Руководства, Инструкции, Бланки

образец договора на предоставление персонала

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Договор предоставления персонала (аутстаффинг): позиция суда

Договор предоставления персонала (аутстаффинг): позиция суда Аутсорсинг или аутстаффинг?

На практике, под понятием «аутсорсинг» подразумевается поручение организацией-заказчиком исполнителю выполнения определенной деятельности. Но не всегда договор аутсорсинга трактуется именно таким образом. Часто под аутсорсингом понимается именно договор предоставления персонала. И именно такие договоры суды называют договорами аутсорсинга.

Например, аутсорсингом именуется договор, по условиям которого организация производила подбор персонала и предоставляла этот персонал в распоряжение организации-заказчика (Постановление Тринадцатого ААС от 19.11.2007 № А56-52178/2006).

Как аутсорсинговый рассматривается договор, согласно условиям которого Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по предоставлению в распоряжение Заказчика своего персонала для работы у Заказчика (Решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.08.2008 № А40-28505/08-104-178).
И, наконец, ВАС РФ в своем определении от 04.03.2010 № ВАС-2063 говорит о том, что договоры о предоставлении персонала (работников) именуются также договорами аутсорсинга персонала.

Так сложилось, что заемный труд подразумевается именно при заключении договора аустаффинга. На основании такого договора Исполнитель подбирает персонал для заказчика, заключает с работниками трудовые договоры, а впоследствии предоставляет персонал Исполнителю.

Специалисты видят следующее принципиальное различие между аутсорсингом и аутстаффингом: при аутсорсинге персонал подбирает кадровое агентство (аутсорсер), оно заключает с работниками трудовые договоры, а впоследствии по договору предоставления персонала передает работников Заказчику. При аутстаффинге работников подбирает сам Заказчик, а аутстаффер выполняет функции формального работодателя. Но и в этом случае между аутстаффером и Заказчиком заключается тот же договор предоставления персонала.

Следует обратить внимание, что очень часто происходит смешение этих понятий. Суды, как правило, независимо от нюансов, все договоры предоставления персонала именуют договорами аутсорсинга. Термин «аутстаффинг» в судебной практике практически не применяется. Но, по большому счету, не так уж и важно, какой из этих терминов используется в договоре.

По нашему мнению, при заключении договора лучше отказаться от таких формулировок как «аутсорсинг» и «аутстаффинг» и использовать более понятные формулировки. Например, если стороны подразумевают заемный труд, то следует заключать договор предоставления персонала.
Если стороны передают на аутсорсинг ведение, предположим, бухгалтерского учета, то в тексте договора следует отразить, что исполнитель оказывает заказчику услуги по ведению бухгалтерского учета.

Квалификация договора с точки зрения судов

Как известно, на сегодняшний день определение договора предоставления персонала в российском законодательстве отсутствует, что не мешает организациям пользоваться данной правовой конструкцией. Следуя принципу свободы договора, установленного ст. 421 ГК РФ, стороны вправе заключить договор предоставления персонала, и такой договор не будет противоречить закону, на это указал ВАС РФ в своем Определении от 04.03.2010 № ВАС-2063.

Отметим, что суды часто квалифицируют договор предоставления персонала как договор возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ) (см. Постановление Седьмого ААС от 20.04.2011 № 07АП-2218/11).

Отметим, что условия договора предоставления персонала не регулируют трудовые правоотношения между работодателем и наемным работником и не принуждают его к труду (см. Постановление Седьмого ААС от 20.04.2011 № 07АП-2218/11).

Работодателем в рассматриваемой ситуации будет являться организация-исполнитель. Работники, передаваемые по договору предоставления персонала, числятся в штате предоставляющей организации. С этой организацией работники состоят в трудовых отношениях, т.е. заключают трудовые договоры, получают заработную плату, оплату больничных и компенсации. При этом организация, в которую работники привлекаются по договору предоставления персонала, не оформляет с ними никаких юридических (в том числе и трудовых) отношений, предметом договора являются услуги по предоставлению персонала (Постановление Восьмого ААС от 16.03.2012 № А70-7988/2011).

Между тем, не все суды согласны с таким подходом.

