Руководства, Инструкции, Бланки

образец творческого рассказа для дошкольников img-1

образец творческого рассказа для дошкольников

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию

Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию

Светлана Гожина
Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию

Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой. эмоциональной, выразительной.

Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагают владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи.

Развитие связной речи, возможно лишь на основе овладения родным языком, освоения его звуковой стороны, определенного словарного запаса, грамматического строя речи.

Поэтому в детском саду особое значение придается формированию навыков рассказывания. Детей обучают связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. Рассказ - самостоятельно составленное развернутое какого-либо факта, события. Составление рассказа(по заданию) - более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования.

Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен. поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Важно чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов. видели их пользу.

Рассказы могут быть описательными и сюжетными. В связи с этим для дошкольников можно выделить три категории рассказов :

1. Рассказ по восприятию(о том, что видит ребенок в момент рассказа ) ;

2. Рассказ по памяти(о том, что воспринимал до момента рассказа ) ;

3. Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений).

Поэтому, только третья категория рассказов - в полном смысле слова творческая. которая требует от ребенка умения видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого материала относительно новые образы и ситуации. Творческие рассказы могут опираться как на наглядную основу, так и на словесную. 1. Придумать события с героями картины, выходящие за пределы изображенного;

2. Придумать сказку об игрушечном зайчонке и бельчонке, которых ребенок держит в руках; 3. Придумать рассказ на предложенную тему «Как Сережа помог Наташе» .

Обучение творческого рассказывания занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста .

Овладение этим видом рассказывания знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности. Творческое рассказывание играет важную роль в развитии словесно логического мышления, представляя, большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношении между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.

К творческому рассказыванию относят придуманные детьми рассказы(устные сочинения) с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов, логически построенным сюжетом и соответствующим языковым оформлением. Овладение навыками творческого рассказывания максимально способствует приближению ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности в школе.

Так как составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о необходимых правилах построения рассказа - сообщения (зачин, развитие сюжетного действия, концовка, определение времени и место событий и др.).

Поэтому обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии формирования определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картинке. об игрушках и предметах, на предложенную тему и др.).

Ребенок, поступающий в первый класс, должен уметь ясно и правильно произносить все звуки и слова родного языка, владеть силу голоса, говорить в нормальном темпе, иметь четкую дикцию. Достаточно высокие требования предъявляются к активному словарю ребенка, к умению выбирать яркие, точные и убедительные слова.

Кроме того, он должен владеть грамматическим строением языка. Потому что все эти умения четко выступают в связном речевом высказывании, переданным ребенком в правильной, логически последовательной и выразительной форме. Так как ребенок строит свое высказывание, можно судить не только об уровне его речевого развития, но также и об уровне умственного развития.

Публикации по теме:

Проект «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 12 «Берёзка» Проект «Использование метода мнемотехники в обучении.

Конспект НОД по обучению творческому рассказыванию «Я — волшебник» (подготовительная к школе группа) Конспект НОД по обучению творческому рассказыванию «Я — волшебник»(подготовительная к школе группа). Цель: Воспитывать интерес к сказкам.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению детей творческому рассказыванию Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по обучению детей творческому рассказыванию.

Консультация для воспитателей «Карты Проппа как средство обучения детей старшего возраста творческому рассказыванию» Консультация для воспитателей на тему: "Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".

Обобщение опыта «Формирование связной речи, обучение рассказыванию детей с ОНР» Обучение рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Учитель-логопед МБОУ «Центр ПМСС» В. Л. Щеблыкина Речь, выступая в своём функциональном.

Обучение рассказыванию «Моя любимая игрушка» Обучение рассказыванию «Моя любимая игрушка». Цель: учить детей составлять рассказы из личного опыта. Побуждать детей выделять особенности.

ОД по творческому рассказыванию «Сказка про Деда Мороза» (разновозрастная группа) Задачи: 1. Коммуникация: подготовка к литературно-словесному творчеству упражнять детей в умении заканчивать.

План работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию» Воспитатель Мингалиева Люция Караметдиновна Средняяя группа МБДОУ детский сад №35 Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного.

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при обучении рассказыванию» Воспитатель: Соколова Людмила Юрьевна. Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучение рассказыванию. Цель.

