Категория: Бланки/Образцы
Требования к реферату
Любая хорошая работа предполагает правильную форму воплощения. Если вы хотите, чтобы ваш реферат был оценен по достоинству, то нужно уделить внимание не только его содержанию. Правильно написанный реферат, прежде всего, удобен. Такая работа оставит очень хорошее впечатление, которое по законам человеческой психики, будет перенесено на вашу личность. Иными словами, если человек сделал реферат правильно и хорошо, то, наверняка, он сам по себе правильный и хороший. Вот как это работает. Исходя из выше сказанного, сегодня мы обратимся с вами, дорогой читатель, к тому, как правильно оформить реферат, чтобы он говорил о вас, как об ответственном и грамотном человеке.
Оформление реферата: основные моменты
Прежде всего, нельзя не отметить, что существует единый государственный стандарт, по которому нужно оформлять работу. Давайте рассмотрим основные его пункты.
Реферат - это небольшое устное сообщение, которое изложено в письменной форме. Что имеется в виду под "изложением"? В случае написания реферата мы говорим о том, что его автор излагает содержание какой-либо научной работы или прочитанной книги. Реферат - это работа теоретического характера. Реферат предназначен для демонстрации знаний студента или учащегося и уровня владения им анализа научной и методической литературы.
Тема для реферата
Тема для реферата выбирается учителем и учащимся вместе, чтобы правильно сделать реферат. Тема должна быть интересной для учащегося. Для реферата обычно рекомендуют использовать 4-5 источников литературы. Часто, преподаватели предлагают студентам список тем, которые можно выбрать для реферата.
Этапы работы над рефератом
Рекомендуют следующие этапы работы:
Это важно, так как правильно оформить реферат без знания его структуры невозможно. Оформите свою работу по следующим принципам, чтобы она была правильной:
Оформление реферата: работа с текстом
Также важно знать, как правильно оформить реферат относительно формата шрифта, разметки страницы, оформления заголовков.
Не ставьте точку в конце заголовка. Все заглавия принято выделять жирным шрифтом. Заголовок первого уровня - 16 шрифт. Заголовок второго уровня - 14 шрифт. И заголовок третьего уровня - 14 шрифт, курсив.
Расстояние между концовкой главы или параграфа и следующим заголовком составляет три интервала. После завершения работы необходимо составить автоматическое оглавление, так как это сэкономит ваше время и будет соответствовать требованиям к оформлению реферата. Чтобы сделать автоматическое оглавление, необходимо проставить все главы в вашей работе, как заголовки разного уровня. Это правильное оформление реферата.
Текст печатают на одной стороне страницы. Ссылки, примечания обозначают или в самом тексте, или внизу страницы. Для оформления ссылок можно использовать стандартные средства Microsoft Word.
Все страницы без исключения должны быть пронумерованы. В том числе и титульный лист. Цифры, обозначающие страницы, принято ставить вверху и по центру страницы. На титульном листе номер страницы не ставят. И поверьте, что правильно оформить титульный лист не менее важно, чем оформить сам реферат, т.к. это своеобразное "лицо" вашей работы. Помните, что каждый новый раздел нужно начинать с новой страницы.
Это основные правила правильного создания и оформления реферата. Нужно использовать эти рекомендации, если вы хотите преуспеть в деле написания хорошей работы. Главное в реферате - это тема. Постарайтесь выбрать ту тему, которая вам действительно по душе.
Реферат – это одна из самых распространенных форм проведения контроля усвоения знаний учащимися как в средней, так и в высшей школе. Как правило, рефераты пишутся по определенному предмету и освещают какой-то один конкретный вопрос. И, если к оформлению титульного листа в средней школе не выдвигаются серьезных требований. То высшая школа уже подобные требования предъявляет. Именно поэтому каждый ученик должен знать, как оформлять реферат: титульный лист.
