Руководства, Инструкции, Бланки

бланк заявления на временную опеку

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Форма заявления гражданина о выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью

Форма заявления гражданина о выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью

27 Декабря 2016

Основное количество изменений, связанных с УСН в 2017 году, предусмотрено Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ. Начнем с хороших новостей.

Согласно ст. 5 и 14 Закона № 212‑ФЗ предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы по двум основаниям – за себя и за наемных работников (при их наличии). Если у предпринимателя есть наемные работники, то страховые взносы с выплат, производимых в их пользу, он должен уплачивать в общем порядке. Иначе обстоит ситуация, если у предпринимателя отсутствуют наемные работники.

Выплачивая работникам премии, организация рискует столкнуться с претензиями налоговых инспекторов, которые нередко исключают эти суммы из состава расходов на оплату труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли либо исчисления базы по единому «упрощенному» налогу. При этом контролеры ссылаются на непроизводственный характер затрат и, как следствие, несоблюдение условий признания расходов, установленных п. 1 ст. 252 НК РФ. Чем руководствоваться при решении вопроса о возможности уменьшить налоговую базу на сумму расходов по выплате премий и как обезопасить себя от налоговых доначислений? Давайте разбираться.

26 Декабря 2016

Большинство работников трудятся пять дней в неделю по восемь часов. И немудрено, что они физически не успевают сходить в поликлинику, ЖЭК, к ребенку в школу – ведь часы работы этих учреждений практически такие же. Писать отгул на целый день из‑за родительского собрания не очень хочется, чаще всего работники просто отпрашиваются с работы. В связи с этим у работодателя возникает много вопросов: как быть с оплатой времени отсутствия, как его учитывать, нужно ли оформлять и т. д. Читайте статью – и найдете ответы на названные и некоторые другие вопросы.

Сокращение работников – достаточно трудоемкая процедура: нужно соблюдать достаточно большое количество ограничений, а также правила увольнения, установленные Трудовым кодексом. В данной статье расскажем о рисках работодателя, который решил проводить данную процедуру, и покажем те «узкие места», где чаще всего совершаются ошибки.

бланк заявления на временную опеку:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Постановление Правительства РФ от N 432 - О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения род

    Постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

    Правила
    временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации
    (утв. постановлением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 432)

    С изменениями и дополнениями от:

    12 мая 2012 г. 14 февраля, 2 июля 2013 г. 10 февраля 2014 г.

    1. Настоящие Правила определяют порядок и условия временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети), в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (далее - граждане), а также требования к гражданам.

    2. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях). Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития.

    3. Временная передача детей в семьи граждан не прекращает прав и обязанностей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов.

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. N 93 в пункт 4 внесены изменения

    4. Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяцев.

    При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации, каникулы, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка (детей). При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 6 месяцев.

    Длительность, периоды и конкретные сроки (в течение года) пребывания ребенка (детей) в семье гражданина определяются организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по согласованию с гражданином с учетом обеспечения непрерывности процессов обучения, лечения или реабилитации (социальной, медицинской, психологической, педагогической) ребенка (детей).

    5. Возраст, с которого возможна временная передача ребенка (детей) в семьи граждан, определяется организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка (детей).

    При подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка.

    Выявление пожелания ребенка в форме письменного опроса проводится с учетом возраста и развития ребенка сотрудником организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитатель, социальный педагог, психолог), в обстановке, исключающей влияние на ребенка заинтересованных лиц. Результат опроса фиксируется указанным сотрудником и хранится в личном деле ребенка.

    Пожелания ребенка, умеющего писать, могут быть написаны им лично.

    Учет пожелания ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

    6. Дети, являющиеся братьями и сестрами, находящиеся в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временно передаются в семью гражданина вместе, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по желанию самих детей это невозможно.

    7. Обеспечение продуктами питания или денежной компенсацией на их приобретение детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кроме федеральных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), при временной передаче в семьи граждан осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    Обеспечение продуктами питания или денежной компенсацией на их приобретение детей, находящихся в федеральных государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при временной передаче в семьи граждан осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 659 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении "Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию".

