Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по ведению переговоров по радиосвязи img-1

инструкция по ведению переговоров по радиосвязи

Категория: Инструкции

Описание

Правила ведения переговоров в радиоэфире

Правила ведения переговоров в радиоэфире Инструкция по правилам радиообмена

1. Каждому бойцу присваивается индивидуальный позывной, при этом избегаюся длинные труднопроизносимые и похожие. Васи и Саши при радообмене неприемлемы.

2. Говори кратко, сжато и с максимальным смыслом. Не "думай" в эфир. Прежде чем начать передачу, подумай и сформулируй что именно ты хочешь сказать, затем сократи это в несколько раз и только потом говори кратко, чётко и по существу.

3. Знай, что противник может тебя слышать! Думай какой информацией ты можешь себя выдать и как ее закодировать так, чтобы понял только адресат.

4. Помни все условные и кодовые обозначения;

5. Меньше в эфир инфы "засоряющей" канал. Чем больше передач идет на частоте, тем больше шансов противнику её отследить.

6. Не стоит подключать на одну частоту много народу. 10-12 человек на одном канале оптимальный вариант, при условии соблюдения п.5

7. Соблюдай правила радиообмена: не лезь без очереди, не перебивай передающих, акцентируй окончание твоей передачи.

8. Содержи в порядке радиостанцию и гарнитуру. Умей ей пользоваться. Неисправная и плохо настроенная радиостанция - зло.

Протокол связи.

Вызов осуществляется произнесением фразы:

<позывной вызываемого>, <ваш позывной>;

«Первый, я второй, (выходите) на связь!»

Передачу сообщения следует завершать словами:

После приёма информации передачу следует начинать словами:

В конце сеанса связи каждому участнику обязательно нужно сообщить о полном принятии информации, передав одно из следующих слов: "конец связи", "ноль", "понял", этим вы избавите корреспондента от сомнений, всё ли вы поняли.

Порядок ведения связи:

Дождитесь, пока ваш оппонент закончит передачу, и только тогда начинайте свою. Если вы попытаетесь вклиниться в разговор, не дождавшись окончания чужой передачи, то вы только создадите сильную помеху и не будете услышаны. Запомните: когда кто-то что-то передает - слышно только его, если же 2 человека одновременно попытаются что-то передать, то не будет слышно никого. Не передавайте более 20ти секунд непрерывно: помните, что в это время никто другой не может воспользоваться связью. Делайте 1-2х секундную паузу между окончанием приема оппонента и началом своей передачи - это нужно для возможности передачи экстренных сообщений или подключению к вашему разговору еще кого-нибудь.

Если корреспондент не отвечает на ваш вызов, можно попросить вызвать его, того, кого он услышит наверняка. В таких случаях - четко и кратко формулируйте свои послания, потому как запомнить и передать без ошибок более чем 10ти секундное запутанное сообщение практически невозможно.

При переходе на передачу слушайте канал хотя бы пару секунд, в этой паузе вас или вашего корреспондента могут вызвать ещё кто-либо, возможно со срочным сообщением.

Если намечается длинный диалог, лучше перейти на запасной канал, возможно ваши коллеги не хотят слушать ваше длительное общение на основном канале.

Можно сделать это следующим образом:

«Первый, переходим на третий канал!» «Принято, (переходим) на третий!»

Плохой прием.

Силуэт радиста, армия США, период Вьетнама.

Если приём корреспондента сопровождается шумами и искажениями, это означает, что вы находитесь либо на максимальном расстоянии или попали в «плохое место» для связи. В этом случае корреспондент тоже слышит вас плохо. Постарайтесь во время передачи корреспондента найти «хорошее место», сдвиньтесь в сторону на небольшое расстояние, повернитесь вокруг своей оси, ориентируясь по уровню шума в принимаемом сигнале. Как только шум уменьшится, разборчивость сигнала возрастёт. Кстати и ваш корреспондент станет принимать вас лучше. Если станция оборудована отключаемым шумоподавителем, отключите его, на предельных дальностях связи это поможет не пропустить вызов. Во всех случаях держите антенну вертикально.

Если есть возможность, выбирайте для связи возвышенные места, в лесу выходите на полянки, но не их середину, а на край максимально удалённый от корреспондента. Если корреспондент находится в лесу, легче связаться с ним не с опушки леса, а отойдя от него на несколько десятков метров. При связи из автомобиля, выставите антенну наружу или, по крайней мере, прижмите её к стеклу. Использование наружной антенны позволяет, кстати, значительно увеличить дальность связи.

Сравните: радиостанция для армии (довольно компактная версия). И радиостанция (рация) Yaesu_VX-7R

Радиопаузы.

При входе в "радиопаузу" (т.е. при выключении рации или невозможности ее слушать) необходимо сообщить об этом на базовую станцию сказав, какие позывные и примерно на какое время вышли из эфира. Об окончании радиопаузы обязательно сообщать, командиру группы или в эфир.

Как держать рацию.