Итак, что же это такое – титульный лист реферата и почему его следует оформлять по определенным правилам? Дело в том, что это самый первый лист, на котором должна быть представлена самая основная информация. И именно от того, как он оформлен и будет зависеть, станет ли преподаватель смотреть содержимое реферата. Существует грустная статистика, утверждающая, что большинство неприятных рефератов были отвергнуты преподавателями именно из-за неверного оформления титульного листа.
Условно титульный лист разбивается на четыре основных блока. Первый блок назовем верхним. В этом блоке обязательно записывается полное название учебного заведения, в стенах которого и оформляется данный реферат.
Второй блок называется центральным. В этом блоке титульного листа реферата обязательно указывается тип работы и ее название. Тема должна быть указана полностью.
Третий блок называется правым. В нем при правильном оформлении титульного листа реферата должны быть указаны фамилия и имя автора работы, если имеется – фамилия научного руководителя или преподавателя, группа или класс. Должны быть оставлены места для подписи. Этот блок должен быть выровнен по правому краю, в отличие от всех остальных, выравниваемых по ширине.
И последний четвертый блок содержит информацию о том, в каком городе написан реферат и год, когда это было сделано. На самом деле видно, что требования к оформлению титульного листа реферата не такие уж и сложные. Главное, все внимательно выполнить, и тогда преподаватель захочет заглянуть внутрь вашего реферата.
Но, помимо блоков, которые в обязательном порядке должны быть расположены на титульном листе, необходимо знать, как оформлять реферат с точки зрения шрифтового оформления. Так, необходимо использовать шрифт Times New Roman, размер шрифта должен быть 12 пунктов, расстояние между строками – полтора интервала. Название работы можно выделить жирным, и использовать другой размер. Вот так можно оформить реферат, а то есть его титульный лист.
Практически каждый человек в своей жизни хотя бы один раз писал реферат. И для того, чтобы он был прочитан, необходимо знать, как правильно оформлять этот реферат, в частности, титульный лист.
Сейчас, реферат очень распространенная форма самостоятельной работы для учеников старших классов и студентов. Казалось бы, что сложного переписал с нескольких книг текст, в конце сделал вывод всего вышеизложенного и все реферат готов. Но при сдаче реферата начинаются проблемы, и у преподавателя возникает много вопросов. А все, потому что учителя не уделяют внимание и не объясняют, как же надо писать реферат, чем пользоваться при написании, с чего начать и чем закончить. Мы попробуем кратко изложить, как правильно писать реферат.
Что такое реферат?
Реферат – это научно – исследовательская письменная работа, в которой рассматривается проблема, взгляды на неё, анализ этой проблемы и обоснование её сути.
Несколько правил написания реферата
1. Время. Для написания хорошей, качественной работы Вам потребуется несколько дней, а то и неделя. Поэтому не откладывайте на последний день.
2. Определитесь с темой реферата, какая тема Вам более интересна. Она должна быть согласована с преподавателем. Лучше выбрать две, в том случае, если преподаватель не одобрит одну из них.
3. При определении тематики Вашего реферата, составьте себе план, который Вам поможет в написании работы. Он будет представлять краткое изложение реферата.
4. Необходимо изучить материал для Вашего реферата, подобрать материал. Источником могут служить:
· учебная литература – учебники, справочная литература;
· научная литература - монографии, научные статьи:
· периодическая литература – статьи из газет и журналов;
· интернет – ресурсы.
Для более полного и объективного изучения проблемы, которая затрагивается в Вашем реферате, следует использовать все вышеперечисленные источники.
5. При написании реферата, Вы должны придерживаться определенной его структуры.
6. Нельзя использовать устаревшие данные в Вашей работе.
7. Необходимо излагать четким научным языком, недопустимо использовать художественные обороты, различные метафоры, не забывайте это научная работа.
8. Четко придерживайтесь при написании требований оформления письменных работ.
9. Не забывайте про сноски в своей работе, обязательно должно быть указано, откуда был взят материал.