    8. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях временной передачи детей в семьи граждан вправе:

    обратиться за информацией о гражданах, выразивших желание стать опекунами или попечителями, в орган опеки и попечительства, ведущий учет таких граждан;

    информировать указанных граждан о возможности временной передачи детей в их семьи.

    9. Временная передача детей осуществляется в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за исключением:

    а) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

    б) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;

    в) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

    г) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. N 118 в подпункт "д" внесены изменения

    д) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

    Согласно статье 127 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 101-ФЗ) лица, имевшие судимость либо подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, не могут быть усыновителями в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка

    е) лиц, имеющих инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;

    ж) лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. N 93 в пункт 10 внесены изменения

    10. Гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства или пребывания соответствующее заявление по форме. утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации, и следующие документы:

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2012 г. N 474 в подпункт "а" внесены изменения

    а) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2012 г. N 474 подпункт "б" изложен в новой редакции

    б) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие обстоятельств, указанных в подпункте "д" пункта 9 настоящих Правил;

    Заявление на временную опеку образец - Архив документов

    Образцы заявлений и бланки - опека над несовершеннолетними --

    нужен эталон заявления о предназначении ребенку временного опекуна. Кадастровый паспорт можно заказать в любом мфц, срок производства 5 дней. Есть частью правила 2 статьи 32 закона рф 1032-1 от 19 апреля года 1991 о занятости населения (в редакции от 3 июня для г. Следует держать в голове, что выселить человека может быть без рассмотрения дела в суде. Банку очень нерентабельно доводить дело до суда, так как банк понесет не малые расходы на все.(гражданки),желающего(ей) усыновить, принять под опеку (попечительство)малыша либо стать приемным родителем.10-ти лет либо старше требуется его письменное согласие, которое может быть написано раздельно либо здесь же на заявлении.Заявление в органы опеки и попечительства эталон.

    Заявитель приходится родной бабушкой внучки. чтоб условия проживания во временном жлибоще были не ужаснее, чем в ранее занимаемой квартире.Можно оформить наименьшую ранее пенсию пенсионного возраста, если не работаешь? Я как агент покупателя вашей квартиры также запросила бы либо то либо другое. То есть, цифра в отчете об оценке не является для вас неотклонимой для указания в договоре купли-реализации. Покупка квартиры с привлечением ипотечного кредита никак не связана с тем, какую площадь вы занимаете на данный момент. Вчера у покупателя появилась мысль купить долю дочери (у него есть для этого средства), а после просить в банке ипотеку на оставшуюся часть квартиры.

    Необходим образец заявления о назначении ребенку временного опекуна

    ВИДЫ И ФОРМЫ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) - Blog

    Аннотация: опека (попечительство) представляет собой важнейший социально-правовой институт. В области его правового регулирования не происходило изменений уже много десятков лет. Однако вступивший в силу с 1 сентября 2008 г. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» дал возможность развивать теорию классификации видов и форм опеки (попечительства). Это позволит более глубоко уяснить как внешнюю, так и внутреннюю составляющую правоотношений по опеке и попечительству.

    Опека (попечительство) представляет собой такую форму жизнеустройства недееспособных и не полностью дееспособных граждан, при которой они оказываются в условиях, максимально удовлетворяющих их потребностям и интересам.

    С 1 сентября 2008 г. в сфере опеки и попечительства произошли серьезные изменения, обусловленные вступлением в действие Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (далее — Закон об опеке и попечительстве). Надо отметить, что аналога такому нормативному акту в законодательной практике России еще не было.

    У Закона об опеке и попечительстве традиционно есть множество сторонников и противников, но, не вдаваясь в существо спора между ними, отметим, что благодаря ему появилась возможность развивать теорию классификации как видов, так и форм опеки (попечительства), о чем, собственно, далее пойдет речь.

    Классификация опеки (попечительства) по видам необходима не только для теоретического анализа, складывающихся правоотношений, но преследует и сугубо практические цели, давая возможность уяснить их внутреннее содержание.