При переноске антенна рации не должна вплотную прилегать к телу, и быть по возможности вертикально направленной. Обязательно расположите станцию на снаряжении так, чтобы ничто случайно не могло задеть кнопку передачи. При переноске рации внутри сумки и т.п. рацию лучше выключать. При передаче антенна рации должна быть направлена вертикально. Микрофон радиостанции, или саму станцию со встроенным микрофоном следует держать на расстоянии около 5 см от рта, говорить громко и отчётливо, но не кричать, разборчивость это не повысит, а понизит.

Обозначения латинского алфавита в эфире

Другие статьи

Правила ведения радиопереговоров и порядок передачи сигналов и команд

Правила ведения радиопереговоров и порядок передачи сигналов и команд

3 учебный вопрос.

РАДИОДИСЦИПЛИНА, ВХОЖДЕНИЕ В СВЯЗЬ И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ РАДИОПЕРЕГОВОРОВ ПО ОТКРЫТЫМ КАНАЛАМ СВЯЗИ. ПЕРЕДАЧА КОМАНД И СИГНАЛОВ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ПО РАДИО.

Радиодисциплина – это строгое выполнение правил и требований скрытого управления войсками. С целью исключить или затруднить противнику возможность ведения разведки и достичь скрытности связи командир должен: при ведении переговоров по средствам связи соблюдать установленные правила, применять позывные, кодированные карты, переговорные таблицы; запрещать открытые переговоры по вопросам организации боевых действий.

Открытые переговоры м передачи по средствам связи допускаются при оповещении войск, а в ходе боя – при управлении огнем и передачи команд без раскрытия замысла боевых действий.

Командиры всех степеней должны принимать меры для пресечения нарушения дисциплины связи в СУВ. Перед каждым включением радиостанции на передачу необходимо убедиться прослушиванием не ведется ли обмен в радиосети.

Для вхождения в радиосвязь необходимо подготовить радиостанцию к работе и установить частоту, прослушиванием убедиться, что в радиосети переговоры не ведутся, затем включить радиостанцию на передачу и назвать позывной называемой радиостанции (узла связи) один раз, свой позывной один раз, передать сигнал (команду, распоряжение) один раз, слово «я» и свой позывной один раз и слово «прием».

Например: «Ястреб 10, я Сокол 15, как меня слышите, я Сокол15, Прием».

Таким образом запросив нужную нам радиостанцию дождитесь ответа. В случае задержки ответа нужно повторить запрос. Если радиостанция, которую вы запросили ответила, то связь установлена и можно предавать команды, сигналы, распоряжения.

Например: «Ястреб 10, я Сокол 15, увеличить скорость, я Сокол 15, Прием».

На переданную вами команду, сигнал или распоряжение должен поступить ответ, который позволит вам убедиться, что команда получена и принята правильно.

Пример: «Сокол 15, я Ястреб 10, понял, увеличить скорость, я Ястреб 10, Прием».

В некоторых случаях, особенно при работе в радионаправлении, для сокращения работы радиостанции на передачу можно ответить следующим образом: «Понял, ч Ястреб 10, прием».

При слабой слышимости и сильных помехах разрешается команды и сигналы передавать два раза.

Например: «Ястреб 10. я Сокол 15, 666, 666, я Сокол 15, прием».

Для передачи команд и сигналов, а также распоряжений устанавливаются циркулярный позывной, который определяет, что передаваемая информация касается всех корреспондентов настоящей радиосети. При этом содержание команд, сигналов или распоряжений повторяются 2 раза.

Пример: «Ветер 13, я Сокол 15, в направлении ор.1 в линию, направляющий 1 мсв к бою, я Сокол 15, прием».

Подтверждение на команды и сигналы, передаваемые по циркулярному позывному не дается.

В некоторых случаях, при устойчивой радиосвязи и, как правило, при работе в радионаправлении можно работать с сокращенными позывными или без позывных.

При постановке задач по радио любой командир должен стремиться к сокращению времени работы радиостанции на передачу, это лишает возможности противника засечь местоположение передающей радиостанции. Так работа радиостанции на передачу в течение 30 с. уже засекается противником, таким образом надо стремится к тому, чтобы радиостанция работала на передачу меньшее время.

К примеру: «Ястреб 10, я Сокол 15, с рубежа 357, 583, 351, 574 атаковать в направлении ор. 1, ор. 5, овладеть рубежом 364, 589, 348, 568, в дальнейшем наступать в направлении ор5, ор.6. «Ворон» наступает в направлении ор.3, ор.2, овладевает рубежом 345, 555, 342, 557, я Сокол 15, прием».

В данном вопросе мы рассмотрели основы ведения радиопереговоров по открытым каналам связи в ходе ведения боя.

ПРАВИЛА ОБНАРУЖЕНИЯ И ПОРЯДОК УСТРАНЕНИЯ ПРОСТЕЙШИХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ. ПРАВИЛА СБЕРЕЖЕНИЯ РАДИОСТАНЦИЙ.

Простейшие неисправности радиостанции обнаруживаются и устраняются имеющимися в комплекте средствами. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся неисправности в радиостанциях.