10. При сдаче реферата, перечитайте его несколько раз, чтобы Вы могли ориентироваться в своем реферате и хорошо знать проблематику своей научной работы.
Структура реферата
1. План – краткое изложение реферата, может быть простым или развернутым, более подробным.
2. Введение. Обоснование сути проблемы, её значимость и актуальность.
3. Вступительная часть. Здесь необходимо сформулировать цель работы, задачи исследования, насколько данная тема изучена, кем и в какие периоды изучалась.
4. Основная научная часть.
5. Заключение. Анализ и вывод проблемы, изложенной в Вашем реферате.
Если же Вам не хватает времени, в связи с большой занятостью в школе или институте, Вы можете заказать реферат зайдя на сайт курсовых работ. где вам помогут профессионалы, люди, которые разбираются каждый в своей области науки, которые занимаются научными работами не один год. Мы поможем Вам подготовить качественную работу за короткие сроки.
Попробуйте построить свой бассейн
Продвижение сайтов: что такое SEO и с чем его едят?
С чего начать изучение итальянского языка?
Что нужно знать начинающему полиглоту
Как подобрать садовый инвентарь?
Как использовать планшет как модем
Реферат – это неотъемлемая часть учебного процесса, и зачастую студенты испытывают трудности при работе над рефератом и задаются вопросом "Как правильно написать реферат? ". Однако, правильно написать реферат совсем несложно, если четко знать, что это такое и какие к нему предъявляются требования.
Реферат по теме – это обобщение и систематизация знаний по определенной теме. От курсовой и других форм работ реферат отличается тем, что не содержит элемента исследования – то есть ваших собственных мыслей в реферате не требуется. В то же время реферат – это не доклад, который пишется с использованием одного источника. В реферате нужно использовать несколько источников.
С чего же начать написание реферата, если реферат скачать нельзя или реферат заказать нет возможности? Итак, далее 10 несложных шагов, чтобы правильно написать реферат самому.
Если вы будете следовать нашим рекомендациям, то правильно написать реферат не составит большого труда! Когда реферат готов, перечитайте его еще раз, и если вас устраивает результат, то можно сдавать работу.
Свежие отзывыДрузья, с сегодняшнего дня раздел Отзывы на сайте закрыт. Будем рады видеть ваши отзывы в нашей группе.
Заказывал две лабораторных работы,сделали раньше срока,сдал без нареканий!
Свежие новости Принимаем к оплатеЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Copyright © 2011-2016 IZH-STUDENT.RU - Диплом, курсовая, контрольная работа, рефераты. Помощь студентам в Ижевске. Содержимое сайта не является публичной офертой.
Любая хорошая работа предполагает правильную форму воплощения. Если вы хотите, чтобы ваш реферат был оценен по достоинству, то нужно уделить внимание не только его содержанию. Правильно написанный реферат, прежде всего, удобен. Такая работа оставит очень хорошее впечатление, которое по законам человеческой психики, будет перенесено на вашу личность. Иными словами, если человек сделал реферат правильно и хорошо, то, наверняка, он сам по себе правильный и хороший. Вот как это работает. Исходя из выше сказанного, сегодня, мы обратимся с вами, дорогой читатель, к тому, как правильно оформить ваш реферат, чтобы он говорил о вас, как об ответственном и грамотном человеке. Итак:
Как правильно оформить реферат?
Прежде всего, нельзя не отметить, что существует единый государственный стандарт, по которому нужно оформлять работу. Давайте рассмотрим основные его пункты.
Определение реферата
Реферат - это небольшое устное сообщение, которое изложено в письменной форме. Что имеется в виду под "изложением"? В случае написания реферата мы говорим о том, что его автор излагает содержание какой-либо научной работы или прочитанной книги. Реферат - это работа теоретического характера. Реферат предназначен для демонстрации знаний студента или учащегося и уровня владения им анализа научной и методической литературы.