Другие статьи

Конструкт обучения дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ «Удачная рыбалка»

Конструкт обучения дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ «Удачная рыбалка»

Елена Зырянова
Конструкт обучения дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ «Удачная рыбалка»

организации совместной образовательной деятельности

по ПМ. 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования »

Зыряновой Елены Ивановны

(специальность «Дошкольное образование ». группа 530)

Дата. 20.04.2016 год.

Образовательная область. Речевое развитие.

Образовательная ситуация. Речевое развитие.

Тема. Составление творческих рассказов по картине "Удачная рыбалка ".

Образовательная технология. обучение дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ .

Виды деятельности. игровая, познавательная, коммуникативная.

Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. мозаика-синтез, 2014.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Сидорчук Т. А. Лелюх С. В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей. -4-е изд. испр. и доп. -М. АРКТИ, 2014.-40с. ил. (Растём умными (Технология ТРИЗ ) .

Формы организации. подгрупповая, индивидуальная.

Цель. учить детей составлять рассказ по картине

Дети проявляют умения строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Проявляют речевое творчество в составлении рассказа по картине методами ТРИЗ и рассказа по теме. предложенной воспитателем.

Дети правильно объясняют взаимосвязи объектов на картине.

Отвечают полными предложениями.

Проявляют субъектную позицию в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Дети проявляют умения слушать других, не перебивая их.

Дети активизируют словарь.

У детей развито речевое творчество в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями детей.

Задачи совместной деятельности Задачи с учетом особенностей воспитанников группы

Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.

Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Развивать речевое творчество. учитывая индивидуальные способности и возможности детей.

Развивать умения самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов. на тему, предложенную воспитателем, с использованием приемов ТРИЗ .

Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов изображенных на картине .

Обогащать активный словарь детей.

Учить отвечать полными предложениями.

Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками. Петя. учить отвечать полным предложением.

Аня. побуждать вступать в диалог, развивать силу голоса.

Илья. побуждать вступать в диалог.

Принципы дошкольного образования(ФГОС ДО) :

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста. обогащение (амплификация) детского развития.

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования ) .

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Принципы развития речи :

Принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи.

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

Принцип обеспечения активной речевой практики.

Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.

Воспитание через взаимодействие.

Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Принцип осознанности и активности.

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип индивидуального подхода.

Средства воспитания и обучения. Наглядные (картина«Удачная рыбалка ». картинки - объекты картины. мольберт с магнитами, схемы этапов).

1. Этап ознакомления с методом

2. Этап организации системы игр и творческих заданий по освоению метода

2.1 Этап «Определение состава картины »

2.2 Этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине »

2.3 Этап «Преобразование объектов во времени» .

3. Этап продуктивной деятельности.

4. Этап рефлексии.

5. Этап оценки уровня творческих работ .

Последовательность деятельности Методы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат

1. Этап ознакомления с методом .

Задача. организовать детей на предстоящую деятельность

Беседа, вопросы, эмоциональное стимулирование. Воспитатель мотивирует детей к деятельности.

- Ребята, к нам в группу пришла посылка. Хотите посмотреть, что в ней? Я очень хочу.

- Ребята, посмотрите, нам прислали картину. Вам интересно, что это за картина. и что на ней изображено? (да). Осознание детьми мотива деятельности. Включение детей в деятельность по освоению метода. Дети заинтересовались предстоящей деятельностью.

2. Этап организации системы игр и творческих заданий по освоению метода .

Задача. побуждать детей на совместную деятельность. Беседа

Воспитатель организует игры и творческие задания реалистического и фантастического плана. Организует обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.

- Ребята, а вы бы хотели поиграть с картиной ?

Тогда давайте начнем

Воспитатель выносит картину .

Включение детей в игры и творческие задания. Включение детей в обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.

Дети проявляют интерес к совместной деятельности.

Задача. обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине(дробление, моделирование, группировка) .

Учить отвечать полными предложениями.

Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины .

Учить детей запоминать схему и озвучивать правил Беседа

- Ребята, посмотрите на картину. Хотели бы вы, поиграть в игру, которая называется «Подзорная труба». (да). По очереди вы будете наводить подзорную трубу на какой либо объект и описывать его в подробностях. Нужно назвать все объекты на картине. в конце посмотрим, кто назвал больше всех объектов, кто самый внимательный.