Причины и способы их устранения

При включении питания лампочки на передней панели не светятся, шумы в головных телефонах не прослушиваются, стрелка прибора при проверке напряжения не откланяется.

Не подается питание. Заменить аккумуляторную батарею. Проверить предохранитель.

Лампочки шкал не светятся, но шум в телефонах прослушивается.

Сгорел предохранитель. Заменить.

Стрелка прибора при проверке напряжения показывает норму, но шумы в головных телефонах не прослушиваются.

Неисправна микротелефонная гарнитура. Заменить

При переходе на передачу шумы в телефонах не исчезают. При проверке напряжений передатчика стрелка прибора не отклоняется.

Перегорели предохранители. Неисправен нагрудный переключатель (микрофонная гарнитура). Заменить.

При настройке одной из фиксированных частот электродвигатель механизма настройки не останавливается.

Незатянуты фиксаторы механизма установки частоты и фиксатор механизма настройки антенны. Затянуть.

Это перечислены основные неисправности всех типов радиостанций, которые надо знать и уметь быстро исправлять в бою.

Могут возникнуть и другие неисправности признаками, которых являются вышеперечисленные, но исправить их можно только на заводе. Если вы по перечисленным неисправностям приняли указанные меры, но неисправность не устранилась, то радиостанцию надо сдать в ремонт.

УХОД ЗА РАДИОСТАНЦИЯМИ

При эксплуатации радиостанций необходимо выполнять следующие требования:

оберегать радиостанцию от ударов, толчков и падений,

содержать радиостанцию в чистоте, следить за тем, чтобы грязь не попадала на фишки микротелефонной гарнитуры и др. электроконтактных мест.

Оберегать радиостанцию от попадания внутрь воды,

Без необходимости не переворачивать радиостанцию и не класть на бок,

Оберегать гарнитуру от сырости,

Следить за исправным состоянием внешней резиновой оболочки органов управления,

Содержать в исправности аккумуляторный отсек,

Соблюдать инструкцию по эксплуатации аккумуляторов.

Если радиостанция некоторое время не используется, то необходимо ее бережно хранить. Хранение, консервацию и расконсервацию радиостанции проводить в соответствии с действующей инструкцией по каждому типу радиостанций. В любых случаях радиостанции должны храниться с выключенными и вынутыми аккумуляторами.

Знание офицерами средств связи и умение пользоваться ими, одна из самых необходимых задач обучения и подготовки офицеров. Только зная и умея работать на средствах связи офицер может управлять подразделением в бою.

Дата добавления: 13.03.2002

Правила ведения радиопереговоров

AIRSOFT-KALUGA: Страйкбол в Калуге

Ведение радиопереговоров – это сложно. А поддерживать качественную радиосвязь в бою – это целая наука. Подробно этому обучают в соотвестсвующих учебных заведениях, а кратко правила организации связи внутри команды можно изучить по этой статье.

В ходе боя группе очень важно оперативно реагировать на быстроменяющуюся обстановку, следить за перемещениями противника и действовать слаженно. Это может произойти только при условии быстрой и качественной передачи информаци, чему в свою очередь весьма способствует порядок в радиоэфире и мыслях бойцов. Для этого бойцы должны соблюдать радиодисциплину – совокупность правил и требований ведения радиопереговоров.

Правило 1. Порядок передачи сообщения.

Самое первое слово, которое должно появиться в эфире – это позывной вызываемого. Далее назовите себя. Таким образом в первые секунды разговора будут определены его участники. После этого можно передавать сообщение.

Правило 2. Содержание сообщения.

Перед выходом в радиоэфир мысленно составить текст сообщения. Сообщение должно быть кратким и понятным. Проговаривать сообщение в эфир нужно чётко и громко. Мычание и сопение категорически запрещается – это занимает эфир и раздражает окружающих.

Виды сообщений

Здесь всё достаточно очевидно, но для порядка давайте всё же распишем. Два самых простых случая – это доклад и приказ.

Цель этого радиосообщения – передать данные:

  • о расположении и перемещаниях себя или врага;
  • о потерях своих или врага;
  • о ходе выполнения задания;
  • и т.п.

В ответ на доклад обычно требуется подтвердить получение.

Цель этого радиосообщения – передать указния к действию. В ответ на приказ обычно требуется подтвердить получение.

В идеальном случае в эфире боевые группы передают в штаб (командиру команды) доклады в ответ на которые штаб передаёт группам приказы. К сожалению всё не всегда просто и предсказуемо. План действий группы может быть нарушен благодаря чрезвычайно коварному или идиотскому плану противника. В результате этого в эфир попадают вопросы "куда идти" и "что теперь делать", просле которых следуют выяснения "а где вы находитесь" и "а что с вами случилось". Пока преодолевается эта непонятность все остальне бойцы не могут передать отчёт и не могут получить приказ. Взаимодействие муежду боевыми группами нарушается. Поэтому если из-за сложности ситуации и требуется диалог, то помните о правилах радиообмена: говорите кратко и чётко.

