтой и лапкой, шарик на нити, измерительная лента, секундомер (часы с секундной стрелкой). Соберите экспери­ментальную установку для исследования зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити.

В бланке ответов:



  1. нарисуйте схему эксперимента;

  2. запишите формулу периода колебаний маятника;

  3. укажите результаты измерения;

  4. Сделайте вывод о зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити.


1) Схема экспериментальной установки:

3) Результаты измерений:


4) Вывод: период колебаний маятника прямо пропорционален длине маятника - чем больше длина маятника, тем больше период колебаний


  1. Примеры экспериментальных заданий, используемые в демонстрационных вариантах ГИА 2008 – 2011


  1. Определение максимальной скорости, которую ученик может сообщить щелчком ластику

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: ластик, метровая линейка. Соберите экспериментальную установку для определения максимальной скорости, которую ученик может сообщить щелчком ластику.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента;

  2. запишите формулу для расчета времени падения и скорости;

  3. укажите результаты измерения;

  4. запишите численное значение скорости ластика


  1. Определение конечной скорости и ускорения шарика при его скатывании с наклонной плоскости

Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудование: желоб лабораторный металлический длиной 1,4 м, шарик металлический диаметром 1,5-2 см, цилиндр металлический, се­кундомер, лента из мерительная, кусок мела. Соберите эксперимен­тальную установку для определения конечной скорости и ускорения шарика при его скатывании с наклонной плоскости.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента;

  2. запишите формулу для расчета конечной скорости и ускорения;

  3. укажите результаты измерения;

  4. запишите численное значение конечной скорости и ускорения ша­рика.


  1. Определение равнодействующей двух сил, направленных под углом друг к другу

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: три динамометра, металлическое кольцо, штатив, транспортир. Соберите экспериментальную установку для определения равно действующей двух сил, направленных под углом друг к другу.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента;

  2. укажите результаты измерения;

3) запишите численное значение равнодействующей двух сил.

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: рычаг съемный с осью, штатив, набор грузов массой 100 г динамометр. Соберите экспериментальную установку для проверки условия равновесия рычага. В бланке ответов:



  1. нарисуйте схему эксперимента;

  2. укажите результаты измерения;

  3. запишите численные значения моментов сил.

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудо­вание: штатив с лапкой и муфтой, деревянная доска, деревянный брусок массой 100 г, динамометр, измерительная лента. Соберите экспериментальную установку для определения КПД наклонной плоскости.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента

  2. запишите формулу для расчета КПД

  3. укажите результаты измерения


  1. Определение фокусного расстояния собирающей линзы

Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудо­вание: лабораторный комплект по оптике, линейка измерительная, источник тока, электрическая лампа, ключ, соединительные прово­да, экран. Соберите экспериментальную установку для определения фокусного расстояния собирающей линзы.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента;

  2. запишите формулы для расчета фокусного расстояния;

  3. укажите результаты измерений;

  4. запишите численное значение фокусного расстояния.


  1. Определение периода колебаний матема­тического маятника

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудо­вание: штатив с муфтой и лапкой, шарик на нити, измерительная лента, секундомер (часы с секундной стрелкой). Соберите экспери­ментальную установку для определения периода колебаний матема­тического маятника.

В бланке ответов:



  1. нарисуйте схему эксперимента;

  2. запишите формулы для расчета периода колебаний математиче­ского маятника;

  3. укажите результаты измерения;

  4. сравните численные значения периодов математических маят­ников.

  1. Литература

  1. КИМ ГИА-9 2011 г. ФИПИ [Электронный ресурс]// http://fipi.ru/binaries/1033/phys9_19_11_10.zip ;

  2. Физика. Методическое письмо. ГИА 9 кл. 2009 г. [Электронный ресурс]// http://fipi.ru/binaries/949/fizmp92009.doc ;

  3. Гутник, Е. М. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ / Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. - М. Дрофа, 2009. – 302 с.

  4. Зорин, Н.И. ГИА 2010. Физика. Тренировочные задания: 9 класс / Н.И. Зорин. – М. Эксмо, 2010. – 112 с. – (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме).

  5. Перышкин, А. В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных школ / А. В. Перышкин. - М. Дрофа, 2009. – 196 с.

  6. Перышкин, А. В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ / А. В. Перышкин. - М. Дрофа, 2009. – 302 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.

Перечень комплектов оборудования для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2011 году (в новой форме) по ФИЗИКЕ.
Для выполнения экспериментальных заданий используются комплекты оборудования на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике (наборы лабораторные: «Механика», «Электричество» и «Оптика», торговая марка «L-микро»).