Так, например, Пятнадцатый ААС в своем постановлении от 29.12.2012 № 15АП-9767/2012-НР указывает, что договор предоставления персонала (суд использует понятие «договор аутсорсинга») необходимо отличать от договора возмездного оказания услуг, так как организация, предоставляющая персонал, не принимает на себя обязательств на оказание каких-либо услуг (в области управления, производства, строительства и т.д.), поскольку ее единственное обязательство - предоставление определенного количества персонала, соответствующего предъявленным к квалификации требованиям.

Сутью такого договора является предоставление одной организацией специалистов необходимого профиля и квалификации в распоряжение другой организации для осуществления определенных функций в интересах последней.

Полагаем, что поскольку большинство судов все же квалифицирует договор предоставления персонала как договор возмездного оказания услуг, в нем следует отразить все существенные условия договора возмездного оказания услуг.

Президиум ВАС РФ в своем Информационном письме от 29.09.1999 № 48 разъясняет, что в соответствии со ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

При рассмотрении споров необходимо исходить из того, что указанный договор может считаться заключенным, если в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить. В том случае, когда предмет договора обозначен указанием на конкретную деятельность, круг возможных действий исполнителя может быть определен на основании предшествующих заключению договора переговоров и переписки, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев делового оборота, последующего поведения сторон и т.п. (ст.431 ГК РФ).

Существенные условия договора предоставления персонала

Проанализировав судебную практику можно сделать вывод, что существенными в договоре предоставления персонала являются следующие условия: предмет договора; условие о количестве привлекаемых работников определенной профессии и квалификации, объеме подлежащих выполнению услуг; стоимость услуг; порядок оплаты; права и обязанности сторон; порядок приемки услуг; срок действия договора. Немного подробнее остановимся на отдельных существенных условиях договора.

Предметом договора аутсорсинга (аутстаффинга) является предоставление персонала организацией-исполнителем заказчику (Постановление Восьмого ААС от 16.03.2012 № А70-7988/2011).

Восьмой ААС в своем Постановлении от 16.03.2012 № А70-7988/2011 указывает, что предметом договора являются услуги по предоставлению персонала, и заказчик платит именно за эту услугу, а не за труд конкретных работников.

Персонал должен соответствовать предъявленным к его квалификации требованиям, для осуществления определенных функций или определенной деятельности (участие в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных задач, связанных с производством и (или) реализацией) в целях достижения полезного эффекта нематериального характера, а также сокращения издержек производства или увеличения прибыли.

Именно так формулирует предмет договора предоставления персонала Четвертый ААС в своем постановлении от 03.07.2013 № А19-21930/2012.

Следует отметить, что предметом рассматриваемого договора является именно предоставление заказчику персонала (или услуга по предоставлению персонала). Предметом договора не могут быть сами работники.

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (ст.128 ГК РФ).

Люди (работники) к объектам гражданских прав не относятся и не могут быть отнесены.

Поэтому необходимо внимательно отнестись к формулировке предмета договора. Если, например, в договоре будет написано, что предметом договора является бухгалтер (водитель, инженер и.т.д.), такой договор является ничтожным, т.е. не влекущим юридических последствий на том основании, что он не соответствует требованиям закона (ст. 168 ГК РФ).

Восемнадцатый ААС в своем Постановлении от 12.05.2011 № 18АП-1267/2011 указал, что для признания договора предоставления персонала заключенным, достаточно определить условие о предмете договора. Если такое условие сформулировано в тексте договора, то данный договор считается заключенным.

Отметим, что многие суды не разделяют эту позицию. Они полагают, что в договоре должны быть прописаны и иные его существенные условия.

Другие существенные условия договора предоставления персонала

Поскольку гражданский кодекс не содержит положений, касающихся договора предоставления персонала, то, соответственно, ГК РФ не поможет нам и с определением существенных условий этого договора.

В данном случае для разрешения этого вопроса необходимо обратиться к арбитражной практике.

Помимо предмета договора суды называют существенными следующие условия договора предоставления персонала: условие о количестве привлекаемых работников определенной профессии и квалификации, объеме подлежащих выполнению услуг, порядок оплаты, права и обязанности сторон, порядок приемки услуг, срок действия договора (Постановление Четвертого ААС от 03.07.2013 № А19-21930/2012, Постановление Восьмого ААС от 16.03.2012 № А70-7988/2011, Постановление Шестого ААС от 25.09.2012 № 06АП-3970/2012).