Показываю пример. У воспитателя приготовлены разрезанные объекты картины. По ходу называния детьми объектов, воспитатель вывешивает их на доске.

- Ребята, в игре есть правило – не выкрикивать, поднимать руку, отвечать полными предложениями.

- Миша, какой объект ты увидел. Хочешь его описать? (Когда я смотрю на картину. я вижу….) .

В итоге перечисляются все названые объекты. Воспитатель хвалит детей, выделяя самых внимательных.

Воспитатель вывешивает схему данного этапа.

Дети рассматривают картину. Описывают предметы на картине по очереди. соблюдая правило. Дети правильно перечисляют объекты на картине. Отвечают полными предложениями.

Дети запоминают схему этапа и называют правила.

Дети активизируют словарь.

«Установление взаимосвязей между объектами на картине » .

Задача. упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов изображенных на картине. Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Учить детей запоминать схему и озвучивать правила.

- Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Сыщики». раскроем тайны картины. На картине все объекты связаны. давайте найдем эти связи.

- Папа и стул (они между собой связаны, потому что папа сидит на стуле) .

- Мальчик и кепка (они взаимосвязаны, потому что кепка одета на голову мальчика) .

- Удочка и мальчик (они взаимосвязаны, так как мальчик ловит удочкой рыбу, и т. д.

Последовательность объединения объектов получается случайная, в зависимости от выбора детей.

- Ребята, кем мы были? (мы были сыщиками) .

- Что мы делали? (мы объединяли объекты на картине ) .

Воспитатель вывешивает схему данного этапа.

Дети играют в игру "Сыщики" - объясняют взаимосвязи объектов изображенных на картине .

Отвечают на вопросы, слушают друг друга, не перебивают друг друга.

Дети правильно объясняют взаимосвязи объектов изображенных на картине. Проявляют субъектную позицию в речевом общении со взрослыми и сверстниками. Дети проявляют умения слушать других, не перебивая их.

Дети запоминают схему этапа и называют правила.

«Преобразование объектов во времени» .

Задача. учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Развивать речевое творчество. учитывая индивидуальные способности и возможности детей.

Учить детей запоминать схему и озвучивать правила.

Задача. развивать общую моторику и речь детей.

Упражнения - Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Машина времени». (выбираем конкретный объект картины и описываем его настоящее, далее предлагаем подумать, что с ним будет в будущем).

- Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом. Я выбираю папу и представляю, что рано утром он был ещё дома и собирался на рыбалку. а вечером он сварит вкусную уху.

- В рассказе следует использовать словесные обороты. было-будет, утро-вечер, раньше-позже, до тог-после того).

- Ребята, представьте, пришел волшебник времени и переместил мальчика в прошлое. Петя, расскажи нам про мальчика(я выбираю мальчика и представляю)

Дети по очереди составляют рассказы .

- Ребята, какие интересные истории вы придумали, мне так было интересно слушать их.

- Как вы думаете, как можно назвать эту картину. Вера, как ты думаешь? (Я бы назвала эту картину .)

Воспитатель вывешивает схему данного этапа.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1.2.3.4. – вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно -

Вместе – раз – это брасс.

Качаясь на волне – плывём на спине.

Вышли на берег крутой и отправились домой! Дети отвечают на вопросы и высказывают свое мнение, составляют рассказ .

Дети отдыхают, выполняют упражнения. Дети составляют рассказы об объектах на картине. представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Дети запоминают схему этапа и называют правила.

У детей развито речевое творчество в соответствии с

индивидуальными способностями и возможностями детей.

У детей развита общая моторика и речь.

3. Этап продуктивной деятельности.

Задача. организовать продуктивную деятельность.

Развивать умения самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов. на тему, предложенную воспитателем, с использованием приемов ТРИЗ .

Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.

Практическая работа Воспитатель организует продуктивную деятельность детей.

- Ребята, на картине. с которой мы играли, изображено, как папа с сыном ловили рыбу.

- Кто хотел бы составить рассказ о том. как он ходил на рыбалку ?

Воспитатель записывает рассказы детей с помощью схем, слов и т. п. Дети составляют рассказ о том. как они вместе с папами ходили на рыбалку. Дети проявляют активность в продуктивной деятельности - составление рассказа .

Проявляют речевое творчество в составлении рассказа по картине методами ТРИЗ и рассказа по теме. предложенной воспитателем.