Тема для реферата
Тема для реферата выбирается учителем и учащимся вместе, чтобы правильно сделать реферат. Тема должна быть интересной для учащегося. Для реферата обычно рекомендуют использовать 4-5 источников литературы. Часто, преподаватели предлагают студентам список тем, которые можно выбрать для реферата.
Этапы работы над рефератом
Рекомендуют следующие этапы работы:
¦Определите и выделите проблему, которая стоит в данной теме.
¦Изучите поставленную проблему, используя первоисточники.
¦Проведите обзор выбранной для чтения литературы.
¦Изложите материал соблюдая собственную логику.
Структура реферата
Оформите свой реферат по следующим принципам, чтобы он был правильным:
¦Первая часть - это введение. Изложите цель и задачи своей работы. Выделите проблему, а также отразите ее актуальность. Предполагаемый примерный объем введения составляет 1-2 страницы.
¦Основная часть - это второй блок в структуре реферата. Отразите свою точку зрения по проблеме, которая основана на анализе научной литературы. Предполагаемый объем основной части - 12-15 страниц.
¦Заключение - третья структурная единица реферата. В заключении необходимо сделать выводы и предложить свои рекомендации по проблеме. Самое главное - это четкость и ясность мысли. Содержание заключения рекомендуют разбить на понятные пункты. Объем заключения обычно составляет 1-3 страницы.
¦Список используемой в работе литературы в алфавитном порядке.
Правильное оформление реферата
¦Размер шрифта - 12-15 пунктов.
¦Шрифт - Times New Roman (обычный).
¦Междустрочный интервал - 1,5-2.
¦Размер левого поля - 30мм
¦Размер правого поля - 10мм
¦Размер верхнего и нижнего полей - 20мм
Не ставьте точку в конце заголовка. Все заглавия принято выделять жирным шрифтом. Заголовок первого уровня - 16 шрифт. Заголовок второго уровня - 14 шрифт. И заголовок третьего уровня - 14 шрифт, курсив.
Расстояние между концовкой главы или параграфа и следующим заголовком составляет три интервала. После завершения работы необходимо составить автоматическое оглавление, так как это сэкономит ваше время и будет соответствовать требованиям к оформлению реферата. Чтобы сделать автоматическое оглавление, необходимо проставить все главы в вашей работе, как заголовки разного уровня. Это правильное оформление реферата.
Текст печатают на одной стороне страницы. Ссылки, примечания обозначают или в самом тексте, или внизу страницы. Для оформления ссылок можно использовать стандартные средства Microsoft Word.
Все страницы без исключения должны быть пронумерованы. В том числе и титульный лист. Цифры, обозначающие страницы, принято ставить вверху и по центру страницы. На титульном листе номер страницы не ставят. Помните, что каждый новый раздел нужно начинать с новой страницы.
Это основные правила правильного создания и оформления реферата. Нужно использовать эти рекомендации, если вы хотите преуспеть в деле написания хорошей работы. Главное в реферате - это тема. Постарайтесь выбрать ту тему, которая вам действительно по душе.
КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ РЕФЕРАТ
Реферат (от латинского refero — докладываю, сообщаю) — краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему. [1]
В учебном процессе реферат понимается в более широком смысле: это — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования и т.п.
Реферату должны быть присущи следующие категории:По виду представленной информации и способу ее изложения рефераты делятся на: информативные. или рефераты–конспекты, достаточно полно излагающие все основные положения, доказательства и выводы исходного текста, и индикативные. или рефераты–резюме, которые перечисляют лишь главные положения и выводы по ним без изложения доказательств.
^ Основные этапы работы над рефератом
1 этап — подготовительный.
Включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.
^ 2 этап — исполнительский.
Включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.
Виды записей: выписки. цитаты. тезисы, конспект .