К существенным условиям договора суды также относят стоимость услуг и порядок оплаты (Постановление Четвертого ААС от 11.06.2013 № А19-307/2013, Постановление Восьмого ААС от 16.03.2012 № А70-7988/2011, Постановление Второго ААС от 10.04.2009 № А28-11584/2008-315/17, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.12.2008 № А56-25656/2007).

Помимо этого суды называют еще ряд условий, которые должны присутствовать в договоре предоставления персонала.
Так, например, Четвертый ААС в своем Постановлении от 03.07.2013 № А19-21930/2012 указывает, что в договоре должен быть закреплен порядок документооборота между сторонами, а также порядок приема-сдачи работ.

А условие о квалификации должно отражать следующие сведения о работнике:

  • уровень и профиль образования,
  • наличие опыта работы, навыков и умений в определенной сфере.

Права и обязанности сторон

Главной обязанностью аутстаффера является предоставление работников, с которыми у него оформлены трудовые отношения, заказчику. При этом он обязан предоставить работников определенной профессии и квалификации. Заказчик обязан оплатить услуги исполнителя. Другие права и обязанности устанавливаются сторонами по договоренности. Отметим, что договор предоставления персонала не является трудовым. Трудовые отношения возникают между работником и аутстаффером (передающей стороной).

Между тем рабочий процесс требует установления определенных прав и обязанностей принимающей стороны в отношении заемных работников. В договоре предоставления персонала стоит указать на право принимающей стороны требовать от направленного работника исполнения им трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу принимающей стороны (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у принимающей стороны) и других работников принимающей стороны, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка принимающей стороны.

Логична также обязанность принимающей стороны обеспечить направленного работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для выполнения им трудовых обязанностей.

В обязанности принимающей стороны также следует включить возможность отстранять от работы или не допускать к работе направленного работника в случаях, указанных в части 1 ст.76 ТК РФ. При этом о случаях отстранения от работы или недопущения к работе направленного работника принимающая сторона обязана незамедлительно известить работодателя.

Все эти условия следует также отразить в трудовом договоре между аутстаффером и работником.

Большинство судов называют условие о стоимости услуг существенным условием договора предоставления персонала.
Между тем, по мнению Восьмого ААС, отсутствие этого условия не влечет признание договора незаключенным.
Объясняется это следующим. Исходя из статьи 783 ГК РФ, к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 709 ГК РФ при отсутствии в договоре цены подлежащей выполнению работы или способов ее определения, цена определяется в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ. Согласно данной норме в этом случае исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

На этом основании суд признал, что стоимость услуг не является существенным условием договора оказания услуг (Постановление Восемнадцатого ААС от 30.01.2012 № 18АП-12739/2011).

Однако рекомендуем во избежание возможных споров, связанных как с определением размера стоимости услуг, так и с вопросом признания договора незаключенным, не только обязательно включать это условие в текст договора, но определить его максимально ясно и детально.
При этом следует учитывать, что предметом договора являются услуги по предоставлению персонала, и Заказчик платит именно за эту услугу, а не за труд конкретных работников (Определение ВАС от 04.03.2010 № ВАС-2063).

Последствия несогласования существенных условий договора

Выше мы уже говорили о том, что отсутствие существенных условий ведет к признанию договора незаключенным (ст.432 ГК РФ).
Это вполне логично, ведь если не определены важные для сторон (существенные) условия договора, то у контрагентов просто нет возможности исполнить такой договор.

Между тем Восемнадцатый ААС в своем Постановлении от 12.05.2011 № 18АП-1267/2011 разъясняет, что вопрос о незаключеннии договора ввиду неопределенности каких-либо существенных условий договора следует обсуждать до его исполнения, поскольку неопределенность данного условия может повлечь невозможность исполнения договора. Если договор исполнен, его условие не считаются несогласованным, а договор незаключенным в исполненной части.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении Восьмого ААС от 16.03.2012 № А70-7988/2011.

ведущий эксперт Издательско-консалтинговой группы «АйСи Групп»

образец договора на предоставление персонала:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Положения о предоставлении персонала в ТК РФ

    Положения о предоставлении персонала в ТК РФ

    В Трудовой кодекс РФ и в ряд законов внесены новые положения. Они направлены на регулирование деятельности по предоставлению труда работников другому физическому или юридическому лицу. С 2016 года работодатель с согласия своих сотрудников по договору о предоставлении труда работников (персонала) сможет их временно направить другому работодателю для выполнения трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны. Осуществлять такую деятельность смогут, например, частные агентства занятости, которые должны удовлетворять определенным требованиям. Кроме того, в ТК РФ закреплено понятие «заемного труда». В статье эксперты фирмы «1С» анализируют нововведения.