Дети проявляют умения слушать других, не перебивая их.

4. Этап рефлексии.

Задача. учить детей анализировать свою деятельность.

Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Беседа, вопросы Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задаёт им вопросы.

- Ребята, что мы с вами делали? (мы играли с картиной ) .

- Как мы это делали?

- Зачем мы это делали?

- В какие игры мы играли? (Машина времени, сыщики, подзорная труба) .

- Какая игра вам понравилась больше всего?

- Что было труднее всего?

- Вам было интересно играть с картиной ?

- Ребята, вы так хорошо играли, мне так понравилось с вами играть. Дети высказывают свое мнение. Слушают воспитателя. Дети оценивают собственную деятельность, осознают метод и возможности его использования.

Дети проявляют умения строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

5. Этап оценки уровня творческих работ .

Задача. побуждать детей к обсуждению своих действий Оценивание работ, вопросы, беседа Воспитатель оценивает уровень оригинальности работы.

-Ребята, вам понравилось составлять рассказы ?

- Кому чей рассказ понравился больше всего?

- Мне понравились все ваши рассказы. вы такие молодцы. Какие красивые рассказы у вас получились. Дети отвечают на вопросы, высказывая свое мнение Дети проявляют инициативность, отвечая на вопросы, обсуждают свои действия.

Задача. ориентировать детей на самостоятельную деятельность. Вопросы - Ребята, мы записали ваши рассказы на листочках. Что мы можем сделать с этими рассказами. Я хочу предложить вам составить альбом. Его можно назвать "Как я ходил на рыбалку ". Дома вы можете сделать фотографии или нарисовать, как выходили на рыбалку. и ваши рисунки и фотографии можно поместить в наш альбом. Дети высказывают свое мнение. Дети принимают предложение, заинтересовываются предстоящей деятельностью.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по составлению творческих рассказов для детей 5–6 лет Конспект интегрированного занятия по составлению творческих рассказов на тему: «День рождения белочки» для детей старшей группы Программное.

Конспект НОД по составлению описательных рассказов в средней группе «Путешествие в лес» Цель: Составление описательных рассказов. Образовательные задачи: - закрепить знания детей о диких животных. - познакомить детей с тем.

Конспект занятия по составлению рассказа по картине «Федорино горе» Конспект открытого занятия по составлению рассказа по сюжетной картине "Федорино горе" в старшей логопедической группе. Цель: обучение детей.

Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах» Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах» №1 (слайд)Какова же основная.

Обучение детей творческому рассказыванию

Обучение детей творческому рассказыванию Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Обучение дошкольников творческому рассказыванию. Вопросы формирования детского словесного творчества. Требования к методике обучения творческому рассказыванию. Обогащение и активизация словаря. Приемы обучения творческому рассказыванию дошкольников.

реферат [22,0 K], добавлен 26.05.2009

Занятие по обучению творческому рассказыванию тема "Я - волшебник". Воспитать интерес к сказкам. Развивать умение развивать рассказ. Занятие по обучению детей творческому рассказыванию. Придумывание продолжения и завершения рассказа.

учебное пособие [12,3 K], добавлен 06.05.2007

Виды, характеристика и методика обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. Практические аспекты особенностей обучения детей рассказыванию из личного опыта. Обогащение речевой деятельности на основе рассказов о прогулках и экскурсиях.

курсовая работа [47,4 K], добавлен 10.02.2016

Характеристика понятия, особенностей и функций связной речи. Формирование монологической речи детей с нормальным лексическим развитием. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

дипломная работа [85,6 K], добавлен 05.09.2010

Обучение детей рассказыванию по памяти из их личного опыта. Ведущие приемы научения рассказыванию для развития речи. Темы, предлагаемые дошкольникам разных возрастных групп. Описание проведения занятий и анализ эффективности использованных методов.

контрольная работа [20,5 K], добавлен 16.03.2010

Развитие речи у дошкольников, умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Методические приемы обучения рассказыванию по картине, структура занятия, проблемы обучения, подбор сюжетных картин.

контрольная работа [31,9 K], добавлен 23.01.2010

Основные виды воображения и способы создания творческих образов. Особенности воображения у детей дошкольного возраста. Развитие воображения как основы творческой деятельности дошкольников. Разработка рекомендаций по развитию воображения у детей.