Выписка осуществляется тогда, когда нужно только то, что труднее запоминается или труднее понимается, а также понравившиеся места, и лучше, всего, если они будут записаны не дословно, а переведены с книжного на собственный язык. Выписки дают возможность хорошо изучить литературу, создать задел, пригодный на будущее.
Цитаты (от лат. zito — «призываю в свидетели») — это выписки из текста книг (статей) — выдержки, сведения словами автора. Правила цитирования:Три точки ставятся также в конце цитаты, перед кавычками, если из предложения выпущены последние слова текста.
«В мультимедийном формате для доведения сообщения могут использоваться тексты, аудиозаписи, графические изображения, видео…» (Интернет-обучение:технологии педагогического дизайна/Под ред. к.п.н. М.В.Моисеевой. М. Издательский дом «Камерон», 2004 [Тест]. 224 с.)По способу изложения тезисы можно разделить на текстуальными и свободные .
В текстуальных тезисах излагается мысль словами тезируемого текста. В свободных тезисах важно сохранить, не исказив, главную мысль источника (текста), изложить же ее можно, как говорят, своими словами. Делается это для того, чтобы придать тезисам краткость и лаконичность.
Конспект (от лат. conspectus — «обзор, изложение») — наиболее сложная и наиболее совершенная форма записи прочитанного, т.к. объединяет в себе многие виды записей — пометки, выписки, цитаты, план, тезисы.
^ 3 этап — заключительный.
Включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата; составление списка использованной литературы.
Структурными элементами реферата являются:Формулировки оглавления должны точно повторять заголовки глав и подглав, параграфов в тексте, быть краткими и понятными.
^ Образец оглавления работы:
Все страницы работы нумеруются, начиная с введения (начиная с цифры 3) и вносятся в оглавление.
Во введении дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, личная заинтересованность автора в ее исследовании, отмечается практическая значимость изучения данного вопроса, где это может быть использовано. Здесь же называются и конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. Объем введения составляет примерно 1/10 от общего объема работы.
Введение – ответственная часть работы, своеобразная ее визитная карточка. Но полный текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно видны результаты реферирования.
Языковые клише, используемые во введении:
ТемаВ основной части, как правило, разделенной на главы, необходимо раскрыть все пункты составленного плана, связно изложить накопленный и проанализированный материал. Излагается суть проблемы, различные точки зрения на нее, собственная позиция автора реферата. Важно добиться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на раскрытие главных задач. Каждый раздел основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами.
^ Оформление ссылок и сносок
Ссылки и сноски в тексте реферата необходимо правильно оформлять. При цитировании следует дать точные указания (ссылки, откуда извлечена цитата): фамилию, инициалы автора, место издания, год издания, номер тома, страницы. При повторении ссылки на тот же источник описывают его сокращенно – без выходных данных или с заменой названия работы после фамилии автора словами «Указ.соч.». Если повторная ссылка следует сразу же после первоначальной, она заменяется словами «Там же» с указанием соответствующей страницы. При ссылке на используемый, но не цитируемый источник тексту ссылки должно предшествовать слово «см.», после чего ставится двоеточие. Ссылки на источник помещают либо в нижней части страницы, под основным текстом, либо в конце реферата.
Сноски бывают внутритекстовые. подстрочные и затекстовые. Внутритекстовые сноски являются неразрывной частью основного текста. Например, «В известной книге…». Подстрочные сноски располагают под чертой внизу страницы с указанием номера сноски или какого-либо значка. Затекстовые сноски вынесены за текст всего реферата либо его части, в этом случае их следует применять сквозную (через всю работу) нумерацию. Допускается сокращенный вариант сноски, например: [7, с.15]. Это означает, что цитата взята с 15 страницы источника, который в списке источников и литературы стоит под седьмым номером.
Сокращение слов в тексте не допускается за исключением общепринятых (рисунок – рис. год – г. страница – с.) и должно соответствовать ГОСТ 7.12-93.
Статья из сборника записывается так: Порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи [ Тип издания ] // Заглавие сборника: Подзаголовок / Редактор. Составитель. Место (город) издания. Год издания.