    «Заемный труд» - новое понятие в трудовых отношениях

    В настоящее время распространена практика привлечения к выполнению работ сотрудников сторонних компаний по договору предоставления персонала. Это позволяет компаниям временно привлекать сотрудников к работе (например, на сезон), не связывая себя трудовыми отношениями, уменьшить объем кадрового делопроизводства, сократить затраты и время на подбор и обучение персонала, а также сэкономить на налогах и взносах. Выделяют аутстаффинг (использование труда внештатных сотрудников)*, аутсорсинг (внешним исполнителям передаются второстепенные функции организации, например, ведение бухгалтерского учета), аренду или лизинг персонала (синонимичны аутсорсингу и аутстаффингу).

    Однако действующее законодательство не содержит специальных правил, регулирующих заключение договора о предоставлении персонала, порядок обложения налогами и взносами выплат в рамках данного договора. Такая правовая неопределенность приводит к вопросам и спорам на практике.

    С 1 января 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 116-ФЗ), который призван урегулировать данную сферу правоотношений.

    В Трудовой кодекс РФ вводится понятие «заемный труд». Под ним понимается труд работника по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем лица, не являющегося его работодателем. Данный труд запрещен.

    При этом в некоторых случаях законодатель все-таки разрешает оказывать услуги по предоставлению работников другим лицам. Такие отношения носят трехсторонний характер. Лицо, предоставляющее работников (исполнитель), заключает с принимающей стороной (заказчиком) договор о предоставлении персонала. При этом исполнитель подписывает с сотрудниками трудовой договор. Такие отношения регулируются новыми главой 53.1 ТК РФ (п. 3 ст. 5 Закона № 116-ФЗ) и статьей 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее - Закон о занятости № 1032-1) (п. 2 ст. 1 Закона № 116-ФЗ). Рассмотрим их подробнее.

    Примечание. Подробнее о плюсах и минусах аутстаффинга читайте в «Справочнике кадровика» раздела «Кадры и оплата труда» информационной системы 1С:ИТС.

    Кто сможет предоставлять персонал

    Оказывать услуги по предоставлению труда работников (персонала) смогут частные агентства занятости. Это юридические лица, зарегистрированные в РФ, которые прошли аккредитацию на право заниматься данным видом деятельности. Порядок аккредитации должно установить Правительство РФ. Отмечается, что организации должны соответствовать требованиям пункта 6 и пункта 8 статьи 18.1 Закона о занятости № 1032-1 (п. 2 ст. 1 Закона № 116-ФЗ):

    • уставной капитал не менее 1 миллиона рублей;
    • отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов и иных платежей в бюджет;
    • руководитель имеет высшее образование, а также стаж работы в области трудоустройства или занятости населения не менее 2 лет за последние 3 года;
    • у руководителя отсутствует судимость за совершение преступлений против личности или в сфере экономики;
    • применяется общая система налогообложения. То есть организации, применяющие УСН, не смогут оказывать услуги по предоставлению работников (персонала).

    Напомним, что в настоящий момент таких ограничений нет. То есть услуги по предоставлению персонала формально могут оказывать любые организации и индивидуальные предприниматели, в том числе, применяющие специальные налоговые режимы.

    Кроме того, предоставлять своих работников смогут не только агентства занятости, но и некоторые организации (ст. 341.3 ТК РФ, пп. 2 п. 3 ст. 18.1 Закона о занятости № 1032-1):

    • дочерняя компания - материнской;
    • акционеры - акционерным обществам и иным акционерам.

    Порядок и условия предоставления персонала в таких случаях будут отдельно определены федеральным законом.