курсовая работа [108,6 K], добавлен 11.10.2013

Основные требования к монологической речи. Классификация устной речи. Развитие связной монологической речи у дошкольников по рассказыванию картинок, использование сказкотерапии. Занятия по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста.

контрольная работа [25,3 K], добавлен 20.02.2012

Развитие интереса к творчеству и виды творческой деятельности. Работа с папье-маше на внеклассных занятиях по трудовому обучению, обучение вязанию, аппликации из соломы и мозаике. Влияние кружковых занятий на развитие индивидуальных возможностей детей.

дипломная работа [101,3 K], добавлен 15.11.2010

Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте. Применение продуктивных видов деятельности в прогрессе воображения старших дошкольников. Исследование мыслей детей в процедуре учебных занятий. Стимуляция творческой практики.

курсовая работа [51,2 K], добавлен 14.11.2013

1. Влияние творческих рассказов на развитие речи и воображения

2. Требования к рассказам детей

3. Методика проведения занятий по обучению детей творческому рассказыванию

4. Составить конспект занятия по обучению творческому рассказыванию

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. У них возникает возможность действовать по замыслу. Их воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Творческое воображение - это сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Особенность творческого рассказывания в том, что ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему свой прошлый опыт и облекая его в связное повествование.

Цель контрольной работы - рассмотреть особенности обучения детей творческому рассказыванию.

1.Влияние творческих рассказов на развитие речи и воображения

Термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т.к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.

Словесное творчество рассматривается как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов (восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы)).

Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.

Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на развитие речи и воображения детей.

Условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.

2.Требования к рассказам детей

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Еще одно условие - правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

3.Методика проведения занятий по обучению детей творческому рассказыванию

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:

1. обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;

2. обогащение и активизация словаря;

3. умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;

4. правильное понимание детьми задания «придумать».

В формировании детского художественного творчества выделяют три этапа:

· На первом этапе происходит накопление опыта: педагог организует получение жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество, учит образному видению окружающего, важна роль искусства.

· Второй этап - собственно процесс детского творчества (возникает замысел, идут поиски художественных средств). Важна установка на новую деятельность (придумаем рассказ, творческие задания). Наличие замысла побуждает детей к поискам композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.

· На третьем этапе появляется новая продукция (ее качество, ее завершение, эстетическое удовольствие). Анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

Варианты творческого рассказывания:

1. придумывание предложения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;

2. придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания);

3. придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать концовку рассказа.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера.

Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог, предъявляя детям новую картину, затем целенаправленно отрабатывает с ними мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов.

Модель работы с картиной как целостной системой:

1. Выделение объектов, изображенных на картине.

2. Установление взаимосвязей различного уровня между объектами.

3. Представление объектов с точки зрения их восприятия различными анализаторами.

4. Описание изображенного средствами символической аналогии.

5. Представление объектов в рамках времени их существования.

6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.

Главная сложность организации и проведения такой работы с детьми 4-7 лет заключается в том, что у них еще не сформированы классификационные и системные умения работы с конкретным объектом. Поэтому необходимо параллельно осуществлять работу в данном направлении с любым (не обязательно со всеми) объектом, изображенным на этой же картине.

Основные операции анализа объекта

1. Выбор основной (возможной) функции объекта.

2. Перечисление составляющих объекта по принципу «матрешки».

3. Обозначение сети взаимосвязей одного объекта с изображенным на картине.

4. Представление «жизни» объекта на временной оси.

Представленная модель может служить основой для построения педагогических технологий при обучении детей (не только дошкольного возраста) описанию пейзажной или предметной картинки. Перспективен данный подход и при анализе литературных произведений любого жанра, если педагог ставит своей целью развитие творческих способностей ребенка.

С целью более полного понимания дошкольниками изображенного на картине необходимо обучить их элементарным приемам системного анализа выбранного объекта. Обучение проводится в игровой форме.

Использовать такие игры можно начиная со средней группы. Игры включаются параллельно работе с картиной в целом. Время их проведения и количество зависят от возможностей детей и обучающих целей педагога.

4.Составить конспект занятия по обучению творческому рассказыванию

Конспект занятия по обучению творческому рассказыванию.

Тема «Я - волшебник».

Воспитать интерес к сказкам. Развивать умение развивать рассказ на предложенную тему, использовать образные слова и выражения.