    Первым основанием для классификации является субъектный состав подопечных с присущими им существенными признаками, характеризующими их возраст, состояние здоровья, а также объем дееспособности. Исходя из этого, можно выделить опеку (попечительство) над взрослыми гражданами и опеку (попечительство) над несовершеннолетними детьми.

    По общему правилу граждане по достижении восемнадцатилетнего возраста приобретают полный объем дееспособности. Вместе с тем гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, что вытекает из п. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Данное положение обеспечивает законное основание для существования институтов признания граждан недееспособными и ограниченно дееспособными.

    Недееспособными могут быть признаны совершеннолетние граждане, страдающие такими психическими заболеваниями, при которых они не способны понимать значение своих действий или руководить ими. После вступления решения суда о признании гражданина недееспособным в законную силу орган опеки и попечительства обязан назначить такому лицу опекуна.

    Граждане, злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими средствами и ставящие свою семью в тяжелое материальное положение, могут быть ограничены судом в дееспособности. Такому лицу орган опеки и попечительства назначает попечителя.

    Имея в виду в качестве подопечных детей, можно выделить опеку (попечительство) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также опеку (попечительство) над детьми, которые не относятся к данной категории.

    Первая группа — это особая группа несовершеннолетних, которые в силу определенных причин (смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, отстранения или освобождения опекунов (попечителей) от исполнения обязанностей, отмены усыновления и пр.) лишились попечения со стороны родителей или лиц, их замещающих. С момента установления данного факта они приобретают специальный правовой статус.

    Он включает в себя, с одной стороны, права, установленные главой 11 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ), обладателями которых являются все несовершеннолетние дети, а с другой — права, предусмотренные специальными нормативными актами, выражающиеся в дополнительных социальных льготах и гарантиях в области образования, здравоохранения, трудоустройства, жилищного обеспечения. Этим государство пытается компенсировать ребенку потерю кровной семьи.

    Одним из основополагающих прав рассматриваемой категории детей является право на семейное воспитание. Согласно п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание. Одной из форм семейного устройства таких несовершеннолетних является опека и попечительство.

    В качестве опекунов или попечителей выступают назначенные органом опеки и попечительства в установленные сроки граждане, которые по своим личным качествам, состоянию здоровья, возрасту удовлетворяют требованиям, предъявляемым к кандидатам в опекуны (попечители) СК РФ, ГК РФ и Законом об опеке и попечительстве.

    При невозможности передачи ребенка в семью он может быть помещен под надзор в образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации (п. 1 ст. 155.1 СК РФ). Детям, устроенным в такие организации, опекуны или попечители не назначаются.

    Исполнение же обязанностей по воспитанию, образованию, содержанию и защите их прав и законных интересов возлагается на данные организации. При этом применению подлежат нормы законодательства об опеке и попечительстве, в части, определяющей права, обязанности и ответственность опекунов и попечителей (п. 2 ст. 155.1 СК РФ).

    Установление опеки (попечительства) над детьми, не входящими в вышерассмотренную категорию, допускается в двух случаях. Первый из них относится к детям несовершеннолетних родителей, не состоящих в зарегистрированном в установленном порядке браке.

    Согласно п. 2 ст. 62 СК РФ несовершеннолетние родители обладают лишь правом на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. В данном случае налицо ограничение родительских прав, продиктованное незрелостью (физической, психической, социальной) молодой матери или отца либо обоих, что делает невозможным осуществление ими родительских прав в полном объеме.

    По этой причине ребенку несовершеннолетних родителей, до достижения ими 16-летнего возраста, может быть назначен опекун, на которого возлагается весь комплекс прав и обязанностей по воспитанию, образованию, материальному обеспечению и защите имущественных и личных неимущественных прав и интересов. Необходимо отметить, что в п. 2 ст. 29 Закона об опеке и попечительстве указано, что опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается в том числе по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет.

    Несоответствие норм СК РФ и Закона об опеке и попечительстве, определяющих возраст, с которого несовершеннолетние родители вправе самостоятельно осуществлять весь набор родительских прав и обязанностей в отношении собственного ребенка, безусловно, должно быть устранено. А до этого момента применению подлежит СК РФ как основополагающий акт в семейно-правовой области.