    Когда можно предоставлять персонал

    Законодатель ограничил произвольное использование «заемного труда» конкретными случаями. К ним относятся предоставление агентством занятости персонала (ст. 341.2 ТК РФ):

    • предпринимателю или юридическому лицу для временного исполнения обязанностей отсутствующих работников, за которыми сохраняется место работы (например, на время отпуска сотрудника по статье 114 ТК РФ, при временном переводе на другую работу по статье 72.2 ТК РФ и др.);
    • предпринимателю или юридическому лицу для проведения работ, связанных с заведомо временным (до 9 месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг. Решение об использовании «заемного труда» принимается с учетом мнения профсоюзного органа, если привлекается более 10 % от среднесписочной численности работников (п. 10 ст. 18.1 Закона о занятости № 1032-1);
    • физическому лицу (не предпринимателю) для личного обслуживания, оказания помощи по ведению домашнего хозяйства. Для этого случая временной период не определен.

    При этом законодатель расширил возможность использования труда отдельных категорий работников:

    • учащихся по очной форме обучения;
    • одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей;
    • лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

    Агентство занятости может направлять их на работу к другому лицу не только в перечисленных случаях, но и в случаях, предусмотренных для заключения срочного трудового договора. Например, статья 59 ТК РФ позволяет заключать срочный трудовой договор на сезонные или временные (до 2 месяцев) работы.

    Когда запрещается предоставлять персонал

    Агентствам занятости запрещается направлять сотрудников для работы в целях (ст. 1 Закона № 116-ФЗ):

    • замены участвующих в забастовке работников принимающей стороны;
    • выполнения работ в случае простоя, осуществления процедуры банкротства принимающей стороны, введения принимающей стороной режима неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения работников;
    • замены работников принимающей стороны, отказавшихся от выполнения работы в соответствии с трудовым законодательством, в т. ч. в связи с задержкой зарплаты на срок более 15 дней;
    • выполнения на объектах, отнесенных к производственным объектам I и II классов опасности, отдельных видов работ, перечни которых утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ;
    • выполнения работ на рабочих местах, условия труда на которых отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени либо опасным условиям труда;
    • замещения отдельных должностей в соответствии со штатным расписанием принимающей стороны, если это является условием получения лицензии, разрешения на определенный вид деятельности, членства в саморегулируемой организации или выдачи свидетельства о допуске к определенному виду работ;
    • выполнения работ в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного (река - море) плавания.

    Законодатель уточнил, что Законом могут быть установлены дополнительные ограничения для направления работников к принимающей стороне.

    Отношения агентства занятости с принимающей стороной

    «Заемный труд» предоставляется на основании договора о предоставлении персонала. По данному договору исполнитель (агентство занятости) направляет временно своих работников с их согласия к заказчику (принимающая сторона) для выполнения трудовых функций согласно их трудовым договорам с исполнителем. Сотрудники трудятся в интересах, под управлением и контролем заказчика, который оплачивает оказанные исполнителем услуги (п. 2 ст. 18.1 Закона о занятости № 1032-1). Несмотря на то, что персонал трудится в интересах заказчика, работодателем является исполнитель, то есть агентство занятости (п. 1 ст. 18.1 Закона о занятости № 1032-1, ч. 1 ст. 341.1 ТК РФ).

    В договор должно быть включено обязательное условие об обеспечении принимающей стороной безопасных условий и охраны труда (п. 11 ст. 18.1 Закона о занятости № 1032-1).

    Агентство занятости обязано контролировать, соответствует ли фактическое использование труда персонала тем функциям, которые указанны в трудовых договорах, а также соблюдает ли принимающая сторона нормы трудового права. В свою очередь принимающая сторона не вправе препятствовать этому (ч. 10 ст. 341.2 ТК РФ). Поскольку принимающая сторона участвует в трудовых отношениях и обязана соблюдать нормы законодательство о труде и охране труда, она может быть привлечена к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ.

    Если в ходе производственной деятельности принимающей стороны с работником произошел несчастный случай, то он расследуется в соответствии с требованиями ТК РФ. Принимающая сторона образует комиссию, в состав которой входит представитель работодателя, направившего этого работника. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не изменяет сроки расследования (ч. 5 ст. 229, ст. 341.4 ТК РФ).

    По обязательствам работодателя, предоставившего работника по договору о предоставлении персонала (по зарплате, компенсации, оплате отпуска, выплате при увольнении и других выплат работнику), субсидиарную ответственность несет принимающая сторона (ст. 341.5 ТК РФ).