Материал к занятию. «Волшебное дерево», к веткам которого прикреплены иллюстрации к сказкам; посылка, письмо, волшебная палочка, сказочные атрибуты (красивая накидка, корона, колпак); игрушки - сувениры на каждого ребенка.

Чтение и прослушивание сказок («Мороз Иванович», «Золушка», «Сивка-Бурка», «Василиса Прекрасная» и др.). Рассматривание иллюстраций, беседа по содержанию сказок, подготовка выставки книг «Волшебные сказки», проведение викторины «В гостях у сказки», беседы «Если бы я был волшебником».

Воспитатель предлагает детям подойти к «волшебному дереву», «выросшему» в группе, и рассмотреть висящие на ветках иллюстрации к сказкам.

Вопросы во время рассматривания: «К какой сказке относится эта иллюстрация? Кто автор сказки? Как зовут главного героя? Можно ли назвать эту сказку волшебной? Кто творил чудеса в этой сказке?».

Педагог выслушивает ответы детей, отмечает наиболее интересные. Предлагает вспомнить и назвать чудеса из сказки «Золушка».

Затем спрашивает: «Ребята, вы верите в чудеса? Хотите верьте, хотите нет, но к нам в группу принесли посылку из волшебного царства».

Педагог читает на посылке адреса получателя («Детскому саду «Ладушки». Детям подготовительной к школе группы») и отправителя («Волшебное царство»).

Воспитатель вместе с ребятами вскрывает посылку, в которой находятся красивая палочка и письмо. Спрашивает: «Кто догадался, что это за красивая палочка? Правильно, волшебная. А теперь послушайте письмо, которое вам прислала фея: «Здравствуйте, милые девочки и мальчики! Знаю, что вы любите сказки, разные чудеса, поэтому посылаю вам в подарок волшебную палочку. Тот, кто возьмет ее в руки, произнесет волшебные слова и взмахнет три раза, станет волшебником».

Прерывая чтение, воспитатель обращается к детям: «Кто хочет стать волшебником?». Дает палочку вызвавшемуся ребенку и говорит: «Встань за дерево, произнеси известные тебе волшебные слова и три раза палочкой взмахни». Детям педагог предлагает закрыть глаза и открыть их только на слове «три». В тот момент, когда ребенок последний раз взмахнет палочкой, воспитатель набрасывает на его плечи красивую накидку, а голову украшает красивой короной, если это девочка, и колпаком, если это мальчик. Дети открывают глаза, и ребенок-волшебник выходит из-за дерева. «Скажи нам, о почтеннейший, - обращается к нему педагог, - из какого царства ты прибыл? Расскажи нам о нем».

Ребенок рассказывает, в случае затруднения воспитатель помогает наводящими вопросами. Затем благодарит волшебника и предлагает взять палочку следующему ребенку.

Выслушав два - три ответа, воспитатель, с согласия детей, тоже превращается в волшебника, рассказывает свою волшебную сказку, отвечает на вопросы. После этого волшебная палочка побывает еще у двух - трех детей.

Затем педагог продолжает чтение письма феи: «Я надеюсь, что, превратившись в волшебников, вы очень интересно расскажете о своем волшебном царстве, А ваши волшебные дела будут только добрыми». Спрашивает: «Как вы думаете, надежды феи оправдались? Все рассказы были интересными, а волшебные дела добрыми? Какой рассказ вам больше всего понравился? Почему?».

Заканчивая чтение письма: «Но, как всякая уважающая себя волшебница, я приготовила вам еще один сюрприз. Хотите узнать какой? Тогда закройте глаза, произнесите: «Эне-бэне, рики-факс!», хлопните три раза в ладоши и пройдите в раздевальную комнату». Дети выходят, воспитатель шепотом предлагает им заглянуть в свои раздевальные шкафчики. Ребята находят игрушки - сувениры, которые заранее приготовлены взрослыми.

Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер. Можно использовать игровые методы обучения рассказыванию по картине. При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к этому виду деятельности.

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. Академия, 1998. - 400с.

2. Логинова В.И. Максаков А.И. Попова М.И. и др. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. - М. Просвещение, 1984. - 223с.

3. Сидорчук Т.А. Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. - М. 2006.

4. Сидорчук Т.А. Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи. - М. Академия, 2004. - 304с.

5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М. Просвещение, 2003.