    Если изложенный выше случай установления опеки является традиционным, то говорить о следующем стало возможным благодаря принятию Закона об опеке и попечительстве. Речь идет об опеке (попечительстве) по заявлению родителей, предусмотренной п. 1 ст. 13 данного Закона. Характерными чертами данного вида опеки (попечительства) являются:

    1) родители, желающие воспользоваться возможностью установления над их детьми опеки или попечительства, вправе обратиться в орган опеки и попечительства с соответствующим письменным заявлением, в котором в обязательном порядке указываются: во-первых, причина, в силу которой родители не смогут исполнять свои родительские обязанности, во-вторых, срок нахождения их ребенка (детей) под опекой или попечительством и, в-третьих, кандидатура предполагаемого опекуна или попечителя. Причина, указанная родителями в заявлении, должна быть уважительной.

    К сожалению, Закон об опеке и попечительстве не дает примерного перечня таковых, а это означает, что рассмотрение вопроса об отнесении или неотнесении того или иного основания временного отсутствия родителей к категории уважительной целиком и полностью зависит от усмотрения органа опеки и попечительства.

    Что касается срока пребывания ребенка в семье опекуна или попечителя, то он также Законом не установлен. Представляется, что максимальный период не должен превышать 5 лет. Данный вывод можно сделать, исходя из анализа возможных причин отсутствия родителей рядом с собственным ребенком (детьми). К таковым можно отнести: зарубежную командировку, экспедицию и пр.

    Не предусмотрел Закон об опеке и попечительстве и правовые последствия в случае неявки родителей в установленный срок. Представляется, что в подобной ситуации орган опеки и попечительства должен вынести дополнительный акт о продлении полномочий опекуна или попечителя, а также, исследовав обстоятельства, не позволившие родителям явиться вовремя, при необходимости принять меры к привлечению их к ответственности, вплоть до лишения родительских прав. Кандидатура будущего опекуна или попечителя должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым действующим законодательством к личности, возрасту, состоянию здоровья и пр.

    С целью своевременного установления опеки (попечительства) орган опеки и попечительства должен незамедлительно осуществить проверку данного гражданина, о результатах которой довести до сведения заявителей;

    2) заявление о назначение ребенку (детям) опекуна или попечителя должно исходить от обоих родителей — матери и отца, т.е. быть совместным. В этой связи возникает весьма справедливый вопрос: а может ли воспользоваться рассматриваемым правом единственный родитель? В силу прямого толкования п. 1 ст. 13 Закона об опеке и попечительстве подобные ситуации невозможны. Но, исходя из принципа равенства прав и обязанностей родителей, такое положение дел недопустимо.

    Оба родителя либо единственный родитель, в случае, когда другой родитель умер, лишен родительских прав, признан недееспособным, если местонахождение его неизвестно или не установлено отцовство, безусловно, должны быть в равной мере наделены правом ходатайствовать о назначении их детям временного опекуна или попечителя, разумеется, только при наличии у них уважительной причины.

    Сложнее будет обстоять дело, если родитель, с которым проживает ребенок, заинтересован в установлении временной опеки или попечительства, а другой родитель, отдельно проживающий от ребенка, по тем или иным причинам не пожелает подать совместное заявление в орган опеки и попечительства.

    Представляется, что положительное разрешение подобной ситуации возможно путем закрепления в Законе об опеке и попечительстве следующего положения: «Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, ходатайствует об установлении над ним опеки или попечительства, орган опеки и попечительства вправе принять такое заявление и, рассмотрев его, вынести решение об установлении опеки или попечительства над ребенком или отказать в этом, исходя из интересов несовершеннолетнего и с учетом возражений отдельно проживающего родителя».

    Если родители проживают раздельно, например, после развода, то при достижении консенсуса между ними они вправе воспользоваться рассматриваемым правом. Нет никаких ограничений и тогда, когда родители не состоят в браке.