Время разговора

Чем более кратко сообщение,

  • тем меньше эфирного времени оно занимает. Помните, что бойцов много и эфир может понадобиться кому-то ещё.
  • тем проще его понять. Принимающий сообщение обычно тоже чем-то занят и не нужно на долго отвлекать его внимание.
Относительное и абсолютное

Командир далеко не всегда представляет где именно находится каждая группа и куда она смотрит, поэтому при сообщении позиций (своих или врага), перемещений (своих или врага) давайте координаты в системе координат привязанной к штабу (командиру команды).

Фразы "ну вот от меня шагов 30 вперёд и чутка направо" и "где-то вот там за холмом" только засоряют эфир и провоцируют долгий диагог с выяснением того где именно находится и куда смотрит передающий, что за холм и где он расположен.

Правило 3. Конец связи.

Завершив передачу информации нужно сообщить об этом. Получатель должен ответить на сообщение, если вопроса в сообщении не собержалось, то подтвердить факт получения сообщения. Это требуется для того, чтобы передающий знал, что сообщение доставлено успешно.

- Берёза, я Дятел, как меня слышите, я Дятел, прием.

- Дятел, я Берёза, слышу нормально, прием.

- Берёза, я Дятел, замечен противник, 12 человек, на 9 часов, дистанция 100 метров, движется к центральному окопу, я Дятел, прием.

- Дятел, я Берёза, открыть огонь по своему усмотрению, прием.

- Берёза, я Дятел, принято, по своему усмотрению, я Дятел, прием.

При плохой слышимости или помехах сообщение рекомендуется повторять.

В конце сообщений, особенно длинных, рекомендуется повторять свой позывной.

Рекомендуется не говорить частицу "не". Её всегда могут не услышать или не заметить. Проверьте правильность доставки сообщения. особенно если вы говорите "не стрелять".

Рекомендуется до начала боя определить ориентиры и направления, чтобы при было проще с позиционированием.

Рекомендуется использовать краткие, но лекго отличимые друг от друга позывные.

  • Заратустра – красивое и символичное имя, однако слишком длинное и не очень удобное в произношении. (--)
  • Кей – имя короткое, но опять же плохо произносимое по рации. (-)
  • Лом – суровое имя, короткое, и хорошо читаемое. (+)

Группам (особенно разведке и наблюдателям) рекомендуется периодически выходить на связь даже если ничего не происходит. Дайте знать командованию о том, что живы и обстановка спокойная. Если вы не выходите на связь, значит вас ликвидировали.

Помните, что вас могут прослушивать коварные враги. Поэтому в радиоэфире можно использовать шифры. Группы называть не правый, левый фланг и центр, а красный синий и зелёный. Объекты не называть окопами, блиндажами и т.п. а называть их произвольными номерами, например "объект номер 93". Команды тоже можно как-нибудь назвать.

Теперь врагу будет крайне сложно понять чего вы говорите в эфире. однако как будут всё это понимать свои? В спокойной обстановке конечно они будут всё помнить и правильно переводить шифровки, но под плотным огнём противника у многих понимаемость шифровок упадёт в два раза, а способность описать обстановку шифром вообще до нуля.

Приказ Министерства транспорта РФ от 18 сентября 2014 г

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства транспорта РФ от 18 сентября 2014 г. № 259 "Об утверждении Свода правил «Электросвязь железнодорожная. Правила пользования поездной радиосвязью»"

Обзор документа

Приказ Министерства транспорта РФ от 18 сентября 2014 г. № 259 "Об утверждении Свода правил «Электросвязь железнодорожная. Правила пользования поездной радиосвязью»"

28 октября 2014

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 48, ст. 5608), Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3342; 2006, № 15, ст. 1612, № 24, ст. 2601, № 52 (ч. 3), ст. 5587; 2008, № 8, ст. 740, № 11 (ч. 1), ст. 1029, № 17, ст. 1883, № 18, ст. 2060, № 22, ст. 2576, № 42, ст. 4825, № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378, № 4, ст. 506, № 6, ст. 738, № 13, ст. 1558, № 18 (ч. 2), ст. 2249, № 32, ст. 4046, № 33, ст. 4088, № 36, ст. 4361, № 51, ст. 6332; 2010, № 6, ст. 650, № 6, ст. 652, № 11, ст. 1222, № 12, ст. 1348, № 13, ст. 1502, № 15, ст. 1805, № 25, ст. 3172, № 26, ст. 3350, № 31, ст. 4251; 2011, № 14, ст. 1935, № 26, ст. 3801, ст. 3804, № 32, ст. 4832, № 38, ст. 5389, № 46, ст. 6526, № 47, ст. 6660, № 48, ст. 6922; 2012, № 6, ст. 686, № 14, ст. 1630, № 19, ст. 2439, № 44, ст. 6029, № 49, ст. 6881; 2013, № 5, ст. 388, № 12, ст. 1322, № 26, ст. 3343, № 33, ст. 4386, № 38, ст. 4821, № 45, ст. 5822; 2014, № 12, ст. 1286, № 18 (ч. 4), ст. 2177), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Свод правил «Электросвязь железнодорожная. Правила пользования поездной радиосвязью».

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 октября 2014 г.