    Иные обязательные условия заключения, исполнения и расторжения договора законодатель не оговаривает. Это означает, что сторонам предоставляется свобода в выборе условий договора. Так, в пункте 8 статьи 341.2 ТК РФ оговаривается, что договором может быть предусмотрено:

    • право принимающей организации требовать от направленного работника исполнения трудовых обязанностей, бережного отношения к имуществу, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
    • обязанность принимающей стороны обеспечивать направленного работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения трудовых обязанностей;
    • обязанности принимающей стороны обеспечивать бытовые нужды направленного работника, связанные с исполнением им трудовых обязанностей;
    • обязанность принимающей стороны отстранять от работы или не допускать к работе направленного работника в случаях, указанных в части 1 статьи 76 ТК РФ. Об отстранении от работы или недопущения к работе сотрудника следует известить работодателя незамедлительно.

    Права, обязанности работника и принимающей стороны относительно друг друга указываются в трудовом договоре агентства занятости (исполнителя) с работником. По сути это означает, что данным трудовым договором регулируются трудовые отношения между направленным работником и принимающей стороной (заказчиком). А агентство занятости выполняет роль посредника между ними.

    Несмотря на то, что принимающая сторона может требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и соблюдения трудового распорядка, она не может привлечь его к дисциплинарной ответственности, поскольку не является его работодателем (ст. 192, ч. 4 ст. 341.2 ТК РФ). То есть принимающая сторона не может влиять непосредственно на сотрудника, а вопросы, связанные с качеством работы, с квалификацией сотрудников следует решать с агентством занятости. Во избежание конфликтных ситуаций, рекомендуем сторонам детально прописать в договоре не только права и обязанности, но и ответственность сторон.

    Кроме того, по нашему мнению отношения заказчика и исполнителя по договору о предоставлении персонала носят гражданско-правовой характер. Отметим, что суды, рассматривая споры между сторонами по данным договорам, применяют положения главы 39 ГК РФ о возмездном указании услуг (см. постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.10.2011 № Ф08-6382/11, Московского округа от 09.03.2010 № КГ-А41/665-10 и др.).

    Отношения между агентством занятости и работником

    Во-первых, законодатель впервые определил, что отношения между работником и агентством занятости, направляющим его на работу к принимающей стороне, являются трудовыми. Причем агентство занятости является работодателем по отношению к такому работнику, заключает с ним трудовой договор (ч. 1 ст. 341.2 ТК РФ). Это изменение продиктовано желанием законодателя защитить интересы работника. Ведь в таком случае работодатель обязан соблюдать правила ТК РФ о выплате работнику заработной платы, о предоставлении ему гарантий и компенсаций, ежегодного оплачиваемого отпуска, соблюдения процедуры увольнения и пр.

    При направлении работника к принимающей стороне трудовые отношения между ней и работником не возникают (ч. 4 ст. 341.2 ТК РФ).

    Во-вторых, регламентированы особенности заключения трудового договора между работником и агентством занятости. Такой договор должен содержать условие о выполнении работником по распоряжению работодателя определенной трудовой функции в интересах, под управлением и контролем лиц, не являющихся работодателями по этому трудовому договору (ч. 1 ст. 341.2 ТК РФ).

    Оплата труда сторонних работников должна быть не меньше, чем оплата труда работников принимающей стороны такой же квалификации, выполняющих такие же трудовые функции (ч. 2 ст. 341.1 ТК РФ). Компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются на основании информации, предоставленной принимающей стороной (ч. 3 ст. 341.1 ТК РФ).

    При направлении сотрудника на работу к конкретной принимающей стороне (с которой заключен договор о предоставлении персонала) агентство занятости и работник заключают дополнительное соглашение к трудовому договору. Данное соглашение является неотъемлемой частью трудового договора и должно содержать сведения о (ч. 5 ст. 341.2 ТК РФ):

    • принимающей стороне, включая ее наименование (ФИО - для физического лица), данные об удостоверяющих личность документах (для физлица), ИНН принимающей стороны (за исключением физлица, не являющегося предпринимателем);
    • месте и дате заключения трудового договора;
    • номере и сроке действия договора о предоставлении персонала.

    Дополнительные соглашения к трудовому договору следует заключать с работником по каждой принимающей стороне, у которой он будет трудиться (ч. 6 ст. 341.2 ТК РФ).

    Такое соглашение может содержать также дополнительные права и обязанности работника и принимающей стороны, отраженные в договоре о предоставлении персонала (п. 8 ст. 341.2 ТК РФ, об условиях договора о предоставлении персонала см. выше).