    3) родители могут ставить вопрос о назначении опекуна или попечителя только в отношении их общего (кровного или усыновленного) ребенка, а также в отношении не только одного, но и нескольких общих детей;

    4) Закон об опеке и попечительстве называет в качестве носителей анализируемого права только родителей. Однако к кровным родителям в силу ст. 137 СК РФ приравниваются усыновители, поэтому наличие у них права подавать подобные заявления в органы опеки и попечительства имеет вполне законное основание. Вместе с тем отметим, что совершенно обоснованным было бы наделение правом, о котором идет речь, также лиц, замещающих родителей, а именно опекунов (попечителей), приемных родителей.

    Такая законодательная новелла, во-первых, гарантирует стабильное проживание ребенка в семье, несмотря на непредвиденно возникшие жизненные обстоятельства, и, во-вторых, исключает необходимость поиска новых способов его жизнеустройства, поскольку в качестве временных опекунов (попечителей) могут выступать иные совершеннолетние члены приемной семьи.

    Временной критерий является следующим основанием для классификации, исходя из которого можно выделить бессрочную опеку (попечительство) и временную.

    Надо сказать, что термин «бессрочная (постоянная) опека (попечительство)» в Законе об опеке и попечительстве не употребляется. Однако теоретическое выделение такой категории необходимо и возможно тогда, когда не определяются или невозможно определить временные рамки нахождения гражданина под опекой (попечительством).

    При этом подчеркнем, что данная разновидность имеет весьма условный характер. Бессрочной можно назвать, например, опеку над лицом, признанным судом недееспособным, и попечительство над лицом, признанным судом ограниченно дееспособным.

    В данном случае ни суд, ни орган опеки и попечительства не определяют какие-либо предельные сроки нахождения таких граждан под опекой или попечительством. Восстановление гражданской дееспособности может произойти, если лицо излечится от психического заболевания либо от алкоголизма или наркомании, а может и не произойти вовсе. Условность же такой опеки (попечительства) состоит в том, что максимальный срок ее существования все же имеет место и в конечном итоге определяется днем смерти подопечного.

    Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку или попечительство опять же с определенной долей условности можно отнести к категории бессрочной или постоянной, имея в виду, что попечительство автоматически прекращается по достижении несовершеннолетним восемнадцати лет либо при приобретении им полного объема дееспособности до наступления совершеннолетия (вступление в брак, эмансипация).

    Закон об опеке и попечительстве выделяет два специальных вида временной опеки (попечительства): предварительную опеку (попечительство) и опеку (попечительство) по заявлению родителей, о которой речь шла выше.

    Институт предварительной опеки (попечительства) является новым для современного российского гражданского и семейного законодательства. Предварительная опека (попечительство) ограничена строгими временными пределами. По общему правилу этот срок не должен быть более одного месяца, и лишь в исключительных случаях он может быть увеличен до двух месяцев.

    Согласно п. 5 ст. 12 Закона об опеке и попечительстве предварительная опека и попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенный опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке.

    Назначение конкретного лица временным опекуном или попечителем не означает, что оно автоматически будет назначено таковым на постоянной основе, поскольку в процессе проверки его личности, состояния здоровья может быть обнаружено несоответствие реальных обстоятельств требованиям законодательства.

    Установление предварительной опеки (попечительства) допускается как в отношении несовершеннолетних, так и в отношении взрослых недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, если их интересы требуют немедленного назначения опекуна или попечителя.

    Временные опекуны (попечители) могут назначаться, в частности, после отобрания ребенка у родителей или лиц, их замещающих, в порядке ст. 77 СК РФ, при возникновении непосредственной угрозы его жизни или здоровью, если орган опеки и попечительства придет к выводу о нецелесообразности устройства несовершеннолетнего в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Опекуном или попечителем в этих случаях может быть назначен только совершеннолетний и полностью дееспособный гражданин. Для принятия акта о назначении лица временным опекуном или попечителем достаточно двух документов: документа, удостоверяющего личность, и акта обследования органом опеки и попечительства условий жизни претендента во временные опекуны (попечители). Проведение предварительной проверки сведений о личности такого гражданина в соответствии с п. 1 и 2 ст. 10 Закона об опеке и попечительстве не требуется.