Свод правил
"Электросвязь железнодорожная. Правила пользования поездной радиосвязью"
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 18 сентября 2014 г. № 259)

Дата введения 20__ г.

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», правила разработки сводов правил - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

1 Область применения

Настоящий свод правил распространяется на порядок ведения переговоров и использование средств поездной радиосвязи на железнодорожном транспорте в Российской Федерации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 53953-2010 Электросвязь железнодорожная. Термины и определения

ГОСТ Р 54959-2012 Железнодорожная электросвязь. Поездная радиосвязь. Технические требования и методы контроля

ГОСТ Р 55057-2012 Железнодорожный транспорт. Подвижной состав. Основные термины и определения

ГОСТ Р 55056-2012 Железнодорожный транспорт. Основные понятия. Термины и определения.

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

В настоящем своде правил применены термины по ГОСТ Р 53953, ГОСТ Р 55057-2012 «Железнодорожный транспорт. Подвижной состав. Основные термины и определения», ГОСТ Р 55056-2012 «Железнодорожный транспорт. Основные понятия. Термины и определения», а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 абонент поездной радиосвязи: Работник владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчика или другого участника железнодорожного перевозочного процесса, использующий в соответствии со своей должностной инструкцией средства поездной радиосвязи для ведения служебных переговоров.

3.2 владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру железнодорожного транспорта на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензии и договора*(1) .

3.3 выделение полосы радиочастот: Разрешение в письменной форме на использование конкретной полосы радиочастот, в том числе для разработки, модернизации, производства в Российской Федерации и/или ввоза на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств с определенными техническими характеристиками.

3.4 высокоскоростной участок: Железнодорожная линия, на которой на всей ее длине или на отдельных ее частях обращаются пассажирские поезда со скоростями свыше 200 км/ч.

3.5 государственная комиссия по радиочастотам; ГКРЧ: Межведомственный коллегиальный орган по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи.

3.6 железнодорожная линия: Комплекс железнодорожных путей, сооружений и устройств, предназначенный для железнодорожных сообщений, включающий функциональные подсистемы: железнодорожного пути, станционную, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи»*(2) .

3.7 зона радиопокрытия: Территория, в пределах которой существует техническая возможность предоставления и использования услуг поездной радиосвязи, подтвержденная владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта.

3.8 инфраструктура железнодорожного транспорта: Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и системы управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, системы, устройства и оборудование.

3.9 использование радиочастот: Обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других, не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, целей.

Примечание- Необходимость получения разрешения на пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой определяют в соответствии с «Таблицей распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации» [5] .

3.10 перевозчик: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).

3.11 радиоэлектронные средства: РЭС: Технические средства, предназначенные для передачи и/или приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и/или приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование.

3.12 распределение полос радиочастот: Определение предназначения полос радиочастот посредством записей в «Таблице распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации» [5]. на основании которых выдается разрешение на использование конкретной полосы радиочастот, а также устанавливаются условия такого использования.

3.13 средства поездной радиосвязи: РЭС, применяемые в поездной радиосвязи.

3.14 сеть железнодорожной радиосвязи: Сеть железнодорожной электросвязи, представляющая собой совокупность средств железнодорожной радиосвязи и среды распространения радиоволн, предназначенная для связи между стационарными и подвижными абонентами, участвующими в выполнении технологических процессов, и (или) для передачи данных информационных и управляющих систем*(3) .

3.15 система поездной радиосвязи; система ПРС: Система железнодорожной радиосвязи для оперативного управления движением поездов, обеспечивающая обмен информацией между машинистами подвижного состава и оперативным диспетчерским персоналом диспетчерских центров управления, дежурными по станциям и переездам, машинистами встречных и вслед идущих поездов и другим персоналом, связанным с поездной работой*(4) .

3.16 скоростной участок: Железнодорожная линия, на которой на всей ее длине или на отдельных ее частях обращаются пассажирские поезда со скоростью от 141 до 200 км/ ч.

3.17 техническое обслуживание: Комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности средств поездной радиосвязи, других устройств и сооружений поездной радиосвязи при использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании.

3.18 уполномоченное подразделение: Подразделение владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчика или другого участника железнодорожного перевозочного процесса, в сферу деятельности которого входит организация поездной радиосвязи.

3.19 эксплуатация радиоэлектронных средств: Целевое использование радиоэлектронных средств в соответствии с предназначением, включающее предоставление услуг, техническое обслуживание и ремонт.

4 Общие положения

4.1 Настоящие Правила определяют порядок пользования поездной радиосвязью, входящей в состав железнодорожной электросвязи - подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта.

4.2 Настоящие Правила предназначены для применения владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиками и другими участниками железнодорожного перевозочного процесса, пользующимися поездной радиосвязью.

Взаимодействие владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиков и других участников железнодорожного перевозочного процесса определяется положениями Федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [1] и «О связи» [2] .

4.3 Использование поездной радиосвязи при организации движения поездов, в том числе при неисправностях поездной радиосвязи, осуществляется в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [3] .