    Если аккредитация агентства занятости приостанавливается или отзывается, оно теряет право заключать трудовые договоры для направления работников по договору о предоставлении персонала.

    Однако все права и обязанности по заключенным ранее трудовым договорам сохраняются (п. 9 ст. 18.1 Закона о занятости № 1032-1).

    Предоставление труда иностранных работников

    Законодатель отметил, что при предоставлении труда иностранных работников должны соблюдаться нормы миграционного законодательства (ст. 6 Закона № 116-ФЗ). Так, согласно пункту 8 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Россию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с ним в трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны:

    • иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Нарушение этой нормы влечет для должностных лиц штраф в размере от 25 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц - от 250 до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток ответственность (п. 2 ст. 18.15 КоАП РФ);
    • обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу. Привлечение к труду иностранного гражданина без соответствующего разрешения грозит для должностных лиц штрафом от 25 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц - от 250 до 800 тысяч рублей, либо приостановлением деятельности на срок от 14 до 90 суток (п. 1 ст. 18.15 КоАП РФ);
    • уведомить налоговый орган о привлечении и использовании иностранных работников. За нарушение данного правила на должностное лицо может быть наложен штраф от 35 до 50 тысяч рублей, на юридическое лицо - от 400 до 800 тысяч рублей либо приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток (см. подробнее в «Справочнике кадровика» раздела «Кадры и оплата труда» информационной системы 1С:ИТС http://its.1c.ru/db/stafft#content:27522:1).

    Из данных положений следует, что работодатель (агентство занятости или иное лицо), предоставляющий иностранный персонал другой организации, должен соблюдать данные правила. В противном случае он может быть привлечен к административной ответственности. Однако не ясно, распространяются ли эти правила на принимающую сторону (заказчика по договору о предоставлении персонала).

    Некоторые суды признают правомерным привлечение к административной ответственности организацию, которая использует труд сторонних иностранных работников без необходимых разрешений (см. например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 06.11.2013 № Ф01-11637/13, ФАС Северо-Кавказского округа от 29.05.2013 № Ф08-2341/13, ФАС Поволжского округа от 13.06.2012 № Ф06-2670/12).

    Обложение налогами и страховыми взносами

    Комментируемый Закон № 116-ФЗ коснулся порядка обложения налогами и страховыми взносами выплат в рамках отношений, связанных с предоставлением персонала.

    Некоторые из них носят технических характер, а некоторые разрешили спорные вопросы. Рассмотрим наиболее важные из них.

    1. Законодатель определил, в каком размере страхователь (агентство занятости или иное лицо, предоставляющее персонал), должно уплачивать страховые взносы «на травматизм» с заработка своих сотрудников. Страховой тариф следует определять в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны, с учетом надбавок и скидок, которые устанавливаются по результатам оценки условий труда направленных работников. Необходимые сведения для определения страхового тарифа, скидок и надбавок к нему принимающая сторона обязана передать страхователю (ст. 2 Закона № 116-ФЗ). Однако порядок определения тарифов (общий или пониженный) для взносов на пенсионное, медицинское и социальное страхование законодательно не установлен. Поэтому рекомендуем применять общий тариф даже в том случае, если заказчик (принимающая сторона) имеет право на пониженный тариф.

    2. Частным агентствам занятости, осуществляющим деятельность по предоставлению персонала, запрещается применять УСН. Такое изменение внесено в пункт 3 статьи 346.13 НК РФ (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 4 Закона № 116-ФЗ). Однако законодатель не разрешил существующий спор о том, может ли принимающая работников сторона применять УСН. Использование «заемного труда» позволяет компании не превышать предельную численность сотрудников и применять спецрежим налогообложения. Однако зачастую налоговые органы обвиняют таких налогоплательщиков в получении необоснованной налоговой выгоды и доначисляют налоги по общей системе налогообложения. Такие споры нередко доходили до суда и решались как в пользу налогового органа (см. постановления Президиума ВАС РФ от 28.04.2009 № 17643/08, ФАС Уральского округа от 01.08.2012 № Ф09-6648/12, от 12.04.2011 № Ф09-1317/11-С3), так и в пользу налогоплательщиков (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.06.2010 № А27-19855/2009).