    Временный опекун (попечитель) обладает всеми правами и обязанностями, предусмотренными ГК РФ, СК РФ, Законом об опеке и попечительстве, а также иными федеральными законами, кроме права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

    Отношение специалистов к рассмотренному выше институту неоднозначно. С одной стороны, определенный положительный эффект от его законодательного закрепления вполне очевиден. Назначение опекуна (попечителя) в общем порядке — весьма кропотливая процедура, включающая в себя сбор многочисленных документов, прохождение медицинского освидетельствования и пр. Но зачастую в жизни возникают экстренные ситуации, когда время имеет существенное значение.

    И предварительная опека (попечительство) здесь как нельзя кстати. С другой же стороны, СК РФ предъявляет к кандидатам в опекуны (попечители) повышенные требования, в том числе существуют ограничения по состоянию здоровья. С этой точки зрения считается, что нельзя рисковать жизнью и здоровьем (физическим, психическим) ребенка только ради того, чтобы срочно устроить его в семью.

    Также отметим, что на сегодняшний день имеют место быть и вполне успешно функционируют специализированные учреждения, основной задачей которых является социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Таковыми являются: социально-реабилитационные центры, социальные приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

    В центры круглосуточно принимаются несовершеннолетние дети в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства.

    Содержание п. 6 — 10 ст. 10 Закона об опеке и попечительстве позволяет выделить в качестве критерия для классификации численность субъектов на стороне опекунов (попечителей) и на стороне подопечных. Анализ п. 6 ст. 10 данного Закона позволяет сформулировать общее правило, согласно которому у каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель.

    Однако, исходя из интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе назначить ему нескольких опекунов или попечителей либо наделить одно и то же лицо правовым статусом опекуна (попечителя) в отношении сразу нескольких подопечных.

    Законодательное закрепление принципа множественности в отношениях по опеке (попечительству) легализует реальные жизненные ситуации, при которых, например, опекунами (попечителями) ребенка становятся одновременно и дедушка, и бабушка. Множественность на стороне подопечных возникает, когда решается вопрос о передаче под опеку (попечительство) родных братьев и сестер.

    П. 8 — 9 ст. 10 Закона об опеке и попечительстве выделяют две группы правомочий соопекунов и сопопечителей. Первую группу составляют права и обязанности по представительству и защите прав и интересов подопечных. Их распределение между несколькими опекунами или попечителями Закон не предусматривает.

    Указывается лишь то, что правомочия в этой области реализуются ими одновременно, исходя из принципа равенства. Для совершения каких-либо юридически значимых действий одним из опекунов (попечителей) требуется получение доверенности от остальных. Вторая группа включает в себя обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетних также обязанности по обучению и воспитанию.

    Эти полномочия могут быть распределены между опекунами (попечителями), что фиксируется в акте органа опеки и попечительства об их назначении или в договоре об осуществлении опеки (попечительства), но могут и не распределяться. В последнем случае соопекуны (сопопечители) несут солидарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

    В качестве особого вида опеки (попечительства), предусмотренного п. 2 ст. 13 Закона об опеке и попечительстве и собственно появившегося впервые в данном Законе, можно назвать опеку (попечительства) по заявлению единственного родителя.

    Единственный родитель, имеющий ребенка (детей), вправе обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением, в котором он формулирует просьбу передать несовершеннолетнего под опеку (попечительство) конкретному лицу в случае его смерти. По мнению А.М. Рабец, такое заявление можно рассматривать как своего рода «духовное завещание».

    Заявление, подаваемое родителем, должно быть облечено в письменную форму и собственноручно им подписано. Подпись на заявлении в обязательном порядке заверяется руководителем органа опеки и попечительства, а при невозможности родителя явиться в данный орган подпись удостоверяется нотариусом; организацией, где родитель работает или учится; товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо управляющей организацией по месту жительства родителя; администрацией учреждения социальной защиты населения, в которой родитель находится, медицинской организацией, в которой он проходит лечение; командиром (начальником) воинской части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения; начальником уголовно-исправительного учреждения, где родитель отбывает наказание.