4.4 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта организует поездную радиосвязь для работников владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиков и других участников железнодорожного перевозочного процесса (абонентов поездной радиосвязи), определенных Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [3] .

4.5 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [3] может вносить изменения в перечень абонентов поездной радиосвязи при изменении технологии перевозочного процесса, при вводе в эксплуатацию новых технических средств.

4.6 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта предоставляет участникам железнодорожного перевозочного процесса право пользования поездной радиосвязью. Предоставление услуг связи осуществляется на основании соответствующих договоров между владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта и другими участниками железнодорожного перевозочного процесса на оказание услуги подвижной радиосвязи в выделенной сети связи в соответствии с лицензией владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В отдельных случаях допускается самостоятельное получение перевозчиками и другими участниками железнодорожного перевозочного процесса разрешений на использование выделенных владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта радиочастот и регистрация принадлежащих им РЭС. В этом случае владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта согласовывает заявку на получение разрешения на использование номиналов частот конкретным участником перевозочного процесса. Разрешения на использование радиочастот выдает Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).[2]

4.7 Все РЭС, используемые в поездной радиосвязи владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса, имеют позывные сигналы для опознавания РЭС гражданского назначения.

Позывные сигналы для опознавания РЭС гражданского назначения образовываются в соответствии с определенным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России) порядком [4] на основании обращения владельца РЭС на получение свидетельства об образовании позывного сигнала и заключения экспертизы о возможности использования заявленных РЭС и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования РЭС.

Позывные сигналы для РЭС, работающих в цифровых системах поездной радиосвязи, у которых формируются сигналы опознавания избирательного вызова, в том числе передаваемые автоматически, не образовываются.

Структура позывных сигналов для РЭС поездной радиосвязи железнодорожного транспорта, соответствующая порядку, определенному в [4]. приведена в таблице 1 .

4.8 На каждой железнодорожной линии (участке железной дороги) на железнодорожном подвижном составе применяют РЭС, используемые перевозчиками и другими участниками железнодорожного перевозочного процесса, совместимые с системой поездной радиосвязи владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Таблица 1 - Структура позывных сигналов для РЭС поездной радиосвязи железнодорожного транспорта

Номер поезда и фамилия пользователя

*(1) станция, используемая несколькими должностными лицами. *(2) МВПС - мо ор-вагонный подвижный состав. *(3) ССПС - специальный самоходный подвижный состав. *(4) Бортовой или присваиваемый по графику номер подвижного объекта. Примечание - В свидетельстве об образовании позывного сигнала указывается только постоянная часть позывного сигнала, а переменная часть добавляется пользователем самостоятельно

4.9 Все участники перевозочного процесса, пользующиеся поездной радиосвязью, применяют РЭС (стационарные, возимые, носимые радиостанции и другие РЭС), имеющие подтверждение соответствия требований и параметров, установленных владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта в соответствии с ГОСТ Р 54959.

4.10 Все участники перевозочного процесса, пользующиеся поездной радиосвязью, применяют РЭС, прошедшие регистрацию в федеральных органах исполнительной власти в установленном порядке.

Свидетельство о регистрации РЭС является документом, разрешающим эксплуатацию радиостанций.

Регистрацию РЭС выполняют уполномоченные подразделения владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиков и других участников железнодорожного перевозочного процесса.

Свидетельства о регистрации РЭС хранят на правах документов строгой отчетности у ответственных за эксплуатацию РЭС, назначенных приказом по подразделению владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиков и других участников железнодорожного перевозочного процесса, на балансе которого находятся данные РЭС.

Копии свидетельств о регистрации РЭС, принадлежащих подразделениям, хранят в уполномоченных подразделениях владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиков и других участников железнодорожного перевозочного процесса.

5 Порядок вызова и ведения переговоров по поездной радиосвязи

5.1 Порядок ведения переговоров по поездной радиосвязи определяет Регламент переговоров при поездной и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации [3] .

5.2 С учетом особых случаев организации движения поездов (например, скоростные и высокоскоростные участки) владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта может разрабатывать и утверждать отдельные регламенты переговоров.

5.3 Абоненты поездной радиосвязи при ведении переговоров используют позывные РЭС в соответствии с 4.7 .

5.4 Формы обращения при ведении переговоров и последовательность их передачи:

5.4.1 Вызов требуемого абонента поездной радиосвязи:

- «Дежурный по станции, название станции»;

- «Дежурный по железнодорожному переезду (посту охраны, посту безопасности объекта), название объекта (или указание его местоположения на перегоне или железнодорожной станции)»;

- «Дежурный по депо, название депо»;

- «Машинист поезда (моторвагонного поезда, единицы специального самоходного подвижного состава), номер поезда (моторвагонного поезда, единицы специального самоходного подвижного состава)»;

- «Начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда, номер поезда»;

5.4.2 Ответ вызываемого абонента поездной радиосвязи:

- «Поездной диспетчер, фамилия, слушаю»;

- «Дежурный по станции, название станции, фамилия, слушаю»;

- «Дежурный по депо, название депо, фамилия, слушаю»;

- «Дежурный по железнодорожному переезду (посту охраны, посту безопасности), название железнодорожного переезда (поста охраны, поста безопасности объекта) или указание его местоположения на перегоне или железнодорожной станции), фамилия, слушаю»;

- «Машинист поезда (моторвагонного поезда, единицы специального самоходного подвижного состава), номер поезда (моторвагонного поезда, единицы специального самоходного подвижного состава), слушаю»;

- «Начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда, номер поезда, слушаю».