Статья из журнала или газеты: Порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи [ Тип издания ] // Название журнала. Год выпуска. Номер выпуска. Страницы статьи.
Книги:В состав приложений могут входить: копии документов (с указанием «ксерокопировано с…» или «перерисовано с…»), графики, таблицы, фотографии, схемы, диаграммы и т.д. Приложения располагаются в конце реферата. Приложение должно иметь название или пояснительную подпись и вид прилагаемой информации – схема, список, таблица и т.д. Сообщается и источник, откуда взяты материалы, послужившие основой для составления приложения (литературный источник обязательно вносится в список использованной литературы).
Каждое приложение начинается с нового листа, нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок, например: (Приложение 5). Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются.
^ Систематизация материала в табличной форме
Таблица применяется в том случае, если необходимо систематизировать цифровой или текстовый материал в виде граф (колонок), либо выделить различные параметры.
^ Основные элементы таблицы
Таблица может иметь заголовок. Его выполняют строчными буквами (кроме первой прописной) и помещают над таблицей. Заголовок должен полностью отражать содержание таблицы. Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком графы. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков точек не ставят. Главное слово заголовка ставят в единственном числе. Заголовки и подзаголовки граф выполняют через один интервал.
Диагональное деление головки таблицы не допускается. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Если строки или графы таблицы выходят за формат листа, таблицу делят на части, которые переносят на другие листы, помещают на одном листе рядом или одну под другой. При переносе на другой лист заголовок помещают только над первой частью. Если таблицы помещают рядом, в каждой части повторяют головку; при размещении частей таблицы одна под другой повторяется боковик таблицы. Слово «Таблица», заголовок (при его наличии) и порядковый номер (цифра без символа №) таблицы указывают один раз над первой частью таблицы, над последующими частями пишут слово «Продолжение таблицы…», если работа содержит две и более таблицы.
Графу «№ п.п.» в головку таблицы включать не рекомендуется. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием. Для облегчения ссылок в тексте работы допускается нумерация граф.
Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах физических величин, то в заголовке каждой графы указывают соответствующую единицу физической величины. Если же параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице физической величины (например, в миллиметрах), сокращенное обозначение единицы физической величины помещают над таблицей.
Цифры в графах таблиц располагают, ориентируя классы чисел один под другим. Если цифровые или иные данные в таблице не приводят, то в графе ставят прочерк. Таблицы, если их в работе более одной, нумеруют в пределах раздела или в пределах всей работы арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Если в работе только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «Таблица» не пишут. На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера и сокращенно, если она имеет номер, например: «…в табл.3.2».
К иллюстрациям относят графики, диаграммы, схемы, чертежи, фотографии и т.п. Каждый вид иллюстрации должен иметь название, состоящее из следующих частей, помещенных под иллюстрацией:
1. Условное сокращенное название «Рис.».
2. Порядковый номер в пределах работы, обозначаемый арабскими цифрами без знака №.
3. Название иллюстрации, отражающее ее основное содержание. Например, Рис.3. Схема структуры управления ОАО «Беркут».
При необходимости иллюстрации снабжают пояснительными данными (подрисуночный текст). Если приводится только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут. Обычно иллюстрации располагают после первого упоминания их в тексте, чтобы было удобно их рассматривать без поворота листа или с поворотом по часовой стрелке. На все иллюстрации, приведенные в тексте и приложениях, необходимо делать ссылку.
^ Требования к оформлению рефератаКритерии оценки реферата могут быть как общие. так и частные .
К общим критериям можно отнести следующие:1. Критерии оценки введения:
- наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;^ Типичные недочеты в рефератах.