    Родитель вправе отозвать или изменить содержание поданного ранее заявления, указав, например, иное лицо в качестве желаемой кандидатуры на роль опекуна (попечителя).

    Несмотря на внешнюю безупречность рассматриваемой законодательной новеллы, все же возникает множество вопросов, в частности: должен ли родитель представлять в орган опеки и попечительства доказательства того, что он является единственным, а также подтверждать вероятность наступления факта скорой смерти?

    Поскольку Закон об опеке и попечительстве ставит возможность подачи родителем заявления в определенные рамки, то представляется, что ответы на поставленные вопросы должны быть положительными.

    Родителя можно признать единственным, если другой родитель умер, объявлен судом умершим или если при государственной регистрации в актовую запись о рождении ребенка сведения об отце не вносились либо фамилия отца записана по фамилии матери, а его имя и отчество — по ее указанию (фиктивное отцовство), а также при признании другого родителя безвестно отсутствующим, недееспособным или если он лишен родительских прав.

    Если второй родитель не проживает совместно с ребенком и более того — не участвует в его воспитании и содержании, то, несмотря на это, родителя, подавшего заявление в орган опеки и попечительства, нельзя считать единственным.

    Подтверждением факта скорой смерти может служить медицинский документ, в котором должно указываться заболевание, которым страдает родитель.

    Еще один нюанс, на который следует обратить внимание, заключается в моменте рассмотрения заявления, поданного родителем. По смыслу ст. 13 Закона об опеке и попечительстве непосредственное рассмотрение заявления, а также проверка названного в нем кандидата в опекуны (попечители) производятся органом опеки и попечительства после наступления смерти родителя.

    Данный подход представляется неверным, поскольку п. 5 ст. 13 Закона об опеке и попечительстве закрепляет право органа опеки и попечительства вынести акт об отказе в назначении опекуном или попечителем лица, указанного родителем в своем заявлении, если будет установлено, что такое назначение противоречит гражданскому или семейному законодательству либо интересам ребенка. Именно по этой причине заявление единственного родителя должно быть рассмотрено непосредственно после его подачи с целью предварительной проверки лица — предполагаемого опекуна (попечителя) на предмет его соответствия требованиям законодательства.

    Результаты проведенной работы должны быть доведены до сведения заявителя с тем, чтобы он при необходимости мог предложить иное лицо, имеющее желание и возможность исполнять функции опекуна (попечителя) в будущем. После смерти родителя действия органов опеки и попечительства должны быть направлены на оказание помощи ребенку и скорейшее назначение опекуна (попечителя).

    При таком положении дел органу опеки и попечительства останется уточнить лишь некоторые детали, например, не изменилось ли намерение лица быть опекуном (попечителем), не возникли ли в его жизни какие-либо обстоятельства, делающие невозможным принятие ребенка, не испортились ли отношения между ними и пр. Несомненно, наличие данных о предварительной проверке способно сэкономить много зачастую драгоценного времени.

    Согласно п. 1 ст. 36 ГК РФ обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. В настоящее время таким законом является Закон об опеке и попечительстве, ст. 16 которого допускает осуществление обязанностей по опеке и попечительству за вознаграждение. Следовательно, можно выделить безвозмездную опеку (попечительство) и возмездную.

    Особого внимания заслуживает вопрос об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных началах, поскольку безвозмездная опека (попечительство) была традиционной для России в прошлом. Согласно ст. 14 Закона об опеке и попечительстве для возмездной опеки (попечительства) установлена договорная форма.

    Иными словами, определена возможность осуществления опеки (попечительства) по договору. В зависимости от форм опеки и попечительства такой договор может именоваться договором об осуществлении опеки и попечительства, договором о приемной семье либо договором о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

    Договор об осуществлении опеки и попечительства не является публичным. Орган опеки и попечительства вправе (не обязан) заключить такой договор или отказать в его заключении, если придет к выводу, что его совершение не отвечает интересам подопечных лиц, которыми могут быть как несовершеннолетние, так и взрослые граждане. При этом остается не ясным, что подразумевал законодатель под понятием «отвечает интересам».