Примечание - Текст: «название станции», «название депо», «название объекта», при ведении переговоров заменяется на конкретное наименование станции, объекта, депо.

5.4.3 После получения ответа от вызываемого абонента поездной радиосвязи вызывающий абонент называет себя в соответствии с пунктом 5.4.1 и передает текст сообщения или запроса.

5.4.4 Порядок вызова и ведения переговоров определяется видом системы поездной радиосвязи, которая используется владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта.

5.4.4.1 В аналоговых системах поездной радиосвязи абоненты поездной радиосвязи используют групповые вызовы абонентов. РЭС, работающие в аналоговых сетях поездной радиосвязи, обеспечивают посылку вызывных сигналов частотой 700 или 2100 Гц для вызова поездного диспетчера; 1400 Гц для вызова дежурных по железнодорожным станциям, железнодорожным переездам, постам охраны, постам безопасности, депо; 1000 Гц для вызова машинистов поездов, специального самоходного подвижного состава, начальников (механиков-бригадиров) пассажирских поездов. Прием вызывного сигнала переводит всю группу РЭС в режим приема.

5.4.4.2 В случае использования владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта цифровых систем поездной радиосвязи при вызове абонентов поездной радиосвязи используют как групповые, так и индивидуальные вызовы.

Порядок вызова абонентов поездной радиосвязи в цифровой системе радиосвязи определяется алгоритмом работы используемой системы.

При этом уполномоченное подразделение владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта обеспечивает контроль за включением РЭС абонентов поездной радиосвязи владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиков и других участников железнодорожного перевозочного процесса в план нумерации цифровой системы поездной радиосвязи с назначением индивидуальных номеров РЭС и номеров групп, в которых эти РЭС работают.

5.4.5 В тех случаях, когда необходимо обратить внимание всех абонентов поездной радиосвязи, находящихся в зоне радиопокрытия вызывающей радиостанции, передают сообщение: «Внимание, внимание! Слушайте все».

На железнодорожных линиях, оснащенных аналоговыми системами поездной радиосвязи, сообщение передается последовательно поездному диспетчеру, дежурным по станции и машинистам поездов в соответствии с пунктом 5.4.4.1 .

На железнодорожных линиях, оснащенных цифровыми системами радиосвязи, сообщение передается последовательно поездному диспетчеру, дежурным по станции и машинистам поездов с использованием групповых вызовов в соответствии с пунктом 5.4.4.2. При возможности нахождения на железнодорожной линии подвижного состава, не оснащенного РЭС цифровых систем поездной радиосвязи, машинистам поездов сообщение передается дополнительно с использованием аналоговых РЭС поездной радиосвязи в соответствии с пунктом 5.4.4.1 .

Каждый, кто услышал данное сообщение, прекращает переговоры по поездной радиосвязи, внимательно выслушать сообщение, подтвердить факт приема информации в соответствии с пунктом 5.4.2. соблюдая установленный регламент переговоров, и при необходимости принять меры к обеспечению безопасности движения поездов или сохранности перевозимых грузов, установленные в [3] .

6 Порядок использования средств поездной радиосвязи

6.1 Поездная радиосвязь организуется владельцем инфраструктуры в диапазонах радиочастот, выделенных решениями ГКРЧ для организации сетей железнодорожной радиосвязи.

Поездная радиосвязь может быть реализована и в других частотных диапазонах в соответствии с таблицей распределения полос частот, принятой постановлением Правительства Российской Федерации [5]. и при условии получения установленным порядком решения ГКРЧ по выделению полос радиочастот для функционирования поездной радиосвязи.

6.2 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта при организации поездной радиосвязи использует РЭС, технические характеристики которых соответствуют ГОСТ Р 54959.

6.3 Все средства поездной радиосвязи обеспечивают круглосуточный режим работы.

6.4 Все РЭС, находящиеся в работе, постоянно включены. Стационарные и возимые радиостанции имеют контроль включенного состояния; носимые радиостанции имеют индикаторы разряда аккумуляторных батарей.

6.5 Все работники, пользующиеся средствами поездной радиосвязи, обязаны следить за их исправностью. О каждом случае нарушения исправного действия средств поездной радиосвязи необходимо предоставлять информацию сменному персоналу уполномоченного подразделения с регистрацией сообщения в документе установленной формы.

Примечание - признаком неисправности поездной радиосвязи при использовании аналоговых систем поездной радиосвязи следует считать отсутствие ответа абонента после трехкратного повторения вызова по пунктам 5.4.1 и 5.4.2 через каждые 15 с при использовании цифровых систем радиосвязи - сообщение о невозможности установления соединения с вызываемым абонентом поездной радиосвязи, передаваемое автоматически по радиоканалу.