1. Нарушение жанровой определенности реферата. Здесь наиболее частой оказывается подмена реферата конспектом. Учащиеся почти дословно переписывают большие куски исходных текстов, не пытаясь осуществить их смысловую и языковую переработку с точки зрения логики своего будущего реферата. Они сохраняют при этом изложение от лица автора исходного текста, не делая попытки перестроить реферат от лица нового автора (то есть себя). Такое механическое копирование свидетельствует о том, что учащиеся недостаточно свободно владеют материалом, а также не имеют своего видения (концепции) будущего текста.
2. Информационная недостаточность, которая возникает в результате недостаточной продуманности в деталях всех аспектов темы и проблемы, эскизности первичного замысла, поверхностного знания фактического материала, а также в силу малого количества использованных первоисточников.
3. Информационная избыточность: наличие в рефератах таких содержательных «кусков», которые не соответствуют теме и проблематике текста или недостаточно актуальны для раскрытия замысла. Информационная избыточность обусловлена, как правило, расплывчатостью мысли, неумением выделять главное в исходных текстах, а также неспособностью компактно выражать смысл с помощью точных речевых формул.
4. Неумелая формулировка темы реферата, нечеткое определение ее границ. Учащиеся выбирают или слишком широкие темы (например, «Творчество Н.А. Некрасова»), или слишком узкие (например, «Тематическая группа еды в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”»). Сюда же можно отнести и недостаточную конкретизацию цели реферата
5. Слабость вступительной части. Здесь можно отметить недоработки трех видов:
а) неоправданно краткое, неинформативное, зачастую чисто формальное введение. В нем, как правило, отсутствуют обоснование выбора темы или круга проблем, которые предстоит решить автору, постановка цели и формулировка задач реферата;
б) избыточное по объему и содержанию введение, в которое включены элементы основной части, например, история вопроса;
в) «дефектное» введение, для которого характерно сочетание избыточности в одних местах и «ущербности» в других.
6. Слабость заключительной части проявляется в недочетах следующего вида:
а) отсутствие заключения;
б) формальное заключение, в котором отсутствуют обобщение и синтез предшествующей информации.
7. Неправильное структурирование текста.
Некоторые ученики пишут реферат «сплошным текстом», отчего он кажется размытым и трудным для восприятия.
Большинство детей делят текст на структурные части, но при этом допускают нарушения, связанные или с гипертрофией, или с редукцией компонентов текста. При гипертрофированном подходе реферат делится на неоправданно большие параграфы, абзацы, что отражает синкретизм мышления, недостаточную расчлененность мысли. При редуцированном подходе дети – видимо, для значительности – выделяют чуть не каждое предложение в абзац, а каждый абзац делают параграфом, смещая необходимые логические акценты и раздражая читателей дробностью изложения.
8. Недостаточное выявление связей между частями текста.
Особенно это характерно для предложений или частей текста, расположенных дистантно, на расстоянии друг от друга. Что касается смежных предложений или частей текста, то связь между ними существует, но языковые «скрепы» или слишком однообразны, или недостаточно точны, что также требует соответствующих исправлений.
9. Речевая избыточность, связанная с неумением осуществлять языковое сжатие текста, находить экономные лексические и синтаксические способы выражения мысли.
10. Чрезмерное использование иностилевых вкраплений. К подобным вкраплениям можно отнести такие разговорные и публицистические средства языка: эмоциональные и субъективно-оценочные слова, метафоры, образные сравнения, риторические вопросы и восклицания, инверсии, повторы и другие средства. В отдельности каждое из них может быть уместно, но их общее количество не должно быть слишком большим.
11. Незнание языковых клише, характерных для научного стиля, и неумелое пользование ими.
12. Небрежность в оформлении: низкая культура цитирования, составления плана, списка использованной литературы и др.
Образец титульного листа реферата
Министерство образования и науки Российской федерации
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46
Реферат по информатике
^ ИНТЕРНЕТ И АВТОРСКОЕ ПРАВО
учащийся 5Б класса
Люлин Александр Павлович
Строгин Роман Григорьевич
учитель информатики МОУ СОШ 46