    Заключение рассматриваемого договора всегда следует после издания органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя. С момента его вынесения у опекуна (попечителя) возникают полномочия по представительству и защите прав и законных интересов подопечных лиц, а с момента заключения договора появляется право на получение вознаграждения.

    Договор об осуществлении опеки и попечительства Законом об опеке и попечительстве рассматривается как гражданско-правовой. Не вдаваясь в существо вопроса об определении правовой природы такого договора и особенностей его содержания, остановимся лишь на условиях и порядке выплаты вознаграждения за исполнение обязанностей по опеке и попечительству. В п. 2 ст. 16 указанного Закона предусмотрено, что вознаграждение опекунам (попечителям) может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также бюджетов субъектов РФ.

    Предельный размер вознаграждения, выплачиваемого за счет доходов от имущества подопечного, устанавливается Правительством РФ, а случаи и порядок выплаты вознаграждения из бюджетных средств определяются законами субъектов РФ.

    По просьбе опекуна (попечителя), добросовестно исполняющего свои обязанности, органы опеки и попечительства вместо выплаты вознаграждения вправе разрешить им безвозмездное использование имущества подопечного в своих интересах. Состав имущества, переходящего в безвозмездное пользование опекуна (попечителя), должен быть определен в договоре об осуществлении опеки и попечительства.

    Между тем, допуская данный вариант, органы опеки и попечительства должны учитывать, что согласно принципу справедливости имущественная выгода, получаемая опекуном (попечителем) от использования имущества подопечного, не должна превышать размер замененного таким образом вознаграждения за исполнение обязанностей по опеке (попечительству).

    В п. 4 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве особое внимание уделяется возможности использования опекуном (попечителем) жилого помещения, принадлежащего подопечному лицу. Это допустимо при условии удаленности места жительства опекуна (попечителя) от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств, примерный перечень которых в Законе, к сожалению, не определен.

    Подчеркнем, что безвозмездное использование жилья, принадлежащего подопечному, не освобождает опекуна или попечителя от обязанности уплачивать свою часть начисляемых коммунальных платежей.

    Вопрос о формах опеки (попечительства), так же как и о видах, никогда ранее не поднимался, поскольку в этом не было никакой необходимости. С принятием же Закона об опеке и попечительстве ситуация изменилась. Формами опеки (попечительства) признаются приемная семья и патронат. Иными словами, приемная и патронатная семья как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утратили свою былую самостоятельность, перейдя в категорию форм.

    В соответствии с п. 1 ст. 152 СК РФ приемная семья — это опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем) на срок, указанный в этом договоре. При этом договор о приемной семье приравнивается к договору возмездного оказания услуг.

    Патронат — это также форма устройства детей, лишившихся родительского попечения, на воспитание в семьи патронатных воспитателей. Но если раньше в основе патронатного воспитания лежал принцип четкого разграничения прав и обязанностей в отношении несовершеннолетнего подопечного между патронатными воспитателями и уполномоченной службой, а при социальном патронате еще и родителями, то теперь такое разделение не допускается.

    В заключение несколько слов о патронаже, а точнее — об изменениях, которые коснулись и его. До 1 сентября 2008 г. согласно п. 1 ст. 41 ГК РФ по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним могло быть установлено попечительство в форме патронажа.

    С таким подходом трудно было согласиться, поскольку при патронаже речь идет о полностью дееспособных гражданах, нуждающихся не в восполнении их дееспособности, а только лишь в помощи, которая по своему характеру может быть весьма разнообразной: разовой или систематической, касаться мелких или только крупных сделок.

    Право определять, какой должна быть эта помощь, целиком и полностью принадлежит лицу, находящемуся под патронажем. По этой причине о патронаже над дееспособными совершеннолетними гражданами следует говорить как о самостоятельном правовом способе помощи со стороны лиц (помощников), которым они полностью доверяют. Данная позиция была воспринята законодателем, что отразилось в ст. 41 ГК РФ, изложенной на сегодняшний день в новой редакции.

    Автор статьи: О.В. ФЕТИСОВА