6.6 Каждый случай неисправности и выключения средств поездной радиосвязи во время производства работ рассматривается не позднее трехсуточного срока совместно руководителями подразделений, пользующихся поездной радиосвязью, и руководителем соответствующего уполномоченного подразделения владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчика или другого участника железнодорожного перевозочного процесса. По результатам рассмотрения определяют мероприятия по устранению выявленных нарушений, назначают исполнителей и сроки выполнения работ. Контроль за выполнением работ осуществляет уполномоченное подразделение владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчика или другого участника железнодорожного перевозочного процесса в зависимости от принадлежности РЭС поездной радиосвязи.

6.7 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчик и другие участники железнодорожного перевозочного процесса, пользующиеся поездной радиосвязью, формируют перечень должностей, допущенных к пользованию РЭС поездной радиосвязи.

6.8 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчик и другие участники железнодорожного перевозочного процесса, пользующиеся поездной радиосвязью, обеспечивают документированную регистрацию переговоров, ведущихся по поездной радиосвязи, на всех участках железных дорог, определенных владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта [3] .

6.9 При пользовании поездной радиосвязью запрещается:

- передавать сведения, не подлежащие передаче по радиоканалу открытым текстом; перечень сведений, не подлежащих передаче по радиоканалу открытым текстом, в зоне своей ответственности устанавливают владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчики и другие участники железнодорожного перевозочного процесса, пользующиеся поездной радиосвязью;

- применять в сообщениях произвольные шифры, коды и сокращения;

- передавать сообщения при занятом канале поездной радиосвязи (данное требование включают в инструкции по пользованию средствами радиосвязи аналоговых систем поездной радиосвязи), кроме ситуаций, угрожающих жизни людей, безопасности движения поездов или сохранности перевозимых грузов и определенных регламентом переговоров, утвержденным владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта;

- вести переговоры, не связанные непосредственно с технологией работы и обеспечением безопасности движения поездов;

- беспорядочно нажимать тангенту микротелефонной трубки, кнопки на пультах управления средствами поездной радиосвязи.

6.10 Порядок пользования средствами поездной радиосвязи (радиостанциями, пультами управления и др.) при установлении соединений, вызове и ведении переговоров определяется инструкциями, утверждаемыми владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиком и другими участниками железнодорожного перевозочного процесса, пользующимися поездной радиосвязью. Инструкции разрабатываются на основе технической документации на все средства поездной радиосвязи, используемые в подсистеме инфраструктуры «Железнодорожная электросвязь» на железнодорожной линии (участке железной дороги), на железнодорожном подвижном составе и при оснащении абонентов поездной радиосвязи носимыми радиостанциями.

6.11 Работники владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчика или другого участника железнодорожного перевозочного процесса, пользующиеся поездной радиосвязью, проходят обязательное обучение, предусматривающее проверку знаний по пользованию средствами поездной радиосвязи, находящимися в их ведении. Порядок и сроки проведения обучения и проверки знаний определяются уполномоченным подразделением владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчика или другого участника железнодорожного перевозочного процесса.

7 Обеспечение функционирования поездной радиосвязи

7.1 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта обеспечивает зоны радиопокрытия для абонентов поездной радиосвязи в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [3] .

7.2 Параметры поездной радиосвязи, характеризующие зоны радиопокрытия, устанавливаются владельцем инфраструктуры в соответствии с ГОСТ Р 54959.

7.3 Уполномоченное подразделение владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта проводит контроль параметров поездной радиосвязи в соответствии с ГОСТ Р 54959.

Проверка поездной радиосвязи осуществляется путем контроля (измерения) параметров поездной радиосвязи с использованием следующих технических средств:

- единой системы мониторинга и администрирования сети технологической связи;

- вагонов-лабораторий радиосвязи и диагностических комплексов, оснащённых специальным оборудованием для контроля поездной радиосвязи;

- специальных тестирующих и измерительных комплексов и приборов.

Порядок и периодичность проверки работоспособности и контроля параметров поездной радиосвязи устанавливает владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта в соответствии с техническими характеристиками системы поездной радиосвязи на железнодорожной линии и технической документацией производителя средств поездной радиосвязи.

7.4 Перевозчики и другие участники железнодорожного перевозочного процесса обеспечивают контроль принадлежащих им средств поездной радиосвязи на соответствие требованиям ГОСТ Р 54959. Порядок и периодичность проведения контроля параметров РЭС устанавливают перевозчики и другие участники железнодорожного перевозочного процесса в соответствии с технической документацией производителя РЭС.

*(1) ГОСТ Р 55056-2012 «Железнодорожный транспорт. Основные понятия. Термины и определения», статья 76

*(2) ГОСТ Р 55056-2012 «Железнодорожный транспорт. Основные понятия. Термины и определения», статья 80

*(3) ГОСТ Р 53953-2010, статья 45

*(4) ГОСТ Р 53953-2010, статья 49

Библиография